Научная статья на тему 'Использование хеджирования в деятельности авиакомпаний для страхования рисков изменения цены авиатоплива'

Использование хеджирования в деятельности авиакомпаний для страхования рисков изменения цены авиатоплива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1060
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вдовенков Александр Александрович

Коммерческая деятельность на рынке авиационных перевозок подвержена воздействию изменяющихся экономических факторов. Цена авиационного керосина это наиболее важный компонент операционных затрат авиакомпаний и наиболее подвержена скачкообразным изменениям. В статье пойдет речь о хеджировании - финансовом инструменте, позволяющим зафиксировать цены на авиакеросин на определенном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATING IN THE AVIATION INDUSTRY IS NOT AN EASY PROPOSITION IN CURRENT TIMES.JET FUEL PRICES ARE MAJOR COMPONENT OF OPERATING COSTS AND THEY ARE ALSO ONE OF THE MOST VOLATILE

In this work author suggest using Hedging strategy in operating activity of Airlines. It's helping aviation fuel market participants to reduce volatility of jet fuel prices and lock this price level into their budget.

Текст научной работы на тему «Использование хеджирования в деятельности авиакомпаний для страхования рисков изменения цены авиатоплива»

2GG7

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 118

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 338.336

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЕДЖИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ ДЛЯ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ АВИАТОПЛИВА

А.А. ВДОВЕНКОВ

Статья представлена кандидатом технических наук, профессором Сидоровым А.Т.

Коммерческая деятельность на рынке авиационных перевозок подвержена воздействию изменяющихся экономических факторов. Цена авиационного керосина это наиболее важный компонент операционных затрат авиакомпаний и наиболее подвержена скачкообразным изменениям. В статье пойдет речь о хеджировании - финансовом инструменте, позволяющим зафиксировать цены на авиакеросин на определенном уровне.

В цивилизованной рыночной экономике хеджирование выпускаемой продукции зачастую является неотъемлемой частью бизнес-плана. Для многих западных компаний страхование рисков, связанных с изменением цен сырьевых товаров, курсов валют и процентных ставок стало незаменимым инструментом в повышении гибкости и эффективности коммерческих операций, и становится все более популярно среди российских предприятий. Хеджирование позволяет стабилизировать деятельность компании, снижает неопределенность будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент, что в результате уменьшаются колебания прибыли, и улучшается управляемость производством.

Хеджирование (Hedging, От англ.Hedge - ограждать, страховать) - это страхование от риска изменения цен путем занятия на параллельном рынке противоположной позиции. При хеджировании продавец (покупатель) товара заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерсную сделку противоположного характера. В этом случае любое изменение цены приносит продавцам (покупателям) проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому.

Согласно данным Singapore Airlines Ltd. (авиаперевозчик номер три в Азии), эта компания хеджирует около половины объема потребляемого авиационного топлива посредством фьючерсных контрактов в Сингапуре.

Эти операции позволили авиакомпании сэкономить 140 млн. сингапурских долларов в 2006 финансовом году и 66 млн. в 2005 г. Статистика говорит, что авиакомпании в развитых странах хеджируют от 30% до 60% потребляемого топлива.

Из Российских авиакомпаний только «Аэрофлот» постоянно хеджирует свои топливные риски, при осуществлении заправки странах дальнего зарубежья, куда летают их самолеты. Количество хеджируемого авиатоплива составляет не более 10% от своего суммарного потребления. На сегодняшний день это единственный факт использования хеджирования стоимости авиатоплива среди российских авиакомпаний.

Почему же практика хеджирования не развита среди отечественных авиакомпаний. На это существует ряд причин.

Как ни парадоксально, но руководители компаний воспринимают потери денег на основном бизнесе как неизбежный процесс и с трудом готовы пойти на затраты в текущем периоде ради защиты своих будущих доходов.

Вследствие низкой осведомленности относительно использования хеджирования большинство российских авиакомпаний так и не сталкиваются в своей работе с финансовыми инструментами страхования рисков изменения стоимости авиатоплива, тогда как иностранные, имеющие в своей производственной деятельности какие-либо финансовые риски, страхуют их.

Хеджирование достаточно распространено на валютном рынке и рынке ценных бумаг. Товарные же рынки в России пока находятся на стадии формирования и об использовании хеджирования говорить пока преждевременно.

Но все же существуют перспективы формирования современных товарных рынков. Так Министерство Транспорта РФ выступило с инициативой разработки концепции организации биржевой торговли авиакеросином. Авиакомпании в этой ситуации заняли позицию смотрителя, не давая по этому поводу четких комментариев. Тем не менее, они положительно оценивают действия чиновников, надеясь, что формирование биржи позволит снизить цены на авиатопливо. Авиакомпании больше всех заинтересованы в организации такой биржи, ведь топливо - главная статья расходов авиакомпаний. У «Аэрофлота», значительную долю авиапарка которого составляют более экономичные иномарки, топливная составляющая равняется 31%. У остальных авиакомпаний затраты на авиатопливо достигают величины порядка 63%. На сегодняшний день вследствие значительного роста цен на авиационный керосин рентабельность многих отечественных региональных авиакомпаний приближается к нулю. Средняя стоимость одной тонны топлива у производителей составляет около 16 тыс. руб. При этом авиакомпании закупают авиакеросин примерно по 20 тыс. руб. за тонну, что в большинстве случаев превышает стоимость тонны топлива в зарубежных аэропортах.

Для формирования системы биржевой торговли авиатопливом необходимо реализовать ряд мероприятий, направленных на становление цивилизованных методов ценообразования на рынке авиационного топлива.

Прежде всего, необходимо сформировать правовую базу, которая будет регламентировать взаимодействие участников рынка авиатоплива на торговой бирже. Осуществление операций купли - продажи, как и на валютных и инвестиционных биржах, предполагается производить с помощью клиринговой компании (компании, контролирующей движение средств и гарантирующей выполнение обязательств по сделкам), аккредитованной на топливной бирже, а также биржевого брокера, который будет выполнять торговые приказы.

Топливная биржа позволит объединить интересы участников рынка авиатоплива - авиакомпаний, нефтяных компаний, и обеспечит формирование рыночной цены на основе равенства спроса и предложения, что создаст реальный рыночный индикатор стоимости топлива.

Сформировавшуюся в России систему авиатопливообеспечения можно охарактеризовать как «ограниченно конкурентная», так как на рынке оптовых продаж авиатоплива и заправки воздушных судов "в крыло" конкуренция заканчивается на входе в ТЗК аэропорта, который самостоятельно устанавливает цены.

Для решения этой проблемы необходимо разрешить перевозчикам хранить и заправлять в аэропортах собственное топливо, либо привлекать в аэропорты альтернативных поставщиков авиатоплива. Биржа в этой ситуации будет играть роль гаранта стабильности цен, и нужна авиакомпаниям не для закупок ГСМ, а для страхования рисков изменения цены, то есть для хеджирования. Топливные операторы (нефтяные компании, и компании - трейдеры) тоже заинтересованы в использовании хеджирования, только для защиты от понижения цены на топливо.

Конечно, хеджирование имеет свои издержки. Основной проблемой при хеджировании является отвлечение некоторой части оборотных средств. Залог за фьючерсный контракт составляет около пяти процентов от его объема в денежном выражении и является минимальным объемом средств, которые должны быть на счете для гарантирования исполнения обязательства.

Консолидируя информацию из различных источников, можно отметить главные преимущества, которые предоставляет хеджирование:

Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками авиатоплива, что в свою очередь снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. С высокой степенью достоверности можно предположить, что это приведет к уменьшению колебания прибыли и улучшению управляемостью авиакомпанией.

Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество - осуществление авиаперевозочной деятельности.

Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов, так степень доверия со стороны кредитных организаций к компаниям используемых хеджирования гораздо выше, чем к прочим предприятиям.

В заключение отметим, что в феврале 2007 года начала работу биржа, осуществляющая торги поставочными фьючерсными контрактами на дизельное топливо. В первом квартале 2007 года по инициативе РТС (Российской Торговой Системы) ожидается открытие биржи авиационного керосина, которая по замыслу организаторов, позволит объединить всех участников рынка авиатоплива.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лента новостей за 28.02.01 портала www.aviaport.ru.

2. Шведов А. «Процентные финансовые инструменты: оценка и хеджирование»

3. Стивен Эррера, Стюарт Л. Браун «Торговля фьючерсами и опционами на рынке энергоносителей» (Fundamentals of Trading Energy Futures and Options)».

OPERATING IN THE AVIATION INDUSTRY IS NOT AN EASY PROPOSITION IN CURRENT TIMES .JET FUEL PRICES ARE MAJOR COMPONENT OF OPERATING COSTS AND THEY ARE ALSO ONE OF THE MOST VOLATILE

Vdovenkov A.A.

In this work author suggest using Hedging strategy in operating activity of Airlines. It’s helping aviation fuel market participants to reduce volatility of jet fuel prices and lock this price level into their budget.

Сведения об авторе

Вдовенков Александр Александрович, 1979 г.р., окончил МГТУ ГА (2001), аспирант кафедры финансов МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - государственное, правовое, экономическое регулирование деятельности предприятий системы авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.