Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РЕГИОНЕ С НИЗКОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ'

МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РЕГИОНЕ С НИЗКОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОНЫ С НИЗКОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Злоказова Марина Владимировна, Семакина Надежда Витальевна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Ланских Юрий Владимирович

В последние годы в РФ отмечается рост психических расстройств и расстройств поведения у подростков, что обусловливает необходимость совершенствования профилактики, диагностики и медико-психологической помощи на основе межведомственного взаимодействия. Целью исследования являлось обоснование создания модели психопрофилактики для подростков на основе межведомственного медико-психосоциального взаимодействия в регионе с низкой бюджетной обеспеченностью. Методологической базой работы явился комплексный анализ Приказов Минздрава РФ и региональных Постановлений по организации современных направлений профилактической медико-психологической помощи лицам подросткового возраста. Представлены основные подходы к созданию единой, эффективной и экономичной модели психопрофилактики для подростков; проанализированы показатели оценки ее эффективности. Описаны этапы практической реализации модели в регионе с низкой бюджетной обеспеченностью, указаны необходимые административные и кадровые ресурсы ведомств, отвечающих за их проведение. Сделан акцент на адресность и маршрутизацию мероприятий с учетом психологического, психического и социального функционирования подростка. Преимуществом модели является низкая экономическая составляющая ее организации с привлечением ресурсов смежных ведомств в реализацию психопрофилактической и психообразовательной работы с подростковым населением региона, возможность динамического преемственного психосоциального сопровождения подростков с признаками психических расстройств и группы риска на каждом этапе, а также возможность улучшения деятельности на любом из ведомственных уровней. Внедрение предложенной модели в организациях, оказывающих психологическую, социальную, психотерапевтическую и психиатрическую помощь, направлено на достижение клинического и экономического эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Злоказова Марина Владимировна, Семакина Надежда Витальевна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Ланских Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTERDEPARTMENTAL PSYCHOPROPHYLAXIS FOR TEENAGERS IN A REGION WITH LOW BUDGET SECURITY

In recent years, there has been an increase in mental disorders and behavioral disorders in adolescents in the Russian Federation. This makes it necessary to improve prevention, diagnosis and medical and psychological assistance based on interdepartmental interaction. The aim of the work was to substantiate the creation of a model of psychological prevention for adolescents based on interdepartmental medical and psychosocial interaction in a region with low budget provision. The methodological basis of the work was a comprehensive analysis of the Orders of the Ministry of Health of the Russian Federation and regional resolutions on the organization of modern directions of preventive medical and psychological care for adolescents. The main approaches to the creation of a unified, effective and economical model of psychological prevention for adolescents are presented; the indicators of evaluating its effectiveness are analyzed. The stages of practical implementation of the model in a region with low budget provision are described, the necessary administrative and human resources of the departments responsible for their implementation are indicated. The emphasis is placed on the targeting and routing of activities taking into account the psychological, mental and social functioning of a teenager. The advantage of the model is the low economic component of its organization with the involvement of resources of related departments in the implementation preventive and psychoeducational work with the adolescent population of the region, the possibility of dynamic continuous psychosocial support of adolescents with signs of mental disorders and risk groups at each stage, as well as the possibility of improving activities at any of the departmental levels. The implementation of the proposed model in organizations providing psychological, social, psychotherapeutic and psychiatric care is aimed at achieving clinical and economic effects.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РЕГИОНЕ С НИЗКОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ»

УДК 616.89-02-084

МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РЕГИОНЕ С НИЗКОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ

М.В. Злоказова1, Н.В. Семакина1, А.Г. Соловьев2, Ю.В. Ланских3

ФГБУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Минздрава России ФГБУ ВО «Северный государственный медицинский университет»

Минздрава России ФГБУ ВО «Вятский государственный университет»

Повышение социальной значимости укрепления психического и физического здоровья молодежи для реализации национальных проектов развития РФ требует особого внимания к развитию инфраструктуры оказания полипрофессиональной медицинской помощи и профилактике психических и соматических заболеваний [1, 6, 15].

В связи с рядом биологических, нейрофизиологических и психологических особенностей пубертатного возраста подростки в большей степени подвержены социально-психологическим стрессам и развитию пограничных психических расстройств (ППР). В России за 2000-2018 годы на фоне снижения численности детей и подростков выявляются высокие показатели заболеваемости психическими расстройствами [7]. Несмотря на тенденцию к снижению сохраняются высокие показатели суицидов в подростковом возрасте, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности системы психопрофилактических мероприятий [8].

В рамках Федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» [3] с 2017 года на основании Приказа Минздрава РФ от 10.08.2017 № 514н [12] проводятся ежегодные профилактические медицинские осмотры врачами-психиатрами подростков 14-17 лет. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, отмечается слабая выявляемость инициальных симптомов психических расстройств у подростков, что зачастую обусловлено формальностью проведения профосмотров психиатром, недостаточным уровнем знаний и навыков диагностики инициальных признаков психических расстройств педагогами и школьными психологами, отсутствием

взаимодействия врачей и сотрудников школ в плане получения объективной информации о школьниках и имеющейся у подростков склонностью скрывать свои симптомы и проблемы от психиатра [2]. Кроме того, даже при хорошей диагностике ранних симптомов психических расстройств у подростков большинству из них не оказывается своевременная квалифицированная психологическая, психотерапевтическая и психиатрическая помощь из-за их малой доступности, некомплаентности и страха стигматизации.

До настоящего времени отсутствует целенаправленная региональная система психосоциальной помощи подросткам на основе межведомственного взаимодействия, что в немалой степени объясняется различиями в организации психиатрических служб и финансировании бюджетов [4]. В связи с низким бюджетным финансированием во многих территориях нет возможности организации новых структур медико-психосоциальной помощи подросткам и их семьям при сохранении высокой социальной востребованности в них. В связи с этим необходимо принимать меры по реорганизации существующих учреждений, оказывающих медицинские и психосоциальные услуги несовершеннолетним, основываясь на ресурсах межведомственного взаимодействия.

Психопрофилактика в образовательных организациях в большей степени проводится психологами с подростками, уже имеющими выраженные признаки психосоциальной дезадаптации, тогда как целесообразнее начинать ее на этапе инициальных доно-зологических проявлений [9]. Для этого требуется регулярное мониторирование психического состояния подростков с последующей адресной медико-психосоциальной работой, первичной, вторичной

и третичной психопрофилактикой, что инициирует создание модели преемственного междисциплинарного сопровождения. Необходимо также развивать систему психообразования родителей, педагогов и социальных работников в рамках реализации основных принципов современного высшего образования [10] для создания комфортной социально-педагогической среды, гармоничных взаимоотношений с подростками, раннего выявления психических расстройств и донозологических симптомов, своевременного обращения за медико-психосоциальной помощью.

Для снижения стигматизирующих барьеров и обеспечения доступности медико-психосоциальной помощи подросткам в современных моделях психопрофилактики целесообразно сделать акцент на децентрализацию специализированной психолого-психотерапевтической помощи и ее организацию в условиях максимальной приближенности к месту проживания, например, на базе детских дневных психиатрических стационаров в условиях общеобразовательных школ, детских консультационных центров и детских соматических поликлиник, принимая во внимание экономические возможности региона. Для повышения качества психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам следует создать стандартизированные схемы маршрутизации на межведомственной основе с учетом особенностей психического состояния и социальной адаптации.

Цель исследования: обоснование создания модели психопрофилактики для подростков на основе межведомственного медико-психосоциального взаимодействия в регионе с низкой бюджетной обеспеченностью.

Материалы и методы

Методологической основой исследования явилась реализация регионального «Порядка проведения психодиагностического скрининг-анкетирования среди несовершеннолетних 15-17 лет и работы по профилактике психических нарушений» [13] (Порядок) на основании результатов долговременного взаимодействия кафедры психиатрии Кировского государственного медицинского университета с Департаментом образования Кировской области, руководителями областных медицинских учреждений, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) г.Кирова. С использованием клинико-аналитического метода нами проведен анализ данных программированного психодиагностического скрининга (ПСА) и профилактических психиатрических осмотров за 2019-2020 годы, полученных от медицинских и образовательных организаций, участвующих в реализации Порядка: КОГБУЗ «Детский клинический консультативно-диагностический центр» (ДДЦ); КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психи-

ческого здоровья им. академика В.М.Бехтерева» (ЦППЗ); 18 муниципальных общеобразовательных школ (МОШ) г.Кирова.

Результаты

Разработка модели психопрофилактики подростков строилась на основе социально-экологического подхода в реализации межведомственного медико-психосоциального взаимодействия, что может рассматриваться с позиции двух стратегических уровней современной иерархии психосоциальной терапии:

- уровня психопрофилактической работы и медико-психосоциальной помощи (пациент-центрированная стратегия);

- уровня организации межведомственной психопрофилактической и медико-социальной помощи (стратегия развития внешних ресурсов).

К первому из них относится проведение адресной психопрофилактической работы и медико-психосоциальной помощи подросткам с признаками психических расстройств и социальной дезадаптации; ко второму - организация межведомственного взаимодействия в диагностике инициальных признаков психических нарушений, медико-психосоциальной помощи, психопрофилактической и психообразовательной работе [5].

Модель основана на эффективной модернизации уже имеющихся ресурсов без использования дополнительных экономических затрат, динамически регулируется административными ресурсами в зависимости от изменяющихся задач, кадровых и экономических возможностей ведомств.

Структурными компонентами данной модели являются формы и методы диагностики (клинико-психопатологический и экспериментально-психологический) психических расстройств у подростков, психопрофилактики и медико-психосоциальной реабилитации:

входами - клинические, социальные и психологические характеристики подростков, а также кадровые и экономические ресурсы организаций (медицинских, образовательных, социальных и др.), осуществляющих психопрофилактическую работу и медико-психосоциальную помощь подросткам на основе межведомственного взаимодействия;

выходами - восстановление и/или поддержание психического состояния и социального функционирования подростков (рисунок).

Модель психопрофилактики для подростков на основе межведомственного медико-психосоциального взаимодействия внедрена в г. Кирове с 2019 г.

Обсуждение результатов

При разработке Модели сделан акцент на адресность и этапную маршрутизацию мероприятий с учетом имеющихся кадровых и экономических ресурсов региона.

Уровень оказания медико-психосоциальной реабилитаци и психопрофилактики:

- подросток,

- семья,

-микросоциальное окружение в школе.

Входы:

- клинические, социальные и психологические характеристики подростка, его семьи и микросоциального окружения,

- кадровые и экономические ресурсы организаций.

Аспекты уровней ^

Организационный аспект:

административные и кадровые ресурсы

организаций.

Аналитический аспект:

- статистические индикаторы эффективности.

Основные процессы реабилитации и профилактики:

- биологическая,

- психотерапевтическая,

- психологическая,

- социальная.

Уровень организации медико-психосоциальной помощи:

- медицинские организации (ЦППЗ, ДЦЦ),

- образовательные организации (МОШ, центры дополнительного образования),

центры помощи семье.

социальной

Выходы:

психическое состояние подростка (заболеваемость, распространенность психических расстройств у подростков)

- социальная адаптация.

Модель психопрофилактики для подростков на основе межведомственного медико-психосоциального взаимодействия

Первый (скринирующий этап психопрофилактической и психообразовательной работы) организован в МОШ в формате очных и онлайн лекций, размещения видеороликов на сайтах МОШ и медицинских учреждений, распространения буклетов для педагогов и родителей о симптомах психических расстройств у подростков, важности проведения своевременной диагностики и соблюдения рекомендаций специалистов (школьных психологов и психиатров, осуществляющих профосмотр). Проводилось обучение школьных психологов диагностике инициальных донозо-логических психопатологических состояний у подростков с применением программированного ПСА, психокоррекции данных расстройств, дальнейшей тактике и профилактике.

Организация второго (диагностического этапа) включает проведение ПСА в МОШ для выявления подростков группы риска по психическим расстройствам, которых в дальнейшем углубленно обследуют школьные психологи и психиатры при профилактических осмотрах с учетом полученных предварительных данных психологического и соматического обследования с обязательным учетом параметров индивидуального физического развития [11]. По результатам диагностического этапа

подросткам с инициальными признаками психических расстройств определяется маршрутизация дальнейшего обследования и медико-психологической помощи, включающая выдачу рекомендаций родителям. В условиях МОШ с группой риска организуется адресная психопрофилактическая, психо-коррекционная и социальная работа - первичная психопрофилактика.

Третий этап (оказание психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи) реализуется в медицинских учреждениях, осуществляющих психолого-психотерапевтическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним.

В связи с удаленностью расположения ЦППЗ и наличием стигматизирующих установок к психиатрическим службам в схеме маршрутизации подростков с инициальными донозологи-ческими признаками и риском развития психических расстройств нами сделан акцент на оказание первичной психологической и психотерапевтической помощи в условиях детских поликлиник ДДЦ. В результате реализации данной модели с 2019 года отмечалось значительное повышение обращаемости подростков в ДДЦ к медицинским психологам и психиатрам (в 2019 г. на консультацию к психиатру ДДЦ обратилось 48 чел., медицинскому

психологу - 46 чел.; 2020 г. - 133 и 58 чел. соответственно).

Для повышения эффективности психолого-психотерапевтической и психиатрической помощи несовершеннолетним в условиях ЦППЗ была проведена реорганизация детской службы с выделением в отдельную функциональную структуру «Центра психического здоровья детей и подростков» («ЦПЗ детей и подростков»), в ближайшие планы которого включено создание центра кризисной психологической помощи и психообразовательного сайта.

По результатам третьего этапа выделяются следующие группы пациентов:

- с хроническими психическими расстройствами, нуждающиеся в динамическом наблюдении и лечебно-консультативной помощи психиатра;

- с ППР, которым необходима психотерапевтическая помощь, психосоциальная реабилитация и вторичная психопрофилактика;

- находящиеся в состоянии психологического кризиса с риском возникновения суицидальных тенденций, нуждающиеся в помощи кризисных психологов и психотерапевтов и, при необходимости, в госпитализации в ЦППЗ.

Основной акцент помощи в «ЦПЗ детей и подростков» сделан на амбулаторное звено и дневные психиатрические стационары, открытые на базах МОШ, что повышает доступность и дает возможность проводить коррекцию/лечение без отрыва от учебного процесса.

Оказание качественной психосоциальной помощи подросткам из неблагополучных семей невозможно без тесного взаимодействия со смежными организациями (центрами социально-психологической помощи семьям, органами опеки, КДН и др.) - эту работу выполняют социальные работники службы.

Новыми направлениями межведомственной работы являются:

- медико-психосоциальная помощь суицидентам и их семьями в соответствии с разработанными индивидуальными программами реабилитации [14];

- организация выезда междициплинарных бригад в отдаленные районы региона для проведения консультаций подростков и их семей, находящихся в зоне риска психосоциальной дезадаптации.

Четвертый этап (межведомственная преемственная медико-психосоциальная помощь) направлен на вторичную профилактику психической и социальной дезадаптации подростков, прошедших курс психотерапевтического лечения. На данном этапе осуществляется адресная психосоциальная маршрутизация подростка и его семьи с вовлечением в реабилитационный процесс:

- школьных психологов и социальных педагогов МОШ - для создания комфортной учебной среды;

- ресурсов дополнительного образования и молодежных волонтерских организаций города - для организации внешкольной занятости учащихся;

- центров социальной помощи семьям - для нормализации семейных взаимоотношений и др.;

- детских поликлиник ДДЦ, «ЦПЗ детей и подростков» - для оказания психологической, психотерапевтической и, при необходимости, психиатрической помощи.

Разработка индивидуальных рекомендаций и маршрутизации психосоциальной реабилитации необходима для динамической оценки психологического и социального функционирования подростка во всех сферах его жизни, своевременного выявления признаков ухудшения психического состояния и направления на повторный курс медико-психологической реабилитации - вторичной психопрофилактики.

Оценка эффективности медико-психологических реабилитационных мероприятий осуществляется на основе аналитического базиса с использованием психологических методик, технологий оценки субъективной удовлетворенности лечением, социологических опросов о качестве оказываемых медицинских и психосоциальных услуг, медико-статистических показателей (заболеваемости, распространенности, обращаемости, количества посещений одного пациента, госпитализаций, числа суицидальных попыток и завершенных суицидов и др.) (таблица).

Заключение

В представленной модели психопрофилактики для подростков на основе межведомственного медико-психосоциального взаимодействия в регионе с низкой бюджетной обеспеченностью сделан акцент на адресность и маршрутизацию мероприятий с учетом психологического, психического и социального функционирования подростка, отражены этапы с указанием организационных ресурсов ведомств, отвечающих за их проведение, представлены аналитические оценки эффективности медико-психологической помощи. Преимуществом предлагаемой нами модели является низкая экономическая составляющая ее организации с привлечением ресурсов смежных ведомств в проведение первичной и вторичной психопрофилактической и психообразовательной работы с подростковым населением региона, возможность динамического преемственного психосоциального сопровождения подростков с признаками психических расстройств и группы риска на каждом этапе, а также возможность улучшения деятельности на любом из ведомственных уровней. Внедрение данной модели в организациях, оказывающих психологическую, социальную, психотерапевтическую и психиатрическую помощь, может иметь несомненный клинический (снижение тяжелых форм психических расстройств у подростков), социальный (снижение распространенности поведенческих нарушений у подростков) и экономический (модель не требует дополнительных финансовых вложений, снижа-

Таблица 1

Оценка эффективности межведомственной медико-психосоциальной помощи и психопрофилактической

работы с подростками

Организации Результаты Кем проводится оценка

Медицинские организации (ЦППЗ, ДДЦ) Клинико-психодиагностическая оценка состояния подростка - психотерапевт - психиатр - медицинский психолог - социальный работник

Удовлетворенность результатами медико-психологической реабилитации - подросток - родители - лечащий врач (психотерапевт и/ или психиатр) - медицинский психолог - социальный работник

Оценка социального функционирования

Медико-статистические показатели: - заболеваемость - распространенность - обращаемость - количество посещений на одного пациента - количество госпитализаций на одного пациента - количество суицидальных попыток - завершенных суицидов - организационно-методический отдел - главный специалист служб.

Образовательные организации (МОШ) Оценка психосоциального функционирования учащихся: - психодиагностика - оценка качества социального функционирования в микросреде - динамическое наблюдение за успеваемостью и социальным взаимодействием - школьный психолог - социальный педагог - педагоги

Органы управления здравоохранением - динамический контроль и анализ медико-статистических показателей - оценка эффективности экономических и кадровых ресурсов - Министерство здравоохранения региона

Органы управления образованием - динамический контроль и анализ показателей психосоциального функционирования учащихся - оценка эффективности экономических и кадровых ресурсов - Департамент образования - Министерство образования региона

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав региона (КДН) - контроль за исполнения индивидуальных программ психосоциальной реабилитации для несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку - оценка эффективности психосоциального сопровождения семей подростков с выраженными нарушениями поведения - члены КДН

ются затраты на стационарное лечение за счет реорганизации психопрофилактической и социальной помощи) эффекты.

Информация о конфликте интересов и источнике финансирования: авторы заявляют об отсутствии конфликта

интересов. «Модель психопрофилактики для подростков на основе межведомственного медико-психосоциального взаимодействия в регионе с низкой бюджетной обеспеченностью» признана рационализаторским предложением Северным государственным медицинским университетом и подтверждена удостоверением №1/21 от 30.06.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Профилактические основы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в интересах детей // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 10-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белова О.С., Соловьев А.Г., Леппиман А. Система ранней комплексной помощи детям группы риска нарушения психического развития в России // Экология человека. 2020. N° 8. С. 49-54.

3. Гусарова В.А., Иванов М.В. Развитие и совершенствование системы

психопрофилактики в детском возрасте // Психическое здоровье. 2019. № 9. С. 16-24.

4. Захаров Н.Б., Соловьев А.Г. Модель психосоциальной терапии и

реабилитации для региона с низкой бюджетной обеспеченностью // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. № 4. С. 68-72.

5. Злоказова М.В., Семакина Н.В. Профилактика пограничных психи-

ческих расстройств и нарушений поведения у подростков в общеобразовательной школе // Медицинский вестник МВД. 2021. №4. С. 14-16.

6. Корень Е.В. К разработке концептуальной модели психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. № 3. С. 5-9.

7. Макашева В.А., Слободская Е.Р., Варшала А.В., Макушкин Е.В. Заболеваемость психическими расстройствами и частота суицидов у детей и подростков в Российской Федерации // Психиатрия. 2016. № 2. С. 5-14.

8. Макушкин Е.В., Демчева Н.К. Динамика и сравнительный анализ

детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000-2018 годах // Российский психиатрический журнал. 2019. № 4. С. 4-15.

9. Семакина Н.В., Злоказова М.В., Ланских Ю.В., Наумкина Е.С. Сравнительный анализ результатов профилактических психиатрических осмотров и скрининг-анкетирования подростков // Вятский медицинский вестник. 2019. № 4. С. 48-51.

10. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / Отв. ред. А.Ю.Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.

11. Поляшова Н.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития // Экология человека. 2008. N° 2. С. 34-38.

12. Приказ Минздрава РФ от 10.08.2017 № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»

13. Постановление Городской Комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав от 19.12.2019, 13.08.2020 «Порядок проведения психодиагностического скрининг-анкетирования среди несовер-

шеннолетних 15-17 лет и работы по профилактике психических нарушений».

14. Постановление Правительства Кировской области от 02.04.2019 №

135-П «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних».

15. Ястребов В.С., Лиманкин О.В. Современные тенденции развития системы психиатрической помощи // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2017. № 10. С. 4-9.

МОДЕЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В РЕГИОНЕ С НИЗКОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ

М.В. Злоказова, Н.В. Семакина, А.Г. Соловьев, Ю.В. Ланских

В последние годы в РФ отмечается рост психических расстройств и расстройств поведения у подростков, что обусловливает необходимость совершенствования профилактики, диагностики и медико-психологической помощи на основе межведомственного взаимодействия.

Целью исследования являлось обоснование создания модели психопрофилактики для подростков на основе межведомственного медико-психосоциального взаимодействия в регионе с низкой бюджетной обеспеченностью. Методологической базой работы явился комплексный анализ Приказов Минздрава РФ и региональных Постановлений по организации современных направлений профилактической медико-психологической помощи лицам подросткового возраста. Представлены основные подходы к созданию единой, эффективной и экономичной модели психопрофилактики для подростков; проанализированы показатели оценки ее эффективности. Описаны этапы практической реализации модели в регионе с низкой бюджетной обеспеченностью, указаны необходимые административные и кадровые ресурсы ведомств, отвеча-

ющих за их проведение. Сделан акцент на адресность и маршрутизацию мероприятий с учетом психологического, психического и социального функционирования подростка. Преимуществом модели является низкая экономическая составляющая ее организации с привлечением ресурсов смежных ведомств в реализацию психопрофилактической и психообразовательной работы с подростковым населением региона, возможность динамического преемственного психосоциального сопровождения подростков с признаками психических расстройств и группы риска на каждом этапе, а также возможность улучшения деятельности на любом из ведомственных уровней. Внедрение предложенной модели в организациях, оказывающих психологическую, социальную, психотерапевтическую и психиатрическую помощь, направлено на достижение клинического и экономического эффектов.

Ключевые слова: подростки, психопрофилактика, межведомственное взаимодействие, регионы с низкой бюджетной обеспеченностью.

MODEL OF INTERDEPARTMENTAL PSYCHOPROPHYLAXIS FOR TEENAGERS IN A REGION WITH LOW BUDGET SECURITY

M.V. Zlokazova, N.V. Semakina, A.G. Soloviev, Yu.V. Lanskikh

In recent years, there has been an increase in mental disorders and behavioral disorders in adolescents in the Russian Federation. This makes it necessary to improve prevention, diagnosis and medical and psychological assistance based on interdepartmental interaction. The aim of the work was to substantiate the creation of a model of psychological prevention for adolescents based on interdepartmental medical and psychosocial interaction in a region with low budget provision. The methodological basis of the work was a comprehensive analysis of the Orders of the Ministry of Health of the Russian Federation and regional resolutions on the organization of modern directions of preventive medical and psychological care for adolescents. The main approaches to the creation of a unified, effective and economical model of psychological prevention for adolescents are presented; the indicators of evaluating its effectiveness are analyzed. The stages of practical implementation of the model in a region with low budget provision are described, the necessary

administrative and human resources of the departments responsible for their implementation are indicated. The emphasis is placed on the targeting and routing of activities taking into account the psychological, mental and social functioning of a teenager. The advantage of the model is the low economic component of its organization with the involvement of resources of related departments in the implementation preventive and psychoeducational work with the adolescent population of the region, the possibility of dynamic continuous psychosocial support of adolescents with signs of mental disorders and risk groups at each stage, as well as the possibility of improving activities at any of the departmental levels. The implementation of the proposed model in organizations providing psychological, social, psychotherapeutic and psychiatric care is aimed at achieving clinical and economic effects.

Key words: adolescents, psychological prevention, interdepartmental interaction, regions with low budget security.

Злоказова Марина Владимировна - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии им. профессора В.И.Багаева, ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России; email: kgma_psi@mail.ru

Семакина Надежда Витальевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии им. профессора В.И.Багаева ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России; email: kgma_psi@mail.ru

Соловьев Андрей Горгоньевич - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заместитель директора Института ментальной медицины ФГБОУ ВО «Северного государственного медицинского университета» Минздрава России, Архангельск; email: ASoloviev1@yandex.ru

Ланских Юрий Владимирович - кандидат технических наук, заведующий кафедрой систем автоматизации управления, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров; email: usr00223@vyatsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.