Educational bulletin "Consciousness "/ | 2022. Vol. 24. n 11 Образовательный вестник "Сознание" '_https://e-pubmed.org
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © MakarchukI.Yu., 2022
t
1 1 f http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-27-32
Ч Принята 20.11.2022 | ***
1 УДК 1 130.2
THE BIOGRAPHY OF THE WRITER AS AN ELEMENT OF THE CULTURAL AND PHILOSOPHICAL MODEL OF A LITERARY AND ARTISTIC WORK
Makarchuk I. Yu.
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation
БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Макарчук И.Ю.
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация
Abstract. In modern humanities, there is a search for optimal and more effective (compared to existing) research methods and strategies. The author of this article, as a research method, develops the general theoretical foundations of the cultural-philosophical model of a literary and artistic work, which can be used in the study of the creative heritage of various writers. The structural elements of the cultural-philosophical model of a literary and artistic work, along with the biography of the writer, include: the sum of humanitarian studies of a literary and artistic work, its concept sphere, main idea and genre. The description of the writer's biography as an element of the cultural-philosophical model of a literary and artistic work is the purpose of this article. The basis of the research is formed by general scientific methods and interdisciplinary methods of scientific knowledge. While working on the article, the author turned to cultural-philosophical analysis, content analysis of scientific literature, as well as to the biographical method. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that the biography of the writer, presented as an element of the model under consideration, has a significant
Аннотация. В современной гуманитаристике идет поиск оптимальных и более эффективных (по сравнению с существующими) исследовательских методов и стратегий. Автором настоящей статьи в качестве исследовательского метода разрабатываются общетеоретические основания культурфилософской модели литературно-художественного произведения, которая может быть использована при изучении творческого наследия различных писателей. К структурным элементам культурфилософской модели литературно-художественного произведения, наряду с биографией писателя, относятся: сумма гуманитарных исследований литературно-художественного произведения, его
концептосфера, главная идея и жанр. Описание биографии писателя в качестве элемента культурфилософской модели литературно-художественного произведения является целью настоящей статьи. Основу исследования образуют общенаучные методы и междисциплинарные
cognitive potential, since it allows not only to present the creative and life path of the writer, but also to represent the features of his creative laboratory. The results of the study can be used not only in philosophical and cultural studies, but also in works of a wide humanitarian profile, as well as in the educational process.
Keywords: biography of the writer, biographical genre, cultural and philosophical model, literary and artistic work.
REFERENCES
[1] Dubrovin V.Ya., Tishchenko Yu.R. Models of science and culture in the work of M. K. Petrov // Mikhail Konstantinovich Petrov / [ed. S. S. Neretina]. — M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2010. pp. 30-31.
[2] Bonetskaya N.K. Bakhtin through the eyes of a metaphysician. M.; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2016. P. 376.
[3] Redeker H. Reflection and Action: The Dialectic of Realism in Artistic Creation. — Moscow: Progress, 1971. P. 58.
[4] Nikolsky S.A. Philosophy in Literature. About research methodology // Philosophical sciences. 2020. Vol. 63. № 3. P. 29.
[5] Redeker H. Reflection and action [Text]: Dialectics of realism in artistic creation. — Moscow: Progress, 1971. pp. 53, 57, 66.
[6] Nikolsky S.L. Problems of hermeneutics in Russian artistic philosophy of the 20th century in the context of political and cultural-historical knowledge // Hermeneutic tradition in Russia: actual contexts and modern problems / Ed. B.I. Pruzhinina, T.G. Shchedrina. M., St. Petersburg, Belgorod: TsGI Print, 2019. P. 248.
[7] Andreev A.N. Metadology of literary criticism - Mn .: Electronic book of BSU, 2003. pp. 90-91. [Electronic resource]. — URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Philology /andreev6.pdf (date of access: 04.10.2022).
[8] Grechushkina N.V. On the question of the formation of an aesthetic concept in the novel by M.A. Sholokhov "Quiet Flows the Don" // Bulletin of N. A. Nekrasov Kostroma State University. 2011. Vol. 17. № 1. pp. 131-132.
методы научного познания. В ходе работы над статьей автор обращался к культурфилософскому анализу, контент-анализу научной литературы, а также к биографическому методу. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что биография писателя, представленная как элемент рассматриваемой модели, обладает значимым познавательным потенциалом, поскольку позволяет представить не только творческий и жизненный путь писателя, но и репрезентовать особенности его творческой лаборатории. Результаты исследования могут быть использованы не только в исследованиях философско-культурологического толка, но и работах широкого гуманитарного профиля, а также в учебном процессе.
Ключевые слова: биография писателя, биографичекий жанр, культурфилософская модель, литературно-художественное
произведение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Дубровин В.Я., Тищенко Ю.Р. Модели науки и культуры в творчестве М. К. Петрова // Михаил Константинович Петров / [под ред. С. С. Неретиной]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 30-31.
[2] Бонецкая Н.К. Бахтин глазами метафизика. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 376.
[3] Редекер Х. Отражение и действие: Диалектика реализма в художественном творчестве. -Москва: Прогресс, 1971. С. 58.
[4] Никольский С.А. Философия в литературе. О методологии исследования // Философские науки. 2020. Т. 63. № 3. С. 29.
[5] Редекер Х. Отражение и действие [Текст]: Диалектика реализма в художественном творчестве. - Москва: Прогресс, 1971. С. 53, 57, 66.
[6] Никольский С.Л. Проблемы герменевтики в отечественной художественной философии XX столетия в контексте политического и культурно-исторического знания // Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы / Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М., СПб., Белгород: ЦГИ Принт, 2019. С. 248.
[7] Андреев А.Н. Метадология литературоведения - Мн.: Электронная книга БГУ, 2003. С. 90-91. [Электронныйресурс]. URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Phil ologyZandreev6.pdf
[9]
[10]
[11]
[12]
[13]
Ovchinnikov F.V. National and ethnic problems in the novel by M.A. Sholokhov "Quiet Flows the Don" // Veshensky Bulletin. 2020. № 20. P. 206. Sorokina, N. V. Manuscript "Quiet Don" - at Tambov University / N. V. Sorokina // Philological regional studies. 2011. № 1(5). pp. 98-99. Golubkov M. M. Scientific principles of periodization of Russian literature of the twentieth century // World of Russian-speaking countries, 2019. № 1. pp. 80-84. Borev, Yu. B. Artistic culture of the XX century (theoretical history): a textbook for university students / Yu.B. Borev. — M.: UNITI-DANA, 2012. pp. 7-8, 13. Rozin V.M. Personality of the author in life and art: cultural and historical studies. — M.: LENAND, 2019. P. 8.
[8] Гречушкина Н. В. К вопросу о формировании эстетической концепции в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 1. С. 131132.
[9] Овчинников Ф. В. Общенациональные и этнические проблемы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Вёшенский вестник. 2020. № 20. С. 206.
[10] Сорокина, Н. В. Рукопись "Тихого Дона" - в Тамбовском университете / Н. В.Сорокина // Филологическая регионалистика. 2011. № 1(5). С. 98-99.
[11] Голубков М. М. Научные принципы периодизации русской литературы ХХ века // Мир русскоговорящих стран, 2019. № 1. С. 8084.
[12] Борев, Ю. Б. Художественная культура XX века (теоретическая история): учебник для студентов вузов / Ю.Б. Борев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 7-8, 13.
[13] Розин В.М. Личность автора в жизни и в искусстве: культурно-исторические этюды. -М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 8.
Makarchuk I.Yu. - SPIN ID: 5415-1810; ORCID ID: 0000-0003-2632-2772
Макарчук И.Ю. - SPIN ID: 5415-1810; ORCID ID: 0000-0003-2632-2772
For citation: Makarchuk I.Yu. THE BIOGRAPHY OF THE WRITER AS AN ELEMENT OF THE CULTURAL AND PHILOSOPHICAL MODEL OF A LITERARY AND ARTISTIC WORK // Educational bulletin "Consciousness". -2022. Vol.24. №11. P. 27-32. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-27-32.
Для цитирования: Макарчук И.Ю. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 27-32. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-27-32.
Введение. Биографии мастеров художественного слова являются предметом широкого изучения в гуманитарных исследованиях, при этом рассматриваются не только биографии конкретных писателей, но и теоретико-методологические особенности их реконструкции. Аксиоматичным представляется положение о том, что внутренний мир писателя, его творческие открытия и искания представляют систему ценностей, имманентно присутствующих в тексте. Биография мастера художественного слова является исходной точкой, творческим лоном в котором многообразие авторских идей, преобразуется в единую творческую платформу.
При возникновении биографического жанра (в конце XIX - начале XX в.) исследователь пытался в результате жизнеописания решить вопрос о том, каков характер изучаемого мыслителя, как он прожил жизнь, не расходилось ли его слово с делом. А затем сделать вывод: можно ли доверять мнению человека, который имеет такой характер, так прожил свою жизнь, нужно ли учитывать это мнение, формулируя свое собственное [1]. Отметим, что традиция связывать понимание текста и биографию писателя восходит к
Ф. Шлейермахеру для которого понять текст означало понять автора, личность, являющуюся субъектом текста [2, с. 376]. X. Редекер также отмечал значение субъективного фактора в литературе: «действительность, прежде чем стать образом, должна пройти через художника», поскольку жизненный процесс писателя является «существенным содержательным компонентом художественного произведения» [3, с. 58] и наоборот: произведение литературы помогает познать не только те явления, на которые направлено внимание автора, но и самого автора и его эпоху.
С.А. Никольский верно отмечает, что «собственная жизнь автора-творца, его погружение в наблюдаемое бытие - как в реальность, так и в глубины сознания, дает опору летящему кораблю: он скользит по волнам жизненного моря. И в зависимости от того, какое море выбирает автор, в какой мере отдается на волю волн, мы получаем возможность для определения исследовательских рамок, в пределах которых можем изучать писательский текст». Такой текст может быть «соединением личной жизни героя и выпавших ему на долю реальных исторических событий», может быть «фантастическим переплетением идеологических мифов и выдуманных образов» или «повествованием о персонажах, погруженных в психологическое подполье» [4, с. 29]. Иначе эту мысль транслировал Х. Редекер, указывая, что жизненная практика писателя может отражаться в литературном творчестве следующими ипостасями: через «соединение непосредственности созерцания с практическим опытом исторического процесса», «как слияние личного и социального, индивидуального и общественного в художественной деятельности», а также как «единство отображения и деятельности, духовного и практического в реалистическом художественном процессе», но в резюмирующей плоскости приведенные ипостаси имеют непосредственное культурное значение. Также указанным зарубежным автором сформулировано условие при котором биография становится базисом для творческого процесса: оно заключается в умении писателя «правильно наблюдать» за окружающей действительностью, сопереживать ей так, чтобы она становилась «жизненной позицией художника, воздействующей на всю его личность». В результате это приводит к тому, что литературные произведения становятся неотделимыми от личности его создателя [5].
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез), так и междисциплинарные методы. В ходе работы над статьей автор обращался к культурфилософскому анализу, контент-анализу научной литературы, биографическому методу.
Результаты и обсуждение. На автора и его творчество оказывают влияние не только социокультурные, но и конкретно-политические обстоятельства, находя «укрытие» в «духе произведения». Для надлежащей интерпретации исследователю требуется «иметь подкрепленное документальными источниками представление об авторском тематическом интересе и мировоззренческой позиции, политических ориентациях, религиозности и моральности, направленности и глубине культурной укорененности», в таком случае «усиливается аутентичность» и расширяется интерпретационный горизонт [6, с. 248].
В свою очередь несоответствие между жизненными и мировоззренческими основами самому произведению может становиться источником сомнений в авторстве. Подобное имело
место в отношении М. А. Шолохова и его романа-эпопеи «Тихий Дон» «на основании того, что величие эпоса якобы совершенно не соответствует культурному оснащению творца [7]. При этом авторами, сомневающимися в авторстве М.А. Шолохова, игнорируется тот факт, что во время работы над произведением писатель не только изучал и собирал письменные документы, а также местный фольклор, песни и рассказы старожилов о культурно-бытовой жизни казаков, но и общался с непосредственными участниками описываемых событий. Мастерское переложение накопленного материала на страницы произведения, умелое сочетание духовных миров героев, органичность и естественность текста сделали «Тихий Дон» народным романом с эпическим охватом событий [8, 9] с документальным подтверждением принадлежности эпопеи перу М.А. Шолохова [10].
Зафиксированная в исследованиях связь биографии писателя и его литературной «величины» свидетельствует о том, что «творческая личность выступает ярким и репрезентативным элементом культуры», а значит при интерпретации произведений исследователю следует привлекать максимально разнообразные биографические данные писателя, информацию о творческой лаборатории писателя в целях установления духовно-событийных первооснов идейно-культурологических воззрений. Такого рода подход позволяет продемонстрировать философско-культурологические пространства соответствующего литературно-художественного произведения, проследить эволюцию писателя как единицы культуры, уяснить смысловой базис произведения.
По точному замечанию М.М. Голубкова «в литературе <.. .> нет ничего случайного, ее развитие закономерно и подчиняется совершенно определенным обстоятельствам, которые и нужно описать». Например, если взять такой аспект биографии писателей как их отношения с властью, то мы обнаружим уникальные «формы литературной жизни (такие, например, как встреча писателей со Сталиным на квартире у Горького), издательскую политику, поддержку одних направлений и уничтожение других». При этом не стоит забывать и о значимой роли социокультурных нюансов, влиявших на литературные процессы, что привело в XX веке к существованию литературы в трех осях: ось метрополии, литература русской эмиграции, а также ось «потаенной литературы» [11].
Ю.Б. Борев указывал на то, что не смотря на присутствие в каждом этапе художественного развития литературы инвариантных художественных идей, присутствуют и иные существенные факторы такие как: определенный тип героя, определенный тип автора, а также определенный тип участия автора в создании художественного текста, которые также следует учитывать при философско-культурологическом анализе. Данный автор также подготовил краткий, но весьма наглядный, обзор негативного влияния (труднейшая жизнь, прерванный жизненный путь, относительно ранний уход из жизни, неполная самоосуществленность, нереализация многих замыслов, украденные годы) исторического процесса XX века на личные и творческие судьбы многих писателей ХХ в., расстрелянных или погибших в лагерях, убитых на фронтах или безвременно умерших от ран, покончивших с собой, потерявших годы жизни в гулаговском заключении, по явно видимым социальным причинам не проживших полно свой век, многие годы проведших на чужбине в эмиграции [12].
В.М. Розин, рассматривая биографии выдающихся деятелей культуры прошлого и
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации
настоящего, отмечал, что проблема взаимосвязи творчества автора и его личности «существенно определяет особенности творчества», что делает необходимым анализ личности творца при обстоятельных исследованиях творчества последнего [13, с. 8].
Заключение. Использование биографии писателя в рамках культурфилософского исследования позволяет представить не только его творческий, но и жизненный путь, представив его в разрезе социокультурного пространства с отражением особенностей его философско-культурологического мышления, определяемых национально-ментальными доминантами.
Corresponding Author: MakarchukIvan Yurievich - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Philosophy, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation, E-mail: faler2007@yandex. ru
Ответственный за переписку: Макарчук Иван Юрьевич -кандидат юридических наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация, E-mail: [email protected]