мов, наблюдалась повышенная разница кожной температуры груди и стопы при резком снижении температуры последней. Почти все жители обследуемых зданий находились в помещении в валенках, покрывали полы дорожками и жаловались на «холод от пола». В этих условиях население, естественно, стремилось поддерживать в помещении более высокую температуру, доводя ее до 24—26° (против 18—20° в норме), чтобы хотя бы таким путем компенсировать дискомфорт в жилище. Стремление жильцов создать более высокую температуру в домах облегченных конструкций при повышении вертикальных перепадов в помещении отмечалось и в работах М. С. Горомосова, С. И. Ветошкина и Ю. Д. Губернского и др.
Полученные нами данные позволяют сделать вывод о том, что облицовка сборно-щитовых домов улучшает термическую функцию стены, но не приводит к созданию оптимальных микроклиматических условий,, так как дефект в конструкции полов остается неустраненным. Для создания теплового комфорта в сборно-щитовых домах необходимо предусмотреть соответствующее утепление пола.
I
ЛИТЕРАТУРА
Барабой В. А. Здравоохр. Казахстана, 1955, № 10, стр. 3.—В е то ш к и н С. И., Гиг. и сан., 1952, № 8, стр. 17.—В е т о ш к и н С. И., Губернский Ю. Д. Там же. 1955, № 6, стр. 15.—Г оромосов М. С. Там же, 1951, № 8, стр. 3.
Поступила 11/1X 1962 г.
ъ * *
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФАГОПЕЙЗАЖ
ПАТОГЕННЫХ СТАФИЛОКОККОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ
ИЗ ВОЗДУХА
*
Кандидат мед. наук В. И. Бугрова
Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана
При гигиеническом изучении воздушной среды ряда станций Московского метрополитена одним из критериев ее оценки являлось бактериологическое исследование воздуха на общее содержание микробов и наличие санитарно-показательной микрофлоры. В дни ухудшения вентиляционного режима наряду с появлением санитарно-показательных Streptococcus salivarius в воздухе обнаруживались и патогенные стафилококки.
Всего был изучен 41 штамм стафилококков. Исследованы морфологические, культуральные и биохимические свойства и произведено фаго-типирование культур. Выделенные стафилококки обладали рядом общих свойств и признаков. В препаратах из 18—20-часовых бульонных культур (где все они давали диффузный рост) обнаружены довольно мелкие кокки, расположенные гроздьями, красящиеся по Граму положительно. Все культуры ферментировали маннит, давали гемолиз при росте на кровяном агаре и коагулировали плазму в разведении физиологическим раствором 1 :4.
Все стафилококки обладали ясно выраженным пигментообразовани-ем, особенно при высеве на МПА с молоком. Образование золотистого пигмента отмечено у 27 культур, палевого — у 5, кремового — у 3, лимонного — у 3 и белого — у 2 культур. Все стафилококки, за исключением трех штаммов, образующих лимонный пигмент, продуцировали лецитиназу.
При титровании гиалуронидазы (рабочая доза 0,2 мл) изучаемые-культуры стафилококков дали разнообразную реакцию. 30 штаммов обладали выраженной гиалуронидазной активностью, 6 штаммов дали отрицательную реакцию, у остальных гиалуронидазная активность была незначительна — сгустки отсутствовали в 2—3 первых пробирках или были значительно меньше, чем в контроле.
Определение чувствительности культур стафилококков к антибиотикам производили по общепринятой методике с использованием стандартных бумажных дисков. Стафилококки, выделенные из воздуха, оказались наиболее чувствительными к пенициллину и биомицину, несколько менее чувствительны к стрептомицину и левомицетину. Были обнаружены и штаммы, резистентные к антибиотикам: 14 штаммов — к пенициллину, 6 — к левомицетину, 2 — к стрептомицину и 1 штамм — к биомицину.
Типировали стафилококки фагами, разведенными в тест-дозе по-общепринятой методике. Из 41 штамма стафилококков 35 типирова-лись в тест-дозе, следовательно, они были достаточно чувствительны к фагам; реакция носила ярко выраженный и специфический характер. 6 стафилококков не типировались имеющимся в нашем распоряжении набором фагов Лондонской национальной коллекции.
Анализ фагопейзажа стафилококков, выделенных из воздуха, показал некоторую пестроту фагомозаики у отдельных штаммов. Тем не менее обращает на себя внимание постоянное присутствие фаготипа ЗА — второй литической группы. Фаготип ЗА наблюдался у всех типи-рующихся штаммов, за исключением 6, содержащих иные типы фагов из других литических групп.
Таким образом, в воздушной среде ряда станций метрополитена, кроме санитарно-показательных Streptococcus salivarius, обнаруживаются стафилококки с такими свойствами, на основании которых их можно отнести к патогенным. Подобные стафилококки характеризуются также наличием фаготипа ЗА второй литической группы. Это необходимо учитывать при решении вопросов санации воздуха закрытых помещений метрополитена.
Поступила I7/XI 1962 г.
* * *
ПИЩЕВЫЕ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ НЕСАЛМОНЕЛЛЕЗНОИ
ПРИРОДЫ
Аспирант П. И. Камбаратов
Кафедра инфекционных болезней II Московского медицинского института
имени Н. И. Пирогова
В декабре 1961 г. мы наблюдали вспышку стафилококковой токси-коинфекции. В клинику поступило одновременно 8 больных в возрасте от 18 до 88 лет, из них 5 мужчин и 3 женщины. Все больные были в гостях и заболели почти одновременно через 1—2 часа после употребления в пищу салата (в состав входили картофель, зеленый горошек, майонез, яйца и колбаса). Больные указывали на салат как на единственную причину потому, что только хозяйка дома, которая ела все, кроме салата, осталась здоровой. Заболевание началось с выраженной слабости, тошноты, многократной рвоты. Озноб был у 5 больных, судороги конечностей — у 4, головокружение — у 4 больных. Температура не повышалась только у одного больного. У 7 человек повысилась температура до 38—38,7°, но держалась не более 2 дней. На боли в жи-