клиническая лабораторная диагностика. 2016; 61(9) doi 10.18821/0869-2084-2016-61-9
полнено методами SSOP и PCR-SSP. Анализ двух- и трехло-кусных гаплотипов и подсчет их частот встречаемости проводился с помощью метода максимального правдоподобия с использованием программы Arlequin ver 3.5.1.2. Сравнение проводилось с использованием %2-теста.
Выявлена положительная ассоциация трехлокусных гаплотипов A*01-B*08-DRB1*03 (OR = 5,7, p < 0,0000001), A*02-B*08-DRB1*03 (OR = 13,1, p = 0.000017) и двухлокус-ного гаплотипа B*08-DRB1*03 (OR = 6,15, p < 0,0000001), с предрасположенностью к развитию ГЦ. Известно, что гапло-тип A*01-B*08-DRB1*03 характерен для многих аутоиммунных заболеваний. По всей видимости, он закрепился в популяции в процессе эволюции как ассоциированный с сильной иммунной защитой от инфекционных агентов, что привело к развитию аутоиммунной агрессии. Согласно популяцион-ным исследованиям, гены HLA-DRB1*03 и HLA-DQB1*02, ассоциация ГЦ с которыми доказана, образуют устойчивый гаплотип. Поэтому допустимо предположить, что именно в таком сочетании ген HLA-DQB1*02 включает аутоиммунные механизмы развития ГЦ, что необходимо учитывать при диагностике. У больных с БК выявлены трехлокусные гапло-типы - A*02-B*27-DRB1*01 (OR = 6,4, p = 0,0053) и A*01-B*08-DRB1*03 (OR = 7,9, p = 0,0098), а также двухлокусные гаплотипы - A*24-B*39 (OR = 4,6,p < 0,05), A*02-B*27 (OR = 5,58, p < 0,05), B*38-DRB1*13 (OR = 3,1, p < 0,05), B*27-DRB1*01 (OR = 4,6, p < 0,05), B*39-DRB1*04 (OR = 5,57, p < 0,05), достоверно ассоциированные с данным заболеванием. При анализе гаплотипов пациентов с НЯК, была выявлена стойкая ассоциация с риском развития заболевания трехлокусного гаплотипа A*03-B*07-DRB1*15 (OR = 2,52, p < 0,05) и двухлокусных гаплотипов A*03-B*07 (OR = 2,9, p = 0,0016), A*02-B*38 (OR = 3,51, p < 0,05), A*02-B*41 (OR = 3,2, p < 0,05), B*07-DRB1*15 (OR = 1,99, p < 0,05), B*41-DRB1*13 (OR = 3,13,p < 0,05).
В данной работе были проанализированы гаплотипы генов HLA, ассоциированных с развитием ГЦ, БК и НЯК, что возможно использовать как дополнительный критерий при диагностике данных заболеваний.
Ю.Б. Пушкарева1, М.К. Гайнуллина1, Э.А. Имельбаева2, А.Ж. Гильманов2, Е.В. Константинова1. Значимость определения уровня цитокинов в крови при диагностике профессиональной бронхиальной астмы. 'ФБУН «Уфимский НИИ гигиены труда и экологии человека»; 2ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Уфа
В Уфимском НИИ гигиены труда и экологии человека в рамках научно-практической темы «Роль иммунологических, биохимических и молекулярно-генетических аспектов в развитии профессиональных аллергических заболеваний у работников промышленных предприятий» проведено обследование 93 человек с определением показателей имму-нограммы и содержания интерлейкинов в сыворотке крови. В качестве контроля обследовано 14 практически здоровых лиц, не имевших заболеваний на момент обследования. Основную группу составили 79 человек с бронхиальной астмой (БА) вне обострения, работавших на различных промышленных предприятиях г. Уфы: 43 (55%) женщины и 36 (45%) мужчин в возрасте от 15 до 65 лет.
Исследование состояния иммунной системы больных до начала лечения включало количественный анализ содержания в сыворотке крови иммуноглобулинов основных классов (Ig A, M, G), общего IgE, интерферона-гамма (IFN-y), интер-лейкинов 3, 4, 5 (IL-3, IL-4, IL-5) методом ИФА. Полученные данные подвергали статистической обработке с вычислением средних значений и среднеквадратичного отклонения (M±SD); достоверность различий определяли с помощью /-критерия Стьюдента.
Результаты обследования больных БА не выявили статистически значимых отклонений содержания иммуноглобулинов основных классов, однако уровень общего ^Е в сыворотке крови был выше в 5,4 раза в сравнении с контрольной группой (131,4±21,7 МЕ/мл против 24,23±4,97 МЕ/мл в контрольной группе, р < 0,01). Установленное увеличение содержания общего иммуноглобулина Е считается патогно-моничным признаком экзогенной формы БА. Наряду с этим у больных БА отмечалось также повышение сывороточного уровня ГЬ-13 (7,7±5,2 пг/мл против 3,9±2,3 пг/мл в контроле, р < 0,05) и у-ИНФ (6,0±0,5 пг/мл против 0,64±0,37 пг/мл в контроле, р < 0,01).
Известно, что усредненные показатели иммунограммы у больных различными формами БА существенно не различаются, что снижает их ценность в интерпретации результатов лабораторных исследований (Захарова И.А., 2006). Более точно активность воспаления при БА отражает уровень ци-токинов. Уровень сывороточного у-ИНФ при БА коррелирует с тяжестью заболевания. Снижение продукции альфа- и гамма-интерферонов свидетельствует о дефекте системы врожденного и приобретенного звена иммунитета и может являться показанием для интерферон-стимулирующей терапии. Повышение уровня ГЬ-13 у больных БА может быть связано с тем, что он играет центральную роль в аллергическом воспалении; его ключевыми свойствами являются переключение В-лимфоцитов на синтез 1§р, индукция бронхиальной гиперреактивности и гиперсекреции слизи, активация эози-нофилов и привлечение их в очаг воспаления.
Таким образом, определение в крови у больных профессиональной БА показателей цитокинового статуса и общего иммуноглобулина Е расширяет диагностические возможности клиницистов, позволяя оценить выраженность аллергического воспаления, степень тяжести заболевания и проводить контроль за проводимой терапией.
Э.Ф. Репина, Г.В. Тимашева, В.А. Мышкин, А.Б. Бакиров. Биомаркеры ранней диагностики и профилактики токсических поражений печени, индуцированных воздействием химических веществ техногенного происхождения. ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», Уфа
Условия существования современного человека характеризуются наличием в окружающей среде большого числа опасных и вредных производственных и экологических факторов, которые вызывают изменения биохимических процессов в печени и приводят к ее токсическому поражению. Токсическое поражение печени различной природы составляет значительную часть в структуре общей заболеваемости, имеет тенденцию к увеличению частоты поражения и хро-низации патологического процесса, обусловливая ухудшение состояния здоровья популяции в целом.
В последние годы ведется интенсивный поиск информативных методов оценки ранних изменений в организме при токсическом воздействии химических веществ, в том числе при воздействии токсикантов на гепатобилиарную систему.
Проведенные в ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека» многолетние клинические исследования по изучению состояния здоровья работников различных нефтехимических производств (гептила, этилбензола, стирола и других) и экспериментальные исследования по моделированию химически индуцированных видов патологии печени позволили установить доклинические метаболические нарушения, сформулировать принципы выявления токсических гепатопатий и предложить программу обследования лиц, контактирующих с потенциальными гепатотоксикантами.
Программа включает первичное и периодические обследование. При первичном обследовании лиц, контактирующих с потенциальными гепатотоксикантами рекомендуется
Russian clinical laboratory diagnostics. 2016; 61(9)
doi 10.18821/0869-2084-2016-61-9
определять активность фермента уроканиназы в сыворотке крови, который является высокоспецифичным биохимических маркером диагностики и прогноза поражений печени. Активность фермента не выявляется в крови и в печени при наследственном заболевании - уроканинемии. У практически здоровых людей и здоровых экспериментальных животных активность уроканиназы не определяется в крови, но фермент обнаруживается в сыворотке крови при малейшей дисфункции печени. Данный показатель обладает абсолютной органоспецифичностью, высокой чувствительностью, воспроизводимостью, а также стабильностью при хранении биоматериала. Проведенные нами исследования, подтвержденные данными литературы, позволяют констатировать, что в настоящее время уроканиназный тест является одним из лучших энзиматических тестов в гепатологии. Одновременно рекомендуется определение активности щелочной фосфа-тазы (ЩФ) - маркера холестаза, аланинаминотрансферазы, аспартатаминотрансферазы и гамма-глутаминтрансферазы (ГГТ), содержания билирубина, холестерина в сыворотке крови. При периодических обследованиях, целью которых является выявить повреждения печени, связанные с действием токсикантов, рекомендуется определение также активности уроканиназы в крови, ЩФ и ГГТ. Активность процессов перекисного окисления липидов в крови (по количеству триеновых конъюгатов) рекомендуется определять как при первичном, так и при периодическом обследовании лиц контактирующих с потенциальными гепатотоксикантами для выявления начальных признаков повреждения печени.
Апробированные в клинической практике и экспериментальных исследованиях биохимические методы тестирования гепатотоксичности надежны, информативны, высокочувствительны, просты в исполнении, позволяют выявить повреждения печени до их клинических проявлений, что позволяет рекомендовать их для включения в скрининговые программы контроля лиц, контактирующих с гепатотокси-кантами.
А.И. Рыжкова', Е.Н. Серебрякова2. Микроскопическая картина периферической крови в лабораторной диагностике гемофагоцитарного синдрома у детей первых месяцев жизни, получающих интенсивную терапию. ТБУЗ ЧОДКБ, Челябинск; 2ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава РФ, Челябинск
Термины «гемофагоцитарный синдром» (ГФС), «синдром активации макрофагов» (САМ), «гемофагоцитарный лимфогистиоцитоз» (HLH) - описывают тяжелое, угрожающее жизни и потенциально фатальное состояние, в основе которого лежит нарушение регуляции иммунного ответа, приводящее к аномальной активации цитотоксических Т-лимфоцитов и макрофагов, их аккумуляции в пораженных органах, развитию системного воспалительного ответа и полиорганной недостаточности. ГФС представляет крайнюю степень неконтролируемой реакции иммунной системы, которая возникает при действии различных обусловливающих факторов, когда из-за наследственной или приобретенной неспособности регулировать эти триггеры иммунная система «работает» на максимуме своих возможностей, но при этом крайне неэффективно. Возможно, клинические проявления, описываемые терминами «ГФС», «синдром системного воспалительного ответа», «сепсис», «синдром полиорганной недостаточности» развиваются вследствие универсального иммунопатологического процесса, вызываемого так называемым цитокиновым штормом.
В настоящее время формируется взгляд на ГФС как универсальный клинико-патологический феномен, развитие которого может проходить в контексте широкого круга заболеваний различной этиологии. Такое расширенное понимание гемофагоцитарного синдрома выводит проблему в зону вни-
мания общей педиатрии и, в первую очередь, реанимации и интенсивной терапии. Развитие ГФС часто ассоциировано с инфекционными агентами, аутоиммунным процессом, врожденными и приобретенными иммунодефицитами, злокачественными новообразованиями. Основными клиническими проявлениями ГФС являются лихорадка, гепатоспленоме-галия, цитопения, и явление гемофагоцитоза. Биохимические маркеры включают повышение значений концентрации ферритина, триглицеридов и снижение уровня фибриногена. Гемофагоцитоз описывается как патологический захват активированными макрофагами эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и кроветворных клеток-предшественников. Ге-мофагоцитирующие макрофаги (ГФМ) выявляют в костном мозге, лимфатических узлах, селезенке. Выявление ГФМ в периферической крови пациентов с ГФС описано в зарубежной литературе.
Обнаружение ГФМ в периферической крови детей первых месяцев жизни, находящихся в отделениях реанимации и интенсивной терапии Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ) было выявлено нами в 15 случаях в течение 2015 года. При микроскопической оценке лейкоцитарной формулы (окраска по методу Романовского-Гимзы в модификации Райта, световая микроскопия, увеличение х1500, масляная иммерсия) в рамках общеклинического исследования крови выявлялись характерные изменения морфологической структуры моноцитов: увеличение объема клеток за счет цитоплазмы, обильная вакуолизация цитоплазмы («пенистая» цитоплазма), в вакуолях - тромбоциты, эритроциты, разрушенные и обычной морфологии. Такие активированные моноциты в лабораторном заключении отмечены как «гемотромбофаги», «гемоэритрофаги». ГФМ выявлялись у детей с тяжелым синдромом полиорганной недостаточности (СПОН), развившимся в результате сепсиса, язвенно-некротического энтероколита. Выявление ГФМ в периферической крови детей с тяжелым СПОН было сопряжено с высокой вероятностью летального исхода. В ряде случаев назначение курса внутривенного иммуноглобулина детям с выявленными в периферической ГФМ способствовало исчезновению ГФМ из периферической крови, стабилизации состояния и выздоровлению.
Таким образом, можно утверждать, что для детей первых месяцев жизни с тяжелыми проявлениями СПОН обнаружение ГФМ в периферической крови, может свидетельствовать о развитии неконтролируемого иммунного ответа, и может трактоваться как развитие ГФС. Выявление ГФМ в периферической крови детей первых месяцев жизни, находящихся в отделениях реанимации и интенсивной терапии, является прогностически неблагоприятным фактором и может быть использовано в качестве маркера, позволяющего оценивать эффективность проводимой терапии и манипулировать терапевтическими стратегиями.
Р.М. Саляхова1, А.С. Бакирова2, М.Е. Куреленкова2, Ю.А. Ахмадуллина1, А.Н. Михайлова2, А.Ж. Гильманов1. Лабораторный мониторинг состояния пожилых амбулаторных пациентов после оперативной реваскуляризации миокарда. ТБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Уфа; 2ГБУЗ «Республиканская клиническая больница № 2», Уфа
Сердечно-сосудистая патология играет ведущую роль в структуре причин смертности и потери трудоспособности в индустриально развитых странах. При высоком риске развития инфаркта миокарда и внезапной коронарной смерти все чаще применяются хирургические вмешательства: маммарно-коронарное шунтирование (МКШ), чрескожная транслюминальная коронарная ангиопластика (ЧТКА), аор-токоронарное шунтирование (АКШ) с коронарным стентиро-ванием. Для профилактики осложнений ишемической болез-