DOI 10.24412^-37257-2024-1-32-35 Белова О.С., Соловьев А.Г., Бочарова Е.А.
Биопсихосоциодуховный подход в профилактике нарушений психического здоровья у детей
ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск,
Россия
В последние 20 лет отмечается постоянный рост числа нарушений психического здоровья у детей [1]. Психические расстройства лидируют среди причин инвалидности у детей, что приводит к неблагоприятным последствиям медико-социального характера для семьи и существенной социальной и экономической нагрузке для общества [2].
Все более актуальными проблемами охраны психического здоровья детей становятся вопросы профилактики нарушений психического здоровья и скрининга начальных психических отклонений, начиная с раннего возраста. Поставленные задачи в сфере охраны психического здоровья детей выходят за пределы ответственности только детских врачей-психиатров и все чаще рассматриваются в более широком медико-социально-семейном контексте, а современные профилактические подходы основываются на биопсихосоцио-духовной концепции формирования психических расстройств.
В медицинском подходе основой оказания ранней профилактики нарушений психического здоровья являются выявление группы риска по развитию психической патологии и попытка нивелировать воздействие факторов риска нарушений психического здоровья. В связи с тем, что именно в раннем возрасте действие факторов риска проявляется наиболее отчетливо, необходимы не только междисциплинарные, но и межведомственные усилия по оказанию первичной и вторичной профилактической помощи.
Оптимальным вариантом комплексного оказания помощи детям является междисциплинарная командная форма работы: сотрудничество врачей разных специальностей, а также представителей социальных служб, психологов и педагогов [3]. Основными задачами их совместной деятельности являются не только участие в реализации реабилитационных программ, но, главным образом, доклинический скрининг отклонений в развитии ребенка, сохранение и укрепление семейного микроклимата, стимуляция активности семьи и, что особенно важно, изменение отношения окружающих к проблемам детей с нарушениями психического здоровья и воспитывающих их семей, а также правовая защита этих семей.
Для решения поставленных задач мы предлагаем обоснование биопси-хосоциодуховной модели профилактики нарушений психического здоровья у детей в рамках выделенного нами нового междисциплинарного направления научно-практических исследований — профилактической психиатрии раннего возраста, включающего комплекс мероприятий, обеспечивающих предупреждение нарушений психического здоровья у детей: скрининг с использованием инновационных диагностических методов, повышение эффек-
тивности медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей и активное включение семей в совместную работу со специалистами [4].
Сформулированы основные направления профилактической психиатрии раннего возраста:
• Повышение эффективности оказания помощи в раннем возрасте, включающее: анализ медико-биологических факторов риска; поиск маркеров прогнозирования нарушений психического здоровья; диспансеризацию, скрининг детей групп риска и раннее выявление отклонений с последующим динамическим наблюдением за детьми;
• Оказание персонифицированной психологической помощи семьям и активное межведомственное взаимодействие с привлечением к динамической оценке психического здоровья специалистов немедицинского профиля и самих родителей;
• Преодоление стигматизирующих установок в отношении детей с психическими нарушениями и оценка качества жизни семей — социальных факторов риска;
• Междисциплинарная подготовка специалистов для оказания профилактической помощи детям из группы риска нарушений психического здоровья и взаимодействия с родителями на духовном идеологическом уровне.
В условиях динамического наблюдения за детьми командный подход к ведению каждого ребенка основан на принципах преемственности и взаимодействия; только в этом случае помощь детям можно назвать комплексной. В динамической оценке психического здоровья детей участвуют специалисты как медицинского, так и немедицинского профилей: детские неврологи, неонатологи, педиатры, врачи функциональной диагностики, специалисты по социальной работе, психологи, а также педагоги и родители. Поэтому возрастает необходимость широкого внедрения современных скрининговых инструментов. Нами разработан пакет скрининговых методик для выявления нарушений развития у детей раннего возраста, которые могут использоваться педиатрами, медицинскими и немедицинскими работниками и даже непосредственно родителями, направленных на оценку психического и речевого развития детей раннего возраста, предпосылок развития мышления у детей раннего возраста, а также алгоритмы скрининга отклонений нервно-психического развития на основе методов функциональной диагностики [5]. В связи с тем, что ведущие психиатрические жалобы в раннем возрасте мало специфичны, к ним чаще всего относятся задержка развития речи, двигательная расторможенность и неконтактность, нами сделан акцент на использование инновационных методик для выявления жалоб у детей раннего и дошкольного возраста.
Не клиническим, но крайне важным социально-психологическим инструментом является определение уровня качества жизни семей — для отслеживания эффективности ранней диагностики и коррекционно-реабилитаци-онной тактики детей с отклонениями в развитии и для разработки последую-
щих психолого-педагогических и социальных реабилитационных мероприятий.
Основная задача при работе с ребенком с психическим нарушением — его успешная социализация, но это возможно лишь при благополучном социальном окружении: помочь ребенку можно, лишь одновременно помогая его близким. Семья — важнейший ресурс для психокоррекционной работы и первая модель общества, в которой ребенку предстоит наладить взаимодействие. От того, насколько успешно налажено функционирование в семье, во многом зависит, насколько успешно ребенок сможет социализироваться вне ее.
Особого внимания специалистов заслуживает нивелирование стигматизирующих установок родителей. Стигматизация не только снижает качество жизни и возможности социальной адаптации семей, но и препятствует своевременному оказанию психиатрической помощи детям. В связи с этим целесообразно внедрение, как в лечебный процесс, так и в образовательную деятельность, методик выявления стигматизирующих установок в отношении детей с нарушениями психического здоровья с возможностью их применения в работе с родителями и будущими родителями, специалистами медицинских и парамедицинских направлений профессиональной деятельности.
На факультете повышения квалификации специалистов Северного государственного медицинского университета в рамках психиатрических программ в перманентном режиме проводится междисциплинарная подготовка врачей с учетом основных положений профилактической психиатрии раннего возраста. Вместе с тем, необходимость расширения профессиональных контактов привела к потребности разработки межведомственной программы повышения квалификации специалистов парамедицинского профиля — по направлениям социальной работы, психологии, а также отдельных категорий специалистов педагогического профиля, для углубления знаний по оказанию помощи детям с нарушениями психического здоровья и возможности профессионального взаимодействия с врачами-психиатрами.
Таким образом, развитие профилактического направления детской психиатрии направлено на усиление превентивной составляющей междисциплинарной работы с детьми раннего возраста, оно способствует повышению компетентности специалистов непсихиатрического профиля для более эффективного решения задачи сохранения психического здоровья детей и качества жизни воспитывающих их семей в биопсихосоциодуховном подходе.
Список литературы
1. Драчук Т.Э. Анализ распространенности и причинных факторов развития психических расстройств у детей // Вестник СМУС74. 2016. № 1(12) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/analiz-rasprostranennosti-i-prichinnyh-faktorov-razvitiya-psihicheskih-rasstroystv-u-detey (дата обращения: 08.01.2024).
2. Альбицкая Ж.В., Касимова Л.Н., Дворянинова В.В. Клинико-катамнестическое исследование умственной отсталости у детей в основные возрастные периоды развития // Социальная и клиническая психиатрия. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-katamnesticheskoe-issledovanie-
umstvennoy-otstalosti-u-detey-v-osnovnye-vozrastnye-periody-razvitiya (дата обращения: 08.01.2024).
3. Бочарова Е.А., Белова О.С., Соловьев А.Г. Подготовка в медицинском вузе специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии // Российский психиатрический журнал. 2022. № 5. С. 84-90.
4. Белова О.С., Соловьев А.Г., Леппиман А. Система ранней комплексной помощи детям группы риска нарушения психического развития в России // Экология человека. 2020. № 8. С. 49-54.
5. Белова О.С., Бочарова Е.А., Соловьев А.Г. Психодиагностика в раннем и дошкольном возрасте в практике детского психиатра: учебное пособие. Архангельск: Сев. гос. мед. ун-т, 2019. 119 с.