КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI 10.24412/cl-37257-2024-1-146-149 Алигаева Н.Н.
Биопсихосоциодуховный подход при диагностике и коррекции эмоциональных состояний осужденных-
инвалидов
Академия ФСИН России, Рязань, Россия
Осужденные-инвалиды являются одной из самых уязвимых категорий лиц, отбывающих наказание в условиях лишения свободы и склонных испытывать целый спектр различных эмоциональных состояний с переходом в эмоциональные нарушения, приводящие к развитию симптомов психических расстройств.
В настоящее время в энциклопедиях и специализированных словарях отсутствует четкое определение понятия «эмоциональное состояние». Современные исследователи рассматривают данный термин как в рамках психологии эмоций, так и психологии состояний. В данном исследовании автор опирается на определение, сформулированное А.А. Реаном: эмоциональные состояния — «переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения» [1].
При изучении эмоциональных состояний осужденных-инвалидов и факторов, оказывающих на них влияние, значимость приобретает применение биопсихосоциодуховного подхода, который заключается в комплексном отношении к особенностям эмоциональных состояний с точки зрения биологической, психологической, социальной и духовной направ-ленностей.
Данная тема является актуальной в настоящее время в связи с распространением случаев приобретения инвалидности в местах лишения свободы (связанными как с несчастными случаями на производстве, так и с преднамеренными получениями увечий для оформления социальных льгот и присвое-
ния особого статуса и привилегий) и увеличением количества осужденных-инвалидов на этапе поступления в исправительное учреждение. Согласно данным РБК, основанным на официальной статистике Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по разным регионам, систематизированной аналитиками проекта «Если быть точным» фонда «Нужна помощь», по состоянию на конец 2020 года в России в местах лишения свободы содержалось 17,6 тыс. человек с инвалидностью (около 4 %). В Еврейской автономной области доля инвалидов в колониях и СИЗО составило 14 %, что вывело регион на лидирующие позиции по данному показателю [2]. По состоянию на конец 2022 года в учреждениях ФСИН содержалось 17,8 тыс. инвалидов, более 400 из них — инвалиды первой группы [3]. Представленные показатели свидетельствуют о значимости внедрения программ сопровождения для данного контингента.
Комплексная работа подразумевает не только привлечение специалистов различного профиля, но и всестороннее исследование факторов, оказывающих влияние на личность осужденного-инвалида. Применение биопсихосо-циодуховного подхода способствует структурированию и целостному представлению изменений, которые могут происходить как с самим человеком, так и с его жизненными обстоятельствами.
Биологический подход в рамках данного исследования заключается в выявлении и изучении биологических факторов, оказывающих влияние на эмоциональные состояния осужденных-инвалидов. Условно нами были выделены следующие: вид соматического или психического нарушения, группа инвалидности, сопутствующие заболевания, наличие химических зависимостей, особенности анамнеза и перенесенных заболеваний и травм, генетические предрасположенности и т.д. Безусловно, любые соматические нарушения способствуют изменению эмоционального состояния человека, и чем сложнее симптомы и физический дефект, тем более будут присущи осужденному патологические особенности эмоциональной сферы.
В исправительных учреждениях распространены случаи умышленного нанесения повреждений для приобретения физических дефектов, приводящих к установлению группы инвалидности. Больные открытой формой туберкулеза и ВИЧ-инфекцией отказывались или избегали медикаментозного лечения, усугубляя состояние собственного здоровья, что в дальнейшем приводило к возможности получения привилегий: послабления режима содержания, освобождения от трудовой деятельности и срока отбывания наказания в связи с болезнью [4].
Социальный подход заключается в изучении таких параметров, как возраст, образование, семейное положение, место жительства, трудоустройство, статья УК РФ, количество прежних судимостей, тюремный статус, срок отбывания, этап отбывания. Изучение данных об условиях развития осужденного и окружающей его социальной среды позволяет предвидеть возможные их последствия для психологических особенностей осужденного и способов его взаимодействий в сложных жизненных обстоятельствах. Проявление эмоциональных состояний осужденных-инвалидов непосредственно связано с их жизненным опытом, что позволяет специалистам составлять программы
психологического сопровождения с учетом специфических особенностей данного фактора.
Психологический подход при диагностике эмоциональных состояний осужденных-инвалидов играет ключевую роль в связи с отнесенностью данного явления к психической сфере человека. Психолог при реализации диагностических мероприятий прибегает к различным способам изучения личности осужденного, включая наблюдение, тестовые и проективные методики, опросники самоанализа, сбор независимых характеристик в рамках социометрии и личного опроса сотрудников учреждения. При исследовании психологического фактора также необходимо уделить внимание таким особенностям, как внутренняя картина болезни, временная перспектива, суицидальный риск, черты характера, стратегии адаптации к старости и инвалидности и т.д.
Духовный подход предполагает исследование динамики развития личности в духовной сфере и ее влияние на проявление эмоциональных реакций и состояний. Целенаправленно исследования духовной сферы человека специалисты психологического профиля не проводят, однако в рамках психологической беседы и интервью могут задать вопросы по данной теме для выявления возможного объяснения поступкам и эмоциональным реакциям осужденного-инвалида.
В эмпирическом исследовании приняли участие 138 осужденных-инвалидов и 150 осужденных без установленной группы инвалидности, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Рязанской области. Основными методами исследования являлись сбор независимых характеристик, анализ личных дел, тестовые методики и опросники (шкала ситуативной тревожности Спилбергера — Ханина, тест фрустрационных состояний С. Розенцвейга, шкала дифференциальных эмоций К. Изарда).
Анализ полученных данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона позволил выявить связи между различными факторами и показателями шкал тестов и опросников.
Между ситуативной тревожностью осужденных-инвалидов и их образованием отмечается обратная корреляционная связь (г = -0,31; р < 0,01). Для осужденных-инвалидов характерно наличие прямой корреляционной связи между потребностью в достижении цели и интрапунитивными реакциями (г = 0,32; р < 0,01), индексом позитивных эмоций (г = 0,42; р < 0,01), интересом (г = 0,56; р < 0,01), радостью (г = 0,26; р < 0,01).
Корреляционная связь отмечается также между показателями степени социальной адаптивности и характером реакции на фрустрирующую ситуацию: при высоких показателях степени социальной адаптивности характерно использование препятственно-доминантного типа реакции (г = 0,37; р < 0,01), а при низких показателях — импунитивного типа (г = -0,44; р < 0,01). Эго-защитный тип реакции имеет корреляционные связи с возрастом осужденного-инвалида: чем старше человек, тем меньше он склонен перекладывать ответственность на других лиц или признавать ответственность.
Было выявлено, что для осужденных с более низким уровнем образования, с третьей группой инвалидности, совершивших особо тяжкое преступ-
ление, с большим сроком отбывания наказания, с меньшим числом судимостей, с тюремным статусом «серые» в большей степени характерна высокая потребность в достижении собственных целей. Также отмечаются обратные корреляционные связи между индексом негативных эмоций и возрастом (г = -0,22; p < 0,05), с видом преступления (г = -0,20; p < 0,05), тюремным статусом (г = -0,40; p < 0,01), потребностью в общении (г = -0,18; p < 0,05).
Результаты данного исследования свидетельствуют о наличии связей между различными параметрами биологических, социальных, психологических и духовных факторов и шкалами опросников, направленных на исследование эмоциональных состояний, что свидетельствует о значимости учета данных факторов при работе с осужденными-инвалидами.
Таким образом, применение синергетического подхода с четырьмя векторами биопсихосоциодуховного подхода позволяет комплексно подойти к изучению эмоциональных состояний осужденных-инвалидов, особенностей их проявления и длительности и позволяет разработать программу психологической коррекции с учетом степени воздействия определенного фактора (биологического, психологического, социального, духовного) на развитие эмоционального состояния.
Список литературы
1. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
2. Данные ФСИН выявили регионы с более чем 20 % больных ВИЧ среди заключенных // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/24/09/2021/ 614c69869a794750745e840b?ysclid=lr7z9ztt88421145018&from=copy (дата обращения: 10.01.2024).
3. За решеткой остаются многие тысячи инвалидов // Независимая газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/politics/2022-10-23/3_8572_prison. html?ysclid=lr7z9j3evm752407455 (дата обращения: 10.01.2024).
4. Кузьмин С.И., Пертпи Л.Ф. Криминологическая характеристика осужденных с ограничениями жизнедеятельности // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2017. № 2(31). С. 29-32.