СИМПОЗИУМ «СОВРЕМЕННОЕ ГОРНОЕ ДЕЛО: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПА МЯТИ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА ВА СИЛЬЕВИЧА РЖЕВСКОГО
29Д)1.%-2.02.96 г
М. В. РЫБИН. Московский государственный горный
университет
Бизнес-инкубатор - как основной элемент региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса
Анализ международного опыта показывает, что во второй половине XX века малый бизнес (МБ) наглядно продемонстрировал свои преимущества по отношению к крупному. В настоящее время в развитых странах миллионы малых и средних фирм в дополнение к крупным компаниям образуют особый механизм саморегуляции рыночной экономики. Удельный вес продукции МБ в валовом национальном продукте (ВНП) этих стран уже превысил 50%. С развитием МБ государства-члены ЕС связывают возможность экономического подъема отсталых регионов и снижения социальной напряженности в обществе. В последнее десятилетие МБ обеспечил создание около 80% новых рабочих мест в Западной Европе и США.
В России бурный рост числа малых предприятий (МП) начала 90-х годов сменился стабилизацией и даже абсолютным сокращением. За I квартал число МП снизилось на 7% и составило на 1.04.95г. 836 тысяч. Число активно действующих МП существенно меньше. В то же время, по экспертным оценкам Минэкономики РФ, оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства до 3,5-4 млн.
Эта негативная тенденция связана с тем, что МБ для эффективного развития необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства. Правительства практически всех развитых стран выработали долговременную политику в от-
ношении МБ. Государственная поддержка МП реализуется через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита и субподрядов и т.д. Но наиболее полную поддержку МП получает в так называемых бизнес-инкубаторах (БИ). {1,2}.
Бизнес-инкубатор - это организация, которая сдает в аренду на льготных условиях вновь создаваемым и действующим малым предприятиям оборудованные соответствующими коммуникациями и оснащенные (телефон, факс, копировальная техника, компьютер и т.д.) офисные и, при необходимости, производственные помещения, а также осуществляет обучение и оказывает им различные услуги (секретарские, информационные, консалтинговые, юридические, поиск инвестиций и т.п.)
Главное назначение БИ состоит в “предначальной” и первоначальной поддержке малого предпринимательства, помощи
“ скрытым “ предпринимателям, которые хотят, но не могут начать свое дело. Предприниматели, ученые, изобретатели, желающие начать свой бизнес на основе коммерчески значимой идеи, получают в БИ необходимую информацию, возможность проконсультироваться со специалистами, наконец арендовать офис и зачастую на льготных условиях .
В штате БИ состоит обычно несколько человек. Число же МП-жильцов БИ достигает нескольких десятков. Секрет успешного развития БИ в развитых странах обусловлен тем, что в рамках этой структуры кооперируется ряд важных функций МП, что оказывается выгодным и удобным для последних. Любое предприятие сталкивается с необходимостью копирования документов и различных материалов. Но МП-клиентам БИ не требуется каждому покупать копировальный аппарат, как правило, БИ достаточно одного для коллективного пользования. При этом стоимость ксерокопирования оказывается ниже рыночной, и, кроме того, появляется возможность регулярного обновления оборудования. МП-клиенты БИ имеют возможность пользоваться специальной комнатой для переговоров за минимальную арендную плату. Секретарь Б И может отвечать на телефонные звонки, давать при необходимости первичную информацию обо всех МП, сортировать почту и т.п., и у МП-клиента БИ отпадает необходимость держать на постоянной ставке своего собственного секретаря. Перечень подобных очевидных выгод такой структуры как БИ для МП может быть продолжен. Не менее важны и другие выгоды, не столь очевидные.
Несколько десятков фирм, отдельные предприниматели и творческие коллективы работают рядом, зачастую действуют в сходных отраслях, общаются. Между ними возникают неформальные контакты. Опыт одного предпринимателя становится коллективным опытом ( например опыт получателя кредита на льготных условиях),
они оказывают друг другу помощь, обмениваются оперативной информацией. Очень важно, что бок о бок работают неординарные, образованные и опытные люди (особенно в технологических БИ). Т е. в БИ образуется своеобразный микроклимат, благоприятный для развития творческого потенциала личности, циви-
лизованного предпринимательства, возможно достижение синергетического эффекта.
В начальный период деятельности БИ существуют на средства местных органов власти, промышленных корпораций, учебных заведений, различных фондов. В дальнейшем БИ в большей степени действуют за счет арендной платы МП-клиентов, иногда на долевые отчисления от прибыли вышедших из БИ и успешно работающих МП.
Основной показатель эффективности БИ - число фирм, выпущенных за время существования и число новых рабочих мест, созданных его фирмами-арендаторами. Опыт БИ в нашей стране, пока не велик. Поэтому сошлемся на западный. Достаточно наглядную картину результативности их деятельности дают следующие данные фирмы “ Coopers & Lybrand
- при поступлении в БИ 75% фирм имели объем продаж менее $ 100 тыс. После выхода из БИ на этом уровне продаж осталась треть фирм, к моменту опроса - только 18%, а остальные превысили его;
- ни одна фирма не имела объем продаж свыше $ 1 млн. при поступлении. Í 2% достигли этого уровня в БИ, а на момент опроса-
- 24% ;
- из фирм, созданных в БИ, только 14% терпит крах в первые пять лет, а в среднем в МБ-80%;
- средний срок пребывания в БИ - 2-3 года. Ежегодно БИ выпускает около
i 22% фирм;
- около 60% фирм-арендаторов БИ покупают или продают свои товары другим фирмам-арендаторам.
К настоящему времени эффективность этой организационной формы поддержки МБ на местном уровне доказана практикой самых различных стран.
Первый БИ появился в США в 1959 году. В пустующих после закрытия фабрики помещениях люди, оставшиеся без
работы, открыли свои малые предприятия. Этот опыт оказался очень успешным. В 1985 году в мире уже действовало около 70 БИ, в 1992 их насчитывалось 470, сейчас - 1100! Из них 525 - в США и 75 в Китае.
Аналогичная ситуация сложилась и с технопарками. В 1992г. их насчитывалось в мире 334, при этом 78% из них были созданы в 80-е годы. Технопарки (научные парки), как правило, представляют собой расположенный на университетской территории комплекс условий для проведения научных исследований и разработок в областях передовых технологий, объединяющих лаборатории, исследовательские группы и предпринимателей. С большой долей условности принято считать, что технопарки “ выращивают” новые технологии и, в меньшей степени, новые фирмы. Инкубаторы же “выращивают” новые фирмы, осуществляющие коммерческую реализацию уже сделанных разработок. Многие технопарки имеют в своем составе технологические БИ.
На взгляд большинства отечественных и зарубежных специалистов именно БИ, как элемент инфраструктуры поддержки МБ на местах, позволит объединить в России усилия и возможности заинтересованных в развитии МБ сторон: государственных организаций, органов власти, коммерческих структур, различных фондов, а так же предпринимателей, желающих реализовать свою идею. Решат ли БИ все проблемы, связанные с развитием предпринимательства? Наверное нет. Но они могут стать своеобразными силами развития новой волны отечественных цивилизованных предпринимателей. БИ реально содействует становлению и выживанию в жесткой конкурентной среде МП, а это значит как минимум создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.
Первые БИ появились в России около 5 лет назад. В числе их учредителей,
как правило, крупные университеты. И хотя они именуются технопарками или научными парками, но в классическом западном толковании этому названию пока не соответствуют. По существу они представляют собой технологические БИ, основное назначение которых - коммерческая реализация завершенных научно-исследовательских разработок, поддержка инновационных МП, действующих в научно-технической сфере.
По данным Ассоциации
“Технопарк”, сейчас в России насчитывается 42 технопарка, в которых насчитывается около 900 малых инновационных фирм (МИФ). Безусловно, технопарки стали пионерами в реализации инкубирования МП в отечественных условиях, в адаптации зарубежного опыта к нашим реалиям. Большое значение имеет то, что Ассоциацией совместно с Тверским Ин-ноцентром и рядом ведущих научных парков России выполнена большая работа по обобщению зарубежного опыта в этой сфере и опыта функционирования членов Ассоциации, разработан и опубликован ряд материалов концептуального характера, практические рекомендации.
В настоящее время Ассоциация ведет активную образовательную деятельность, налицо проявление интереса к технопаркам со стороны предпринимателей, действующих в научно-технической сфере.
В то же время, и это отмечает руководство Ассоциации, к технопаркам пока слабый интерес проявляет местная власть и коммерческие структуры. Их часто ассоциируют с Высшей школой, не понимая основного назначения и тех положительных не только экономических, но и социальных последствий, которые получает регион в результате развития подобных структур.
Как бы то ни было, именно с технопарками связано начало инкубационного движения в России. Более того, в условиях ускорения НТП и глобальных измене-
ний происходящих в мировой экономике, именно технологические БИ (ТБИ), создаваемые при научных центрах являются по-видимому наиболее перспективными, т.к. связаны с коммерциализацией наукоемких технологий.
Однако, неудовлетворительная ситуация с развитием МБ у нас в стране, которая отмечалась выше, а также те новые тенденции, которые проявились в развитии инкубаторов бизнеса как за рубежом, так и в России, привели к разработке новых подходов к бизнес-инкубированию. Для нашей экономики актуальным сейчас является создание большого числа нетехнологических БИ, БИ - основное назначение которых - стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки МБ. С другой стороны, и это показывает, например опыт Ассоциации БИ США (ЫВ1А), успешны-: ми оказываются те БИ, которые уже с момента возникновения планируют выход на самоокупаемость через несколько лет. Т.с. БИ рассматриваются как специфический бизнес. На практике БИ эволюционирует в бизнес-центр.
Именно эти предпосылки лежат в основе программы “БИНК“ - программы по созданию сети бизнес-инкубаторов в регионах России в рамках Морозовского проекта.
Сам Морозовский проект успешно развивается с 1992 года как широкомасштабная программа подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства в России.
Учредителями проекта наряду с Российскими образовательными, государственными и коммерческими структурами выступили ряд международных организаций. Существенный вклад в развитие образовательных программ проекта внесло Американское агентство международного развития и Европейский банк реконструкции и развития.
Специфика МБ состоит в том, что вопросы его развития решаются на региональном и местном уровнях, посколь-
ку именно там находятся потенциальные предприниматели, материальные, технические и финансовые ресурсы. Услуги МП направлены, как правило, на удовлетворение местных потребностей. Поэтому Морозовский проект в первую очередь нацелен на регионы и осуществляет достижение поставленных целей посредством создания там таких структур как учебно-деловой центр (УДЦ ) или БИ.
Основной идеей программы ■‘БИНК” является создание таких БИ, которые уже в ближайшее время сумеют выйти на режим самоокупаемости.
Создать эффективно действующий БИ непросто, хотя идея этой специфической организации достаточно проста. Не только зарубежный, но и совсем небольшой отечественный опыт, показывает, что неудачных попыток создания Б И значительно больше, чем удач.
Проект создания БИ будет успешным только в том случае, когда на подавляющее большинство вопросов из этого перечня у команды лиц, создающих БИ, будут ясными ответы еще до начала работы по его созданию. Вот некоторые вопросы из этого перечня :
1. Цели БИ ( например, рост числа рабочих мест или самоокупаемость).
2. Взаимоотношения с организаци-ей-учредителем, администрацией региона, коммерческими структурами, крупными предприятиями.
3. Формирование Консультативного совета.
4. Работа с фирмами-арендаторами( поиск, прием, финансовые вопросы, управление, выпуск, взаимоотношения после выпуска).
5. Механизм внутреннего функционирования БИ (персонал, услуги и сервис, финансирование и т.д.).
Морозовский проект сосредоточил усилия по разработке методологии запуска адаптированных к отечественным реалиям БИ нетехнологического профиля. В этой связи очень важно еще до принятия решения о создании БИ выполнить мар-
кетинговые исследования в регионе, которые позволяют более точно определить наиболее выгодные сферы для МБ, направленность БИ. Полученная информация позволит разработать более реалистичный и точный бизнес-план инвестиционного проекта по созданию БИ и определить требования к отбору МП-клиентов БИ.
В отличие от других сходных программ бизнес-инкубаторы Морозовского проекта, по существу будут организационными, ориентированными на поиск, отбор и адаптацию к местным условиям эффективных форм и методов МБ с последующим возможным их внедрением в других регионах. Предполагается сделать упор на местные возможности и ресурсы, активное участие БИ в региональных социально-экономических программах. Для подобных, организационных БИ весьма привлекательны будут МП (арендаторы) сервисной направленности: рекламные
агентства, консалтинговые фирмы и т.п. Таким образом БИ будет активно формировать региональную инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Но так как подобные бизнесы являются востребованными и успешно выживают даже в такой неблагоприятной для МБ среде как сегодняшняя , то они обеспечат финансовую устойчивость молодому БИ.
В плане отбора МП в подобные БИ очень важным будет не только стандартный анализ бизнес-планов проектов и рыночной перспективности новых малых бизнесов, но и социальнопсихологические аспекты, связанные с личностью предпринимателя, созданием и поддержанием в коллективе МП боевого командного духа.
Необходимо отметить следующее. Создание БИ - достаточно “дорогое удовольствие”, в то же время непосредственно поддержку получают несколько десятков МП. Тем не менее крайне важно для региона, как уже отмечалось выше, хотя бы тем, что создается оазис цивилизованного предпринимательства, который по-
служит исходной точкой существенного увеличения МП в будущем.
В последнее время в США наметилась интересная тенденция увеличения так называемых “ БИ без стен” или “ виртуальных БИ”. Клиенты таких БИ пользуются всем перечнем обычных услуг (в первую очередь информационных и консалтинговых) за исключением аренды офиса. В результате такому БИ для начала деятельности требуется всего несколько комнат и небольшие финансовые вложения. Число же клиентов увеличивается в десятки раз. Возможно это не БИ в классическом понимании, но подобная организационная структура очень эффективна в плане реальной поддержки МБ в регионе.
Нам представляется, что подобные БИ будут весьма интересны для регионов России. В Москве при Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по похожей схеме уже действует
“ Международный Инкубатор Технологий”, получивший грант Американского агентства международного развития. Основным направлением деятельности этого БИ является обучение предпринимателей, экспертирование, конкурсный отбор, начальная поддержка и продвижение оригинальных технологических решений для коммерческой реализации в России и за рубежом.
Эта же схема предположительно будет использована БИ Фонда Экономического Развития “Созидание”, который при поддержке Канадского правительства открыт недавно в Зеленограде. Предусмотрена специальная Серебряная карта для тех деловых людей, которые будут пользоваться услугами БИ, но не будут, в отличие от держателей Золотой карты, арендовать офис. Оказание услуг МП за пределами БИ планирует осуществлять и Тульский БИНК Морозовского проекта.
Безусловно, бизнес-инкубаторы будут интенсивно развиваться в нашей стране. Все, так или иначе связанное с поддержкой и развитием малого бизнеса
весьма актуально для регионов России, сориентированных в прошлом на горнодобывающую промышленность и сейчас переживающих экономический и социальный кризис.
Авторы благодарны Рычеву М.В. и Митиной Л.С. (Научный парк МГУ), Алимовой Т.А. {Институт стратегическо-
го анализа и развития предпринимательства), Цитко Ю.А. и Сычевой Е.В. (Тульский УДЦ Морозовского проекта) за предоставленные материалы, Никору-ку М.В. (Академия менеджмента и рынка), Дж.У.Макгерну (Морозовский проект) - за поддержку программы “БИНК”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каганов В.Ш., Васильев A.B. “ Бизнес-инкубирование в России”, журнал “ Специалист” N 3, 1995г.
2. Рыбин М.В. “Инновационный менеджмент в горной промышленности”, М.;МГГУ, 1995г,
3. Шукшунов В.Е. “ Российские технопарки вчера, сегодня, завтра С-П, 1995г.