Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ГОРОДЕ КИРОВЕ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ГОРОДЕ КИРОВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семакина Н.В., Злоказова М.В.

В статье представлены результаты разработки и практической реализации 2019-2020 гг. программы психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам с признаками суицидального поведения в городе Кирове. Цель - разработать эффективную систему организации межведомственной психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам с признаками суицидального поведения в городе Кирове. Использованы данные профилактических осмотров и мониторирования психического здоровья подростков с использованием психодиагностического скрининг-анкетирования (ПСА) с последующим проведением психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи в г. Кирове. Мониторирование психического здоровья подростков в общеобразовательных школах с использованием ПСА позволяет выявлять группу риска (ГР) по психическим расстройствам и суицидальному риску для дальнейшей психопрофилактической работы. Дополнительная психодиагностика лиц из ГР в школах и при профилактическом осмотре позволяет своевременно выявлять психические расстройства и суицидальное поведение с дальнейшей адресной маршрутизацией для оказания своевременной преемственной межведомственной медико-психосоциальной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семакина Н.В., Злоказова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ATTEMT TO ORGANIZE MULTI-AGENCY PREVENTIVE, MEDICAL AND PSYCHOSOCIAL COUNCELLING FOR ADOLESCENTS WITH SUICIDAL BEHAVIOR IN THE CITY OF KIROV

The article presents the results of the development and practical implementation of the program of prevention and medical and psychosocial counselling for adolescents with signs of suicidal behavior in the city of Kirov. The purpose is to develop an effective system for organizing interdepartmental psychological prevention and medical and psychosocial care for adolescents with signs of suicidal behavior in the city of Kirov. Materials and methods: the data of periodic health examination and adolescent mental health monitoring using psychological diagnostic screening questionnaire (PDSQ) in Kirov were used. Results. Adolescent mental health monitoring in secondary schools using PDSQ allows to identify a risk group (GR) for mental disorders and suicidal risk for further psychoprophylaxis. Additional psychodiagnostics of those who are at risk allows early diagnosis of mental disorders and suicidal behavior and timely interdepartmental medical and psychosocial rehabilitation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ГОРОДЕ КИРОВЕ»

УДК 616.89-039.71-053.6 (470.342) DOI 10.24412/2220-7880-2021-4-66-70

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ГОРОДЕ КИРОВЕ

Семакина Н.В., Злоказова М.В.

ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf28@kirovgma.ru

В статье представлены результаты разработки и практической реализации в 2019-2020 гг. программы психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам с признаками суицидального поведения в городе Кирове. Цель - разработать эффективную систему организации межведомственной психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам с признаками суицидального поведения в городе Кирове. Использованы данные профилактических осмотров и мониторирования психического здоровья подростков с применением психодиагностического скрининг-анкетирования (ПСА) с последующим проведением психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи в г. Кирове. Мо-ниторирование психического здоровья подростков в общеобразовательных школах с использованием ПСА позволяет выявлять группу риска (ГР) по психическим расстройствам и суицидальному риску для дальнейшей психопрофилактической работы. Дополнительная психодиагностика лиц из ГР в школах и при профилактическом осмотре позволяет своевременно выявлять психические расстройства и суицидальное поведение с дальнейшей адресной маршрутизацией для оказания своевременной преемственной межведомственной медико-психосоциальной реабилитации.

Ключевые слова: подростки, суицидальное поведение, диагностика, профилактика, реабилитация.

AN ATTEMPT TO ORGANIZE MULTI-AGENCY PREVENTIVE, MEDICAL AND PSYCHOSOCIAL COUNCELLING FOR ADOLESCENTS WITH SUICIDAL BEHAVIOR IN THE CITY OF KIROV

Semakina N.V., ZlokazovaM.V.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: kf28@kirovgma.ru

The article presents the results of the development and practical implementation of the program of prevention and medical and psychosocial counselling for adolescents with signs of suicidal behavior in the city of Kirov. The purpose is to develop an effective system for organizing interdepartmental psychological prevention and medical and psychosocial care for adolescents with signs of suicidal behavior in the city of Kirov. Materials and methods: the data of periodic health examination and adolescent mental health monitoring using psychological diagnostic screening questionnaire (PDSQ) in Kirov were used. Results. Adolescent mental health monitoring in secondary schools using PDSQ allows to identify a risk group (GR) for mental disorders and suicidal risk for further psychoprophylaxis. Additional psychodiagnostics of those who are at risk allows early diagnosis of mental disorders and suicidal behavior and timely interdepartmental medical and psychosocial rehabilitation.

Keywords: adolescents, suicidal behavior, diagnosis, prevention, rehabilitation.

Введение

В современных условиях важной государственной задачей является сохранение психического и физического здоровья молодого поколения. Основные аспекты формирования и социализации личности закладываются в детско-подростковом возрасте. На формирующуюся психику и взрослеющую личность влияют ряд факторов: биологические (генетические задатки психики, состояние нервной системы и соматического статуса), психологические (особенности личности, самооценки, психологические защиты и стратегии совладающего поведения, наличие психопатологических состояний) и социальные (стрессы, дисгармоничное воспитание, материальный и социальный статус семьи, макроэкономические кризисы и др.).

Высокую социальную значимость имеют суицидальные формы поведения среди несовершеннолетних. По данным ВОЗ (2014), около 20% самоубийств в мире приходится на подростко-

вый и юношеский возраст, что обусловлено уязвимостью психики в период пубертатного кризиса.

В России средняя частота суицидов среди подростков составляет 7,9 случая на 100 тысяч [1, 2, 13, 4].

У преобладающего большинства (88,6%) подростков с суицидальным поведением выявлялись психические нарушения (колебания настроения, депрессия, тревога, импульсивность, агрессия, химические зависимости, и др.) [3-10].

Суицидальному поведению в подростковом возрасте способствуют состояние психики и неблагоприятная социальная среда (асоциальная или неполная родительская семья, патологическое воспитание, конфликты со сверстниками, в том числе романтические, физическое и вербальное насилие, индуцирование суицидального поведения средствами массовой информации, политические, социальные и макроэкономические кризисы, этнокультуральные особенности и др.) [5, 6, 10, 11-15].

Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого внутреннего (суици-догенного) конфликта. В динамике суицидогенный конфликт подразделяется на фазу предиспозиции и суицидальный акт. На стадии предиспозиции у подростков могут отмечаться антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы и намерения. Отмечено, что у многих суи-цидентов (45,2-59,6%) детского и молодого возрастов суицидальному акту предшествовали физические самоповреждения для облегчения состояния внутреннего напряжения [16]. Триггерами, способствующими переходу к фазе суицидального акта, являются фрустрация актуальной потребности в форме интра-персонального конфликта (переживания, связанные с чувством долга, страстью, разрывом привязанности, разочарования, обиды и др.) и/или интерперсонального (запрет, приказ, требование, наказание и др.). Критической точкой перехода к суицидальному действию зачастую является ограниченный набор известных субъекту приемлемых вариантов выхода из конфликта, что определяется не только личностными установками и переработкой конфликтной ситуации, но и может быть навязано социальным окружением подростка, что повышает риск принятия решения в сторону суицидального акта [1, 2, 4, 6, 10].

Актуальной является проблема сокрытия окружающими суицидальных действий у подростков, что обусловлено стигматизирующими установками о социальных последствиях после постановки на учет в учреждениях психиатрического и психотерапевтического профиля. Несвоевременность оказания суицидологической помощи в последующем проявляется у половины суицидентов повторными суицидальными актами в кризисных ситуациях [2, 4, 5].

В связи с этим суицидальную и кризисную психологическую помощь необходимо развивать в контексте превенции и профилактики.

В реализации национальных проектов развития РФ особое внимание уделяется совершенствованию инфраструктуры оказания полипрофессиональной медицинской помощи детям по профилактике психических и соматических заболеваний [17-20].

Поэтому актуальным остается вопрос разработки и внедрения в практику адаптированных моделей эффективной преемственной профилактической и медико-психосоциальной помощи подросткам, имеющим признаки суицидального поведения, с привлечением современных технологий мониторирования психического здоровья, определением критериев для выделения групп риска, схем маршрутизации и адресной реабилитации [1, 18, 19].

Исходя из этого, нами создана и реализуется на практике с 2019 г. программа мониторирования психического здоровья, психопрофилактики, медико-психосоциальной помощи подросткам на основе межведомственного взаимодействия в городе Кирове (программа). При создании программы был сделан акцент на оптимизацию имеющихся финансовых и кадровых ресурсов образовательных и медицинских организаций, привлеченных к реализации профилактических и медико-психосоциальных мероприятий.

Цель - разработать эффективную систему организации межведомственной психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам с признаками суицидального поведения в городе Кирове.

Материал и методы

Использованы данные профилактических осмотров и мониторирования психического здоровья подростков с использованием психодиагностического скрининг-анкетирования (ПСА) в г. Кирове, приводящегося на основании постановления городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) от 19.12.2019 и 13.08.2020 «Об утверждении Порядка проведения психодиагностического скрининг-анкетирования среди несовершеннолетних 15-17 лет и работы по профилактике психических нарушений» (Порядок) на основании межведомственного взаимодействия департамента образования администрации г. Кирова, муниципальных общеобразовательных организаций (школ), КОГБУЗ «Детский клинический консультативно-диагностический центр» (ДДЦ); КОГБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья им. академика В.М. Бехтерева» (ЦППЗ).

В работе был использован клинико-психопато-логический метод при проведении профилактических медицинских осмотров врачами-психиатрами ДДЦ.

Психодиагностический метод включал применение программированного ПСА для выявления группы риска (ГР) по психическим расстройствам и суицидальному риску [21, 22]. Использовались опросники на выявление депрессии (Ковач М., вали-дизирован Холмогоровой А.Б. и соавт., 2011) и суицидального риска (модифицирован Разуваевой Т.Н., 2012).

Статистическая обработка проводилась с использованием программы Microsoft Office Excel 2016, описательной статистики.

Результаты исследования

Основной акцент в программе профилактики психических расстройств у подростков был сделан на психопрофилактические, психообразовательные, диагностические и психореабилитационные мероприятия в условиях общеобразовательных школ.

При этом большое внимание уделялось организации первичной психопрофилактики, в частности, психообразованию. С этой целью были внедрены новые формы психообразовательных мероприятий в школах: проведение очных и онлайн-лекций, размещение видеороликов на сайтах школ и медицинских организаций, распространение буклетов с информацией для родителей и педагогов о ранних симптомах суицидального поведения у подростков, важности проведения своевременных консультаций со специалистами (психологами, психотерапевтами и психиатрами) и соблюдения рекомендаций.

Для повышения профессионального уровня школьных психологов и социальных педагогов было проведено обучение по вопросам раннего выявления группы риска по психическим расстройствам и суицидальной предиспозиции, проведению профилактических и психокоррекционных мероприятий.

В рамках реализуемой модели для мониториро-вания психического здоровья подростков ежегодно перед профилактическим медицинским осмотром (профосмотр) психиатра в 20 общеобразовательных школах, включенных в реализацию модели, проводился программированный ПСА, позволяющий выделить ГР по психоэмоциональным нарушениям и суицидальному риску.

В ПСА добровольно приняли участие 4769 учащихся 8-10-х классов (средний возраст - 15,63±0,44 года), по результатам которого в ГР по депрессивным состояниям было отнесено 830 чел. (17,4%).

Важным аспектом в представленной модели стала организация динамического наблюдения и психосоциальной работы с подростками ГР в школах [23].

В рамках динамического наблюдения за учащимися ГР школьные психологи собирали диагностическую информацию от педагогов (дневники наблюдения), в которых отмечались основные характеристики психического состояния и социальной адаптации учащегося. Привлечение педагогов к динамическому наблюдению позволяет школьным психологам своевременно выявлять признаки психосоциальной дезадаптации и проводить психокоррек-ционные мероприятия.

С учащимися ГР, имеющими признаки психосоциальной дезадаптации и суицидального риска, проводилось психологическое консультирование с обязательным привлечением родителей для нормализации детско-родительских отношений, учебного процесса и взаимодействия с педагогами. С подростками и родителями из неблагополучных семей осуществлялась работа социальными педагогами школ.

Школьные психологи на классных часах выступали с интерактивными лекциями на тему «Как справляться с психологическим напряжением и к кому обращаться в кризисных ситуациях за помощью?» с указанием адресов, сайтов и телефонов медицинских организаций, в которые можно обратиться за психолого-психотерапевтической помощью. Такая форма психообразовательной работы в классах позволяет установить диалог с подростками, привлечь их внимание к имеющемуся у них психологическому дискомфорту, мотивировать на получение психологической помощи и снизить стигматизирующий барьер.

Все учащиеся ГР были дополнительно обследованы психологами школ с использованием опросников на выявление депрессии (М. Ковач) и диагностику суицидального риска (Т.Н. Разуваевой). По результатам психодиагностики повышенный уровень депрессии был выявлен у 299 чел. (6,3%), а суицидальный риск - из 102 чел. (2,1%). Всем родителям подростков с признаками депрессии психологи школ выдавали рекомендации о необходимости медико-психологического обследования в ДДЦ. В последующем за этими подростками продолжали вести наблюдение школьные психологи.

В соответствии с утвержденным КДН Порядком результаты ПСА использовались психиатрами при проведении профосмотров, что позволяло обратить особое внимание на подростков ГР и направить при наличии признаков психических расстройств в ДДЦ или ЦППЗ для дальнейшего обследования медицинскими психологами, психиатрами и/или психотерапевтами.

Особое внимание при профосмотре психиатры и врачи других специальностей уделяли наличию признаков аутоагрессивного самоповреждающего поведения в виде порезов. В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 2.04.2019 № 135-П (изм. 25.06.2020 № 344-П) «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профи-

лактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних» врачи обязаны немедленно принимать экстренные действия, включающие комплекс мер по устранению непосредственной угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего. В комплекс экстренных мероприятий входит не только оказание медицинской помощи (при наличии показаний - неотложная медицинская помощь), но и обязательное немедленное информирование о фактах любых форм дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации в органы внутренних дел (ОВД) и прокуратуры для дальнейшего выявления фактов (признаков) нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и принятия решения о наличии или отсутствии необходимости взаимодействия при организации мероприятий помощи несовершеннолетним, их родным или иным законным представителям в рамках проведения с ними индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

В рамках установленного взаимодействия сотрудники ОВД сообщают информацию об установленных фактах суицидальных действий несовершеннолетними в КДН и органы опеки и попечительства, которые принимают меры по оказанию несовершеннолетнему медицинской, социально-психологической и педагогической помощи.

В КДН на каждого несовершеннолетнего, совершившего суицидальные действия, составляется индивидуальная программа реабилитации (ИПР), включающая профилактические и реабилитационные мероприятия органов и учреждений, участвующих в межведомственном взаимодействии по предупреждению и устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

Так, за период 2019-2020 гг. психиатрами ДДЦ при проведении профосмотров учащихся (7503 чел.) общеобразовательных школ было выявлено 68 (0,9%) подростков с признаками аутоагрессивного поведения (самопорезы), все они были направлены на обследование в ДДЦ и ЦППЗ для обследования и лечения, а также о каждом случае были информированы сотрудники ОВД. После обследования и прохождения курса медико-психологической помощи в ЦППЗ на 19 подростков в КДН были составлены ИПР с подробным описанием мероприятий медицинской и социально-психологической реабилитации с привлечением психиатров и психотерапевтов медицинских учреждений (ДДЦ и ЦППЗ), психологов и социальных педагогов общеобразовательных организаций, специалистов дополнительного образования, молодежных объединений, центров социальной помощи, при необходимости - органов опеки и попечительства несовершеннолетних. Контроль за проведением мероприятий осуществлялся председателями муниципальных КДН. Среди подростков, получавших профилактическую и реабилитационную помощь, в последующем суицидальных попыток не было зарегистрировано.

Обсуждение

Персонифицированный преемственный межведомственный подход в реализации профилактической и реабилитационной работы позволяет осуществлять динамический контроль за психическим

состоянием и социальным функционированием несовершеннолетнего, имеющего признаки суицидального поведения, своевременно выявлять признаки психосоциальной дезадаптации и проводить медико-психосоциальную реабилитацию.

Заключение

Представленная модель организации психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам с признаками суицидального поведения в городе Кирове позволяет эффективно мониторировать психическое здоровье в общеобразовательных школах с использованием ПСА, выявлять ГР по психическим расстройствам и суицидальному риску для дальнейшей психопрофилактической работы. Дополнительная психодиагностика лиц из ГР в школах и при профилактическом осмотре позволяет своевременно выявлять психические расстройства и суицидальное поведение с дальнейшей адресной маршрутизацией для оказания своевременной преемственной межведомственной медико-психосоциальной реабилитации.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул. 2014. 100 с. [Alimova M.A. Suitsidal'noe povedenie podrostkov: diagnostika, profilaktika, korrektsiya. Barnaul. 2014. 100 p. (In Russ.)]

2. Панченко Е.А., Положий Е.С. Суицидальная ситуация среди детей и подростков в России // Российский психиатрический журнал. 2012. № 1. С. 52-56. [Panchenko E.A., Polozhij E.S. The suicidai situation among children and adolescents in Russia. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal. 2012;1:5-56. (In Russ.)]

3. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4-8. [Popov Yu.V., Pichikov A.A. Features of suicidai behavior in adolescents (literature review). Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii im. V.M. Bekhtereva. 2011; 4:4-8. (In Russ.)]

4. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Суицидальное поведение у подростков. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. 366 c. [Popov Yu.V., Pichikov A.A. Suitsidal'noe povedenie u podrostkov. Sankt-Peterburg: SpetsLit; 2017. 366 p. (In Russ.)]

5. Дозорцева Е.Г., Сыроквашина К.В. Завершенные суициды у подростков: психологические и клинико-психо-логические факторы // В сборнике: Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. 2016. С. 41-44. [Dozortseva E.G., Syrokvashina K.V. Zavershennye suitsidy u podrostkov: psikhologicheskie i kliniko-psikhologicheskie faktory. In: Psihicheskoe zdorov'e cheloveka XXI veka. Sbornik nauchnykh statei po materialam Kongressa. 2016. P. 41-44. (In Russ.)]

6. Карасева Е.А., Гусева Э.Т. Анализ готовности к суициду у подростков, совершивших суицидальную попытку, и у подростков, имеющих суицидальные намерения // В книге: Человек в современном мире: идентичность и межкультурная коммуникация. Международная коллективная монография. Дюссельдорф. 2019. С. 319-326. [Karaseva E.A., Guseva E.T. Analiz gotovnosti k suitsidu u podrostkov,

sovershivshikh suitsidal'nuyu popytku, i u podrostkov, imeyushchikh suitsidal'nye namereniya. In: Chelovek v sovremennom mire: identichnost' i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. [International collective monograph.] Dusseldorf; 2019. P. 319-326. (In Russ.)]

7. Лукашук А.В., Филиппова М.Д., Сомкина О.Ю. Характеристика детских и подростковых суицидов // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2016. № 2. Т. 24. С. 137-142. [Lukashuk A.V., Filippova M.D., Somkina O.Yu. Characteristics of child and adolescent suicide. Rossiiskii mediko-biologicheskii vestnik imeni akademika I.P. Pavlova. 2016;2(24):137-142. (In Russ.)]

8. Макушкин Е.В., Демчева Н.К. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000-2018 годах // Российский психиатрический журнал. 2019. № 4. С. 4-15. [Makushkin E.V., Demcheva N.K. Dynamics and comparative analysis of child and adolescent morbidity with mental disorders in the Russian Federation in 2000-2018. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal. 2019;4:4-15. (In Russ.)]

9. Петрова Н.Н., Задорожная М.С. Особенности суицидального поведения и нарушения гендерной ауто-идентификации у пациентов с юношескими депрессиями // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2013. № 3. С. 59-64. [Petrova N.N., Zadorozhnaya M.S. Features of suicidal behavior and gender autoidentification disorders in patients with juvenile depression. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoipskihologii. 2013;3:59-64. (In Russ.)]

10. Руженкова В.В., Руженков В.А. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: медицина, фармация. 2011. № 22 (117). С. 26-32. [Ruzhenkova V.V., Ruzhenkov V.A. Suitsidal'noe povedenie v podrostkovom i yunosheskom vozraste. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: meditsina, farmatsiya. 2011;22 (117):26-32. (In Russ.)]

11. Агеев Н.В., Щербань И.С. Влияние «групп смерти» на суицид среди подростков // В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков и др. 2017. С. 240-242. [Ageev N.V., Shcherban' I.S. Vliyanie «grupp smerti» na suitsid sredi podrostkov. In: Pedagogika i psikhologiya: perspektivy razvitiya. Sbornik materialov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Shirokov O.N. et al, editors. 2017:240-242. (In Russ.).

12. Дорошенко О.М. Суицид подростков и масс-медиа как источник давления // В книге: Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов. 2021. С. 320-321. [Doroshenko O.M. Suitsid podrostkov i mass-media kak istochnik davleniya. In: Problemy bor'by s prestupnost'yu i podgotovki kadrov dlya pravookhranitel'nykh organov. 2021. P. 320-326. (In Russ.)]

13. Лукашук А.В., Меринов А.В. Родительская ауто-агрессия: связь с суицидальной активностью их потомства // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2017. № 1. С. 86-91. [Lukashuk A.V., Merinov A.V. Parental autoaggression: connection with suicidal activity of their offspring. Rossiiskii mediko-biologicheskii vestnik im. akademika I.P. Pavlova. 2017;1:86-91. (In Russ.)]

14. Несват В.А. Фрустрационные реакции подростков, предрасположенных к совершению суицида // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 82-84. [Nesvat V.A. Frustrating reactions of adolescents predisposed to commit suicide. Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya. 2016; 3(118): 82-84. (In Russ.)]

15. Примышева Е.Н., Макарова Л.А., Макарова И.Е. Причины суицидов у подростков (обзор литературы) // Таврический журнал психиатрии. 2017. Т. 21. № 4 (81). С. 1114. [Primysheva E.N., Makarova L.A., Makarova I.E. Causes of suicide in adolescents (literature review). Tavricheskii zhurnal psikhiatrii. 2017;4 (81);21:11-14. (In Russ.)]

16. Попов Ю.В., Пичиков А.А., Яковлева Ю.А. Динамика самоповреждающего поведения и суицидального фантазирования в подростковом возрасте // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2016. № 4. С. 80-85. [Popov Yu.V, Pichikov A.A., Yakovleva Yu.A. Dynamics of self-injurious behavior and suicidal fantasizing in adolescence. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoj psikhologii im. V.M. Bekhtereva. 2016;4:80-85. (In Russ.)]

17. Баранов А.А., Кучма В.Р. Профилактические основы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в интересах детей // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 10-11. [Baranov A.A., Kuchma V.R. Preventive foundations for the development of a priority national project in the field of healthcare in the interests of children. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii. 2008;1:10-11. (In Russ.)]

18. Гусарова В.А., Иванов М.В. Развитие и совершенствование системы психопрофилактики в детском возрасте // Психическое здоровье. 2019. № 9. С. 16-24. [Gusarova V.A., Ivanov M.V. Development and improvement of the system of psychoprophylaxis in childhood. Psikhicheskoe zdorov'e. 2019;9:16-24. (In Russ.)]

19. Корень Е.В., Куприянова Т.А. Концепция психического здоровья и психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами // Российский психиатрический журнал. 2012. № 3. С. 4-12. [Koren' E.V., Kupriyanova T.A. The concept of mental health and psychosocial rehabilitation of children and adolescents

with mental disorders. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal. 2012;3:4-12. (In Russ.)]

20. Фесенко Ю.А. Мультидисциплинарный подход к профилактике суицидов у детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 242-243. [Fesenko Yu.A. Multidisciplinary approach to suicide prevention in children and adolescents. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detei ipodrostkov. 2017;S2(17):242-243. (In Russ.)]

21. Злоказова М.В., Семакина Н.В. О результатах скрининг-анкетирования подростков при проведении профилактических психиатрических осмотров для выявления пограничных психических расстройств // Медицинский альманах. 2018. № 5 (56). С. 174-176. [Zlokazova M.V., Semakina N.V. On the results of screening questionnaires of adolescents during preventive psychiatric examinations to identify borderline mental disorders. Meditsnskii al'manakh. 2018;5 (56):174-176. (In Russ.)]

22. Злоказова М.В., Семакина Н.В., Ланских Ю.В., Наумкина Е.С. Сравнительный анализ результатов профилактических психиатрических осмотров и скрининг-анкетирования подростков // Вятский медицинский вестник. 2019. № 1 (9). С. 48-54. [Zlokazova M.V., Semakina N.V., Lanskikh Yu.V., Naumkina E.S. Comparative analysis of the results of preventive psychiatric examinations and screening questionnaires of adolescents. Vyatskii meditsinskii vestnik. 2019; (9):48-54. (In Russ.)]

23. Семакина Н.В., Злоказова М.В. Профилактика пограничных психических расстройств и нарушений поведения у подростков в общеобразовательной школе // Медицинский вестник МВД. 2021. № 4 (113). С. 14-16. [Semakina N.V., Zlokazova M.V. Prevention of borderline mental disorders and behavioral disorders in adolescents in secondary school. Meditsnskii vestnikMVD. 2021;4 (113):14-16. (In Russ.)]

УДК 613.99 DOI 10.24412/2220-7880-2021-4-70-73

АНАЛИЗ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТИ Г. КАЗАНИ, К БАРЬЕРНЫМ МЕТОДАМ КОНТРАЦЕПЦИИ.

1Юпатов Е.Ю., 2Курманбаев Т.Е., 3Аглиуллина С. Т., 4Хайруллина Э.А.

'Казанская государственная медицинская академия - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Казань, Россия (420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 36), e-mail: e.yupatov@mcclinics.ru.

2ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны России, г. Санкт-Петербург, Россия (194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6) 3ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия (420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49)

4ГАУЗ «Городская клиническая больница № 11», Казань, Россия (420127, Казань, ул. Максимова, 34/24) Проблема контрацептивного поведения является одной из актуальных: заболеваемость ИППП продолжает увеличиваться, при этом в последние годы наблюдается тенденция к увеличению частоты заражения в возрастной группе старше 50 лет. Несмотря на активную пропаганду использования барьерных методов контрацепции как наиболее эффективных в профилактике ИППП и нежелательной беременности, приверженность к ним населения остается невысокой. Цель исследования - проанализировать приверженность к контрацепции женского населения Кировского, Московского, Ново-Савиновского, Авиастроительного районов города Казани по материалам историй болезни гинекологического отделения ГАУЗ «Городская больница № 11» г. Казани за 2018 г. Всего проанализировано 150 амбулаторных карт обратившихся за медицинской помощью в ГАУЗ «Городская больница № 11» г. Казани в 2018 году. Учитывались следующие данные: возраст; возраст начала половой жизни; семейный статус; число половых партнеров в течение жизни; число беременностей; число искусственных абортов; наличие инфекций, передающихся половым путем (ИППП), в анамнезе; методы контрацепции. Статистическая обработка данных проведена с помощью программ Microsoft Office Excel 2010, онлайн-калькуляторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.