8. Селиванова, Н. Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания личности [Текст] / Н. Л. Селиванова // Воспитать человека. — М., 2002. - С. 174-189.
9. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное [Текст] / - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
10. Теннис, Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии [Текст] / Фердинанд Теннис; [Пер. с нем. Д. В. Скляднева] - М.: СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002.
11. Ядов, В. А. Размышление о предмете социологии [Текст] / В. А. Ядов // Социальные исследования. - 1990. - № 2. - С. 3-15.
УДК 37.01
С. В. Яковлева
БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Наш исследовательский интерес к проблеме использования биографии воспитанника в педагогическом процессе обусловлен тем, что современный педагог, рефлексирующий, чувствующий и заинтересованный в своих питомцах и их наиболее полном самоосуществлении в жизни, должен понимать, что на момент встречи с воспитанником он не представляет собой «чистый лист», а уже имеет определенный опыт отношений с миром, с людьми, с собой, т. е. имеет совершенно особую, уникальную историю собственного становления. Очевидно, что деятельность педагога не может ограничиваться изучением «персональных дел» воспитанников. Для педагогических целей может дать чрезвычайно богатый материал биография отдельного воспитанника, высокий воспитательный потенциал которой современной педагогической наукой и практикой, на наш взгляд, недооценивается или игнорируется.
В контексте сказанного трудно не согласиться с мыслью Ю. Хеннигсена о том, что «в автобиографии специалист по педагогике видит перед собой предмет, в котором оставил следы тягостный процесс обучения. Этот процесс обучения показывает путь субъекта к самому себе...» [14, с. 93]. Под обучением же подразумевается вся жизнь человека. «Ведь обучает не то, что каким-то образом происходит с индивидом и может регистрироваться извне. Обучающим эффектом обладает то, что превращается в составную часть самого индивида, так как он размышляет о происшедшем, говорит об этом сам с собой и другими, осознает его и вспоминает о том, что внутренне преобразило его, о том, что он усвоил и интегрировал» - комментирует
Ю. Хеннингсен [14, с. 80-81]. Он обозначает биографию как «персонифицированный вариант образования», содержащий в себе все то, что имело в жизни индивида «обучающий эффект», и всей своей биографией человек пытается дать ответ на вопрос, как он стал тем, и жизнь воспитанника следует рассматривать и интерпретировать через призму «образования».
В качестве аргумента понимания биографии как совокупности чувств, переживаний, впечатлений, их оценок и ее значимости для дальнейшего поступания воспитанника представляется возможным упомянуть идеи создателя педагогического человековедения Г. Ноля, который сформулировал законы бытия человека, один из которых называется законом структуры духовного процесса [9, с. 85-87]. Этот закон подчеркивает значимость жизненных впечатлений, от способа переработки, оценки, выявления и выражения в поведении которого зависит формирование типов духовной деятельности. История индивидуальной жизни существует в воспоминаниях человека как своеобразный орган самопонимания и понимания мира. Воспоминание - это некий орган, который обязан помнить, что человек сделал и чего не смог сделать из себя, кем он стал в жизни и кем бы хотел стать. Становление этой структуры связано с «категориальным проектом бытия» человека, который отражает его отношение к отдельным событиям прошлого и настоящего и способствует реализации его стремления к самоосуществлению, становлению человека «должного» в соответствии со своими возможностями [10, с. 170-176].
Биография человека выступала предметом пристального внимания и изучения многих гуманитарных наук: литературоведения, социологии, истории, психологии. Подход к изучению личности через ее жизненный путь (биографический метод) широко представлен в отечественной (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Ф. Е. Василюк,
В. П. Зинченко, А. А. Кроник, Н. А. Логинова, В. В. Нуркова, С. Л. Рубинштейн
Н. А. Рыбников) и зарубежной психологической науке (А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон). К числу последних интереснейших психологических исследований следует отнести работу В. В. Нурковой, посвященную автобиографической памяти, которая дает человеку материал для создания истории своей жизни и создания концепции судьбы [12].
В зарубежной педагогической науке внимание на биографию человека как педагогическую проблему обратил Ю. Хеннингсен, в конце 70-х годов XX в., издав книгу «Автобиография и педагогика», в которой он обозначил три важных аспекта использования автобиографии в педагогике: автобиография как педагогический источник; как судьба учащегося, выраженная вербально; образовательная направленность автобиографии [14]. В отечественной педагогической науке интерес к биографиям и автобиографиям как педагогическому средству, содержанию и цели в воспитании детей возник
XIX в., но не получил необходимого обоснования и соответствующего дальнейшего развития. Среди авторов, обращавшихся к биографическому методу в построении своих теоретических изысканий и опыта работы с детьми, следует назвать В. Г. Белинского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, С. И. Гессена, Г1. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, А. С. Черняева.
Необходимость теоретического обоснования педагогического потенциала биографии воспитанника представляется, на наш взгляд, значимой и актуальной в силу наличествующих в педагогической науке и практике противоречий, а именно, между:
- осознанием того факта, что биография является важным источником информации о конкретном воспитаннике и его жизни как единичной и уникальной и полным или частичным игнорированием этой информации;
- пониманием того, что биография - это история становления человека, которая представляет картину ценностных оснований его бытия, и часто эпизодическим, стихийным, поверхностным характером проявления интереса к духовной жизни воспитанника, отсутствием должного внимания к мировоззренческим проблемам;
- видением в биографии воспитанников средства актуализации жизненных впечатлений и неразработанностью методов их использования в воспитательном процессе;
- потребностью воспитанников в конструировании биографического маршрута и отсутствием целенаправленного педагогического процесса организации смыслотворческого пространства воспитанников по прогнозированию и проектированию траектории их биографического развития.
Так, П. Ф. Каптерев подчеркивал: «Отдельная личность может быть правильно понята только тогда, когда известна история ее развития в первые годы... Не зная, как дитя было поставлено в первые годы своей жизни, мы не сумеем понять, как из него вышла такая, а не другая личность» [7, с. 320].
Биографии и автобиографии в своей педагогической деятельности использовал В. П. Вахтеров. Они давали возможность сопоставить данные детства с данными других возрастных периодов, что, по его мнению, позволяет определить влияние детства на умственное и нравственное развитие человека, т. к. «в биографиях мы находим не только действия, но очень часто и мотивы этих действий и внешние условия, вызвавшие те или иные стремления, чувства, представления, определяющие данное действие или направление деятельности» [4, с. 350]. В. П. Вахтеров, опираясь на стремление человека к развитию, видел в биографиях воспитанников и автобиографиях выдающихся людей неисчерпаемый источник и средство воспитания.
С. И. Гессен, определяя целью воспитания выбор и осуществление воспитанником своего призвания, утверждал, что «...в биографии сохраняются только те факты прошлого, которые имеют отношение к сверхличным заданиям, бывшим предметом творчества данной личности, и которые яви-
лись этапами в осуществлении личностью ее призвания, служения ее сверхличным ценностям» [6, с. 74]. Без сверхличных задач личность представляла бы собой «простое нагромождение отдельных поступков, лишенное целостности и внутреннего закона», а ее биография - «калейдоскоп сменяющих друг друга событий» [6]. Биография предполагает наличие единства направления жизненного пути, единство последнего задания, которое личность осуществляет в течение всей своей жизни. Целью воспитания видится помощь человеку в определении своего призвания и творческого самоосу-ществления в жизни, а биография предстает как уникальный, единственный в своем роде путь выполнения сверхличных задач в поиске и выборе своего призвания.
Большое внимание к проблеме биографического развития ребенка уделялось в теории свободного воспитания К. Н. Вентцеля. Для изучения и воспитания ребенка К. Н. Вентцель использовал журнал «Летописи Дома Свободного ребенка», в котором дети записывали свои воспоминания до поступления в это учреждение. По убеждению К. Н. Вентцеля, в основу воспитания должен быть положен принцип исследования человеком целей своей жизни. Особое внимание уделяется развитию способностей к целепо-лаганию и прогнозированию жизненного пути. Очень важно, по его мнению, чтобы ребенок научился как можно раньше сознательно ставить сам себе цели и стремился к их достижению при помощи им же самим избранных для этого средств [5], т. к. в процессе поиска, определения и достижения жизненных целей, преодоления препятствий происходит нравственное самовоспитание и саморазвитие личности.
Целостный подход к использованию биографий в педагогическом процессе представлен А. С. Черняевым, который в учебный процесс ввел чтение биографий выдающихся людей. В воспитательной системе А. С. Черняева, согласно его замыслам, на основе работы с. биографиями «у учащихся будут созданы при помощи великих образцов идеалы, будет намечена цель жизни...» [15].
Исследования М. М. Бахтина позволяют взглянуть на работу с автобиографиями в воспитательном процессе как на «диалог смыслов», т. к. смысл может актуализироваться, «лишь соприкоснувшись с другим смыслом, хотя бы с вопросом во внутренней речи понимающего. Каждый раз он должен соприкоснуться с другим смыслом...» [2], т. е. использование автобиографий выдающихся личностей в процессе воспитания можно интерпретировать с современной педагогической позиции как «пример другого смысла», «образец ценностного выбора», который расширяет и углубляет индивидуальный опыт отдельного воспитанника, стимулирует внутренний диалог, поиск и выбор траектории собственного развития, а не как образец для подражания, с которого нужно делать собственную жизнь. Ибо жизнь другого человека может «захватывать» не потому, что им были совершены какие-
либо деяния, а в силу того, что данный человек реализовал себя, нашел и осуществил собственное предназначение.
Биографический подход в своей педагогической деятельности активно использовал А. С. Макаренко. Поскольку биографические коллизии прошлого определяют отношения воспитанников к условиям жизни в настоящем и будущем, то создание нового отношения к себе и своей жизни связано с игнорированием прошлого, использованием в воспитании принципа «сожженной» биографии. События прошлой жизни, которые уже невозможно изменить, могут оказывать негативное воздействие на поведение личности, способствовать возврату к прежней жизни. Поэтому
А. С. Макаренко внимательно изучал прошлую жизнь своих воспитанников, их образ жизни и среду, в которой происходило развитие взглядов и ценностей [11].
Биографические преобразования происходили благодаря использованию метода «взрыва». Метод «взрыва» представляет собой создание таких ситуаций, которые являются поворотными пунктами в биографии ребенка, его мировосприятии и нового взгляда на жизнь. Биографические сдвиги, резкие изменения в системе ценностных ориентаций и смыслов, направленности жизни достигались посредством контраста, неожиданности и мощности этого воздействия.
Метод «взрыва» и многие другие явления теории и практики воспитания согласуются с идеями синергетики, на основе которой возможно объяснение силы малых воздействий на жизнь отдельного человека, его ценностносмысловую сферу. С позиций синергетики даже очень слабые информационные воздействия на сложную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, находящуюся в зоне бифуркации (в ситуации выбора), могут стать решающими для выбора траектории дальнейшего развития.
В последнее десятилетие пристальное внимание проблеме детства как самоценного периода в жизни человека и воспоминаниям о детстве как способе его реконструкции уделяет педагогическая антропология. Автобиография детства очень субъективна, однако, по мнению исследователей, важно знать, как ребенок сам оценивает факты своей жизни, что считает существенным, что второстепенным, ибо это является определяющим для построения им своего будущего.
При многообразии междисциплинарных исследований автобиографической и биографической проблематики, специальные педагогические работы, предметом которых выступала бы биография, нами обнаружены не были, и определения данного понятия обнаружить не удалось. Однако, на наш взгляд, в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для рассмотрения и изучения биографии человека как отдельного феномена.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение понятия «биография»: жизнь человека как совокупность его поступков, событий,
умонастроений [3, с. 138], но анализ научных источников по проблеме позволяет сделать заключение о том, что биография, несомненно, более широкое понятие и дать его авторское рабочее определение, обозначить его основные особенности, характеристики и функции.
Итак, биография - это процесс и результат биографического развития человека, который проявляется в оценке и осмыслении им отдельных, разрозненных биографических эпизодов, объединении их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира, направленный на осознание и понимание собственного предназначения и творческую, осознанную, самостоятельную реализацию своего уникального биографического маршрута.
Данное определение позволяет обозначить следующие смыслы этого феномена.
Биография человека представляет собой динамичное явление, процесс, совокупность деятельностных актов, биографических выборов.
Биография предстает и как статичное явление, стабильное состояние субъекта, связанное с осознанием и осуществлением или, по крайней мере, приближением к собственному призванию, с определением своего места в мире, обретением устойчивой системы ценностей, позиций, смыслов, установок, ибо, по мнению Ю. Хеннингсена, «сумма событий, выборов и решений составляет нашу жизнь».
Вышесказанное согласуется с идеями синергетики, с точки зрения которой человек рассматривается как сложная самоорганизующаяся и самораз-вивающаяся система, как существо, становление и развитие которого подставляет собой многовариантный, нелинейный и необратимый процесс.
Биография человека как сложной самоорганизующейся системы может быть представлена как череда точек выбора: исчерпанность определенного этапа жизни и переход в неравновесное состояние - состояние становления и определения новых смыслов и способов своего существования - ставит ее перед необходимостью выбора одной из нескольких альтернатив дальнейшего развития, что происходит в точках бифуркации.
Биография имеет одновременно деятельностный, рефлексивный и ценностно-смысловой характер. Выбор или поступок в той или иной жизненной ситуации включает в себя не только действие, но и отношение к различным аспектам действительности.
Биография каждого человека имеет культуросообразный характер, т. к. биографический выбор соотносится с ценностями и нормами культуры, и культуротворческий характер, который подчеркивает способность человека к осмысленному преобразованию, самостоятельному открытию новых ценностей и смыслов собственной жизни. Педагогу следует обратить внимание на то, что сущностная характеристика культуры - амбивалентность. Вся система норм, правил, отношений, установок противоречива. Не существует
ни одного культурного феномена, ни одной ценности, которая трактовалась бы однозначно. Задача педагога - представить богатую палитру ценностей и смыслов, создать условия для свободного выбора, вовлекая воспитанников в диалоги о смысле жизни и своем предназначении.
Основой личности и ее целостного становления выступает система ее ценностей, проявляющаяся в ценностных ориентациях, позиции, направленности, мировоззрении и определяющая поведение и деятельность личности. Осознавая и выстраивая траекторию своего биографического развития, деятельность воспитанника направлена на самопознание, самосознание на (соотнесение собственных качеств, способностей, возможностей с целями) и деятельность по определению своих жизненных смыслов, планов и целей, отношений к различным аспектам действительности и их гармонизацию.
Биографию человек выстраивает как в конкретных ситуациях, так и в процессе всей своей жизни. Она представляет собой одномоментный акт и непрерывный, длительный, целостный и незавершимый процесс, ибо сам человек - это «вечно становящееся существо» (М. Шелер), «существо, не заданное на все времена» (О. Ф. Больнов), «существо пластичное, готовое развернуть свои способности, совершенствовать свои задатки, обладающее стремлением быть лучше, совершеннее» (Г. Ноль), [3] «очевидно, единственное существо в мире, которое находится в состоянии постоянного заново-рождения» (М. Мамардашвили) [4, с. 74].
В биографии человека представляется возможным условно выделить такие взаимосвязанные компоненты:
- событийный (значимые события). Исследователь В. В. Нуркова, например, выделяет в структуре автобиографической памяти яркое, важное, переломное и характерное события. Каждый человек в диалоге с собой или другим выделяет ряд таких событий [12]. А. А. Кроник с помощью метода каузометрии исследует причинно-следственную связь между выделяемыми личностью событиями, представляя жизненный путь как временное измерение бытия человека с точки зрения ряда событий-причин и событий-следствий [8].
- пространственно-временной (этапы, прошлое-настоящее-будущее).
В. В. Нуркова делит людей на две группы по критерию эмоционального при-ятия-неприятия своего прошлого: «беглецы» и «охотники», по типу структурирования жизни - на ригидный, фактологический, эмоциональный и нестабильный типы.
- межличностный (взаимоотношения со значимыми другими).
- ценностно-смысловой (иерархия ценностей, понимание индивидуального смысла жизни и предназначения). К. А. Абульханова-Славская ввела термин жизненной стратегии личности, который предполагает принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. В качестве субъекта жизни человек
выступает как его организатор. Организация жизни - это «способность так связывать и осуществлять дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались в главном направлении, придать им желательный ход» [1].
- субъектно-деятельностный (рефлексия, оценочная деятельность, целе-полагание, проектирование).
Представляется возможным обозначить такие функции биографии в воспитательном процессе:
- «образовательная» функция заключается в приобретении знаний о человеческой жизни, ее институированных и субъективно обозначаемых этапах и событиях. Знакомясь с биографиями своих сверстников, выдающихся людей, воспитанник приобретает уникальный опыт поведения в различных жизненных ситуациях. Он получает возможность увидеть развитие в динамике, рассмотреть жизнь в более широком контексте, корректировать и компенсировать недостающие знания. На этой основе идет процесс конструирования и реконструирования своей жизни, которые дают возможность осознать ее направление, понять ее важнейшие темы и сконструировать свою биографию.
- ценностно-смысловая функция биографии проявляется в стремлении человека понять свою жизнь в более широком контексте. В биографиях других людей воспитанник постигает ценности и смыслы, обуславливающие жизненные выборы и поступки человека в различные периоды его жизни. Развивается рефлексия, проясняются жизненные смыслы, расширяется смысловое пространство личности. Иными словами происходит «диалог смыслов» (М. М. Бахтин). Задача педагога - попытаться понять единственный, только воспитаннику принадлежащий жизненный путь, который ведет его к совершенству, наиболее полной самореализации и помочь ему в этом, ибо в реальной жизни человек не всегда адекватен своему предназначению, проживая порой «чужую» жизнь, и собственные выборы в жизни часто, к сожалению, остаются не отрефлексированными и не осознанными. На наш взгляд, цель воспитания должна соотноситься с предельным вопросом человеческого существования, который Ж. П. Сартр охарактеризовал как «очень личный вопрос о «главном», а именно о том, что, собственно, мы делаем здесь и сейчас и какой в этом смысл?»
- проектировочная функция биографии находит отражение в стремлении индивида к прогнозированию и проектированию жизненного пути. Особенно актуальна эта задача в подростковом и юношеском возрасте, когда формируется ориентация на будущее, создается проект будущей жизни. Интерес к биографии возникает как возможность увидеть свою жизнь в определенной перспективе, в целостности. Педагогическая задача в работе с биографиями заключается в том, чтобы организовать процессы констру-
ирования собственной биографии на основе изучения биографий как участников группы, так и выдающихся личностей.
Представляется, что данные идеи открывают антропологическое измерение педагогического пространства и задают иной целевой, содержательный ориентир организации педагогического процесса. Биография может стать важным информативным источником и средством взаимодействия с воспитанниками, основанным на конкретных и индивидуальных биографических фактах, инструментом адресного обращения и сопровождения школьников. Педагогическая деятельность соотносится с индивидуальными целями и ориентирами воспитанников.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. [Текст] /К. А. Абульханова-Славская - М.: Мысль, 1991. - 229 с.
2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин -М, 1979.
3. Большой энциклопедический словарь: В 2-х томах / Гл. редактор А. М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. — 1991 - 863 с.
4. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. П. Вахтеров / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987.-400 с.
5. Вентцель, К. Н. Свободное воспитание: сборник избранных произведений [Текст] / К. Н. Вентцель - М., 1993.
6. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен - М., 1995.
7. Каптерев, П. Ф. Детская и педагогическая психология [Текст] / П. Ф. Каптерев - М.: МПСИ, 1999. - 704 с.
8. Кроник, А. А., Кроник, Е. А. Психология человеческих отношений [Текст] / А. А. Кроник, Е. А. Кроник / Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр», 1998.
9. Куликов, Б. В. Педагогическая антропология [Текст] / Б. В. Куликов - Свердловск, 1988. - 254 с.
10. Лузина, Л. М. Человек в проблемном поле воспитания. Монография [Текст] / Л. М. Лузина - Псков: изд. ПГПУ, 2008. - 288 с.
11. Макаренко, А. С. Собрание сочинений в 4-х томах Т. 4. / А. С. Макаренко - М., 1971.
12.Нуркова, В. В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности [Текст] / В. В. Нуркова - М., 2000. - 320 с.
13. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б. М. Бим-Бада, О. Е. Кошелевой. М.: Издательство УРАО, 1998.
14.Хеннингсен, Ю. Автобиография и педагогика [Текст] / Ю. Хеннингсен / Перевод с нем. В. А. Волкова; Под общ. ред. В. Г. Безрогова. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 184 с.