Научная статья на тему 'Репрезентация христианства в конфессиональных СМИ (на примере телеканала «Союз»)'

Репрезентация христианства в конфессиональных СМИ (на примере телеканала «Союз») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
216
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СВЕТСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТНЫЕ СЮЖЕТЫ / MAGE / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / REPRESENTATION / CONFESSIONAL MASS MEDIA / SECULAR MASS MEDIA / TELEVISION NEWS PLOTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вяткина Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается специфика современной религиозной жизни России, освещаются современные проблемные дискурсы, в которых ставится вопрос о репрезентации верующих, христианства. Выделяются светские и конфессиональные СМИ как источник конструирования образа религии. Приводятся результаты авторского исследования репрезентации христианства в рамках новостных передач телеканала «Союз». Выявляется широта представленных ветвей христианства, стиль изложения новостных сюжетов, тематическое разнообразие, специфика образа христианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of christianity in confessional mass media (on the Soyuz TV channel example)

The article considers specification of a modern religious life of Russia, elucidates modern problem discourses which raise a question of representation of the believers and Christianity particularly. Secular and confessional mass media have been allocated as a source of designing of an image of religion. Results of author’s research of Christianity representation are given within the framework of news telecasts of “Soyuz TV” channel. The width of presented Christianity branches, style of a statement of news plots, a thematic variety, specifics of an image of Christianity have been detected.

Текст научной работы на тему «Репрезентация христианства в конфессиональных СМИ (на примере телеканала «Союз»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 11-13.

Т. Ю. Вяткина

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКАНАЛА «СОЮЗ»)

В статье рассматривается специфика современной религиозной жизни России, освещаются современные проблемные дискурсы, в которых ставится вопрос о репрезентации верующих, христианства. Выделяются светские и конфессиональные СМИ как источник конструирования образа религии. Приводятся результаты авторского исследования репрезентации христианства в рамках новостных передач телеканала «Союз». Выявляется широта представленных ветвей христианства, стиль изложения новостных сюжетов, тематическое разнообразие, специфика образа христианства.

Ключевые слова: образ, христианство, православие, Русская православная церковь, репрезентация, конфессиональные средства массовой информации, светские средства массовой информации, телевизионные новостные сюжеты.

Современная религиозная ситуация характеризуется многообразием и сложностью исторически сложившегося в стране конфессионального пространства, что зачастую влечет за собой осложнение, а иногда и обострение межконфессиональных отношений. Наблюдается процесс политизации религии: с одной стороны, некоторые представители конфессий активно стремятся участвовать в политическом процессе, влиять на принятие политических решений, а с другой - определенные властные структуры, политические партии и движения стремятся использовать религиозный ресурс, авторитет церкви для достижения своих политических целей. Кле-рикалистские устремления Русской православной церкви становятся четко выраженной позицией, направленной на усиление их влияния на различные сферы общественной жизни, традиционно и по российскому законодательству являющиеся светскими: политику, культуру, образование1.

Таким образом, можно говорить о доминирующей роли православия в рамках религиозного поля России (по сравнению с другими конфессиями). Отечественные социологи религии констатируют, с одной стороны, «проправославный консенсус» массового сознания2, а с другой - наметившуюся в последнее время тенденцию критики православия и его представителей, особенно активно проявляющуюся в последнее время в светских СМИ. По мнению Р. Лункина, «церковь априори воспринимается в рамках образа государственного архаичного чиновничьего православия»3.

Таким образом, в российском обществе складывается определенное представление о христианстве и, в частности, о православии. Значительную роль в формировании образа православия и других христианских конфессий играют средства массовой информации, которые можно разделить, в данном контексте, на светские и конфессиональные. Репрезентация образов христианства и верующих в СМИ отражена в исследованиях отечественных ученых различных сфер знания.

Образы православия и протестантизма в светских СМИ рассматривают такие отечественные социологи религии, как М. Филатов и Р. Лункин, которые в результате своих исследований приходят к выводу о том, что средства массовой информации создают стереотипы массовых образов православия (положительный образ) и протестантизма (негативный образ)4.

Другие ученые акцентируют свое внимание на специфике репрезентации РПЦ в светской периодической печати, выявляя тематическое полке освещаемых журналистами религиозных событий5.

Приводит результаты исследования характера и динамики трансформации таких категорий, как «церковь» и «священники» П. Баёв6.

Таким образом, вопросы взаимодействия религии и светских СМИ, образов верующих в светских СМИ рассматриваются достаточно широким кругом отечественных социологов.

Однако специфика изучения в рамках социологии конфессиональных СМИ, в частности, православных СМИ, и образ православ-

ных и представителей других христианских конфессий (зачастую воспринимаемые РПЦ как конкуренты), формируемый в них, является недостаточно изученной на сегодняшний день.

В данной статье приводятся данные исследования, целью которого являлся анализ репрезентации образа различных ветвей христианства и их представителей в новостных телевизионных передачах православного телеканала «Союз».

В соответствии с исследовательской целью была поставлена задача: выявить тематическое разнообразие при освещении христианства; доминирующие эмоциональноизобразительные средства для изображения христианства; информационные приоритеты новостных телепередач; специфику образа ветвей христианства.

Метод исследования - контент-анализ. Объект исследования - новостные сюжеты православного телеканала «Союз». Новости данного телеканала полностью посвящены непосредственно или же опосредовано религиозной, и, в частности, православной тематике; с учетом доверительной вероятности -95 % и погрешности +/- 5 % выборка (простая случайная) составила 353 сюжета.

Телеканал «Союз» ориентирован на «воцер-ковленную» или «интересующуюся» публику. Православная телекомпания «Союз» позиционирует себя «православным по духу, но не чисто религиозным по содержанию СМИ. Это позитивное, семейное, домашнее телевидение, основанное на традиционных нравственных ценностях и традициях отечественной истории и культуры»7. Учредителем телекомпании «Союз» является Екатеринбургская епархия. Базой данных новостных телепередач служил интернет-сайт телеканала.

Выбор новостных телепередач обусловлен тем, что они пользуются большой популярностью у телезрителей и позволяют отследить спектр тематики событий, освещаемых телеканалом.

Временной период исследования - 1 год (с 01.11.2010 по 30.10.2011), что позволило отследить все «традиционные» темы новостных телепередач, в первую очередь, связанные с христианским «праздничным кругом», а также другие темы, актуальные в рамках исследуемого периода.

Анализируя полученные данные, можно говорить о доминировании такого жанра

новостных сюжетов телеканала «Союз», как «репортаж» (92 %). Помимо этого, в 3 % случаев встречается такой жанр, как «телевизионный отчет», в 2 % случаев - «заметка» и в 1 % случаев - «телевизионное обращение».

По стилю изложения сюжета для 63 % исследуемых новостных передач телеканала «Союз» характерен «добрый, позитивный, одобряющий» тон, для 30 % - «серьезный. официальный, нейтральный». В более редких случаях встречаются такие тона изложения, как «торжественный, радостный» (2 %), «сочувствующий, сожалеющий, соболезнующий» (2 %), «предупреждающий, настороженный, встревоженный» (1 %), «осуждающий» (1 %) и «ироничный» (1 %). Данный аспект связан, скорее всего, с нежеланием (журналистов или церковного руководства РПЦ) освещать те проблемы, которые так или иначе присутствуют в церкви и освещаются в рамках светских телеканалов.

Новостные сюжеты исследуемого телеканала в подавляющем большинстве своем посвящены российскому православию (90 %). В 12 % случаев освящается тематика, связанная с православными церквями других стран (как правило, это Украина и Белоруссия, однако встречаются и сюжеты, посвященные Польской, Греческой и Кипрской православным церквям). Наряду с этим в 1 % случаев встречается информация о католиках, проживающих за рубежом, о российских старообрядцах и о египетских христианах-коптах (например, «Выставка «Сотканный мир египетских христиан» проходит в Москве») и христианах в целом.

Сравнивая результаты исследования автора статьи, полученных при анализе новостей, отражающих христианскую тематику в рамках светских телеканалов (на примере «Первого телеканала» и «НТВ»), можно говорить о более широкой представленности различных ветвей христианства в новостных сюжетах (освещаются события, связанные и с католической церковью, и с протестантами, и со старообрядцами), но так же, как и в новостях телеканала «Союз», доминирует информация о РПЦ8.

Говоря о тематике новостей, следует отметить направленность сюжетов на освещение праздников, знаменательных дат (27 %), церковной, епархиальной жизни (25 %), культурной жизни (19 %) (например, «В Астрахани прошла выставка-ярмарка “Земле Русская,

Репрезентация христианства.

13

храни веру православную”», «В Екатеринбургском храме организован концерт, посвященный дню рождения княгини Елисаветы Феодоровны»), сферы воспитания, образования, науки (19 %). Также определенное внимание уделяется постройке/ восстановлению/ освящению храма (10 %), благотворительности, социальному служению (9 %), деятельности патриарха Кирилла (8 %), «религиозным событиям» (5 %) (например, «Началось долгожданное путешествие по России пояса Божией Матери», «В Челябинск доставлена частица мощей святого Александра Невского»), встрече политиков и религиозных деятелей для обсуждения вопросов, связанных с религией (4 %). Также можно отметить тематическое отличие новостей православного телеканала «Союз» и новостей, отражающих христианскую тематику в рамках светских телеканалов (таких, как «Первый телеканал» и «НТВ»): во втором случае тематика новостей направлена на более широкое освящение праздников и знаменательных дат (45 %) и освещение деятельности Патриарха Кирилла (43 %). Примечательно и то, что в исследуемой совокупности не было ни одного сюжета, связанного с теми проблемами, «религиозными происшествиями» в РПЦ, которые поднимались в светских СМИ9.

Таким образом, можно говорить об узкой тематической направленности православного телеканала «Союз», так как преимущественно освещается тематика, связанная с российским православием (в лице РПЦ). Тематика новостных сюжетов - широка, однако характерно замалчивание тех проблем, которые возникают в РПЦ.

Информационными приоритетами новостных телепередач являются праздники, знаменательные даты, репортажи о епархиальной, культурной жизни, образовательной и научной деятельности РПЦ.

Образ православия и православных в большинстве случаев эмоционально окрашен позитивными интонациями, характерно доминирование «одобряющего» тона, а также «нейтрального».

В дальнейшем целесообразно рассмотреть более подробно образ христианства и хри-

стианина как субъекта репрезентации - как в конфессиональных СМИ, так и в светских, проведя их сопоставительный анализ.

Примечания

1 Лопаткин, Р. А. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе // Российское общество и социология в XXI веке : социальные вызовы и альтернативы : тез. докл. и выступлений II Всерос. социол. конгресса : в 3 т. М. : Альфа-М, 2003. Т. 3.

2 Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие : (Религия в постсоветской России) / под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. СПб. : Летний сад, 2007.

3 Лункин, Р. Образ РПЦ в светских масс-медиа : между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием // Православная церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова ; Моск. Центр Карнеги. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2012. С. 200.

4 Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ : благолепие и уродство [Электронный ресурс] / под ред. С. Б. Филатова. иЯЬ: http://www.keston.org.uk/russia.ar-ticles/feb2006/03lmages.html (дата обращения: 23.08.2012).

5 Церковь и СМИ : где источник противоречий? [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://old. aquaviva.tmweb.ru/archive/2007/11/305.html (дата обращения: 23.08.2012).

6 Баёв, П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социол. исслед. 2011. № 2. С. 118-127.

7 Союз. Православный телеканал [сайт]. иЯЬ : http://tv-soyuz.ru/aboutchannel (дата обращения: 25.06.2012).

8 Вяткина, Т. Ю. Репрезентации христианства в новостных программах светских телеканалов // Социология и общество : глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : Материалы IV Очередного Всерос. социол. конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М. : РОС, 2012. 1 CD ЯОМ. С.4691.

9 Там же. С. 4692.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.