УДК 364.4:378.147.88 Исхаков Ринад Хакимуллович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, доцент кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета
Устюжанина Лариса Владимировна
аспирант Уральского государственного педагогического университета, помощник депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Iskhakov Rinad Khakimullovich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Social Pedagogics and Psychology Department, Vocational Pedagogics Department, Russian State Vocational Pedagogical University
Ustyuzhanina Larisa Vladimirovna
PhD student, Urals State Pedagogical University, Assistant Deputy of State Duma of the Federal Assembly of Russian Federation
CHARITABLE ACTIVITIES AS A COMPONENT OF VOCATIONAL PRACTICE OF STUDENTS - FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE
Аннотация:
В статье рассматриваются тенденции реализации благотворительной деятельности в условиях современного общества и государства. Авторами предложен профессиональный подход к организации и проведению благотворительной деятельности на основе подготовки в условиях вуза про-фильно-мобильных специалистов в этой области.
Ключевые слова:
благотворительность, благотворительная деятельность, компетенции, производственная практика, профессионально-мобильная практика.
Summary:
The article examines the trends of implementation of charitable activities in the conditions of the modern society and state. The authors suggest a professional approach to organization of charitable activities based on the training of mobile specialists in social sphere in the conditions of higher school.
Keywords:
charity, charity work, competence, practical training, mobile professional practice.
Россия как государство динамично развивается. Ключевой движущей силой данного развития является изменяющийся социально-экономический контекст, который положительно влияет на развитие многих сфер: производственной, образовательной, культурной, здравоохранения, вооруженных сил, а также на социальную сферу. Общество, государство становятся социально ориентированными, происходит процесс обновления государственной социальной политики, выстраиваемой на принципах демократизма, гуманизма и гуманитарности. Но при этом нельзя не отметить остроту социоэкономической, социоисторической, социокультурной ситуации, которая проявляется в следующем:
- Переход из XX в. в XXI в. ознаменовался масштабной материальной и социально-классовой дифференциацией общества.
- Сохранились и даже углубились межрегиональные и отраслевые социальные различия, имущественная, социально-бытовая дифференциация благополучия, обеспеченности населения в зависимости от региона.
- Растет уровень коррупции среди чиновников, что препятствует реализации адресной социальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Наблюдается динамичное развитие вульгарно-рыночных, радикально-либеральных реформ, что приводит к формированию экономоцентризма, вульгарного экономизма [1, с. 287-288].
Все перечисленные факторы создают неустойчивую общественную ситуацию, провоцирующую социально-политическое, социально-экономическое и социально-культурное обострение.
Реалии сегодняшнего дня таковы: государство не обладает ни экономическими, ни профессиональными ресурсами в мере, достаточной для того, чтобы решать ситуативно возникающие проблемы, связанные, к примеру, с природно-климатическими, государственно-политическими, социально-экономическими катаклизмами. В связи с этим возникает острая потребность в благотворительной деятельности как явлении социально ориентированного общества.
М.А. Галагузова в учебнике «Социальная педагогика» определяет социально-педагогическую деятельность «как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям - с другой» [2, с. 10]. В данной работе М.А. Галагузова уточняет свою позицию: социальная педагогика имеет глубокие культурно-исторические корни, уходящие во времена зарождения христианства на Руси. Она пишет: «... С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия, призрения и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства» [3, с. 11] (курсив наш - Р.И. и Л.У.).
В статье «Благотворительная деятельность» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается «...добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [4, с. 3] (курсив наш - Р.И. и Л.У.).
Благотворительность как явление является частью политической, экономической, культурной, духовной и социальной жизни общества и государства. Именно благотворительность как феномен выявила огромные потенциальные ресурсы: культурные, этические, нравственные, духовные, организационные и материальные.
На современном этапе развития благотворительности в России возникли следующие противоречия:
- между наличием огромных ресурсов в обществе и государстве и отсутствием системной и систематической организации и проведения благотворительной помощи на государственном законодательном и исполнительном, общественном и конфессиональном уровнях;
- между наличием многообразия социальных проблем, накопившихся в обществе и государстве, и отсутствием дифференцированного подхода к оказанию благотворительной помощи;
- между большой потребностью в оказании системной благотворительной помощи людям разных возрастных и социальных категорий и наличием бессистемных эпизодов по оказанию благотворительной помощи, различных по масштабности и адресности;
- между большими фондовыми возможностями по оказанию благотворительной помощи в различных видах и формах и отсутствием строгой адресности оказания этой помощи;
- между большим количеством людей, активно вовлеченных в благотворительную деятельность, и отсутствием сформированности у этих людей профессионального понимания содержания благотворительной деятельности;
- между необходимостью профессионального подхода к организации благотворительной помощи и отсутствием специалистов, способных целесообразно, оптимально и мобильно организовать благотворительную деятельность.
Последнее противоречие можно снять при условии подготовки специалистов социальной сферы в системе высшего профессионального образования, которые впоследствии смогут работать в учреждениях различной ведомственной подчиненности, общественных некоммерческих организациях.
Профессиональное становление студентов как будущих специалистов социальной сферы, ориентированных на благотворительную деятельность, отражается на личностных сферах:
- когнитивной - знание студентом содержания организации и проведения благотворительных мероприятий;
- аффективной - эмоциональное побуждение к этому роду деятельности, основанному на альтруизме, сопереживании к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- конативной - наличие определенных интенций к благотворительной деятельности, способность проявить характер, волю при организации благотворительных мероприятий.
Эффективное профессиональное становление студентов возможно в условиях производственной практики. В условиях практики реализуется активное включение студента в жизненные ситуации, требующие скорейшего оказания социальной помощи, и именно в этих условиях будут формироваться практико-ориентированные знания, умения и навыки по организации и проведению благотворительной деятельности
Характер оказания благотворительной помощи предполагает определенную оперативность, мобильность в решении социальных проблем. На основании этого производственная практика должна быть по содержанию профессионально-мобильной, то есть способствующей формированию у студента такого профессионально-личностного качества, как профессиональная мобильность.
Профессиональная мобильность - интегральное динамическое качество личности, обусловливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность решать социальные проблемы оперативно и оптимально.
Признак интегральности проявляется в наличии и сформированности следующих внутренних личностных интенций:
- открытости, выражающейся в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способности отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;
- активности, обеспечивающей постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т. д. Это качество личности выражается в готовности участвовать и непосредственно в самом участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности, в проявлении деятельного интереса к разным сферам социальной и профессиональной активности и т. д.;
- адаптивности как способности эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности. При этом высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, изменениям в профессиональной сфере, функционально различным видам деятельности должна строиться на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей и нравственно-культурных констант;
- коммуникативности как способности устанавливать необходимые связи и контакты с любыми субъектами совместной деятельности;
- креативности, обеспечивающей нестандартное решение социальных проблем людей разных возрастных и социальных категорий, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию [5, с. 115].
Профессионально-мобильная практика - это практико-ориентированный вид подхода к организации и проведению производственной практики по профессиональному становлению студентов в производственных условиях учреждений различной ведомственной подчиненности, некоммерческих общественных организаций с целью формирования такого профессионально-личностного качества будущего специалиста, как профессиональная мобильность.
В результате многолетнего опыта проведения производственной практики в ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» и ФГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» были выделены условия динамичной организации и проведения подобной практики, когда студенты мобильны:
1. Организационные условия:
- Обучающиеся активно адаптируются во время практики в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности, некоммерческих общественных организаций.
- Студенты активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности, некоммерческих общественных организаций.
2. Содержательные условия:
- Будущие специалисты социальной сферы открыты к использованию различных альтернативных социально-педагогических технологий для решения проблем людей разных возрастных и социальных категорий.
- Они активно включаются в решение социально-педагогических проблем в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности, некоммерческих общественных организаций.
- Студенты креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике.
Организационно и содержательно это можно реализовать, если в рабочие программы по практике включать задания, ориентированные на контекст благотворительной деятельности.
Организационно-содержательными формами по формированию этих компетенций стали целевые научно-методические разработки по организации благотворительной деятельности для детей «Открой себя миру», «Моя родословная», «Найди себя в мире». Содержание этих разработок направлено на актуализацию физического, интеллектуального, волевого потенциала людей различных возрастных и социальных категорий.
Апробация этих научно-методических разработок происходит в период профессионально-мобильной практики студентов в условиях социальных учреждений и организаций различной ведомственной подчиненности г. Екатеринбурга и Свердловской области. Это не весь перечень
научно-методических разработок, реализуемых в период производственной практики самими студентами в реальных условиях.
Одним из результатов прохождения студентом всех видов практик является формирование ценностно-смыслового отношения к выбранной профессии и к благотворительной деятельности. У будущих специалистов социальной сферы формируется осознание, что благотворительность значит «творить благо!».
Ключевым подходом к практической реализации такого феномена социальной жизни, как благотворительная деятельность, является социальное партнерство бизнеса, общественных некоммерческих организаций, неправительственных организаций и, конечно, активного студенческого сообщества. При этом бизнес, государственное управление, общественные организации и образовательные организации высшего профессионального образования ориентируются на сохранение, обеспечение и развитие социальной справедливости в условиях социоцентрирован-ного контекста жизни в России.
Ссылки:
1. Григорьев С.И. Социальная справедливость в современной России // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Екатеринбург, 2010. Вып. 6. С. 287-297.
2. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2008. 447 с.
3. Там же. С. 11.
4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014).
5. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография. М., 2008. 201 с.