ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В.Н. Родионова, д-р экон. наук, профессор e-mail: [email protected] Е.Н. Яголковская, магистрант e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье рассматривается эксплуатация оборудования, в частности, его техническое обслуживание, организация планово -предупредительного ремонта, а также современная система всеобщего ухода за оборудованием ТРМ. В настоящее время остро стоит проблема построения современной рациональной системы эксплуатации оборудования, что позволит предприятию значительно сократить потери денежных средств на обслуживание и ремонт, которые могут быть использованы для перевооружения и модернизации парка оборудования.
Автор статьи дает определения основным понятиям — эксплуатации оборудования и техническому обслуживанию оборудования, также их классификацию по различным критериям.
Для организации эксплуатации оборудования используются различные подходы: отечественный, которым является система планово-предупредительного ремонта, и зарубежный, японский, в качестве которого выступает система всеобщего ухода за оборудованием. В статье рассмотрены основные цели, элементы и принципы данных видов технического обслуживания оборудования. Относительно системы ТРМ приведены прогнозируемые результаты и эффекты от внедрения на предприятии
Ключевые слова: эксплуатация оборудования, техническое обслуживание оборудования, TPM
ORGANIZATION OF OPERATION AND MAINTENANCE OF EQUIPMENT AT ENTERPRISE V.N. Rodionova, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: [email protected] E.N. Yagolkovskaya, Undergraduate e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
The article discusses the operation of the equipment, in particular, maintenance, preventative repair, and a modern system of universal care equipment and TRM. Currently acute problem of building a rational modern system of the equipment operation that will allow the company to significantly reduce the loss of funds for the maintenance and repair that can be used to upgrade and modernize its equipment.
The author gives definitions of the basic concepts of equipment operation and maintenance records, their classification according to various criteria.
For the organization of operation of the equipment used by different approaches: simple, which is a system of preventative-repair, foreign, Japanese, which is the system of universal equipment maintenance. The article describes the main objectives, elements and principles of these types of equipment maintenance. Regarding the TRM shows the predicted results and the effects of the implementation of the company
Key words: equipment operation, equipment maintenance, TPM
Современные предприятия машиностроения оснащены дорогостоящим и разнообразным оборудованием, автоматизированными системами, роботизированными комплексами. В процессе работы они теряют свои рабочие качества, главным образом из-за износа и разрушения отдельных деталей, поэтому снижают точность, мощность, производительность и другие параметры. Для бесперебойной работы оборудования с заданными точностными характеристиками требуется систематическое техническое обслуживание и выполнение ремонтных работ и мероприятий по технической диагностике, которые являются элементами системы эксплуатации оборудования.
Эксплуатация оборудования - это совокупность всех стадий его существования с момента взятия на балансовый учет предприятия и до списания (включая периоды использования по назначению), всех видов
ЭКОНОМИНФО. 2017. № 4 9
обслуживания и ремонта, а также хранения и транспортирования потребителем. Техническая эксплуатация представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых обслуживающим персоналом по обеспечению нормального функционирования оборудования при сохранении установленных технико-экономических показателей [1].
Техническое обслуживание и ремонт — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования (изделий, деталей) в процессе технической эксплуатации, хранения и транспортировки [2].
Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту классифицируются на три вида: по событию, регламентное обслуживание и по состоянию (рис. 1).
Рис. 1. Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту
По способам ремонта применение мер подразделяется на текущий ремонт — устранение отказов и неисправностей путём замены износившейся детали (кроме базовых) и капитальный ремонт — восстановление работоспособности деталей и агрегатов (методами наплавки, напыления), при этом допускается замена любой детали, включая базовые.
Организация комплекса технического обслуживания и ремонта на производственных предприятиях обычно реализуется созданием единого специализированного подразделения, руководитель которого (называемый на русском языке, как правило, главный механик) несёт ответственность перед руководством предприятия за технически исправное и работоспособное состояние всего оборудования. Таким подразделениям подчинены ремонтные цеха, а на небольших предприятиях — и энергетическое хозяйство.
Для информационной поддержки управленческих задач в области организации и совершенствования комплекса технического обслуживания и ремонта и для автоматизации операций, выполняемых персоналом на предприятиях, используются соответствующие модули ERP-систем или специализированные программные продукты (EAM-системы, CMMS-системы).
В промышленности применяются также комбинированные системы организации обслуживания и ремонта машин, включающие элементы послеосмот-ровой, периодической и стандартной систем ремонта. Рациональное совмещение преимуществ этих систем позволяет обеспечить максимальный межремонтный период, увеличить срок службы машины и снизить расходы на ее содержание.
К системам этого типа относится система планово-предупредительного ремонта (ППР). Она представляет комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования с целью его содержания в работоспособном состоянии.
Система ППР оборудования в общем случае включает следующие мероприятия:
- плановые ремонты: текущий, средний, капитальный; полугодовые и годовые наладки и ревизии (для сложного или уникального оборудования);
- межремонтное техническое обслуживание машин: ежесменное обслуживание и осмотр; ежесуточная проверка; ежемесячные ремонтные осмотры [3].
Более подробно виды межремонтного обслуживания представлены на рис. 2.
Рис. 2. Виды межремонтного обслуживания
Ежемесячные ремонтные осмотры включают:
- регулировку и восстановление зазоров в узлах машины до допускаемых значений;
- замену быстроизнашивающихся деталей, проверку качества смазки и, при необходимости, ее замену;
- осмотр всех доступных элементов оборудования;
- восстановление уплотнений и креплений;
- устранение возможных мелких неисправностей.
В современных условиях наиболее прогрессивной является система гарантийного ремонта, которая заключается в выполнении ремонтов оборудования с гарантией безотказной работы и обеспечения его качества в течение установленного времени. Основой эффективности этой системы является четкая организация технического обслуживания оборудования в межремонтный период, соблюдение технологических режимов и правил его технической эксплуатации, проведение ремонтов в соответствии с утвержденными планами, а также прогрессивная технология ведения ремонтных работ. Качество ремонтных работ подтверждает гарантийный паспорт, который выдается заказчику на каждый отремонтированный объект.
Особое внимание следует уделить японской системе всеобщего ухода за оборудованием (ТРМ) —
концепции менеджмента производственного оборудования, нацеленной на повышение эффективности технического обслуживания. Метод Всеобщего ухода за оборудованием построен на основе стабилизации и непрерывному улучшению процессов технического обслуживания, системы планово-предупредительного ремонта, работы по принципу «ноль дефектов» и систематического устранения всех источников потерь.
Целью внедрения TPM является устранение хронических потерь:
- снижение быстродействия (скорости) в работе оборудования;
- холостой ход и мелкие неисправности;
- высокое время переналадки и юстировки;
- дефектные детали;
- выход из строя оборудования;
- потери при вводе в действие оборудования [4].
Далее представлены принципы TPM:
1) непрерывное улучшение: нацеленное на практику предотвращение 7 видов потерь;
2) тренировка и образование: сотрудники должны быть обучены в соответствии с требованиями по улучшению квалификации для эксплуатации и технического ухода за оборудованием;
3) менеджмент качества: реализация цели «нулевые дефекты в качестве» в изделиях и оборудовании;
4) автономное содержание в исправности: оператор оборудования должен самостоятельно проводить осмотр, работы по чистке, смазочные работы, а также незначительные работы по технического обслуживанию;
5) ТРМ в административных областях: потери и расточительство устраняются в непрямых производственных подразделениях;
6) планирование технического обслуживания: обеспечение 100%-й готовности оборудования, а также проведение мероприятий кайдзен в области технического обслуживания;
7) контроль запуска: реализовать вертикальную кривую запуска новой продукции и оборудования;
8) безопасность труда, окружающая среда и здравоохранение: требование преобразование аварий на предприятии в нуль.
Особенность методики ТРМ состоит в том, что на ее основе возможно плавная и плановая трансформации существующей системы обслуживания к более совершенной. Внедрение ТРМ дает вполне ощутимый эффект (рис. 3).
Результат ТРМ:
- уменьшение запасов продукции (как незавершенной, так и готовой) в 2 раза;
- повышение производительности в 2 раза;
- снижение количества жалоб покупателей в 4
раза;
- уменьшение брака на производстве в 10 раз;
- уменьшение неисправностей оборудования от 10 до 250 раз;
- снижение себестоимости на 1/3;
- снижение числа травм на производстве [5, 6, 7].
Таким образом, в статье были изучены такие понятия, как эксплуатация оборудования, техническое обслуживание и ремонт оборудования, их цели и принципы. Отдельно рассматривался планово-предупредительный ремонт, виды технических осмотров оборудования и организация эксплуатации оборудования согласно комплексному подходу. Особое внимание уделено системе всеобщего ухода за оборудованием - ТРМ. Подробно описаны основные положения данной концепции, которые включают автономное обслуживание, непрерывное улучшение и пр. также изучен эффект от внедрения ТРМ.
Рис. 3. Эффект от внедрения системы ТРМ
Литература
1. Справочник «Экология» - Управление техническим состоянием оборудования при эксплуатации [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ыйр://т-ecology.info/post/103772300020007/
2. Википедия - Техническое обслуживание и ремонт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/Техническое_обслуживание_и_ ремонт
3. Квагинидзе И.С. Совершенствование системы планово-предупредительного ремонта (ППР) / В.С. Квагинидзе, А.В. Ворошилов // Горный информаци-
онно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2012. - № 5
4. Управление производством - TPM [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.up-pro. ru/encyclopedia/total-productive-maintenance. html
5. Панов И. Построение производственной системы Lean TPM / И. Панов // Управление производством. - 2014. - № 1
6. Леонов С. Хватит играть, пора работать / С. Леонов // Управление производством. - 2013. - № 4
7. Смирнов В. В ОАО «Трубодеталь» внедряется система «Всеобщего ухода за оборудованием» // В. Смирнов // Новости в деталях. Газета поселка Ново-синеглазовский. 2013. № 8.