Научная статья на тему 'Бизнес-карта России'

Бизнес-карта России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-карта России»

Бизнес-карта России

— В чем отличие Клуба лидеров от других бизнес-ассоциаций?

— В Клуб лидеров входят только физические лица, успешные предприниматели, владельцы или совладельцы бизнеса. Компании, бизнес-структуры или предпринимательские объединения не могут стать его участниками. Кроме того, чтобы вступить в Клуб лидеров, нужна рекомендация его действительного члена.

Еще одно отличие от других бизнес-объединений: мы сознательно не формализуем работу, не проводим и не планируем проводить съезды и заседания. Клуб ведет регулярную работу на дистанционной основе на специальном защищенном портале предпринимательских инициатив www.leadersclub.ru. Это новый формат обмена информацией и наша собственная технология координации работы в режиме онлайн.

— Расскажите, пожалуйста, о разработанных вами предложениях по улучшению инвестклимата.

— На площадке АСИ разрабатываются дорожные карты по различным направлениям с целью улучшения предпринимательского климата и повышения позиций России в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Что особенно важно — возглавляют рабочие группы по каждой карте предприниматели, в том числе члены Клуба лидеров. В разработке дорожных карт в прошлом году участвовало более 800 представителей бизнеса, экспертного сообщества, федеральных органов власти. Впервые в России в решении ключевых проблем бизнеса была использована технология краудсорсинга — в проекте приняли участие более 100 000 человек, предложивших значительную часть мероприятий в дорожные карты. В течение года из 11 подготовленных дорожных карт девять были одобрены Наблюдательным советом АСИ, а семь — утверждены Правительством РФ. По четырем картам Клуб лидеров, вместе с АСИ и другими предпринимательскими сообществами, ведет активный мониторинг.

— Какой путь проходит дорожная карта от разработки до внедрения?

— Карта разрабатывается с привлечением большого числа экспертов, предпринимателей, чиновников и всех заинтересованных лиц. Потом она выносится на обсуждение Наблюдательного совета АСИ во главе с Владимиром Путиным. После одобрения Набсоветом дорожная карта отправляется в правительство, где проходит стадию доработки. Что особенно важно — сейчас, по постановлению правительства, в доработке финальной версии карты принимают участие предприниматели, в том числе

члены Клуба лидеров. Без одобрения предпринимателей дорожная карта не может быть утверждена. По распоряжению правительства дорожная карта становится документом, обязательным к исполнению всеми указанными ведомствами на всей территории страны.

— Как организуется мониторинг выполнения дорожных карт?

— Мониторинг дорожных карт — это механизм контроля со стороны бизнеса. Как я уже отмечал, мы его проводим не в одиночку. В ноябре 2012 года Владимир Путин поручил эту работу вести совместно — АСИ, Клубу лидеров и другим бизнес-

ассоциациям. Надо отметить, что на последнем

Создание и мониторинг дорожных карт по улучшению инвестклимата РФ — новый формат коммуникации между государством и бизнесом. Рассказывает Артем Аветисян, руководитель направления «Новый бизнес» АСИ, глава Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса.

Клуб лидеров в морском порту Владивостока. «Контрольная закупка» на таможне. (Глава Клуба лидеров

Артем Аветисян — в центре).

Дорожные карты, утвержденные Наблюдательным советом АСИ

Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.

Повышение качества госуслуг в сфере

прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Оптимизация процедур регистрации предприятий.

Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики. Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта.

кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации

Совершенствование таможенного администрирования.

EAST NEWS

заседании Набсовета АСИ в марте работу по дорожным картам и сам их формат президент признал удачными. Мониторингу карт он просил уделить особое внимание. В апреле запущен интернет-портал «Инвестклимат.РФ», который обеспечит публичный доступ к результатам контроля над реализацией утвержденных правительством дорожных карт.

В рамках работы по мониторингу члены Клуба лидеров применяют собственные разработки и инструменты для оценки исполнения мероприятий. Кроме того, мы проводим исследования и соц-опросы с применением методологии ВЦИОМ. Это наш партнер по мониторингу. Соцопрос предпринимателей о ходе исполнения дорожных карт проходит регулярно.

Представители Клуба лидеров выезжают в регионы для проведения «контрольных закупок»

В начале 2012 года более полусотни российских предпринимателей из разных регионов России обратились в Агентство стратегических инициатив (АСИ) с предложением принять участие в работе по улучшению экономической ситуации в стране. Это обусловило создание Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса, идея была поддержана президентом России и главой Наблюдательного совета АСИ Владимиром Путиным. В феврале 2012 года Клуб лидеров был создан, его председателем предприниматели избрали директора направления «Новый

бизнес» АСИ Артема Аветисяна. В Клубе лидеров состоит несколько сотен предпринимателей — владельцев бизнеса более чем из 40 регионов России, на их предприятиях трудится свыше 90 000 человек. Объем выплаченных налогов в бюджеты всех уровней в 2012 году составил около 26 млрд руб. Общий объем инвестиций, вложенных членами Клуба лидеров в развитие проектов по итогам 2012 года, — более 85 млрд рублей. Задачей Клуба лидеров является выработка инициатив и конкретных предложений по улучшению инвестиционного климата в стране.

\ без купюр \

т* л

В сфере интересов японских инвесторов автопром и энергетика, а также сельское хозяйство и здравоохранение.---------

Председатель Клуба лидеров Артем Аветисян (слева) и глава РОТОБО Такаси Нисиокаподписали меморандум о сотрудничестве.

Источник:

Минэкономразвития.

на проблемных точках. Например, мы своими глазами видим, как ведется работа на таможне. Так, в рамках мониторинга дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» мы уже посетили с «контрольными закупками» Себежскую таможню (граница Россия-Латвия), Каширский таможенный пост, Калининградский морской порт во Владивостоке. В наших планах — 20 «контрольных закупок» до конца года и отчеты по 150 мероприятиям дорожных карт.

Активная работа идет с «Деловой Россией», с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, — у нее также есть своя система оценки. Кроме того, мы изучаем и применяем международный опыт. Деловые миссии Клуба лидеров уже прошли в Сингапуре, Германии, Японии.

— Кому интересны результаты мониторинга?

— Они интересны всем — и бизнесу и власти. Ведь вся эта работа направлена на упрощение процедур ве-

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ КАРТ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТКЛИМАТА РФ*

ВСЕГО МЕРОПРИЯТИЙ ИСПОЛНЕНО В ПРОЦЕССЕ НЕ ИСПОЛНЕНО

ИТОГО по дорожным картам: 120 33 46 41

«Повышение качества госуслуг в сфере учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество» 13 0 12 1

«Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» 22 16 0 6

«Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования» 17 0 6 11

«Упрощение процедур получения разрешения на строительство» 22 2 13 7

«Совершенствование таможенного администрирования» 18 7 4 7

«Повышение доступности энергетической инфраструктуры»5 28 8 11 9

* Июль 2012 г. — март 2013 г.

дения бизнеса в стране, на улучшение качества нашей жизни. Нужно понимать, что дорожная карта — это постановление правительства, а не просто какие-то изложенные на бумаге меры рекомендательного характера. Дорожная карта по своей сути является планом работы, в котором указаны мероприятия, сроки, ответственные исполнители, ожидаемый результат.

— Есть ли уже результаты мониторинга дорожных карт?

— Если говорить в цифрах, то из 120 мероприятий, изложенных в утвержденных дорожных картах, по состоянию на март 2013 года исполнено 33, еще 46 находятся в процессе работы. Но главное — не цифры, а то, что предприниматели из разных областей почувствовали положительные изменения. Предварительные результаты опросов показывают, что изменения к лучшему есть, особенно в регулировании в строительстве, присоединении к электросетям, интенсивности работы таможни, регистрации прав собственности.

Но надо понимать — с начала запуска дорожных карт не прошло и года. А процесс реформирования отраслей достаточно длительный. Первые результаты с глобальной точки зрения, я думаю, будут видны осенью, с выходом очередного рейтинга Всемирного банка. Однако основной результат на сегодня состоит в том, что создан новый формат коммуникации между государством и бизнесом, и он работает.

— На что направлена дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»?

— Она призвана оказать помощь среднему бизнесу, который работает в несырьевом секторе, прежде всего в доступе на иностранные рынки. С Клубом лидеров мы были в Японии. Там доля малых и средних предприятий — более 95% от общего числа предприятий. И результаты их деятельности впечатляющие! Они стали возможны благодаря государственной политике поддержки малых и средних предприятий, последовательно и системно проводившейся с 1946 года. Поэтому нам крайне необходимы меры по стимулированию экспорта. Среди мероприятий нашей дорожной карты — упрощение и ускорение административных процедур при экспорте, расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров, развитие региональной структуры поддержки экспорта, ориентированной на МСП и т.д. Дорожная карта рассчитана на период до конца 2018 года. И при успешной реализации мер к обозначенному сроку темпы роста числа организаций-экспортеров удвоятся, а уровень товарной диверсификации эскпорта и темпы роста стоимости несырьевого экспорта вырастут более чем в два раза.

— Поездка Клуба лидеров в Японию имела отношение к реализации этой дорожной карты?

— Одной из целей поездки был мониторинг хода исполнения мероприятий по обеспечению работы наших торговых представительств по продвижению экспорта, что является одним из важнейших мероприятий дорожной карты. Кроме того, мы подписали меморандум о сотрудничестве между АСИ, Клубом лидеров и РОТОБО (Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами). Особую актуальность это приобретает в связи с первым за 10 лет

официальным визитом премьер-министра Японии Синд-зо Абэ в Россию, который состоялся в конце апреля. Сопровождал премьер-министра Японии как раз глава РОТОБО Такаси Нисиока. Наш визит в Японию открывает перед российскими предпринимателями новые возможности для развития своих проектов, выхода на японский рынок и способствует укреплению экономических отношений между двумя странами. Для российского бизнеса это немаловажно. В Японии мы почувствовали интерес инвесторов к российскому рынку, в том числе и с точки зрения открытия совместных предприятий. Для России Япония — получение доступа к высоким технологиям и льготному финансированию, «длинным» деньгам. Например, в японском государственном банке «Джей-бик» процент по долгосрочным кредитам составляет от 3 до 4% годовых. В России, как известно, это 15-17%. Чтобы выдерживать такие проценты, проект должен быть сверхрентабельным, но подобных программ — единицы. У банка «Джейбик» есть условие: кредитуемый проект должен быть интересен Японии. В сфере интересов японских инвесторов — прежде всего автопром и энергетика, а также сельское хозяйство, здравоохранение. Эти темы интересны и российскому бизнесу. Мы

в АСИ уже обсуждаем новую дорожную карту, которая позволит упростить доступ к кредитным ресурсам.

— Как развиваются экономические отношения между Россией и Японией? Насколько вообще российскому бизнесу легко работать с японской стороной?

— Если начать с цифр, то в 2012 году достигнут рекорд товарооборота между Россией и Японией — $34 млрд. В целом рост товарооборота между нашими странами фиксируется в пределах 5-6% в год. Что же касается непосредственно ведения бизнеса, то это поначалу идет очень непросто. Японские фирмы-производители на внешних партнеров выходят очень осторожно, занимаются операциями только с теми, кому абсолютно доверяют. С одной стороны, это усложняет приобретение новых контактов, с другой стороны, показывает, что японцы ориентированы на долгую и стабильную совместную работу с партнерами, что для любого бизнеса является благом. В России японцы склонны к созданию компаний со 100%-ным японским капиталом. Но активизации этого процесса мешают административные барьеры, о чем нам неоднократно говорили наши зарубежные коллеги. Именно для того, чтобы переломить ситуацию, мы и занимаемся дорожными картами и их мониторингом.

Тим Джексон. Inside Intel: История корпорации, совершившей технологическую революцию XX века.

М.: Альпина Паблишер, 2013 Название книги Inside Intel можно перевести как «Intel изнутри». Конечно, все знают, что такое Intel. И причисляют ее к монстрам компьютерной эпохи. Наверное, справедливо. Но в основе деятельности этой мировой корпорации — один из важнейших принципов бизнеса. В 1994 году случилась любопытная история: обнаружился дефект в микропроцессорах Pentium. Небольшой, заметный лишь тем, кто производил на компьютерах с этим процессором большие объемы вычислений. В прессе началась кампания против Intel. И тогда Энди Гроув, основавший и в течение 30 лет руководивший корпорацией, убедил совет директоров в том, что скрывать дальше дефект нельзя. Корпорация объявила, что обменяет дефектный процессор на новый всем, кто этого пожелает. Intel потеряла на этом $475 млн. Но сохранила имя. И доказала всем, что в мире высоких технологий важно не только то, что снаружи, но и то, что внутри. Этот принцип относится и к продажам, он относится и ко всей жизни корпорации.

ПОЛ КРУГ МАИ

ВЫХОД

ИЗКРИЗИСА

ЕСТЬ!

Пол Кругман. Выход из кризиса есть!

М.: Азбука Бизнес, 2013 Из любого трудного положения есть выход, и не один. Нобелевский лауреат Пол Кругман предлагает не ж дать, пока само собой рассосется, а начинать активные действия, хотя кому-то они могут показаться рискованными. Но чтобы идея Кругмана воспринималась как убедительная,

\ в библиотеку \

надо послушать его мнение по поводу ряда вопросов. Например, почему произошел кризис и кто в этом виноват? Когда окончится Великая рецессия? Как сделать так, чтобы она не повторилась? Тогда только станет понятна суть его рецепта: активное вмешательство государства во все сферы экономической жизни страны. То есть неокейнсианство, старая модель, адаптированная к нынешним макроэкономическим условиям. Это — создание за счет госказны большого количества рабочих мест, «накачивание» платежеспособного спроса интенсивным вливанием денег в карманы рядовых граждан и т.д. Остается сожалеть, что политики сейчас не слушают ученых, а если слушают, то делают поправку на свои интересы.

Геннадий Чуфрин. Очерки евразийской интеграции. М.: Весь мир, 2013 Преобладавшие на постсоветском пространстве в 1990-е годы центробежные тенденции сменились центростремительным движением в нулевые годы. Создается Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, формируется Единое экономическое пространство. И наконец, в октябре 2011 года было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. Под этим документом поставили подписи руководители России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Молдавии. А в следующем году к ним присоединился и Узбекистан. Пока политического объединения бывших союзных республик не происходит, наднациональные органы не работают. Но экономическая интеграция уже оказывает влияние на экономики наших государств. Путь объединения будет нелегким, но его необходимо пройти. Таков вывод, к которому приходит автор, член-корреспондент РАН и член дирекции ИМЭМО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.