CNF
УДК 06, 069 ББК 63.5
10.34685/HI.2019.27.4.002
ДОМ И САД С.Н. ДУРЫЛИНА В БОЛШЕВО КАК ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ1
Нефедьев Георгий Владимирович,
научный сотрудник,
МБУК «Музейное объединение «Музеи наукограда Королёв», отдел «Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина», 119501, Москва, ул. Веерная д.3/3, кв. 9,
Аннотация
Дом С.Н. Дурылина в Болшево становится центром духовной культуры Подмосковья в 1930-1950-х годах XX в. На основании мемуарных свидетельств современников и гостей Дома, а также архивных материалов, хранящихся в Мемориальном Доме-музее С.Н. Дурылина, предлагается проект реконструкции аутентичного облика сада. Обосновывается необходимость реставрации дурылинского сада как важного компонента уникального центра культуры. Ключевые слова
С.Н. Дурылин, Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина, реконструкция сада, садово-огородный комплекс «Болшевское Абрамцево».
Реконструкция сада вокруг Дома-музея С. Н. Дурылина, призванная представить аутентичный облик дурылинского сада, каким он был при жизни хозяев дома в 1930-1950-х годах, позволит воссоздать мемориальный характер сада, всегда являвшегося живым продолжением Дома-музея. В дальнейшем подобная реставрация сделает возможным проведение специальных экскурсий по садово-огородномуком-плексу «Болшевское Абрамцево».
Дом Сергея Николаевича Дурылина в Болшеве, как на протяжении всей его жизни, так и позднее, был неким притягательным центром для российско-советской интеллигенции: художников, писателей, артистов; подлинным центром духовной культуры 1930-1950-х годов XX в. В свое время постоянными гостями этого
дома были: М. Нестеров, А. Яблочкина, Н. Обухова, И. Ильинский, Н. Телешов, Е. Турчанинова, Т. Щепкина-Куперник, Е. Шатрова, В. Качалов, Н. Гудзий, Б.Пастернак, М. Морозова, А.Галкин и многие другие.
Дом Дурылина в Болшеве совершенно справедливо называли «Болшевским Абрамцевым» (Н.Д.Телешов). Так же его можно сравнить с Домом поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле -поэта, друга и корреспондента Дурылина.
Подобные центры культуры, формирующиеся как правило вокруг значимых архитектурных памятников или «литературных урочищ» (термин В.Н. Топорова), становятся «о-формителями» существующего Космоса; выражает мифологию места, на котором стоят и является его памятью. Они воплощают своего рода genius loci - «гений
1 Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект «С.Н. Дурылин - историк литературы: От «Му-сагета» до Академии наук СССР. (Новые материалы)» № 18-012-00746 и представлено в виде доклада на Научно-практической конференции «Музей и город» (г. Королёв, 23-24 сентября 2019 г.).
места» (лат.), аккумулируют в себе культурную энергетику данного места, мифопоэтику пространства, отстоянную временем.
И, действительно, Дом Сергея Николаевича в Болшеве на улице «Свободная, 12», был построен на землях с XVII века принадлежавших князьям Шереметевым и Одоевским, около церковных стен Храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана; уцелевшие фрагменты имения П.И.Одоевского до сих пор соседствуют с территорией дурылинского участка. Кроме того, дом построен во многом из остатков разрушенного Страстного монастыря, и сам, по своей форме и расположению (веранда, как алтарная часть храма ориентирована строго на восток), напоминает церковь. То есть, иными словами, дом уже впитал в себя изначально на этапе строительства определенные сакральные компоненты храмовой архитектуры. Сад, окружающий дом, также несет в себе отпечаток мифологии времени и пространства.
Понятие сада, тем более такого уникального, как обустроенного вокруг дома Сергея Николаевича, поэтому включает в себя не только наличие деревьев, кустарников, огородных грядок и цветочных клумб, но и историю судеб людей и событий, связанных с этим местом.
Площадь садового пространства имеет 10 соток. На ней расположены - огород, сад, хозяйственные постройки. По свидетельству жителя Королева, большого друга Сергея Николаевича с 1936 г., поэта Алексея Петровича Галкина: «... зелень в саду властвовала благодаря усилиям жены ученого - Ирины Алексеевны. Дачный участок сочетал в себе кусочек дикой природы, на котором при строительстве дачи были оставлены нетронутыми русские березы, дубки и другая растительность. Часть же территории была отведена под картофель, кабачки, клубнику. По всему участку были посажены яблони и сливы, которые начинали плодоносить. Вдоль тропинок, идущих по периметру ограды и сада, росли смородина и крыжовник. Дача стояла в стороне от дорог и предприятий. Ничто не нарушало тишины, которая так способствует творческим
занятиям...»
По устным воспоминаниям Виктории Николаевны Тороповой, автором книги о Дурылине, долго жившей в дурылинском доме, записанным автором статьи, из плодоносящих деревьев в основном росли яблони, сливы, маслины; из диких - березы, дубы, туи, ели, сосны. Из цветов в саду были преимущественно ландыши, флоксы, георгины и пиретрум - многолетнее растение с травянистыми побегами, похожее на ромашку, росшее по всему саду2.Все яблони были обкопаны по периметру (около 1 метра от ствола). По ободку окружности вскопанной земли росли листья листового салата3. Яблонь в дурылинском саду наибольшее количество по сравнению с другими деревьями, они все в основном сохранились и плодоносят до сих пор. По свидетельству В. Н. Тороповой, слышавшей лично многое от Ирины Алексеевны Комиссаровой-Дурылиной, последняя, когда были неурожайные годы, подвешивала яблоки к веткам яблонь, чтобы создать картину «урожайного» года для Сергея Николаевича. Еще молодым яблоням дурылинского сада посвящены две одноименные живописных работы - «Цветущая яблоня». Первая, украшающая комнату Ирины Алексеевны, принадлежит кисти Роберта Рафаиловича Фалька4, а вторая Федору Сергеевичу Булгакову - мужу дочери Михаила Васильевича Нестерова Натальи Михайловны и автору копии с картины Нестерова «Тяжелые думы». На переднем плане картины изображены две цветущие кипельно-белым цветом яблони в саду болшевского дома5.
Интересно также появление маслин в саду, к сожалению, в настоящее время там не растущих. В письме С.Н.Дурылина к М.С. Волошиной от 7 января 1951 года, он вспоминает, как однажды получил от М. Волошина посылку с ветками цветущей маслины: «В память Макса мы посадили в саду маслину - и она принялась и еще слабенькая уже цвела минувшим летом»6.
1 Галкин А.П. Мои встречи с Михаилом Васильевичем Нестеровым на даче С.Н. Дурылина// Бащенко Р.Д. Знаменательные встречи. Симферополь, 2004. С. 115.
2 По воспоминаниям В.Н. Тороповой.
3 По воспоминаниям В.Н. Тороповой.
4 МА ДМД. КП-245.
5 МА ДМД. КП-654.
6 Цит. По кн.: Галкин А.П. Мои встречи с Михаилом Васильевичем Нестеровым на даче С.Н. Дурылина // Ба-щенко Р.Д. Указ.соч. С. 136.
Отметим такой факт: часть фасада дома -окна гостевой комнаты и веранды, были снаружи обвиты плющом7.
Попытаемся представить, каким был дом при жизни его хозяев, пройдясь вокруг него по пути, которым обычно следует музейная экскурсия. С западной стороны, при входе на территорию и перед фасадом дома, по обеим сторонам от входной двери росли георгины8. От входа и далее, по южной стороне располагались многочисленные вишни, растущие и по сию по-ру9.Непосредственно напротив крайнего левого окна комнаты Ирины Комиссаровой-Дурылиной росла большая сосна, спиленная в 1960-х годах, а чуть далее, на юго-восточном углу дома, напротив окон терраски находилась скамейка (менее 1 метра от дома). От нее сохранилась вкопанная металлическая опора10. В том же юго-восточном углу сада и по ныне растут две березы. Они примечательны тем, что среди них замечательная певица, солистка Большого театра Надежда Андреевна Обухова под собственный аккомпанемент на гитаре исполняла романсы: «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Утро туманное, утро седое», «Я встретил Вас, и все былое.» и многие другие. Жители соседних домов и гости слушали этот необычный концерт в саду и аплодировали. Между двух стволов этих «обуховских» берез, по воспоминаниям В.Н. Тороповой, росла рожь, посаженная И. А. Комиссаровой-Дурылиной, чтобы из окна кабинета Сергея Николаевича был виден «кусочек России»11.
Далее, с восточной стороны сада открывается великолепный вид на застеклённую веранду и открытый балкон, с высоты которого видна колокольня церкви Косьмы и Дамиана, а весной - цветение яблонь, груш, вишен. В летнее время гостеприимная хозяйка Ирина Алексеевна и хозяин дома Сергей Николаевич радушно принимали гостей и за чашкой чая велись бесконечные беседы о литературе, театре, живописи. Можно было слышать пение птиц, наблюдать за жизнью домашних животных - кошечки «Муруши»
7 МА ДМД. КП-305/43.
8 По воспоминаниям В.Н. Тороповой.
9 МА ДМД. КП-305/318.
10 По воспоминаниям В.Н. Тороповой.
11 По воспоминаниям В.Н. Тороповой.
и пса, которых очень любил Сергей Николаевич. А птицы, чувствуя гостеприимство хозяина, всегда гнездились в его саду. Он заботился, чтобы своевременно были приготовлены для них места гнездования, понимал их и умел разговаривать с ними. Алексей Петрович Галкин рассказывал, как он однажды увидел Ирину Алексеевну на дереве с молотком в руке и со скворечником. Был поражен, как ей удалось одной так высоко прибить там скворечник. Если бы увидел это Сергей Николаевич, с ним бы случился инфаркт. И на вопрос: как же она может рисковать, — ответила просто, что делает это для него12.
Прямо от дверей веранды к восточному забору шла тропинка, по обеим сторонам которой росли кусты черной смородины13. При жизни С. Н. Дурылина в конце сада у изгороди по центру бил родничок чистой прозрачной воды, из которого брали ключевую воду.
Напротив входа на веранду стоят две вечнозеленые туи. Та, что слева от выхода с веранды, посажена Ириной Алексеевной и Михаилом Васильевичем Нестеровым в 1937 году, а ту, что справа, на другой день посадил А.П. Галкин после отъезда художника. В 1942 году Алексей Петрович прочитал Михаилу Васильевичу стихотворение, посвященное этим деревьям. Оно называется «Туя»:
«Я посадил ее такую, /Что до колен была. / И за пять лет малютка туя / Меня переросла./ Я под метели перебранку/ Решил ее спросить:/-Скажи, как можешь ты, южанка,/ В стране морозов жить? / - Так и живу, как раньше жили / В сибирской стороне: / Боролись, мучились, любили, - / Она сказала мне»14.
Недалеко от левой туи росла ель, которой суждено было стать подлинной спасительницей дома. Эта невероятная история случилась 18 мая 1942 года. «Гости сидели на круглой веранде, мирно пили чай — отмечали именины Ирины Алексеевны и вдруг увидели падающий на них со страшным шумом наш самолёт. Кто-то успел спрятаться под стол. Но всех спасла ёлка, росшая перед верандой. Она задержала самолёт и смягчила удар. Никто не пострадал, и самолёт остался цел, и лётчик жив. Только керосин вытек, но
19
12 Галкин А.П. Память сердца. Калининград, 1993. С. 102.
13 МА ДМД. КП-305/318.
14 Галкин А.П. Указ.соч. С. 109.
Алексей Осипович успел собрать его в бачки, корыта, вёдра. Лётчик узнал Сергея Николаевича: оказалось, Дурылин читал в их части лекцию. Сохранилась фотография, на которой чётко виден самолёт, уткнувшийся носом в землю перед самой верандой»15.
По северному фасаду дома располагалась грядка флоксов, а чуть далее от нее - кусты жасмина. Первый рос на северо-восточном углу дома между терраской и окном гостевой комнаты, а 2-й куст был посажен почти напротив левого крайнего окна гостевой комнаты (1 метр от дома)16. Рядом с ними находился деревянный небольшой столик, на деревянной ножке из цельного обструганного ствола дерева, где любил сидеть Нестеров17. У северного забора (напротив стола) рос густой куст смородины18.
От Погребицы до Изобки тянулась хозяйственная часть сада (где находилась мастерская мужа Александры Алексеевны - Ивана Федоровича Виноградова, а также ныне существующий Ледник), отделенная от него небольшим заборчиком. «Небольшая ограда отделяет хозяйственный двор от сада. Недалеко от входа разбивали огород, сажали огурцы, кабачки, картошку и другие овощи. В саду росли фруктовые деревья и ягодные кусты, стояли улья для пчел и выделено было место для отдыха»19. Вдоль Погребицы были посажены пионы и находилась небольшая грядка
20
лука, напротив окон кухни20.
Таков был облик сада в 1930-1950-х годах XX века. В его тенистых уголках С.Н. Дурылину как нигде хорошо было думать, читать и беседовать со своими друзьями, которые уходили от него всегда благодарными. «Человек - это то, что
15 Торопова. В. Н. Сергей Дурылин. Самостояние. М., 2014. С. 291. Также приведем свидетельство В. Рыбалко: «Медленно, даже мягко, сгибая подставляемые ветви, самолет сполз на землю, замер, уткнувшись головой в цветочную клумбу...» (Рыбалко В. Самолет в подарок // Он же. Дома и души. Рассказы. Повести. Эссе. М., 2007. С. 274).
16 МА ДМД. КП-305/43.
17 МА ДМД. КП-305/43.
18 МА ДМД. КП-305/495.
19 Хрусталева Г.А. Дом С.Н. Дурылина в Болшеве с 1977 по 1993 год // Творческое наследие С.Н. Дурылина. Сб.ст. М.: Совпадение, 2013. С. 169.
20 По воспоминаниям В.Н. Тороповой.
должно быть отогреваемо. Говорят, отогревают религия, искусство, наука. Нет: человек- человека», - писал Дурылин21. И эту обогревающую теплоту человеческого участия, протянувшуюся сквозь десятилетия, дом и болшевский сад продолжают дарить его гостям и сегодня.
Разумеется, чтобы сохранить эту теплоту и передать ее настоящим и будущим поколениям, недостаточно лишь восстановить некоторые утраченные компоненты дурылинского сада в виде цветов и кустарников. Необходима в первую очередь деятельное участие «человеческого фактора» в лице профессиональных экскурсоводов и сотрудников музея, которые смогли бы донести частицу своей любви к музею и свои знания до его посетителей.
Тем не менее представляется необходимым начать хотя бы частичную реставрацию дуры-линского сада с привлечением всего имеющегося фактического материала (свидетельства и воспоминания очевидцев, архивные документы). Итогом этой работы могла бы стать карта (схема), на основании которой могли быть заново воссозданы (посажены) утраченные цветочные культуры и была бы проведено общее благоустройство территории. При этом надо учесть тот факт, что к настоящему времени не сохранилось никаких учетных документов по насаждениям (дендро-планов и перечетных ведомостей).
Реконструкция дурлинского сада периода конца 1930-х - середины 1950-х годов нам видится как поэтапное воссоздание сначала его цветочно-клумбового покрытия, а затем и насаждение кустарников. В дальнейшем возможна частичная посадка некоторых утраченных деревьев.
Эта реставрация мемориальной территории необходима и как опыт воссоздания духовного пространства Дома и Сада и как актуальное возрождение культурной энергетики места.
Список литературы
1. Воспоминания В.Н. Тороповой.
2. Галкин А.П. Мои встречи с Михаилом Васильевичем Нестеровым на даче С.Н. Дурылина // Бащенко Р.Д. Знаменательные встречи. Симферополь, 2004.
3. Галкин А.П. Память сердца. Калининград, 1993.
21 Дурылин С.Н. В своем углу. М.: Молодая гвардия, 2006. С. 328.
4. Дурылин С.Н. В своем углу. М.: Молодая гвардия, 2006.
5. МА ДМД - Мемориальный Архив Дома-музея Дурылина.
6. Торопова В.Н. Сергей Дурылин. Самостояние. М., 2014.
7. Рыбалко В. Дома и души. Рассказы. Повести. Эссе. М., 2007.
8. Хрусталева Г.А. Дом С.Н. Дурылина в Болшеве с 1977 по 1993 год // Творческое наследие С.Н. Дурылина. Сборник статей. М.: Совпадение, 2013.
HOUSE AND GARDEN S.N. DURILINA IN BOLSHEVO
AS A CULTURAL SPACE
Nefediev Georgy Vladimirovich,
Researcher MBUK IOC, department "Memorial House-Museum of S.N. Durylina», 119501, Moscow, st. Fan House, 3/3, apt. 9,
Аbstract
The article is devoted to a unique garden located around the S.N. Memorial House-Museum Durilina in Bolshevo. Built in 1936, the House becomes the center of the spiritual culture of the Moscow Region in the 1930s and 1950s of the 20th century. Based on memoirs of contemporaries and guests of the e-House, as well as archival materials stored in the Memorial House-Museum of S.N. Durilina, an attempt is being made to reconstruct the appearance of the garden as it was during the life of its owner. The article proposes to begin the restoration of the Durylinsky garden with the involvement of all the actual material available in the museum.
Keywords
Sergey NikolaevichDurylin, Memorial House-Museum of S.N. Durilina, garden, reconstruction, F.S. Bulgakov, N.A. Obukhova, A.P. Galkin, fruit trees, berry shrubs, memories.
21