Научная статья на тему 'Бизнес-процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности'

Бизнес-процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ / BUSINESS PROCESS / РЕМОНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ / ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / GAS INDUSTRY / УЧАСТНИКИ РЕМОНТА / TECHNOLOGICAL EQUIPMENT REPAIR / FAULT REMOVAL IN TECHNOLOGICAL EQUIPMENT / REPAIR PARTICIPANT

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Пахомов С.В.

Ремонт технологического оборудования газовой промышленности рассматривается в данной статье, в качестве одного из бизнес-процессов отрасли. Раскрывается содержание и цели взаимодействия его участников, а также результирующие показатели, отражающие качество выполненных ремонтных работ. Статья предназначена для экономистов практиков, занимающихся организацией ремонта технологического оборудования в газовой промышленности и экономистов-исследователей, рассматривающих бизнес-процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности в качестве неотъемлемой части отраслевого менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPAIR OF TECHNOLOGICAL EQUIPMENT IS CONSIDERED TO BE ONE OF THE BUSINESS PROCESSES OF GAS INDASTRY

The repair of technological equipment is considered to be one of the business processes of gas industry. In this article scope and goals of this process and final repair quality indicators are researched. The article can be used by field economists who organize the repair of technological equipment in gas industry and by the economists who conduct research on repair of technological equipment in gas industry and consider this process to be a crucial part of industry management.

Текст научной работы на тему «Бизнес-процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.062 Пахомов С.В.

Аспирант, Институт космических технологий Российский Университет Дружбы Народов, ООО «НИИгазэкономика» БИЗНЕС-ПРОЦЕСС РЕМОНТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ГАЗОВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация

Ремонт технологического оборудования газовой промышленности рассматривается в данной статье, в качестве одного из бизнес-процессов отрасли. Раскрывается содержание и цели взаимодействия его участников, а также результирующие показатели, отражающие качество выполненных ремонтных работ. Статья предназначена для экономистов практиков, занимающихся организацией ремонта технологического оборудования в газовой промышленности и экономистов-исследователей, рассматривающих бизнес-процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности в качестве неотъемлемой части отраслевого менеджмента.

Ключевые слова: бизнес-процесс, ремонт технологического оборудования, газовая промышленность; устранение неисправностей технологического оборудования; участники ремонта.

Pakhomov S.V.

Postgraduate student,

Institute of space technologies Peoples' Friendship University of Russia, OOO "Niigazekonomika" THE REPAIR OF TECHNOLOGICAL EQUIPMENT IS CONSIDERED TO BE ONE OF THE BUSINESS

PROCESSES OF GAS INDASTRY

Abstract

The repair of technological equipment is considered to be one of the business processes of gas industry. In this article scope and goals of this process and final repair quality indicators are researched. The article can be used by field economists who organize the repair of technological equipment in gas industry and by the economists who conduct research on repair of technological equipment in gas industry and consider this process to be a crucial part of industry management.

Keywords: business process, technological equipment repair, gas industry, fault removal in technological equipment, repair participant.

Рассмотрение ремонта технологического оборудования газовой промышленности в качестве одного из ключевых функциональных бизнес-процессов отраслевого менеджмента обусловлено его важной ролью в поддержании оборудования в исправном состоянии, задействованного в производстве, и существенностью расходов на его осуществление. В условиях кризиса, нехватка денежных средств на замену парка оборудования отраслевых предприятий, делает ремонт более актуальным, а совершенствование его организации повышает его значение в менеджменте российской газовой промышленности в современных условиях.

Для погружения в специфику бизнес-процесса ремонта технологического оборудования в качестве функционального процесса, необходимо рассмотреть следующие его характеристики:

1. Сущность ремонта, раскрываемую в действующих нормативных актах и его виды, характерные для газовой промышленности;

2. Экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия участников ремонта технологического оборудования в газовой промышленности раскроем в виде схемы (рис.);

3. Цель проведения ремонта технологического оборудования в газовой промышленности и конкретные виды неисправностей оборудования, в устранение которых она заключается.

4. Результирующие показатели, которые могут быть использованы для оценки качества выполненного ремонта газового оборудования;

5. Определение понятия бизнес-процесса ремонта технологического оборудования газовой промышленности, с учетом его вышеперечисленных характеристик.

1. Сущность ремонта и его виды

Обратимся к рассмотрению сущности ремонта и тех его видов, которые являются характерными для российской газовой промышленности в современных условиях.

Процесс ремонта служит неотъемлемым условием в организации эффективной эксплуатации оборудования. Ремонт также является наиболее частым и доступным по объему расходуемых ресурсов. С точки зрения действующих стандартов, ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделия или их составных частей [5].

Видовой состав ремонтов технологического оборудования российской газовой промышленности многообразен. Для выявления особенностей ремонта, важных с точки зрения управления этим функциональным бизнес-процессом осуществим классификацию видов ремонтов, характерных для российской газовой промышленности:

1) По моменту проведения:

А) плановый ремонт — ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации [5]. Такие ремонты неразрывно связаны с техническим обслуживанием — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании [5].

Б) неплановый ремонт — ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предварительного назначения [5]. Осуществляется в целях восстановления работоспособности уже неисправного объекта, когда

необходимо устранить фактически имеющиеся повреждения и поломки, произошедшие в результате аварий или неудовлетворительной эксплуатации, стихийных бедствий.

2) По объему проводимых работ:

A) текущий ремонт — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей [5]. Минимальный по объему и стоимости работ, обеспечивающий нормальную эксплуатацию оборудования до следующего очередного ремонта и состоящие из замены некоторых изношенных деталей. Они состоят в устранении мелких повреждений и неисправностей, не затрагивающих основных агрегатов и узлов оборудования, несущих конструкций зданий и сооружений.

Б) средний ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации [5]. Более трудоемкий и дорогой, как следствие для замены и восстановления изношенных деталей, необходима частичная разборка ремонтируемого оборудования.

B) капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые [5]. Наибольший по объему и стоимости, охватывает объект полностью, при этом агрегаты полностью разбираются, проводится замена всех изношенных деталей и узлов, ремонтируются все базовые и корпусные детали, после чего агрегаты вновь собираются, проводятся пуско-наладочные работы.

3) По способу проведения

А) ремонт, проводимый хозяйственным способом (любыми работниками подразделений, специально выделенными работниками подразделений, специально выделенными подразделениями).

Б) ремонт, проводимый подрядным способом (на основании договора подряда со специализированными ремонтными организациями, индивидуальными предпринимателями или гражданами).

4) По степени специализации:

А) типовой ремонт — ремонтные работы, выполняемые как определенная последовательность типовых операций в соответствии с инструкциями изготовителей данного типа газового оборудования [4].

Б) специальный ремонт — работы, выполняемые с применением высокотехнологических методов восстановления узлов, деталей, приборов и специального оборудования, как правило выполняемые специализированными организациями, либо заводом - изготовителем [4].

2. Взаимодействие участников ремонта технологического оборудования в газовой промышленности

Взаимодействие участников ремонта технологического оборудования в газовой промышленности, с точки зрения современного менеджмента, как раздела экономической науки может быть рассмотрено как экономические отношения участников данного бизнес-процесса, интересы которых опосредует советующий документооборот (рис. 1).

Бизнес- процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности можно условно разбить на два этапа управленческих процедур:

А) планирование - включает в себя оценку состояния технологического оборудования, разработку мероприятий по достижению исходных целевых показателей, формирования лимитов затрат на проведение ремонтов технологического оборудования газовой промышленности.

Б) организация - на этапе организации проводятся конкурентные закупки по выбору поставщика материально-технических ресурсов (МТР) и подрядной организации по выполнению ремонтных работ, сам процесс выполнения ремонта и процесс приемки.

Руководствуясь, в экономических отношениях, соображениями экономической целесообразности Заказчик может воспользоваться услугами Агента, который за вознаграждение обязуется организовать реализацию ремонта технологического оборудования путем заключения договоров. Агент вправе заключать субагентские договоры с другими лицами, выбор которых подлежит письменному согласованию с Заказчиком. В процессе выполнения договорных обязательств Агент предоставляет Заказчику: заявки и сводные заказные спецификации поставщику вместе с обоснованием, далее проводится работа по уточнению объемов поставок МТР.

Поставщик проводит закупку МТР, а также осуществляет выбор логистического оператора. Утверждение расчетных (максимальных) цен и согласование договорных цен МТР осуществляется Заказчиком. Ответственность за выполнение условий и сроков поставок МТР, а также за своевременное предоставление Агенту расчетно-платежных документов лежит на поставщике.

->- Яа>^о£УЧ1л договор\ых о>к\ошг\1.й

Нахраемъья >ю<ке\ииать\ых догоюр\ъхх очгчошгчиС

___Напраб.-ы\ия ууастих согюсоеаьия

#а>-,ро&*чи!» •■¿юиесса

Рис. - Взаимодействие участников бизнес-процесса ремонта технологического оборудования

Для выполнения обязательств по агентскому Договору Заказчик обеспечивает финансирование Агента путем перечисления денежных средств на расчетный счет Агента как по договорам (соглашениям) совершенным от своего имени и за счет Заказчика, так и по договорам (соглашениям) совершенным от имени и за счет Заказчика. В рамках исполнения своих обязательств по Агентскому Договору, в части материально-технического обеспечения, а также хода выполнения ремонтных работ, Агент предоставляет Заказчику следующие документы: отчет Агента; Акты сдачи-приемки оказанных услуг Агентом. После рассмотрения отчета Агента и проверки комплектности документов осуществляет согласование отчета и подписание. На основании подписанных отчетов Агента и актов сдачи-приемки оказанных услуг Агента производит расчеты с Агентом по Агентскому Договору.

Экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия участников ремонта технологического оборудования в газовой промышленности, оформляются договорами и реализуют, оговоренные в них, интересы и действия, всех перечисленных участников.

3. Цель проведения ремонта технологического оборудования в газовой промышленности и конкретные виды неисправностей оборудования, в устранение которых она заключается.

Ремонт технологического оборудования позволяет устранить конкретные виды его неисправностей, а также предотвратить выход этого оборудования из строя, во избежание отказов оборудования во время осуществления основных бизнес-процессов газовой промышленности. Рассмотрим существующие виды отказов технологического оборудования газовой промышленности.

По физической природе отказы технологического оборудования могут быть связаны как с разрушением деталей и их поверхностей (износ, коррозия, различные виды механических повреждений, деформации), так и не связанные с разрушением, в таком случае неисправности устраняются за счет регулировки, очистки, заменой деталей.

По возможности дальнейшей эксплуатации отказы технологического оборудования газовой промышленности могут быть полными (когда дальнейшая эксплуатация оборудования невозможна до полного устранения неисправности) и частичными (когда эксплуатация оборудования возможна за счет снижения мощности, либо на пониженной скорости).

По характеру возникновения отказы технологического оборудования газовой промышленности могут быть: быстроразвивающимися (аварийными) и постепенными (старение, загрязнение и т.д.).

В зависимости от причин, по которым технологическое оборудование газовой промышленности вышло из строя, можно выделить три группы отказов:

а) Конструкционные отказы, возникающие вследствие дефектов конструкции, устраняемые посредством доработки типовых аналогичных моделей;

б) Производственные отказы, характеризуемые выходом из строя комплектующих элементов по причине ограничения срока службы, либо нарушения технологических параметров и т.д.;

в) Неизбежно-эксплуатационные отказы. В процессе длительной эксплуатации неизбежно происходит накапливание незначительных повреждений, а также физический износ деталей под действием силы трения.

В зависимости от частоты наступления эксплуатационных неисправностей технологического оборудования газовой промышленности их дифференцируют, в разрезе видов неисправностей, по числу неисправностей, в %-тах от общего количества. Пример такого рода детализации представлен ниже, в табл.

Таблица - Перечень эксплуатационных неисправностей ГПА компрессорных станций

№ п/п Наименование неисправности Число неисправностей от общего количества, %

1 Рабочие и направляющие лопатки ОК 7,1

2 Направляющие и рабочие лопатки ТВД 9,4

3 Рабочие и направляющие лопатки ТНД 2,2

4 Ротор турбокомпрессора 1,8

5 Ротор ТНД 4,8

6 Ротор ЦНД 8,3

7 Рабочее колесо ЦБН 1,3

8 Вкладыши подшипников 32,3

9 Колодки подшипников 15,7

10 Торцевые уплотнения ЦБН 12,3

11 Элементы камеры сгорания 4,8

Понимание причин и видов отказов, в разрезе перечисленных выше признаков, позволяет избежать существенных недостатков в менеджменте бизнес-процесса ремонта технологического оборудования газовой промышленности.

4. Результирующие показатели, которые могут быть использованы для оценки качества выполненного ремонта газового оборудования.

Результирующие показателями, которые могут быть использованы для оценки качества выполненного ремонта оборудования газовой промышленности, должны соответствовать следующим требованиям:

Во-первых, должны отражать информацию, значимую с точки зрения реализации экономических интересов, основных участников процесса ремонта технологического оборудования.

Во-вторых, должны быть: количественно-измеримы, либо качественно объективно оцениваемы по бизнес-процессу в целом и по его отдельным этапам.

В-третьих, информация для их определения должна быть доступна участникам экономических отношений и/или лицу, проводящему такую оценку.

Перечисленным требованиям к результирующим показателям соответствуют показатели, которые, по мнению автора статьи, могут быть использованы для оценки качества ремонта технологического оборудование газовой промышленности:

- соответствие фактических сроков выполнения ремонтных работ периодам времени их проведения, предусмотренным в договоре;

- полное устранение указанных в документах неисправностей и качество выполненных работ, позволяющее эксплуатировать технологическое оборудование в нормальном режиме, соответствии с его предназначением;

- не допущение превышения лимитов использования финансовых средств на выполнение ремонтных работ по субъективным причинам.

5. Определение понятия бизнес-процесса ремонта технологического оборудования газовой промышленности, с учетом его вышеперечисленных характеристик.

С учетом рассмотренных выше содержания, видового состава, цели, интересов участников и показателей оценки качества ремонтов технологического оборудования газовой промышленности, можем сформулировать его следующие особенности.

- Бизнес-процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности носит вспомогательный характер по отношению к основным процессам добычи, переработки газа и его передачи.

- Бизнес-процесс ремонта технологического оборудования газовой промышленности является функциональным процессом, тесно взаимосвязанным с другими функциональными процессами, такими как: управление снабжением материально-техническими ресурсами, управление технологическими процессами, управлением безопасностью и управление имуществом организации и рядом других.

Участниками бизнес-процесса ремонта технологического оборудования в газовой промышленности являются заказчик, подрядные организации, агенты, поставщики материально-технических ресурсов и т.д, каждый из которых имеет экономические интересы, отраженные в договорных отношениях.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что бизнес процесс ремонта технологического оборудования в газовой промышленности это совокупность взаимодействиях действий заказчика, подрядной организации, агентов, поставщиков, и других участников по восстановлению исправности технологического оборудования с заданными параметрами качества, сроков и стоимости для дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования.

Литература

1. Абдрахманов С.Т., Кумар Б.К.,Утебаева А.К. Анализ критериев надежности ГПА // Вестнк КазНТУ. -2015. -№2. - С.182-191.

2. Афанасьев В.Я., Линник Ю.Н. Нефтегазовый комплекс: производство, экономика, управление. М.: Экономика, 2014. -717с.

3. Ломакин М.И. Модель оптимизации затрат на качество бизнес-процессов предприятия. - Транспортное дело России. 2011. № 11 - С. 167-171.

4. СТО Газпром 2-2.3-681-2012 Компрессорные станции. Газоперекачивающие агрегаты. Порядок проведения технического обслуживания и ремонта.

5. ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники.

References

1. Abdrahmanov S.T., Kumar B.K.,Utebaeva A.K. Analiz kriteriev nadezhnosti GPA // Vestnk KazNTU. -2015. -№2. - S.182-191.

2. Afanas'ev V.Ja., Linnik Ju.N. Neftegazovyj kompleks: proizvodstvo, jekonomika, upravlenie. M.: Jekonomika, 2014. - 717s.

3. Lomakin M.I. Model' optimizacii zatrat na kachestvo biznes-processov predprijatija. - Transportnoe delo Rossii. 2011. № 11 - s. 167-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. STO Gazprom 2-2.3-681-2012 Kompressornye stancii. Gazoperekachivajushhie agregaty. Porjadok provedenija tehnicheskogo obsluzhivanija i remonta.

5. GOST 18322-78. Sistema tehnicheskogo obsluzhivanija i remonta tehniki.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.036 Поночевный Д.А.1, Данилина С.К.2

1ORCID: 0000-0003-0025-9381, Кандидат экономических наук,

2Старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье рассмотрены приоритетные направления внедрения инновационных технологий на предприятиях ресторанного бизнеса, проанализированы отдельные элементы и выявлены преимущества от их внедрения, как для клиентов, так и для предприятия. Обоснована необходимость повышения уровня удовлетворенности клиентов, рассмотрены различные инструменты, на примере систем управления взаимоотношениями с клиентами, проанализированы различные концепции ресторанного бизнеса.

Ключевые слова: инновация, технологии, управление, клиенты.

Ponochevnyiy D.A.1, Danilina S.K.2

1ORCID: 0000-0003-0025-9381, PhD in Economics, 2Senior tutor, St. Petersburg State University of Economics PRIORITY DIRECTIONS INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE ENTERPRISE

RESTAURANT BUSINESS

Abstract

The article considers priority directions of introduction of innovative technologies at the enterprises of restaurant business, considers individual elements and identified the benefits from their implementation, both for clients and for the company. The necessity of increasing the level of customer satisfaction, considered the various tools on the example of systems of customer relationship management, analyzed the various concepts of the restaurant business.

Keywords: innovation, technology, management, customers.

На сегодняшний день ресторанный бизнес, является одной из отраслей сферы услуг, где не высока доля крименения современных инновационных технологий.

Ведущие «игроки» ресторанного бизнеса давно поняли, что достижение преимущества в конкурентной борьбе, в различных его сегментах, затруднительно без внедрения современных информационных технологий. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, в непростой экономический период, руководству, необходимо учитывать данный фактор, при управлении ресторанным бизнесом. На сегодняшний день, инновационный потенциал, который присутствует в ресторанном бизнесе очень высок.

Инвестируя в инновационные технологии, позволяет рестораторам добиться определенного преимущества перед конкурентами, так как это положительном образом скажется на его конкурентоспособности в будущем.

На рынке ресторанных услуг, представлены различные решения для внедрения инноваций в управление предприятиями различных видов и форм, однако, как показывает практика, когда владелец начинает анализировать и искать подходящие «инструменты», он сталкивается с проблемой выбора, и оценки эффективности их работы. Проанализировав всё выше сказанное, нами было проведено исследование, в ходе которого были выявлены приоритетные направления развития инновационных технологий в сфере ресторанного бизнеса, которые схематично представлены на (Рис.).

По мнению экспертов, если ресторатор тяготеет к электронным инновациям, то прежде всего стоит обратить внимание на следующие элементы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.