Научная статья на тему '/ бизнес "с нуля" / дело-керосин'

/ бизнес "с нуля" / дело-керосин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «/ бизнес "с нуля" / дело-керосин»

V

Ц

Евгения Островского сегодня называют ведущим ньюсмейкером российского бизнеса.

Владелец торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов», поставляющего на рынок 35% всего объема авиакеросина, прославился резкой критикой в адрес монополистов по поводу роста цен на авиа-ГСМ.

Критику недавно услышал и поддержал Владимир Путин.

Дело - керосин

Иван ЯКУБОВ

Бросить спичку...

28 мая 2008 года Евгений Островский, пожалуй, не забудет никогда. День выдался особенно жарким не только из-за погоды. Мобильный телефон буквально раскалился от бесконечных звонков из аэропорта Внуково, откуда с утра не могли вылететь самолеты. Причина абсолютно немыслимая для авиации — нет топлива. Нечем заправить баки. Авиакомпания «Атлант-Союз» вынуждена задержать отправку девяти чартерных курортных рейсов. Сотни людей начали свой отпуск во Внуковском аэропорту, вместо того чтобы нежиться под южным солнцем.

Кто виноват? Ответ на поверхности — поставщик, который обеспечивает топливом авиакомпании. Кто поставщик? Евгений Островский, владелец торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТД «ТОАП»). Все шишки посыпались на него. Звонили в тот день все — от владельцев «Атлант-Союза» и чиновников Росавиации и Минтранса

до управляющих международным аэропортом Внуково, которые просто не знали, что делать со все увеличивавшимся количеством недовольных пассажиров. Генеральный директор ТД «ТОАП», абсолютно не снимая с себя вины, спокойно объяснял по телефону, что предупреждал партнеров о возможном дефиците топлива из-за отсутствия цистерн и общей нехватки товара на рынке. Приехала съемочная бригада «Первого канала». В вечерних новостях показали ужастики с очумевшими от многочасового ожидания людьми и как контраст—спокойно комментирующего ситуацию Евгения Островского.

Что испытывал в тот день он — понять невозможно. Ясно одно — переживал. И не только за репутацию своей компании, которую, как известно, делаешь годами. Было видно, что важнее всего в тот момент были люди: уставшие, злые, которые стали жертвами нестыковок между поставщиками топлива. Снять напряжение — было его един-

ственной задачей на тот момент. Он выкрутился. Сразу же после первого сигнала из Внукова Островский собрал оперативку, дал четкое указание: найти, раздобыть где угодно недостающий керосин и обеспечить самолеты необходимым топливом. Нашли, развернули поставки с других адресов. Уже через несколько часов Островский заявил, что топливо направляется в сторону Внукова. Заправки возобновились.

Сбой с обеспечением керосином не обошелся ему даром. Среди профессионалов отрасли появились разговоры о том, что на самом деле это —монопольные игры против ТОАП и грязные приемы в борьбе за рынок. Небывалый рост цен на рынке вызвал интерес нефтяных компаний к самостоятельной продаже авиакеросина «в крыло».

Формула цены

Десять лет назад, когда тогдашний директор топливно-заправочного комплекса

(ТЗК) Домодедово Евгений Островский решил самостоятельно заняться поставками топлива для авиакомпаний, керосин мало кого интересовал. По словам коммерческого директора ТД «ТОАП» Анны Михайловой, в структуре нефтепереработки это топливо занимает всего 5%. Во многом это позволило Островскому начать свой бизнес: покупать авиа-ГСМ у поставщиков и реализовывать его авиакомпаниям. «Поначалу тупо перепродавали керосин», — вспоминает Евгений Островский. «Снимали небольшой офис, — добавляет Анна Михайлова, — работало всего пять человек».

С развитием рынка стали взрослеть и услуги компании. На протяжении многих лет, начиная с 1999 года, возглавляемый им торговый дом успешно обеспечивал топливом многие авиапредприятия России. Не будучи производителем авиакеросина, он исполнял и исполняет функции финансово-логистического оператора, осуществляя закупки авиакеросина у нефтяных компаний и Росрезерва на условиях предоплаты и поставляя его авиакомпаниям на условиях длительных отсрочек платежа.

Как кандидат экономических наук, Островский прекрасно осознавал значение инструментов финансового рынка и механизмов

хеджирования для обеспечения финансовой устойчивости авиапредприятий и смягчения резких скачков цен на авиатопливо и, соответственно, на авиабилеты. Впервые на рынке он внедрил оплату векселями и факторинг, которые позволили многим авиаперевозчикам гораздо увереннее себя чувствовать.

В апреле ТД «ТОАП» и ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» заключили первое в истории российского рынка форвардное соглашение на поставку авиационного топлива. Сегодня из-за отсутствия торговли топливом на российских биржевых площадках продавец сам назначает стоимость керосина. Чтобы избежать «ценового шабаша», Островский предложил своему партнеру покупать ГСМ по так называемой формуле цены. Основа этой формулы — ежедневная котировка мировых биржевых индикаторов. Но кроме этого, авиакомпания застрахована от перекосов в цене на авиакеросин, чего до этого на рынке никто никогда не предлагал.

Сделка была осуществлена с привлечением ведущих мировых финансовых институтов — лидеров в области хеджирования, взявших на себя все риски по понижению и подъему цены. «Пока договорились на три месяца, — комментирует сделку Евгений Островский. — Обеспечивает топливо ТНК-ВР, они оказались единственными, кто выра-

зил готовность продавать товар на рыночных принципах, по формуле цены. По результатам сможем пролонгировать договор. В перспективе вообще создание торговой площадки с центром хеджирования по продаже керосина, которая позволит минимизировать ущерб авиации от непредсказуемых всплесков цен».

«Подавляющее число бизнесменов поступают максимально эффективно в рамках тех правил, которые им предложены», — рассуждает Евгений Островский, объясняя, как ему удалось практически с нуля за 10 лет стать одним из ведущих операторов рынка авиационного топлива. Сегодня возглавляемый им торговый дом обеспечивает около 35% общих объемов поставок авиатоплива для гражданской авиации России. ТОАП входит в первую сотню крупнейших частных компаний России. «В позапрошлом году оборот торгового дома перешагнул порог в $1 млрд.», — гордо заявляет Островский. ТОАП ежегодно поставляет свыше 1,5 млн. т авиатоплива в более чем 120 аэропортов страны, включая московские Домодедово, Внуково, Быково, Раменское. Имеет свыше 270 клиентов, среди которых такие ведущие российские авиакомпании, как «Трансаэро», «Сибирь», «КрасЭйр», «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа», «Домодедовские авиалинии»,

¡прямые инвестиции / №08 (76) 2008 | реальный сектор

«ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Интер-авиа», «Авиалинии Кубани» и др.

Сегодня ТОАП — единственный независимый крупный оператор топливного рынка. Но это уже не заслуга Островского. Просто многие нефтяные компании, почуяв запах прибылей от продажи керосина, решили торговать авиа-ГСМ напрямую. Так стали появляться «Газпромнефть-Аэро», «ЛУКойл-Аэро» и ряд других розничных дочек сырьевых гигантов.

На взгляд обывателя, вроде и лучше: небудет «посреднической маржи», наверное, цены на авиакеросин, а следовательно, и на билеты станут дешевле. Это — в сомнительной теории, а в российской суровой действительности нефтепереработчики не только забрали всю маржу себе, но и сами стали назначать цену на керосин. «На свободном рынке цена — предмет торга, а у нас цена на топливо назначается производителем и ограничена лишь его психологической терпимостью», — сетует Островский. Как результат— цена керосина в российских аэропортах превысила стоимость топлива в Европе. Весной российские нефтяники взвинтили цены вслед за западными производителями. Но теперь керосин на европейских биржах подешевел на 8%, а отечественные нефтяники снижать цены не спешат. Эта ситуация вызвала негодование даже у Владимира Путина, который потребовал на совещании 11 июля в Северодвинске от ФАС урезонить монополистов.

Вне конкуренции

«Нефтяное лобби по поводу ТОАП придумало довод: не имея переработки, нельзя га-

рантировать поставку. А как же мы последние 10 лет работали? А весь мир как работает? — удивляется Островский. — Гарантировать поставку нельзя только в случае, если производитель не продает ресурс за деньги, а распределяет «своим». Но этот способ к рынку отношения не имеет».

Борьбу с монополистами Островский предпочитает вести открытым способом. Он частый гость деловых радио- и телеканалов, бизнес-изданий, в которых не перестает объяснять скрытые причины галопирующего роста цены на авиатопливо. Владея искусством убеждать, Островский может себе позволить экономически обоснованную критику в адрес коллег, по его словам, монополизирующих рынок. Кому-то это кажется смелым, но он заявляет, что говорит в унисон президенту. «Мы все любим немецкие автомобили, швейцарские часы, итальянские костюмы, забывая, что это продукция стран с высоким уровнем конкуренции и именно потому там такие хорошие автомобили, часы и костюмы», — размышляет Островский. Сам глава ТОАП предпочитает ездить на роскошном немецком Maybach, его собственный офис находится в фешенебельном Триумф-паласе, который расположен около улицы с символичным для бизнеса Островского названием — Аэропорт. В его кабинете чуть слышно играет классическая музыка, а рядом с рабочим столом висит монитор, где в режиме онлайн показаны котировки мировых и российских цен на топливо. В ходе беседы он может закурить трубку, что придает ему дополнительный шарм. «Фигурка медитирующего самурая на столе — не ук-

рашение, для меня это символ перфекци-онизма. Основа японской морали — стыд. Должно быть стыдно работать плохо», — говорит Островский.

Стремление к совершенству — основная черта его характера. Именно она позволила ему в 20 лет получить первую в своей жизни награду «За строительство БАМа», защитить диплом Московского автодорожного института на английском языке, прийти в ремонтно-дорожное управление мастером, а уйти главным инженером. В шальные 90-е годы перешел на работу в коммерческие структуры. Занесло даже на РЕН-ТВ, где за четыре года Островский достиг позиции первого заместителя гендиректора телекомпании. После была учеба в престижном Оксфорде, получение второго высшего образования во Всероссийском финансово-экономическом институте, работа в Домодедово, защита кандидатской. В 2005 году Евгений Островский отмечен благодарностью президента России Владимира Путина «За большой вклад в становление Российской экономики, творческий подход и самоотдачу при исполнении заданий Правительства Российской Федерации, за успехи во благо Отечества».

У Островского философское отношение к богатству: «Богатые от бедных отличаются тем, куда они направляют заработанные деньги: бедные их направляют на потребление, а богатые — на приобретение активов, которые приносят им доход, причем без их личного участия. Таких активов у меня на сегодняшний день немного, но я работаю над их созданием». Ц

Олег Смирнов,

президент фонда «Партнер Гражданской авиации»: «Самый главный секрет популярности Евгения Островского среди участников рынка, кроме четкого обеспечения на протяжении десятилетия многих авиакомпаний и аэропортов авиационным топливом, заключается в его способности демпфировать финансовые риски. Без его предложений по пролонгации взаиморасчетов, предоставлении им отсроченных платежей многие авиаперевозчики просто прекратили бы летать. Как подвиг, в условиях ужесточающейся на рынке монополизации, рассматриваю его инициативу по внедрению механизма хеджирования, который также позволяет многим авиакомпаниям держаться «на лету». Евгений Островский изучает мировые рыночные

механизмы управления и пытается их внедрить в российскую жизнь. Это говорит о его высоком профессиональном уровне. Важно также отметить и его социальную ответственность как бизнесмена. Например, он вписывает в свой бизнес-план обеспечение топливом малых аэропортов Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера, откуда люди могут связаться с большой землей только через авиацию. Это совершенно нерентабельный вид деятельности, однако имеет социальную составляющую».

Николай Ивановский,

президент Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП): «Евгений Александрович - талантливый руководитель, лидер, фактически он создал свой торговый дом с нуля,

причем вложил много сил и энергии в создание собственного бизнеса. Он прекрасный экономист, финансист. В нем одновременно сочетается научный подход ко всей производственной деятельности и предпринимательская жилка. Профессионал с большой буквы, прекрасный топ-менеджер. Вместе с профессиональными качествами его отличают и высокая гражданская позиция, и ответственность. Он занимается и общественной деятельностью, возглавляет подкомитет ТПП по моторному топливу. Кроме того, он член нашей ассоциации, золотой лауреат премии МАРАП по итогам 2007 года. Генеральный директор ТД «ТОАП» признан первым в номинации «Гвардия директорского корпуса ГА России». Эта награда ценна тем, что присуждается тайным голосованием. Тут не срабатывают ни личные симпатии, ни давние

заслуги. Победителя выбирают не просто профессионалы - директора, верхушка, Клуб Командиров».

Александр Плешаков,

председатель Совета директоров авиакомпании «Трансаэро»: «Наша компания сотрудничает с Евгением Островским уже семь лет. За всю историю взаимоотношений «Трансаэро» никогда не сталкивалась с задержками поставок топлива со стороны ТД «ТОАП». Такая структура, как ТД «Топливное обеспечение аэропортов», необходима нашему рынку. Мы знаем это по нашему собственному опыту. Я высоко ценю надежных и ответственных людей, всегда и в полном объеме выполняющих все взятые на себя обязательства. Поэтому мне легко работать с Евгением Островским».

реальный сектор | прямые инвестиции / №08 [76] goos|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.