Научная статья на тему '«в годину тяжких испытаний»: духовная жизнь и социально-политическая проблематика в проповедях архимандрита Александра (ловчего)'

«в годину тяжких испытаний»: духовная жизнь и социально-политическая проблематика в проповедях архимандрита Александра (ловчего) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦЗ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ABROAD / WWII / OPPOSITION / RELIGIOUS AND SOCIAL THOUGHT / COLLABORATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мурзин Евгений Борисович

Статья посвящена изучению православного сегмента религиозно-общественной мысли Германии в период Третьего рейха. Основой исследования стали составленные в 1941- 1945 гг. «Воскресные листки» - раздававшиеся по воскресным дням прихожанам проповеди и поучения настоятеля храма свт. Николая в Мюнхене, архимандрита Александра (Ловчего), одного из наиболее заметных деятелей русского православия. Принявший в начале войны с СССР монашество, он вскоре был удостоен сана игумена (1942), архимандрита (1943), а в 1953 г., после архиерейской хиротонии, возглавил Берлинскую епархию. В статье показано, какие именно вопросы текущей действительности волновали проповедника, продемонстрирована специфика восприятия им происходящих вокруг событий. Отдельно выделены такие темы, как СССР и Русская Православная Церковь, христианство и национал-социализм, русская эмиграции и ее историческая миссия, наука и религия и др. Не выступая предметом отдельных размышлений автора «Воскресных листков», указанные темы позволяют прояснить отношение священнослужителя к актуальным явлениям и проблемам, инспирированным разворачивающимися в мире процессами. В статье прослеживается параллель между обличительными проповедями о. Александра и листовками, распространявшимися на территории Баварии членами антифашистской молодежной организации «Белая роза». Обращает на себя внимание не только идейная близость содержания «Воскресных листков» и антинацистских листовок «Белой розы» (в них гитлеровский режим и нацистская идеология также критиковались в первую очередь с христианских позиций, а противодействие власти преподносилось как обязанность христианина бороться с диаволом, извечным врагом человеческого рода), но и хронологическая близость (пик активности «Белой розы» и издание «Воскресных листков» с призывом свидетельствовать и обличать приходится на осень 1942 г.). На основе анализа содержания листовок и проповедей, а также конкретно-исторических обстоятельств высказывается предположение, что отношения лидера «Белой розы» Шмореля и архимандрита Александра, прихожанина мюнхенской церкви, не ограничивались рамками богослужений, но носили личный, доверительный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мурзин Евгений Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“In the hour of trial”: the spiritual life and socio-political issues in sermons Archimandrite Alexander (Lovchiy)

The article is devoted to the study of the Orthodox segment of the religious and social thought in Germany during the Third Reich. The basis of the research were «Sunday flyers» sermons compiled in the period of 1941-1945 by the prior of the st. Nicholas church in Munich, archimandrite Alexander (Lovchiy), one of the most prominent figures of Russian Orthodoxy. The article shows what the current issues the preacher cared about, demonstrates the specificity of his perception of the events. The author explores such themes as USSR and the Russian Orthodox Church, Christianity and national socialism, Russian emigration and its historic mission, science and religion, etc. Reflecting about the fate of Russia, Archimandrite Alexander appreciate happenings in the USSR as the punishment of God for anti-Church policy of the Bolsheviks. Нe compares Godless Soviet Russia and Russian Empire and dreams about its revival. He believes that the revival of the Empire is the duty of the Russian emigration. Simultaneously with the rejection of Communist ideology, Alexander criticizes and national-socialism and accuses its followers of trying to rehabilitate the paganism, hatred and cruelty. The preacher contrasts the ideas of racial superiority the gospel love, compassion and mercy, which constitute the moral basis of European civilization and guarantee its further development. He calls for the conviction of the authorities in cases when their actions are contrary to gospel principles. The article traces a parallel between denunciatory sermons rev. Alexander and leaflets, distributed in Bavaria by members of anti-fascist youth organization «White rose». Denunciatory sermons and leaflets have not only similar content. They also belong to the same period of time (The autumn of 1942). Based on the analysis of the content of leaflets and sermons, as well as specific historical circumstances, the autor suggestes that the relationship between Archimandrite Alexander and the leader of the «White rose» Alexander Scmorel, parishioner of the st. Nicolas church, has private and confi dential nature

Текст научной работы на тему ««в годину тяжких испытаний»: духовная жизнь и социально-политическая проблематика в проповедях архимандрита Александра (ловчего)»

Мурзин Евгений Борисович, ст. препод. исторического факультета ПСТГУ

emurzin@bk.ru

«В ГОДИНУ ТЯЖКИХ ИСПЫТАНИЙ»: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРОПОВЕДЯХ АРХИМАНДРИТА АЛЕКСАНДРА (ЛОВЧЕГО)

Статья посвящена изучению православного сегмента религиозно-общественной мысли Германии в период Третьего рейха. Основой исследования стали составленные в 1941— 1945 гг. «Воскресные листки» — раздававшиеся по воскресным дням прихожанам проповеди и поучения настоятеля храма свт. Николая в Мюнхене, архимандрита Александра (Ловчего), одного из наиболее заметных деятелей русского православия. Принявший в начале войны с СССР монашество, он вскоре был удостоен сана игумена (1942), архимандрита (1943), а в 1953 г., после архиерейской хиротонии, возглавил Берлинскую епархию. В статье показано, какие именно вопросы текущей действительности волновали проповедника, продемонстрирована специфика восприятия им происходящих вокруг событий. Отдельно выделены такие темы, как СССР и Русская Православная Церковь, христианство и национал-социализм, русская эмиграции и ее историческая миссия, наука и религия и др. Не выступая предметом отдельных размышлений автора «Воскресных листков», указанные темы позволяют прояснить отношение священнослужителя к актуальным явлениям и проблемам, инспирированным разворачивающимися в мире процессами. В статье прослеживается параллель между обличительными проповедями о. Александра и листовками, распространявшимися на территории Баварии членами антифашистской молодежной организации «Белая роза». Обращает на себя внимание не только идейная близость содержания «Воскресных листков» и антинацистских листовок «Белой розы» (в них гитлеровский режим и нацистская идеология также критиковались в первую очередь с христианских позиций, а противодействие власти преподносилось как обязанность христианина бороться с диаволом, извечным врагом человеческого рода), но и хронологическая близость (пик активности «Белой розы» и издание «Воскресных листков» с призывом свидетельствовать и обличать приходится на осень 1942 г.). На основе анализа содержания листовок и проповедей, а также конкретно-исторических обстоятельств высказывается предположение, что отношения лидера «Белой розы» Шмореля и архимандрита Александра, прихожанина мюнхенской церкви, не ограничивались рамками богослужений, но носили личный, доверительный характер.

Неприятие идеологии национал-социализма в период Третьего рейха было характерно для представителей всех христианских конфессий. Действуя подчас вопреки официальной линии церковной администрации, католические и лютеранские священнослужители, богословы, проповедники выступали с критикой

Е. Б. Мурзин

режима. Основываясь на евангельском восприятии власти и государства, базовых правах человека, взлелеянных в недрах христианской же цивилизации, они обращались к совести каждого человека. Оппозиционеры от религии обличали тоталитаризм, исходя из христианских этических представлений о свободе и достоинстве личности. Их мышление экзистенциально. В центре их рассуждений находятся не массы и процессы, которыми в это время привычно оперировали представители гуманитарного знания, а человек, поставленный лицом к лицу с тоталитарной государственной машиной. Отречься от свободы как Божьего дара человеку, принять насилие и произвол как данность, стать винтиком огромного бесчеловечного механизма или сохранить верность Христу и его заповедям — вот альтернатива, которую предлагали своим соотечественникам борцы с тоталитарным режимом.

На сегодняшний день выступления, теологические разработки, проповеди и письма Д. Бонхеффера, К. Барта, П. Тиллиха, М. Нимеллера, иных католических и протестантских деятелей довольно подробно изучены в зарубежной и отечественной историографии1, в то время как творческое наследие русского православного духовенства в Германии, за исключением разве что архимандрита (впоследствии архиепископа) Иоанна (Шаховского), по-прежнему ждет своего исследователя. Между тем представители русского православия в Третьем рейхе, в особенности после начала войны Германии с Советским союзом, волей-неволей оценивали происходящие вокруг них события сквозь призму своего отношения к советской действительности, через боль и тоску по утраченной родине. Это определяет своеобразие и особое место их позиции на фоне религиозной общественной мысли того времени.

Одним из заметных деятелей РПЦЗ в период нацистской диктатуры был священник Александр (Ловчий). Принявший в начале войны с СССР монашество, он вскоре был удостоен сана игумена (1942), архимандрита (1943), а в 1953 г. после архиерейской хиротонии возглавил Берлинскую епархию. Пик проповеднической активности о. Александра и его пастырского служения приходится на 1941—1945 гг. Назначенный настоятелем храма во имя святителя Николая в Мюнхене, он в целях христианского просвещения прихожан приступает к изданию еженедельника «Воскресный листок»2, а также в тяжелейших условиях военного времени занимается устроением церковной жизни в Мюнхене и других городах Баварии. Контакты о. Александра с немецкими властями носили по преимуществу формальный характер и осуществлялись главным образом в форме официальной переписки по вопросам времени и места совершения богослужений, допуска священнослужителя к лицам, находящимся в трудовых лагерях и т. д.

1 См., напр.: Гарнов В. А. Церковь в Третьем рейхе: роль в обществе и взаимоотношения с фашистским государством (1933—1945). М., 1998; Бровко Л. Н. Христианские Церкви в Германии и нацистское государство (1933—1945 гг.). М., 2013; Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007; Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Haelfte des 20. Jahrhunderts. Köln, 1985 и др.

2 В распоряжении автора оказались «Воскресные листки» с 13 сентября 1942 г. по 16 декабря 1945, хранящиеся в архиве Берлинской епархии РПЦЗ.

«Воскресный листок» представляет собой запись кратких воскресных поучений-проповедей, составленных лично издателем и по воскресным дням раздававшихся прихожанам. Следует учесть, что «Воскресный листок» не политическая публицистика на злобу дня. Это проповеди о смысле жизни христианина и путях спасения человека, катехизические разъяснения вероучительных истин, размышления на богословские темы. Поэтому вопросы, связанные с современными автору явлениями, занимают в них ничтожно малое место и подчас освещаются иносказательно или «между строк». В нашей статье мы на основе анализа содержания «Воскресного листка» постараемся показать, какие именно вопросы текущей действительности волновали о. Александра и специфику восприятия им происходящих событий.

Россия и Русская Православная Церковь

Одна из тем, к которой отец Александр периодически обращается в своих воскресных поучениях, — положение Русской Православной Церкви в Советском Союзе. В сложившейся ситуации религиозных гонений он видит исполнение пророчеств старцев, в частности преподобного Серафима Саровского, который, по словам священнослужителя, «провидел эти ужасные дни, имеющие наступить после открытия его мощей»3. Весь постреволюционный период истории России проповедник называет временем страданий как для Церкви, так и для России в целом4.

Война и бедственное положение советской армии представлены в «Воскресных листках» как наказание Божие за антицерковную политику большевиков. А окончательная победа немецких войск выступает лишь вопросом времени.

В мрачных апокалиптических тонах выдержана проповедь от 7 ноября 1943 г., в 26-ю годовщину Октябрьской революции. В ней проводятся евангельские аналогии, в частности вспоминается плач Христа об Иерусалиме, с которым автор сравнивает «Святую Русь». «Не плачет ли уже Господь-Богочеловек, как плакал Он во дни Своей жизни об Иерусалиме, — пишет отец Александр, — и не говорит ли Он сими мрачными и тягостными событиями: О если бы и ты, прежде именовавшаяся "Святая Русь", хотя в сии твои многогреховные и многоскорбные дни узнала, что служит к успокоению и миру твоему; но это скрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя и стеснят тебя, и разорят тебя. и побьют детей твоих в тебе... за то, что ты не узнала, не восхотела уразуметь времени посещения твоего (Лук 19. 42—44)»5. «Бог долго ждет, да больно бьет»6, — пишет он далее.

Примечательно, что эти слова относятся ко времени так называемого коренного перелома. Уже произошел разгром немецкой группировки под Сталинградом, отгремела Курская битва, Красная армия перешла в решительное наступление, овладела Киевом, вступила в Белоруссию, заняла подступы к Крыму.

3 Воскресный листок. 07.11.1943.

4 Там же. 07.11.1943, 28.11.1943, 06.02.1944.

5 Там же. 07.11.1943.

6 Там же.

Между тем тон и общий настрой проповедей, проникнутых ожиданием скорого конца России, не изменяются. Указанная особенность может объясняться тем, что информация с фронтов доходила до населения Германии в это время с большим опозданием и чаще всего принимала искаженные формы7.

Образ дореволюционной России принимает в «Воскресных листках» идеализированный, лубочный вид. Так, в одной из проповедей отец Александр, ностальгируя по утраченной родине, представляет читателям следующий пасторальный образ: «Вспомните чудную картину родины нашей, полную мира и утешения для истинно-верующего сердца: вот вы поднялись на возвышенность, откуда открывается чудный вид на далекие окрестности, — что прежде всего вы замечаете? Храмы, храмы и храмы! Вы насчитываете их больше десятка на пространстве открывшегося горизонта. Вон там, вдали, в синеве тумана, на высокой горе, как светлый маяк, красуется церковь Божия с высокою колокольнею; вот ближе из-за леса виднеются два-три храма, выступая своею белизной из-за зелени деревьев; там храм Божий приютился у подножия горы, а тут стоит на ровной местности, окруженный хижинами поселян, как бы собирая их яко кокош под крыла свои... И крестится православный люд, любуясь на эту родную его сердцу картину, и радуется его сердце, что отовсюду смотрят на тебя храмы Божии, что везде можно отдохнуть душей, везде можно Богу помолиться. Хороша ты родина-матушка, прекрасна неземною красотою храмов. Тепло и уютно жилось под благодатным кровом миллионам простым верующим душам, было где и поплакать в горести, было и где порадоваться в радости и прославить Бога!»8

Христианство и национал-социализм

Несмотря на ожидания, связанные с победой немецких войск и крушением СССР, в «Воскресных листках» содержится и завуалированная критика нацистской идеологии. В проповеди от 26 октября 1942 г., о любви к ближнему, отец Александр противопоставляет идею любви, которая «с особой полнотой, глубиною и жизненностью раскрывается в христианстве»9 принципам расового превосходства. Восприятие представителей иных этносов как расово-неполноценных унтерменшей, когда «народ смотрит на другие народы как на своих естественных врагов, как на породу существ, имеющих совершенно другую природу»10, по мнению отца Александра, уходит своими корнями в язычество и не имеет ничего общего с христианством.

Источником такого отношения к иным народам он называет «грубые эгоистические инстинкты и стремления»11, «фальшивые религиозно-нравственные понятия, развившиеся в падшем человечестве»12, а его следствием — «упадок всех личных, семейных, общественных, национальных и международ-

7 См., напр.: FraserI. Kriegsschuld und Propaganda. Zurich, 1947.

8 Воскресный листок. 18.10.1942.

9 Там же. 26.10.1942.

10 Там же.

11 Там же.

12 Там же.

ных отношений»13 и в конечном итоге — конец существованию человечества. Проповедник подкрепляет свои слова ссылкой на события дохристианской истории, когда «в мире господствовало крайнее разделение национальное и религиозное»14, а «некоторые народы стремились поработить себе или совсем истребить другие народы»15. «Жизнь человеческая как будто представлялась беспрерывным истреблением племен слабейших сильнейшими, с порабощением и истреблением отдельного племени большею частью пропадали достижения человечества и плоды цивилизации, выработанные на поприще исторического развития»16, — пишет он.

Подобной антиисторичной и человеконенавистнической идеологии отец Александр противопоставляет христианство, которое «своим учением о Боге-Отце всех людей, о всеобщем братстве людей по плоти и духу, о призвании всех народов к великим нравственным целям положило начало, при котором каждый народ должен осуществлять свою нравственную задачу, не стесняя и не устраняя с исторического пути других народов, также имеющих свои собственные призвания и задачи, но стараясь заимствовать от других народов все, что выработано ими лучшего в их самостоятельном развитии, и сами передавая другим народам лучшие плоды своего национального развития»17.

Идея расового превосходства, по убеждению отца Александра, противоречит не только христианству, но и естественно-научному знанию, которое предполагает «одинаковость природы» и «единство происхождения всех людей»18. Эти два фактора обусловливают изначальную предрасположенность человека к любви по отношению к себе подобным. Несмотря на то что, как было сказано выше, любовь в своей полноте раскрывается только в христианстве, сама идея любви, по убеждению священнослужителя, «стара как старо само человечество»19, а «чувство любви друг ко другу глубоко лежит в самой человеческой природе»20. Более того, любовь в представлении проповедника служит залогом существования мира. «Без любви друг ко другу, без взаимной помощи не могло бы существовать никакое человеческое общежитие, не могло бы иметь место никакое человеческое развитие. Поэтому идея взаимной любви всегда более или менее была в уважении у людей: любовь к ближнему, в частности любовь к тем, которые особенно нуждаются в любви — сострадание к слабым, беззащитным, нуждающимся, страждущим — у всех народов, во всех религиях была признаваема великой добродетелью»21.

Осторожная критика антихристианской по сути идеологии Третьего рейха последовательно развивается в трех, следующих одна за другой проповедях в ноябре 1942 г. Так, в тексте от 15 ноября 1942 г. отец Александр связывает

13 Воскресный листок. 26.10.1942.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

общественный прогресс с развитием христианской нравственности и называет христианское просвещение, а отнюдь не секуляризованный разум, непременным условием цивилизованности: «...православная христианская вера при самых неблагоприятных условиях окружающей среды, среди самого глубокого невежествия и развращения общественного, умела всегда воспитывать и возвышать до невероятной нравственной высоты целые поколения людей различных полов, возрастов и состояний общественных. Вы увидите, как целые народы из состояния грубого и дикого возвышены христианством на высокую степень прогресса и цивилизации, так что теперь самое понятие о народе цивилизованном всегда соединяется с понятием о народе просвещенном христианством»22.

Продолжая развивать тему влияния христианства на развитие общества, отец Александр отстаивает вечность и незыблемость христианского учения на фоне изменчивости и непостоянности политических и партийных идеологий. В проповеди от 22 ноября 1942 г. проповедник полемизирует с той частью общества, которая полагала, что «нельзя, мол, проповедовать о том, что было в древние времена, что говорилось некультурным народам, теперь все идет вперед и религиозно-нравственное учение должно сообразовываться с общим развитием культуры и науки»23. Людям, так считающим, противопоставляются «истинно верующие христиане, несущие с собою правду и сохраняющие в чистоте православное вероучение, не подавляются никакими ложными авторитетами и не подделываются к современным требованиям мира, осознавая, что на истинную веру и христианскую добродетель не может существовать изменчивой моды»24. По словам отца Александра, Господь «преподал всему миру одни неизменяемые истины вероучения и нравственных правил, и это преподанное Господом вероучение не может сообразовываться с прогрессивным развитием житейских знаний, нужных только для благосостояния человека в здешней кратковременной жизни»25.

В этой проповеди отец Александр впервые призывает христиан не бояться свидетельствовать перед внешним миром о своей вере, даже если это грозит им неприятностями, преследованиями или даже представляет опасность для их жизни. В качестве подтверждения своих слов проповедник приводит отрывки из послания апостола Павла к коринфянам и «Деяний святых апостолов»: «Апостол Павел писал коринфским христианам: — Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди: я сам не сужу о себе... Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков (1 Кор 4. 3, 9). Когда начальники иудейские запрещали апостолам проповедовать христианское учение, тогда апостолы Петр и Иоанн сказали им: — Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян 4. 19)»26.

22 Воскресный листок. 15.10.1942.

23 Там же. 22.11.1942.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

«Вот как рассуждали и желали святые апостолы: они делали свое богоугодное дело, не страшась никого, и терпеливо переносили всякого рода огорчения и страдания от неверовавших и злых людей, — заключает проповедник. — Все зло происходит оттого, что некоторые люди по своей доброте не обличают тех, в ком своим повелением и словами вносят сомнение в сердце и души других и этим дают им возможность к дальнейшему деланию зла. Апостол Павел говорит: согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим 5. 20)»27.

В проповеди от 26 декабря 1943 г. отец Александр напоминает о мимолетности любых, даже самых популярных учений и преходящей популярности «властителей масс»28. «Если и бывало, что необыкновенные проповедники увлекали массы слушателей своими словами, то обыкновенно на некоторое время, на какие-нибудь десятки лет, а затем мало-помалу сходили со сцены, забывались и совсем исчезали из памяти народной, — пишет он. — Христос же всегда был и есть и будет вечно жить, вечно велик, вечно свят, и учение его никогда не потеряет своей жизненной силы: оно для всех времен, мест и народов одинаково и неизменно важно, свято и спасительно»29.

Примечательно, что призыв к христианскому свидетельству и обличению властей в рассмотренной выше ноябрьской проповеди совпадает по времени с периодом наивысшей активности молодежной антифашистской организации «Белая роза», члены которой осенью 1942 г. активно распространяли в Мюнхене листовки антиправительственного содержания. В листовках «Белой розы» гитлеровский режим и нацистская идеология также критиковались, в первую очередь с христианских позиций, а противодействие власти преподносилось как обязанность христианина бороться с диаволом, извечным врагом человеческого рода. Этот религиозный пафос особенно чувствуется в листовке, издание которой относится к ноябрю 1942 г.: «Каждое слово, исходящее из уст Гитлера, — ложь: если он говорит мир, то подразумевает войну, и если он самым кощунственным образом упоминает имя Господа, то имеет в виду власть зла, падшего ангела, сатану. Его рот — зловонная пасть преисподней. Его власть порочна в своей сути.... Тот, кто сегодня еще сомневается в реальном существовании демонической силы, совершенно не понял метафизической подоплеки этой войны. За конкретным, за осязаемым, за всеми обстоятельными логическими рассуждениями, стоит иррациональное, это борьба против демона, против посла антихриста. Повсюду и во все времена демоны в темноте поджидали того часа, когда человек ослабеет, когда он сам оставит свою основанную Богом на принципах свободы позицию, когда он поддастся давлению зла, освободится от сил высшего порядка, а затем, когда он добровольно сделает первый шаг, его будут подталкивать ко второму, третьему — со всевозрастающей скоростью. Повсюду и во все времена страшнейшие беды поднимали людей — прорицателей, святых, которые сохранили свою свободу, которые тянулись к одному Богу и с его помощью призывали народ изменить ход событий. Человек, конечно, свободен, но без истинного Бога

27 Воскресный листок. 22.11.1942.

28 Там же. 26.12.1943.

29 Там же.

он беззащитен перед злом, он — как корабль без руля, отданный на волю волн, как грудной младенец без матери, как облако, тающее в небе»30.

Попытка исключить случайность в совпадении содержания проповедей и листовок и усмотреть идейную и личную связь архимандрита Александра и участников «Белой розы» основывается на том, что один из основателей и идейных вдохновителей организации, русский эмигрант немецкого происхождения Александр Шморель, был прихожанином мюнхенской церкви. У нас нет достоверных сведений о степени доверительности отношений, сложившихся между отцом Александром (Ловчим) и Александром Шморелем, мы не знаем, был ли священнослужитель посвящен в деятельность молодежной организации или последняя оставалась для него тайной. Сам Александр Шморель в период тюремного заключения, открыто свидетельствуя о своей принадлежности к Русской Православной Церкви, отрицал какую-либо связь с православным духовенством. «Духовные или иные церковные высокопоставленные лица не имеют к нашей антигосударственной деятельности никакого отношения. Я сам являюсь глубоко верующим приверженцем Русской Православной Церкви. Но личных связей с такими организациями у меня нет»31, — читаем мы в протоколе допроса. Между тем, когда Шморель был арестован и приговорен к смертной казни за антиправительственную деятельность, именно архимандрит Александр принял у него последнюю исповедь и преподал узнику Святые Тайны. Именно он ходатайствовал перед властями о снисхождении к заключенному и провожал его и в последний путь. Учитывая все сказанное выше, можно предположить, что отношения Шмореля и архимандрита Александра не ограничивались рамками богослужений, но и в известной степени носили личный, доверительный характер. Отрицание же Шморелем связей с православным духовенством на допросе продиктовано заботой молодого человека о безопасности духовного наставника.

Историческая миссия русской эмиграции

Отец Александр не ассоциирует себя с какой-либо из враждующих сторон. Для него в одинаковой степени неприемлемы коммунизм с его богоборческой идеологией и национал-социализм, в не меньшей степени пронизанный антихристианскими идеями. Тем не менее он воспринимает войну, которая, в чем он не сомневается, закончится поражением СССР, как средство, которое освободит Россию от большевистского ига, принесет свободу Русской Православной Церкви и станет залогом духовного пробуждения и возрождения страны. «Лучшие времена не за горами, — пишет он. — Тогда наша родина от всего нечистого, сатанинского освободится и вновь Русью Святой называться сможет: верьте и желайте этого всей силой воли своей»32. По мнению проповедника, основная миссия по возрождению России лежит на представителях русской эмиграции,

30 Храмов И. В. Александр Шморель. Протоколы допросов в гестапо. Март—апрель 1943 г. Оренбург, 2005. С. 57.

31 Там же. С. 105.

32 Воскресный листок. 28.11.1943.

которые «должны сохранить и передать наследие духовного просвещения, полученное от отцов наших, новым поколениям, растущим как здесь, за пределами родины, так и потом, на родине нашей»33. «На зарубежных православно-общественных организациях лежит священный долг явить на своем примере, чем будет христианская общественность по миновении сатанинского потопа, — пишет он уже в другой проповеди от 12 декабря 1943 года. — Подобно Ноеву Ковчегу христианская общественность должна включить в себя все виды православных людей и воспитывать их для новой жизни во Христе, а не вне Христа. Каждый православный должен помогать людям, сознающим смысл величайшей борьбы Христа и зверя, людям, готовым быть хоть в малом слугами святому делу Церкви. Все наши силы душевные, умственные и телесные понадобятся нашей родине. Все мы должны нести великий крест помощи нашему народу, измученному страданиями, душа которого отравлена врагами Господа Бога и рода человеческого»34.

Не имея доступа к информации об изменениях в религиозной политике советской власти в годы войны, отец Александр не перестает обличать советский режим и призывать к духовному и физическому противодействию большевистской угрозе. Очередной виток размышлений на эту тему мы находим в проповеди, приуроченной к очередной годовщине февральской революции35. Отец Александр выступает в ней с антиреволюционных позиций, обвиняя деятелей обеих революций, которых он иронично называет «благодетелями-радетелями русского народа»36 в установлении в России тоталитарного богоборческого режима. «Эти благодетели-радетели "воли и свободы", о которых они так много кричали и гвалтом своим одурачивали простой русский народ, дождались долгожданного ими момента, — пишет он. — Теперь каждый видит, какую свободу принесли эти радетели нашей родине и какой толстый осиновый кол они вогнали в спину русскому народу. Теперь видно, как они хозяйничают над нашей родиной: на глазах всех убивают, истязают и разгоняют всех тех, кто предан своей родине, кто хранит традиции нашей Святой Православной Церкви. Но этого для них еще мало: они хотят уничтожить, втравить все сокровища народной души, они желают превратить весь народ в рабочий скот, лишить его драгоценнейшего дара Божия — подобия Его. Вот к чему стремятся благодетели-радетели русского народа»37.

Чтобы противостоять этому, по мнению проповедника, русским людям за границей необходимо прежде всего достичь духовного единства под мудрым пастырским руководством. «Нужно объединяться и теснее сомкнуть свои ряды, — пишет отец Александр. — Нужно прощать друг другу некоторые разномыслия, ценить друг в друге то, что чисто, честно, свято, а недостатки и заблуждения исправлять друг в друге не насмешкой, не бессердечным осуждением, не мстительной и злобной нетерпимостью, но спокойным словом любви и взаимным брат-

33 Воскресный листок. 28.11.1943.

34 Там же. 12.12.1943.

35 Там же. 06.02.1944.

36 Там же.

37 Там же.

ским вразумлением. Врагам нашим это будет не на руку. Они поднимут гвалт на весь мир и приложат все старание, чтобы снова нас усыпить. Не нужно обращать на них внимания, нужно оградить себя крестным знамением и идти к духовному пастырю своему, тому простому священнику, которого благодетели-радетели оскорбляли, угнетали, притесняли и преследовали»38.

Образ врага

Обращает на себя внимание «Воскресный листок» от 23 января 1944 г., в котором ярче, чем в остальных текстах, представлен образ врага. Более того, враг тут предельно конкретизирован. Если в других местах отец Александр в качестве объекта вражеских атак упоминает Бога, Святую Православную Церковь, Христа, род человеческий в целом, то здесь он впервые говорит о «наших врагах» или «ваших врагах», имея в виду в последнем случае аудиторию «Воскресного листка». Этот враг, по выражению проповедника, «люди, потерявшие свой национальный облик», «интернационалисты», сначала погрузившие в хаос Россию, а теперь несущие «с собой те же бедствия для других народов»39. Среди характерных черт врагов отец Александр называет следующие: жестокость, равнодушие к ближним, классовое сознание, общая антихристианская направленность, подчеркивание значимости разума в ущерб вере, отсутствие патриотизма и любви к родине.

Несмотря на указание на опасность, идущую из советской России, общий пафос проповеди позволяет, на наш взгляд, расширить круг врагов, включив в него и представителей нацистских властей, проводивших недружественную политику по отношению к христианским конфессиям. Вполне вероятно, что в следующей цитате мы имеем собирательный образ врага, вобравший в себя характерные черты как коммунистической, так и нацистской идеологических систем: «Ближайшей целью врагов наших есть стремление разрушить устои государства и уничтожение христианства. Они стремятся стереть с лица народов национальные черты, обезличить их, отнять от них природную индивидуальность. Таковы враги всех современных народов и всего христианского мира. Эти враги вместо патриотизма проповедуют равнодушие к ближним. Вместо веры ставится разум, а надежда возлагается на силу — грубую силу одного класса. Вместо Христа и идей христианских вводятся идеи антихристианские, герметизм, магия, спиритизм, теософия и т. д. Так всеми способами, где это возможно, они стараются влить в народ новый дух, предоставить новую пищу духовную. И настолько приправа заманчива, что часто и умные люди не замечают, какова эта пища, какой яд скрывается в ней. Глаза интеллигентов, рабочих и простонародия, потерявших веру отцов, ослеплены и незаметно для самих себя становятся врагами своего же отечества»40. Подобный вывод позволяют сделать указания на оккультные практики, имевшие место в нацистской среде, а также другие признаки, которые в равной степени могут быть отнесены к обоим режимам.

38 Воскресный листок. 06.02.1944.

39 Там же. 23.01.1944.

40 Там же.

Страдания в жизни христианина

Сквозной нитью через все «Воскресные листки» проходит тема спасительности и очистительного характера страданий, выпадающих на долю человека. В этих рассуждениях нашла отражение общая атмосфера военного времени и тяжелые материальные условия, в которых находились прихожане храмов, где служил отец Александр. Указания на то, что прихожане не переставали жаловаться на свою судьбу, регулярно встречаются в проповедях. «От смятений, крамол, измены и убийств повсюду люди впали в уныние и страх, потеряв почти каждый надежду на безопасность свою и своего имущества»41, — пишет он в проповеди от 20 декабря 1942 г. «Вам, может быть, кажется, что Бог оставил вас, совсем забыл, вы унываете, печаль снедает вас»42, — читаем мы в мартовской проповеди 1943 г. «В настоящее время часто приходится слышать от людей и верующих и неверующих. Да и самому повторять: тяжелое время! Вера гаснет в сердцах, зло надвигается отовсюду, а отпора ему нет, тяжело стало жить»43, — свидетельствует проповедник 23 января 1944 г. и др.

Отец Александр следующим образом раскрывает перед своими читателями философию страданий. Жизнь без страданий невозможна, убежден он. Они либо посылаются людям для их же нравственной пользы и утешения, либо являются следствием злоупотребления человеком богодарованной свободой. Но и в том, и в другом случае верующие призваны стойко переносить выпавшие на их долю несчастья, как крест, данный им Богом. Мужественно принимая страдания, не ропща и не жалуясь на судьбу, христианин тем самым уподобляется Христу, Который «всю свою земную жизнь шел этим скорбным путем»44. Земная жизнь, по словам проповедника, — это в принципе место страданий и подготовки к вечности. «Не на радость и утешение приходит в мир человек, — пишет он, — с криком он рождается и с плачем провожают его»45. Путь жизни «узок и колюч», однако страдания на нем не вечны, «и даже, можно сказать, минутны. А награда за них нескончаема и вечна, как сам Бог»46. Высшая степень отношения христианина к страданиям, по мысли священнослужителя, — способность полюбить их, после чего скорбь становится «пробуждением к радости»47. Достигнув этого состояния, человек испытывает «радость подражания Христу — Человеку скорбей» и в конечном счете обретает счастье. «Кто страдает за справедливое дело, кто несправедливо лишается хоть части своего достояния или переносит клевету, тот может быть счастливым, пострадав за доброе дело. Страдание закаляет характеры, оно образует настоящих людей, и даже для телесной жизни скорбь нередко оказывает спасительное действие»48, — читаем мы в проповеди от 4 октября 1942 г.

41 Воскресный листок. 20.12.1942.

42 Там же. 23.03.1943.

43 Там же. 23.01.1944.

44 Там же. 27.09.1942.

45 Там же.

46 Там же.

47 Там же. 04.10.1942.

48 Там же.

Твердо перенося страдания, христианин не должен унывать еще и потому, что даже в тяжелых внешних обстоятельствах он может черпать радость и утешение в созерцании природы, удовлетворении некоторых телесных и душевных потребностей, наблюдении за другими людьми или помощи ближним. По словам проповедника, Господь «Сам указал нам радости и наслаждения; Сам дал нам пищу и питие, покой и сон, песнь и возвышенное слово; Сам одарил нас сердцем, которое не может быть не чувствительным ко всему прекрасному и благородному. Мы чувствуем удовольствие, взирая на прекрасные поля и рощи, мы восхищаемся величественным сиянием солнца, синевою неба, течением звезд... Мы радуемся супружескому счастью ближних и благосостоянию их семейства...»49. Наконец, мощным источником радости, «особенно в годину искушений»50 служит молитва, «когда человек, не нашед на земле помощи и утешения, мысленно оставляет землю и возносится к небу, к Престолу Всеблагого Бога»51. Таким образом, любая подлинная радость, с точки зрения отца Александра, должна так или иначе соотноситься с Богом, поскольку «предметы всякой другой радости, т. е. предметы вне Господа или без Него искомые нами, принадлежат к тому миру, который, по слову Апостола, преходит (1 Ин 11. 17) и в котором, по изречению Соломона, все суета (Еккл 1.2)»52.

Наука и религия

Наука как таковая называется в «Воскресных листках» «благороднейшим занятием»53. Однако при общем почтительном отношении к научному знанию отец Александр подчеркивает ее бесполезность для духовного роста человека. Цель рассуждений проповедника на эту тему — показать опасность всецелого упования на безграничные возможности человеческого разума, которое стало характерной чертой современного ему общества.

Сами по себе «занятия наукой не приближают человека к Богу, от которого равноудалены и ученый, и невежа»54. Единственная польза, которую, с точки зрения проповедника, приносит наука, состоит в том, что каждое следующее открытие демонстрирует ученому ничтожность его познаний по сравнению со всеведением и всемогуществом Творца. «Какая же заслуга обыкновенной образованности и научения? — вопрошает отец Александр. — Разве та, что человек в свете приобретенных им познаний яснее видит пустоту всего, что окружает его, живее чувствует свое отпадение и удаление от источника наслаждения, грустнее осознает свою одинокость и забытость в мире, в котором нет истинного предмета, соответствующего его сердцу»55. В остальном же науки, особенно естественные, приносят, по убеждению проповедника, больше вреда, чем пользы, побуждая человека полагаться в большей степени на разум, чем на веру. Обосновывая

49 Воскресный листок. 28.05.1944.

50 Там же.

51 Там же.

52 Там же.

53 Там же. 26.09.1943.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54 Там же.

55 Там же.

выдвинутый тезис, отец Александр вдается в следующее довольно пространное рассуждение: «Разум неверующий в самом деле находится в тесном и непосредственном союзе с быстрым ходом наук естественных и непомерным расширением их приложений к жизни общественной. Отвергнув небесное и вечное, человек очень быстро успевает в своих материально житейских расчетах и предприятиях, далеко выдается вперед перед другими по той отрасли знания, какую избирает для себя, сообразуясь со своими природными способностями и склонностями, вследствие чего овладевает теми, которые остаются позади его и таким образом попадает в число деятелей, заправляющих общественной жизнью. Действуя в своем направлении на других, он необходимо занимает и задерживает высшие их стремления духа, ибо увлекает их в свое направление. Эти-то передовые деятели обществ человеческих развивают свой вкус, открывают различные потребности жизни, вводят в нее свои требования, правила, обязательства, условия, обращающиеся в непременный закон общественного быта. Следовательно, они-то собственно поднимают и усиливают всю суету века настоящего, которая так противна требованиям веры и разрушительна для духа христианского благочестия»56.

Мнение о том, что наука способствует богопознанию, отец Александр отвергает, указывая на то, что процесс богопознания происходит, прежде всего, в человеческом сердце. «Бога надо найти в себе самих, — пишет он, — посредством своего внутреннего желания, при постоянном размышлении о Нем нашего ума, при всегдашнем направлении к Нему чувствований своего сердца и деятельном

сообразовании своей воли с Его законами»57.

* * *

Положение Церкви в СССР и будущее России, коммунизм и национал-социализм, спасительность страданий и опасность научного знания — вот темы, которые, будучи инспирированы современными автору событиями, находят отражение на страницах «Воскресного листка». Позиция отца Александра по этим вопросам обусловлена его ответственностью как священнослужителя, призванного в условиях военного времени духовно воспитывать и утешать прихожан, и политэмигранта, лично переживавшего происходящее на родине. Он критически относится к правящему режиму, в прикровенной, завуалированной форме указывает на наиболее опасные с духовной точки зрения явления национал-социализма. Вместе с тем он максимально негативно относится к коммунизму и советской власти, организовавшей жесточайшие гонения на Церковь. В этой связи довольно противоречиво отношение отца Александра к войне Германии и СССР. Не разделяя идей национал-социализма, он, как и многие представители эмиграции, видел в войне шанс на свержение большевистского режима и возрождение усилиями русских эмигрантов идеалов дореволюционной России.

Ключевые слова: РПЦЗ, Вторая мировая война, религиозная общественная мысль, сопротивление, коллаборационизм.

56 Воскресный листок. 14.11.1943.

57 Там же.

«In the hour of trial»: the spiritual life and socio-political issues in sermons Archimandrite Alexander (Lovchiy)

E. Murzhin

The article is devoted to the study of the Orthodox segment of the religious and social thought in Germany during the Third Reich. The basis of the research were «Sunday flyers» — sermons compiled in the period of 1941-1945 by the prior of the st. Nicholas church in Munich, archimandrite Alexander (Lovchiy), one of the most prominent figures of Russian Orthodoxy.

The article shows what the current issues the preacher cared about, demonstrates the specificity of his perception of the events. The author explores such themes as USSR and the Russian Orthodox Church, Christianity and national socialism, Russian emigration and its historic mission, science and religion, etc.

Reflecting about the fate of Russia, Archimandrite Alexander appreciate happenings in the USSR as the punishment of God for anti-Church policy of the Bolsheviks. He compares Godless Soviet Russia and Russian Empire and dreams about its revival. He believes that the revival of the Empire is the duty of the Russian emigration. Simultaneously with the rejection of Communist ideology, Alexander criticizes and national-socialism and accuses its followers of trying to rehabilitate the paganism, hatred and cruelty. The preacher contrasts the ideas of racial superiority the gospel love, compassion and mercy, which constitute the moral basis of European civilization and guarantee its further development. He calls for the conviction of the authorities in cases when their actions are contrary to gospel principles.

The article traces a parallel between denunciatory sermons rev. Alexander and leaflets, distributed in Bavaria by members of anti-fascist youth organization «White rose». Denunciatory sermons and leaflets have not only similar content. They also belong to the same period of time (The autumn of 1942). Based on the analysis of the content of leaflets and sermons, as well as specific historical circumstances, the autor suggestes that the relationship between Archimandrite Alexander and the leader of the «White rose» Alexander Scmorel, parishioner of the st. Nicolas church, has private and confidential nature.

Keywords: The Russian Orthodox Church abroad, WWII, opposition, religious and social thought, collaboration.

Список литературы

1. Барт К. Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты ХХ века. М., 1994. С. 54-65.

2. Бровко Л. Н. Христианские Церкви в Германии и нацистское государство (1933— 1945 гг.). М., 2013.

3. Гарнов В. А. Церковь в Третьем рейхе: роль в обществе и взаимоотношения с фашистским государством (1933—1945). М., 1998.

4. Гуардини Р. Господь. Брюссель, 1994.

5. Никитин А. К. Политика нацистского режима в отношении русской православной общины в Германии (1933-1945 гг.). М., 1998.

6. ТиллихП. Систематическая теология / Пер. с нем. М.; СПб., 2000. Т. 1-3.

7. Тиллих П. Избранное. Теология культуры / Пер. с нем. М., 1995.

8. Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.

9. Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. Немецкая политика по отношению к Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. М., 2002.

10. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха в отношении Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов: Сб. документов. М., 2003.

11. Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Haelfte des 20. Jahrhunderts. Köln, 1985.

12. Dokumente zur Kirchenpolitik des Dritten Reiches / Hrsg. G. Kretschmar, C. Nicolaisen. Bd. 1-2. München, 1971/ 1972.

13. Berichte des SD und der Gestapo ber Kirchen und Kirchenvolk in Deutschland 1934-1944) / Hrsg. H. Boberach. Berlin, 1963.

14. «Meldungen aus dem Reich». Auswahl aus den geheimen Lageberichten des Sicherheitsdienstes des SS. 1939-1944. / Hrsg. H. Boberach. Luchterhand, 1965.

15. Das Reichsministerium fr kirchliche Angelegenheiten / Hrsg. W. Haugg. Berlin, 1940.

16. Bonhoeffer D. Widerstand und Ergebung. Briefe und Aufzeichnungen aus der Haft. Hrsg. v. E. Bethge. Mnchen, Hamburg, 1965; Рус. изд.: Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность / Пер. с нем. и предисл. Е. В. Барабанова М., 1994.

17. Aus der «Ethik» Dietrich Bonhoeffers // Christlicher Widerstand gegen den Faschismus / Hrsg. K. Fischer. Berlin, 1955; Bonhoeffer D. Gesammelte Schriften. Bd. 1-6. Bd. 1-2. München, 1958-1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.