С.В. Яковлева
К ВОПРОСУ О БИОГРАФИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Назначение данной статьи видится в том, чтобы на основе анализа учений выдающихся представителей зарубежной и отечественной педагогической науки и выделенных моделей воспитания в истории образования означить ключевые идеи, которые могут выступать в качестве теоретической основы воспитательных возможностей биографии воспитанника в современном педагогическом процессе.
Современный век характеризуется тем, что дети сталкиваются с реальностью, с которой были незнакомы их родители. На современном этапе стремительного изменения целей, ценностей, идеалов, социальных ориентиров в обществе, огромного потока отнюдь неоднозначной информации выбрать и осуществить стратегию своего развития школьникам довольно непросто. Поэтому возникает необходимость самостоятельности выбора, развития индивидуальности и ответственности человека. Педагог, который способствует развитию и становлению индивидуальности в педагогическом процессе и ориентируется на экзистенцию своего ученика, вынужден решать вопросы смысложизненного характера: какова природа человека, его сущность, назначение и смысл жизни и, соответственно, пределы и возможности педагогической деятельности.
В системе отношений человека к миру следует выделить отношение к ходу своей жизни, к своей биографии. Каждый человек (осознанно или неосознанно) пытается реконструировать, осмыслить пройденные этапы жизненного пути и запланировать предстоящие события. Суть биографического развития человека составляют ощущения, восприятия, переживания, оценки собственной жизни, а также отношение к ней. В качестве предельного основания человеческой жизни можно выделить процесс осмысления человеком логики своего жизненного пути. Очевидно, что запомнившиеся впечатления, события, эмоции, пробуждение профессиональных интересов, размышления на различные темы, встречи с разными людьми, попытки осмысления окружающего мира, восприятия себя, жизни и смерти, души и тела имеют огромное значение для жизненного становления каждого человека. Однако часто мотивы поступков, смыслы деятельности, причины собственных страхов, переживаний, трудностей и неудач остаются у воспитанников в неосознанном, неотрефлексированном виде, а потребность в конструировании своего жизненного плана и в определении стратегий его осуществления велика.
Думается, что педагогический процесс, его содержание, направленность и смысл должен соотноситься с ведущей идеей человеческого существования - поиском предназначения, определения смысла жизни. Жизненный путь (биографическое развитие) человека можно рассматривать как "лейтмотив" педагогического процесса, основным содержанием которого является помощь человеку в осознании и осмыслении им своего призвания, своей уникальной биографии и творческой ее реализации в постоянно меняющихся обстоятельствах.
Опираясь на теорию Л. Зонди, можно выделить два вида судьбы, которые могут стать результатом деятельности педагога: навязанная, которая формируется в результате принуждения и воздействия определенных факторов (наследственности, среды), и свободная, основанная на осознании своих способностей и выбора возможностей для самореализации [9, с. 10]. Задача педагога заключается в освобождении от навязанной судьбы и переводе воспитанника к свободной, основанной на самостоятельности и свободном выборе. Это предполагает выработку у воспитанников новых способов отношения к себе и к другим, оценок конкретных выборов, поступков и самореализации. Учитывая уникальность жизни каждого ребенка, педагог может создавать условия для экспериментирования со своими знаниями, умениями, способностями, в результате которого представляется возможным поиск и выбор себя и своего призвания.
Биография воспитанников может стать важным источником информации и средством взаимодействия с ними, основанным на конкретных и индивидуальных биографических фактах, инструментом адресного обращения и сопровождения воспитанников в педагогическом процессе.
В рамках воспитательного процесса педагог может оказать значимую помощь и поддержку в упорядочении, разъяснении, оценке, переосмыслении отдельных фактов, эпизодов, явлений, событий, связей между ними, мотивов, в преодолении трудностей, осознании своих возможностей, потребностей, способностей, продемонстрировать различные виды деятельности, представить спектр смыслов и ценностей, которые могли бы заложить основу субъективной системы ценностей и стать ориентиром в дальнейшем биографическом развитии человека. Педагог, владея методикой реализации биографического потенциала, сможет создать условия для активизации и реконструкции школьниками своего биографического опыта развития, организовать процесс, направленный на осознание, сравнение, анализ, оценку, осмысление, корректировку, целеполага-ние, прогнозирование, проектирование своего будущего биографического маршрута.
Биография как жизнеописание выдающегося человека является одним из старейших художественно-публицистических и научных жанров. Биография как форма научного исследования и жизненный путь человека и как его предмет встречаются в философии, социологии, истории, психологии и других гуманитарных областях. Подход к изучению личности через ее жизненный путь (биографический метод) представлен в отечественной (К. А. Абульханова-Славская, Б.Г Ананьев, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В.В. Нуркова, С. Л. Рубинштейн Н.А. Рыбников) и зарубежной психологической науке (А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон). Данный подход в психологии был заявлен и использован в 20-е годы нашего столетия Н.А. Рыбниковым, который полагал, что именно изучение биографии позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека.
В русской педагогике интерес к биографиям и автобиографиям как педагогическому средству и цели образования детей возник в конце 19-го века (В. Г. Белинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, А.С. Черняев), но должного обоснования и развития не получил.
П.Ф. Каптерев очень точно подчеркивал: "Отдельная личность может быть правильно понята только тогда, когда известна история ее развития в первые годы... Не зная, как дитя было поставлено в первые годы своей жизни, мы не сумеем понять, как из него вышла такая, а не другая личность" [6, с. 320] .
В.П. Вахтеров использовал в своей педагогической деятельности биографии и автобиографии. Они давали возможность сопоставить данные и факты детства с данными других возрастных периодов, что, по его мнению, позволяет определить влияние детства на умственное и нравственное развитие человека, т.к. "в биографиях мы находим не только действия, но очень часто и мотивы этих действий и внешние условия, вызвавшие те или иные стремления, чувства, представления, определяющие данное действие или направление деятельности" [2, с. 350] .
В. Г. Белинский в своих работах отмечал, что воспитание есть первое благо человека, первая необходимость: от него зависит судьба всей его жизни. В.Г Белинский подчеркивал значимость роли воспитателя, так как в его руках находится судьба человека. Первые впечатления оказывают мощное воздействие на душу ребенка: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием. Поэтому задача воспитания заключается в том, чтобы помочь человеку в определении и развитии своего призвания, которое проявляется в его способностях, их степени, наклонностях и стремлениях и в конечном итоге, в достижении счастья и определения своего места в жизни [1, с. 75].
В зарубежной педагогической мысли данная проблема получила развитие в трудах Г. Ноля, Г. Рота, О. фон Больнова, В. Лоха. Ю. Хеннингсен, издав в конце 70-х годов XX века книгу " Автобиография и педагогика", назвал три важных аспекта использования автобиографии в педагогике: автобиография как педагогический источник; как судьба учащегося, выраженная вербально; образовательная направленность автобиографии. "В автобиографии специалист по педагогике видит перед собой предмет, в котором оставил следы тягостный процесс обучения. Этот процесс обучения показывает путь субъекта к самому себе.", - писал он [8, с. 93] .
Из современных педагогов, в центре внимания которых оказалась биография как педагогическая проблема, а именно, понимание биографии как судьбы человека и выделение педагогики судьбы в структуре педагогического знания, следует выделить Г.Е. Соловьева.
Биография заключает в себе огромные возможности работы с ней как с источником информации о жизни отдельного воспитанника и как со средством, способствующим дальнейшему направлению его биографического пути. Биографию в данном контексте следует понимать как процесс оценки и осмысления человеком отдельных биографических этапов и эпизодов, образующих индивидуальную историю человеку, и объединения их в связную, целостную картину мира.
Основываясь на биографии воспитанников, педагог может организовать процесс активизации, осознания, анализа, оценки, осмысления ими уникальности их жизненного опыта с целью реконструкции, сравнения, коррекции, прогнозирования, проектирования собственного биографического становления осознанно и самостоятельно. Поэтому содержание процесса воспитания как система знаний, умений, навыков, способов деятельности, рассмотренных через призму биографии воспитанников, нуждается в серьезном теоретическом обосновании, определении соответствующих педагогических условий и разработке форм и методов работы с ней.
Содержательные аспекты понятия биографического развития человека могут служить основанием для выделения обобщенных моделей воспитания в истории педагогической науки. Среди таких моделей можно условно обозначить биологическую, персоналистическую, социо-центрическую и религиозно-духовную модели воспитания.
Биологическая модель воспитания основана на развитии идей природосообразности. Следуя природе ребенка, педагог создает условия для развития и раскрытия талантов и способностей детей, актуализации творческого потенциала. Деятельность педагога направлена на создание условий, благоприятных ситуаций для выявления способностей и мобилизации активности детей. В рамках данной модели биографическое развитие понимается как естественное проявление внутренних сил и потенций детей.
Биогенетический подход получил развитие в конце XIX века и определил развитие человека в соответствии с определенными стадиями, которые должен пройти каждый человек. Эти стадии соотносились со стадиями развития всего человечества. Воспитатель должен был способствовать развитию, обеспечивая условия для формирования качеств личности, наиболее актуальных в этот период времени. Этот подход имел ряд преимуществ. Во-первых, определялась и четко формулировалась воспитательная задача, так как каждый возрастной период имел свою задачу развития. Задача воспитателя - учет сензитивных периодов в развитии ребенка и методическое обеспечение этого процесса развития. Во-вторых, определялась роль каждого периода, его смысл в развитии человека в контексте его жизненного пути. Понимая общую тенденцию развития человека, можно определить направленность его развития и динамику.
На развитие представлений о биографии и судьбе в данном контексте в педагогическом процессе оказали существенное влияние идеи Ж.-Ж. Руссо, который отмечал, что человек должен стать тем, кем ему предназначено стать судьбой. Это определяет позицию педагога, который лишь сопровождает естественное развитие ребенка, помогает в совместном поиске самого себя и своего пути в жизни.
В персоналистической модели воспитание описывается как форма диалогических отношений, как побуждение к самообразованию воспитанников, границы и возможности которого устанавливаются педагогическим влиянием одного человека на другого. Основой воспитания являются отношения взрослых, зрелых людей к становящимся, помощь им в обретении своей собственной формы. Поэтому все учебные средства и содержание образования должны пониматься в горизонте жизненного пути человека. Педагогические отношения направлены на формирование навыков саморазвития и самостановления человека.
Персоналистическая модель подчеркивает значимость индивидуальной системы ценностей в жизни человека. Человек сам для себя выстраивает систему ориентиров, целей, идеалов,
определяющих логику и динамику его жизненного пути, и поэтому он ответственен за выбор своей судьбы, своего места в мире. Целью этой модели воспитания является помощь индивиду в жизненном самоопределении, определении своего призвания и творческого самоосуществле-ния в жизни.
В основе персоналистической модели воспитания лежит понятие индивидуальности. Индивидуальность формируется в процессе самовоспитания и самосозидания. Она обретается, по мнению С.И. Гессена, только через работу над сверхличными задачами, благодаря которым осуществляется целостность и непрерывность развития личности. Без этих сверхличных задач личность представляла бы собой совокупность поступков, не связанных между собой. Понятие личности раскрывается через рассмотрение истории ее становления, то есть биографии. В биографии человека сохраняются только те факты прошлого, которые имеют отношение к сверхличным задачам, бывшим предметом творчества данной личности и которые явились этапами в осуществлении личностью ее призвания, служения ее сверхличным ценностям [4, с. 74] . Биография предполагает наличие единства направления жизненного пути, единство того последнего задания, которое личность осуществляет в течение всей жизни. Целью воспитания видится помощь человеку в его самоопределении, определении своего призвания и творческого само-осуществления в жизни, а биография личности предстает как уникальный, единственный в своем роде путь выполнения сверхличных задач в поиске и выборе своего призвания.
Большое внимание проблемам развития индивидуальности ребенка уделялось в рамках свободного воспитания, теория которого получила свое развитие в работах и практической деятельности Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля.
К. Н. Вентцель отмечал, что в основу воспитания должен быть положен принцип исследования человеком целей своей жизни. Анализ жизненных целей должен осуществляться детьми на основе переработки своего практического опыта. Педагог лишь способствует фасилитации этого процесса, предоставляя или актуализируя необходимый для этого материал. Особое внимание уделено развитию способностей к целеполаганию и прогнозированию жизненного пути. Развитие способностей к целеполаганию осуществляется на основе сравнения новых жизненных целей со старыми, их гармонизации. Очень важно, чтобы ребенок научился как можно раньше сознательно ставить сам себе цели и сознательно стремился к их достижению при помощи им же самим себе избранных средств [3].
В социоцентрической модели воспитания признается социальная детерминированность жизненного пути человека, связь жизненного пути с принадлежностью к определенному социальному слою или классу. Образование выступает как средство подготовки человека к исполнению заранее предназначенной для него социальной роли. Педагог выступает как исполнитель социального заказа на подготовку людей определенной породы. В рамках подхода акцентируется внимание на социализации индивида, формировании социально-типических качеств индивида. Система ценностей социума, социального слоя, группы предъявляются индивиду как образец для подражания, как модель жизни. Общество, система воспитания становятся фактором судьбы человека, определяя характер его траектории жизни. Вопросы воспитания человека в контексте социоцентрического подхода представлены в " Государстве" Платона [7, с. 425].
В религиозно-духовной модели воспитания проблемы воспитания были раскрыты в аспектах духовного развития, и существенная роль в этом принадлежит религии. В христианстве находят отражения духовно-нравственные искания человека, его пути обретения своего назначения и свободы. Религия раздвигает границы человеческой жизни, вводя новый контекст ее измерения: вечность и бессмертие. Человеческая жизнь является подготовкой к вечной жизни, а религия осуществляет помощь человеку в достижении этого идеала. Взаимосвязь вечной и земной жизни раскрывается в христианстве в символике креста. Крест является обобщенной схемой изображения жизненного пути человека. Символ креста интерпретируется как индивидуальная тайна человека, как уникальная и своеобразная логика его духовного развития.
У каждого человека своя логика духовного развития, свой крест. Развитие человека осуществляется от непосредственной интуиции смысла в мире к сознательной постановке смысло-
жизненных вопросов и выбора своего направления жизни. Осмысленное несение своего креста означает определение человеком своего предназначения (промысла Божия), обожения человека и обретения им Смысла. При таком понимании сущности человека задача воспитания сводится к тому, чтобы человек, испытывающий на себе воздействие множества факторов, был способен избрать для себя истинный путь. Определение своей судьбы (креста) осуществляется человеком на основе свободного волеизъявления, свободного выбора пути: праведного или греховного. Идея спасения выполняет регулятивную функцию в жизни человека, определяет его отношение к миру, другим людям, себе; процесс воспитания замещается самовоспитанием личности. В.В. Зеньковский цель воспитания определяет как помощь в раскрытии образа Божия в ребенке, становлении внутреннего человека [5, с. 40].
Тема призвания основательно разрабатывалась и явилась основой педагогической концепции В.П. Вахтерова. В своей книге "Основы новой педагогики" он констатирует, что "найти в жизни соответствующее своим способностям место - это значит определить свою жизненную задачу. И, быть может, нет в жизни более важного момента, как тот, когда человек намечает цель жизни, соответствующую его способностям и склонностям. Найти свое призвание - это значит найти свое настоящее место в мире, найти свой любимый труд, обеспечить себе наиболее успешную и плодотворную работу, найти русло, являющееся наиболее удобным и естественным для проявления нашей творческой энергии" [2, с. 161].
На основе осуществленного анализа научных отечественных и зарубежных педагогических источников необходимо признать, что, несмотря на достаточно богатую историю практического применения биографии воспитанников и автобиографий в педагогическом процессе, глубокий теоретический анализ данной проблемы на современном этапе в педагогической науке отсутствует.
Думается, что новые возможности назначения и сущности биографии и автобиографии в педагогическом процессе позволяют открыть современные исследования и достижения в области различных междисциплинарных наук, а именно аксиологии, синергетики, психологии. Они дают возможность модифицировать некоторые идеи и положения с целью их теоретического обоснования и эффективного применения в практике современного воспитания.
В современных условиях идея использования педагогических возможностей биографии воспитанника может стать концептуальной основой педагогического процесса, определяя его содержание, направленность, методы и формы.
Литература
1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
2. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1916. Т.1.
3. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных произведений. М., 1993.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
6. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М., 1999.
7. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.3. / Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1994.
8. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика / Пер. с нем. В.А. Волкова. Под общ. ред. В.Г. Безро-гова. М., 2000.
9. Szondi L. Freiheit und Zwang im Leben des Einzelnen. Bern, 1995.