RAR УДК 008 ББК 71
10.34685/HI.2019.27.4.004
КИНОСЦЕНАРИЙ М. ГОРЬКОГО О ТРУДОВЫХ КОММУНАХ1
Плотникова Анастасия Геннадьевна,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Институт мировой литературы им. А.М.
Горького Российской академии наук ул. Поварская, д. 25А, Москва, 121069, [email protected]
Аннотация
В статье на основе архивных документов освещается деятельность М. Горького по поддержке трудовых коммун для беспризорников и исследуется история его сценария «Преступники». В сценарии изображается процесс перевоспитания малолетних правонарушителей в коммунах ОГПУ. В разработке сценария, кроме Горького, принимали участие Г.Г. Ягода, М.С. Погребинский и воспитанники трудовых коммун. Фильм не был поставлен, но сценарий «Преступники» является важной частью творчества М. Горького.
Ключевые слова
Максим Горький, Г. Г. Ягода, М. С. Погребинский, А. М. Роом, киносценарий, кинематограф, трудовая коммуна, Болшевская коммуна.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-012-00325).
Максим Горький всегда принимал деятельное участие в судьбе социально незащищенных детей. Еще в начале ХХ века он стал организатором нескольких социальных проектов, призванных помочь нижегородским рабочим. Несколько лет подряд он устраивал благотворительные елки, где дети не только смотрели представление, но и получали практичные подарки: одежду, ткани, предметы обихода, продукты.
В первые послереволюционные годы страну захлестнула волна детской беспризорности и, как следствие, преступности. В 1920 г. Горький писал В.И. Ленину: «А засим обращаю Ваше внимание на необходимость принять решительные меры по борьбе с детской преступностью <...> я предлагаю организовать "Лигу борьбы с детской преступностью", куда мною будут приглашены все наиболее авторитетные деятели по вопросам воспитания дефективных детей и по вопросу о борьбе с преступностью детской»1. Писатель живо интересовался судьбой детской колонии Союза Городов, попавшей в окружение во время Гражданской войны на Дальнем Востоке, изучал отчеты о детской преступности, обсуждал с педагогами варианты устройства детских исправительных учреждений, присутствовал на заседаниях комиссии по борьбе с детской преступностью и выступал на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью.
В второй половине 1920-х годов Горький искренне восхищался успехами трудовых коммун. Во время путешествия по Советскому Союзу в 1928 г. писатель посетил коммуны А.С. Макаренко в Куряже (Фото 1.) и в Харькове, впервые приехал в коммуны ОГПУ № 1 (в Болшеве) и № 2 (в Люберцах), которые не раз навещал и впоследствии. М. Горький сам называл себя «бывшим социально-опасным», эта проблема была ему хорошо знакома по собственному жизненному опыту.
Рассуждая об опыте коммун в цикле очерков «По Союзу Советов», он писал: «Кое-что о жизни уличных детей я знаю от времен моего детства. В 91-92 годах видел сотни ребятишек, спасавшихся от голода в сытых краях <...> О "колони-
1 Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2007. Т. 13. С. 69.
Фото 1. М. Горький с воспитанниками колонии А.С. Макаренко в Куряже. 1928 г. Мемориальный музей-квартира А.М. Горького.
ях малолетних преступников старого, царского времени у меня тяжелые воспоминания»2.
В 1920-1930-е годы Горький вел активную переписку с А.С. Макаренко, М.С. Погребинским, С.П. Богословским и другими деятелями комму-нарского движения. В 1935 г. во время приезда французского писателя Р. Роллана в СССР на даче Горького в Горках-10 был показан самодеятельный концерт, в котором участвовали воспитанники подмосковных трудкоммун. После спектакля Горький представлял артистов Роллану: «Ведь Вы поймите только, дорогой Ромен, ведь все эти чудесные артисты - бывшие правонарушители, и не будь советской власти, что бы с ними стало? Они бы пополнили число обитателей моего "Дна»...»3.
Получая на отзыв книги о перевоспитании правонарушителей, писатель стремился поддержать авторов. Так, в 1927 г. он называл «замечательной» и «умопомрачительной» книгу Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД»4, помог опубликовать книгу А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», написал предисловие для сборника произведений бывших беспризорных «Вчера и сегодня», где так формулировал цель книги: «... чтобы тысячи беспризорных и социально опасных нашей огромной страны <...> убедились на факте выхода сборника, что пред ними действи-
2 Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М.: ГИХЛ, 1953. Т. 27. С. 154-155.
3 Терентьев М. Принципы воспитания // Коммуна в Николо-Угреше. М., 2012. С. 69.
4 Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2013. Т. 16. С. 275.
тельно открыты все пути к честной и социально полезной работе»5.
Одна из последних редактируемых Горьким книг - сборник «Болшевцы», который рассказывал о становлении и развитии Трудовой коммуны ОГПУ № 1 в Болшеве, об «индивидуальных перерождениях» коммунаров. В предисловии к книге Горький писал: «Вместе с книгами А. Макаренко "Педагогическая поэма" и Иды Авербах "От преступления к труду" эта книга вносит в нашу литературу замечательный рассказ о работе инженеров душ, которые воспитывают тысячи людей в трудкоммунах, <...> которая показывает, как реально, фактами - осуществляется в Стране Советов пролетарский и коммунистический гуманизм»6.
Горькому была интересна и близка эта тема, поэтому, когда появилась идея создания фильма «Преступники», он отнесся к ней с большим энтузиазмом, поскольку видел широкие воспитательные и пропагандистские возможности кино.
Советский кинематограф к началу 1930-х годов уже накопил некоторый опыт в теме борьбы с беспризорностью и детской преступностью. Еще в 1923 г. был снят художественный фильм «Беспризорные» (реж. В. Карин). В создании картины в качестве консультанта участвовал сам Ф.Э. Дзержинский. В фильме была показана энергичная и самоотверженная работа ЧК по изменению жизни малолетних преступников в специальных колониях, где основой воспитательной работы являлся труд. В 1924 г. вышел фильм «Теплая компания» (реж. Л. Мур). В нем сотрудник ЧК собирал группу ребят, от которых отказались все остальные исправительные учреждения. Поначалу дети с недоверием относились к новой жизни в коммуне, однако со временем, увлекшись производственной и общественной работой, они оставили мысль о побеге. Основной сюжет дополнялся авантюрной линией бывшего беспризорника, который помог раскрыть шпионскую организацию. В центре фильма «Марийка» (1925, реж. А. Лундин) история крестьянской девочки-сироты, которую заставили стать помощницей
Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М.: ГИХЛ, 1953.
Т. 26. С. 228.
Болшевцы: Очерки по истории Болшевской имени Г.Г.
Ягоды трудкоммуны НКВД / Под ред. М. Горького. М.,
1936. С. 10.
в воровском притоне. Позже, вступив в пионерский отряд, Марийка полностью изменила свою жизнь и в итоге встретилась со своей старшей сестрой, которая жила и давно разыскивала ее. О жизни в коммунах, о процессе перевоспитания детей и подростков рассказывали картины «Мишка Звонов» (1927, реж. П. Малахов), «Раба» (1927, реж. и опер. А. Яловой), «Два шалуна» (1927, авт. сцен. и реж. Н. Кахидзе), «Митька, Петька и Чем-берлен» (1927, реж. А. Сегель), «Оторванные рукава» (1928, реж. Б. Юрцев, авт. сцен. И. Пырьев), «Беспризорные» (1928, реж. Д. Эрдман), «Золотой мед» (1928, реж. Н. Береснев) «Лягавый» (1930, реж. П. Кириллов) и др.
Самым известным стал фильм «Путевка в жизнь» (1931, реж. Н.В. Экк). О процессе создания картины вспоминала сценарист Регина Янушкевич: «В те времена в нашем кинематографе процветал жанр "культурфильма". Межрабпом заказал нашей троице сценарий такого фильма о беспризорных детях. Для этого мы <.> посещали тюрьмы <...>, побывали в нескольких детских коммунах, общались с чекистами, сотрудниками уголовного розы-ска, встречались на московских улицах с беспризорниками»7. Изначально планировался научно-просветительский фильм, но обилие интересного материала, собранного сценаристами, убедило «Межрабпом» и Деткомиссию ВЦИК о необходимости съемок художественного фильма. Фильм «Путевка в жизнь» приобрел огромную популярность у зрителей, демонстрировался в 107 странах мира, получил признание советских и зарубежных кинокритиков, а в 1932 г. заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции.
Фильм по сценарию М. Горького «Преступники» должен был превзойти все образцы этого жанра. Однако инициатором его создания стал вовсе не писатель, а шеф ОГПУ Генрих Ягода. В марте 1931 г. он сообщал об своих идеях писателю почтой, а летом 1931 г. в Москве Горький и Ягода обсуждали сценарий о беспризорниках, был написан развернутый план произведения. (Фото 2.). В конце 1931 г. Горький уже выслал в Москву из Сорренто часть сценария.
Основное время работы над произведением - 1931-1932 годы. Горький в это время изу-
Янушкевич Р. Великий немой заговорил / Публ. О. Романовой // Киноведческие записки. 2011. № 98. С. 59.
5
6
7
Фото.2. Г.Г. Ягода, М. Горький, М.С. Погребинский. 1932 г. Мемориальный музей-квартира А.М. Горького
чал статистические материалы о детской преступности, неоднократно посещал трудовые коммуны ОГПУ и другие воспитательные учреждения, беседовал с ребятами и педагогами. В соответствии с близкой писателю идеей «коллективного творчества» предполагалось, что он напишет только первую часть сценария, до 1922 г., а вторую часть должен был написать М.С. Погребинский, сотрудник ОГПУ и куратор трудовых коммун. В письме от 3 января 1932 г. он писал Горькому: «Все же я надеюсь от Вас получить письмо <...> за прилагаемую при этом мазню <. > Г<енрих> Г<ригорьевич> (Ягода. - А.П.) мне говорил, что Вы напишете до 22-го года, а я должен дать наброски - Звенигорода и Болшево»8.
Далее Погребинский давал пояснения к своей части сценария:
«"Кто они" написано для того, чтобы дать некоторые картинки жизни перед изъятием с улицы, а также за счет кого и как <. > пополнялся воровской мир <.>
"Преступники", конечно, написано мной далеко не полно. И тут вся надежда на Вас.
Единственное, что я мог бы еще сделать - это рассказать режиссеру и участвовать - вернее, консультировать при съемке»9.
Рукопись М.С. Погребинского не сохранилась, однако Горький писал Ягоде, отправляя отредактированный сценарий: «Вы видите, что последней части материала, данного Погребин-
ским, я не касался, написал только введение к нему в форме чьей-то напутственной речи агентам»10.
Конечно, уверенности в литературных способностях Погребинского не было ни у него самого, ни у Горького, ни у Ягоды. Под авторством Матвея Погребинского вышло несколько книг: «Трудовая коммуна ОГПУ» (1928), «Фабрика людей» (1929), «Реформа тюрем и перспективы исправительно-трудового дела в СССР» (М.: НКВД СССР, 1929), однако все это были небольшие брошюры, а не художественные сочинения. Существенные различия в стиле этих книг позволяют усомниться даже в том, что их автором был один человек. Трудно установить, насколько Горьким был использован именно тот текст, который Погребинский прислал 3 января 1932 г., однако при анализе сценария «Преступники» легко выявляются связи текста с книгой «Фабрика людей» и с планом, приведенным в его письме.
В конце января 1932 г. Горький отправил черновой вариант сценария Г.Г. Ягоде, и тот вносил в текст некоторые изменения: «Вот мои маленькие, скорее, технические поправки»11. Горький приветствовал «коллективный» способ работы над произведением, привлекал к его созданию и кинематографистов, и сотрудников и воспитанников трудовых коммун: «Весь материал по сбору беспризорных с улиц и затем по организации колонии мы должны раздраконить тоже совместно с Мотей (М.С. Погребинским. - А.П.) и режиссерами, один я не могу сладить с ним»12.
В 1932 г. сценарий дважды обсуждался воспитанниками Трудовых коммун № 1 и № 2. В сообщении, подготовленном для прессы, участие коммунаров отмечалось особо: «Первая и вторая трудкоммуны ОГПУ всемерно помогают работе над фильмой, выделив в помощь фабрике специальные группы актива из среды наиболее талантливых коммунаров. Консультируют группу основатели и организаторы коммуны»13.
Первое обсуждение состоялось 14 мая 1932 г. в Николо-Угрешской коммуне. На том многолюд-
8 Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). КГ-од-2-31-11.
9 Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). КГ-од-2-31-11.
10 Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2019. Т. 21. С. 59.
11 Переписка М. Горького с Г.Г. Ягодой / Публ. Л.А. Спиридоновой // Неизвестный Горький. Вып. 3. М., 1994. С. 183.
12 Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2019. Т. 21. С. 59.
13 Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). ХПГ-43-1-3а.
33
ном собрании присутствовали Матвей Погребин-ский, руководители (Алексей Чекмазов) и рядовые члены коммун (Ермаков, Аболмасов, Ситников и др.). Стенограмма этого совещания опубликована14, оригинал хранится в Архиве А.М. Горького15. Воспитанники высказывали свои соображения о том, что выглядит в сценарии правдивым, а что вызывает сомнения, предлагали новые сюжетные ходы и эпизоды. Предложения коммунаров были основаны на их собственном жизненном опыте: ребята вспоминали о своей прошлой беспризорной жизни, о строительстве коммуны, о существующих в ней порядках. Горький не присутствовал на заседании, но позднее стенограмма была ему передана, и, судя по пометам, писатель читал документ очень внимательно. Некоторые места отчеркнуты красным карандашом и напротив написано рукой Горького: «взять». Действительно, многие эпизоды писатель использовал во окончательном варианте сценария.
В июле 1932 г. сценарий обсуждался повторно, на этот раз в Болшевской коммуне. О том, как это происходило, рассказывал в письме от 30 июля 1932 г. М.С. Погребинскому А.Н. Погодин, заместитель начальника Болшевской коммуны по воспитательной работе: «.. .Генрих Григорьевич передал сценарий <...> мы стали обсуждать сценарий -Сергей Петрович находит социальные корни беспризорности чрезвычайно нагроможденными. Агент во второй части совсем не убедителен. Методика не видна. Побег не развернут. Зарождение коммуны дано очень прекрасно и разговоры ребят очень верны <.>
В другой раз собрались и проработали две первые главы и надо сказать, Алексей Максимович согласился об этом после, и наконец 18-го приехал режиссер Роом, он будет ставить фильм, и мы провели с ним беседу. Друг друга поняли и дело будет. Одно только: он сторонник игры актеров-спецов на главные роли, а на вторые положения и массовки наши ребята, но думается, когда он подойдет ближе, узнает ребятишек, переменится»16. (Фото 3.).
Летом 1932 г. Горький встречался с режиссером А. М. Роомом на своей даче и обсуждал
14 Плотникова А.Г. М. Горький и кинематограф. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 259-270.
15 Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). ХПГ-43-1-10.
16 АГ. ПТЛ-13-63-1.
Фото 3. Письмо А.Н. Погодина М.С. Погребинскому. 1932 г. Пометы М. Горького и М.С. Погребинского. Архив А.М. Горького
с ним фильм. В газете «Кино» была опубликована статья Роома «Создадим фильму, достойную юбиляра и эпохи», где режиссер сообщал: «Сценарий еще не закончен, но то, что есть вся образная система, характерна вся речевая сторона, - представляет исключительную культурно-художественную ценность»17. Впоследствии Роом вспоминал о совместной с Горьким работе над сценарием: «Алексей Максимович был недоволен фильмом "Путевка в жизнь" <.. .> И <.. .> сам решил написать на эту тему сценарий <...> В нескольких беседах со мною, как режиссером этого фильма, Алексей Максимович давал очень много полезных, ценных указаний, детали, которые делали ясными, видимыми, живыми сцены сценария»18. В 1934 г. Горький хотел привлечь к работе над фильмом С.М. Эйзенштейна, но тот отказался и позднее вспоминал: «И старик до самой своей смерти <...> так и не мог забыть и простить мне этот outrage»19.
Судя по всему, Горький не терял интереса к работе, но сценарий «Преступники» так и не был закончен, а съемки фильма даже не начинались. Произошло это по нескольким существенным причинам.
17 Роом А. Создадим фильму, достойную юбиляра и эпохи! // Кино. 1932. № 44. 24 сент.
18 РГАЛИ. Ф. № 3044. Оп. 1. Ед. хр. 118.
19 Эйзенштейн С.М. Мемуары: В 2 т. М.: Труд, Музей кино, 1997. Т. 2. С. 291.
Во-первых, в 1934 г. режиссер Абрам Роом был обвинен в формализме в связи с фильмом «Строгий юноша» (сцен. Ю. Олеши), лишен всех званий и наград и даже самой возможности работать в кино. В-вторых, в середине 1930-х годов стало меняться отношение властей к самим детским исправительным учреждениям. Педагогический опыт коммун ОГПУ и макаренковских колоний был объявлен несостоятельным, в 1937 г. была расформирована Болшевская, а в 1938 г. - Люберецкая (Николо-Угрешская) коммуна. Воспитанники коммун, у которых еще не закончились сроки заключения, были направлены в тюрьмы и лагеря. Большинство сотрудников коммун были арестованы и репрессированы.
Существенный кризис настиг в это время и Горького. Он продолжал вести переписку с воспитанниками трудовых коммун, детских колоний, школ и других детских коллективов, получал сотни писем от детей со всего Советского Союза. Лейтмотив многих писем - разбитая детская жизнь после ареста родителей, насильственной коллективизации, высылки и т. п. Получалось, что именно деятельность советских властей оказывалась причиной того, что дети становились сиротами, беспризорниками, а впоследствии - и правонарушителями. Государство одной рукой делало этих детей сиротами, а другой - пыталось им помочь, социализировать, заставить свернуть с преступного пути, куда само же их и толкнуло. Горький не мог не видеть и не понимать этого парадокса. Противоречие отзывалось в его душе, он, несомненно, чувствовал его и в своем произведении, что не позволяло ему посчитать сценарий «Преступники» законченным. Именно в 1930-е годы в творчестве Горького неоднократно возникал конфликт между политическими убеждениями писателя и его художественным даром, гуманистическим в своей основе. Этот конфликт, а также множество сопутствующих обстоятельств: изменение внутриполитической обстановки, положения трудовых коммун, трагедия режиссера, - стали причинами того, что сценарий, на который было потрачено так много сил, времени и внимания, так и остался малоизвестным фактом литературы и не вошел в кинематограф.
Сценарий М. Горького «Преступники» ожил лишь в 2019 г., когда спектакль по его мотивам был представлен в Музее Болшевской коммуны в Музейном объединении города Королева твор-
ческим коллективом «Активный театр» и режиссером Мариной Перелешиной.
Премьера была приурочена к 95-летию коммуны.
Список литературы
1. Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). КГ-од-2-31-11.
2. Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). ПТЛ-13-63-1.
3. Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). ХПГ-43-1-10.
4. Архив А.М. Горького (ИМЛИ РАН). ХПГ-43-1-3а.
5. Болшевцы: Очерки по истории Болшевской имени Г.Г. Ягоды трудкоммуны НКВД / Под ред. М. Горького. М., 1936.
6. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2007. Т. 13.
7. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2013. Т. 16.
8. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2019. Т. 21.
9. Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1953. Т. 26.
10. Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1953. Т. 27.
11. Переписка М. Горького с Г.Г. Ягодой / Публ. Л.А. Спиридоновой // Неизвестный Горький. Вып. 3. М.: Наследие, 1994.
12. Плотникова А.Г. М. Горький и кинематограф. М.: ИМЛИ РАН, 2018.
13. РГАЛИ. Ф. № 3044. Оп. 1. Ед. хр. 118.
14. Роом А. Создадим фильму, достойную юбиляра и эпохи! // Кино. 1932. № 44. 24 сент.
15. Терентьев М. Принципы воспитания // Коммуна в Николо-Угреше. М., 2012. С. 69.
16. Эйзенштейн С.М. Мемуары: В 2 т. М.: Труд, Музей кино, 1997. Т. 2.
17. Янушкевич Р. Великий немой заговорил / Публ. О. Романовой // Киноведческие записки. 2011. № 98. С. 52-65.
35
CINEMA SCENARIO OF M. GORKY ABOUT LABOR COMMUNES
Plotnikova Anastasia Gennadievna,
PhD in Philology, Senior Researcher, A.M. Gorky Institute of world literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya st., 25A, Moscow, 121069.
Аbstract
The article based on archival documents and tells about M. Gorky's work supporting of labor communities for street children and young criminals and explores the history of his scenario "Prestupniky". The scenario depicts the process of re-education of juvenile offenders in the communes of the OGPU. In addition to Gorky, G.G. Yagoda, M.S. Pogrebinsky and pupils of labor communes took part in edition of the scenario. The film was not staged, but the scenario "Criminals" is an important part of the work of M. Gorky..
Keywords
Maxim Gorky, G.G. Yagoda, M.S. Pogrebinsky, A.M. Room, film script, cinema, labor commune, Bolshevskaya commune.
36