Научная статья на тему 'Биография человека в проблемном поле современного воспитания'

Биография человека в проблемном поле современного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ КАК ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И КАК КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИКА БЫТИЯ / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ЧЕЛОВЕК "РАВНЫЙ" СЕБЕ / BIOGRAPHY AS A PERSON'S LIFE AND AS A COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS / GOAL OF EDUCATION AS A PERSON "EQUAL" TO ONESELF / PEDAGOGY OF EXISTENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Светлана Валентиновна

Исследуется проблема целенаправленного использования биографии в педагогической деятельности. Рассматривается возможность конструирования современного процесса воспитания на основе биографического материала воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биография человека в проблемном поле современного воспитания»

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С.В. ЯКОВЛЕВА (Псков)

БИОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Исследуется проблема целенаправленного использования биографии в педагогической деятельности. Рассматривается возможность конструирования современного процесса воспитания на основе биографического материала воспитанника.

Ключевые слова: биография как жизнь человека и как компонент процесса воспитания, педагогика бытия, цель воспитания как человек «равный» себе.

Многомерность, противоречивость, постоянная изменчивость современной социогу-манитарной ситуации, характерными чертами которой являются размывание границ (культурных, этических, эстетических, религиозных), утрата ориентиров, стремительные изменения во всех сферах жизни, изменение отношений между людьми, многих норм и принципов жизнедеятельности человека, требуют новых подходов к исследованию особенностей развития современного человека и возможностей оптимизации его образования и воспитания. Перед современной школой стоит комплекс проблем, связанных с подготовкой выпускников, способных «в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами» [1], обладая развитой индивидуальностью, высоким уровнем субъект-ности, творческой активности, решительностью, способностью учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать. В рамках означенных проблем убедительно звучит мнение Б.С. Гершунского в отношении образования и человека будущего о том, что образование должно взять на себя «главную и, в конце концов, единственную функцию - всеми доступными этой системе способами подвести вступающего в жизнь человека к глу-

бокому, всестороннему, внутренне принятому им осознанию и пониманию смысла жизни» [3].

Вышеизложенное обусловливает понимание образования и воспитания, прежде всего, как создания условий для развития способностей самоорганизации, саморегуляции, самовоспитания и самосовершенствования и человека - как свободного творца собственной истории жизни в соответствии с индивидуальным пониманием смысла жизни и своего предназначения. При незаданно-сти человеческого бытия, принципиальной открытости и творческой природе его цель не может быть поставлена в виде некоторого конкретно-достижимого состояния (качества) человека, конкретного уровня его совершенства. Очевидно, педагогический процесс должен обеспечивать воспитаннику объективную и субъективную возможности самореализоваться, «выбрать» себя. В данном контексте представляется необходимым и своевременным обозначить в теории и практике воспитания проблему биографии человека, высокий воспитательный потенциал которой современной педагогической наукой и практикой, на наш взгляд, недооценивается. основной замысел авторской работы состоит в том, чтобы на основе анализа научных источников по проблеме ответить на вопрос, какие возможности открывает использование биографии в современной практике воспитания. Для решения данной задачи необходимо проанализировать научные предпосылки изучения проблемы, выделить адекватные предмету исследования методологические подходы и на их основе дать определение понятия биографии в контексте педагогической практики, обозначить ее основные функции.

Актуальность целенаправленного изучения проблемы педагогического потенциала биографии обусловлена рядом существующих социальных противоречий между потребностью общества в способном к активной, осознанной самореализации человеке и недостаточным уровнем готовности к этому школьников; объективной потребностью каждого человека в построении и реализации индивиду-

© Яковлева С.В., 2010

ального замысла биографии и слабой разработанностью методологических и теоретических основ использования биографического материала в процессе воспитания, а также сложившимися в педагогической науке и практике противоречиями между осознанием того факта, что биография является важным источником информации о воспитаннике и его жизни как единичной и уникальной, и полным или частичным игнорированием этой информации; пониманием того, что биография - это история становления человека, которая представляет картину ценностных оснований его бытия, и часто эпизодическим, стихийным, поверхностным интересом к духовной жизни воспитанника, отсутствием должного внимания к мировоззренческим проблемам; видением в биографии воспитанников средства актуализации жизненных впечатлений и неразработанностью методов их использования в воспитательном процессе.

Биография - достаточно интенсивно используемое в современной науке и литературе понятие. Биография, жизненный путь являются предметом исследования многих наук и обусловили появление биографического метода в структуре методов исследования гуманитарных наук. Библиографический мониторинг последних десятилетий свидетельствует об устойчивом росте исследований автобиографической и биографической проблематики в гуманитарных науках: в философии, литературе, социологии, психологии и т.д. Подход к изучению личности через ее жизненный путь (биографический метод) широко представлен в отечественной (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В.В. Нуркова, С.Л. Рубинштейн,

Н.А. Рыбников) и зарубежной (А. Адлер,

Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон) психологической науке. Среди последних исследований следует выделить работу В.В. Нурковой, посвященную автобиографической памяти (АП), которую автор определяет как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта. АП дает материал для создания истории своей жизни и концепции судьбы [5]. Научная рефлексия автора направлена на выявление условий работы с содержанием АП как основой осознанного челове-

ком судьбостроительства. Ведущие идеи работы ученого могут выступать психологическим основанием использования биографии в педагогических целях.

На основании осуществленного автором анализа научно-педагогических источников можно утверждать, что и в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для изучения биографии как целостного педагогического феномена. В отечественной педагогической науке интерес к биографиям и автобиографиям как педагогическому средству, содержанию и цели воспитания детей возник в конце XIX в. Среди авторов, обращавшихся к биографическому методу в построении своих теоретических изысканий и опыта работы с детьми, следует назвать В.Г. Белинского, В.П. Вах-терова, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена, П.Ф. Кап-терева, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, А.С. Черняева. В последнее десятилетие большое внимание проблеме детства как самоценного периода в жизни человека и воспоминаниям о детстве как способе его реконструкции уделяет педагогическая антропология. «Пусть не все хранимое в сознании и подсознании фиксирует автобиография, но то, что она обнаруживает, не может быть ни случайным, ни малозначительным», - утверждает Б.М. Бим-Бад [6]. Автобиография детства очень субъективна, однако, по мнению исследователей, важно знать, как ребенок сам оценивает факты своей жизни, что считает существенным, что -второстепенным, ибо это является определяющим для построения ребенком своего будущего.

В зарубежной педагогической науке внимание на биографию человека как педагогическую проблему впервые обратил Ю. Хеннинг-сен. По убеждению ученого, автобиография может выступать «историческим источником для педагогического исследования», ибо она «фиксирует то, что для современника было важно с точки зрения получения образования: образы его учителей, книги, события и встречи с людьми и их обучающую роль» [7]. Иначе, автобиография представляет собой субъективную оценку значимости в жизни отдельного человека определенных событий, людей. Кто, что, почему и какое оказал влияние на жизнь -в этом их «обучающая роль». Разнообразные события и жизненный опыт являются материалом для образования, если учитывать их в перспективе всей жизни. Жизнь индивида предстает как «персонифицированный вариант образования» (Ю. Хеннингсен).

Представленные идеи, несомненно, могут быть использованы в воспитательной практике. Предельный вариант - когда воспитанник напишет или изложит устно свою биографию, но можно к этому и не прибегать. Свой жизненный путь, отдельные, наиболее значимые, по мнению воспитанника, моменты он стремится воспроизвести в связи с самыми разными предлогами. Рассказанная или написанная биография, конечно, не есть отражение реального жизненного пути человека, но речь идет, прежде всего, о понимании индивидом своей жизни. Воспитатель имеет возможность понять цель и смысл жизни на основе концепций, демонстрируемых в ходе рассказа, ибо каждый человек (осознанно или неосознанно) пытается реконструировать, осмыслить пройденные этапы жизненного пути и запланировать предстоящие события. Поэтому биография представляет собой не простую совокупность событий, действий, поступков в жизни человека. Ведущее значение приобретают ощущения, восприятие, переживания, оценки собственной жизни, отношение к ней человека. они могут и должны стать материалом для оценки и осмысления с целью создания и реализации воспитанником своей уникальной, наиболее оптимальной биографической траектории. Педагогический процесс превращается в то пространство, где ребенок «бытийству-ет», проживает не придуманную, а свою реальную неповторимую жизнь, делает в различных жизненных ситуациях свой выбор, осуществляет поиск себя, формируя себя.

Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени результатов исследования данной проблемы, многие важные вопросы остаются мало разработанными. Необходимы определение понятия биография в контексте педагогической науки, выделение его смыслов и содержательных характеристик, определение методологических подходов, адекватных предмету исследования и т.д. Методологической основой нашего исследования выступают философско-антропологический, онтологический, аксиологический, феноменологический и герменевтический подходы. Ведущим подходом выступает философско-антропологический, согласно которому человек предстает как «вечно становящееся существо» (М. Шелер), «существо, не заданное на все времена» (о.Ф. Больнов), «существо пластичное, готовое развернуть свои способности, совершенствовать свои задатки, обладающее стремлением быть лучше, совершеннее» (Г. Ноль), «единственное существо в мире, которое находится в состоянии постоянного зано-

ворождения» (М. Мамардашвили) [4], потому цель воспитания - помочь ребенку стать самим собой, выбрать себя и свой истинный путь в жизни, задача педагога - попытаться понять единственный, только для данного воспитанника предназначенный жизненный путь, который ведет его к совершенству, наиболее полной самореализации, и помочь ему в этом, ибо в реальной жизни человек не всегда адекватен своему предназначению, проживая порой «чужую» жизнь, и собственные выборы в жизни часто остаются неотрефлексированными и неосознанными. человек выступает ценностнопорождающей, целепорождающей ценностью, а человеческая жизнь - подлинным бытием, т.е. бытием в соответствии с предназначением.

Анализ литературы свидетельствует о том, что, несмотря на выделение биографического метода среди методов исследования различных наук, определение понятия «биография» отсутствует. Предметом биографического метода является жизненный путь человека, единства в понимании которого среди ученых нет. Мы считаем необходимым дать следующее определение понятия «биография»: это процесс и результат биографического развития человека, который проявляется в оценке и осмыслении им отдельных, разрозненных биографических эпизодов, объединении их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира, состоящий в осознании и понимании собственного предназначения и творческой, осознанной реализации своего уникального биографического маршрута. В таком понимании биография воспитанника может соотноситься с содержанием процесса воспитания, имманентными аспектами которого становятся целые темы бытия, приоритетные линии размышлений по поводу ряда экзистенциальных понятий (выбор, любовь, ответственность, добро, зло и др.) и категорий бытия (человек, смысл жизни, цель жизни, предназначение человека и др.), мотивов, поступков.

На основе выделенных нами компонентов биографии человека (событийный, пространственно-временной, межличностный, ценностно-смысловой, субъектнодеятельностный) представляется возможным обозначить следующие ее функции в воспитательном процессе.

• «Образовательная» функция заключается в приобретении знаний о жизни. Знакомясь с биографиями других людей, воспитанник получает возможность осознавать направление и важнейшие темы своей жизни, конструировать свою биографию. Происходит становление «категориального проекта бытия»

(Г. Ноль), который отражает отношение человека к отдельным событиям прошлого и настоящего и способствует его самоосуществле-нию, становлению человека «должного» в соответствии со своими возможностями [4].

• Ценностно-смысловая функция реализуется в том, что в биографиях других людей воспитанник постигает ценности и смыслы, обусловливающие жизненные выборы и поступки. Происходит «диалог смыслов» (М.М. Бахтин) [2], биографические выборы участников которого предстают как «образец ценностного выбора», который расширяет индивидуальный опыт отдельного воспитанника, стимулирует поиск и выбор траектории собственного развития.

• Проектировочная функция находит отражение в стремлении индивида к прогнозированию и проектированию жизни. Воспитанник соотносит биографии с событиями, фактами своей жизни. Педагогическая задача - организовать процессы конструирования биографии.

Думается, что в таком контексте биография выступает важным информативным источником и средством взаимодействия с воспитанниками, основанным на конкретных и индивидуальных биографических фактах, инструментом адресного обращения и сопровождения школьников, а педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания, обусловливающего становление многообразия «само» субъектов процесса воспитания, и соотносится с индивидуальными целями и ориентирами воспитанников, а содержание воспитания - с индивидуальным пониманием биографии отдельного воспитанника.

литература

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопр. образования. 2008. №»1. С. 76 - 82.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 274 с.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1998. С. 170 - 176.

4. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания : монография. Псков : Изд-во ПГПУ, 2008. С. 85 - 87, 74.

5. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000. С. 67 - 68.

6. Природа ребенка в зеркале автобиографии : учеб. пособие по пед. антропологии / под ред.

Б.М. Бим-Бада, О.Е. Кошелевой. М. : Изд-во УРАО, 1998. С. 4.

7. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика / пер. с нем. В.А. Волкова ; под общ. ред. В.Г. Без-рогова. М. : Изд-во УРАО, 2000. С. 11 - 13, 80 - 81.

Person’s biography in the problem field of modern education

There is researched the problem of purposeful use of biography in pedagogical activity. There is considered the possibility of constructing the modern educational process on the basis of pupil’s biographical data.

Key words: biography as a person’s life and as a component of educational process, pedagogy of existence, goal of education as a person "equal” to oneself.

м.А. радзивилова

(Анапа)

влияние семейного воспитания на становление гендера девочек и мальчиков в период дошкольного детства

Первые образы типичного «мужчины» или «женщины» ребенку дает семья. Что за образ для подражания будет продемонстрирован, зависит от типа и вида семьи, представлений членов семьи о роли и месте женщины и мужчины в обществе, значимости культурных норм и требований, которых придерживаются члены семьи и которые культивируются в ней. Установлению влияния семейного воспитания на развитие гендера девочек и мальчиков в период дошкольного детства посвящены материалы исследования.

Ключевые слова: становление гендера, гендерные различия, гендерные предписания, «унисекс» в одежде, гендерные стереотипы, гендерные ролевые позиции.

Важным этапом в гендерной социализации мальчиков и девочек является дошкольное детство, когда индивид начинает активно усваивать образцы поведения, копировать

© Радзивилова М.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.