УДК 908 doi: 10.17238/issn2227-6564.2016.5.46
ОКУНЕВ Юрий Павлович, доктор культурологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 114 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий (три - в соавт.), двух учебных пособии*
КУЛЬТУРА КАРГОПОЛЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Духовный и интеллектуальный потенциал - вот та реальная и эффективная сила, опираясь на которую, возможно решать государственные, социальные, политические и экономические проблемы. Одна из центральных проблем, активно обсуждаемых исследователями в последние годы, - судьбы народной культуры и искусства Русского Севера, истинные и мнимые идеалы и духовные ценности. Сегодня сделано уже немало не только для сохранения, но и приумножения традиций народной культуры и искусства Севера. Организован ряд выставок народных мастеров в Архангельске и Северодвинске. Деятели культуры Кар-гополья выступают организаторами традиционных Праздников народных мастеров России, проводимых ежегодно в Каргополе - одном из признанных центров народной культуры и ремесел Русского Севера. Именно здесь в творческом содружестве с местным педагогическим колледжем и районной администрацией были проведены три научные конференции: «Культура Каргополя: традиции и современность», «Сохранение и возрождение народных ремесел», «Круг ремесел». Общая задача исследователей, деятелей культуры и народных мастеров заключается в том, чтобы лучшие образцы народной культуры и искусства были сохранены в новых поколениях и приумножены, чтобы они существовали не как музейные экспонаты, а как духовная основа современной культуры и нравственности.
Ключевые слова: Каргополье, каргопольскиеремесла, социокультурное пространство, социокультурная политика, национальная и культурная самобытность.
870-летие Каргополь отмечает в обновленном образе старинного русского города. Соборы величественно повествуют о его историческом пути развития. Маленький, затерянный в таежных далях городок удивляет туристов своей историей и необыкновенным архитектурным
ансамблем соборов, церквей, башен и купеческих особняков.
Традиционно в конце января в г. Каргополе проводится фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны». В литературе неоднократно отмечалась роль звона как неотъемлемой
'Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: [email protected]
части пейзажа и звуковой атмосферы. Он был важным организующим началом в православном укладе жизни, являясь информационной и художественной составляющей. Организующая роль звона особенно значима как традиционный ориентир. Фиксируется соотношение последнего с астрономическим временем.
Праздник народных мастеров России в Каргополе начинается с колокольного звона. Звуковое пространство, или звуковой пейзаж, любого города состоит из множества звуковых явлений, к которым относятся звуки природы, различные шумы и сигнально-музыкальные ориентиры. Среди последних следует особо выделить колокольные звоны: их многоголосие завораживает, духовно объединяет всех присутствующих на Соборной площади. Каждый ощущает, как расширяется пространство площади, чувствует свое единение с небом, природными далями, водным пространством реки Онеги, озера Лаче. Человека покидают дневные заботы, и он включается в театрализованное действие. Колокольный звон усиливает тему Родины, Русской земли, является характерной чертой народного праздника [1].
Ровно в 12 часов дня начинается торжественное открытие Праздника. Парад народных мастеров - участников праздничных мероприятий -представляет на Соборной Площади более 40 регионов России. Вот уже «четверть века на особицу» приглашаются гости на съезжий праздник. Сценаристы, режиссеры, художники ежегодно предлагают новую содержательную основу, художественный образ: «Столетие УИ. Бабкиной», «Под флагом мастеров России», «Гончары России», «Каргополь - 850 лет», «250 лет со дня рождения А.А. Баранова», «Игра, игрушка, кукла», «Каргополь хлебосольный», «Мастера и подмастерья», «Эко-Каргополь» и др. Сценаристы-режиссеры С.П. Федосеева и И.А. Ром-шина, главный художник Е.И. Дикова являются бессменными создателями ярких театрализованных программ праздника.
Уже с утра на Соборной площади - музыка, песни, хороводы, оживленная торговля разными товарами. Чего только нет на импровизи-
рованных прилавках: корзины, плетенные из лозы и дранки, - кому какие нравятся, керамические изделия, куклы-обереги, вышивки, вязанье, знаменитые каргопольские рыбники, калитки и, конечно, горячий чай. И самое удивительное, что большинство вещей, выставленных на продажу, сделано умелыми руками женщин-мастериц, в честь которых и назван праздник - «Хранительница традиций». Основательницей традиций на Каргополье по праву считают Ульяну Ивановну Бабкину. На печни-ковском подворье преподаватель и учащиеся, приехавшие из родных мест Ульяны Ивановны, устроили мастер-класс по изготовлению каргопольской глиняной игрушки. Бойкие продавцы с павловского подворья «Окологорода» предлагали всем рыбники с различной речной рыбой, испеченные в русских печах на поду. В «Ухотском большаке» можно было узнать свою судьбу, погадав на березовой веточке. А рукодельницы из Лекшмы припасли для ярмарки множество вязаных вещей, хранящих теплоту их рук. Жители Приозерья предлагали запастись целебными травами в «Троицкой здравнице». Тут же девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной разноцветными лентами с загаданными желаниями.
Мастера из Иванова, Семенова, Суздаля, Череповца, Вологды наперебой предлагали свой эксклюзивный товар. Народный мастер из поселка Канин Нос Ненецкого автономного округа Наталья Латышева привезла яркие традиционные ненецкие игрушки, которые делаются из клюва гуся. Такими игрушками оленеводы баловали своих детей. А вот мастер из Архангельска по выпечке северных козуль Людмила Перфильева. На ее прилавке есть на что посмотреть и из чего выбрать: разукрашенные пряники приманивают не только яркой глазурью, но и чудесным запахом. Свои козули Людмила Михайловна делает исключительно по старинным рецептам и с удовольствием делится ими со всеми желающими. Расписные корабли и самолеты, именные сердечки, ангелочки, всевозможные зверюшки... Козули для нее - дело семейное, их пекла еще бабушка мастерицы [2].
Самым ярким и эмоциональным украшением праздника народных мастеров России является конкурс «Сельские подворья». В девятый раз мастера представляли свои территории «на особицу», свои местные обычаи, традиции и ремесла, да так, что здесь с утра до завершения мастеровой ярмарки толпилось больше гостей, чем у сцены, на которой звенели песни в исполнении местных и признанных звезд художественной самодеятельности. На каждом разукрашенном, обустроенном подворье снова блеснули талантом и радушием организаторы этих деревенских презентаций. Можно было глянуть на сельские «баньки» с вениками и самим связать их из целебных веточек, выслушать предания о традициях банных на Купалу. Вспомнить сенокосные обычаи, которые, к сожалению, уходят от нас за ненадобностью. Встать в деревенский хоровод с наряженными по-старинному сельчанками.
Да, не каждый день и не в полной мере вкладываем мы свои силы и любовь нашу в землю-матушку. А какие плоды могли бы пожинать, можно было увидеть на яственных столах подворий от муниципальных образований «Павловское», «Оше-венское», «Ухотское», «Печниковское», «Приозерное». Тем не менее все 5 подворий на разные лады, но с неизменным успехом привлекали площадной люд, конечно же, за счет художественных решений, самобытных особенностей представляемых обрядов и народных традиций. В каждом поселении есть свои искусные масте-ра-рукодельники - и вот уже их ученики давали мастер-классы на сегодняшнем празднике. Так, искусству лепки из глины учила всех желающих печниковская молодежь. В общем, в нашем полукруге подворий, раскинувшем рукотворные чудеса возле колокольни, и блюда учили расписывать, и ковры из полевых цветов ткать, и венки плести [3].
Каргопольская земля всегда была богата талантами - не оскудела ими и поныне. На смену опытным мастерам народных промыслов приходят молодые, не менее искусные в своем деле. Яркий пример - Татьяна Савчук. Когда-то Каргополье, как и весь Олонецкий край, славился своей неповторимой росписью по дереву:
наличники на окнах, двери, шкафы, сундуки, прялки под умелой рукой художника становились праздничными и радовали глаз яркими цветами. Постепенно, с уходом мастеров, стало исчезать это ремесло.
Возродить его вновь и поставила себе целью Татьяна Юрьевна. Мастерство пришло не сразу. Роспись эта трудна тем, что не предполагает первоначального графического рисунка: краска наносится сразу и широким мазком. Сейчас во многих домах не только района, но и области можно увидеть расписанные Татьяной деревянные предметы домашнего обихода: двери, скамейки, панно, наличники на окнах, сувениры. Но Татьяна освоила не только росписи - ее руки многое могут и умеют делать в совершенстве (декупаж, квиллинг, мозаика, вязание крючком и на спицах, вышивание). Неважно, как называется та или иная техника, какие материалы используются, гораздо важнее то, что вкладываешь в свое изделие: теплоту рук, настроение и душу. Тогда и получается авторская, действительно бесценная вещь [4].
Главным, что вызвало интерес и явилось украшением праздника, были выставки произведений искусства мастеров и мастериц. Истинно народную атмосферу и приподнятое настроение помогли создать талантливые фольклорные коллективы из городов и районов области.
Такого разнообразия техники, богатства сюжетов и многокрасочности вышивки, как в Кар-гополье, мы не встретим ни в одном регионе Русского Севера. Каргопольские мастерицы владели практически всеми приемами севернорусской вышивки: древним («досельным») двусторонним швом «роспись»; «набором», имитирующим тканые узоры; ажурной «строчкой» («перевитью»), белой и цветной; а также появившимся в конце XIX - начале XX века стебельчатым «тамбуром».
В каргопольских вышивках, датируемых XIX - началом XX века, мы встречаем древние сюжеты, отражающие еще дохристианские верования славян: торжественные композиции с языческой Берегиней, древом жизни, птицами и конями, солнечной ладьей.
Разнообразными были и материалы для вышивки: холст, миткаль, кумач; использовались льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, золотые и серебряные нити, перламутровые плашки, бисер и жемчуг.
Прялка была традиционным свадебным подарком - напутствием быть умелой и трудолюбивой хозяйкой, подарком - пожеланием счастья и добра (в декоре прялок - солнечные знаки-заклинания и мотивы весеннего цветения природы) [5]. Каргопольские прялки были, как правило, «корневыми», т. е. цельными, вырубленными из ствола и корневища крупной ели.
Представленные на выставке произведения гончаров Каргополья интересны архаичной технологией изготовления. Разнообразную посуду (горшки, кринки, роговики) еще в начале XX века изготавливали на ручном гончарном круге в технике «налепом», стенки сосудов выкладывались из глиняных жгутов - «тетерок».
Наряду с производством посуды каргополь-ские гончары издавна занимались изготовлением глиняной игрушки. И именно производство игрушек, «мелочного» товара, определило новую жизнь каргопольского гончарного промысла уже в наши дни.
Новое поколение народных мастеров Карго-полья бережно сохраняет и развивает богатые традиции художественной обработки металла, дерева и бересты, лоскутного шитья и ткачества, знаменитой каргопольской игрушки.
Богата и разнообразна музыкальная культура Русского Севера. Творческая натура народа находила свое выражение и в широкой, раздольной песне, и в озорном частушечном переборе, и в звоне колоколов [6].
Светилен в византийском и древнерусском обряде - песнопение-концерт, исполняемое на утрени. В нем пелось о дарованном нам Господом свете - отсюда русское название «светилен».
Это красивое название носит музейный хор любителей духовного пения. Созданный в 2003 году по инициативе группы единомышленников при Каргопольском государственном историко-архитектурном и художественном музее, хор «Светилен» в настоящее время насчитывает
30 чел. Основу коллектива составляют любители духовного пения из числа местной интеллигенции. Создатель этого коллектива - энергичный, увлеченный человек, в прошлом преподаватель музыки педагогического колледжа Роза Ко-ломай. Репертуар хора разнообразен - более 50 произведений различных жанров и эпох: русская духовная и светская классика, западноевропейская музыка ХУШ-ХХ веков, обработки русских народных песен, сочинения современных авторов. В основном хор поет акапелла. За 13 лет сложился стиль коллектива: яркий, своеобразный, в чем-то непривычный, он привлекает к себе, заставляет задуматься.
Выступления творческого коллектива проходят в одном из зданий Каргопольского музея -Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В храме прекрасная акустика. Особое настроение создает экспозиция памятников церковного искусства, это придает выступлениям хора торжественность и значимость, способствует могучему звучанию исполняемых произведений. На концерте слушатель оказывается во власти музыки.
Сегодня Каргополь - творческая лаборатория, мастерская, «школа искусств» для народных мастеров и художников, архитекторов и музыкантов, исследовательское поле для искусствоведов и археологов.
Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей является основой Праздников народных мастеров России.
Музей объединяет 18 архитектурных памятников города и села. В составе музейных фондов - иконопись и храмовая скульптура, лицевое шитье и шитье золотом, рукописные и старопечатные книги, памятники декоративно-прикладного искусства, археологии, документы городских архивов. Музей регулярно проводит научные конференции с участием российских и зарубежных ученых и издает сборники трудов.
Событием в культурной жизни Архангельской области стало издание книги «Каргополье: история исчезнувших волостей» Н.И. Тормосо-вой. Монография является результатом многолетней работы, посвященной изучению территории
Каргопольского уезда и составляющих его волостей. Книга написана по материалам экспедиционных и архивных исследований, в ней сведены воедино данные о формировании и развитии территории Каргополья. Исторический анализ опирается на достаточно широкий спектр источников, в т. ч. и музейных, многие из которых впервые введены в научный оборот. Содержание нашло отражение в многочисленных схемах, таблицах, фотографиях, детализирующих и облегчающих визуальное восприятие материала. Наиболее важной и объемной частью работы стало исследование структуры сельских территорий [7].
Стихийное паломничество любителей старины 1960-1970-х годов в г. Каргополь к началу 1990-х оформилось в яркое общение людей, связанных любовью и интересом к русской культуре, к возрождению народных ремесел. Каргополь становится центром притяжения не только для российских мастеров, но и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. За «солью знаний», за мудростью и опытом народных мастеров едут сегодня в Каргополь гончары, кузнецы, резчики по дереву, мастерицы по женским текстильным ремеслам из Нижнего Новгорода, Владимира, Рязани, Орла, Вологды, Курска, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска.
Богатое разнообразие ремесел, связанное с крестьянской жизнью, сохранялось на Кар-гополье до начала ХХ века. Произведения старых мастеров - памятники народного бытового искусства - и сейчас есть почти в каждом деревенском доме. Во многих волостях Кар-гопольского уезда существовала промысловая специализация деревень, связанная с наличием того или иного природного сырья, с расположением дорог относительно рынков сбыта изделий. Бондари, корзинщики, гончары, кожевники представляли семейные поколения мастеров.
Сегодня в деревнях ремеслами занимаются лишь отдельные мастера. В новых условиях жизни центром сохранения, преемственности и развития народных художественных традиций стал город.
В одном из уникальных памятников гражданской архитектуры XVIII века - Доме Вешнякова - размещается Центр народных ремесел «Берегиня» (объединение мастеров создано в 1992 году). Архитектурный объект «ожил» с появлением в нем мастерских по изготовлению глиняной игрушки, резьбе по дереву, ткачеству, лоскутному шитью.
Три поколения мастеров объединила «Берегиня». Старые мастера - носители традиций, получившие знания ремесел в детстве, в деревенских семьях потомственных мастеров, живущих в Каргополе. Их ученики стали первыми руководителями мастерских Центра ремесел, а ныне уже ученики учеников растят следующее поколение мастеров. Здесь проводятся мастер-классы, организуются выставки, семинары, творческие встречи. Участие в каргопольских выставках престижно для любого российского мастера, художника, фотографа.
Будущих мастеров воспитывает и Каргополь-ское педагогическое училище. В Детской школе искусств также организована специальная программа по народному искусству Каргополья. Продолжает работать артель гончаров «Каргопольская игрушка», созданная в 1960-е годы Александром Петровичем Шевелевым. В Каргопольском районе начинают возникать «народные» музеи, которые также привлекают мастеров к возрождению ремесел (например, музей в Лядинах).
На Праздниках российских мастеров в Каргополе вот уже более 20 лет происходит обмен «опытом и товаром» между местными и приезжими мастерами. Традиционное место ярмарки - Соборная (Торговая) площадь. Здесь, возле стен белокаменных храмов, встречаются мастера всех поколений, а жители и гости древнего города словно переносятся в далекие времена его расцвета, когда Торговая площадь была центром пересечения всех путей, по которым проезжал и проходил торговый люд с разных концов России. Тут же, прямо с подвод, шла бойкая торговля расписными сундуками и мебелью, деревянными ушатами и прялками, берестяными коробами, бураками, туесами. Деревенские соседки предлагали покупателям
беленые холсты, расшитые пояса, кушаки, яркую пестрядь лоскутных одеял.
Сами предания народной культуры - шедевры деревянного зодчества, радуга ручного качества и вышивки, волшебство текстильной аппликации, самобытные песни и эпические сказания, гармония берестяного плетения, шагнувшие к нам из тысячелетних глубин гончарство и знаменитая ныне каргопольская игрушка или таинственные узоры свободной кисти - существуют не абстрактно, не сами по себе. У них есть свои создатели и хранители, творцы и носители.
Главный художник Праздника Елена Ди-кова - член Союза художников России, хранительница традиций народного текстиля. Она создает образ праздничного убранства города. Тема Праздника - каждый год новая; это помогает разнообразию выставок, обозначает круг современных проблем народных мастеров, привлекает в город все новых гостей и участников.
Слава каргопольских мастеров и художников давно перешагнула границы города. Валентин Шевелев и Геннадий Кулишов участвовали в работе международной конференции «Краеведение России» (Париж, 2000 год). Рашид Са-гадеев побеждал на российских и международных конкурсах снежной, ледовой и огненной скульптуры. Все трое участвовали в росписи стен православного монастыря в Италии.
Укрепляются культурные связи Каргополя со странами Баренц-региона - Швецией, Финляндией, Норвегией. В г. Ситка (бывшем Ново-Ар-хангельске, Аляска) почитают Александра Андреевича Баранова, уроженца Каргополя и одного из первых исследователей и правителей Русской Америки. Строительство дорог в Кар-гопольском районе откроет перспективу развития международного туризма.
Сегодня закладывается будущее Каргополя -уникального исторического города, сохраняющего свое культурное наследие. Город включен в федеральную программу «Возрождение»: московские архитекторы предпринимают большие изыскательные работы и выдвигают проекты по комплексной реконструкции города.
В Дни культуры Каргополя в Архангельске (март 2001 года) в Выставочном зале Союза художников в рамках выставки «Увидеть Каргополь» была представлена серия проектов, связанных с проблемой возрождения города, с развитием экологического и культурного туризма.
Постоянным участником Праздника народных мастеров России был Геннадий Александрович Кулишов. И в живописи, и в графике Г. Кулишова ярко звучит тема родной земли. Все эти церквушки, небольшие деревеньки, домики, баньки, копны сена, птицы, леса, реки будят ностальгические чувства горького сожаления об утраченном навеки дорогом и незабываемом для каждого из нас. Художник любил родной город и воспевал его в своем многогранном творчестве.
Решающую роль в творческой судьбе Г. Кули-шова сыграли экслибрисы. Именно эти небольшие графические листочки на своих крыльях разнесли линогравюры каргопольского художника по всему свету. Они прославили имя художника своей самобытностью, «лица необщим выраженьем», как сказал бы замечательный русский поэт Е.А. Боратынский. Сегодня Геннадий Кулишов является автором более 400 экслибрисов, но даже по нескольким иллюстрациям можно судить о тематическом разнообразии миниатюр и неизгладимом отпечатке самобытного искусства Русского Севера на них [8].
В семейном «Доме-музее Шевелевых» представлены работы «игрушечников» Шевелевых. Целый хоровод каргопольской игрушечной радуги вокруг тройки Дмитрия Васильевича: тут и «Полкан» Владимира Дмитриевича, и «Баба с младенцем» Валентина Дмитриевича, и «Баба с пирогами» Александра Петровича, и «Птица Сирин» Николая Петровича, и «Русалка» Клавдии Петровны, и «Берегиня» Ольги Валентиновны, и «Возок» Анны Федоровны, «Медведь», зверье и вороны «карги» Елизаветы Владимировны, и «Медвежаха» Игоря Прохоренко. Словом, семейный портрет в игрушках. Валентин Дмитриевич одарен уникально. Он - прекрасный рисовальщик, его пейзажи и тематические картины
привлекали внимание ценителей на самых престижных выставках, а еще - гончар. Краски, глина и добрый огонь русской печи - его стихия [9].
Поэтическое творчество становится способом спасти от людского забвения судьбы ушедших земляков, и из-под пера Александра Роско-ва выходят с любовью и тщанием выписанные портреты каргопольских крестьян. И каждая из этих реальных судеб перерастает рамки отдельной человеческой жизни. Портреты печника Александра Андреевича Старунова, косаря Анатолия Абрамова, родного деда, умершего за 20 лет до рождения внука, - не столько эпитафии, сколько жития, из которых складывается представление об образцовой (т. е. нормально, по-человечески прожитой) жизни.
Самый безысходный плач, самый горький реквием по русской деревне мы слышим в поэзии Александра Роскова. Душа обливается кровью, когда читаешь его стихи о повесившейся от безденежья и безысходности старухе, о деревенском старике, которого везут умирать в нищенский приют, о заливающих горе паленой водкой деревенских мужиках, оставшихся после развала колхозов без работы, без надежды хоть на какую-то нормальную жизнь.
В Архангельске он деятельно редактировал, наполняя возвышенным литературным содержанием популярнейшие газеты «Дачная», «Завалинка», «Пенсионерская правда». Стихи Александра Роскова любили, читали и пели в самых медвежьих углах России. Его Анатолий Абрамов сродни Василию Теркину давно стал исполином незакатной России [10].
В настоящее время в г. Каргополе работает известный русский поэт Александр Александрович Логинов. В лирике Логинова оживают деревья, в речных омутах водятся волшебные рыбы, олицетворяются небо («И только небо, словно белый аист, / Еще кружило, крыльями шурша»), ночь («Лишь коготок ночной царапнул по стеклу»), земля, зима, снег («Земля вздохнула и совсем по-женски / Лицом зарылась в глубину снегов»). Полнокровная земная жизнь, наполненная тайной и волшебством, завораживает поэта, сообщает его лирике пафос
приятия мира, восхищения перед чудом жизни («И жизнь, как цепь чудес, / Блистает, провисая»; «Живу. И зреет плод на ветви мирозданья, / Тяжелый, точный плод любви моей земной»).
Стихи Александра Логинова, вошедшие в сборник «Дети окраин» (2008), написанные на рубеже тысячелетий, по-прежнему поражают мощью, экспрессией, предельным напряжением жизни души лирического героя. Дети окраин - это и есть любимые дети державы, ибо, несмотря на то, что оказались «на обочине устремленной в капитализм новой России <.. .> полубеспризорными, полуразоренными», именно они - главная опора Родины, ибо «живут они не на окраине человеческого духа, стойкости и веры», и «когда приходят лихие времена», именно к ним «обращаются как к братьям и сестрам. И тогда поднимается громить врага глубинная, стержневая Русь. И жизнь продолжается» [11].
Раз в год Каргополь становится центром притяжения людей из разных уголков России и мира - в День города, который совмещают с Днем народных мастеров России. В 2013 году в этот же день состоялся областной съезд народных мастеров и специалистов по народной культуре - он проходит в районах Архангельской области один раз в два года. Собрались все мастера региона: директора домов ремесел, специалисты музеев, педагоги школ искусств, руководители кружков прикладного творчества, краеведы, организаторы выставок, ярмарок, коллекционеры, специалисты по народной культуре.
На набережной Онеги, в районе городского пляжа, в те дни просто божественно пахло све-жеобработанным деревом - работали деревянных дел мастера, участники конкурса малых архитектурных форм «АРТ-скамейка». Еще не подмели свежую стружку и опилки, а народ уже дивился творениям. Одна скамейка радует меломанов - она в виде клавиш музыкального инструмента и украшена разными нотами. Другая - для людей работящих, с трудягой-косарем. Вокруг третьей постоянно толпятся восторженные дети - по бокам вырезаны герои
«Смешариков». Четвертую венчает резной конь и украшает надпись, прославляющая народных мастеров. Самая загадочная скамейка - кривая, вернее, наклонная: с виду напоминает качели, на которой сидят два ангела - один перевешивает другого. И не случайно на берегу р. Онеги появились чудо-скамейки: каргопольцы всегда ждут «гостей со всех волостей» на Праздник народных мастеров России [6].
Пока посещающие город чиновники областного уровня обсуждают, как сделать из Каргополя туристическую мекку, жители района, не теряя времени на разговоры, претворяют это в реальность. К их числу принадлежит и Николай Юрьевич Фомин, настоящий мастер своего дела.
Чем же отличается парк «Медвежий край» Н. Фомина от ряда прочих туристических объектов? Наверное, своим отказом от серьезности и монументальности. Туристы едут за впечатлениями, впитывать информацию о днях давно минувших и смотреть на старинные обычаи своими глазами. И «Медвежий край» вносит разнообразие в туристический ландшафт района, предлагая посетителям снова стать детьми. И все это - в виде, стилизованном под нашу северную культуру.
Главные герои этого парка - деревянные скульптуры, у которых один отец-создатель. Раз край - медвежий, то и гадать о его главных обитателях нечего. У входа в парк вас встречает веселый Мишка в рубахе и с балалайкой, в саду перед домом живут его друзья-приятели (они словно сошли со всем известной картины Шишкина), а в глубь парка гостей провожает неразлучная парочка - Маша и Медведь. Косолапые мирно соседствуют с пчелиной семьей, аистами, семейством забавных грибов, Шре-ком и его друзьями, Дедом и Золотой рыбкой и многими другими жителями парка. Правила общежития - под строгим надзором былинной троицы: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Для жителей больших городов это в диковинку. Другого такого места в районе не сыщешь, а значит, и занять свое место среди других туристических объектов экопарк «Медвежий край» достоин.
Таким образом, Каргополь - достойный пример сохранения лучших образцов народной культуры и искусства для будущих поколений.
Список литературы
1. Грибкова Е.Ю. Колокольные звоны в звуковом пространстве // Звуки небес. Колокольные звоны в палитре музыкальной культуры России: тез. докл. симп. в рамках VIII фестиваля колокольного искусства «Хрустальные звоны», 17-19 января 2012 года / науч. ред. и сост. С.А. Старостенков, И.В. Онучина. СПб.; Каргополь, 2012. С. 9-10.
2. Овчинникова Т.В. Умелица да рукодельница и себе, и людям радость приносит // Каргополье. 2014. 26 июня. С. 2.
3. ЛогиновА.А. Четверть века на особицу! // Каргополье. 2015. 15 июля. С. 5.
4. Овчинникова Т.В. Олонецкая чудо-роспись // Каргополье. 2014. 14 июня. С. 1.
5. РусановаМ.В. «Берегиня» живет и молодеет // Каргополье. 2013. 13 июля. С. 1.
6. ЛогиноваМ.А. Обожаю Каргополь! // Правда Севера. 2013. 10 июля. С. 4.
7. Тормосова Н.И. Каргополье: история исчезнувших волостей // Каргопольский музей. Каргополь, 2011. С. 2.
8. Бакуменко В.М. Певец Русского Севера // Каргополье в творчестве Геннадия Кулишова: живопись, графика / авт. ст. и послесл. В.М. Бакуменко. М., 2009. С. 22-24.
9. Мелентьев Ю.С. От ремесла к искусству // Творчество семьи Шевелевых: От ремесла к искусству: Кар-гопол. игрушка. Гончарство. Ткачество. Вышивка. Береста. Живопись. Графика: кат. / авт. концепции и текста Ю.С. Мелентьев; сост. Е.В. Шевелева. М., 1994. С. 3-6.
10. Галимова Е.Ш. Животворящий родник // Росков А. Избранное: стихи / сост. Л. Сидорина (Роскова). М., 2012. С. 556-564.
11. Галимова Е.Ш. «Я лист своих времен» // Логинов А.А. Избранное. Архангельск, 2008. С. 4-20.
References
1. Gribkova E.Yu. Kolokol'nye zvony v zvukovom prostranstve [Bell-Ringing in the Sound Space]. Zvuki nebes. Kolokol'nyezvony vpalitre muzykal'noy kul 'turyRossii: tez. dokl. simp. vramkakh VIIIfestivalya kolokol'nogo iskusstva "Khrustal'nye zvony" [Sounds of Heaven. Bell-Ringing in the Palette of Russian Musical Culture: Outline Reports of Symposium in the Framework of the 8th Festival of Bell Art "Crystal Bells"]. 17-19 January 2012. St. Petersburg, Kargopol, 2012, pp. 9-10.
2. Ovchinnikova T. V. Umelitsa da rukodel'nitsa i sebe, i lyudyam radost' prinosit [A Wizard of Her Hands Clever with Needle Brings Joy to Herself and Others]. Kargopol'e, 26 June 2014, p. 2.
3. Loginov A.A. Chetvert' veka na osobitsu! [A Quarter of a Century by Oneself]. Kargopol'e, 15 July 2015, p. 5.
4. Ovchinnikova T.V Olonetskaya chudo-rospis' [Olonetsk Enchanting Ornament]. Kargopol'e, 14 June 2014, p. 1.
5. Rusanova M.V. "Bereginya" zhivet i molodeet [Folk Crafts Centre "Bereginya" Lives and Attracts Younger Members]. Kargopol'e, 13 July 2013, p. 1.
6. Loginova M.A. Obozhayu Kargopol'! [I Adore Kargopol!]. Pravda Severa, 10 July 2013, p. 4.
7. Tormosova N.I. Kargopol'e: istoriya ischeznuvshikh volostey [Kargopol Region: The History of the Disappeared Rural Districts]. Kargopol'skiy muzey [Kargopol Museum]. Kargopol, 2011, p. 2.
8. Bakumenko V.M. Pevets Russkogo Severa [Glorifier of the Russian North]. Kargopol'e v tvorchestve Gennadiya Kulishova: zhivopis', grafika [Kargopol in the Works of Gennady Kulishov: Paintings and Drawings]. Moscow, 2009, pp. 22-24.
9. Melent'ev Yu.S. Ot remesla k iskusstvu [From Craft to Art]. Tvorchestvo sem'i Shevelevykh: Ot remesla k iskusstvu: Kargopol. igrushka. Goncharstvo. Tkachestvo. Vyshivka. Beresta. Zhivopis'. Grafika: kat. [Works of the Shevelev Family: From Craft to Art: Kargopol Toy. Pottery. Weaving. Embroidery. Birch Bark. Painting. Drawing: A Catalogue]. Moscow, 1994, pp. 3-6.
10 Galimova E.Sh. Zhivotvoryashchiy rodnik [A Life-Giving Spring]. Roskov A. Izbrannoe: stikhi [Selected Works: Poems]. Moscow, 2012, pp. 556-564.
11. Galimova E.Sh. "Ya list svoikh vremen" ["I'm a Leaf of My Time"]. Loginov A.A. Izbrannoe [Selected Works]. Arkhangelsk, 2008, pp. 4-20.
doi 10.17238/issn2227-6564.2016.5.46 Yuriy P. Okunev
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov 17 nab. Severnoy Dviny, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
THE CULTURE OF KARGOPOL: TRADITIONS AND MODERNITY
Spiritual and intellectual potential is the real and effective power helping us to solve state, social, political and economic problems. One of the central issues that have in recent years been debated by researchers is the fate of folk culture and art of the Russian North, the real and imaginary ideals and spiritual values. Up to date, much has already been done not only to preserve, but also to multiply the traditions of folk culture and arts in the North. A number of exhibitions of folk artists have been arranged in Arkhangelsk and Severodvinsk. Cultural figures of Kargopol region organize traditional Festivals of Folk Masters of Russia held annually in Kargopol, one of the recognized centres of folk culture and crafts in the Russian North. It was here, in creative cooperation with the local teachers college and district administration, that three conferences were held: "Culture of Kargopol: Traditions and Modernity", "Preservation and Revival of Folk Crafts", and "Circle of Crafts". The overall objective of researchers, cultural figures and craftsmen is to make sure that the finest specimen of folk culture and art are preserved and multiplied for generations to come, that they are not just museum pieces, but a spiritual foundation for modern culture and morality.
Keywords: Kargopol, Kargopol crafts, sociocultural sphere, sociocultural policy, national and cultural originality.
Поступила: 26.04.2016 Received: 26 April 2016