Научная статья на тему 'БИЗНЕС-ТЕМАТИКА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ТАТАРСТАНА'

БИЗНЕС-ТЕМАТИКА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ТАТАРСТАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловые СМИ / деловые СМИ Татарстана / телевидение Татарстана / предпринимательство / business media / business media of Tatarstan / television of Tatarstan / entrepreneurship

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — К Р. Каримова

В данной статье мы рассмотрим специфику освещения бизнес-тематики на телеканалах Татарстана, вещающих из Казани. Выбор предмета исследования обусловлен необходимостью научного осмысления телевизионных практик региона в работе с деловой тематикой на фоне высокого уровня телесмотрения в республике и незначительного уровня изученности данного явления. В регионе наблюдается высокий спрос на СМИ деловой направленности, что отражается в лидирующих позициях деловых интернет-СМИ в рейтингах цитируемости СМИ в регионе. Соответственно, деловые интернет-СМИ уделяют деловой повестке значительное внимание. В этой связи важно рассмотреть особенности освещения бизнес-тематики местными телеканалами, уступающими по уровню цитируемости интернет-изданиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS TOPICS ON THE TELEVISION OF TATARSTAN

In the article the researcher considers the specifics of the coverage of business topics on Tatarstan TV channels broadcasting from Kazan. The choice of the subject of research is due to the need for scientific understanding of local television experience in working with business topics against of a high level of television viewing in the republic and an insignificant numbers of scientific researches of this phenomenon. The region has a high demand for business media, which is reflected in the leading positions of business Internet media in the ratings of media citation in the region. Accordingly, the online business media places particular emphasis on the business agenda. In this regard, it is important to research the peculiarities of the coverage of business topics by local TV channels, which are inferior in terms of citation to online business media.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-ТЕМАТИКА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ТАТАРСТАНА»

'(2 ' 2\

plx - xy + y 1= 2 .

Прк p = 0 равенство не выполнится ни прк каких значениях x, y , поэтому

x2 - xy + y2 = — x2 - x(p - x) + (p - x)2 = —

p , или p , или

x - px +

p3 - 2 3 p

( p *0 )

Найдем дискриминант последнего уравнения:

D =

8 - p3 3p

Неравенство В - 0 легко решается относительно параметра методом интервалов:

8 - p3

> 0

D>0 О 3p О p е(0;2]. При этих значениях параметра имеем корни

*1 = Р -1 2

8 - p3 p F x2 = — + 2 2

12 p

8 - p3 12 p

Обратную подстановку произведем по формуле

t = 1 - *3

(

t1 = 1 - *1 = 1 -

8 - p3 12 p

3

p +

8 - p3 12 p

Т = Т X = X

Равенство 1 2 достигается при том же значении параметра, что и 1 2-

при

p = 2

1 -

Ответ:

8 - p3 12 p

при р е (°'2], но при р 2 имеем двойной корень Т _ 0 ; при других значениях параметра уравнение не имеет реше-

Приведенных примеров достаточно в качестве иллюстраций того факта, что двойная подстановка при решении иррациональных уравнений имеет следующие преимущества: 1) избавляет от неравносильного преобразования уравнения - возведения в четную степень, заменяя это возведением в степень чисел: найденных значений промежуточных переменных, 2) избавляет от необходимости находить ОДЗ, заменяя систему неравенств для ОДЗ более простыми условиями: радикал четной степени принимает только неотрица-

тельные значения, 3) позволяет варьировать два уравнения связи между введенными переменными: исходным уравнением и получающимся из двойной подстановки исключением исходной переменной, 4) позволяет привлекать графические методы решений уравнений, заменяя уравнения связи между промежуточными переменными их графиками в декартовой системе координат Указанные преимущества оказываются еще более существенными при решении неравенств.

Библиографический список

1. Гузаиров Г.М., Мунасыпов Н.А., Сафарова А.Д., Черемисина М.И. Двойная подстановка в тригонометрических уравнениях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 283 - 286.

2. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. Москва: Издательство «Экзамен», 2017.

3. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. Москва: Мир и Образование, ОНИКС-ЛИТ, 2013.

4. Лидский В.Б., Овсянников Л.В., Тулайков А.Н., Шабунин М.И., Федосов Б.В. Задачи по элементарной математике. Москва: Наука, 1973.

5. Прасолов В.В. Задачи по алгебре, арифметике и анализу: учебное пособие. Москва: МЦНМО, 2007.

References

1. Guzairov G.M., Munasypov N.A., Safarova A.D., Cheremisina M.I. Dvojnaya podstanovka v trigonometricheskih uravneniyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 283 - 286.

2. EG'E 2017. Matematika. Profil'nyj uroven'. Tipovye testovye zadaniya. Moskva: Izdatel'stvo «'Ekzamen», 2017.

3. Skanavi M.I. Sbornikzadach po matematike dlya postupayuschih vo VTUZy. Moskva: Mir i Obrazovanie, ONIKS-LIT, 2013.

4. Lidskij V.B., Ovsyannikov L.V., Tulajkov A.N., Shabunin M.I., Fedosov B.V. Zadachipo 'elementarnojmatematike. Moskva: Nauka, 1973.

5. Prasolov V.V. Zadachi po algebre, arifmetike i analizu: uchebnoe posobie. Moskva: MCNMO, 2007.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

0

3

2

нии.

УДК 070+7.097

Karimova K.R., postgraduate, Kazan (Volga Region) Federal University (Kazan, Russia),

E-mail: [email protected]

BUSINESS TOPICS ON THE TELEVISION OF TATARSTAN. In the article the researcher considers the specifics of the coverage of business topics on Tatarstan TV channels broadcasting from Kazan. The choice of the subject of research is due to the need for scientific understanding of local television experience in working with business topics against of a high level of television viewing in the republic and an insignificant numbers of scientific researches of this phenomenon. The region has a high demand for business media, which is reflected in the leading positions of business Internet media in the ratings of media citation in the region. Accordingly, the online business media places particular emphasis on the business agenda. In this regard, it is important to research the peculiarities of the coverage of business topics by local TV channels, which are inferior in terms of citation to online business media.

Key words: business media, business media of Tatarstan, television of Tatarstan, entrepreneurship.

К.Р. Каримова, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань,

E-mail:[email protected]

БИЗНЕС-ТЕМАТИКА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ТАТАРСТАНА

В данной статье мы рассмотрим специфику освещения бизнес-тематики на телеканалах Татарстана, вещающих из Казани. Выбор предмета исследования обусловлен необходимостью научного осмысления телевизионных практик региона в работе с деловой тематикой на фоне высокого уровня телесмотрения в республике и незначительного уровня изученности данного явления. В регионе наблюдается высокий спрос на СМИ деловой направленности, что отражается в лидирующих позициях деловых интернет-СМИ в рейтингах цитируемости СМИ в регионе. Соответственно, деловые интернет-СМИ уделяют деловой повестке значительное внимание. В этой связи важно рассмотреть особенности освещения бизнес-тематики местными телеканалами, уступающими по уровню цитируемости интернет-изданиям.

Ключевые слова: деловые СМИ, деловые СМИ Татарстана, телевидение Татарстана, предпринимательство.

Татарстан на современном этапе является регионом с высокой предпринимательской активностью, в котором развиты различные отрасли экономики. В 2018 году Татарстан вошел в число десяти регионов, формирующих более половины важного экономического показателя для страны - валового регионального продукта [1]. В соответствии с реалиями деловой жизни республики здесь высок запрос общества на получение информации деловой направленности. Как подтверждение данного утверждения - лидирующие позиции республиканских именно деловых интернет-СМИ в рейтингах цитируемости «Медиалогии» в регионе за последние годы. Деловые интернет-издания являются в Татарстане наиболее авторитетными и востребованными среди аудитории [2]. В данной статье мы рассмотрим, каким образом деловая повестка региона освещается на республиканском телевидении.

Следует отметить, что сегмент деловой журналистики Татарстана является на данный момент малоизученной областью с научной точки зрения. Однако особенности деятельности татарстанской журналистики серьезно исследовались отечественными учеными. История и специфика татарской прессы изучались В.З. Гарифуллиным, исторические этапы развития татарстанского телевидения исследовались РВ. Даутовой, функционирование татарстанской прессы на современном этапе изучалось А.А. Лебедевым. Особенности функционирования и исторического развития российского телевидения подробно исследованы отечественными учеными. Назовем лишь некоторых из них: Р.П. Овсепян, А.Г Качкае-ва, РА. Борецкий, В.Л. Цвик, С.А. Муратов и многие другие.

По данным исследования Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), проведенного в мае - июле 2018 года с участием 1761 жителя Татарстана, 62% опрошенных заявили, что смотрят телевидение ежедневно. 11% респондентов сообщили, что смотрят его «практически каждый день». При этом только 4% татарстанцев, участвовавших в исследовании, сказали, что не смотрят телевизор вообще [3].

В то же время в стране наблюдается медленное, но стабильное снижение доверия со стороны аудитории телевидению и падение спроса на его использование в качестве достоверного источника информации, которое, однако, замедлилось по данным на 2020 год [4]. В российских регионах, и в частности в республике, телевидение остается значимым медиаресурсом для некоторой части аудитории, а также площадкой для презентации своих интересов для представителей власти, общественных институтов и ньюсмейкеров.

Лидером по востребованности у аудитории среди республиканских каналов на протяжении предыдущих двух лет является телеканал ТНВ [3]. По обновленным за июнь 2020 года данным, этот телеканал обогнал в объеме телесмотрения даже федеральные телеканалы, традиционно получавшие больший охват аудитории [5].

Результаты исследований демонстрируют предпочтения татарстанцев при выборе телепрограмм для просмотра указанного канала: наиболее востребованными оказались новостные выпуски (75%), затем следуют музыкальные программы (68%), на третьем месте - развлекательные программы (57%), на четвертом - программы о селе (53%), интересными для жителей республики оказались транслируемые по телеканалам художественные фильмы (50%) [3].

Как мы видим, спроса на программы деловой направленности среди участников опроса не выявлено.

Стоит отметить, что в условиях снижения интереса со стороны аудитории татарстанские телеканалы находят новые форматы для привлечения внимания аудитории - переход на мобильное вещание. Таким образом, региональные телеканалы пытаются конкурировать за зрителя/читателя с иным видом СМИ - интернет-изданиями, работающими по своим специфическим принципам и набирающими все спроса и больше авторитета аудитории. Как следствие - попадание региональных каналов в топ-20 наиболее цитируемых медиаресурсов по Татарстану по данным исследования «Медиалогии» за 2019 год. Телеканал «Татарстан 24» находится в списке на шестом месте, телеканал ТНВ занял в этом рейтинге одиннадцатую позицию, ГТРК «Татарстан» - тринадцатую, НТР «Нижнекамск» -девятнадцатую [6].

Тем не менее, телевидение значительно проигрывает в рейтинге цитирования интернет-СМИ: по данным анализа, из 20 позиций рейтинга телеканалы заняли лишь четыре строчки, при этом три участника рейтинга - телеканалы, вещающие из Казани, один - из Нижнекамска.

Используя методы контент-анализа и анализа телевизионного дискурса, рассмотрим, каким образом происходит освещение деловой тематики на региональных телеканалах.

Предметом исследования в данном случае выступает контент двух крупнейших региональных телеканалов - ТНВ и «Татарстан 24». Эмпирической базой исследования выступили выпуски деловых и экономических программ телеканалов ТНВ и «Татарстан 24» за октябрь 2019 года.

Как показывает исследование особенностей освещения бизнес-тематики на крупных телеканалах Татарстана при первом приближении, республиканское телевидение освещает деятельность регионального бизнеса и экономическую повестку в двух главных форматах: в рамках отдельных программ и информационных сюжетов в программах новостей.

На телеканале ТНВ деловая и экономическая тематика представлена программой «Реальная экономика». Описание программы с сайта телеканала:

«Программа сочетает в себе сразу несколько направлений. Это, в первую очередь, рассказ о людях труда - портрет рабочего человека. Аналитическое обсуждение социально-экономических проблем, являющихся основными темами, тревожащими наше общество. Программа о той самой реальной экономике, являющейся фундаментом и основой всего хорошего, что создается в Татарстане в последнее время».

Передача выходит один раз в неделю, с повтором. Средний хронометраж проекта - 26 минут.

Жанровая специфика программы представлена сочетанием аналитических и информационных жанров телевизионной журналистики. В частности, используются такие жанры, как интервью, комментарий, обозрение, корреспонденция.

Концепция программы основана на тематическом единстве сюжетов одного выпуска - все они посвящены одной теме. В одном выпуске может быть представлено до 4 сюжетов с хронометражем от 2 до 4 минут.

Стоит выделить специфику программы «Реальная экономика»: объектами ее освещения, преимущественно, становятся госкомпании и крупный бизнес из наиболее развитых в Татарстане отраслей экономики - нефтепереработка, химическое производство, газовый сектор, ТЭК и другие. Соответственно, освещается деятельность крупного бизнеса с государственным участием. В подводке к программе ведущий озвучивает специфические макроэкономические темы, которые, однако, не всегда находят продолжение в сюжетах: состояние экономики России, мировой финансовый кризис, рост ВВП и другие.

На телеканале «Татарстан 24» представлены две специализированные программы экономической направленности: «Новости Экономики Татарстана» и «Наши налоги».

Описание программы «Новости Экономики Татарстана» с сайта «Телевизионный проект, посвященный экономике нашей Республики».

Средний хронометраж программы - 5 минут, в рамках которых рассматривается до 3 тем. Программа выходит ежедневно, с повторами.

Жанровая специфика программы заключается в преимущественном использовании информационных жанров журналистики с применением аналитических методов, к примеру, такого как комментарий.

Основной жанр программы - информационное сообщение. Часто используется компьютерная графика для наглядной демонстрации финансовых показателей компаний, официальной статистики, оценки экспертов и компаний.

За короткий выпуск в программе поднимаются наиболее актуальные для жителей республики экономические вопросы, что отражается в тематической специфике сюжетов программы: проблемы потребительского рынка и рынка услуг, к примеру, состояние парка перевозчиков общественного транспорта Казани, ставка по ипотеке, спрос на предметы одежды, рынок фермерских продуктов Татарстана, рост цен на продукты питания и другие.

Особенностью программы «Новости Экономики Татарстана» является ориентация на освещение вопросов потребительского рынка и частного мелкого бизнеса с позиции интересов граждан и клиентов.

Программа «Наши налоги» - «ежемесячная информационная программа о налогоплательщиках и для налогоплательщиков».

Общий хронометраж - 20 минут. Программа создается совместно с Федеральной налоговой службой и проходит в жанре информационного интервью с экспертом на актуальные темы.

Среди ее тем - сдача деклараций, налоговые льготы для предпринимателей, специфика внесения социальных страховых взносов.

Следует отметить прямое участие государственных органов при ее создании, а также направленность на широкую аудиторию.

Темы экономической направленности поднимаются и в других информационных и аналитических программах телеканалов Татарстана.

В новостных сюжетах телевизионных каналов Татарстана тема бизнеса и экономики поднимается в соответствии с информационной повесткой дня и событийной картиной происходящего в республике.

Основной жанр таких выпусков - информационный сюжет, а также отчет. Как видим, тематика бизнеса и предпринимательства не получает столь же масштабного и полноценного освещения на телеканалах региона, как это происходит в пространстве Интернета, сегмент которого был исследован нами ранее. Бизнес-тематика находит отражение в единицах программ и сюжетах аналитических и новостных выпусков.

Важной особенностью информационных новостных сюжетов деловой направленности является их тематическая связь с деятельностью органов государственной власти. Зачастую о предпринимателях рассказывается на фоне тех или иных инициатив госорганов.

Можно выделить следующие наиболее частые тематические схемы «взаимодействия» бизнеса и власти в сюжетах:

• диалог бизнеса и власти о состоянии бизнес-климата в регионе;

• нарушения прав предпринимателей;

• отчеты госорганов о состоянии бизнес-среды в республике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфической особенностью освещения телевидением Татарстана деловой и экономической информационной повестки является наличие следующих элементов [7]:

• освещение деловой повестки в рамках региона;

Библиографический список

• использование в большей степени информационных жанров журналистики при освещении тематики бизнеса;

• освещение бизнес-тематики в связке с освещением деятельности региональных органов государственной власти;

Анализ освещения бизнес-тематики на крупных телеканалах Татарстана позволяет сделать следующие выводы.

• Телевизионные каналы Татарстана уделяют меньшее, по сравнению с интернет-СМИ, внимание освещению тематики бизнеса.

• Освещение деловой повестки ограничивается рамками региона;

• Телеканалы сообщают как о деятельности крупного бизнеса, в том числе предприятий с государственным участием, так и о малом и среднем бизнесе.

• Специфической особенностью освещения телевидением Татарстана деловой и экономической информационной повестки является использование, в большей степени информационных жанров журналистики при освещении тематики бизнеса.

• На телеканалах региона заметно отсутствие программ с непосредственным участием предпринимателей в создании контента.

• Специализированные программы об особенностях создания и ведения бизнеса с практическими советами и сообщениями об актуальных проблемах бизнеса на телевидении региона на данный момент не представлены.

• Освещение бизнес-тематики на телевидении Татарстана происходит в связке с освещением деятельности региональных органов государственной власти.

1. Татарстан вошел в десятку регионов, формирующих более половины ВРП страны. Бизнес-онлайн. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/395788

2. Каримова К.Р. Специфика анализа экономической информации в деловых онлайн-изданиях Татарстана. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019; № 4 (192): 60 - 68.

3. Медиапредпочтения Татарстана: ТРК «Новый век» снова лидирует. Эксперт-Татарстан. Available at: https://expertrt.ru/society/18184-mediapredpochteniya-tatarstana-trk-novyij-vek-snova-lidiruet.html

4. Российский медиаландшафт-2020. Левада-центр. Available at: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2020/05/Medialandshaft-2020-fin.pdf

5. Анализ республиканского телесмотрения IPTV «Таттелеком»: ТНВ в лидерах. Реальное время. Available at: https://realnoevremya.ru/articles/183378-tnv-stal-liderom-sredi-telekanalov-tatarstana

6. Татарстан: рейтинг СМИ за 2019 год. Медиалогия: ТОП-20 самых цитируемых СМИ Татарстана - 2019 год. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7185/

7. Каримова К.Р Бизнес-тематика на телевидении Татарстана на современном этапе. Теория и технологии ТТТ-2019. Телевидение в Татарстане: вехи становления и эпоха развития-2019: материалы Международной научно-технической конференции. Казань: КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева, 2019: 52 - 53.

References

1. Tatarstan voshel v desyatku regionov, formiruyuschih bolee poloviny VRP strany. Biznes-onlajn. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/395788

2. Karimova K.R. Specifika analiza 'ekonomicheskoj informacii v delovyh onlajn-izdaniyah Tatarstana. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2019; № 4 (192): 60 - 68.

3. Mediapredpochteniya Tatarstana: TRK «Novyj vek» snova lidiruet. 'Ekspert-Tatarstan. Available at: https://expertrt.ru/society/18184-mediapredpochteniya-tatarstana-trk-novyij-vek-snova-lidiruet.html

4. Rossijskij medialandshaft-2020. Levada-centr. Available at: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2020/05/Medialandshaft-2020-fin.pdf

5. Analiz respublikanskogo telesmotreniya IPTV «Tattelekom»: TNV v liderah. Real'noe vremya. Available at: https://realnoevremya.ru/articles/183378-tnv-stal-liderom-sredi-telekanalov-tatarstana

6. Tatarstan: rejting SMI za 2019 god. Medialogiya: TOP-20 samyh citiruemyh SMI Tatarstana - 2019 god. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7185/

7. Karimova K.R. Biznes-tematika na televidenii Tatarstana na sovremennom 'etape. Teoriya itehnologii TTT-2019. Televidenie v Tatarstane: vehistanovleniya i 'epoharazvitiya-2019: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Kazan': KNITU-KAI imeni A.N. Tupoleva, 2019: 52 - 53.

Статья поступила в редакцию 02.10.20

УДК 378.147

Musaev Sh.R., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia)

TO THE QUESTION OF THE STRUCTURE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE. The article supports the idea of implemention of electronic educational resources (EER) as part of the educational process to expand opportunities for the study and development of educational material. The use of EER reveals new opportunities for teaching and training students in various academic programmes. The article presents the results of a theoretical analysis of scientific research and regulatory documents on the problem of research, on the basis of which the structure of modern electronic educational resources is determined. The key components (blocks) of the electronic educational resource are identified, the interaction of which ensures the effectiveness of its use within the electronic educational environment, a description of its components is given, and the relationships between them are established with respect to their functioning in various organizational forms.

Key words: electronic educational resource, structure of electronic educational resource, components (blocks) of electronic educational resource, electronic educational environment, educational process.

Ш.Р. Мусаев, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ

ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

В данной статье обосновывается актуальность внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в рамках учебно-воспитательного процесса для расширения возможностей по изучению и освоению учебного материала. Применение ЭОР в образовательном процессе открывает новые возможности для организации предметного образования в рамках различных рабочих учебных программ. Представлены результаты теоретического анализа нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме использования ЭОР в образовательном процессе, на основе которых определена структура современных электронных образовательных ресурсов. Выявлены ключевые компоненты (блоки) электронного образовательного ресурса, взаимодействие которых обеспечивает эффективность его применения в рамках электронной образовательной среды, дано описание ее компонентов и установлены взаимосвязи между ними в функционировании их в различных организационных формах.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, структура электронного образовательного ресурса, компоненты (блоки) электронного образовательного ресурса, электронная образовательная среда, образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.