Научная статья на тему 'Благотворительность и паломничество Новоиерусалимского монастыря в XVIII-XIX столетиях'

Благотворительность и паломничество Новоиерусалимского монастыря в XVIII-XIX столетиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / монастырь / роль / благотворительность / паломничество / Orthodoxy / monastery / role / charity / pilgrimage

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трошкина Н.Г.

Данная статья посвящена исследованию роли благотворительности и паломничества Новоиерусалимского монастыря. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения данной обители и ее значению для православного народа. Целью статьи является изучение благотворительности и благотворителей, ролью паломничества в XVIII-XIX веках, о важности роли монастыря в образовании народной культуры. Теоретическая значимость заключается в дополнении предыдущих исследований своим материалом и анализ данных явлений. Основными методами являлись анализ и синтез. Практическая значимость заключается в том, что выводы сделанные автором помогут глубже познакомить с благотворительной деятельностью и паломничеством обители в изучаемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charity and pilgrimage of the New Jerusalem Monastery in the 18th-19th centuries

This article is devoted to the study of the role of charity and pilgrimage of the New Jerusalem Monastery. The relevance of the study is due to the need to study this monastery and its significance for the Orthodox people. The purpose of the article is to study charity and benefactors, the role of pilgrimage in the XVIII-XIX centuries, the importance of the role of the monastery in the formation of folk culture. The theoretical significance lies in supplementing previous studies with their material and analyzing these phenomena. The main methods were analysis and synthesis. The practical significance lies in the fact that the conclusions made by the author will help to better acquaint you with the charitable activities and pilgrimages of the monastery during the period under study.

Текст научной работы на тему «Благотворительность и паломничество Новоиерусалимского монастыря в XVIII-XIX столетиях»

Трошкина Н.Г.

Соискатель, Московский Государственный Областной Университет, учитель истории. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Рождественская средняя общеобразовательная школа".

Благотворительность и паломничество новоиерусалимского монастыря в XVШ-XIX столетиях*

Благотворительность и паломничество во все времена играли важную роль в жизни монастыря. Вообще сведения о благотворительной деятельности самого монастыря не предавалось огласке, согласно канонам церкви и моральным принципам, но они не могли не отражаться в отчетах в Московскую Синодальную Контору, поэтому в распоряжении автора имеются скудные, но в то же время точные данные о пожертвовании монастыря. Императорским указом от 25 июля 1812 г. Александр I объявил утвердить настоятелям монастыря и всякому духовенству пожертвование на создание народного ополчения. Воскресенский Новый Иерусалим жертвовал в казну 2 пуда 32 фунта серебром и 2 фунта золотом1.

По отчету за 1882 г. на украшение и поддержание храмов было пожертвовано 2000 рублей в общий фонд.

Ежегодно отправлялось пожертвование от монастыря: в помощь обществу Красного креста - 100 рублей 12 копеек, в пользу православных церквей и школ в Западном крае - 115 рублей 45 копеек, на распространение православия между язычниками - 202 рубля 52 копейки, в Палестине паломникам - 107 рублей 9 копеек, Дмитровскому духовному училищу - 100 рублей 54 копейки2.

С 1889 г. в военном ведомстве на случай войны внутри империи для лечения больных и раненных указом обер-прокурора Святейшего Синода было выдано постановление о сообщении в Синод от каждой обители количество мест для размещения. В своем донесении епископ Христофор (являлся настоятель обители) писал, что монастырь мог предоставить летнее здание странноприимного дома на 25-30 мест, с предоставлением продо-

1 РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. Д. 5331. Лл. 3-4.

2 РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Ч. 1. Д. 91. Л. 8.

© Трошкина Н.Г., 2022.

вольствия и сменой белья. Лазарет был открыт в 1904 г. и просуществовал до 1906 г. Более подробные сведения о лазарете отсутствуют в архивах.

В XIX в. монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения недалеко от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог.

На постоянный приток посетителей всегда влияло две вещи: во-первых, история обители и ее значение, во-вторых, наличие старчества. В первом случае монастырь выигрывает своим копированием главной святыни Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Сведений о старчестве же, как в изучаемый период, так и после, не обнаружено.

Основной транспортной «магистралью» по дороге из Москвы в обитель служил Волоцкий тракт, уже позже он начал называться Волоколамским. Представлял он собой грунтовую дорогу, приятной этот путь назвать было сложно. Летом было очень пыльно, весной и осенью грязно, а зимой заснежено, но тем не менее, ездили в собственных бричках или наемных экипажах, заправленных тройкой лошадей. Скорость движения составляла 10-12 верст в час, стоимость была от 2 до 4 копеек серебром за версту. В 1870 г. Волоцкий тракт от Москвы до Воскресенска был шоссирован.

С 1851 г. начала действовать Николаевская железная дорога, желающие могли доехать до станции «Крюково» и оттуда взять экипаж до монастыря. Многие брички, телеги и линейки ждали поезд у станции «Крюково» с утра. Линейка обходилась в 1,5-2.00 рублей за версту, а расстояние занимало 21 версту. Номера самые дешевые в гостинице стоили от 60 копеек3.

Не хватало и мостов через реки, их заменяли перевозы. Из Звенигорода в Воскресенск можно было попасть через перевоз реки Истра, лишь в 1895 г. был построен мост, но не на средства и по ходатайству монастыря, а по распоряжению московского князя А.Г. Щербатова.

Для богатых посетителей проводилась экскурсия, в роли экскурсовода назначался один из числа братии. Паломников манили рассказы о великолепии храма и его сходство с Первообразом.

В 1900 г. монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы.

О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. Настоящее возрождение Воскресенского монастыря произошло в царствование Елизаветы Петровны. Впервые она посетила обитель в 1744 г.. Большое значение для реконструкции Воскресенского собора имело второе посещение Елизаветой Петровной Нового Иерусалима — в сентябре 1749 г.. В монастырь она по-

3 Ростиславов Д.И. Ук. соч. С. 240-243.

жертвовала в общей сумме 42000 рублей. Екатерина II жаловала монастырю 30000 рублей, Павел Петрович 150000 и его сын Александр Павлович 92000 рублей. Каждое царское посещение вклады делали и приближенные царских особ.

В XVIII - XIX вв. подмосковные усадьбы Воскресенской земли были связаны с самыми яркими именами русской истории и культуры - здесь были дворянские гнезда Голицыных, Салтыковых, Чернышо-вых, Гагариных, Толстых, Голохвастовых, Маклаковых. Предки Пушкина были воскресенскими дворянами. Село Глебово связано с творческой судьбой М.П. Мусорского, П.И. Чайковского. Село Бабкино - А. П. Чехова и И.И. Левитана. Село Дедово - А. Блока и А. Белого4. Конечно же, большое место в воспоминаниях уделялось передаче впечатления, которые производил монастырь.

Сам вид вызывал «благоговейное чувство» у посетителей. Архитектура и благолепие монастыря приписывалось благодаря своему покровителю -патриарху Никону. Это место считалось как богоизбранное. Таким образом, можно сказать, что в основном взгляд писателей, поэтов, публицистов на обитель был несколько односторонним, так как недостатки или существующие отрицательные стороны ее жизни не упоминались.

Сохранились также воспоминания современников о посещении Новоиерусалимского монастыря. Здесь стоит отметить труд Андрея Николаевича Муравьева, «Путешествие по святым местам». На момент посещения Нового Иерусалима, Муравьев считался «ревизором» русско-иерусалимских церковных отношений.5 Посещая обитель, автор описывает эти минуты так: «Врата отворились, мы вступили в храм, - радостно затрепетало сердце, что-то родное повеяло мне из-под величественных сводов, из длинных галерей. Так некогда я вступал в святилище Палестины. И оно тоже показалось мне родственным. Ибо я был уже прежде в Воскресенске. Есть невыразимое чувство родства, которое сближает нас, не с одними людьми, но с неодушевленными предметами....»6.

Известный литератор Николай Полевой, поместил свои воспоминания о посещении Ново-Иерусалимского монастыря в своем журнале «Сын Отечества»: «Сколько воспоминаний детства, сколько дум слилось тогда в душе моей, при таком неограниченном славословии Бога.»7.

Из воспоминаний писателя того времени Нароцкого А.А. о воскресной службе, мы узнаем: «Архимандрит запел: «Христос Воскресе из мертвых.»

4 Димов В.А. Путешествие в Новый Иерусалим., С. 21.

5 Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М.:2006. С. 23.

6 Шаталова Л.Н. Сия священная обитель // Об Истре с любовью. М, 2003. С. 336.

7 Святославский А.В. Паломнические записки о Новом Иерусалиме XVIII — начала XX веков // Никоновские чтения. М.:2005. С. 217-232.

и этот радостный возглас поется в Новом Иерусалиме еженедельно по воскресениям, согласно чину иерусалимскому!»8.

Князь Голицын Н.С. писал: «Превосходство Нового Иерусалима над Старым в том, что при богослужении христианском не присутствует турецкая стража и не чувствуется прискорбное разделение между христианами...»9. Каченовский М.Т. написал весьма сентиментальный очерк о пребывании в монастыре10.

В 1852 г. очерк о Новом Иерусалиме выходит у Иосифа Белова. В нем содержится последовательное описание имеющихся святынь11. Неравнодушными после посещения Нового Иерусалима остались: Шевелкин И.И.12, Колосов В.И.13, Горчакова Е.С.14, Дашкова Е.Р.15, Герцен А.И.16, Языков Н.М.17, Снегирев И.М.18, Самарин Ю.Ф.19,Толстой Л.Н.20,Чехов А.П.21, Шумахер

B.П.22, Лермонтов М.Ю.23

Поэт Н.М. Языков в письме своему брату А.М. Языкову от 16 августа 1830 года писал: «Третьего дня возвратился я из путешествия в Новый Иерусалим, продолжавшегося с неделю, все это чрезвычайно важно всякому русскому»24. Посетителей и паломников в монастыре было много, и не всегда итогом посещения становились очерки, записки, дневники.

8 Навроцкий А.А. Новый Иерусалим (путевые заметки) // Русская старина. 1884 г. Т. 43. № 8. С. 255-270. С. 261

9 Голицын Н.С. Ук. соч. С. 52.

10 Каченовский М.Т. Путешествие в Воскресенский монастырь, называемый ныне Новым Иерусалимом // Вестник Европы, 1804 г. № 14. С. 97-108. С. 104-105

11 Белов И.П. Новый Иерусалим или Воскресенский монастырь // Путевые заметки и впечатления по Московской и Тверской губерниям. М.:1852. С. 100-108.

12 Шевелкин И.И. Поездка в Воскресенский монастырь, или в Новый Иерусалим // Душеполезное чтение. 1865. Ч. 2. № 6. С. 41-57.

13 Колосов В.И. В Новом Иерусалиме // Древняя и новая Россия. 1880. Т. 18. №10.

C. 365-376.

14 Горчакова Е.С. Поездка в Новый Иерусалим, Савин монастырь и город Дмитров. М.:1886. С. 12-13.

15 Вильмонт Е. Письма из России в Ирландию // Русский Архив. Историко-литературный сборник. 1873. Кн. 10. С. 365-405.

16 Пассек Т.П. Из дальних лет. Т. 1. СПб., 1905. С. 279.

17 Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. Н. Погодина. Кн. 3. СПб., 1890. С. 65.

18 Дневник И.М. Снегирева. 1849-й год. // Русский Архив. Историко-литературный сборник.1903. Вып. 9-12. С. 265-289. С.275.

19 Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т.12. Письма. М.:1911. С. 123.

20 Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого: Толстой в расцвете своего художественного гения». М.:1927. С. 151.

21 Чехов А.П. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.:1930. С. 71.

22 Из воспоминаний П.И. Щукина // Русский Архив. Историко-литературный сборник. М.:1912. Вып. 5-8. С. 82-130. С. 120.

23 Невзорова Л.Г. Новый Иерусалим - памятник русской культуры и истории..., С. 34.

24 Там же.

Новый Иерусалим к концу XIX в. стал местом массового паломничества православных, что неудивительно, поскольку данная обитель уже изначально была задумана Патриархом Никоном не только как место уединения и молитвенного подвига тех, кто решил посвятить свою жизнь монашеству, но и тем местом, куда будут стекаться тысячи верующих прикоснуться к Палестинским святыням25.

Красота окрестностей всегда привлекала паломников, и экскурсии в монастыре не прекращались. Настоятель сам сопровождал особо известных паломников.

В церковных лавках всегда имелись фотографии и открытки с видами монастыря. В 1851 году была открыта фотомастерская. Фотографии с видом на монастырь пытался увезти каждый паломник. Царская семья посещала монастырь и делала значительные вклады. Паломничество играло большую роль в жизни монастыря и являлось неотъемлемой частью дохода обители.

Монастырь являлся не только местом молитвы и уединения, но и центром культуры, играя огромную роль в жизни общества. Покровительство царствующего Дома Романовых в Новом Иерусалиме проявлялось не только в пожертвовании разной церковной утвари и денежных средств, но и в финансировании строительных и реставрационных работ. Точная копия палестинских святынь привлекала к себе и выдающихся деятелей эпохи, вместе с народом они двигались «богодвижному» пути, привлекая большое число паломников. С развитием транспортной магистрали число паломников ежегодно увеличивалось. Монастырь ежегодно проводил свои благотворительные взносы, которые отражались в отчетах в Синодальную контору.

Всенародное признание монастыря, как место поклонения Страстям и Воскресению, забота царственной семьи, его особое благоволение и забота поставили монастырь в ряд самых известных монастырей Российской Империи.

Библиографический список:

[1] РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. Д. 5331. Лл. 3-4.

[2] РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Ч. 1. Д. 91. Л. 8.

[3] Ростиславов Д.И. Ук. соч. С. 240-243.

[4] Димов В.А. Путешествие в Новый Иерусалим М.: 2011.

[5] Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М.: 2006.

[6] Шаталова Л.Н. Сия священная обитель // Об Истре с любовью. М.: 2003.

[7] Святославский А.В. Паломнические записки о Новом Иерусалиме XVIII — начала XX веков // Никонов-

ские чтения. М.: 2005.

[8] Навроцкий А.А. Новый Иерусалим (путевые заметки) // Русская старина. 1884 г. Т. 43. № 8. С. 255-270.

[9] Голицын Н.С. Ук. соч.

25 Святославский А.В. Паломнические записки о новом Иерусалиме XVIII-XX веков., С. 217.

[10] Каченовский М.Т. Путешествие в Воскресенский монастырь, называемый ныне Новым Иерусалимом // Вестник Европы, 1804. № 14.

[11] Белов И.П. Новый Иерусалим или Воскресенский монастырь // Путевые заметки и впечатления по Московской и Тверской губерниям. М.:1852.

[12] Шевелкин И.И. Поездка в Воскресенский монастырь, или в Новый Иерусалим // Душеполезное чтение. 1865. Ч. 2. № 6.

[13] Колосов В.И. В Новом Иерусалиме // Древняя и новая Россия. 1880. Т. 18. № 10.

[14] Горчакова Е.С. Поездка в Новый Иерусалим, Савин монастырь и город Дмитров. М.:1886.

[15] Вильмонт Е. Письма из России в Ирландию // Русский Архив. Историко-литературный сборник. 1873.

[16] Пассек Т.П. Из дальних лет. Т. 1. СПб.: 1905.

[17] Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. Н. Погодина. Кн. 3. СПб.: 1890.

[18] Дневник И.М. Снегирева. 1849-й год. // Русский Архив. Историко-литературный сборник.1903. Вып. 9-12.

[19] Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. 12. Письма. М.:1911.

[20] Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого: Толстой в расцвете своего художественного гения». М.:1927.

[21] Чехов А.П. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: 1930. 21 с.

[22] Из воспоминаний П.И. Щукина // Русский Архив. Историко-литературный сборник. М.:1912. Вып. 3.

[23] Невзорова Л.Г. Новый Иерусалим - памятник русской культуры и истории..., С. 34.

Reference

[1] RGADA. F. 280. Op. 1. D. 5331. Ll. 3-4.

[2] RGADA. F. 280. Op. 6. Ch. 1. D. 91. L. 8.

[3] Rostislavov D.I. UK. op. P. 240-243.

[4] Dimov V.A. Journey to New Jerusalem M.: 2011.

[5] Muravyov A.N. Journey to the Holy Places in 1830. M.: 2006.

[6] Shatalova L.N. This sacred monastery // About Istra with love. M.: 2003.

[7] Svyatoslavsky A.V. Pilgrimage Notes on the New Jerusalem of the 18th - Early 20th Centuries // Nikon Readings.

M.: 2005.

[8] Navrotsky A.A. New Jerusalem (travel notes) // Russian antiquity. 1884. Vol. 43. № 8. Р. 255-270.

[9] Golitsyn N.S. UK. op.

[10] Kachenovsky M.T. Journey to the Resurrection Monastery, now called New Jerusalem // Bulletin of Europe, 1804. № 14.

[11] Belov I.P. New Jerusalem or the Resurrection Monastery // Travel notes and impressions in the Moscow and Tver provinces. M.: 1852.

[12] Shevelkin I.I. A trip to the Resurrection Monastery, or New Jerusalem // Soulful reading. 1865. Part 2. № 6.

[13] Kolosov V.I. In New Jerusalem // Ancient and New Russia. 1880. Vol. 18. № 10.

[14] Gorchakova E.S. A trip to New Jerusalem, Savin Monastery and the city of Dmitrov. M.: 1886.

[15] Vilmont E. Letters from Russia to Ireland // Russian Archive. Historical and literary collection. 1873.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Passek T.P. From distant years. Vol. 1. St. Petersburg: 1905.

[17] Barsukov N.P. Life and works of M. N. Pogodin. Book. 3. St. Petersburg: 1890.

[18] Diary of I.M. Snegirev. 1849 year. // Russian Archive. Historical and literary collection. 1903. Issue. 9-12.

[19] Samarin Yu. F. Works. Vol. 12. Letters. M.: 1911.

[20] Gusev N.N. The life of Leo Nikolaevich Tolstoy: Tolstoy at the height of his artistic genius. M.: 1927.

[21] Chekhov A.P. Full composition of writings. Vol. 1. M.: 1930.

[22] From the memoirs of P.I. Shchukin // Russian Archive. Historical and literary collection. M.: 1912. Issue. 3.

[23] Nevzorova L.G. New Jerusalem - a monument of Russian culture and history..., P. 34.

Трошкина Н.Г.

Соискатель, Московский Государственный Областной Университет, учитель истории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Рождественская средняя общеобразовательная школа".

благотворительность и паломничество новоиерусалимского монастыря в XVШ-XIX столетиях Аннотация. Данная статья посвящена исследованию роли благотворительности и паломничества Новоиерусалимского монастыря. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения данной обители и ее значению для православного народа. Целью статьи является изучение благотворительности и благотворителей, ролью паломничества в XVШ-XIX веках, о важности роли монастыря в образовании народной культуры. Теоретическая значимость заключается в дополнении предыдущих исследований своим материалом и анализ данных явлений. Основными методами являлись анализ и синтез. Практическая значимость заключается в том, что выводы сделанные автором помогут глубже познакомить с благотворительной деятельностью и паломничеством обители в изучаемый период.

Ключевые слова: православие, монастырь, роль, благотворительность, паломничество.

Troshkina N.G.

Competitor Moscow State Regional University, teacher of history. Municipal budgetary educational institution, secondary school.

Charity and pilgrimage of the New Jerusalem Monastery in the 18th-19th centuries Abstract. This article is devoted to the study of the role of charity and pilgrimage of the New Jerusalem Monastery. The relevance of the study is due to the need to study this monastery and its significance for the Orthodox people. The purpose of the article is to study charity and benefactors, the role of pilgrimage in the XVIII-XIX centuries, the importance of the role of the monastery in the formation of folk culture. The theoretical significance lies in supplementing previous studies with their material and analyzing these phenomena. The main methods were analysis and synthesis. The practical significance lies in the fact that the conclusions made by the author will help to better acquaint you with the charitable activities and pilgrimages of the monastery during the period under study. Key words: Orthodoxy, monastery, role, charity, pilgrimage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.