Научная статья на тему 'БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ «УДАЛЕННОГО» УПРАВЛЕНИЯ'

БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ «УДАЛЕННОГО» УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УДАЛЕННАЯ РАБОТА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / PERFORMANCE EVALUATION / REMOTE WORK / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова А.С., Пивень И.Г.

В статье рассмотрены и определены основные проблемы организации удаленной работы в период пандемии. Выделены положительные и отрицательные аспекты удаленной работы. Определены риски управления и необходимость формирования новой корпоративной культуры. Определена необходимость изменения подходов к оценке эффективности управления бизнес-структурами в новых условиях. Выделены особенности оценки эффективности управления в новых условиях бизнес-структурами, которые являются участниками государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS IN A PANDEMIC: ORGANIZING REMOTE WORK AND EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF «REMOTE» MANAGEMENT

The article discusses and identifies the main problems of remote organization during the pandemic. The positive and negative aspects of remote work are highlighted. Management risks and the need to form a new corporate culture are identified. The necessity of changing approaches to assessing the effectiveness of business structures management in the new conditions is determined. The features of evaluating the effectiveness of management in the new conditions of business structures that are participants of public-private partnership are highlighted.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ «УДАЛЕННОГО» УПРАВЛЕНИЯ»

БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ «УДАЛЕННОГО» УПРАВЛЕНИЯ

А.С. Литвинова, студент

И.Г. Пивень, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10802

Аннотация. В статье рассмотрены и определены основные проблемы организации удаленной работы в период пандемии. Выделены положительные и отрицательные аспекты удаленной работы. Определены риски управления и необходимость формирования новой корпоративной культуры. Определена необходимость изменения подходов к оценке эффективности управления бизнес-структурами в новых условиях. Выделены особенности оценки эффективности управления в новых условиях бизнес-структурами, которые являются участниками государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: управление, оценка эффективности, удаленная работа, государственно-частное партнерство, риск-менеджмент.

В условиях продолжающегося кризиса бизнес-структурам все сложнее адаптироваться к новым изменениям. Внешние вызовы постоянно заставляют применять новые подходы к управлению бизнес-процессами, вместе с ними изменяются и подходы к оценке эффективности управления бизнес-структурами. А в условиях пандемии к текущим проблемам добавляется еще и проблема организации удаленной работы значительной части работников. В свою очередь, возникают вопросы не только организации удаленной работы, но и осуществления контроля за своевременностью и качеством выполняемой работы. Эти факторы будут влиять и на оценку эффективности управления бизнес-структурами в целом.

Принятие Правительством мер ограничения на передвижения граждан весной 2020 года повлекло за собой массовый перевод работников на удаленную работу. Это потребовало от руководства бизнес-структур существенных затрат, т.к. не все работники имели дома необходимые компьютеры и достаточную информационную базу для выполнения своих обязанностей. Кроме того, появилась проблема оперативного взаимодействия работников между собой и взаимодействия с руководством различного уровня, а так же быстрой обратной связи [1].

С другой стороны, многие бизнес-структуры (компании) оценили и плюсы удаленной работы: сократились расходы на аренду офисов, содержание обслуживающего персонала, расходы на коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы и др. Эти плюсы могут способствовать тому, что некоторые бизнес-структуры и после окончания сложного периода пандемии (первой, второй и др. «волн») будут пересматривать политику в отношении организации работы, перераспределения должных обязанностей, форм взаимодействия с работниками компаний, обеспечения оперативной «обратной» связи с ними, а так же форм контроля своевременности и качества выполненной работы. Такой формат требует значительного пересмотра уже сложившихся подходов и принципов организации работы в компаниях [1].

В период «удаленки» стали еще более востребованы грамотные опытные программисты и 1Т-специалисты. Теперь от их качественной работы во многом зависит судьба компаний. Эти специалисты должны каждый день решать следующие задачи: обеспечение удаленного доступа к корпоративной сети; обеспечение оперативного обмена информацией между сотрудниками; трансформация внутренних отчетов, сформированных с использовани-

ем разных офисных программ (которые установлены на «домашних» компьютерах); обеспечение защиты от вирусов главного сервера компании, на который попадает вся информация с множества «домашних» компьютеров, которые часто не имеют эффективной антивирусной защиты и др. Так же возникает проблема оснащения компаний мощной компьютерной техникой, что требует дополнительных расходов.

Все, описанное выше, потребует формирования новой корпоративной культуры, изменения привычных приоритетов, сфер ответственности работников, качественно новых отношений в коллективе. С одной стороны коллектив работает так же в одной организации, а с другой стороны исчезает тесное общение, работники не встречаются или происходит это очень редко, все сложнее в таких условиях поддерживать общий коллективный настрой [2].

В новом формате работы бизнес-структур возникает и необходимость пересмотра формы контактов с поставщиками и покупателями и другими внешними контрагентами, например, государственными структурами. Проблемы взаимодействия в удаленном формате с органами власти будут решать и те бизнес-структуры, которые являются участниками государственно-частного партнерства (ГЧП) или собираются ими стать.

Так же необходимо учитывать и периоды приостановки работы в рамках реализации проектов ГЧП, финансовые потери и необходимость сохранения персонала, обеспечение доходов работников, которые не могут вынужденно выполнять свои обязанности. На фоне этого, целесообразно при формировании новых подходов к управлению бизнес-структурами в рамках ГЧП и оценке эффективности такого управления будет необходимость оценивать не только общую эффективности управления, но и оценивать отдельную эффективность управления в рамках каж-

дого проекта, а так же, оценивать отдельно риски, связанные с тем или иным проектом. Это потребует формирования специальной информационной базы для проведения анализа и оценки рисков в рамках ГЧП [3].

Участникам ГЧП в новых условиях необходимо будет учитывать множество новых внутренних и внешних факторов, влияющих на результаты работы и характеризующие эффективность управления, в частности организацию взаимодействия с государственными структурами и обеспечение прямого «живого» общения с населением - потребителем социальных благ, для создания которых и объединяют усилия государство и бизнес. Так же, в этом случае, для оценки эффективности управления необходимо будет пересмотреть в новых условиях и оценку экологического и социального эффекта от реализации проекта ГЧП [4].

В отношении бизнес-структур, которые участвуют в проектах ГЧП, в новых условиях возрастают и риски управления, которые теперь стоит оценивать с учетом удаленного руководства персоналом. Так, рассматривая риск-менеджмент с учетом концептуальной модели COSO, состояние управления в данный момент времени. В рамках такого подхода необходимо выработать систему оценки и учесть сегодняшние изменения, происходящие во внутренней среде компании, изменения некоторых целей, новые средства контроля и др. [2].

Конечно, в рамках этой статьи рассмотрены и описаны не все проблемы, не все плюсы и минусы «удаленки», но очевидно, что изменения, которые вошли в нашу жизнь уже не позволят вернуться к прежним условиям работы, а значит, потребуют новых механизмов, принципов, подходов к обеспечению работы компаний, управлению ими, проведения мероприятий контроля, форм стимулирования работников, а так же оценки эффективности управления бизнес-структурами в новых условиях.

Библиографический список

1. Как пандемия-2020 изменит принципы организации работы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/other/441755 77-kak-pandemiya-2020-izmenit-printsipy-organizatsii-raboty

2. Бжассо А.А., Пивень И.Г. Особенности оценки эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства в современных условиях / Экономика и предпринимательство. - 2020. - №1 (114). - С. 51-55.

3. Бжассо А.А. Формирование информационной базы для оценки результативности управления корпорациями при реализации проектов с государственным участием // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №6 (107). - С. 1285-1288.

4. Пивень И.Г. Управление бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства на современном этапе: проблемы и перспективы развития и взаимодействия с государством, вопросы оценки эффективности управления бизнес-структурами // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №1 (114). - С. 655-660.

BUSINESS IN A PANDEMIC: ORGANIZING REMOTE WORK AND EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF «REMOTE» MANAGEMENT

A.S. Litvinova, Student

I.G. Piven, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses and identifies the main problems of remote organization during the pandemic. The positive and negative aspects of remote work are highlighted. Management risks and the need to form a new corporate culture are identified. The necessity of changing approaches to assessing the effectiveness of business structures management in the new conditions is determined. The features of evaluating the effectiveness of management in the new conditions of business structures that are participants ofpublic-private partnership are highlighted.

Keywords: management, performance evaluation, remote work, public-private partnership, risk management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.