УДК 343.8-056.84 : 159.9
DOI 10.33463/2072-8336.2022.3(60).081-091
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ-ИНВАЛИДОВ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Н. З. Алигаева
Для цитирования
Алигаева, Н. З. Психологические особенности осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы / Н. З. Алигаева // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 3(60). - С. 81-91. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.3(60).081-091.
^СС^ G} О Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей осужденных, имеющих группу инвалидности и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения факторов, в том числе психологических, оказывающих воздействие на состояние лиц с инвалидностью в период адаптации и отбытия наказания, что позволит составлять программы их психологической коррекции и сопровождения с учетом факторов, препятствующих благополучной адаптации и ресоциализа-ции. Для комплексного исследования особенностей осужденных-инвалидов изучались их социально-демографические, медицинские и криминальные
© Алигаева Н. З., 2022
характеристики, а также проводилось психодиагностическое обследование с применением следующих методик: «Комплексное исследование личности осужденного (КИЛО)», Фрайбургский личностный опросник, опросник суицидального риска, тест смысложиз-ненных ориентаций, опросник для определения уровня волевого самоконтроля. Экспериментальную выборку составили 123 осужденных, имеющих группу инвалидности. В контрольную группу включены 150 осужденных без инвалидности, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях УФСИН России по Рязанской области. Результаты эмпирического исследования позволили выявить следующие психологические особенности, характерные для осужденных-инвалидов: низкий уровень энергичности и спонтанности, невротичность, депрес-
сивность, высокий уровень импульсивности, раздражительности, робость, застенчивость, нерешительность, слабая вера в собственные способности, избегание межличностного общения, склонность к нарушениям правил внутреннего распорядка, обману, агрессивным проявлениям, демонстративно-шантажному поведению, негативное восприятие собственной личности, своих психических и физических особенностей и др. Выявленные психологические особенности играют значимую роль при проведении мероприятий, направленных на адаптацию лиц, имеющих инвалидность, к условиям отбывания наказания, при разработке программ психологической коррекции и сопровождения в местах лишения свободы, а также при подготовке к освобождению и дальнейшей ресоциализации.
Ключевые слова: осужденные-инвалиды, социально-значимые заболевания, физические нарушения, психологические особенности, социальные и биологические факторы, правонарушения, места лишения свободы, адаптация, ресоциализация.
Инвалидность привносит в жизнь человека значительные изменения, оказывающие огромное влияние на все сферы жизни: быт, трудовую и учебную деятельность, межличностное взаимодействие. Однако прежде всего изменяется его внутреннее состояние, взгляды, ценности, убеждения.
Попадая в места лишения свободы, человек дополнительно подвергается стрессу, который оказывает негативное влияние на его психическое и физическое состояние, способствуя дезадаптации и различным формам деструктивного поведения [4]. Условия социальной изоляции способствуют
изменению индивидуально-психологических особенностей данных лиц, приводя к «количественной и качественной перестройке», которая оказывает воздействие на структуру личности. Стремясь адаптироваться к данным условиям, осужденные-инвалиды меняют свое отношение к сложившимся обстоятельствам и к самому себе [9].
Поведение осужденного обусловливается не только субъективными (внутренними) факторами, но и объективными (внешними). В исправительных учреждениях значимость приобретает влияние социальной среды, взаимодействие с которой влечет за собой изменение эмоционального состояния человека. В период адаптации к отбытию наказания отношение человека к учебе, труду, воспитательным мероприятиям, к сотрудникам учреждения и осужденным будет отражаться на его поведении и состоянии [7]. Социально-психологическая обстановка оказывает воздействие на психологический и эмоциональный фон осужденных, так как процесс отбытия наказания в местах лишения свободы отграничивает людей от остального общества, и их мировоззрение складывается в зависимости от происходящих в учреждении событий [10]. Групповые процессы, происходящие в среде осужденных, отражают «благополучие» социально-психологической обстановки. Однако доминирующие члены группы, которые руководствуются провозглашаемыми ими правилами, стремятся к послаблению режима отбывания наказания путем давления на более уязвимые категории лиц в учреждении, в том числе на осужденных-инвалидов. Данный процесс начинается с наблюдения за тем, как руководство реагирует на относительно тривиальные вызо-
вы, и обостряется, если оно не может или не хочет реагировать на действия осужденных [11].
Необходимо также отметить, что большинство осужденных-инвалидов имеют ряд социально значимых заболеваний: туберкулез, гепатит В и С, вирус иммунодефицита человека (СПИД) и др. Распространенными являются диабет, гипертония, перенесенный ранее инфаркт миокарда и персистирующая астма [14]. Наличие данных заболеваний оставляет «отпечаток» на психологических особенностях осужденных. Известно, что осужденные, имеющие туберкулез, характеризуются повышенным уровнем импульсивности, замкнутостью, ригидностью, негативными эмоциональными реакциями, избеганием контактов с другими людьми. ВИЧ-инфицированным осужденным свойственны агрессивные и аутоагрессивные проявления поведения, нигилизм, нестабильность эмоционального состояния со склонностью к депрессивности, ригидности, тревожности, отрицание концепции собственной жизни. Инфицированные гепатитом В и С обладают следующими психологическими особенностями: отрицание собственного заболевания, трудности в адаптации к социуму, преобладание негативных эмоциональных проявлений, общая слабость и вялость, стремление к замкнутости [2].
Нередки случаи, когда осужденные, болеющие социально значимыми заболеваниями, умышленно способствуют ухудшению здоровья, отказываясь от медицинского лечения, что в дальнейшем приводит к неизбежным результатам и получению группы инвалидности, которая даем им определенные привилегии: послабление режима содержания, социальную пенсию,
освобождение от работы и др. [6]. Однако даже после освобождения, как правило, лечение не возобновляется, что является причиной обострения течения заболевания и повторного совершения правонарушений [12].
Адаптация лиц, имеющих инвалидность, к местам лишения свободы сопровождается рядом сложностей. Как отмечают Б. В. Александров, Н. Н. Тав-тилова, Т. П. Скрипкина, о негативном отношении к тюремной среде и трудностях в преодолении фрустрационных состояний свидетельствует высокий уровень агрессивности и враждебности, который создает препятствие для адаптации к условиям исправительных учреждений [1]. Сотрудники учреждений заявляют, что язык, используемый осужденными для описания своих чувств, довольно простой и часто сосредоточен на гневе или разочаровании [13]. Для совладания с трудностями осужденные-инвалиды, как правило, применяют неадаптивные копинги - «игнорирование», «смирение» и «растерянность» [3].
Трудности в адаптации обуславливаются также тем, что осужденные-инвалиды имеют ряд проблем, связанных с проявлениями их соматического заболевания или физических недостатков, с установлением контактов с другими людьми, неуверенностью в себе и своих способностях, отсутствием мотивации к труду и обучению. Д. В. Сатторова отмечает, что для осужденных-инвалидов, отличающихся повышенной тревожностью и склонностью к нервно-психическим срывам, характерен более длительной период адаптации к условиям отбывания наказания [8].
При составлении программ психологической коррекции и сопровожде-
ния необходимо учитывать взаимосвязь психологических и физических особенностей осужденных-инвалидов [9]. Именно поэтому цель данного исследования - выявление психологических особенностей осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Экспериментальную группу составили 138 осужденных, имеющих группу инвалидности и отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Рязанской области. В эксперименте приняли участие 123 человека (89,2 %), по физическим особенностям не смогли участвовать 6 человек (4,3 %), отказались от участия - 9 (6,5 %). Социально-демографические, медицинские и криминальные особенности групп представлены в таблице 1.
Исследование позволило выявить, что распространенной группой инвалидности среди осужденных является третья, а среди заболеваний - нарушение системы крови и иммунной системы (33,3 %) и нарушение функций верхних и нижних конечностей (30,3 %). Среди преступлений, совершенных данными лицами, доминирующими являются преступления против жизни и здоровья (42,5%) и преступления против собственности (10%).
При проведении исследования основное внимание уделялось соблюдению этических норм: уважение, конфиденциальность (неразглашение медицинских сведений об испытуемом), ответственность и честность, а также созданию благоприятных условий для комфортной работы осужденных и устранению факторов, препятствующих этому. Психодиагностическое обследование проводилось индивидуально с осужденными, имеющими
инвалидность. Экспериментатор предлагал протокол с заданиями и зачитывал инструкцию к методикам. При возникновении трудностей он оказывал необходимую помощь (предоставлял повторно инструкцию, помогал заполнить бланки осужденным, имеющим нарушение функций верхних конечностей и проблемы с чтением).
Для изучения психологических особенностей осужденных-инвалидов применяли следующие психодиагностические методики: методика «Комплексное исследование личности осужденного (КИЛО)» (Е. А. Чебалова); Фрайбургский личностный опросник (в адаптации А. А. Крыловой, Т. И. Рон-гинской), предназначенный для диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения; тест смысложизненных ориентаций (создана Д. А. Леонтьевым на основе версии К. Муздыбаева, являющейся адаптацией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика), опросник «Волевой самоконтроль» (Е. В. Эйдман, А. Г Зверков); опросник суицидального риска (А. Г Шмелев, И. Ю. Белюкова).
Результаты психодиагностического обследования заносились в программу Psychometric Expert 9.1.0 для выявления «сырых» баллов, которые в дальнейшем подвергались статистической обработке в программе IBM SPSS Statistics 22 с использованием t-критерия Стьюдента, направленного на оценку различий между средними показателями двух независимых выборок по уровню определенного признака.
Статистически значимые различия были выявлены по шкалам «ауто-агрессия» (p < 0,001) и «импульсив-
Таблица 1
Социально-демографические характеристики групп
Параметры Экспериментальная группа, % Контрольная группа (п = 150), %
от 20 до 30 15 21
от 31 до 40 27,5 48
Возраст от 41 до 50 32,5 18
от 51 до 60 17,5 10
от 61 7,5 3
женат 25 295
Семейное поло- холост 62,5 64
жение разведен 10 5
вдовец 2,5 1,5
начальное 2,5 2,5
неполное среднее 20 11,5
Образование среднее 45 34
среднее специальное 30 51
высшее 2,5 1
Вид преступления тяжкое 35 28
средней тяжести 10 13
особо тяжкое 55 59
Криминальный статус мужики («серые») 47,5 28
козлы («красные») 35 62
опущенные («голубые») 17,5 10
Группа инвалидности 1-я 2,5 -
2-я 30 -
3-я 67,5 -
нарушение языковых и речевых функций 6,0 -
нарушение сенсорных функций (зрение, слух) 18,2 -
Заболевания нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций (нарушение функций верхних и нижних конечностей) 30,3 -
нарушение функций сердечно-сосудистой системы 9,2 -
нарушение функций дыхательной системы 3 -
нарушение системы крови и иммунной системы 33,3 -
ность» (р < 0,01), показатели которых выше в экспериментальной группе. При анализе результатов применения методики «Комплексное исследование личности осужденного» обнаружили особенности, характерные для осужденных-инвалидов: повышенная импульсивность, отчуждение, уязвимость в межличностных контактах, склонность к преодолению норм (выражается в нарушениях правил внутреннего распорядка исправительного учреждения), ко лжи, агрессии и аутоа-грессии, макиавеллизму (рис. 1).
Статистически значимых различий достигли показатели шкал «раздражительность» (р < 0,01) и «реактивная агрессивность» (р < 0,05), которые выше в выборке осужденных-инвалидов, а также «экстраверсия»
(р < 0,01) и «открытость» (р < 0,05), показатели которых выше в выборке осужденных, не имеющих инвалидности. Дополнительно отмечаются повышенные баллы в сравнении с показателями контрольной группы по шкалам «невротичность», «спонтанность», «депрессивность», «застенчивость», «маскулинность» (рис. 2).
По шкале «максимализм» (р < 0,05) достигнуты статистически значимые различия. Наблюдается также тенденция к значимости по шкале «риск суицида» (р < 0,05). Для осужденных-инвалидов характерны негативная оценка собственной личности, представления о своей физической и психической несостоятельности (шкала «несостоятельность»), инфантильный максимализм ценностных установок,
Рис. 1. Сравнение средних показателей по методике КИЛО (КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа): СЖО - установка на социально-желательные ответы, КСО - контроль случайных ответов, Т - тревожность, О - отчуждение, Р - ригидность, И - импульсивность, УМК - уязвимость в межличностных контактах, СЭ - сила Эго, ПНП - склонность к преодолению норм и правил, СЛ - склонность ко лжи, Аг - склонность к агрессии, АА - аутоагрессия, ГУ - гедонистические установки, СР - склонность к риску, МАК - макиавеллизм, ПКС - принятие криминальной субкультуры, Побег - прогноз совершения побега (сроком на 1,5 года)
эмоциональная фиксация на неудачах, локальный конфликт в одной сфере жизни переносится на другие, трудности компенсации (шкала «максимализм»), сложность в конструктивном планировании будущего, «преобладание» определенного отрезка жизни (шкала «временная перспектива») (рис. 3).
Сравнение средних показателей по методике изучения смысложиз-ненных ориентаций показало, что для осужденных, имеющих группу инвалидности, характерны отсутствие конкретных целей в будущем, придающих жизни смысл, направленность и временную перспективу, неудовлетворенность жизнью в настоящем (однако возможна фиксация на воспоминаниях о прошлом или мечтах о будущем), представление о себе как о личности, не способной построить жизнь в со-
9 -,-
ответствии со своими взглядами о ее смысле (рис. 4). Статистически значимые различия отмечаются по шкале «локус контроля-Я» (р < 0,05), низкие показатели которой в экспериментальной группе характеризуют неверие осужденных-инвалидов в контроль событий собственной жизни.
Оценка уровня волевого самоконтроля позволила выявить у осужденных-инвалидов ранимость, неуверенность в себе, сниженность общего фона активности, невысокий уровень рефлексивности (рис. 5). Статистически значимые различия наблюдаются по шкалам «настойчивость» (р<0,01) и «общий самоконтроль» (р<0,01).
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы. Для осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы, характерны
ЭГ КГ
III IV V VI VII VIII IX X
XI XII
II
Рис. 2. Сравнение средних показателей Фрайбургского личностного опросника (КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа): I - невротичность, II - спонтанность, III - депрессивность, IV - раздражительность, V -общительность, VI - уравновешенность, VII - реактивная агрессивность, VIII - застенчивость, IX - открытость, X - экстраверсия, XI - эмоциональная лабильность, XII - маскулинность
16 14 12 10 8 6
ЭГ КГ
Д
Рис. 3. Сравнение средних показателей по методике «Оценка суицидального риска»
(КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа): Д - демонстративность, А - аффективность, У - уникальность, Н - несостоятельность, СП - социальный пессимизм, КБ - слом культурных барьеров, М - максимализм, ВП - временная перспектива, АФ - антисуицидальный фактор, СР - общий показатель, SRc - риск суицида
120
100
80
60
40
20
ЭГ КГ
Ц
Пр
Р
ЛК-Я
ЛК-Ж
Общ
Рис. 4. Сравнение средних показателей по методике изучения смысложизненных ориентаций (КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа): Ц - цели в жизни, Пр - процесс жизни, интерес, эмоциональная насыщенность, Р - результативность жизни, удовлетворенность самореализацией, ЛК-Я - локус контроля Я (Я - хозяин жизни), ЛК-Ж - локус контроля жизнь или управляемость жизни, Общ - общий показатель осмысленности жизни
4
2
0
0
14 12 10 8 6 4 2 0
Шкала общего самоконтроля
ЭГ КГ
Шкала Шкала настойчивости
самообладания
Рис. 5. Сравнение средних показателей по методике «Оценка уровня волевого самоконтроля» (КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа)
определенные психологические особенности:
- низкий уровень энергичности и спонтанности, невротичность, депрес-сивность, затрудненность описания своих эмоций, высокий уровень импульсивности, раздражительности;
- робость, застенчивость, нерешительность, слабая вера в собственные способности, избегание межличностного общения;
- склонность к нарушениям правил внутреннего распорядка, к обману, к агрессивным проявлениям, демонстративно-шантажному поведению;
- негативное восприятие собственной личности, своих психических и физических особенностей;
- неспособность применять эффективные стратегии для преодоления трудностей, «застревание» на своих неудачах;
- сложности в постановке конкретных целей для дальнейшей их реализации в будущем, что затрудняет видение жизненных перспектив, приводит
к «застыванию» на одном временном отрезке (часто в прошлом), которое определяет недовольство настоящим и происходящими событиями.
Осужденные, имеющие инвалидность, часто сомневаются в собственном социальном и биологическом статусе, что приводит к повышенной тревожности и замкнутости в отношениях с другими людьми, нежелании поддерживать тесные контакты. В межличностном общении можно наблюдать проявление противоположных чувств и эмоций. В значимых для них ситуациях при нарушении их прав или личных границ способны на конфликтность, агрессивность, отрицание общепринятых норм поведения.
Данные психологические особенности необходимо учитывать при составлении программ психологического сопровождения лиц, имеющих инвалидность, в местах лишения свободы, а также при планировании мероприятий с освобождающимися осужденными-инвалидами в Школе подготовки к освобождению.
Библиографический список
1. Александров Б. В., Тавтилова Н. Н., Скрипкина Т. П. Психологические особенности личности осужденных, влияющие на адаптацию к условиям отбывания наказания // Прикладная юридическая психология. 2021. № 4(57). С. 27-34. DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57).027-034.
2. Ганишина И. С., Ильиных И. С. Особенности оказания психологической помощи осужденным с некоторыми социально значимыми заболеваниями // Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития : материалы II Междунар. на-уч.-практ. конф. Псков, 2020. С. 70-74.
3. Дьячкова Ю. Е. Взаимосвязь уровня жизнестойкости и ко-пинг-стратегий у осужденных, являющихся инвалидами // Ведомости УИС. 2021. № 7(230). С. 54-59. DOI : 10.51522/2307-0382-2021-230-754-59.
4. Кряжева С. Г. Особенности выбора стратегий копинг-поведе-ния осужденными в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2020. № 3(52). С. 100-105. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.3(52)100-105.
5. Маркова Т. А., Ильин С. Ю. Особенности психологической работы с осужденными-инвалидами // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 20-22 нояб. 2019 г.). Рязань : Академия права и управления ФСИН, 2019. С. 29-32.
6. Павленко А. А., Яворская В. П. Участие в медицинской реабилитации
как позитивный стимул для осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2021. № 1(27). С. 110-114.
7. Самиулина Я. В. Психологические механизмы регуляции поведения осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3(56). С. 67-70. DOI: 10.33463/2072-8336.2021. 3(56).067-070.
8. Сатторова Д. В. Исследование адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы на основании диагностики влияющих на нее психологических факторов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. Т. 8. С. 71-72.
9. Сочивко О. И. К вопросу о ре-социализации личности осужденных // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1(50). С. 68-72. DOI : 10.33463/2072-8336.2020. 1(50).068-072.
10. Сундукова В. В. Изучение и коррекция индивидуально-личностных особенностей осужденных, имеющих инвалидность // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 28-29 нояб. 2018 г.). Рязань : Академия права и управления ФСИН, 2018. С. 768-777.
11. Harris H. M. Do cellmates matter? A study of prison peer effects under essential heterogeneity. Dr. philos. sci. diss. University of Maryland, 2014. 501 p.
12. Haslam S. A., Reicher S. D. When prisoners take over the prison: a social psychology of resistance // Personality
and Social Psychology Review. 2012. Vol. 16. № 2. P. 154-179.
13. Hemming L., Pratt D., Shaw J., Haddock G. Prison staff's views and understanding of the role of emotions in prisoner suicide and violence // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 2020. № 31:6. P. 868-888.
14. Semenza D. C., Grosholz J. M. Mental and physical health in prison:
how co-occurring conditions influence inmate misconduct // Health Justice. 2019. № 7(1). P. 1-12.
15. Wilper A. P., Woolhandler St., Boyd J. W., Lasser K. E., McCormick D., Bor D. H. , Himmelstein D. U. The Health and health care of US prisoners: results of a nationwide survey // American Journal of Public Health. 2009. № 99(4). P. 666-672.