Научная статья на тему 'БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД КАК ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИФАШИСТСКОЙ ГРУППЫ "БЕЛАЯ РОЗА"'

БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД КАК ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИФАШИСТСКОЙ ГРУППЫ "БЕЛАЯ РОЗА" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ РЕЙХ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / "БЕЛАЯ РОЗА" / А. ШМОРЕЛЬ / Г. ШОЛЛЬ / К. ХУБЕР / РОССИЯ / СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА / ЛИСТОВКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вашкау Нина Эмильевна, Тепловодская Полина Викторовна

В статье рассматривается значение битвы за Сталинград как поворотного пункта в деятельности группы «Белая роза», созданной студентами-антифашистами Мюнхенского университета. Использованы публикации российских исследователей А.И. Борозняка, И.В. Храмова и зарубежных историков Питера Селга и Ульриха Шосси. Источниковедческой базой послужили дневники и письма Ганса и Софи Шолль, Александра Шмореля, Вилли Графа. Освещаются причины создания группы, пребывание студентов на Восточном фронте и переход к более активным акциям Сопротивления после Сталинградской битвы. «Белая роза» образовалась в 1942 г. благодаря А. Шморелю и Г. Шоллю. Студенты организовывали акции Сопротивления, печатая и распространяя антифашистские листовки. Последние две прокламации были написаны после Сталинградской битвы. Победа Красной армии в Сталинграде побудила молодых людей к призыву немецкого народа к восстанию против фашистской диктатуры. Шестая листовка, в которой содержится критика политики Третьего рейха и призыв студентов к противодействию, стала для антифашистов последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BATTLE OF STALINGRAD AS A TURNING POINT IN THE ACTIVITIES OF THE ANTI-FASCIST GROUP “WHITE ROSE”

The article examines the significance of the Battle of Stalingrad as a turning point in the activities of the White Rose group, which was formed by anti-fascist students of Munich University. The article uses publications by Russian researchers (A.I. Boroznyak, I.V. Khramov), as well as foreign ones - Peter Selg, Ulrich Shossi. The diaries and letters of Hans and Sophie Scholl, Alexander Schmorel, Willie the Count were also the source of information. The issues of creating a group, students’ staying on the Eastern Front and their moving to the more active actions after the Battle of Stalingrad. The White Rose was formed in 1942 thanks to A. Schmorelu and G. Sholla. The students held resistance actions, printing and distributing anti-fascist leaflets. The last two proclamations were written after the Battle of Stalingrad. The victory of the Red Army in Stalingrad prompted young people to call the German people to rebel against the fascist dictatorship. The sixth leaflet, which criticizes the policies of the Third Reich and calls on students to counter it, was the last for anti-fascists.

Текст научной работы на тему «БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД КАК ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИФАШИСТСКОЙ ГРУППЫ "БЕЛАЯ РОЗА"»

Н.Э. Вашкау П.В. Тепловодская*

Битва за Сталинград как переломный момент в деятельности антифашистской группы «Белая роза»

doi:10.31518/2618-9100-2021-3-10 УДК 94(47).084.8

Выходные данные для цитирования: Вашкау Н.Э., Тепловодская П.А. Битва за Сталинград как переломный момент в деятельности антифашистской группы «Белая роза» // Исторический курьер. 2021. № 3 (17). С. 95-102. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-10.pdf

N.E. Vashkau P.V. Teplovodskaya*

The Battle of Stalingrad as a Turning Point in the Activities of the Anti-Fascist Group "White Rose"

doi:10.31518/2618-9100-2021-3-10 How to cite:

Vashkau N.E., Teplovodskaya P.V. The Battle of Stalingrad as a Turning Point in the Activities of the Anti-Fascist Group "White Rose" // Historical Courier, 2021, No. 3 (17), pp. 95-102. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-10.pdf

Abstract. The article examines the significance of the Battle of Stalingrad as a turning point in the activities of the White Rose group, which was formed by anti-fascist students of Munich University. The article uses publications by Russian researchers (A.I. Boroznyak, I.V. Khramov), as well as foreign ones - Peter Selg, Ulrich Shossi. The diaries and letters of Hans and Sophie Scholl, Alexander Schmorel, Willie the Count were also the source of information. The issues of creating a group, students' staying on the Eastern Front and their moving to the more active actions after the Battle of Stalingrad. The White Rose was formed in 1942 thanks to A. Schmorelu and G. Sholla. The students held resistance actions, printing and distributing anti-fascist leaflets. The last two proclamations were written after the Battle of Stalingrad. The victory of the Red Army in Stalingrad prompted young people to call the German people to rebel against the fascist dictatorship. The sixth leaflet, which criticizes the policies of the Third Reich and calls on students to counter it, was the last for anti-fascists.

Keywords: Third Reich; Resistance; "White Rose"; A. Schmorel; G. Scholl; K. Huber; Russia; The Battle of Stalingrad; leaflets.

The article has been received by the editor on 02.05.2021.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. В статье рассматривается значение битвы за Сталинград как поворотного пункта в деятельности группы «Белая роза», созданной студентами-антифашистами Мюнхенского университета. Использованы публикации российских исследователей А.И. Борозняка, И.В. Храмова и зарубежных историков Питера Селга и Ульриха Шосси. Источниковедческой базой послужили дневники и письма Ганса и Софи Шолль, Александра Шмореля, Вилли Графа. Освещаются причины создания группы, пребывание студентов на Восточном фронте и переход к более активным акциям Сопротивления после Сталинградской битвы. «Белая роза» образовалась в 1942 г. благодаря А. Шморелю и Г. Шоллю. Студенты организовывали акции Сопротивления, печатая и распространяя антифашистские листовки. Последние две прокламации были написаны после Сталинградской битвы. Победа

* Вашкау Нина Эмильевна, доктор исторических наук, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, e-mail: vaschkau@mail.ru

Тепловодская Полина Викторовна, студент, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, e-mail: polina.t1999@mail.ru

Vashkau Nina Emilevna, Doctor of Historical Sciences, Lipetsk State Pedagogical University Named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia, e-mail: vaschkau@mail.ru

Teplovodskaya Polina Viktorovna, Student, Lipetsk State Pedagogical University Named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia, e-mail: polina.t1999@mail.ru

Красной армии в Сталинграде побудила молодых людей к призыву немецкого народа к восстанию против фашистской диктатуры. Шестая листовка, в которой содержится критика политики Третьего рейха и призыв студентов к противодействию, стала для антифашистов последней.

Ключевые слова: Третий рейх; Сопротивление; «Белая роза»; А. Шморель; Г. Шолль; К. Хубер; Россия; Сталинградская битва; листовки.

Приход Гитлера к власти в Германии в 1933 г. и его политика вызывали недовольство среди определенных кругов населения Третьего рейха. К таким оппозиционным силам относят коммунистов, социал-демократов, священнослужителей, дипломатов и т.д.1 Вторая мировая война и в частности нападение Германии на Советский Союз, добавили к числу оппозиции студенчество. Молодежь была возмущена политикой фашистского режима, т.к. национал-социалисты делали ставку на молодых людей и уделяли особое внимание воспитанию подрастающего поколения немцев. Частью нацистской идеологии был патологический антисемитизм, который внедрялся в сознание детей и подростков партийными, государственными учреждениями и общественными организациями Третьего рейха на собраниях и митингах, через кинематограф, радио, кино, прессу2. В 1926 г. была создана молодежная организация НСДАП - Гитлерюгенд, куда обязана была вступать вся немецкая молодежь в возрасте от 10 до 18 лет, но некоторые все-таки отказывались присоединяться, т.к. имели иные идеологические взгляды. К тому же юноши старше 17 лет находились под угрозой мобилизации в действующую армию. В результате возникали разные подпольные группы Сопротивления. Одной из таких групп является «Белая роза», созданная студентами Мюнхенского университета в 1942 г.

«Белая роза» появилась благодаря личной дружбе, которая объединила круг единомышленников. Кристоф Пробст и Александр Шморель были друзьями со школьной скамьи. Они познакомились с Вилли Графом и Гансом Шоллем в 1941-1942 гг., когда изучали медицину в Мюнхенском университете. С мая 1942 г. здесь же училась и Софи Шолль, сестра Ганса. Вместе с другими критически настроенными студентами они слушали лекции по философии профессора Курта Хубера. Вместе они составляли и распространяли листовки, направленные против политики Третьего рейха3.

Александр Шморель, один из основателей антифашистской группы, имел особую связь с Россией - он родился в Оренбурге. И пусть еще маленьким ребенком в 1921 г. он покинул этот город, но именно первые годы жизни в России оставили свой след в жизни Александра, он всегда чувствовал тесную духовную связь с далекой родиной. Поэтому нападение Германии на СССР было воспринято Шморелем очень негативно.

В июне 1942 г. пятеро студентов написали и разослали первые листовки «Белой розы», но они знали об ужасах войны на Западном и Восточном фронтах только по рассказам очевидцев. 23 июля 1942 г. был оглашен приказ об отправке на Восточный фронт студенческой медицинской роты Мюнхенского университета, что стало неожиданностью для Ганса Шолля, Александра Шмореля и Вилли Графа. Они вошли в личный состав роты4. Александр Шморель был рад отправке на Восточный фронт, т.к. для него это была возможность побывать на родине, о которой он всегда отзывался с большой любовью.

В первые дни пребывания в России Ганс Шолль пишет письмо своему любимому учителю профессору Хуберу, в котором восторгается страной и русским народом: «Россия

1 История Германии: уч. пос.: в 3 т. М., 2008. Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI в. С. 255256.

2 Ермаков А.М. Юлиус Штрейхер и пропаганда антисемитизма среди детей и молодежи в нацистской Германии // Вестник КемГУ. 2015. № 3 (63). Т. 2. С. 69.

3 Храмов И.В. «Белая роза». Студенческое сопротивление гитлеровскому режиму. Мюнхен, 1942-1943 гг. Оренбург, 1999. С. 2.

4 Храмов И.В. Русская душа «Белой розы». Оренбург, 2001. С. 87.

во всех отношениях так велика, и почти безгранична и любовь ее народа к Родине. Война прошла по России подобно урагану. Но после грозы вновь сияет солнце. Страдание целиком поглощает людей, очищает их, но потом они снова смеются»5.

Побывав под Вязьмой и Гжатском в качестве врачей, молодые люди своими глазами смогли увидеть все ужасы войны. Ганс Шолль писал К. Хуберу: «Город, гетто и вся обстановка вокруг произвели на нас ужасающее впечатление»6.

Вилли Граф пишет в дневниковых записях (20.10.1942) о том, что открыл для себя, как велика ненависть, яростная неприязнь по отношению к немцам»', что есть не только «русское сердце, которое мы любим», благодаря разговорам с А. Шморелем, познакомившим его с русской литературой и историей России (письмо Марите Херфельд, 29.08.1942)8.

В октябре 1942 г. полевая практика закончилась. В последний день пребывания в России друзья отправились бродить по Вязьме, наперебой рассказывая друг другу о событиях последних недель. 1 ноября студенты отправились в Германию.

На Восточном фронте члены «Белой розы» воочию увидели те ужасы войны, о которых в Германии знали только понаслышке: лагеря для советских военнопленных, реквизиции продовольствия, привлечение к принудительным работам жителей Гжатска и окрестных сел (детей при этом оставляли в качестве заложников), сожжение сел9.

В это время в Германии все говорили о Сталинграде. 8 ноября 1942 г. Гитлер, выступая в Мюнхене перед ветеранами национал-социалистического движения в мюнхенском пивном зале «Бюргербройкеллер», заявил, что Сталинград, за исключением «нескольких небольших островков», был взят немецкими войсками. Слово «Сталинград» вплоть до середины января 1943 г. исчезло со страниц газет, термин «окружение» было запрещено употреблять. 16 января 1943 г. в военной сводке было сказано об «оборонительных боях против сил противника, нападающих со всех сторон»10.

В ночь с 3 на 4 февраля 1943 г. Ганс Шолль и Александр Шморель провели акцию, подготовленную и явно приуроченную к объявлению о Сталинградской катастрофе. В 29 местах Мюнхена, включая университет и лоджию Фельдхернхалле, являющуюся символом воинской славы Баварии, они с помощью трафаретов сделали надписи «Свобода», «Долой Гитлера» и перечеркивали свастику11. Таким образом, участники «Белой розы» хотели достучаться до масс, подтолкнуть их к Сопротивлению.

3 февраля 1943 г. силы вермахта под Сталинградом были окончательно разбиты Красной армией. В Германии был объявлен государственный траур, но члены «Белой розы» в своем большинстве с радостью восприняли такие события. В протоколе гестапо от 25 февраля 1943 г. А. Шморелем отмечается: «События в Сталинграде стали для меня и Шолля поворотом для выпуска еще одной листовки. В то время как Шолль был удручен событиями в Сталинграде, я, как симпатизирующий России, просто порадовался складывающимся для русских положением на фронте»12. Студенты немедленно приняли решение об увеличении тиража листовок и отправки их в другие города. Вскоре родилась очередная листовка с призывом к восстанию, которая именовалась «Воззвание ко всем немцам!».

5 Scholl H, Scholl S. Briefe und Aufzeichnungen. Frankfurt a.M., 1988. S. 107.

6 Ibid.

7 Graf W. Briefe und Aufzeichnungen. Frankfurt a.M., 2004. S. 67.

8 Ibid. S. 167.

9 Борозняк А.И. [рецензия] // Новая и новейшая история. 2004. № 3. С. 247-249. - Рец. на кн.: Bald D. Die "Weiße Rose": von der Front in den Widerstand. Berlin, 2003. 203 S. Пер. загл.: «Белая роза»: от пребывания на фронте к акциям Сопротивления.

10 Wette W. Das Massensterben als "Heldenepos". Stalingrad als NS-Propaganda // Stalingrad. Mythos und Wirklichkeit einer Schlacht. Frankfurt a.M., 1992. S. 44-48.

11 Selg P. Der geistige Weg von Hans und Sophie Scholl. Dornach, 2007. S. 117.

12 Александр Шморель. Протоколы допросов в гестапо. Февраль - март 1943 г. (РГВА. Ф. 1361 К. Оп. 1. Д. 8808). Оренбург, 2005. С. 42.

Молодые люди призывали немецкий народ к распространению листовок и поддержке движения Сопротивления. Авторы прокламации были убеждены, что «Гитлер ведет свой народ в бездну...Гитлер не может выиграть войну, он может лишь затянуть ее! Его вина и вина его приспешников бесконечно далеко перешла все границы. Справедливое возмездие все ближе и ближе!»13. «Неужели вы хотите, чтобы вас и ваших детей постигла участь евреев?», - с такими словами студенты обращались к немецкому народу. Они предупреждали, что «война уже проиграна, скоро наступит день ужасного, но справедливого суда над теми, кто был труслив и нерешителен»14.

На допросе в гестапо Софи Шолль сказала: «Мы были убеждены в том, что Германия проиграла войну и что каждая человеческая потеря, которую требует эта война, бессмысленна. И в особенности жертвы Сталинграда побудили нас что-то предпринять против бессмысленного кровопролития»15.

Студенты не собирались останавливаться на достигнутом, их цель - побудить немецкий народ к борьбе против фашистского режима. Они немедленно принялись за написание шестой листовки «Белой розы», которая оказалась для них роковой. Автором последней прокламации под названием «Студенты! Студентки!» стал сам профессор Хубер, а редакторами выступили А. Шморель и Г. Шолль. В ней молодые антифашисты обращались, прежде всего, к студентам и студенткам Мюнхенского университета. Почему именно к молодому поколению? 13 января 1943 г. состоялось собрание студентов и преподавателей в большом зале Немецкого музея, на котором выступил партийный чиновник - гаулейтер Верхней Баварии Пауль Гислер. Его речь вызвала открытое возмущение: нацистские лозунги перемежались оскорблениями в адрес студенток. Гаулейтер призывал их не заботиться об учебе, а рожать «детей для фюрера». Слушатели и слушательницы стали перебивать оратора и покидать зал16. По мнению А. Шмореля и Г. Шолля, такое негодование молодежи было благоприятным моментом для подключения их к движению Сопротивления.

В первоначальном тексте, который написал профессор Хубер, речь шла и об уничтожении русского большевизма «во всех его проявлениях», а также необходимости спасения «прославленного немецкого вермахта»17. Друзьям Гансу и Александру не понравились эти строки в тексте и они решили их вычеркнуть. На первых допросах в гестапо позднее Шморель вообще отрицал причастность профессора Хубера к шестой листовке, но на допросе 1 марта 1943 г. Александр признался: «Проект этой последней листовки изготовил проф. Хубер. Когда он принес проект в квартиру Шолля, то Ганс Шолль и я были там. Мы с Гансом раскритиковали некоторые пассажи. В итоге мы вычеркнули некоторые места, которые я сейчас не могу точно вспомнить. Профессор Хубер согласился с этим. Я особенно хочу подчеркнуть, что в его присутствии мы не одобрили и в связи с этим вычеркнули место, где проф. Хубер говорил о том, что наш славный вермахт нужно спасать»18.

В протоколе гестапо от 25 февраля 1943 г. зафиксированы слова А. Шмореля: «Я с чистой совестью могу свидетельствовать, что мы сделали около 3000 экземпляров этой листовки. Тиражирование листовки мы начали за несколько дней до 16.2.43 - еще в тот же день, после обеда. Завершили работу вечером ... На следующий день или через день мы с Гансом собрались рассылать листовки. Для этого мы взяли старый список студентов и произвольно выписали оттуда адреса проживающих в Мюнхене студентов. Пока у нас были конверты, мы использовали их. Когда они закончились, мы стали складывать листовки и надписывать

w 1Q

адреса на внешней стороне»19.

13 Храмов И.В. «Белая роза». C. 72.

14 Там же.

15 Chaussy U. Sophie Scholl: Die letzten Tage. Frankfurt a.M., 2005. S. 365.

16 Борозняк А.И. «Белая роза» и Россия // Борозняк А.И. Германия и Россия в XX веке. Страницы истории: сб. ст. Липецк, 2009. С. 99.

17 Храмов И.В. Русская душа «Белой розы». С. 145.

18 Александр Шморель. Протоколы допросов в гестапо. С. 42.

19 Там же. С. 46.

В последней листовке «Белой розы» студенты критически отразили поражение Германии под Сталинградом и события, произошедшие на собрании 13 января и политику высшего образования Третьего рейха в целом. «Студенты! Студентки! Наш народ потрясен гибелью воинов под Сталинградом. Гениальная стратегия ефрейтора мировых войн бессмысленно и безответственно погнала тридцать тысяч немцев на гибель. Спасибо, фюрер!»20, - так начинается тест прокламации. В листовке отмечается: «День расплаты настал. Расплаты немецкой молодежи с мерзкой тиранией, угнетающей наш народ»21.

«Студенты! Студентки! На нас смотрит немецкий народ! Он ждет от нас в 1943 г. так же, как в 1813 г. когда был разбит Наполеон, разгрома национал-социалистического террора силой духа», - такими словами призывали антифашисты молодежь Третьего рейха к активным действиям против политики национал-социалистов. «Березина и Сталинград вспыхнули на Востоке. Павшие под Сталинградом взывают к нам!»22. Молодые люди понимали, какими будут последствия, но в их душе была глубокая вера в то, что они смогут сломить нацистский режим.

Поскольку не все напечатанные экземпляры разошлись по почте, было решено оставшуюся часть распространить в Мюнхенском университете. 18 февраля 1943 г. Ганс и Софи Шолль решились на отчаянный поступок - разложили пачки листовок перед учебными аудиториями и в коридорах университета. В этот момент их увидел университетский слесарь Якоб Шмидт, задержал «хулиганов» и не отпускал до прибытия полиции. Позже был схвачен еще один участник организации - Кристоф Пробст, а уже через четыре дня студентов казнили23.

Александр узнал об аресте друзей в полдень, когда шел на занятия. Как окажется впоследствии, Александр ничего не знал о том, что листовки будут распространены в этот день, поэтому для него арест друзей был полной неожиданностью. Когда ему сообщил о случившемся знакомый Айхорн, Шморель сразу понял, о ком идет речь: «Я сразу подумал о Гансе Шолле и позвонил ему домой из телефонной будки. Никто не отвечал. Мои дальнейшие попытки дозвониться до Шолля не увенчались успехом»24.

После ареста Ганса и Софи Шолль 18 февраля 1943 г. Александр Шморель начал шестидневный побег, перемещаясь из одного места в другое. С помощью болгарского паспорта своего друга Николая Николаевича Гамасаспяна он намеревался бежать в лагерь для русских беженцев в Инсбрук, что не получилось из-за сложных обстоятельств. Он останавливался в Эльмау и Кохеле, спал в сарае, а затем вернулся в Мюнхен, где его узнали и арестовали. 24 февраля, незадолго до полуночи, его доставили в мюнхенскую штаб-квартиру гестапо, площадь Виттельсбахов на Бриеннер улице, куда также были отправлены Ганс и Софи Шолль и Кристоф Пробст. К моменту прибытия Александра Шмореля они были мертвы уже два с половиной дня25.

В последнюю ночь перед казнью Софи Шолль увидела сон, который пересказала своей сестре, пришедшей с ней проститься. «Солнечный день. У меня на руках ребенок в длинном белом платье. Я несу его крестить. Чтобы добраться до церкви, нужно подняться на крутую гору. Я крепко прижимаю к себе ребенка. Когда ступаю на ледник, передо мной разверзается трещина. Я едва успеваю перенести ребенка через трещину, но сама срываюсь в пропасть». Сама Софи объяснила: «Ребенок - это наша идея, она выживет, несмотря на все препятствия. Нам выпала честь стать первопроходцами, но мы должны за эту идею умереть»26.

20 Храмов И.В. «Белая роза»... С. 73.

21 Гнатюк В. «Белая роза» - восстание совести немецких студентов [Электронный ресурс]. URL: https:// duns37.livejournal.com/457963.html (дата обращения: 06.02.2021).

22 Храмов И.В. «Белая роза». С. 212.

23 Александр Шморель [Электронный ресурс]. URL: https://ippojerusalem.info/item/show/214 (дата обращения: 09.02.2021).

24 Храмов И.В. Русская душа «Белой розы». С. 152.

25 Selg P. Alexander Schmorell. 1917-1943. Stuttgart, 2013. S. 74.

Ганс Шолль в одном из своих писем после ареста писал: «То, что произойдет в ближайшие дни, находится в руках Бога. У меня нет надежды и все кончено. Я только прошу сил вынести то, что еще впереди. Но для вас я прошу всего, в чем мне, наверное, отказано. Сохраните обо мне хорошую память»27.

После многочисленных допросов А. Шмореля гестапо направило все дела в руки нацистской юстиции. Однако свое последнее слово Александр сказал, не дожидаясь приговора. 8 марта 1943 г. в тюрьме Штадельхайм он написал свое «Политическое заявление», в котором упоминает Россию и говорит о любви к этой стране. «...Вы можете представить себе, как больно мне, когда началась война с Россией - моей Родиной. Конечно, там царит большевизм, но тем не менее она остается моей Родиной, русские остаются моими братьями.»28, - пишет Шморель.

19 апреля 1943 г. состоялся суд. Процесс продолжался 14 часов. Вечером подсудимых отправили в общую камеру, они ждали вынесения приговора. В половине одиннадцатого вечера приговор был оглашен. Александр Шморель, Курт Хубер и Вилли Граф были приговорены к смертной казни. Остальные получили различные сроки тюремного заключения и каторжных работ.

Александр ждал своего смертного приговора, писал письма родителям, в которых каждый раз упоминал Бога. В одном из писем он писал: «.Прежде всего, я счастлив и благодарю Господа за то, что он дал мне понять это знамение Божие и последовать в верном направ-лении...»29. Глубокая вера в Бога не давала юноше падать духом, наоборот, она настолько сильно крепла в нем, что все свои дела в деятельности организации «Белая роза» были восприняты им как «миссией» в его жизни.

Казнь была назначена на 17 часов 13 июля 1943 г. В полдень Александра посетил священник русской православной церкви, который исповедовал его. Чуть позже в камеру пришел адвокат студента-антифашиста Зигфрид Дайзингер, которому Александр сообщил, что совсем спокоен и по праву считает, что его жизнь должна закончиться в столь раннем возрасте. Через несколько минут душа Шмореля отправилась в ту самую «новую жизнь, славную и вечную», о которой он так горячо писал в своих последних письмах, которую «издали видел и радовался», чувствуя, что он «странник и пришелец на земле»30.

Так трагично завершилась жизнь юных друзей, веривших в особую миссию на земле, которую они выполнили. Победа Красной армии в битве за Сталинград стала решающим фактором для перехода студентов к более активным действиям. Их листовки, обращенные к немецкому народу, имели пропагандистский характер и находили отклик в сердцах немцев. И, возможно, движение «Белой розы» продолжало бы жить, но люди, напуганные жестокой политикой Третьего рейха, побоялись взять на себя такую ответственность, как это сделали неравнодушные Ганс и Софи Шолль, Александр Шморель, Кристоф Пробст, Вилли Граф и профессор Хубер, чьи имена в Германии знает каждый. Имена героев носят улицы, площади и школы в Германии. Об их жизни написано много художественных и исторических произведений, сняты фильмы. В 2012 г. Берлинско-Германская епархия РПЦЗ причислила к лику местно чтимых святых А. Шмореля. Память об антифашистах жива и будет жить в сердцах немецкого народа.

26 Тесленко А., Они И. «Белая роза» - эмблема любви [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg-rb.de/ index.php?id=10516&option=com_rg&task=item (дата обращения: 12.02.2021).

27 Gewelt und Gewissen. Willi Graf und die "Weiße Rose". Freiburg, 1964. S. 96.

28 Храмов И.В. Русская душа «Белой розы». С. 171.

29 Там же. С. 180.

30 Перекрестова Е. Святой против Рейха. Александр Шморель - православный святой немецкого Сопротивления. М., 2019 // Курс на небеса. О святом Александре Шмореле [Электронный ресурс]. URL: https:// blog.predanie.ru/article/kurs-na-nebesa-o-svyatom-aleksandre-shmorele/ (дата обращения: 13.02.2021).

Литература

Александр Шморель [Электронный ресурс]. URL: https://ippojerusalem.info/item/show/214 (дата обращения: 09.09.2020).

Александр Шморель. Протоколы допросов в гестапо. Февраль - март 1943 г. (РГВА. Ф. 1361 К. Оп. 1. Д. 8808): пер. с нем. И.В. Храмова / автор вступ. статьи, сост. И.В. Храмов. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. 152 с.

Борозняк А.И. «Белая роза» и Россия // Борозняк А.И. Россия и Германия в XX веке. Страницы истории: сб. ст. Липецк, 2009. С. 75-112.

Борозняк А.И. [рецензия] // Новая и новейшая история. 2004. № 3. С. 247-249. - Рец. на кн.: Bald D. Die "Weiße Rose": von der Front in den Widerstand. Berlin, 2003. 203 S. Пер. загл.: «Белая роза»: от пребывания на фронте к акциям Сопротивления.

Гнатюк В. «Белая роза» - восстание совести немецких студентов [Электронный ресурс]. URL: https://duns37.livejournal.com/457963.html (дата обращения: 06.09.2020).

Ермаков А.М. Юлиус Штрейхер и пропаганда антисемитизма среди детей и молодежи в нацистской Германии // Вестник КемГУ. 2015. № 3 (63). Т. 2. С. 68-73.

История Германии: уч. пос.: в 3 т. / под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. М.: КДУ, 2008. Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI в. 672 с.

Перекрестова Е. Святой против Рейха. Александр Шморель - православный святой немецкого Сопротивления. М.: Никея, 2019 // Курс на небеса. О святом Александре Шмореле [Электронный ресурс]. URL: https://blog.predanie.ru/article/kurs-na-nebesa-o-svyatom -aleksandre-shmorele/ (дата обращения: 13.09.2020).

Тесленко А., Они И. «Белая роза» - эмблема любви [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg-rb.de/index.php?id=10516&option=com_rg&task=item (дата обращения: 12.09.2020).

Храмов И.В. «Белая роза». Студенческое сопротивление гитлеровскому режиму. Мюнхен, 1942-1943 гг. Оренбург, 1999. 88 с.

Храмов И.В. Русская душа «Белой розы». Оренбург, 2001. 244 с. Chaussy U. Sophie Scholl: Die letzten Tage. Fischer Taschenbuch, 2005. 476 S. Gewelt und Gewissen. Willi Graf und die "Weiße Rose". Freiburg: Herder-Bücherei, 1964. 128 S.

Graf W. Briefe und Aufzeichnungen / Hrsg. A. Knoop-Graf, I. Jens: 2 Aufl. Frankfurt a.M.: Fischer Verlag, 2004. 348 S.

Scholl H., Scholl S. Briefe und Aufzeichnungen Fischer. Frankfurt a.M.: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1988. 468 S.

Selg P. Alexander Schmorell. 1917-1943. Stuttgart, 2013. 132 S. Selg P. Der geistige Weg von Hans und Sophie Scholl. Dornach, 2007. 183 S. Wette W. Das Massensterben als "Heldenepos". Stalingrad als NS-Propaganda // Stalingrad. Mythos und Wirklichkeit einer Schlacht. Frankfurt a.M., 1992. S. 44-48.

References

Chaussy, U. (2005). Sophie Scholl: Die letzten Tage. Fischer Taschenbuch. 476 S. (1964). Gewelt und Gewissen. Willi Graf und die "Weiße Rose". Freiburg, Herder-Bücherei. 128 S.

Graf, W. (2004). Briefe und Aufzeichnungen / Hrsg. A. Knoop-Graf, I. Jens: 2 Aufl. Frankfurt a.M.: Fischer Verlag. 348 S.

Scholl, H., Scholl S. (1988). Briefe und Aufzeichnungen Fischer. Frankfurt a.M., Fischer Taschenbuch Verlag GmbH. 468 S.

Selg P. (2007). Der geistige Weg von Hans und Sophie Scholl. Dornach. 183 S. Selg, P. (2013). Alexander Schmorel. 1917-1943. Stuttgart. 132 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wette, W. (1992). Das Massensterben als "Heldenepos". Stalingrad als NS-Propaganda. In Stalingrad. Mythos und Wirklichkeit einer Schlacht. Frankfurt a.M., SS. 44-48.

Aleksandr Shmorel [Alexander Schmorell]. Available at: URL: https://ippojerusalem.info/item/ show/214 (date of access 09.09.2020).

Bonvech, B., Galaktionor, Y.V. (Eds.). (2008). Istoriya Germanii: uchebnoye posobiye: v 3 t. [German History: textbook: in 3 vols.] Moscow, KDU. 2008. Vol. 2: Ot sozdaniya Germanskoy imperii do nachala XXI veka. 672 p.

Boroznyak, A.I. (2004). D. Bald. "Belaya roza": ot prebyvaniya na fronte k aktsiyam Sopro-tivleniya. Berlin. 2003 [D. Bald. "White Rose": from staying at the front to Resistance actions. Berlin, 2003]. In Novaya i noveyshaya istoriya. No. 3, pp. 247-249.

Boroznyak, A.I. (2009). "Belaya roza" i Rossiya ["White Rose" and Russia]. In Boroznyak, A.I. Rossiya i Germaniya v XX veke. Stranitsy istorii: Sb. statei. Lipetsk, pp. 75-112.

Ermakov, A.M. (2015). Yulius Shtreykher i propaganda antisemitizma sredi detey i molodezhi v natsistskoy Germanii [Julius Streicher and the propaganda of anti-Semitism among children and young people in Nazi Germany]. In Vestnik KemGU. No. 3 (63). Vol. 2, pp. 68-73.

Gnatyuk, V. "Belaya roza" - vosstaniye sovesti nemetskikh studentov ["White Rose" - revolt of the conscience of German students]. Available at: URL: https://duns37.livejournal.com/ 457963.html (date of access 06.09.2020).

Khramov, I.V. (1999). "Belaya roza". Studencheskoye soprotivleniye gitlerovskomu rezhimu Myunkhen. 1942-1943 gg. ["White Rose". Student resistance to the Hitler regime. Munich, 19421943]. Orenburg. 88 p.

Khramov, I.V. (2001). Russkaya dusha "Beloy rozy" [The Russian soul of the "White Rose"]. Orenburg. 244 p.

Khramov, I.V. (Ed.). (2005). Aleksandr Shmorel. Protokoly doprosov v gestapo. Fevral - mart 1943 g. [Alexander Schmorell. The interrogation by the Gestapo. February - March 1943] (RGVA. F. 1361 K. Op. 1. D. 8808): Per. s nem. I.V. Khramova. Orenburg, Pechatnyy dom "Dimur". 152 p.

Perekrestova, E. Svyatoy protiv Reykha. Aleksandr Shmorel - pravoslavnyy svyatoy nemet-skogo Soprotivleniya [Holy against the Reich. Alexander Shmorel-Orthodox Saint of the German Resistance]. Moscow, Nikea, 2019. In Kurs na nebesa. O svyatom Aleksandre Shmorele. Available at: URL: https://blog.predanie.ru/article/kurs-na-nebesa-o-svyatom-aleksandre-shmorele/ (date of access 13.09.2020).

Teslenko, A., Oni, I. "Belaya roza" - emblema lyubvi ["White Rose" - the emblem of love]. Available at: URL: http://www.rg-rb.de/index.php?id=10516&option=com_rg &task=item (date of access 12.09.2020).

Статья поступила в редакцию 02.05.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.