Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. Том 5 (71). № 3. С. 89-99._
2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 070
ОСВЕЩЕНИЕ ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Богданович Г. Ю., Дудкина А. В.
Таврическая академия (структурное подразделение)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Россия
E-mail:[email protected], [email protected]
В статье рассматривается проблематика освещения церковно-религиозной тематики на российском телевидении. На примере двух федеральных телеканалов (Первый и Россия-1, регионального телеканала Первый Крымский) показаны типичные журналистские ошибки в подаче религиозной информации. Причины таких ошибок состоят в том, что журналисты сегодня не получают образования в направлении религиозной журналистики, а в редакциях СМИ отсутствует эксперт по вопросам религии. В данной статье предлагаются пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: церковно-религиозная тематика, российское телевидение, духовная грамотность, журналистские ошибки, духовно-нравственные ценности, религиозная журналистика.
ВВЕДЕНИЕ
Религиозная тематика сегодня становится все более и более актуальной не только в научной среде, но и во многих светских редакциях средств массовой информации.
Постановка проблемы. Анализируя и освещаяреальность объективно, журналисты фиксируют определенный срез жизни общества. А современный социум по-разному реагирует на приемы и способы подачи информации разнообразной тематики.Одним из проявлений объективной реальности является достаточно высокий уровень религиозности у населения, который выражается в активном поиске и потреблении информации, основанной на религиозных ценностях и убеждениях. Согласно социологическим исследованиям, в России выявлены общественные институты, которые пользуются высоким уровнем доверия в социуме. На первом месте находится институт церкви, а на втором месте-средства массовой информации.
89
_ОСВЕЩЕНИЕ ЦЕРКОВНО--РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ НА РОССИЙСКОМ..._
Это говорит о том, что аудитория, которая потребляет информацию массмедиа-это
религиозное и верующее население страны. И именно такое, верующее общество
является наибольшей аудиторией для любого из массмедиа. Однако, на сегодняшний
день большинство светских средств массовой информации не компетентны в
религиозных вопросах. И проявляется это в допущении ряда ошибок и неточностей
в подаче христианских новостей на телеканалах. Журналисту невозможно
соответствовать высокому профессиональному уровню, если в вопросах веры и
церкви он проявляет духовную неграмотность.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В то время как в обществе растет спрос на религиозную информацию, СМИ остаются некомпетентны в вопросах веры и их актуализации. Те материалы, которые журналисты презентуют в медиа, демонстрируют полное отсутствие определенной культуры и элементарных тематических знаний. Задачей статьи является изучение неточностей иошибок, которые допускаются при освещении церковно-религиозных событий на российском телевидении, определение причин некомпетентности работников медиа в сфере религии.
Научный интерес к религиозной журналистике у исследователей (М. Григорян, М.Л. Шевченко, Г. Кожевникова, И. В. Тимкин и др.) связан с изучением освещения церковных аспектов в массмедиа [7; 8; 9; 11]. Так, М.Л. Шевченко выделяет религиозную журналистику в отдельное направление, в рамках которого работники СМИ изучают и освещают жизнь и деятельность религиозных конфессий. Вместе с тем отмечается влияние религиозной журналистики на общественные, политические и культурные процессы [12]. М. Григорян [2, с.14] отмечает, что, с одной стороны, журналист, который пишет на религиозные темы, обязан придерживатьсятех же правил, этики и профессионального уровня, по которым работают его коллеги в других направлениях. Но, с другой стороны, последствия ошибок, которые может допустить журналист, пишущий о религии, подчас непредсказуемы и несут конфликтный характер (это может быть и оскорбление чувств верующих, и даже религиозная вражда между конфессиями).
90
_Богданович Г. Ю., Дудкина А. В._
Поэтому сегодня остро назрела необходимость определить критерии и
требования к творчеству религиозных журналистов. Это поможет выявить причины некомпетентности медийщиков в церковных вопросах, чтов будущем обусловит успешность этой деятельности. Г. Кожевникова на основе публикаций в печатных СМИ выделяет следующие типичные ошибки журналистов, которые работают над религиозной тематикой: небрежность или невнимательность, некорректное употребление религиозных терминов, некорректный заголовок или анонс, юридическая безграмотность, смешение социальной проблематики и этнорелигиозной риторики [5].
Рассматривая проблематику подачи церковно-религиозной тематики на телевидении (были изучены два ведущих федеральных российских телеканала -«Первый канал» и «Россия-1» и один региональный телеканал Крыма «Первый Крымский»). Мы анализировали новостные сюжеты и информационно-аналитические программы на церковно-религиозную тематику за последние три года.В ходе исследования было выделено шесть критериев, по которым можно определить искажения в подаче информации на религиозную тематику: религиозная безграмотность; освещение церковно-религиозной темы в основном на большие христианские праздники или в контексте тематического «скандала»; религиозная ксенофобия и антисектантские настроения; при подаче религиозной информации не учитывается межконфессиональная палитра; незнание законов; отсутствие понимания у медиаработников сути религиозных традиций; умалчивание роли веры и христианских общин в социальной работе.
Если зайти в ньюз-рум телерадиокомпании и задать журналисту вопрос о вере и религии, первое, что он наверняка себе представит, - это репортаж о «чудотворной иконе» или трансляцию пасхального богослужения. Но на самом деле религиозные аспекты пронизывают различные тематические сферы: политику, экономику, социум, геополитику. Например, сегодня невозможно делать репортаж, например, о Судане (о разделении страны на два независимых государства), если не обладать минимальными познаниями о христианстве и исламе. Невозможно компетентно освещать конфликты на Ближнем Востоке или рассказать зрителю об Израиле, ни
91
_ОСВЕЩЕНИЕ ЦЕРКОВНО--РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ НА РОССИЙСКОМ..._
разу не прочитав Библию. Сегодня без знаний вопросов религииневозможно
рассуждать о социуме или геополитике [4].
На исследованных телеканалахвсе сюжеты на тему церковно-религиозных аспектов были поданы в контексте политических событий. Также практически в 90% сюжетов,связанных с христианской религией, освещаются события только одной христианской конфессии - православной. О католических или протестантских церковных новостях журналисты говорят крайне редко (хотя, например, количество религиозных общин в Крыму, согласно статистике на 2014 год,распределяется следующим образом: православные - 42, 7%, мусульмане - 29,1%, протестанты - 20, 1%, католики - 1,6%, иудеи - 0,9%, другие - 5,6%) [1].
В мире происходит много бедствий, в основе которых религиозные мотивы, которые, как правило, практически не освещаются в прессе. Например, в Индии регулярно средь бела дня убивают христиан, сжигают храмы. Такие события международного уровня не менее значимы, чем, например, протесты испанских гомосексуалистов против визита Папы Римского в Мадрид. Однако в медиа чаще освещается второе.
Аналитика исследуемых нами телеканалов также подтверждает тот факт, что основные события, которые освещались за последние три года - это два ключевых христианских праздника Пасха и Рождество. Событий на религиозную тематику, которые важны для общества, проходит достаточно много, однако на рассматриваемых телеканалах журналисты просто о них не говорят.
В большинстве случаев, когда журналист говорит о сенсационном расследовании на религиозную тему, в сюжете обязательно покажут и отметят какую-нибудь протестантскую церковь, приравняв ее к уровню секты. Так как в России принято считать, что христиане - это православная церковь, то другие христианские конфессии, такие как католики или протестанты, попадают под личные предубеждения и взгляды журналиста. Поэтому такие сенсационные «расследования» обычно строятся на видеоряде, в который попадают и материалы о настоящих сектах и о христианских церквах. В информационно-аналитической программе Первого канала от 12.10.2016г. «Время покажет. Осторожно секта!»,
92
_Богданович Г. Ю., Дудкина А. В._
наряду с такими, признанными государством, деструктивными сектами, как
общество кришнаитов, центром ритмологии, свидетелями Иеговы, говорится и о протестантских церквах. Но сегодняшние редакции должны понимать, что при таком отношении некорректном владении информацией теряются стандарты объективности. В то же время нужно понимать, что употребление в сюжетах таких слов, как «секта», «сектанты», «зомбирование», оскорбляют религиозные чувства сотен тысяч христиан.
Известно, что христианство состоит из нескольких конфессий - православие, протестантизм, католицизм. И хотя каждая из конфессий основана на одинаковых принципах верования, все же каждая из них имеет свои индивидуальные особенности, о которых журналист обязан знать. Например, 25 декабря журналисты говорят о Рождестве как о католическом, а 7 января как о православном. Хотя 25 декабря есть много православных, и немало протестантов, которые отмечают этот праздник. Та же ситуация и с 7 января:в новостях журналисты говорят только о православных верующих, но по факту в этот день Рождество Христово празднуют многие протестанты, и даже католики. Пример такой ситуации наглядно демонстрирует сюжет Первого Крымского телеканала от 07.01.2017 «Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником Рождества Христова». Журналист говорит, что в этот день Рождество празднуют только православные христиане. Еще один сюжет Первого Крымского телеканала от 09.09.2015 «Религиозные лидеры Крыма обсудили общие проблемы», в котором всего два синхрона религиозных лидеров - представителя русской православной церкви и лидера мусульман Крыма. О представителях других христианских конфессий, которые явно были участниками этой конференции, журналист не сказал. Журналистская ошибка очевидна - при подаче религиозной информации не учтена межконфессиональная палитра.
Вместе с тем, увидеть сюжет о том, например, как празднуют Пасху представители других конфессий, признанных на государственном уровне и официально зарегистрированных, нередко проблематично. Журналисту следует понимать, что, согласно Конституции Российской Федерации, нет важных или
93
_ОСВЕЩЕНИЕ ЦЕРКОВНО--РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ НА РОССИЙСКОМ..._
неважных религиозных объединений[2, с.26]. Этот тезис должен учитываться в
редакционной политике СМИ.
Случается так, что из-за непонимания религиозных традиций и их истории журналисты часто освещают такую тематику в меру своего личного понимания. Это в свою очередь приводит к серьезному искажению сути информации. Например, одна из важных христианских традиций - пост перед Рождеством и Пасхой. И в это время в телеэфирах мы начинаем слышать массу информации о похудении, мнения диетологов и т.д. Но ведь такая христианская традиция, как пост призвана мотивировать и достичь совсем другие цели в человеке. И это далеко не похудение, а глубокое духовное таинство. Например, в сюжете Первого канала от 19.02.2018г. «У православных христиан начался Великий пост» о духовном значении поста говорится вскользь, но даются рекомендации врачей. Ошибка журналиста заключается здесь в том, что в сюжете по данной тематике отсутствует мнение экспертов - священнослужителей.
Еще один пример сюжета Первого Крымского телеканала из программы «Время новостей» от 7.01.2018: «Рождество - один из главных праздников христиан», в котором рассказывается не об истинной сути празднования Рождества Христова, а приводятся языческие традиции этого праздника.
Каждое из направлений, представляющих христианскую церковь (православие, католицизм и протестантизм), призвано нести в общество любовь и милосердие. Именно поэтому при каждой церкви существуют служение, которое выполняет социальную работу в обществе. Это могут быть и благотворительные фонды, и различные организации по предотвращению негативных явлений в социуме, служения по работе с детьми сиротами, инвалидами, пенсионерами и т.д. Однако если журналисты и освещают работу таких организаций, то в большинстве случаев умалчивают о роли веры и церкви в социальной работе.
В исследуемых нами телеканалах найти сюжет о социальной работе церкви достаточно сложно. За последние два года на двух федеральных телеканалах на эту тему говорилось только в двух сюжетах: 1. Новостной сюжет Первого канала от 27 апреля 2017 г. «В Петербурге проходит Межрегиональная конференция по
94
_Богданович Г. Ю., Дудкина А. В._
церковному социальному служению» 2. Новостной сюжет телеканала Россия-1 от 19
декабря 2018 г. «Патриарх предложил обучать сестер милосердия современным медицинским технологиям». На региональном крымском телеканале Первый Крымский за три последних года в новостях о социальном служении, которая организует церковь, говорили всего один раз, в сюжете от 17 декабря 2017 г. «Дело милосердия: прихожане Свято-Екатерининского храма в Симферополе провели благотворительную ярмарку». Как известно, церковь всегда выполняла большую социальную работу в обществе. Православные, католические и протестантские церкви занимаются активным социальным служением в больницах, домах инвалидов, центрах реабилитации, приютах, детских хосписах, детских домах. И это как раз та объективная реальность, которую медиа обязаны освещать. Возможно, причина такого журналистского отношения до сих пор кроется в последствиях атеистической пропаганды, когда в СМИ можно было говорить только об участии государства в жизни и проблемах общества, хотя в некоторых случаях редакционная политика играет определенную роль.
ВЫВОДЫ
Все перечисленные ошибки, которые допускают журналисты при освещении церковно-религиозной тематики, можно корректировать. Возможно предложить пути решения данной проблемы:
1. В штате редакции должен быть специалист или эксперт по вопросам религии. И здесь будет уместно перенять опыт зарубежных медиагигантов, в редакциях которых присутствие профильного эксперта, компетентного в тематике веры, церквей, конфессий, вероучений, религиозных традиций - обязательная норма.
2. Повышать образование практикующих журналистов и студентов журфаков в сфере религиозной грамотности. Например, введение в учебный процесс на журналистских специальностях таких предметов, как «Освещение религиозной тематики в светских СМИ», «Прикладное религиоведение для журналистов», «Религиозная журналистика», поможет подготовить кадры, которые будут профессионально освещать конфессиональную направленность журналистики (и все,
95
_ОСВЕЩЕНИЕ ЦЕРКОВНО--РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ НА РОССИЙСКОМ..._
что с этим связано).А подготовка нового поколения журналистов, которые будут
духовно грамотны и будут правильно понимать религиозные аспекты, значительно
поможет снизить неточности и ошибки в практической деятельности.
Список литературы
1. Васин М. Религиозная карта Крыма - инфографика [Электронный ресурс] / М. Васин // RISU. - 2014. - 8 апр. - Режим доступа: http://risu.org.ru. - (Дата обращения: 12.07.19).
2. Григорян М. Прикладное религиоведение для журналистов[Текст] / М. Григорян. - М.: Права человека, 2009. - 254 с.
3. Григорян М.Прикладная конфликтология для журналистов [Текст] / М. Григорян, О. Панфилов, М. Мельников. - М : Права человека, 2006. - 158с.
4. Егорова Л. Г. Трансформация медиаполя республики Крым в новых социополитических условиях[Текст]/ Л. Г. Егорова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. -2019. - Т. 5. - № 1. - С. 25-41.
5. Кожевникова Г. Журналисты о религиозных группах: между некомпетентностью и неприязнью [Текст] / Г. Кожевникова // Прикладное религиоведение для журналистов. - 2009. - C. 48-64.
6. Кухарчук Р. В. Новый журналист. Как освоить медиапрофессию [Текст] / Р. В. Кухарчук. - К. : Гранмна, 2016. - 224с.
7. Листрова-Правда Ю. Т.К вопросу о функциональном церковно-религиозном стиле современного русского литературного языка [Текст] / Ю. Т. Листрова-Правда, М. Б. Расторгуева // Вестник ВГУ. Филология. Журналистика. - 2006. -№ 1. - С. 49-54.
8. Пантелеев Б. Проблема освещения религиозной тематики в СМИ [Электронный ресурс] / Б. Пантелеев // Центр религиоведческих исследований Religio Polis. -2011. - 23 мар. - Режим доступа:http://www.religiopolis.org - (Дата обращения: 12.03.19).
96
_Богданович Г. Ю., Дудкина А. В._
9. Тимкин И. В. Понятие православной интернет-журналистики и критерии
успешности церковного интернет-публициста [Текст] / И.В. Тимкин // Теология. Философия. Право. Теологические исследования. -
2018. - №2 (6). - С.6-26.
10. Цвик В. Л. Мир новостей: новости мира [Текст] / В. Л. Цвик. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2007. - 65 с.
11. Шайхитдинов Т. В. Сфера риска в освещении темы религии [Текст] / Т. В. Шайхитдинов// Вестник экономики, права и социологии. Социология. - 2016. - №1. - С. 314-317.
12. Шевченко М.Л. Религиозная журналистика: типы, принципы ипроблемы институционализации [Электронный ресурс] / М. Л. Шевченко // Православие и мир. - 2009. - 21 ноя. - Режимдоступа: https://www.pravmir.ru. - (Дата обращения: 12.03.19).
References
1. Vasin M. Religioznaya Karta Kryma - Infografika [Crimea Religious Map -Infographics]. RISU, 2014. Available at: http://risu.org.ru. (accessed 12 July 2019).
2. Grigoryan M. Prikladnoe Religiovedenie Dlya Zhurnalistov [Applied Religious Studies for Journalists]. Moscow: Prava Cheloveka Publ., 2009. 254 p.
3. Grigoryan M., Panfilov О., Melnikov M. Prikladnaya Konfliktologiya Dlya Zhurnalistov [Applied Conflictology for Journalists]. Moscow: Prava Cheloveka Publ., 2006. 158 p.
4. Egorova L. G. Transformatsiya Mediapolya Respubliki Krym v Novykh Sotsiopoliticheskikh Usloviyakh [The Republic of Crimea Media Space Transformation in New Social and Political Conditions]. Uchenye Zapiski Krymskogo Federalnogo Universiteta Imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie Nauki, 2019, vol. 5, no 1, pp. 2541.
5. Kozhevnikova G. Zhurnalisty o Religioznykh Gruppakh: Mezhdu Nekompetentnostyu I Nepriyaznyu [Journalists on Religious Groups: Between Incompetence and Dislike]. Prikladnoe Religiovedenie dlya Zhurnalistov, 2009, pp. 48-64.
97
_ОСВЕЩЕНИЕ ЦЕРКОВНО--РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ НА РОССИЙСКОМ..._
6. Kukharchuk R. V. Novyi Zhurnalist. Kak OsvoitMediaprofessiyu [New Journalist. How
to Master the Media Profession]. Kiev: Granmna Publ., 2016. 224p.
7. Listrova-Pravda Yu. T. K Voprosu o Funktsionalnom Tserkovno-Religioznom Stile Sovremennogo Russkogo Literaturnogo Yazyka [On the Issue of the Functional Church-Religious Style of the Modern Russian Literary Language]. Vestnik VGU. Filologiya. Zhurnalistika, 2006, no 1, pp. 49-54.
8. Panteleev B. Problema Osveshcheniya Religioznoi Tematiki v SMI [The Problem of Covering Religious Subjects in the Media]. Tsentr Religiovedcheskikh Issledovanii Religio Polis, 2011. Available at: http://www.religiopolis.org. (accessed 12 March 2019).
9. Timkin I. V. Ponyatie Pravoslavnoi Internet-Zhurnalistiki I Kriterii Uspeshnosti Tserkovnogo Internet-Publitsista [The Concept of Orthodox Online Journalism and the Criteria for the Success of the Church Internet Publicist]. Teologiya. Filosofiya. Pravo. Teologicheskie Issledovaniya, 2018, no 2 (6), pp. 6-26.
10. Tsvik V. L. Mir Novostei: Novosti Mira [World News: News in the World]. Moscow: Institut Povysheniya Kvalifikatsii Rabotnikov Televideniya I Radioveshchaniya Publ., 2007. 65p.
11. Shaikhitdinov T. V. Sfera Riska v Osveshchenii Temy Religii [The Scope of Risk in the Subject of Religiony. Vestnik Ekonomiki, Prava I Sotsiologii. Sotsiologiya, 2016, no 1, pp.314-317.
12. Shevchenko M.L. Religioznaya Zhurnalistika: Tipy, Printsipy I Problemy Institutsionalizatsii [Religious Journalism: Types, Principles and Problems of Institutionalization]. Pravoslavie i Mir, 2009. Available at: https://www.pravmir.ru. (accessed 12 March 2019).
98
_Богданович Г. Ю., Дудкина А. В._
COVERAGE OF CHURCH AND RELIGIOUS SUBJECTS ON RUSSIAN
TELEVISION
Bogdanovich G. Yu., Dudkina A. V.
Summary. The article deals with the problems of covering church-religious subjects on Russian television. The example of two federal TV channels (Pervyi and Russia-1, regional TV channel Pervyi Krymsky) shows typical journalistic errors in the presentation of religious information. The reasons for such errors are that journalists today do not receive education in the direction of religious journalism, and there is no expert on religious issues in the editorial offices of the media. This article offers solutions to this problem.
Keywords: church-religious subjects, Russian television, spiritual literacy, journalistic errors, spiritual and moral values, religious journalism
99