Научная статья на тему 'БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН'

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
564
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ / ИСТОРИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ / ФЕНОМЕН / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / BEADING HISTORY BEADING / A PHENOMENON OF FOLK ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова К.Б.

Статья посвящена искусству бисероплетения, его истокам, так как бисероплетение является одним из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Автор раскрывает, не только историю развития данного народного творчества, но и объясняет, почему бисероплетение можно отнести к современному социокультурному феномену. В статье уделяется внимание, где применяется современное искусство работы с бисером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEADING - AS A MODERN SOCIOCULTURAL PHENOMENON

The article is devoted to the art of beading, its origins, as beading is one of the oldest and quite common types of folk art. The author reveals not only the history of the development of this folk art, but also explains why the beading can be attributed to modern social and cultural phenomenon. The article focuses on applying the modern art work with beads.

Текст научной работы на тему «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

4.Откровение святого Иоанна Богослова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusbible.ru/sinodal/otkr.html. - Загл. с экрана. (дата обращения: 29.12.16).

5.Пушкина, М Ночь короче дня / М. Пушкина // Ночь короче дня, 1995.

6.Пушкина, М Игра с огнём / М. Пушкина // Игра с огнём, 1989.

7.От Матфея святое благовествование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusbible.ru/sinodal/mf.html. - Загл. с экрана. (дата обращения: 29.12.16).

8.Пушкина, М Дезертир / М. Пушкина // Генератор зла,1998.

9.Пушкина, М Что вы сделали с вашей мечтой? / М. Пушкина // Игра с огнём, 1989.

УДК 7.031.2:746

Михайлова К.Б. студент магистратуры 2 курс, факультет «Дизайна и технологий» Научный руководитель: Митрягина Т.А. Белгородский государственный институт искусств и культуры

Россия, г. Белгород БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Статья посвящена искусству бисероплетения, его истокам, так как бисероплетение является одним из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Автор раскрывает, не только историю развития данного народного творчества, но и объясняет, почему бисероплетение можно отнести к современному социокультурному феномену. В статье уделяется внимание, где применяется современное искусство работы с бисером.

Ключевые слова: бисероплетение, история бисероплетения, феномен, народное творчество.

Mikhailova K. B. Student graduate 2 course, faculty "Design and technology" Supervisor: T. A. Mitragyna Belgorod state Institute of arts and culture

Russia, Belgorod

BEADING - AS A MODERN SOCIOCULTURAL PHENOMENON

The article is devoted to the art of beading, its origins, as beading is one of the oldest and quite common types of folk art. The author reveals not only the history of the development of this folk art, but also explains why the beading can be attributed to modern social and cultural phenomenon. The article focuses on applying the modern art work with beads.

Keywords: beading history beading, a phenomenon of folk art.

Современное бисероплетение - это часть декоративно-прикладного искусства, где соединяется воображение художника и мастерство мастера. Бисероплетение становится в один ряд с другими формами современного декоративно-прикладного искусства, отчего приобретает в наши дни особую актуальность. Последнее объясняется огромным выбором и доступностью материалов, большим количеством литературы, а так же богатой историей, ведь бисероплетение - один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества, которое играло и играет большую роль в разнообразие народных ремесел. Сегодня изделия из бисера, изготовленные вручную, высоко ценятся как России, так и за рубежом, переживая новый этап своего развития.

Мы рассматриваем бисероплетение, как современный социокультурный феномен. Само философское понятие феномен означает объект чувственного созерцания или явление, постижимое посредством опыта [5].

Бисероплетение относится к одной из форм культуры и сферы художественного творчества. Сама история бисера, как нам известно, уходит в далекое прошлое. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, когда появились люди. Даже тогда, когда еще не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Актуальны бусины были еще во времена первых цивилизаций. Главное эти предметы выполняли защитную функцию, через украшения человек выражал свое понимание мира.

Почти шесть тысяч лет тому назад возникло стеклоделие. По древней легенде про моряков, везущих соду и обложивших ею костер, на утро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень (стекло). С этого момента стали изготавливать стеклянные бусы разных форм, размеров и цветов. Но и с давних времен стеклоделие было известно в нашей стране, это подтверждают археологические находки. Большое число стеклянных бус 1Х-Х111 веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров Древней Руси. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер, разнообразны по цвету. Некоторые из них могли быть местного производства. Об этом говорят раскопки стеклодельных мастерских с остатками сырья, полуфабрикатов, в том числе и бус.

Проблема сохранения технологий использования бисера в декоративно-прикладном искусстве привлекала внимание целого ряда исследователей, ученых. С развитием стеклоделия и производства бисера в нашей стране связано имя М. В. Ломоносова. А первый специалист, организовавший вышивально - ткацкую мастерскую, была М. Ф. Якунчикова. В то же время бисерные работы исполнялись под руководством художника по стеклу В. А. Левицкой.

С момента возникновения изделия из бисера и стекляруса использовались для украшений одежды и интерьера. Ими расшивали

праздничные одежды, плели пояса, серьги, ожерелья. В XVIII веке использование бисера становится более разносторонним. Он чаще всего встречается на предметах культового обихода: им расшивают оклады икон, украшают покровцы, подвешивают в виде кистей под лампады и паникадила. В быту русских дворян появляются стеклярусные и бисерные панно, картины. Бисерно-стеклярусная вышивка стала использоваться при украшении обивки мебели. Большое распространение получили предметы роскоши из бисера: сумочки, мешочки, чехлы для зонтиков, книг, курительных трубок, подстаканники и многое другое [3].

В первой половине XIX века начинает расширяться выпуск художественной продукции ремесленными центрами (наиболее известные -в Москве), крепостными и монастырскими мастерскими. Во второй половине XIX столетия интерес к бисерным работам постепенно затухает. Лишь на рубеже XIX-XX веков он проявляется вновь.

В книге М. В. Ляукиной проводится исследование, о том так совершенствовалось бисерное ремесло в XIX веке, что он был назван «золотым веком» русского бисера. Объяснение всему - увеличение интереса к бисерному искусству в аристократических кругах. Оно было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивки, вязания крючком и спицами. В отличие от европейских стран, изделия из бисера в России почти не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. Для выполнения больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных, именно так поступили при вышивки мельчайшим бисером трехметровой обшивки дивана, который хранится в Историческом музее в Москве. На изготовлении таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. А на продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских [1].

Изысканный узор и очень мелкий, ровный и разнообразный по цвету материал выдают авторов из обеспеченной среды. Они могли себе позволить приобрести дорогой бисер в нужном количестве, тончайшие английские иголки для него, заграничные трафареты с рисунками. Тогда большинство рисунков для вышивки попадали в Россию из Германии и Франции. И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай, преподносить в подарок родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или использовались в домашнем обиходе. Область применения этого материала оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца.

Последующим временем «бисерная лихорадка» из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах. В итоге в конце XIX века в сельских местности возникает несколько мастерских по производству бисерных изделий.

Изготовляемые в них цепочки из бисера стали продаваться в Москве, в Петербурге и в других крупных российских городах. Было организованно Общество поощрения ручного труда, которое направляло своих представителей в деревни для распространения бисерного промысла [2].

Стоит отметить, что изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны, но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок. Их произведения сделаны из крупного, тусклого бисера и далеко не так изящны, но сколько фантазии и творческой смекалки проявляли мастерицы, создавая свои изделия из подручного материала, соединяя, казалось бы, несовместимое.

Современное бисероплетение оформилось как самостоятельное направление декоративного искусства в 1990-е годы. Этому ни мало способствовали доступность материалов и широкое распространение плетеных украшений среди молодежи. В настоящее время бисер продолжает играть роль главного художественного материала в украшениях и аксессуарах, костюмах, также используется в лицевом шитье, нетканом гобелене, «мини-квилте» и других направлениях художественного текстиля [4]. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, бисер сохраняется на протяжении столетий в нетронутом виде. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Бисероплетение является современным социокультурным феноменом, так как относится к одной из форм культуры и сферы художественного творчества. Данный вид искусства выступает в трех основных функциях со своими характеристиками: как форма деятельности людей, как форма определенных знаний и навыков, как форма общественного сознания. Современное бисероплетение, входит в творческую сферу человеческих отношений и во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением. Искусство бисера отражает и изображает жизнь в художественных образах, которые позволяют человеку непосредственно, в чувственном виде переживать то, что в них заключил мастер. Искусство работать с бисером, как форма современного декоративно-прикладного творчества, является одним из главных способов создания украшений, а украсить бисером или создать из него можно практически все, начиная от нагрудного украшения до украшений для интерьера.

Использованные источники:

1. Ляукина М. В. Бисер. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 176 с.: ил.

2.Литвинец Э. Н. Из родословной бисера. Бисерное плетение. - М., «Знание», 1998.

3.Сколотнева Е. И. Бисероплетение. - СП.: ООО «Динамит», ООО «Золотой век», 1999. - 480 с., ил.

4. Декоративно-прикладное искусство / Имена в искусстве России. М., 2012. С.6-9. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.plakat.ru/public/sovr_dpi.pdf

5.Краткий словарь философских терминов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html

УДК 657.6

Михайлова Н.А. студент

ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт»

Россия

Научный руководитель: Шукшина Ю. А., канд. экон. наук доцент кафедры менеджмента и экономики образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева» Россия

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИСЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

В статье исследуется формирование числовых показателей бухгалтерского баланса ООО MПK «Норовский».

Ключевые слова: бухгалтерский баланс, актив, пассив, оборотные активы, капитал, обязательства.

Mihajlova N.A.

student, Mordovian Institute of Humanities, Russia

Scientific adviser: Shukshina Yu. A., Cand. of Econ. Sci. Ass. Prof. of Management and Economics of Education Mordovian State Pedagogic Institute named after M. E. Evseviev, Russia ANALYSIS OF FORMATION OF NUMERICAL INDICATORS OF THE

BALANCE SHEET In article formation of numerical indicators of the balance sheet of LLC MPK Norovsky is investigated.

Keywords: balance sheet, asset, passive, current assets, capital, obligations.

Бухгалтерский баланс является важнейшей формой бухгалтерской (финансовой) отчетности, его аналитические возможности позволяют оценить платежеспособность экономического субъекта и его финансовую устойчивость [2, 3]. Анализу отчетности отводится исключительно важная роль в системе управления бизнесом [6].

Техника составления бухгалтерского баланса предполагает его заполнение на основе счетных записей, подтвержденных оправдательными документами или приравненными к ним электронными носителями информации. Составлению баланса должна предшествовать проверка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.