Ссылки на источники
1. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. - 1991. - №12.
2. Белоцеркович Н.И., С.В. Бобрышев С.В. Педагогика межнационального общения - Ставрополь: изд-во СГПИ, 2008.
3. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). - М., 2009.
4. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. - Нальчик: Эльбрус, 1992.
5. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. - URL : https://docs.cntd.ru/document/ 566284989
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бимбад; Редкол.: М.Ш. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - Большая Российская энциклопедия, 2002.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL : https://fgos.ru/
8. Этнопсихологический словарь: Академия педагогических и социальных наук. -М., 2019.
РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-41-46 Биттиров Расул Мухтарович,
старший преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Биомеханические особенности различных способов старта при выполнении рывка штанги
Аннотация. В статье рассматривается исследование биомеханических особенностей выполнения рывковой тяги. Выявлены кинематические и динамические особенности этого упражнения.
Ключевые слова: рывковая тяга, кинематические, динамические характеристики, скорость движения, перемещение, ускорения, сила реакции опоры.
Постоянный рост результатов и серьёзное соперничество на отечественных и международных соревнованиях заставляют искать новые возможности улучшения техники выполнения тяжелоатлетических упражнений.
Рывок , технически очень сложные упражнения, со сложной координацией напряжений мышц. Выполняя тяжелоатлетические упражнения, спортсмен максимально напрягает мышцы и меняет режим их работы, напряжения и расслабления, и при этом сохраняя равновесие.
В связи с чем поиск рациональных путей выполнения тяжелоатлетических упражнений является весьма актуальным.
Цель исследования заключалась в выявлении более рационального и эффективного способа выполнения тяги рывковой. Задачи исследования:
1. зарегистрировать кинематические характеристики выполнения рывковой тяги различными способами;
2. определить динамические особенности выполнения рывковой тяги различными способами;
3. осуществить статистический анализ полученных биомеханических показателей выполнения рывковой тяги различными способами.
Рабочая гипотеза - предполагалось, что зарегистрированные биомеханические характеристики выполнения рывковой тяги будут различаться.
Методы и организация исследования. Для решения задач, поставленных в нашей диссертационной работе, применялись следующие методы исследования:
- анализ научной и методической литературы;
- комплексная инструментальная методика для регистрации и анализа биомеханических характеристик;
- акселерометрия - биомеханический метод регистрации ускорений движения тела спортсмена, или его отдельных частей, а также ускорений спортивных снарядов;
- аппаратно-программный комплекс «Видеоанализ-Биософт 3D»;
- педагогические методы: наблюдение, тестирование, поисковый констатирующий эксперимент;
- методы математической статистики.
Исследования в рамках поставленных задач проводились в условиях учебно-научной лаборатории «Биотехника» Кабардино-Балкарского государственного университета в несколько этапов.
Необходимо было провести анализ кинематических и динамических характеристик выполнения движений тяжелоатлетами. Для этого осуществлялась регистрация биомеханических характеристик выполнения рывковой тяги. В эксперименте приняли участие 5 спортсменов имеющих одинаковые рост, вес, срок занятий тяжелой атлетикой, а также квалификацию 1 разряд и кандидат в мастера спорта. Каждый испытуемый выполнил не менее 30 подъемов штанги. При этом регистрировались: сила реакции опоры, ускорение, скорость движения, пространственные особенности, позволяющие построить биомеханическую структуру выполняемого движения.
Исследовались следующие способы выполнения старта:
в 1-ом случае старт классический;
в 2-ом случае старт из глубокого седа;
в 3-м случае старт с высоким положением таза.
Анализ полученных результатов осуществлялся с учетом биомеханической структуры выполняемых движений.
Результаты исследований. В процессе проводимого тестирования зарегистрировали показатели силы реакции опоры, скорость и ускорения отдельно для следующих суставов: коленный, тазобедренный и плечевой. Так же регистрировались максимальная сила реакции опоры, перемещение и скорость движения штанги. Полученные данные представлены на рисунках 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Из рисунка 1 видно, что наибольшая скорость движения коленного сустава достигается при выполнении рывковой тяги с использованием старта с высоким положением таза (0,4 м/с), а наименьшая при выполнении классической тяги, т. е., со средним положения таза (0,38 м/с). Однако полученные значения достоверно не различимы.
При этом данные значения скоростей зарегистрированы при перемещении тазобедренного сустава в классической тяге на 7,9 см, в тяги из глубокого седа на 11,7 см и в тяге с высоким положение таза на 8 см.
Также проведенный анализ данных не позволил выявить существенной разницы в перемещении между классической тягой и тягой с высоким положением таза.
Зарегистрированные показатели скорости и перемещения тазобедренного сустава при выполнении рывковой тяги представлены на рисунке 2.
79 8
г Г
0,38 0,39 0,4
Рывковая Из глубокого С высоким
классическая седа положением таза
■ скорость «перемещение
Примечание. Показатели скорости представлены в м/с, перемещения в сантиметрах
Рис. 1. Показатели скорости и перемещения коленного сустава при выполнении рывковой тяги
различными способами
35 30 25 20
/1
Рывковая Из глубокого седа С высоким
классически скорость ■ перемещенирложением таза
5
0
Примечание. Показатели скорости представлены в м/с, перемещения в сантиметрах
Рис. 2. Показатели скорости и перемещения тазобедренного сустава при выполнении рывковой тяги различными способами
Из рисунка видно, что максимальная скорость движения тазобедренного сустава наблюдается при выполнении тяги из глубокого седа, при этом таз переместился на 21,4 см. Скорости при выполнении классической тяги и с высоким положением таза достоверно не различимы, однако они достигаются на разной высоте: 30,1 см при классической тяге и 25,5 при тяге с высоким положением таза.
Средние значения скорости и перемещения плечевого сустава при выполнении рывковой тяги представлены на рисунке 3.
Из рисунка видно, что средние значения скорости и перемещения плечевого сустава существенно не различаются, однако минимальная скорость зарегистрирована при выполнении старта из высокого положения и достигается она на наибольшей высоте.
На рисунке 4 представлены средние значения максимального ускорения коленного сустава относительно зарегистрированного перемещения. Наибольшее ускорение, 4.5 м/с2, наблюдается при выполнении тяги с высоким положением таза, зарегистрированное на 2,5 см подъема. При выполнении классической тяги зарегистрировано ускорение в 4 м/с2, на высоте 5 см. Наименьшее ускорение наблюдается при выполнении тяги из глубокого седа - 3,75 м/с2при самой большой высоте подъема -8 см.
60 40 20 0
49,2 4/,/« Л
1
.1,04. 0,97
Рывковая Из глубокого седа С высоким
классическая положением таза
■ скорость «перемещение Примечание. Показатели ускорения представлены в м/с, перемещения в сантиметрах
Рис. 3. Показатели скорости и перемещения плечевого сустава при выполнении рывковой тяги
различными способами
Рывковая классическая
Из глубокого седа С высоким
положением таза
■ ускорение ■ перемещение Примечание. Показатели ускорения представлены в м/с2
Рис. 4. Показатели ускорения и перемещения коленного сустава при выполнении рывковой тяги
различными способами
40 30 20 10 0
25
Рывковая классическая
5^
Из глубокого седа
21,5
С высоким положением таза
■ ускорение «перемещение Примечание. Показатели ускорения представлены в м/с2
Рис. 5. Показатели ускорения и перемещения тазобедренного сустава при выполнении рывковой тяги различными способами
Из рисунка 5 видно, что средние значения максимального ускорений одинаковы во всех вариантах выполнения тяги, однако они проявляются на разной высоте подъема. Минимальное перемещение - 21см получено при выполнении тяги с высоким положением таза, а максимальное - 36 см из глубокого седа.
На рисунке 6 показаны ускорения плечевого сустава, зарегистрированные при выполнении тяги различными способами относительно перемещения самого сустава. Наименьшее ускорение зарегистрировали при выполнении тяги из глубокого седа (1,5 м/с2), при этом оно достигается при перемещении равным 35 см, когда в двух других способах ускорение составило 2 м/с2 при перемещении 5 см, что существенно ниже.
40 30 20 10 0
15
Рывковая классическая
Из глубокого седа С высоким
положением таза
■ ускорение «перемещение Примечание. Показатели ускорения представлены в м/с2
Рис. 6. Показатели ускорения и перемещения плечевого сустава при выполнении рывковой тяги
различными способами
На рисунке 7 показана сила реакции опоры, зарегистрированная при выполнении тяги различными способами. При выполнении тяги классическим способом и с высоким положением таза средние значения силы реакции опоры имеет одинаковое значение 384 кг, и проявляется в начале движения, а из глубокого седа составляет 288 кг, что значительно ниже и при этом зарегистрирована при перемещении 35 см.
сила реакции опоры
400
200
84
перемещение 384
288
5
371
_
35
0
Рывковая классическОИз глубокого седасоким положением таза Примечание. Показатели силы реакции опоры представлены в килограммах
Рис. 7. Показатели силы реакции опоры и перемещения при выполнении рывковой тяги
различными способами
На рисунке 8 представлены вертикальные перемещения спортсмена в зависимости от способа выполнения старта в рывковой тяге. Мы видим, что из глубоко седа спортсмен проделывает гораздо большее перемещение по сравнению с классической тягой и тягой из высокого положения таза.
50 40 30 20 10 0
35
31,5
Рывковая классическая
Из глубокого седа
С высоким положением таза
Примечание. Показатели перемещения представлены в сантиметрах
Рис. 8. Показатели вертикального перемещения спортсмена при выполнении рывковой тяги
различными способами
Проанализировав полученные данные можно заключить что стартовые действия с рывковой классической тягой и тягой с высоким положением таза по биомеханическим проявлениям существенно не различаются.
Характер проявления ускорения и силы реакции опоры при выполнении тяги из глубокого седа позволяют нам утверждать, что спортсмен из такого положения не может достаточно эффективно разогнать штангу в начале движения и ему приходится это делать ближе к подрыву, дополнительно включая в работу мышцы спины, нарушая кинематику и динамику движения снаряда. Такие искажения в технике могут отразится на успешности финального усилия в рывке.
Ссылки на источники
1. Балашова, Н.Н. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов. //Основы управления подготовкой юных спортсменов // Под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 2009г. - С. 127-129.
2. Прокопьев, Н. Н. Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае / Н. Н. Прокопьев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023г. - № 31 (478). - С. 169-178.
3. Климанов, Р. С. Педагогическая технология совершенствования учебно-тренировочного процесса юных тяжелоатлетов 15-16 лет / Р. С. Климанов, И. П. Шлее // Задачи и перспективы развития физической культуры и спорта в современных условиях: материалы 1ХХ Всероссийской научно-практической конференции, Кемерово, 09-10 июня 2022 года. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022 г. - С. 126-130.
DOI: 10.24412/^-37273-2024-1-46-49 Богатырева Луиза Ахметовна,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство поликультурного образования
Аннотация. Работа посвящена проблеме формирования поликультурного образования дошкольников. Особое внимание уделяется проектной деятельности, направленной на развитие детской познавательной инициативы, конструирования собственного знания, получение позитивного опыта реализации собственных замыслов в виде творческого продукта, а также формирование умения совместной деятельности.
Ключевые слова: поликультурное образование, проекты, проектная деятельность, дети дошкольного возраста.
В настоящее время в России происходят комплексные изменения в образовании, которые обуславливают востребованность личности, способной к деятельности в мультикультурной среде, способной предвидеть трудности, критически мыслить.
Согласно ФГОС дошкольного образования в число основных принципов образования входят: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка в построении образовательного процесса, при котором сам ребенок становится активным участником (субъектом) в выборе содержания своего образования; сотрудничество и взаимодействие детей и взрослых; поддержка самостоятельности и инициативы ребенка в процессе обучения и воспитания.