RAR УДК 069 ББК 79
10.34685/HI.2020.28.1.006
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЕЕВ: ТРАНСФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ ВРЕМЕНИ
Ченцова Оксана Валериевна,
директор культурно-образовательного центра «Со-знание», ул. Терешковой, 1а, Мытищи, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья рассказывает о культурологическом термине «Болшевское Абрамцево» - истории микрорайона Болшево г. Королёв Московской области сквозь призму биографий выдающихся личностей, связанных с этим местом и их благотворительной деятельности. Ключевые слова
Болшевское Абрамцево, Одоевские, Дарьинский приют, Болшевская трудовая коммуна, С.Н.Дурылин.
Практика ведения образовательных занятий в музеях мира возникла значительно раньше ее осмысления в русле музейной педагогики. Тому доказательством является первый британский публичный музей, а также старейший университетский музей в мире, Ашмоловский музей искусства и археологии в Оксфорде, возникший еще в 1677 году из кабинета курьезов сэра Элиаса Ашмола с научно-образовательными целями. Посетить его изначально мог только узкий круг людей, ученые и студенты, но со временем поход в музей стал не привилегией, а правом. Сотрудничество музеев с академиями и университетами на протяжении всего XVIII в. определяло вектор его развития, обмен научными достижениями, а также обогащение его функций просветительской.
Осмысление музея как института образования с его активной ролью в области просвещения начинало происходить на рубеже XIX и XX веков. Этому предшествовали события, происходящие в Европе XVIII века и получившие дальнейшее распространение: стремительный рост промышленного производства, требовал от рабочих бо-
лее высокой квалификации и образования, что расширяло потенциальную аудиторию музеев, а признание общественностью прав человека на пользование культурным наследием и распространение гуманистических идей Просвещения стимулировали все большее количество частных коллекций становится открытыми для массового осмотра. Вместе с этим остро вставал вопрос становления музейной педагогики как важной практической области знания и научной дисциплины. В 1903 году в Мангейме на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» директор Гамбургского художественного музея, преподаватель и теоретик искусства, Альфред Лихтварк, выступая с основным докладом, высказал мнение о новом статусе музея: «К университетам, появление которых относится к Средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XIX век присоединил новое высшее воспитательно-образовательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждения носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала... Музеи, открытые для всех, задающиеся
47
целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума»1.
В довоенные годы в Германии музееведческая мысль активно развивалась в области развития сотрудничества между школами и музеями с целью улучшить школьное образование, усилить его эмоционально-чувственную составляющую. Согласно исследователю М.Б. Медведевой, с этим явлением связаны имена Георга Кершенштейнера (концепция педагогики музейной экспозиции, построенной с позиции знания психологии и педагогики для восприятия посетителя), Ганса Фрой-денталя (автор термина музейная педагогика, специальной методики работы со школьниками, описанных в книге «Музей - образование - школа» в 1931 г.), Адольфа Рейхвена (руководитель отдела «Музей и школа», внедривший специализированные детские экспозиции в Берлинском музее немецкой этнографии). Понимание музея как института образования и воспитания личности, как важного звена в едином культурно-образовательном пространстве наряду со школами, университетами, академиями, усилило внимание к его гуманистической составляющей и способам обогащения духовной культуры человека.
Тенденция, связанная с «омузеиванием» образования, поиском нового подхода к работе с целевыми аудиториями наблюдалась не только в Германии, но и в других странах Европы, Америки, в России. Деятели культуры и образования особенно активно прибегали к международному обмену опытом. Например, начиная с середины 70-х годов XIX в. в США, которые находились под определенным влиянием в производственном и культурном плане от Европы, под эгидой движения «За возрождение искусства и ремесел», в музеях велась широкая просветительская деятельность с целью развития художественного образования, воспитания эстетического вкуса, детерминированных практико-производствен-ными задачами2.
Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения / Образовательные и воспитательные задачи современного музея. Под ред. Л.Г. Оршанского. СПб., 1914. С.3.
Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. С. 76.
Развитие концепции музейной педагогики и как прикладного явления, и как научно-теоретического прошло несколько этапов:
- 1880-е - 1920-е гг. - общественное признание музея в качестве образовательного института, становление особого направления деятельности музеев, связанного с работой с посетителями;
- 1930-е - начало 1940-х гг. - обогащение теории и практики музейной педагогики концепцией взаимодействия музея и школы;
- 1960-е - 1990-е гг. - формирование музейной педагогики в качестве научной дисциплины3. В контексте роста интереса к неформальному обучению и образованию, в т. ч. в музее, современные усилия музейной педагогики направлены на изучение вопросов мотивации посещения музеев, социализации посетителей, популяризации научных знаний, применение цифровых медиа в музейном пространстве и некоторые другие, а также активно исследуются вопросы психологии восприятия музейной информации и ориентиры взаимодействия музейных работников и посетителей в этом ключе. Актуализируются исследования эффективности музейной коммуникации4.
Считается, что в России активное освоение понятия «музейная педагогика» началось почти на полстолетия позже, чем в Европе. Однако несмотря на временную разницу в этом вопросе сама педагогическая деятельность музеев велась без отставания от зарубежного опыта. Об этом свидетельствует деятельность первого в мире педагогического музея, возникшем в 1864 г., - Педагогического музея военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге, который послужил началом организации учреждений подобного рода не только в России, но и за рубежом, представляя свои достижения на всемирных выставках. Музей продвигал принцип наглядного обучения, в фонде музея содержались прогрессивные коллекции наглядных пособий по различным областям знаний. В нем проводились публичные
3 Медведева Е. Б. Становление музейной педагогики в Германии и России : дис. ... канд. ист. наук. М., 1999. С. 193.
4 Попова Л.В. Современные исследования в области музейной педагогики в Европе // Жизнь Земли. 2019. Том 41 №1. С. 50-53.
1
2
лекции крупнейших ученых и педагогов того времени для школьников и будущих учителей5.
Обращаясь к ранним отечественным трудам в области осмысления социокультурной роли музеев в структуре познания, образования и воспитания, отметим, что выдающийся отечественный философ Н.Ф. Федоров обосновал необходимость включения музея в образовательный процесс с позиции его метафизического основания: «Всякий человек носит в себе музей... ибо хранение - закон коренной, предшествующий человеку, действовавший до него.»6. Он отмечал образовательную сущность музея и его необходимую взаимосвязь с системой образования: «....музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями, посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования. Иначе сказать, музей - есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, и, таким образом, музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеообразным»7. По сути, философ видел миссию музея в интеграции рационального начала (данных науки, предоставляемых учеными) и чувственного начала, способного передать даже самому неосведомленному, «профанному» человеку творческим образом суть явления музея: то культурное наследие, сохраняемое, воспроизводимое и передаваемое от поколения к поколению. В контексте массово возрастающего интереса к музею в отечественной практике 1880-1920-х годов активно развивалась просветительская функция музеев, процветающая в русле экскурсионного движения (например, учебные экскурсии становились методом преподавания отдельных школьных дисциплин)8.
5 Лелина Е. И. Педагогические музеи в России второй половины XIX - начала XX веков: история становления и развития: дисс. ... канд. истор. наук: 07.00.02. СПб, 2008.
6 Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. Общ. Ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1982. С. 578.
7 Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. Общ. Ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1982. С. 605.
8 Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001. С. 153.
Усиливая человеческое в человеке, обращаясь к эмоциональному началу, музей вместе с конкретной информацией передает некий духовный опыт и формирует более тонкую душевную организацию в человеке, обогащая ее за счет интегрированного взаимодействия рационального и эмоционального, чувственно-конкретного и абстрактно-логического. Подобное воздействие на внутреннюю субъективность человека, особенно в стадии становления, имеет далеко идущие последствия положительного характера. Целью этого процесса становится трансформации внутренней субъективности, ее сдвиг в со-трону гуманистических ценностей.
Просветительская функция музея не реализуется прямолинейно, она не ставит перед собой задачу «научить, чтобы научить» конкретному навыку или знанию (разве что в учебном музее может быть поставлена подобная задача). Музей всегда окрашен двойственным культурно-историческим временем эпохи, в которую он существует, и культурно-историческим контекстом эпохи, которую репрезентирует. Он призван обогащать индивидуальную культуру посетителя, передавать ему определенный культурный код, стимулировать его к самопознанию и саморазвитию. Поскольку в музее сталкиваются, как правило, два времени: прошлое и настоящее, то происходит их органическое сочетание в процессе освоения музейного пространства. Ценности первого и ценности второго входят в некий симбиоз бытия человеческого «душевнообразо-вательного» характера: столкновение различных социокультурных бытийных пластов может привести к ревизии своего на фоне чужого, или узнаванию себя в чужом или чужого в себе.
Собственно говоря, можно констатировать, что Н. Ф. Федоров еще во второй половине XIX века описал практически современную модель музейного устройства, в которой заложил органичное сочетание рационального и духовно-нравственного начала, способного и образовать, и духовно возвышать человека.
Сложная, многослойная коммуникационная модель взаимодействия музейной экспозиции, сотрудников музея и аудитории совершенствовалась в практическом выражении на протяжении XIX - XX столетий, и не является застывшей структурой, а развивается в русле потребностей посетителя музеев и по сей день. Начиная с имен вышеупомянутых немецких теоретиков и прак-
49
тиков музейной педагогики, прослеживается тенденция осмысления посетителя музея не как пассивного объекта, а как активного субъекта коммуникационного процесса в культурно-образовательном пространстве музея. Об этом же мечтал и вышеупомянутый Н. Ф. Федоров.
Ярким примером выражения теоретического осмысления взаимно направленного действия всех участников коммуникативной среды музея является концепция канадского ученого Д. Камерона9, созданная на волне «музейного бума» в 60-е годы в странах Европы и Америки. Подобное явление контрастно относительно опыта СССР периода 1920-1950 гг., когда под эгидой политико-идеологической доктрины, аудитория музея воспринималась как пассивно воспринимающая. Превалирующими методами работы с этой пассивной аудиторией являлись лекции и экскурсии, поданные под идеологическим «соусом». Однако, стремясь не отставать от зарубежных трендов на волне оттепельных времен в конце 50-х, а позднее 19601980-х гг., находясь еще в идеологических тисках, отечественные музеи утверждают свое место в системе институтов культуры и образования в виде первоисточников знаний, носящих научный характер, имеющих предметную основу и способных проводить научно-просветительской работу для массовой аудитории10.
Политическая ситуация несомненно повлияла на отставание отечественных музеев от мировой практики в области раскрытия образовательной специфики музеев в контексте коммуникационного подхода к работе с посетителем как равноправным участником диалога.
По мере развития постиндустриального общества с ростом интереса к музеям исследователь К. Хадсон отмечает количественный прирост музеев на десять процентов каждые пять лет11. Следуя за запросами современной культуры, растет многообразие типичных музейных форм (эко-музеи, детские, научные, интерактивные пр.), идет дальнейшая либерализация музеев, увеличение количества их посетителей
9 Duncan F. Cameron The Museum, a Temple or the Forum // The Journal of World History special number, Museums, Society, Knowledge, 1972.
10 Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001. С. 153.
11 Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск : Сибир-
ский хронограф, 2001. С. 11.
и музейных специалистов. С одной стороны подобная тенденция к расширению массовой аудитории демонстрирует повышение культурных стандартов общества, стремление к демократизации культуры и образования, а также актуализации просветительской функции музея, а, с другой стороны, музеи сталкиваются с действительностью общества потребления12, требующего создавать «продукт», востребованный на рынке услуг. И часто этот новый продукт грешит снижением его качества.
Музей в эпоху постмодерна переживает очередную трансформацию. Вместе с тем изменяется и наполнение просветительской функции музея. Музей и прежде позиционировался как место проведения досуга. Однако времени досуга в предшествующие времена и эпохи у человечества было значительно меньше, чем сегодня, кроме этого, досуг не был и столь многолик. Музей в настоящее время адаптируется к новым условиям существования. Ему нужно не только удержать свою традиционную аудиторию, но и привлечь новую, в большей степени молодую.
Ориентация просветительской функции музея на досуг как важный жизненный приоритет современной культуры ставит весомую задачу перед музеями: сохранение своей сущностной самобытности в области трансляции культурных ценностей, наследия, научно обоснованных знаний, и в то же время нахождение эффективного взаимодействия и ценностных точек соприкосновения с запросами современной аудитории. Отражением этой тенденции является постоянный поиск новых форм, в которых часто эмоциональная составляющая выходит на первый план. В частности, к подобному опыту можно отнести распространенную акцию «Ночь музеев», проведение экскурсий-расследований, мастер-классов в музейных пространствах, костюмированные представления, работу с «ожившими экспонатами», рост интерактивных площадок, вовлекающих посетителей в активный процесс освоении музейного пространства, лектории и сообщества при музеях, проведение всевозможных флешмо-бов (например, «night museum challenge») и т.д.
В контексте всепоглощающего потока несистематизированной информации современный
12 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. С. 327.
человек устал ежедневно совершать множество выборов между важным и второстепенным, устал от постоянно увеличивающегося потока и объема ежедневно получаемой информации, в результате тускнеет живая социальная память об исторических событиях.
Отвечая на вызовы современности, создаются новые музеи, увековечивающие социальные явления практически настоящего или ближайшего прошлого времени. Подобное явление усиливает актуальность роли музеев в сохранении наследия и исторической памяти, а также передачи ее посредством просвещения.
Просветительская функция музеев никогда не существовала в отрыве от культурного контекста времени. Она проявляется в самой сущности феномена музея - сохранении, реставрации, трансляции и передачи культурного наследия. В современных условиях перед музеями как фундаментальными институтами культуры и образования стоит непростая задача нахождения баланса, некоего «золотого сечения» между многими составляющими, в частности, интенсивно изменяющимся миром, современной рефлексией по поводу социокультурных ценностей разных времен и их корректной трансляцией, рассчитанной на поддержание интереса к культурно-образовательному пространству музея не только у искушённой публики, но и у новых поколений. Именно они должны понять роль и значение музейных практик. Без этого духовного опыта их мир, сотканный из современных гадже-тов, не обретет живой связи с гуманистическими ценностями далекого и близкого прошлого.
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. С. 327.
2. Лелина Е. И. Педагогические музеи в России второй половины XIX - начала XX веков: история становления и развития : дисс. ... канд. истор. наук: 07.00.02. СПб, 2008.
3. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения / Образовательные и воспитательные задачи современного музея. Под ред. Л.Г. Оршанского. СПб., 1914.
4. Медведева Е. Б. Становление музейной педагогики в Германии и России: дис. ... канд. ист. наук М., 1999. С. 193.
5. Попова Л.В. Современные исследования в области музейной педагогики в Европе // Жизнь Земли. 2019. Том 41 №1. С. 50-53.
6. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. С. 216.
7. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. Общ. Ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1982. С. 575-606.
8. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 194.
9. ангельдиева И. Г. Современный музей в условиях конкурентной среды: трансформация функций и принципов деятельности // Aesthetica Universalis, Москва: МГУ имени М.В.Ломоносова: философский факультет: кафедра эстетики, Специальный выпуск № 3 (7), 2019. С. 176-193.
10. Хангельдиева И. Г., Катина Н.П. Современный музей в предлагаемых обстоятельствах: универсалии и национальная специфика // Вопросы культурологии. М.: Панорама, № 4, 2010. С. 72-80.
11. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001. С. 153.
12. Duncan F. Cameron The Museum, a Temple or the Forum // The Journal of World History special number, Museums, Society, Knowledge, 1972.
51
TRANSFORMATION PROCESSES OF THE EDUCATIONAL FUNCTION OF THE MUSEUMS IN A SOCIO-CULTURAL CONTEXT
Oksana Valerievna Chentsova,
Director of the cultural and educational center "Co-knowledge",
Mytishchi, Russia, 141018, e-mail: [email protected]
Аbstract
The article presents the processes in the field of formation and transformation of the educational function of the museum depending on the needs of the era in which it is considered. In modern conditions, the institutions of culture and education, such as a museum, face a difficult task: to find a balance between the rapidly changing world, reflection and transforming sociocultural values, their corrective translation, audience and dialogue, interactive forms of interaction with the public.
Keywords
Museum, museum functions, educational function of the museum, communicative model of the museum, museum pedagogy, museum as a cultural institution, educational institution.
52