Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 11-13.
Т. Ю. Вяткина
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКАНАЛА «СОЮЗ»)
В статье рассматривается специфика современной религиозной жизни России, освещаются современные проблемные дискурсы, в которых ставится вопрос о репрезентации верующих, христианства. Выделяются светские и конфессиональные СМИ как источник конструирования образа религии. Приводятся результаты авторского исследования репрезентации христианства в рамках новостных передач телеканала «Союз». Выявляется широта представленных ветвей христианства, стиль изложения новостных сюжетов, тематическое разнообразие, специфика образа христианства.
Ключевые слова: образ, христианство, православие, Русская православная церковь, репрезентация, конфессиональные средства массовой информации, светские средства массовой информации, телевизионные новостные сюжеты.
Современная религиозная ситуация характеризуется многообразием и сложностью исторически сложившегося в стране конфессионального пространства, что зачастую влечет за собой осложнение, а иногда и обострение межконфессиональных отношений. Наблюдается процесс политизации религии: с одной стороны, некоторые представители конфессий активно стремятся участвовать в политическом процессе, влиять на принятие политических решений, а с другой - определенные властные структуры, политические партии и движения стремятся использовать религиозный ресурс, авторитет церкви для достижения своих политических целей. Кле-рикалистские устремления Русской православной церкви становятся четко выраженной позицией, направленной на усиление их влияния на различные сферы общественной жизни, традиционно и по российскому законодательству являющиеся светскими: политику, культуру, образование1.
Таким образом, можно говорить о доминирующей роли православия в рамках религиозного поля России (по сравнению с другими конфессиями). Отечественные социологи религии констатируют, с одной стороны, «проправославный консенсус» массового сознания2, а с другой - наметившуюся в последнее время тенденцию критики православия и его представителей, особенно активно проявляющуюся в последнее время в светских СМИ. По мнению Р. Лункина, «церковь априори воспринимается в рамках образа государственного архаичного чиновничьего православия»3.
Таким образом, в российском обществе складывается определенное представление о христианстве и, в частности, о православии. Значительную роль в формировании образа православия и других христианских конфессий играют средства массовой информации, которые можно разделить, в данном контексте, на светские и конфессиональные. Репрезентация образов христианства и верующих в СМИ отражена в исследованиях отечественных ученых различных сфер знания.
Образы православия и протестантизма в светских СМИ рассматривают такие отечественные социологи религии, как М. Филатов и Р. Лункин, которые в результате своих исследований приходят к выводу о том, что средства массовой информации создают стереотипы массовых образов православия (положительный образ) и протестантизма (негативный образ)4.
Другие ученые акцентируют свое внимание на специфике репрезентации РПЦ в светской периодической печати, выявляя тематическое полке освещаемых журналистами религиозных событий5.
Приводит результаты исследования характера и динамики трансформации таких категорий, как «церковь» и «священники» П. Баёв6.
Таким образом, вопросы взаимодействия религии и светских СМИ, образов верующих в светских СМИ рассматриваются достаточно широким кругом отечественных социологов.
Однако специфика изучения в рамках социологии конфессиональных СМИ, в частности, православных СМИ, и образ православ-
ных и представителей других христианских конфессий (зачастую воспринимаемые РПЦ как конкуренты), формируемый в них, является недостаточно изученной на сегодняшний день.
В данной статье приводятся данные исследования, целью которого являлся анализ репрезентации образа различных ветвей христианства и их представителей в новостных телевизионных передачах православного телеканала «Союз».
В соответствии с исследовательской целью была поставлена задача: выявить тематическое разнообразие при освещении христианства; доминирующие эмоциональноизобразительные средства для изображения христианства; информационные приоритеты новостных телепередач; специфику образа ветвей христианства.
Метод исследования - контент-анализ. Объект исследования - новостные сюжеты православного телеканала «Союз». Новости данного телеканала полностью посвящены непосредственно или же опосредовано религиозной, и, в частности, православной тематике; с учетом доверительной вероятности -95 % и погрешности +/- 5 % выборка (простая случайная) составила 353 сюжета.
Телеканал «Союз» ориентирован на «воцер-ковленную» или «интересующуюся» публику. Православная телекомпания «Союз» позиционирует себя «православным по духу, но не чисто религиозным по содержанию СМИ. Это позитивное, семейное, домашнее телевидение, основанное на традиционных нравственных ценностях и традициях отечественной истории и культуры»7. Учредителем телекомпании «Союз» является Екатеринбургская епархия. Базой данных новостных телепередач служил интернет-сайт телеканала.
Выбор новостных телепередач обусловлен тем, что они пользуются большой популярностью у телезрителей и позволяют отследить спектр тематики событий, освещаемых телеканалом.
Временной период исследования - 1 год (с 01.11.2010 по 30.10.2011), что позволило отследить все «традиционные» темы новостных телепередач, в первую очередь, связанные с христианским «праздничным кругом», а также другие темы, актуальные в рамках исследуемого периода.
Анализируя полученные данные, можно говорить о доминировании такого жанра
новостных сюжетов телеканала «Союз», как «репортаж» (92 %). Помимо этого, в 3 % случаев встречается такой жанр, как «телевизионный отчет», в 2 % случаев - «заметка» и в 1 % случаев - «телевизионное обращение».
По стилю изложения сюжета для 63 % исследуемых новостных передач телеканала «Союз» характерен «добрый, позитивный, одобряющий» тон, для 30 % - «серьезный. официальный, нейтральный». В более редких случаях встречаются такие тона изложения, как «торжественный, радостный» (2 %), «сочувствующий, сожалеющий, соболезнующий» (2 %), «предупреждающий, настороженный, встревоженный» (1 %), «осуждающий» (1 %) и «ироничный» (1 %). Данный аспект связан, скорее всего, с нежеланием (журналистов или церковного руководства РПЦ) освещать те проблемы, которые так или иначе присутствуют в церкви и освещаются в рамках светских телеканалов.
Новостные сюжеты исследуемого телеканала в подавляющем большинстве своем посвящены российскому православию (90 %). В 12 % случаев освящается тематика, связанная с православными церквями других стран (как правило, это Украина и Белоруссия, однако встречаются и сюжеты, посвященные Польской, Греческой и Кипрской православным церквям). Наряду с этим в 1 % случаев встречается информация о католиках, проживающих за рубежом, о российских старообрядцах и о египетских христианах-коптах (например, «Выставка «Сотканный мир египетских христиан» проходит в Москве») и христианах в целом.
Сравнивая результаты исследования автора статьи, полученных при анализе новостей, отражающих христианскую тематику в рамках светских телеканалов (на примере «Первого телеканала» и «НТВ»), можно говорить о более широкой представленности различных ветвей христианства в новостных сюжетах (освещаются события, связанные и с католической церковью, и с протестантами, и со старообрядцами), но так же, как и в новостях телеканала «Союз», доминирует информация о РПЦ8.
Говоря о тематике новостей, следует отметить направленность сюжетов на освещение праздников, знаменательных дат (27 %), церковной, епархиальной жизни (25 %), культурной жизни (19 %) (например, «В Астрахани прошла выставка-ярмарка “Земле Русская,
Репрезентация христианства.
13
храни веру православную”», «В Екатеринбургском храме организован концерт, посвященный дню рождения княгини Елисаветы Феодоровны»), сферы воспитания, образования, науки (19 %). Также определенное внимание уделяется постройке/ восстановлению/ освящению храма (10 %), благотворительности, социальному служению (9 %), деятельности патриарха Кирилла (8 %), «религиозным событиям» (5 %) (например, «Началось долгожданное путешествие по России пояса Божией Матери», «В Челябинск доставлена частица мощей святого Александра Невского»), встрече политиков и религиозных деятелей для обсуждения вопросов, связанных с религией (4 %). Также можно отметить тематическое отличие новостей православного телеканала «Союз» и новостей, отражающих христианскую тематику в рамках светских телеканалов (таких, как «Первый телеканал» и «НТВ»): во втором случае тематика новостей направлена на более широкое освящение праздников и знаменательных дат (45 %) и освещение деятельности Патриарха Кирилла (43 %). Примечательно и то, что в исследуемой совокупности не было ни одного сюжета, связанного с теми проблемами, «религиозными происшествиями» в РПЦ, которые поднимались в светских СМИ9.
Таким образом, можно говорить об узкой тематической направленности православного телеканала «Союз», так как преимущественно освещается тематика, связанная с российским православием (в лице РПЦ). Тематика новостных сюжетов - широка, однако характерно замалчивание тех проблем, которые возникают в РПЦ.
Информационными приоритетами новостных телепередач являются праздники, знаменательные даты, репортажи о епархиальной, культурной жизни, образовательной и научной деятельности РПЦ.
Образ православия и православных в большинстве случаев эмоционально окрашен позитивными интонациями, характерно доминирование «одобряющего» тона, а также «нейтрального».
В дальнейшем целесообразно рассмотреть более подробно образ христианства и хри-
стианина как субъекта репрезентации - как в конфессиональных СМИ, так и в светских, проведя их сопоставительный анализ.
Примечания
1 Лопаткин, Р. А. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе // Российское общество и социология в XXI веке : социальные вызовы и альтернативы : тез. докл. и выступлений II Всерос. социол. конгресса : в 3 т. М. : Альфа-М, 2003. Т. 3.
2 Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие : (Религия в постсоветской России) / под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. СПб. : Летний сад, 2007.
3 Лункин, Р. Образ РПЦ в светских масс-медиа : между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием // Православная церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова ; Моск. Центр Карнеги. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2012. С. 200.
4 Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ : благолепие и уродство [Электронный ресурс] / под ред. С. Б. Филатова. иЯЬ: http://www.keston.org.uk/russia.ar-ticles/feb2006/03lmages.html (дата обращения: 23.08.2012).
5 Церковь и СМИ : где источник противоречий? [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://old. aquaviva.tmweb.ru/archive/2007/11/305.html (дата обращения: 23.08.2012).
6 Баёв, П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социол. исслед. 2011. № 2. С. 118-127.
7 Союз. Православный телеканал [сайт]. иЯЬ : http://tv-soyuz.ru/aboutchannel (дата обращения: 25.06.2012).
8 Вяткина, Т. Ю. Репрезентации христианства в новостных программах светских телеканалов // Социология и общество : глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : Материалы IV Очередного Всерос. социол. конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М. : РОС, 2012. 1 CD ЯОМ. С.4691.
9 Там же. С. 4692.