Научная статья на тему 'Эмма Замега. Эпоха бисероплетения'

Эмма Замега. Эпоха бисероплетения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
453
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмма Замега. Эпоха бисероплетения»

Эмма Замега

ЭПОХА БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ*

Бисероплетение - один из популярнейших видов рукоделия на протяжении столетий, связанный с творчеством и духовной культурой различных слоев общества. Бисер - красивый и прочный материал, который не меняется за долгие годы своего существования. Работы из бисера хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, краеведческих музеях и частных коллекциях.

Бисер находят во всем мире и во всех культурах. История бисера многовековая и неразрывно связана с возникновением и развитием технологии изготовления стекла.

Возникло стеклоделие, появились стеклянные бусы разных форм и размеров, и в дальнейшем, благодаря совершенствованию технологии изготовления, бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер - мелкие, круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от изготовлявшегося в Египте из непрозрачного стекла «фальшивого жемчуга», который по-арабски назывался «бусра» или «бусер».

В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Франции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи центр стеклоделия в конце V в. переносится в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и ви-

* Замега Э. Эпоха бисероплетения // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - М., 2012. - № 12. - С. 88-100.

зантийских мастеров. В Х-Х11 вв. здесь изготовляли вещи бытового назначения и бусы.

В 1221 г. был издан указ о перенесении, из санитарных соображений и для обеспечения противопожарной безопасности, всех крупных стекольных мастерских из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. На многие годы Венеция стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка. До конца XVII в. Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты - мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства.

Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII - начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. В первой четверти XIX в., благодаря соперничеству Венеции и Чехии, мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Во второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира.

Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. В 1635 г. заработал первый русский стекольный завод в селе Духанино под Москвой, на котором трудились и украинские мастера - гутники. 194

Эпоха бисероплетения

В 1668 г. строится второй, Измайловский завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь немецкие, русские и венецианские мастера изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и другие предметы. Здесь же была предпринята первая попытка создать производство бисера в России, но наладить массовый его выпуск тогда не удалось.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.

Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII в. в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства этих материалов. В 1752 г. М.В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил разрешение на строительство фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи» (цит. по: с. 92).

В конце XVIII - начале XIX в., в расцвет бисерного рукоделия, во многих странах мира и в России наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц. В это время появляются первые стеклярусные и бисерные панно.

В первой половине XIX в. возросшие материальные возможности дворянства приводят к моде на благоустройство имений. Появляется спрос на предметы декоративного убранства интерьеров и изделий прикладного искусства. Наряду с изделиями из фарфора, коврами, создавалось огромное количество небольших украшений: подсвечников, настольных принадлежностей, сумочек, кошельков, бумажников, зонтов и прочих вещиц, украшенных бисером.

Светские дамы и почтенные купчихи, горожанки и крестьянки побогаче - все, кто имел возможность приобрести красивый, не боящийся времени материал, пробовали свои силы в новых работах с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных и мастериц монастырей. Вообще, наряду со светскими сюжетами, встречаются и вышивки религиозного содержания. Хотя в

православной традиции еще более раннего периода значительное место занимали не столько вышитые изображения, сколько богато расшитые оклады к иконам, писанным на досках. Для этого использовалась смешанная техника с использованием жемчуга, стекляруса, бисера, драгоценных камней. Кроме окладов бисером украшали митры, покровцы, поручи и т.п.

В музейных коллекциях сохранились оклады икон, выполненные из стекляруса, который выложен в разных направлениях. Хорошо сохранились и дошли до нас подставки для свечей с изображением гирлянд цветов, нашивные кресты, выполненные золотым бисером; пасхальные яйца, обвязанные мельчайшим бисером.

Орнаменты изделий формировались под воздействием господствовавших художественно-стилистических направлений. Последовательно отразились особенности классицизма, черты сентиментализма и романтизма, новые формы «второго рококо» и стиля модерн.

Для изделий XIX в. характерны орнаменты в виде пальметок, розеток, грифонов и сфинксов. Особенно красивыми становятся композиции из цветов в 1830-е годы. За счет уменьшения размера бисеринок и расширения цветовой гаммы достигается точность изображения цветов и растений, бисерная флористика обретает натуралистический характер. Поражает и разнообразие цветочных орнаментов, изображаются всевозможные пейзажи, бытовые сценки.

После революции и Гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать рукодельные мастерские и школы бисерщиц. Прекратилась закупка зарубежного бисера. Изменился уклад жизни, женское рукоделие потеряло былое признание в обществе. Однако сохранилась любовь к бисерным украшениям и умение их создавать.

В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия, в последнее время производство бисера налажено также в Японии и на Тайване, менее качественный бисер производится в Турции и Китае. В конце ХХ в. бисерное рукоделие стало возрождаться, с начала 90-х годов повсеместно возникают мастерские, объединения, кружки, школы бисероплетения. Технологии современного бисероплетения сочетают веками сложившиеся приемы и новые оригинальные техники плетения. Их применение позволит создавать новые виды изделий, развивать собственное, российское производство украшений.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.