Научная статья на тему 'Бизнес-идея как фактор обеспечения устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур в условиях кризиса'

Бизнес-идея как фактор обеспечения устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИДЕЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / КРИЗИС / УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / BUSINESS IDEA / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / STABILITY / DEVELOPMENT / CRISIS / STABILITY OF ENTERPRISE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобахина Н. А.

В тексте статьи проведен анализ форм поддержки и субсидирования деятельности малых и средних предпринимательских структур, представлен алгоритм формирования бизнес-идеи как элемента процесса принятия управленческих решений, повышающего устойчивость развития предпринимательских структур в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business idea as a factor of forming and providing stability of development of small and medium enterprise structures in crisis

This article carries out an analysis of the forms of support and subsidy of activities of small and medium-sized business organizations, presents an algorythm of forming a business idea as an element of management decisions making process, which improves the stability of business structures evolution in crysis.

Текст научной работы на тему «Бизнес-идея как фактор обеспечения устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур в условиях кризиса»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

БИЗНЕС-ИДЕЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗБИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

ЛОБАХИНА Н.А.,

аспирант, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), e-mail: nataly_lobakhina@mail.ru

В тексте статьи проведен анализ форм поддержки и субсидирования деятельности малых и средних предпринимательских структур, представлен алгоритм формирования бизнес-идеи как элемента процесса принятия управленческих решений? повышающего устойчивость развития предпринимательских структур в условиях кризиса.

Ключевые слова: бизнес-идея; устойчивость; малое и среднее предпринимательство; развитие; кризис; устойчивость предпринимательских структур.

This article carries out an analysis of the forms of support and subsidy of activities of small and medium-sized business organizations, presents an algorythm of forming a business idea as an element of management decisions making process, which improves the stability of business structures evolution in crysis.

Keywords: business idea; small and medium business; stability; development; crisis; stability of enterprise structures.

Коды классификатора JEL: L26, O31.

В современных условиях проблема устойчивости развития приобретает особую актуальность для малых и средних предпринимательских структур, являющихся наиболее уязвимыми субъектами хозяйственных отношений, что обусловлено незначительной величиной индивидуального капитала, недостаточным количеством квалифицированных кадров и их подготовкой в соответствии с условиями рынка, нормативноправовыми и административными барьерами, отсутствием четкой долгосрочной стратегии, инвестиционными ограничениями и многими другими факторами. В то время как крупные предприятия при наличии широкого доступа к ресурсам? внутренней адаптации к кризисным тенденциям, таким, как расширение рыночных связей, диверсификация работ, услуг, привлечение высококвалифицированных кадров, оптимизация структуры основных производственных фондов, могут позволить себе более широкий спектр инструментов по поддержанию устойчивости развития предприятия.

Однако малые и средние предпринимательские структуры более устойчивы к изменениям внешней среды за счет быстрой адаптации в новых рыночных условиях и способствуют ускорению экономического роста государства, проведению диверсификации, внедрению инноваций, положительной динамике роста экономических показателей, развитию конкуренции и структурной перестройки экономики, что позволяет создавать дополнительные рабочие места, тем самым нейтрализуя последствия мирового финансового кризиса.

В этих условиях формирование бизнес-идеи становится едва ли не самой актуальной проблемой для начинающих предпринимателей, а также в условиях поиска новых направлений деятельности для уже существующих бизнес-структур в условиях кризиса. Это связано с нестабильным спросом, высоким уровнем конкуренции на большинстве рынков, личностными характеристиками и уровнем знаний индивида.

И, тем не менее, начало нового бизнеса в условиях кризиса, как бы это не противоречило традиционным стереотипам, может оказаться достаточно успешным мероприятием. Многие успешные предприятия родились именно в период рецессии. Компания Hyatt основана в 1957 г., в период 2-го десятилетия экономического спада,_Microsoft — в 1975, General Electric ^^появилась в период паники 1876 гг., Johnson & Johnson была создана в период спада экономики в 1873-1896 гг., а Hewlett-Packard была основана во время Великой депрессии [1].

© Н.А. Лобахина, 2011

Нами была проведена сравнительная оценка программ поддержки малого и среднего бизнеса, существующих на данный момент в Ростовской области, с аналогичными программами, принимаемыми в регионе, наиболее успешно реализовавшем программу (Москве), а также в Свердловской области, в значительной степени отстающей по показателям количества малых предприятий [4, 2].

Результаты сопоставления показали, что для получения субсидии субъект малого предпринимательства должен собрать в среднем в Ростовской области 16 документов, в Москве — 18, характеризующих его деятельность с различных сторон. Наименьшее количество документов, характеризующих деятельность предприятия, для предоставления субсидии требуется в Свердловской области, обусловлено это необходимостью участия в тренинге «Начни свое дело», прохождение которого является обязательным условием получения гранта.

Кроме того, можно сказать, что наглядной является разница в сумме субсидии на старт бизнеса фактически в два раза, при том, что по условиям, в Ростове-на-Дону сумма в 200 тыс. руб. не должна превышать 70%, в Свердловской области сумма в 300 тыс. руб. не должна превышать 80% от фактически произведенных затрат, в то время как для Москвы этот показатель составляет 350 тыс. руб., составляющих не более 50%. Соответственно, максимально допустимая сумма затрат, на погашение которой при помощи субсидии может претендовать предприниматель в Ростовской области, составляет 286 тыс. руб., в Свердловской области — 375 тыс. руб., в Москве же данная сумма составляет 700 тыс. руб.

Если принимать во внимание тот факт, что сырье и материалы, зачастую закупаемые в регионах, имеют одинаковую стоимость как для ростовских, так и для московских фирм, можно сделать вывод о том, что возможности для старта бизнеса в столице ЮФО более чем в два раза ниже аналогичных возможностей в Москве.

Таким образом, несмотря на существенные улучшения в последние годы механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации, остается еще достаточное количество проблемных моментов, характеризующихся неравными возможностями МСП в различных федеральных округах страны, несовершенством инструментов поддержки бизнеса, нестабильностью экономических условий, в значительной степени оказывающих влияние на малый бизнес.

И в этой ситуации, ключевой проблемой для начинающего предпринимателя становится оптимизация системы элементов принятия управленческих решений.

Взаимосвязь элементов принятия управленческих решений формирует преемственность во всестороннем анализе перспективы существования предприятия либо создания новой бизнес-модели. Условно все элементы процесса принятия управленческих решений можно разделить на два блока.

Первый блок — элементы, формирующие стратегическое видение предприяти, я его предназначение и цели функционирования — формируют философия, видение, миссия, концепция и стратегия предприятия.

Философия определяет основные ценности малого и среднего предприятия, объясняет глубинный смысл его создания и дальнейшего функционирования в рамках экономической системы. На базе философии формируются видение и миссия, основной задачей которых является постановка целей деятельности и пути их достижения. Стратегия предприятия, в свою очередь, приводит обоснование успешности будущих результатов работы предприятия за счет достижения им конкретных конкурентных преимуществ, выгодно отличающих его товар или услугу на фоне аналогичных предложений на рынке.

Фактически философия, видение, миссия, концепция и стратегия предприятия, как важнейшие элементы процесса принятия управленческих решений, опираясь друг на друга, обосновывают актуальность и востребованность продукта, обладающего явными конкурентными преимуществами в долгосрочной или среднесрочной перспективе.

Второй блок элементов процесса принятия управленческих решений включает в себя бизнес-модель и бизнес-план предприятия.

Бизнес-модель фокусируется на создании ценности и описывает то, как предприятие превращает созданную ценность в прибыль [3].

Фактически бизнес-модель описывает логику процесса создания добавочной стоимости на базе имеющихся у предприятия на входе ресурсов, способностей, инновационного потенциала и технологической оснащенности.

Бизнес-план, в свою очередь, берет на себя более детальное описание бизнес-процессов и всесторонний анализ эффективности работы предприятия на основании подробных расчетов показателей и коэффициентов.

Бизнес-идея предприятия призвана соединить два блока процесса принятия управленческих решений, учитывая корреляцию между стратегическим видением предприятия и его организационноуправленческими возможностями.

Бизнес-идея — это элемент управленческих решений, отражающий будущий образ предприятия на основе соединения его стратегического видения и организационной бизнес-модели, нацеленный на обеспечение устойчивости конкурентных преимуществ, с учетом изменений внешней и внутренней среды в пространственно-временном аспекте.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

78

Н.А. ЛОБАХИНА

В целях выявления основных параметров понятия бизнес-идеи приведем краткую характеристику ее основных элементов. Под предметом бизнес-идеи следует понимать основное направление деятельности будущего предприятия, виды продукции или краткие характеристики услуг, которые будут оказываться бизнесом.

В качестве объекта бизнес-идеи может выступать образ будущей компании, для его характеристики необходимо ответить на следующие вопросы: кто будет участвовать в бизнесе, в каком качестве, стоит ли привлекать внешних инвесторов и т.д. При определении характеристик объекта бизнес-идеи, также следует оценить собственные финансовые возможности и принять решение об организационно-правовой форме и составе участников бизнеса.

Ключевые бизнес-процессы включают в себя основные характеристики производства, ресурсы, которые потребуются для создания готового продукта. На этапе анализа бизнес-процессов не имеет смысла углубляться в технологические тонкости, достаточно создать концептуальную модель. Укрупненно, процесс формирования и реализации бизнес-идеи состоит из трех этапов:

♦ подготовительного, включающего в себя анализ факторов внешней среды, анализа внутренних возможностей предприятия и комплексного анализа полученных результатов, сопоставления информации о внешних и внутренних условиях;

♦ этапа финансово-инвестиционной разработки бизнес-идеи, на котором проводится анализ возможности привлечения внешних инвесторов и, если необходимо, осуществляются работы по их поиску и ведению переговоров. Также на этом этапе выполняются основные работы предусмотренные бизнес-планом;

♦ последний этап — заключительный — результатом этого этапа должна быть сформированная и официально оформленная бизнес-структура.

Основной проблемой на этапе создания бизнес-идеи является оценка и отбор наиболее привлекательных. Как правило, возникающих и предложенных идей на практике гораздо больше, чем действительно реализованных. Процесс формирования бизнес-идеи можно представить в виде совокупности последовательных этапов, каждый из которых предполагает сбор информации, а также проведение аналитической работы с применением различных инструментов.

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных этапов.

Первый этап — исследование рынка, предполагает проведение анализа свободных ниш на рынке. На данном этапе следует оценить внешние факторы в регионе, которые оказывают непосредственное влияние на предпринимательские структуры.

Второй этап — выявление объективных ограничений создания бизнеса. На этом этапе проводится анализ таких факторов как:

• наличие собственного капитала;

• допустимые временные затраты на создание и ведение бизнеса;

• субъективная привлекательность отдельных сфер деятельности для предпринимателя и т.п.

На третьем этапе выбора и формирования концепции бизнеса происходит, соответственно, генерация самой идеи с учетом информации, полученной на первом и втором этапах.

На четвертом этапе предварительной оценки эффективности проекта наиболее эффективным инструментом, позволяющим провести экспресс-оценку идеи на начальном этапе, может служить ЗШОТ-анализ.

Пятый этап — формирование бизнес-плана — предполагает написание документа, который позволит определить последовательность действий с целью оправдания ожиданий относительно эффективности бизнес-проекта.

Шестой этап в структуре является необязательным и реализовывается в случае необходимости привлечения внешних источников финансирования. Стоит отметить, что поиск инвесторов происходит на основании составленного ранее бизнес-плана.

Седьмой этап включает в себя общую подготовительную работу, связанную с поиском помещения, персонала, закупку необходимых материалов, регистрацию и постановку на налоговый учет предприятия.

Под результатом седьмого этапа, мы понимаем запуск производства продукции или оказания услуг, т.е. трансформацию бизнес-идеи в полноценную бизнес-модель.

Таким образом, методика формирования бизнес-идеи способствует созданию эффективной бизнес-структуры на основании упорядоченной последовательности этапов принятия решений. Представленная методология позволит предпринимателям, без опыта создания бизнеса в прошлом, выявить объективные потребности региона и собственные субъективные возможности, оценить устойчивость конкурентных преимуществ в сложившейся экономической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Все ДЕЛО в ТОМСКЕ. Деловой портал малого и среднего бизнеса // Уроки экономического спада // http:// delo-tomsk.ru/for-business/articles/180/.

2. Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы. Официальный сайт // Принципы и формы поддержки субъектов МСП // http://dmpmos.ru/info.asp?id=36.

3. КотельниковВ.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями. М.: Эксмо, 2007. (Бизнес-коуч).

4. Малый и средний бизнес Дона. Портал малого и среднего предпринимательства // Формы поддержки малого и среднего бизнеса Дона // http://mbdon.ru/support.htm?inc=24.

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.