Научная статья на тему 'БИЗНЕС-КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ'

БИЗНЕС-КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИКЛАДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БИЗНЕСМЕН / МЕНЕДЖЕР / СОБСТВЕННИК / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-КЕЙСЫ / КЕЙС-МЕТОД / SCHOOLBOY / GENERAL SECONDARY EDUCATION / APPLIED ECONOMIC SKILLS / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES / BUSINESSMAN / MANAGER / OWNER / INNOVATIVE DESIGN / BUSINESS CASES / CASE METHOD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новоселов А.С., Коротун А.В., Якобюк Л.И.

В данной статье рассматривается применение бизнес-кейсов как средство развития прикладных экономических навыков и предпринимательских компетенций у школьников. Кейс мощный инструмент, широко используемый в бизнесе, маркетинге, образовании и других сферах. Кейсы позволяют разбираться в сложных ситуациях, разрабатывать стратегии и принимать обоснованные решения. В образовании на кейсах основан метод активного обучения. Он предполагает исследование реальных ситуаций, проблем и задач, с которыми сталкиваются учащиеся. Работа с кейсами способствует развитию аналитических и проблемно ориентированных навыков, позволяет применить полученные знания и навыки на практике.Авторами статьи рассмотрены разные подходы к определениям «прикладные экономические навыки» и «предпринимательские компетенции» и выведены общие. Под прикладными экономическими навыками понимают навыки использования экономико-правовых и финансовых инструментов, приобретаемые в рамках среднего общего образования, для решения личных и общественных задач. Под предпринимательскими компетенциями понимают набор знаний, умений и навыков, необходимый для построения уникальных траекторий развития, рационального принятия решений, инициирования и реализации нестандартных решений и проектов не только в сфере техники и технологии, но и в любой сфере деятельности. Предпринимательские компетенции включают особые личностные качества умения превращать идеи в инновации, осознанно рисковать, обладая профессиональными и надпрофессиональными навыками, раскрывающимися через владение комплексом коммуникативных, управленческих, экономических, финансовых, правовых, психологических и мотивационных характеристик.По результатам исследования в статье проведена структуризация элементов, составляющих прикладные экономические навыки и предпринимательские компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Новоселов А.С., Коротун А.В., Якобюк Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS CASES AS A MEANS OF DEVELOPING APPLIED ECONOMIC SKILLS AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES AMONG SCHOOLCHILDREN

This article discusses the use of business cases as a means of developing applied economic skills and entrepreneurial competencies among schoolchildren. The case is a powerful tool widely used in business, marketing, education and other fields. Cases allow you to understand complex situations, develop strategies and make informed decisions. The method of active learning is based on case studies in education. It involves the study of real situations, problems and tasks faced by students. Working with cases contributes to the development of analytical and problem-oriented skills, allows you to apply the acquired knowledge and skills in practice. The authors of the article consider different approaches to the definitions of «applied economic skills» and «entrepreneurial competencies» and derive common ones. Applied economic skills are understood as the skills of using economic, legal and financial instruments acquired within the framework of secondary general education, for solving personal and social problems. Entrepreneurial competencies are understood as a set of knowledge, skills and abilities necessary for building unique development trajectories, rational decision-making, initiating and implementing non-standard solutions and projects not only in the field of engineering and technology, but in any field of activity. Entrepreneurial competencies include special personal qualities of the ability to turn ideas into innovations, to take risks consciously, having professional and supra-professional skills revealed through the possession of a complex of communicative, managerial, economic, financial, legal, psychological and motivational characteristics.Based on the results of the research, the article provides structuring of the elementsthat make up applied economic skills and entrepreneurial competencies.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ»

НОВОСЕЛОВ Андрей Сергеевич

учитель права и экономики, студент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

КОРОТУН Анна Валериановна

доцент кафедры социальной педагогики и компаративистики, ФГБОУ ВО «Уральский государственый педагогический университет, г. Екатеринбург

ЯКОБЮК Любовь Ильинична

старший преподаватель кафедры математики и информатики,

ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет

Северного Зауралья», г. Тюмень

■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

УДК 378 1 статья поступила 27.07.2023

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2023_03_109

БИЗНЕС-КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

BUSINESS CRSES AS A MEANS OF DEVELOPING APPLIED ECONOMIC SKILLS AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES AMONG SCHOOLCHILDREN

В данной статье рассматривается применение бизнес-кейсов как средство развития прикладных экономических навыков и предпринимательских компетенций у школьников. Кейс - мощный инструмент, широко используемый в бизнесе, маркетинге, образовании и других сферах. Кейсы позволяют разбираться в сложных ситуациях, разрабатывать стратегии и принимать обоснованные решения. В образовании на кейсах основан метод активного обучения. Он предполагает исследование реальных ситуаций, проблем и задач, с которыми сталкиваются учащиеся. Работа с кейсами способствует развитию аналитических и проблемно ориентированных навыков, позволяет применить полученные знания и навыки на практике.

Авторами статьи рассмотрены разные подходы к определениям «прикладные экономические навыки» и «предпринимательские компетенции» и выведены общие. Под прикладными экономическими навыками понимают навыки использования экономико-правовых и финансовых инструментов, приобретаемые в рамках среднего общего образования, для решения личных и общественных задач. Под предпринимательскими компетенциями понимают набор знаний, умений и навыков, необходимый для построения уникальных траекторий развития, рационального принятия решений, инициирования и реализации нестандартных решений и проектов не только в сфере техники и технологии, но и в любой сфере деятельности. Предпринимательские компетенции включают особые личностные качества умения превращать идеи в инновации, осознанно рисковать, обладая профессиональными и надпрофессиональными навыками, раскрывающимися через владение комплексом коммуникативных, управленческих, экономических, финансовых, правовых, психологических и мотивационных характеристик.

По результатам исследования в статье проведена структуризация элементов, составляющих прикладные экономические навыки и предпринимательские компетенции.

Ключевые слова: школьник, среднее общее обучение, прикладные экономические навыки, предпринимательские компетенции, бизнесмен, менеджер, собственник, инновационное проектирование, бизнес-кейсы, кейс-метод

Key words: schoolboy, general secondary education, applied economic skills, entrepreneurial competencies, businessman, manager, owner, innovative design, business cases, case method

Развитие новой экономики, требующей не просто трансляции знаний, а прежде всего, инновационных изменений, нового технологического и технического мышления, то есть увеличения сектора знаний, диктует развивать иные методы и методики обучения и воспитания, акцентируя внимание на новых характеристиках современного общества, формирование которых заключается не только в обеспечении знаний и умений, но и способности развивать исследовательские качества для того, чтобы находить новые решения и подходы [2].

Кейс - мощный инструмент, широко используемый в бизнесе, маркетинге, образовании и других сферах. Кейсы позволяют разбираться в сложных ситуациях, разрабатывать стратегии и принимать обоснованные решения. В образовании на кейсах основан метод активного обучения. Он предполагает исследование реальных ситуаций, проблем и задач, с которыми сталкиваются учащиеся. Работа с кейсами способствует развитию аналитических и проблемно ориентированных навыков, позволяет применить полученные знания и навыки на практике.

Использование кейс-метода в образовании стимулирует критическое мышление, развитие способности анализировать сложные ситуации, принимать решения и аргументировать свои выводы. Кейсы позволяют учащимся осознать важность применения теоретических знаний в реальном мире и способствуют формированию навыков.

Процесс использования кейсов в образовании включает несколько этапов. Сначала выбирается соответствующий кейс, связанный с учебной программой и целями обучения. Затем учащиеся анализируют ситуацию, исследуют факты и детали, выявляют основные проблемы и вызовы. После этого проводится дискуссия и обмен мнениями, где учащиеся приводят свои аргументы, рассуждают и принимают решения на основе своих знаний и опыта.

Однако, прежде чем составлять кейсы для обучения школьников с целью формирования прикладных экономических навыков и предпринимательских компетенций, необходимо разграничить эти понятия, что и является целью данного исследования.

По мнению авторов монографии «Малый бизнес в России: анализ состояния и региональные особенности» Н.В. Силкиной, С.В. Силкина, Л.П. Пачиковой, требуется определение качественных границ изучаемых явлений. Действующее в России законодательство трактует предпринимательскую деятельность как действия, направленные на получение прибыли. Это явно упрощает изучаемое явление: отождествляется категория «предприниматель» с понятиями «собственник», «менеджер» и «бизнесмен». Авторы вышеназванной монографии убедительно различают эти понятия по ряду функций: ресурсной, организационной, творческой, новаторской [1].

Анализ понятий «прикладные экономические навыки» и «предпринимательские компетенции» в современной литературе высказывает нечеткие подходы к их определению. На сайте интернет-проекта «OneKu» приводится следующее определение понятия «прикладные экономические навыки» - «это экономические навыки - использование экономических моделей, теорий и данных при решении реальных проблем»1.

Л. В. Валиахметова в работе «Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе» пишет, что «прикладные экономические навыки - это навыки, позволяющие успешно решать задачи в соответствии с целями, стоящими перед обществом, предполагающие высокий

1 Прикладная экономика: понятие, основы, цели, методы, задачи и применение. - URL: https://1ku.ru/obrazovanie/55386-prikladnaja-jekonomika-ponjatie-osnovy-celi-metody-zadachi-i-primenenie/ (дата обращения: 30.09.2022). - Текст : электронный.

уровень мотивации профессиональной деятельности и умения решать профессиональные задачи»2. Интернет-медиа «Цех» опубликовало чек-лист основных навыков, которыми обладает финансово грамотный человек, состоящий из 17 позиций3. В нем содержатся следующие знания, умения и навыки:

- способность управлять личными финансами, например, формировать личный бюджет, планировать крупные покупки;

- знание доступных финансовых инструментов и умение выбирать наиболее выгодные, например, знание основ инвестирования, умение ориентироваться в банковских услугах;

- понимание механизмов и аспектов функционирования валютных рынков;

- базовое знание и понимание функционирования документооборота, особенностей Гражданского Кодекса и Трудового Кодекса;

- знания о расчёте премии, бонусов, отпускных, компенсации при увольнении и т.д.;

- знакомство с особенностями потребительских кредитов и кредитных карт, например, механизм расчета процентов, начисления пени и штрафов, понятие кредитного рейтинга;

- понимание необходимости формирования финансовой «подушки безопасности», личного пенсионного плана, финансовых накоплений на случай кризиса;

- знания об аккуратном обращении с персональными данными, в том числе с паролями, пин-кодами и другой конфиденциальной банковской информацией;

- способность распознать мошенническую схему, например, отличить звонок мошенника от звонка оператора банковского колл-центра;

- понимание системы налогообложения, например, порядок определения ставки налогообложения, возможности для ее минимизации, получения налогового вычета, например, за лечение или обучение;

- понимание механизма функционирования страховых полисов, знание доступных льгот, в том числе выплат, которые вводят в периоды кризисов;

- умение заранее прогнозировать неочевидные расходы и кризисы;

- знание основных бизнес-процессов, например, порядок учреждения, реорганизации и ликвидации своего бизнеса, порядок составления бизнес-плана и его структура, навык бюджетирования и планирования;

- знание принципов работы краудфандинговых платформ.

Аналогичная ситуация с определением предпринимательских компетенций.

По техническому заданию по компетенции «Предпринимательство» IV Регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», «предпринимательские компетенции - это набор профессиональных навыков процесса управления бизнесом. Предпринимателю необходимо иметь знания, умения, навыки, содействующие обнаружению и использованию наилучших путей осуществления самостоятельных, на свой страх и риск, предпринимательских действий в среде своего бизнеса: при взаимодействии с окружением и в условиях конкуренции»3.

1 Валиахметова, Л. В. Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе / Л. В. Валиахметова. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. - №» 15 (95). - С. 572-575. - URL: https://moluch.ru/archive/95/21477/ (дата обращения: 30.09.2022).

217 простых навыков, которыми владеет финансово грамотный человек. - URL: https://dzen.ru/media/zehmedia/17-prostyh-navykov-kotorymi-vladeet-finansovo-gramotnyi-chelovek-5f50f74a2506f211d10f71c7 (дата обращения: 30.09.2022).

3 Техническое задание по компетенции «Предпринимательство» IV Регионального отборочного этапа Национального чемпионата проф. мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс».

А Л.А. Трусова в автореферате к диссертации «Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства» определяет предпринимательские компетенции как «круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности; поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе»1. А вот в работе Т.С. Терюковой «Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций» определяются предпринимательские компетенции как «способность к инициативе и предпринимательству», которую образуют «знания и сформированные навыки превращать идеи в реальный продукт, полезный и нужный людям - идеи, знания, материальные блага, технологии и т.д., изыскивать нереализованные возможности в различных сферах жизни и ценой собственных усилий, воли, трудолюбия добиваться их реализации и продвигать их к потребителям». Данная компетенция «помогает людям добиваться результатов в профессиональной сфере, обеспечивает самозанятость, предполагает поиск нового, реализацию своих интересов путем привлечения необходимых ресурсов, идей и т.д., требует специальных знаний из различных отраслей экономики (основ экономической теории, бухучета, маркетинга, менеджмента, финансов, налогообложения и т.д.) для организации бизнеса в реальном секторе экономики и сфере услуг».

Также Т.С. Терюкова утверждает, что содержание компетенции раскрывается через анализ современных рынков с целью вовлечения предпринимателя в рыночный процесс, освоение необходимых для бизнеса экономических ролей, реальную оценку собственных предпринимательских способностей. Немаловажную роль в процессе формирования компетенции играют «такие свойства личности, как любознательность, интерес, творчество, новаторство, независимость, готовность рисковать (и разделять риски с другими), а также способность планировать и управлять собственной деятельностью и деятельностью других для достижения поставленных целей, ответственность, понимание роли стимулов и этических ценностей»2.

Поскольку формирование предпринимательских компетенций - развитие особого вида человеческих способностей к инновационной деятельности, необходимо знакомить обучаемых с теорией группировки или классификации нововведений (инноваций) Й. Шумпетера, а также Р. Нельсона и Лундвалла. По их мнению, инновации могут быть:

- технологические (в области техники, технологии, материалов);

- организационно-управленческие;

- информационные;

- социальные;

- экономические;

- педагогические;

- институциональные;

- образовательные.

Основополагающими в развитии инновационной деятельности являются совокупности взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерче-

1 Трусова, Л. А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства : специальность: 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Трусова Людмила Александровна ; Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. - Москва, 2012. - 23 с.

2 Терюкова, Т. С. Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций / Т. С. Терюкова. - Текст : электронный // Экономика в школе. - 2009. - №№ 3-4. - С. 42-47. - URL: https://www.hse.ru/data/2011/04/21/1210930289/42_2009_3-4.pdf .

ской реализацией научных знаний и технологий. Другая важная часть - система правовых, финансовых, социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие научных и предпринимательских структур. Содержание инновационной деятельности - это доведение научных и технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. Й. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» предложил концепцию теории экономической динамики. Её центральная идея - это положение об инновациях и предпринимателях, основная экономическая функция которых - осуществление инноваций. По мнению Й. Шумпетера, внутренняя причина экономического развития связана с творчеством человека, и роль предпринимателей заключается в реализации новых идей в эффективные экономические решения [3].

Для того, чтобы экономика вышла из равновесного состояния, сошла с привычной траектории, предприниматели осуществляют новые комбинации, которые включают в себя производство новых благ, применение новых рынков сбыта или источников сырья, изменение отраслевой структуры (создание или подрыв монополии). Эти виды деятельности относятся к экономическому новаторству. Процесс новаторства продолжается до тех пор, пока новая комбинация не станет привычной и доступной всем, при этом теряется новаторская функция, рутинное повторение технологии - это участь менеджера.

Наряду с теоретическими знаниями можно использовать содержательные определения предпринимательских компетенций профессионального сообщества. Так, например, в статье «10 компетенций предпринимателя», подготовленной авторами из бизнес-школы «MINIBOSS», авторы особенно выделяют следующие: «умение управлять своим личностным и профессиональным ростом, умение прогнозировать риски и минимизировать их последствия, умение оценивать условия и мыслить стратегически, лидерские качества и навыки командообразования, способность брать на себя ответственность в условиях неопределенности, способность мыслить нестандартно, знание правовых основ в своей сфере, финансовая грамотность, умение находить и привлекать ресурсы к реализации проектов, понимание мировых трендов бизнеса»1. На сайте негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (представительство в г. Екатеринбург) также опубликована статья «Топ-10 навыков успешного бизнесмена», в которой делается особый упор на личностные и профессиональные навыки.

Также данный вопрос поднимался на сайте североамериканского журнала о бизнесе «Entrepreneur», среди уже упомянутых компонентов содержания предпринимательских компетенций приводятся2: способность управлять деньгами, способность к саморегуляции, способность выявлять сильные и слабые стороны, клиентоориентированность, способность отслеживать новые тенденции, умение проигрывать, мотивация улучшения общества и мира.

Таким образом, на основании определений мы провели структуризацию элементов, составляющих прикладные экономические навыки и предпринимательские компетенции, представленные в таблицах 1 и 2, а также вывели общие, актуальные непосредственно для нашей работы термины.

1 10 компетенций предпринимателя. - URL: https://dzen.ru/media/id/5e6a28c604777-01aa8580f67/10-kompetencii-predprinimatelia-5ibb928e0b4af801498a27bc (дата обращения: 30.09.2022). - Текст : электронный.

2 17 навыков, необходимых для успеха в качестве предпринимателя. - Текст : электронный. // Entrepreneur. - URL: https://www.entrepreneur.com/leadership/the-17-skills-required-to-succeed-as-an-entrepreneur/242327 (дата обращения: 30.09.2022).

Таблица 1

Структурные элементы прикладных экономических навыков

о И Р)

ев Н

и §

Ч Щ

&

о «

Й Л

2 * £

н

£

о

а -

=

ч о а В

1. Базовый уровень:

a) сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

b) экономическое мышление, в том числе умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

c) навыки поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;

d) навыки анализа, преобразования и использования экономической информации для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

e) навыки проектной деятельности, в том числе умение разрабатывать и реа-лизовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

: способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений.

2. Углубленный уровень:

a) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

b) владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

c) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства

■с

=

=

0

§ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к ^

3 ^

Л н

- я

, а

<ц <ц

Л Н

§ я

Я м

3 0

- е

ев Й

1 Э

и <ц

8 £

£ 5

^

и

г =

о =

о

• знание доступных финансовых инструментов и умение выбирать наиболее выгодные;

• базовое знание и понимание функционирования документооборота, особенностей Гражданского Кодекса и Трудового Кодекса;

• знания о расчёте премии, бонусов, отпускных, компенсации при увольнении;

• знакомство с особенностями потребительских кредитов и кредитных карт;

• понимание необходимости формирования финансовой «подушки безопасности», личного пенсионного плана, финансовых накоплений на случай кризиса;

• знания об аккуратном обращении с персональными данными, в том числе с паролями, пин-кодами и др.;

• способность распознать мошенническую схему;

• понимание системы функционирования системы налогообложения;

• понимание механизма функционирования страховых полисов, знание доступных льгот;

• умение заранее прогнозировать неочевидные расходы и кризисы;

• знание основных бизнес-процессов;

• знание принципов работы краудфандинговых платформ;

• умение совершать несложные экономические действия, проводить расчеты и т.д.;

• сформированность достаточного объема экономических знаний, необходимых для поддержания определенного уровня жизни

«Прикладные экономические навыки - это навыки использования экономико-правовых и финансовых инструментов, приобретаемые в рамках среднего общего образования, для решения личных и общественных задач.

«Предпринимательские компетенции - набор знаний, умений и навыков, необходимый для построения уникальных траекторий развития, рационального принятия решений, инициирования и реализации нестандартных решений и проектов не только в сфере техники и технологии, но в любой сфере деятельности. Предпринимательские компетенции включают особые личностные качества

умения превращать идеи в инновации, осознанно рисковать, обладая профессиональными и надпрофессиональными навыками, раскрывающимися через владение комплексом коммуникативных, управленческих, экономических, финансовых, правовых, психологических и мотивационных характеристик.

Таблица 2

Структура предпринимательской компетенции

Предметные и личностные результаты ФГОС СОО

Знания

Умения

Навыки

система знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире;

сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки; сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

представление об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность к инициированию, планированию творческих проектов и командной реализации;

умение оценивать соответствие результатов целям, риски последствий деятельности; умение выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; умение ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; умение оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

умение оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

умение поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

навыки оценивания социальной информации; навыки проектной деятельности; навыки выявления закономерностей и противоречий в рассматриваемых явлениях; креативное и критическое мышление;

навыки разработки плана решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; навыки командной работы; осуществление позитивного стратегического поведения в различных ситуациях

Иные знания, умения, навыки, способности, характеристики и качества личности

Знания

Умения

Навыки

Качества личности

знания и сформированные навыки превращать идеи в реальный продукт, полезный и нужный людям; специальные знания из различных отраслей экономики; понимание роли стимулов и этических ценностей, мировых трендов бизнеса

способность к инициативе и инновациям; умение управлять своим личностным и профессиональным ростом;

умение прогнозировать риски и минимизировать их последствия;

умение оценивать условия и мыслить стратегически; способность выявлять сильные и слабые стороны; способность отслеживать новые тенденции, умение проигрывать, мотивация улучшения общества и мира

навыки изыскивать нереализованные возможности в различных сферах жизни и ценой собственных усилий, воли, трудолюбия добиваться их реализации и продвигать их к потребителям; навыки реализации своих интересов путем привлечения необходимых ресурсов, идей и т.д.;

навыки оценки заинтересованности и анализа поведения клиентов, маркетинга и организации финансовой деятельности

любознательность, интерес; независимость, готовность рисковать (и разделять риски с другими); ответственность; потребность самостоятельно заниматься инновационной деятельностью; интерес к совершению экономических действий в условиях рынка, взаимодействию с его основными институтами; клиентоориентированность; лидерство;

создание и управление командой;

осознанность действий, ориентированность на результат, самоорганизация и тактическое и стратегическое мышление

Библиографический список

1. Зуева, И. А. Российский опыт экономического и финансового образования детей и молодежи и перспективные направления развития / И. А. Зуева - Текст : электронный // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия : Экономика. - 2012. - N° 2 (14). - С. 16-22. - URL : https://www. elibrary.ru/download/elibrary_17801422_24957559.pdf (дата обращения: 31.07.2023).

2. Силкина, Н. В. Малый бизнес в России : анализ состояния и региональные особенности / Н. В. Силкина, С. Н. Силкин, Л. П. Пачикова. - Екатеринбург, 1995. -142 с. - Текст : непосредственный.

3. Пачикова, Л. П. Инновационные и информационные основы педагогической деятельности / Л. П. Пачикова, Л. И. Якобюк. - Текст : электронный // АПК : инновационные технологии. - 2021. - № 3. - С. 61-67. - URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_46598556_41693856.pdf (дата обращения: 3J.07.2023).

4. Шумпетер, И. А. Теория экономического развития / И. А. Шумпетер. -Москва : Прогресс, 1982. - Текст : непосредственный.

References

1. Zueva, I. A. Rossijskij opyt e'konomicheskogo i finansovogo obrazovaniya detej i molodezhi i perspektivny'e napravleniya razvitiya / I. A. Zueva - Tekst: e'lektronny'j // Vestnik Moskovskoj gosudarstvennoj akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Ekonomika. - 2012. - № 2 (14). - S. 16-22. - URL : https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_17801422_24957559.pdf (data obrashheniya: 31.07.2023).

2. Silkina, N. V. Maly'j biznes v Rossii : analiz sostoyaniya i regionally' e osobennosti / N. V. Silkina, S. N. Silkin, L. P. Pachikova. - Ekaterinburg, 1995. - 142 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

3. Pachikova, L. P. Innovacionnye i informacionnye osnovy' pedagogicheskoj deyatelnosti / L. P. Pachikova, L. I. Yakobyuk. - Tekst : elektronnyj // APK : innovacionnye texnologii. - 2021. - № 3. - S. 61-67. - URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_46598556_41693856.pdf (data obrashheniya: 31.07.2023).

4. Shumpeter, J. A. Teoriya e'konomicheskogo razvitiya / J. A. Shumpeter. - Moskva : Progress, 1982. - Tekst : neposredstvenny'j.

NOVOSELOV Andrej Sergeevich

teacher of law and economics, student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural State Pedagogical University», Yekaterinburg E-mail: andrey.nas2013@yandex.ru

KOROTUN Anna Valerianovna

Associate Professor of the Department of Social Pedagogy

and Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg

E-mail: korotun83@bk.ru

IAKOBIUK Lyubov" Il inichna

Senior Lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.