Научная статья на тему 'БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
питьевая вода / лактозоположительные кишечные палочки / колифаги / L. pneumophila / социальногигиенический мониторинг / железнодорожный транспорт / drinking water / lactose-positive colibacilli / coliphages / L. pneumophila / sociohygienic monitoring / railway transport

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ю.Н. Каськов, Ю.И. Подкорытов, О.Ю. Каськова

Анализ результатов микробиологического исследования качества питьевой воды показал, что пробы воды из источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения не соответствовали гигиеническим нормативам в 14—18%, а из водопроводов в 4—6% случаев. Пробы из водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, в которых выявлено превышение допустимых норм содержания в 1 дм3 воды лактозоположительных кишечных палочек, составили 46,5 ± 16,8%, колифагов — 10,6 ± 6,8%. Из питьевой воды железнодорожных пассажирских вагонов изолированы штаммы L. pneumophila. Даны предложения по совершенствованию социально-гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ю.Н. Каськов, Ю.И. Подкорытов, О.Ю. Каськова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOSAFETY AT THE RAILWAY TRANSPORT OBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The results of a microbiological investigation of drinking water quality were analyzed. Water samples taken from the centralized and non centralized water supply sources failed to meet hygienic standards in 14-18% of cases and those from water tubes did in 4-6%. Water samples from the household and community water use reservoirs showed the excess of the allowable levels of lactose-positive colibacilli and coliphages, which were 46.5+16.8 and 10.6+6.8% per dm3, respectively. L. pneumophila strains were isolated from the drinking water of railway carriages. Proposals are given to improve railway socio-hygienic monitoring.

Текст научной работы на тему «БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[ена и санитария 5/2010

сятки и сотни раз превышают содержание грибковой флоры в воздухе помещений "здоровых" домов: в последних в воздухе жилых помещений определяются концентрации спор грибов не выше 500 КОЕ/м3, а в воздухе домов с грибковыми поражениями стен — 1500—10 000 КОЕ/м3 и выше. Причем в "больных" домах формирование грибкового загрязнения происходит не столько под влиянием заноса спор грибов из атмосферного воздуха и внутренних источников загрязнения (к которым относятся плесень на продуктах питания, "депо грибов" в домашней пыли и др.), сколько за счет поступления жизнеспособных спор грибов с пораженных стеновых конструкций.

У лиц, проживающих в домах с грибковым поражением стен, при загрязнении внутренней среды свыше 1500 КОЕ/м3 жизнеспособных спор грибов начинают проявляться аллергические реакции.

Установили, что в 70% случаев дети наиболее подвержены влиянию плесневых грибов.

Данное воздействие на ребенка в раннем возрасте может определить состояние его здоровья на всю жизнь.

При изучении показателей специфического иммуноглобулина класса Е (IgE) также выявили его достоверное увеличение у детей, проживающих в помещениях с уровнем грибкового загрязнения воздушной среды от 1500 КОЕ/м3 и выше жизнеспособных спор грибов.

Среди обследованных детей с различными проявлениями микогенной аллергии (респираторные симптомы и бронхиальная астма) наиболее распространенной была специфическая IgE-сенсибилизация к плесневым грибам родов Pénicillium и Aspergillus (81,76 и 76% случаев соответственно) как к наиболее значимым в аллергенном отношении родам плесневых грибов, что согласуется с имеющимися данными литературы.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2010 УДК 614. 447. 4:65«. 21

Ю. Н. Каськов', Ю. И. Подкорытов', О. Ю. Каськова2

Изучение качества внутренней среды и состояния здоровья у больных бронхиальной астмой, сенсибилизированных к аллергенам жилища, показало, что минимальная индуцирующая концентрация спор плесневых грибов в воздухе жилых помещений, при которой период ремиссии основного заболевания сменяется периодом обострения, находится на уровне 1500 КОЕ в 1 м3 воздуха.

При увеличении уровня грибкового загрязнения воздушной среды жилых помещений свыше 1500 КОЕ/м3 возникает опасность обострения аллергических реакций у лиц, страдающих бронхиальной астмой и сенсибилизированных на аллергены жилища.

В целом на основании проведенных исследований микологической пораженное™ зданий можно заключить, что критериальными показателями при грибковом поражении стеновых конструкций жилых домов, когда императивно необходимо проведение мероприятий, предупреждающих развитие грибковой флоры, в целях оптимизации санитарно-гигиенического состояния помещений являются:

1) грибковое поражение стеновых конструкций от 5% и выше;

2) относительная влажность воздуха в отопительный период свыше ее оптимального значения;

3) содержание грибковой флоры во внутренней среде жилых помещений более 1500 КОЕ/м3.

Л итература

1. Антропова А. Б. и др. // Микол. и фитопатол. — 2003. — Т. 37, № 6. - С. 9-11.

2. Балаболкин И. И., Ефимова А. А., Губернский Ю. Д. // Иммунология. — 1991. — № 4. — С. 34-37.

3. Губернский Ю. Д., Калинина Н. В., Мельникова А. И. // Гиг. и сан. - 1998. — № 4. — С. 50-54.

4. Руководство по аллергологии и клинической иммунологии /Федосеева В. Н„ Порядин Г. В., КовальчукЛ. В. и др. — Львов, 1997.

Поступила 22. 03. 10

БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

'Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту; всероссийский НИИ железнодорожной гигиены, Москва

Анализ результатов микробиологического исследования качества питьевой воды показал, что пробы воды из источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения не соответствовали гигиеническим нормативам в 14—18%, а из водопроводов в 4—6% случаев. Пробы из водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, в которых выявлено превышение допустимых норм содержания в 1 дм3 воды лактозоположительных кишечных палочек, составили 46,5 ± 16,8%, колифагов — 10,6 ± 6,8%. Из питьевой воды железнодорожных пассажирских вагонов изолированы штаммы L. pneumophila. Даны предложения по совершенствованию социально-гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: питьевая вода, лактозоположительные кишечные палочки, колифаги, L. pneumophila, социально-гигиенический мониторинг, железнодорожный транспорт

Yu. N. Kaskov, Yu. I. Podkorytov, О. Yu. Kaskova. — BIOSAFETY AT THE RAILWAY TRANSPORT OBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The results of a microbiological investigation of drinking water quality were analyzed. Water samples taken from the centralized and noncentralized water supply sources failed to meet hygienic standards in 14-18% of cases and those from water tubes did in 4-6%. Water samples from the household and community water use reservoirs showed the

excess of the allowable levels of lactose-positive colibacilli and coliphages, which were 46.5+16.8 and 10.6+6.8% per dmJ, respectively. L. pneumophila strains were isolated from the drinking water of railway carriages. Proposals are given to improve railway sociohygienic monitoring.

Key words: drinking water, lactose-positive colibacilli, coliphages, L. pneumophila, sociohygienic monitoring, railway transport

Достижение противоэпидемической и санитарно-гигиенической безопасности железнодорожных пассажирских перевозок является актуальной проблемой и составной частью общегосударственных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охране территории страны. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 г. № 74-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации" (2009—2013 гг.), выполнение которой предусмотрено на межведомственном уровне [2|.

Из общего количества пассажирских перевозок в транспортной системе России до 40% приходится на долю российских железных дорог, деятельность которых обеспечивают около 1,3 млн железнодорожников. Существенной особенностью функционирования железнодорожного транспорта является то, что многие отдельные железные дороги, например филиалы ОАО "Российские железные дороги", пролегают по территориям нескольких субъектов Российской Федерации. В связи с этим организация санитарно-эпидемиологического надзора и ведение социально-гигиенического мониторинга (СГМ) на железнодорожном транспорте приобретают существенное отличие от их осуществления в субъектах Российской Федерации. Объекты хозяйственной деятельности на конкретной территории (водоснабжение, обеспечение продуктами питания, природопользование и др.) являются общими как для местного населения, так и для железнодорожников.

Проведенный анализ состояния железнодорожного водоснабжения показал, что средняя изношенность водопроводных сетей превышает 80%, это нередко приводит к авариям и вторичному загрязнению питьевой воды. В связи с этим ведение мониторинга состояния качества питьевой воды приобретает характер первоочередных мероприятий по обеспечению биобезопасности на объектах железнодорожного транспорта. Питьевое водоснабжение многих объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта осуществляется из систем водоснабжения, находящихся в ведении различных административных образований субъектов Российской Федерации. Поэтому показатели качества питьевой воды во многом согласуются со средними показателями по Российской Федерации

[3].

Результаты анализа качества питьевой воды на объектах железнодорожного транспорта за 2005— 2008 гг. свидетельствуют, что процент проб воды, не отвечающих требованиям гигиенических норма-

Каськов Ю. Н. — канд. мед. наук, рук. Управления (Рск)ког18@таП. ги); Подкорытов Ю. И. — канд. мед. наук, эксперт (Рос1сог18@таМ. ги); Каськова О. Ю. — науч. сотр. (8-499-153-37-12).

тивов по микробиологическим показателям, колеблется по источникам централизованного и нецентрализованного водоснабжения в пределах 14— 18% <j? < 0,01), по водопроводам — 4—6% (р < 0,01). При этом в единичных пробах обнаружены представители патогенной микрофлоры и возбудители паразитарных заболеваний.

По водоемам хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения (водоемы 1-й категории) процент проб, несоответствующих гигиеническим нормативам за 2005—2008 гг., в целом колебался незначительно и в среднем за 4 года составил 18,9 ± 1,5%. Однако отдельные показатели бактериального загрязнения водоемов 1-й категории за анализируемый период имели более широкий размах. Так, процент проб, в которых в 1 дм3 воды обнаружено превышение допустимых норм содержания лактозоположительных кишечных папочек (Е. coli), составил 46,5 ± 16,8%, а колифагов — 10,6 ± 6,8%. Процент проб, в которых в 1 дм3 воды были обнаружены возбудители инфекционных заболеваний, за тот же период колебался от 0 до 24% (6,8 ± 11,6%).

Особое значение для санитарно-эпидемиологи-ческого надзора за биобезопасностью представляют места массового пребывания людей (вокзалы и поезда дальнего следования). Данные мониторинга санэпидсостояния железнодорожных вокзалов за 2006—2008 гг. свидетельствуют, что в структуре выявленных нарушений несоответствие требованиям санитарных правил по категории "водоснабжение и канализация" колебалось в пределах 14—20% от числа обследований. По результатам обследования пассажирских поездов дальнего сообщения нарушения в системах водоснабжения и канализации выявлены: в пунктах формирования поездов в пределах 8—12%, в пути следования поездов — 14— 18% от числа выполненных обследований. По результатам бактериологического исследования питьевой воды из систем водоснабжения поездов дальнего следования в пунктах формирования процент проб, несоответствующих гигиеническим нормативам, в пассажирских вагонах составил 3,8—4,9%, в вагонах-ресторанах — 3—4,2%. При этом в пути следования составов процент проб, неудовлетворительных по бактериологическим показателям, увеличивался и достигал 7—12%. При исследовании питьевой воды из систем водоснабжения железнодорожных вагонов поездов дальнего следования специалистами Ростовского-на-Дону научно-исследовательского противочумного института выделены 14 штаммов возбудителей легио-неллеза (L. pneumophila) [1].

В вопросах обеспечения биобезопасности на железнодорожном транспорте, прежде всего на объектах массового пребывания людей, существенное значение имеет обеспечение санэпиднадзора за состоянием биологического благополучия атмосферного воздуха. По результатам обследования пассажирских вагонов в структуре нарушений до

[гиена и санитария 5/2010

20% приходится на системы отопления и вентиляции. При исследовании воздушной среды пассажирских вагонов за 2006—2008 гг. 3,2—4,8% (р < 0,01) проб превышали гигиенические нормативы содержания пыли и аэрозолей, в которые при определенных обстоятельствах могут попадать биологические патогены.

Поскольку длительность поездки большинства пассажиров не превышает пределы одного инкубационного периода многих инфекционных болезней, возникает реальная вероятность завоза и распространения железнодорожным транспортом опасных инфекций. Подтверждением этому могут служить выявление больных холерой, прибывших пассажирскими поездами в Республику Башкортостан (2004 г.), в Мурманск (2006 г.), а также подозрения на опасное вирусное заболевание у гражданки Китайской Народной Республики (2009 г.), закончившееся летальным исходом в пассажирском поезде "Благовещенск-Москва" на его подходе к железнодорожной станции Киров.

Особое место в вопросах биологической безопасности объектов железнодорожного транспорта занимают проблемы сбора, хранения и удаления медицинских отходов негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ), обслуживающих работников ОАО "Российские железные дороги". Нарушения действующих требований противоэпидемического режима при обращении с медицинскими отходами создают реальную угрозу возникновения внутрибольничных инфекций, а также распространения патогенных микроорганизмов за пределы НУЗ.

При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлено, что в 10% обследованных НУЗ на железнодорожном транспорте имеют место нарушения требований СанПиН 2. 1.7. 728—99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", в 7% НУЗ — по организации дезобра-ботки постельного белья, в некоторых НУЗ отсутствуют дезинфекционные камеры для обработки постельного белья. Требуется решение вопросов организации порядка утилизации органических и других медицинских отходов. Так, в НУЗ Приволжской железной дороги сбор и хранение медицинских отходов организованы, но удаление их (кроме ртутьсодержащих) осуществляется спецавтотранспортом на общегородскую свалку без разделения по классам отходов, так как на территории городов Волгоградской, Астраханской и Саратовской областей не решен вопрос утилизации медицинских отходов от лечебно-профилактических учреждений. Аналогичные нарушения требований СанПиН 2. 1. 7. 728—99 наблюдаются и в НУЗ Московской железной дороги. Из числа обследованных НУЗ обеспеченность специализированным транспортом для вывоза отходов составляет 86,3%, местами временного хранения отходов — 73%, одноразовыми герметическими упаковками для сбора отходов — 67,3%. В то же время обеспечены межкорпусными контейнерами 17,3%, оборудованы места для дезинфекции межкорпусных контейнеров и транспорта 13,4%, бункерами для крупногабаритных отходов 5,7% НУЗ. При этом из числа

ответственных за сбор больничных отходов обучены только 31,8% специалистов.

Ведение СГМ на отдельных железных дорогах должно осуществляться с учетом данных СГМ, полученных в субъектах Российской Федерации, по которым проходит конкретная железная дорога. Используемые в системе СГМ железнодорожного транспорта информационные технологии должны обеспечивать получение оперативных данных по санитарно-эпидемиологическому благополучию на объектах с целью установления факторов неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье работающих, необходимых также для прогнозирования состояния здоровья железнодорожников, пассажиров и населения. В системе СГМ на объектах железнодорожного транспорта необходимо предусмотреть проведение совместно с негосударственными учреждениями здравоохранения специальных эпидемиологических исследований по установлению зависимости "окружающая среда —здоровье человека" с использованием информации, получаемой от других ведомств и организаций.

Планирование объемов работы по СГМ на текущий год должно осуществляться с учетом получения статистически достоверных данных о санитарно-эпидемиологическом состоянии конкретных объектов железнодорожного транспорта, в том числе и рабочих мест железнодорожников. Приоритетными направлениями в области ведения СГМ на современном этапе должны быть объекты пассажирского комплекса (вокзалы, пассажирские составы дальнего и пригородного сообщения).

Выводы. 1. Вопросы биологической безопасности на объектах железнодорожного транспорта остаются актуальными.

2. Специфика работы железнодорожного транспорта диктует необходимость разработки программ и баз данных для ведения СГМ с учетом природно-территориальных особенностей субъектов Российской Федерации.

3. Мониторинг санитарно-эпидемиологического состояния водоснабжения, атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, микробиологического загрязнения рабочих мест и отходов НУЗ с внесением его результатов в соответствующую базу данных позволят получать необходимую информацию для подготовки и обоснования предложений для принятия управленческих решений и разработки целевых программ как по отдельным железным дорогам, так в целом по железнодорожному транспорту.

4. Остаются актуальными вопросы профилактики возникновения в пассажирских поездах инфекционных заболеваний и предупреждения их дальнейшего распространения железнодорожным транспортом, особенно в период летних перевозок организованных детских коллективов.

Литература

1. Ломов Ю. М., Карбышев Г. Л., Шелохович А. И. и др. // Современные технологии в реализации глобальной стратегии борьбы с инфекционными заболеваниями на территории государств—участников СНГ: Материалы IX Межгос. науч. -практ. конф. государств—участников СНГ / Под ред. Г. Г. Онишенко и др. — Волгоград, 2008. — С. 107—109.

2. Онищенко Г. Г., Кутырев В. В., Топорков В. П. и др. // Современные технологии в реализации глобальной стратегии борьбы с инфекционными заболеваниями на территории государств—участников СНГ: Материалы IX Межгос. на-

уч. -практ. конф. государств—участников СНГ / Под ред. Г. Г. Онищенко и др. — Волгоград, 2008. — С. 9—12. 3. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. — 2009. — № 2. — С. 4—13.

Поступила 13.02.10

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2010 УДК 613. 636:628. 47

А. П. Фигуровский, Н. А. Мозжухина, И. О. Топанов, Д. П. Хомуло

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ

ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова

Исследования биологического фактора на предприятии по переработке твердых бытовых отходов позволили установить высокую бактериально-плесневую контаминацию воздушной среды и поверхностей технологического оборудования.

Ключевые слова: переработка твердых бытовых отходов, бактериально-плесневая контаминация

А. P. Figurovsky, N. A., Mozzhukhina, I. О. Topanov, D. P. Khomulo. - HYGIENIC ASSESSMENT OF A BIOLOGICAL FACTOR AT A GARBAGE-PROCESSING ENTERPRISE

The study of a biological factor at solid domestic waste-processing enterprises has established that air and the surface of technological equipment are highly contaminated with bacteria and molds.

Key words: solid domestic waste processing, bacterial-mold contamination

Среди комплекса факторов, формирующих среду обитания человека, одним из важнейших является система обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми бытовыми (ТБО).

В настоящее время жители Санкт-Петербурга ежегодно производят более 6,5 млн м3 ТБО, которые вывозятся на полигоны и поступают на 2 завода по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО). Однако существующие мощности этих заводов позволяют перерабатывать лишь 25— 30% общего объема отходов, что обусловливает необходимость строительства дополнительных мусо-роперерабатывающих предприятий.

До настоящего времени данные предприятия в основном оценивались с точки зрения экологической безопасности объектов, тогда как изучению условий труда рабочих, занятых непосредственно технологическим процессом, было посвящено лишь незначительное количество исследований. В то же время, если мусороперерабатывающие заводы негативно влияют на окружающую среду, вполне логично предположить, что непосредственно в цехах данных предприятий интенсивность воздействия производственных факторов на работающих будет существенно выше.

Условия труда на заводах МПБО связаны с формированием комплекса неблагоприятных производственных факторов, в том числе и биологического, санитарно-гигиеническая оценка которого и явилась целью наших исследований.

Фигуровский А. П. — канд. мед. наук, доц., каф. общей, военной, радиационной гигиены и медицинской экологии (apfl959@yandex. ru); Мозжухина Н. А. — канд. мед. наук, доц. каф. профилактической медицины (nata-posh@mail. ru); Топанов И. О. — канд. мед. наук, ассистент каф. общей, военной, радиационной гигиены и медицинской экологии (topanovl975@eandex. ru); Хомуло Д. П. — канд. мед. наук, доц. каф. ГОиЧС (nataposh @mail. ru).

В качестве объекта изучения выбрали Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Завод МПБО-2", расположенное в пос. Янино-2 Ленинградской области и имеющее в своем составе характерный набор технологических подразделений и площадок.

Методика исследований включала определение:

— концентрации, видового состава плесневых грибов в воздухе и на поверхности оборудования;

— бактериального обсеменения по общему микробному числу (ОМЧ) и соотношению грампо-ложительных и грамотрицательных спорообразую-щих бактерий, актиномицетов в воздухе и на поверхностях технологического оборудования.

Для оценки данного фактора выбрали и обследовали 3 основных рабочих места различных технологических участков:

— у приемного бункера (бункеровщик на приемке, приемное отделение);

— на выгрузке из биотермического барабана (машинист биотермической установки, биотермическое отделение);

— у транспортеров (машинист конвейера, бункерное отделение).

Выбор указанных точек был основан на особенностях технологического процесса переработки ТБО: до начала переработки (приемное отделение), на выходе биотермической установки после переработки (биотермическое отделение), в процессе складирования (бункерное отделение).

Микроорганизмы выделяли чашечным седимен-тационным методом Коха и щелевым аспирацион-ным прибором Кротова путем прямого посева на питательные среды: мясопептонный агар (МПА), висмут-сульфит агар (ВСА), желточно-солевой агар (ЖСА), среду Эндо (сЭ). Экспозиция чашек по методу Коха составляла 15 мин. Время отбора проб прибором Кротова составляло 5—10 мин со скоростью 25 л/мин (125 и 250 л воздуха соответственно). В воздухе определяли: на МПА — ОМЧ, количество и виды дрожжеподобных и плесневых грибов, мор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.