Научная статья на тему 'Благодарение'

Благодарение Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ХУДОЖНИК ТАТЬЯНА КИТАЙГОРА / ВЫСТАВКИ И МАСТЕР-КЛАССЫ / ТРАДИЦИИ / A REGIONAL MUSEUM OF LOCAL LORE / AN ARTIST TATYANA KITAYGORA / EXHIBITIONS AND MASTER CLASSES / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Останина Валентина Григорьевна

Статья посвящена творчеству художницы Татьяны Китайгоры и деятельности художественного отдела Таврического краеведческого музея Омской области. Автор с большой теплотой пишет о персональных выставках и «Рисовальных вечерах», о тяге и приобщении местных жителей к культуре. Название статьи приобретает многозначность: это и благодарность художницы людям, определившим её поприще, и благодарность жителей деятелям искусства и культуры, сеющим разумное, доброе, вечное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRATITUDE

The article is devoted to the work of an artist Tatiana Kitaygora and activity of the Art Department at Tavricheskiy Museum of Local Lore in the Omsk Region. The author writes with great warmth about oneperson exhibitions and “Drawing evenings”, about longing and familiarization of local residents with culture. The name of the article is polysemantic. It is artist’s gratitude to people, who determined her walk of life, and it is people’s gratitude to art and culture community, who disseminate reasonable, kind, and eternal.

Текст научной работы на тему «Благодарение»

УДК 7.071.1 ГРНТИ 18.31.15

БЛАГОДАРЕНИЕ

В.Г. Останина

Россия, Омская область, пос. Таврическое

Статья посвящена творчеству художницы Татьяны Китайго-ры и деятельности художественного отдела Таврического краеведческого музея Омской области. Автор с большой теплотой пишет о персональных выставках и «Рисовальных вечерах», о тяге и приобщении местных жителей к культуре. Название статьи приобретает многозначность: это и благодарность художницы людям, определившим её поприще, и благодарность жителей деятелям искусства и культуры, сеющим разумное, доброе, вечное.

Ключевые слова районный краеведческий музей, художник Татьяна Китайгора, выставки и мастер-классы, традиции.

GRATITUDE

V.G. Ostanina

Россия, Tavricheskiy, Omsk region

The article is devoted to the work of an artist Tatiana Kitaygora and activity of the Art Department at Tavricheskiy Museum of Local Lore in the Omsk Region. The author writes with great warmth about one-person exhibitions and "Drawing evenings", about longing and familiarization of local residents with culture. The name of the article is polysemantic. It is artist's gratitude to people, who determined her walk of life, and it is people's gratitude to art and culture community, who disseminate reasonable, kind, and eternal.

Keywords: a regional museum of local lore, an artist Tatyana Kitaygora, exhibitions and master classes, traditions.

Современная жизнь сложна и стремительна и так погоняет человека своими ритмами, что ему некогда остановиться и задуматься: а для чего и как я живу? И вот спешит он, загруженный заботами и проблемами, и вдруг замечает в сквере сидящих на траве девочек и что-то рисующих. А перед ними — красивые врата к православному храму и белоснежная часовня. Дети заняты творчеством, и в эти минуты их не касается тяжёлое дыхание жизни, не трогает уличная суета и любопытные взгляды прохожих. Взрослый человек порадуется, глядя на юных рисовальщиц, вспомнит себя, маленького, и свои детские рисунки и пойдёт своей дорогой с тёплой улыбкой.

Десять лет прошло с тех пор, когда я впервые побывала на персональной выставке картин Татьяны Китайгоры в Таврическом художественном музее. Тогда за окнами морозный декабрьский день 2009-го быстро сменяли сумерки, а в залах музея цвела сирень, на

иртышской глади пламенел закат, веяло летним теплом и благодатью от картин: «Ромашковый луг», «Подсолнухи», «Пионы». Ощущение праздника окружало посетителей, оно исходило от живописных работ с изображением цветов, детских портретов, натюрмортов. Особенным лиризмом привлекали внимание зимние и весенние пейзажи, на них каждое дерево как бы любовалось своим нарядом и заставляло любоваться зрителей. Татьяна Петровна назвала свою выставку «Состояние души» и посвятила её 75-летнему юбилею родного района. Она признавалась тогда: «Я благодарна судьбе за то, что оказалась в Сибири, ставшей милой и дорогой сердцу. Рада возможности любоваться таврическими закатами и рассветами и запечатлевать их на холсте.

Путь к персональной выставке для девочки, выросшей в маленьком сибирском селе, был непростым и долгим. Родилась Таня далеко от наших мест. В посёлке Ворошилово

Лесогорского района Ленинградской области проходил срочную армейскую службу её отец, там повстречал свою судьбу, обзавёлся семьёй и остался жить после демобилизации. Но родная земля звала к себе, и когда Тане исполнилось четыре года, молодая семья приехала в Тихорецкое. Родители — простые сельские труженики — жили заботами села и повседневными домашними хлопотами. Мама умела хорошо шить и часто пела свои любимые «Васильки, васильки» и «Ой цветёт калина». Поэтому дочка приучалась рукодельничать и пела в школьном хоре, а с карандашом она не расставалась. После окончания школы встал вопрос: кем стать? Своим увлечениям, очерченным домашним кругом, она не придавала значения и по совету старших поступила в училище связи, а по его окончании какое-то время работала техником связи в Новоуральском радиоузле. Здесь она поняла, что оказалась не на своём месте — однообразная, бесперспективная работа не приносила радости, была в тягость. И когда Татьяна вышла замуж и стала матерью, она решила сделать шаг навстречу мечте, поступила в Омское культпросветучилище. После окончания учёбы и практики всей семьёй переехали в Таврическое. Здесь для молодой и красивой женщины с дипломом хоровика-дирижёра открывается широкое поле деятельности в Доме культуры, здесь она узнаёт радость работы в большом коллективе. Душевная щедрость, красивый голос, обаяние, доброе расположение к коллегам, трудолюбие вскоре принесли ей уважение и любовь тавричанцев. У неё всё получалось, в любое дело она вкладывала фантазию, новое решение. Когда рисовала или руководила массовыми мероприятиями, или учила детей хоровому пению — всё делала с радостью и доброй улыбкой.

Вспоминается давний эпизод, когда я впервые увидела Татьяну Петровну не из зрительного зала, а очень близко. Таврическому РОВД предстояло принять участие в межрайонном конкурсе хоровых коллективов. Времени на подготовку программы было маловато, да и хора как такового в наличии не имелось. Но дисциплина сотрудников и отзывчивость Татьяны Китайгоры сделали невозможное: людей собрали, оставалось научить их петь хором. Татьяна Петровна приходила на репетиции с гипсовой повязкой на левой руке, сдержанно улыбалась и терпеливо справлялась с общественной нагрузкой. Разучили много

хороших песен: «Хлеб всему голова», «Тэче вода в ярок», «Дом над рекой». Конкурс проходил у соседей — в Русской Поляне, выступали в парадной форме, волновались, но райотдел представили достойно.

Подарочный сюрприз. Х.М. 70х90, 2016 г.

Зимушка Х.М. 60х80, 2019 г.

Село Серебряное. Х.М. 50х80, 2017 г.

Сама же Татьяна Китайгора своим сольным пением приносит большую душевную радость землякам. Красивый голос и спокойная манера исполнения буквально очаровывают. Слушаешь и вдруг подумаешь о том, как

не хватает многим молодым и крикливым «звёздам» этого величия и достоинства, идущего из глубины души. Вот и на открытии выставки «Состояние души» Татьяна, русская душой, проникновенно пела вальс «Берёзка». От живописных работ и прекрасного пения словно прибавлялось света, и люди понимали творчество состоявшегося художника-профессионала.

Что же помогло раскрыть ещё одну грань щедрого таланта, сделать ещё один шаг навстречу мечте? В 2002 году произошло судьбоносное событие и для Татьяны, и для многих людей. В картинной галерее начала работать студия «Рисовальные вечера», руководил которой самобытный художник Виктор Викторович Лотц. Татьяна Китайгора, одна из первых его учениц, уже через два года представила свои работы на первой персональной выставке, заявив о себе как о яркой личности в живописи.

Сегодня она продолжает дело своего наставника, руководит студией «Рисовальные вечера», помогает людям разных возрастов и профессий творить за мольбертом, радуется их успехам, делится опытом и учится сама, осваивая новые изобразительные технологии. Так, её новыми увлечениями стали роспись по бересте и «сухая кисть». Работы Татьяны Петровны Китайгоры получают добрые отзывы на многочисленных выставках во многих уголках нашей области. Для её творчества характерно традиционное письмо, не изменяя традиции, она привносит в него элементы психологизма, размышления («Забытая мелодия», «Наречённая Варварой», «Призрак оперы»). В портретах ей удаётся передать внутренний мир человека, его судьбу, характер. Когда писались эти строки, в Сибирском культурном центре Омска работала коллективная выставка омских художников «Салют Победы», в её экспозиции творчество Китайгоры было представлено портретами земляков — ветеранов Великой Отечественной войны М.С. Схудобенова, М.П. Ситниковой и О.Я. Фоминовой. Выполненные в технике «сухая кисть» чёрно-белые портреты очень бережно и нежно передают черты, запечатлённые на военных фотоснимках.

Татьяна Китайгора много и радостно трудится, и это приносит ей счастье. «На один день я смотрю как на маленькую жизнь. Радуюсь первому лучу солнца, шелесту листьев берёзы, тёплому дождю и разноцветной радуге», — говорит она. Лектор-экскурсовод (ещё

одно призвание) практикует выездные экскурсии в детские учреждения с элементами мастер-класса по акварели, лепке из глины, росписи, рисованию на песке и дарит свои чудесные картины детям.

Творческую жизнь Татьяны Китайгоры хочется назвать благодарением за возможность любоваться земной красотой, лицами родных и знакомых людей, за радость встреч с ними. Благодарением учителям за творческую энергию и волнение души, за возможность видеть во всём прекрасном проявление Бога.

Портрет участницы ВОВ 1941-1945 гг. Ольги Яковлевны Фоминой. Сухая кисть, бумага, масло, 60х70, 2019 г.

Этот год для Татьяны Петровны юбилейный, и мне хочется подарить ей свои стихи и адресовать слова замечательного русского писателя Сергеева-Ценского: «Хорошо быть красавицей, — так нуждается в человеческой красоте земля, — идти среди людей и дарить им улыбки, движения, взгляды, такие лёгкие, такие неожиданно дорогие, хотя и ничего не стоящие тебе. Кто-нибудь, прикованный, забудет о своей дороге и пойдёт следом; кто-нибудь остановится и будет долго стоять, как блаженный, — слепой и радостный; кто-нибудь усталый только проводит глазами да-роносящую, — и вот он уже снова полюбил жизнь, а дароносящая и не знает об этом и дальше несёт то, что ничего не стоит ей и в то же время дороже всего в жизни...».

И ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ. Потому что было бы несправедливым, рассказывая о художнике, умолчать о художественном музее, ставшем для него вторым домом. Поможет мне представить читателям это учреждение культуры книга краеведа Б.А. Сеченова «От истоков становления до богатого наследия».

Таврическая картинная галерея (ныне художественный отдел Таврического краеведческого музея) была открыта 1 сентября 1993 года. Инициаторами открытия были директор детской художественной школы, член Союза художников России Сергей Александрович Белов, заведующий отделом культуры Михаил Степанович Туник и самодеятельный художник Виктор Викторович Лотц, ставший её директором. Галерея объединила таврических художников, привлекла к сотрудничеству музеи и учреждения культуры Омской области.

В 1994-1996 годах начинают закладываться основы выставочной деятельности, входят в практику встречи с художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), на которых проходит дарение картин и произведений ДПИ. Именно в это время в стенах галереи провели свои персональные выставки выдающийся мастер пастели, народный художник России Алексей Николаевич Либеров, известный пейзажист Василий Никитович Белан и эпический живописец Кондра-тий Петрович Белов.

Виктор Лотц и Татьяна Китайгора

В это же время в галерее открылась первая выставка творческого объединения «Друзья и годы» Омской областной организации Союза художников России и появилась добрая традиция — дарить свои картины в фонд картинной галереи. И до настоящего времени эти выставки проводятся почти ежегодно, сопровождают их мастер-классы, семинары, совместные пленэры с местными художниками. Творческие встречи с авторами и превращаются в настоящие праздники для тавричанцев. Здесь состоялись персональные выставки большинства членов объеди-

нения: Георгия Сергеевича Катилло-Ратмирова (трижды), Николая Александровича Герасимова, Александра Фокеевича Краснопёрова (дважды), Сергея Александровича Белова (трижды), Александра Прокопьевича Колесова, Сергея Александровича Зольникова (дважды) и ещё многих членов объединения.

Большое значение в жизни не только художников, но и всего района имеют так называемые «Рисовальные вечера», возникшие благодаря идее Александра Николаевича Гуни в 2001 году. С 2005 года руководителем изостудии стала Татьяна Петровна Китайгора. Работы членов кружка-изостудии были представлены в областном выставочном комплексе «Континент», а сам проект был удостоен премии-гранта губернатора области.

В 2003 году по инициативе преподавателя ДШИ Сергея Зольникова открывается Прииртышский отдел картинной галереи, где через три года Сергей Александрович организовал «Рисовальные вечера» для жителей сёл Прииртышье и Луговое, объединяющие ныне более тридцати человек и получающие хвалебные отзывы односельчан.

В 2006 году галерея стала художественным музеем и переехала в другое здание. С июля 2010 года коллективом руководит Василий Яковлевич Чегринец, продолжая и расширяя деятельность музея, ныне преобразованного в художественный отдел Таврического краеведческого музея. В дружном коллективе трудятся: Татьяна Анатольевна Дуб, лектор-экскурсовод; Елена Анатольевна Коба, хранитель фонда; Нилова Юлия Александровна, заведующая передвижной выставкой. Прииртышским отделом руководит методист Людмила Михайловна Белик.

Благодаря многолетней выставочной и просветительной работе тавричанцам удалось скомплектовать одну из самых богатых в Омской области коллекций картин омских художников. Налажены творческие связи с омскими отделениями Союза художников, Союза театральных деятелей, Союза дизайнеров Рос-си и омскими музеями.

Впечатляет широта, разнообразие проектов и выставок, перечисление их заняло бы целую страницу. Вот некоторые из них:

«Таврическая палитра» — ежегодная районная выставка живописи, графики и ДПИ;

«Земля Таврическая» — ежегодный районный проект, в рамках которого проходит выставка-конкурс детского рисунка;

«Прииртышский колорит» — выставочный проект художников и мастеров ДПИ При-иртышского сельского поселения;

«Фототавр» — районный выставочный фотопроект профессионалов и любителей;

«Право на самовыражение» — ежегодный областной проект творчества самодеятельных художников и мастеров ДПИ;

«Художники детям» — ежегодный проект творческого объединения «Таврические художники-любители», посвящённый Дню защиты детей и проводимый в отдалённых от музея детских учреждениях;

«Капель» — ежегодный выставочный проект творческих работ преподавателей и студентов института сервиса ОмГТУ. Большое внимание уделяют сотрудники музея и передвижным выставкам, регулярно выставляя картины в Нововаршавском, Называевском, Тарском, Павлоградском районах и в Омске. Художники района участвуют в международных и всероссийских выставках: «Фестнаив-2014» (В.В. Лотц), «Петербуржская неделя искусств — 2014» (О.Г. Андреева).

В заключение хочется назвать несколько важных цифр, говорящих о многогранной деятельности работников музея. Более 15 тыс. посещений в год стационарных выставок и 12 тыс. посещений — передвижных. Около 2 тыс. единиц хранения основного фонда.

Творческое объединение «Таврические художники-любители» в настоящее время объединяет около 30 местных художников.

Хочется пожелать Татьяне Петровне Китайгора и всему коллективу музея новых творческих достижений в благородном служении искусству.

БЕРЕГИНЯ

Посвящается Т. Китайгоре

Всё ты в сердце взяла от родимых корней. Этот дар сберегла в торопливости дней. Взгляд и смелость отца, материнский напев. От родного крыльца, от герани в окне. Нежный шелест берёз и небес чистоту Навсегда и всерьёз — вот уж внуки растут. Ты душою своей слышишь Родины зов, Берегиня полей, Берегиня лесов. Ведь сказал человек: мир спасёт красота. В наш компьютерный век с кистью ты у холста. Чтобы видели мы на травинках росу, В середине зимы красоту нарисуй! Ветеранов седых, Божий храм, журавлей — Им с высот неземных путь России видней. Чтобы свято беречь и поля, и цветы, Научи нас любить так, как любишь их ты.

2009 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

REFERENCES

1. Сеченов Б.А. От истоков становления до богатого наследия. Омск : ИД «Наука», 2014. С. 230-238.

2. Сергеев-Ценский С.Н. Трудитесь много и радостно. М. : Молодая гвардия», 1975. С. 274.

3. Останина В.Г. Татьяна, русская душою. // Таврические новости. 2010. 15 янв. С. 4.

Валентина Григорьевна Останина — поэт, переводчик, член Союза писателей России. Р.п. Таврическое.

1. Sechenov B.A. Ot istokov stanovleniya do bo-gatogo naslediya. Omsk : ID «Nauka», 2014. S. 230-238.

2. Sergeev-Tsenskiy S.N. Trudites' mnogo i ra-dostno. M. : Molodaya gvardiya», 1975. S. 274.

3. Ostanina V.G. Tat'yana, russkaya dushoyu... // Tavricheskie novosti. 2010. 15 yanv. S. 4.

Valentina Grigorievna Ostanina — Poet, Translator, Member of the Writers' Union of Russia. Tavricheskoe.

Статья поступила в редакцию 03.08.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.