Научная статья на тему 'Благотворительность «Болшевского Абрамцево» в истории русской культуры ХХ века'

Благотворительность «Болшевского Абрамцево» в истории русской культуры ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болшевское Абрамцево / Одоевские / Дарьинский приют / Болшевская трудовая коммуна / С.Н.Дурылин / Bolshevskoe Abramtsevo / Odoevskiy / Darya-shelter / Bolshevo labor commune / S. N. Durylin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калашников Александр Сергеевич, Казакова Ирина Сергеевна

Статья рассказывает о культурологическом термине «Болшевское Абрамцево» истории микрорайона Болшево г. Королёв Московской области сквозь призму биографий выдающихся личностей, связанных с этим местом и их благотворительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARITY OF "BOLSHEVSKY ABRAMTSEVO" IN THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE OF THE XX CENTURY

The article tells about the cultural term "Bolshevskoe Abramtsevo" the history of the of Bolshevo, Korolev, Moscow region, through the prism of biographies of prominent personalities associated with this district and their charitable activities.

Текст научной работы на тему «Благотворительность «Болшевского Абрамцево» в истории русской культуры ХХ века»

RAR

УДК 930.85 ББК 71.

10.34685/HI.2020.28.1.005

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ «БОЛШЕВСКОГО АБРАМЦЕВО» В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА

Калашников Александр Сергеевич,

аспирант Института Наследия, БУК МОК, отдел «Мемориальный дом-музей С.Н.Дурылина», ул. Свободная д. 12, М.О., г. Королёв, 141060, e-mail: [email protected]

Казакова Ирина Сергеевна,

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья рассказывает о культурологическом термине «Болшевское Абрамцево» - истории микрорайона Болшево г. Королёв Московской области сквозь призму биографий выдающихся личностей, связанных с этим местом и их благотворительной деятельности. Ключевые слова

Болшевское Абрамцево, Одоевские, Дарьинский приют, Болшевская трудовая коммуна, С.Н.Дурылин.

Болшево - самая древняя часть города, который известен сейчас как Королёв Московской области. Впервые упоминается в летописях в 1573 году, однако, поселения в этом месте были и раньше, о чём свидетельствует история Клязь-мо-Яузского волока - древнего водного пути и селений, связанных с его обслуживанием.

Появлением термина «Болшевское Абрамцево» мы обязаны писателю, общественному и государственному деятелю - Николаю Дмитриевичу Телешову1. Именно он, часто отдыхая в санатории «Сосновый бор» и посещая Сергея Николаевича Дурылина в Болшево таким образом

1 История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. X. Литература 1890--1917 годов. М., 1954. С. 574-606.

сравнил это место со всем известным центром притяжения деятелей искусства - усадьбой Абрамцево.

Если рассматривать историю Болшева целиком, и освещать в её контексте биографии всех выдающихся личностей, связанных с этим местом, исследование выйдет за формат статьи, поэтому, чтобы ограничить временные рамки, был выбран период истории, связанный с такими фамилиями как Одоевские и Дурылин и их благотворительной деятельности - как ограничение спектра тем, связанных с биографиями этих выдающихся личностей.

Именно с личностью культуролога, историка, педагога, религиозного философа, православного священника - Сергея Николаевича Дурылина, являвшегося домашним педагогом в семье Ма-

39

40

монтовых в Абрамцево и его наследием связан термин «Болшевское Абрамцево», поэтому в названии статьи фигурирует ХХ век, тем не менее история благотворительности Болшева связана в первую очередь с последним владельцем этого села из рода князей Одоевских - отставным полковником Петром Ивановичем.

Одоевские появились в Болшево в 1651 году, получив эти земли по наследству от боярина Шереметева. Княжеский род Одоевских ведёт свою летопись от Рюрика и известен с XII века. Знаменит он тем, что подарил России многих видных государственных и военных деятелей, деятелей искусства2.

В 1805 году дочь князя Петра Ивановича - Дарья - выходит замуж за графа де-Кенсона, в связи с чем владелец Болшева делит имение на две части, между двумя детьми - Сергеем и Дарьей. Однако, сын погибает в 1813 году в битве с наполеоновскими войсками под Лейпцигом. Горе, постигшее семью, не позволяет оправиться от этого события жене князя Елизавете Николаевне, которая тоже вскоре скончалась.

В память о сыне Пётр Иванович передаёт его часть наследства на обустройство богадельни в Болшево, которой управляет до конца своих дней (умер в 1826 году), а после - богадельня поступает в ведение Московского Попечительного о бедных комитета Императорского Человеколюбивого Общества3. Так же богадельне были приписаны мельница на реке Клязьма и лес, ныне так же являющийся микрорайоном города Королёв и носящий наименование «Комитетский лес», по названию Попечительного комитета.

Брак дочери князя оказался бездетным, и Дарья Петровна умерла вскоре вслед за матерью в возрасте 32 лет в 1818 году. Трагические события в семье подтолкнули престарелого князя к дальнейшим благотворительным мероприятиям - так, в честь дочери он основал в своём Московском особняке «Дарьинский приют». Адрес этого заведения - Камергерский переулок д. 3, там, где сейчас располагается театр МХТ. (Фото 1).

Власьев Г.А. Потомство Рюрика. Т.1. Ч.1. СПб., 19061917.

Соколов А. Р. Благотворительная деятельность «Императорского Человеколюбивого общества» в XIX веке // Вопросы истории. 2003. № 3.

Фото 2. Церковь Бессребренников Косьмы и Дамиана, построенная П.И.Одоевским в 1786 году.

В своём завещании Одоевский оставил щедрые вознаграждения всем своим крестьянам, служащим и домовой прислуге.

Похоронен Пётр Иванович вместе со своей дочерью Дарьей в церкви Бессребрянников Косьмы и Дамиана в Болшево. (Фото 2).

Эту церковь он сам и построил для всех прихожан в независимости от благосостояния и положения в 1786 году взамен деревянной обветшалой церкви. А позже, в 1800 году, ещё и церковь Преображения. (Фото 3).

Фото 3. Храм Преображения Господня, построенный П.И.Одоевским в 1800 году. Реконструирован после возврата здания РПЦ в 2003 году.

(В годы Советской власти в здании находился поселковый совет мкр. Болшево).

Появление второй церкви в одном селе обусловлено тем, что храм Косьмы и Дамиана был летним, а Преображения - отапливаемым.

2

3

Фото 4. Здание 3-летнего училища - церковно-приходской школы П. И. Одоевского

Фото 5 Здание 3-летнего училища - церковно-приходской школы П. И. Одоевского.

(сейчас здесь располагается Болшевская библиотека им. С.Н.Дурылина).

Благотворительные дела князя не закончились с его смертью - Убежище Бедным, или т.н. «богадельня» продолжали существовать до самой революции. Опись построек Болшевской богадельни от 1876 года упоминает о более, чем десяти постройках благотворительного назначения (сноска 4 - опись построек). Кроме того, на средства князя, оставленные Комитету, в 1863 году в Болшево было построено 3-летнее училище - церковно-приходская школа П. И. Одоевского «... с целью доставить детям местного населения бесплатное обучение чтению, письму, священной истории и первым правилам арифметики»4. Училище посещали крестьянские дети из близлежащих деревень: Болшева, Кости-но, Власова, Куракина, Лапина.

Бондаренко Л.К., Позамантир Р.Д. Калининград - Королев. К космическим высотам - из глубины веков // Московский журнал, 1998.

В 70-е годы владелец Любимовки - С.В. Алексеев стал попечителем школы им. П.И. Одоевского, устроил в ней бесплатный пансион для 20 детей.

В 1903 здание было перестроено и расширено. Школе передали учащихся из закрытой фабричной школы «Товарищества Ф. Рабенек». Занятия проводились на первом этаже в двух светлых классных комнатах. На втором этаже помещались квартиры для учителей.

В 1913 обучалось 112 человек.

Следует отметить, что школа в этом небольшом здании существовала до 1951 года и носила название «Болшевская школа № 1». Сейчас в этом помещении располагается Болшевская библиотека имени С.Н. Дурылина. (Фото 4).

Говоря о традициях благотворительности в этих местах нельзя не упомянуть Болшевскую трудовую коммуну №1 им. Ф.Э.Дзержинского, организованную в селе Костино, рядом с Болшево в 1924 году по инициативе Дзержинского. О событиях тех дней снят художественный фильм «Путёвка в жизнь»5.

Масштабный педагогический эксперимент продолжался до 1937 года, когда был признан удачным, но завершённым. Изучив описания этой организации и мемуары бывших коммунаров можно заявить, что это был полноценный рай для беспризорников. Альтернатива тюрьме и ГУЛАГу - возможность оказаться в дружном трудовом коллективе, а именно на процветания всего коллектива, как новой формации общества, была направлена вся деятельность Коммуны. Множество спорных моментов, связанных с педагогическим подходом организации БТК, тем не менее, дают право говорить, что всё-таки это был акт благотворительности, т.к. на коммуну государство не жалело денег и условия содержания там основывались на принципе добровольности и достаточных свобод, давая возможность бывшим беспризорникам полноценно влиться в советское общество и даже создать семью. То, что поначалу называли экспериментом, постепенно выходило за его рамки и приобретало черты масштабного социального явления6. К Болшеву приписали двух

Мусский И. А. Сто великих отечественных кинофильмов. М.: Вече, 2005.

Позамантир Р. Болшевская трудовая коммуна // Московский журнал. 1999. №7.

5

6

Фото 6. Сергей Николаевич Дурылин.

известных советских архитекторов - А. Лангмана и Л. Чериковера. В популярном в то время конструктивистском стиле они возводили корпус за корпусом. На главной улице - носившей имя Ф.И. Дзержинского (она и по сей день так называется) - появлялись фабрика-кухня, стадион, учебный комбинат, больница, общежития, жилые дома, магазин, мастерские, цеха, производственные корпуса. Многие из этих сооружений сохранились до наших дней. К 1931 году Коммуна уже выпускала обувь, лыжи, теннисные ракетки и прочий спортивный инвентарь. Достаточно быстро освоили производство коньков, спортивной одежды и других товаров, имеющих отношение к здоровому образу жизни. (Фото 5).

В 1936 году, благодаря Литературному фонду в Болшево появляется общественный и культурный деятель, писатель - Сергей Николаевич Ду-рылин. (Фото 6).

Это можно считать фактом так называемого духовного наследования, так как Дурылин в достаточной мере разделял славянофильские религиозные взгляды семьи Одоевских.

Происходит Дурылин из московской купеческой семьи. Получив отличное образование Сергей Николаевич увлекается в разное время педагогикой, в частности опыт «Народной школы» Л.Н.Толстого, революционными идеями, захлестнувшими все слои населения в преддверии первой русской революции 1905 года, религиозной философией, связанной с такими деятелями как Лосев, Бердяев, Новосёлов, Булгаков, Ро-

занов, Флоренский, Леонтьев, театроведением. В 1920-е годы имел две ссылки по обвинениям, связанным с религиозной деятельностью. Однако, в начале 1930 годов произошёл окончательный поворот направления, русла интересов Дурылина и дальше он уже продолжает педагогическую деятельность и развивается как литературный и театральный деятель7.

С 1936 года у 50-летнего философа С.Н.Ду-рылина начинается самый спокойный и плодотворный в плане творчества, т.н. «болшевский» период жизни - последние 18 лет жизни, проведённые в собственном доме.

В доме Дурылина постоянно гостили представители творческой интеллигенции, среди которых были известные артисты московских театров, писатели, художники, философы и музыканты.

От Одоевских Сергей Николаевич унаследовал не только этот «гений места», как религиозный славянофил, но ещё и тягу к благотворительности, пик которой, без сомнения, приходится на военное время. В начале войны ему предложили эвакуироваться. Вернувшись из Союза писателей, он сказал жене, Ирине Алексеевне: "Война будет долгая. Мы победим, но не за один месяц или год. А ехать нам некуда и незачем!" И они остались в Болшеве, в двадцати километрах от Москвы8.

С самого начала войны величественный дом с мансардой Дурылиных гудел как улей. Здесь бывали многочисленные друзья Сергея Николаевича, корреспонденты по переписке, коллеги: семьи композиторов Бирюкова и Васильева, художника Нестерова, писателя Безруких, критика и публициста Перцова. (Фото 7).

Конечно, это было не «убежище бедных», но Сергей Николаевич с удовольствием принимал всех, кого он мог уберечь от тягот войны.

В конце лета 1941 г., завершив напряжённую работу над портретом академика А.Н.Щусева, к С.Н.Дурылину в Болшево в очередной раз приезжает друг писателя художник М.В.Нестеров, которому на тот момент исполнилось уже 79 лет, вместе с больным туберкулёзом сыном Алексеем. В 1941 и 1942 гг. до самого ухода из жизни он ведёт с Сергеем Николаевичем активную переписку. Но и после смерти художника связь с

7 Торопова В.Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М.: Молодая гвардия, 2014.

8 Там же.

Фото 7. Дом С.Н. Дурылина в Болшево.

близкими Михаила Васильевича у Дурылина не прерывалась. В 1945 г. дом в Болшево посетила младшая дочь живописца Наталья Михайловна Нестерова со своим женихом художником Фёдором Сергеевичем Булгаковым, который только что вернулся с войны. Сергей Николаевич, как священник, бывший, однако, не снявший с себя сан, благословил молодых людей на брак и обвенчал их.

Фото 8. С.Н. Дурылин и М.К.Морозова в Болшево.

По воспоминаниям писателя, фронтовика А.П. Галкина9, часто бывавшего в доме С.Н. Дурылина, ни М.В.Нестеров, ни С.Н.Дурылин не поехали в эвакуацию. Они были уверены, что Гитлеру Москву не взять. Оба упорно продолжали работать и помогали, чем могли советской армии.

Во время войны к С.Н. Дурылину в Болшево приезжали также: перед своим третьим арестом священник Сергей Фудель, молодой начинаю-

9 Галкин А.П. Память сердца. М.: НПО «Энергия», 1993 г.

щий писатель Сергей Голицын, Вера Бобринская, дочь погибшего в заключении в 1937 г. священника Сергея Сидорова, Маргарита Морозова -в прошлом меценат. (Фото 8).

В эти тяжёлые годы продолжается переписка С.Н.Дурылина с поэтом Б.Л. Пастернаком и писателем - мемуаристом Н.Д. Телешовым.

Жена С.Н. Дурылина Ирина Алексеевна, её сёстры Александра и Полина шили дома маскировочные халаты, вязали варежки, которые отправляли на фронт с записками Сергея Николаевича: «Пусть эти варежки согреют не только руки, но и души ваши заботами и любовью оставшихся под Москвой жён, сестёр, матерей»10.

Рядом с Болшевом, в посёлке «Лесные поляны» располагался большой военный госпиталь. По инициативе Сергея Николаевича перед ранеными солдатами и офицерами здесь часто выступали актрисы Полянская, Обухова, Турчанинова.

В Болшеве в военные годы С.Н. Дурылиным написано около 50 работ критико-публицисти-ческой направленности, по которым были так же прочитаны благотворительные лекции. Среди них: «Идея и образ Родины в русской литературе», «Героическая поэзия М.Лермонтова», «Московский Художественный театр во время войны», «Лирой и мечом. Из истории 1812 г. », «Гоголь и Родина», «Нашествие» (о пьесе Л. Леонова) и др.11 (афиши многих благотворительных лекций сохранились в личной коллекции Сергея Николаевича)12.

В 1944 г. С.Н. Дурылину была присвоена учёная степень доктора филологических наук. В 1945г. он был утверждён заведующим кафедрой истории русского театра Государственного института Театрального искусства им. Луначарского. В годы войны Сергей Николаевич не только плодотворно работал, как писатель-публицист, но и делал много докладов, выступал с лекциями перед ранеными в госпиталях. Он делился своими знаниями и со слушателями литературного кружка одного из заводов в Подлипках. Его труд писателя, лектора, про-

10

11

12

Рыбалко В.И. Дома и души: Рассказы, повести, эссе. М. : РУСАКИ, 2007.

Торопова В.Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М.: Молодая гвардия, 2014.

Научный фонд МБУК МОК отдел «Мемориальный дом-музей С.Н.Дурылина».

44

светителя был оценен по достоинству - накануне дня Победы, в начале мая 1945г. Указом Президиума Верховного Совета СССР С.Н. Дурылин был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы»13.

Многие военные самых разных чинов узнавали Сергея Николаевича, а встречи с ним иногда происходили при мистических обстоятельствах. Так, однажды над микрорайоном оказался советский самолёт. Потеряв управление, он врезался в деревья сада у дома С.Н. Дурылина, совсем близко от веранды, на которой в этот момент сидели гости - отмечали чаепитием день рождения хозяйки дома Ирины Алексеевны. (Фото 9).

Фото 10. Самолёт, упавший около дома С.Н.Дурылина 18.05.1942 г.

НЙ СТОПЕ УЖЕ НАКРЫТО, И Ь ЫМНИЙ ХОЛОД В ПЕГШЙ >*№. -НЕСУТ НЯМ &СЕМН ПОЗЯЬЫТЫЙ. ЧУДЕСНЫЙ РУССКИЙ СПМОЛЙР

Фото 9. Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина. Фото в альбоме.

Тогда никто не пострадал, включая пилотов, которые выбравшись из кабины самолёта, первым делом сказали: «А мы знаем вас, Сергей Николаевич. Вы читали в нашей воинской части лекцию несколько месяцев назад». Это памятное событие в истории дома Дурылина произошло 18 мая 1942г. Уникальное событие осталось за-печатлённым на фотографии, которая хранится в настоящее время в фондах Мемориального дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево. (Фото 10).

Фото 10. Самолёт, упавший около дома С.Н.Дурылина 18.05.1942 г.

Несмотря на всё ухудшающееся ещё с юности зрение, Сергей Николаевич так же посвящал себя борьбе с врагом - в первые месяцы войны он дежурил на улицах Болшева, ночью гасил падавшие зажигалки14.

13 Торопова В.Н. Указ.соч.

14 Там же.

Одной из феноменальных благотворительных акций, совершённой Сергеем Николаевичем является предоставление в собственном доме приюта для монахини Феофании. Известно, что на строительство дома частично пошли стройматериалы разрушенного Страстного монастыря в Москве, одна из монахинь которого, Елена Григорьевна Першина (в миру), оказалась буквально на улице. Семьёй Дурылина было принято решение приютить у себя в строящемся доме эту женщину, не смотря на уже пройденные две ссылки за религиозную деятельность. Таким образом, кроме хозяев в Болшевском доме жила до конца своих дней совершенно чужая для них женщина - матушка Феофания. По понятным причинам она скрывала своё монашество и если появлялась в городе, то обязательно без облачения15.

Следует отметить, что благотворительность как явление имеет в нашей стране исторические корни, связанные со становлением и развитием Российского государства. Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обе-

15 Там же.

спечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности». Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего. Именно с пониманием последнего благотворительность приобретает всё более организованный характер и можно сказать «индивидуализируется», т.е. рассматривая историю благотворительности мы всё больше обращаемся не просто к явлениям, а к биографиям выдающихся личностей.

К счастью, стремление к благодеяниям не иссякло и в наши дни и сейчас тоже можно говорить о меценатах, жертвователях и попечителях, спонсирующих те или иные благотворительные мероприятия.

Список литературы

1. Бондаренко Л.К., Позамантир Р.Д. Калининград - Королёв. К космическим высотам - из глубины веков // Московский журнал, 1998 г.

2. Власьев Г.А. Потомство Рюрика. Т.1, Ч.1. СПб., 1906-1917.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Галкин А.П. Память сердца. М.: НПО «Энергия», 1993.

4. Горкуш С.В. История становления благотворительности в России: теоретический аспект // Сб. ст. ФГБОУ ВО «Московский технологический университет». М., 2017.

5. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905.

6. История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. X. Литература 1890--1917 годов. М., 1954.

7. Мусский И. А. Сто великих отечественных кинофильмов. М. : Вече, 2005.

8. Позамантир Р. Д. Болшевская трудовая коммуна // Московский журнал. 1999. №7.

9. Рыбалко В.И. Дома и души: Рассказы, повести, эссе / М.: РУСАКИ, 2007.

10. Соколов А. Р. Благотворительная деятельность «Императорского Человеколюбивого общества» в XIX веке // Вопросы истории. 2003. № 3.

11. Торопова В.Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М.: Молодая гвардия, 2014.

45

THE CHARITY OF "BOLSHEVSKY ABRAMTSEVO" IN THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE OF THE XX CENTURY

Kalashnikov Alexander Sergeevich,

post-graduate student of the Heritage Institute, MBOK MOK, Department «Memorial house-museum of S. N. Durylin»,

Svobodnya str. 12, Moskow region, Koroliov, 141060, e-mail: [email protected]

Irina Kazakova,

Russian state UNIVERSITY social University" e-mail: [email protected]

Аbstract

The article tells about the cultural term "Bolshevskoe Abramtsevo" - the history of the of Bolshevo, Korolev, Moscow region, through the prism of biographies of prominent personalities associated with this district and their charitable activities. Keywords

Bolshevskoe Abramtsevo, Odoevskiy, Darya-shelter, Bolshevo labor commune, S. N. Durylin.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.