Научная статья на тему 'Биоэтическая калибровка результатов эгоскопических исследований в алгоритмах интуитивной логики суждений'

Биоэтическая калибровка результатов эгоскопических исследований в алгоритмах интуитивной логики суждений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАДРАЭТИКА / ЭГОСКОПИЯ / ПИКТОПОЛИГРАФИЯ / БИОЭТИЧЕСКАЯ КАЛИБРОВКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / QUADRAETHICA / EGOSKOPIYA / PIKTOPOLIGRAFIYA / BIOETHICAL CALIBRATION / PSYCHOPHYSIOLOGY / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юрьев Георгий Петрович, Скоморохов Анатолий Александрович

Рассмотрена биоэтическая калибровка специальная процедура эгоскопического исследования для определения этической полярности тестовых решений в алгоритмах логики четырёх интуитивно-рациональных суждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOETHICAL CALIBRATION RESULTS EGOSKOPICHESKIH RESEARCH IN ALGORHYTHMS OF THE INTUITIVE LOGIC OF JUDGMENTS

Bioethical calibration is a special procedure egoskopicheskogo study to determine the polarity of the ethical test solutions in algorhythms of the logic of the four intuitively rational judgments.

Текст научной работы на тему «Биоэтическая калибровка результатов эгоскопических исследований в алгоритмах интуитивной логики суждений»

УДК 612.821

Г.П. Юрьев, А.А. Скоморохов

БИОЭТИЧЕСКАЯ КАЛИБРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭГОСКОПИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В АЛГОРИТМАХ ИНТУИТИВНОЙ ЛОГИКИ

СУЖДЕНИЙ

Рассмотрена биоэтическая калибровка - специальная процедура эгоскопического исследования для определения этической полярности тестовых решений в алгоритмах логики четырёх интуитивно-рациональных суждений.

Квадраэтика; эгоскопия; пиктополиграфия; биоэтическая калибровка; психофизиология; психология.

G.P. Yuryev, A.A. Skomorokhov

BIOETHICAL CALIBRATION RESULTS EGOSKOPICHESKIH RESEARCH

IN ALGORHYTHMS OF THE INTUITIVE LOGIC OF JUDGMENTS

Bioethical calibration - is a special procedure egoskopicheskogo study to determine the polarity of the ethical test solutions in algorhythms of the logic of the four intuitively rational judgments.

Quadraethica; egoskopiya; piktopoligrafiya; bioethical calibration; psychophysiology; psychology.

Одно из удивительных свойств социальной реальности заключается в том, что всё многообразие коммуникативной жизни и деятельности человека укладывается в четыре интуитивно-рационально-этических суждения: "хорошо о хорошем" и "плохо о плохом", "плохо о хорошем" и "хорошо о плохом". Первая пара относится к биоэтической норме, вторая пара - это биоэтические ошибки и мутации. Структура этих четырёх суждений в настоящее время доступна регистрации и верификации с помощью биоэтической калибровки в процессе эгоскопии.

Суждение - это умственный акт, который выражает отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и обычно сопряжён с психологическим состоянием убеждённости или веры. Такое суждение отражает глубинную семантику речи и "языкового мышления" вообще и в этом смысле отличается от высказывания тем, что всегда модально и носит оценочный характер одобрения или порицания с разной степенью эмоциональной экспрессии от как бы безразличия до аффекта.

В классической логике единственный способ оценки сказанного производится только по истинностному значению модуса утверждения: оно или "истинно", или "ложно". Стандартные психологические вопросники, например, шкала семантического дифференциала, следуют этой же пусть даже шкалированной парадигме суждений. Поэтому в классической логике термины "суждение" и "высказывание" синонимичны и как самостоятельные объекты исследования не выделяются. Предметом специального изучения суждения фактически становятся только в модальной нелинейной логике, а применительно к теме данной статьи - при анализе эгоскопических результатов.

Высказывания классической логики перекликаются с сутью бинарной этики. Бинарные суждения - это парные понятия, которые характеризуют не только крайние степени проявления того или иного морального качества, но и другие особенности морали. Например: добро - зло, альтруизм - эгоизм, любовь - ненависть, возвышенное - низменное, одобрение - осуждение, поощрение - наказание, смелость - трусость, мотовство - скупость и другие полярные этические понятия.

Традиционная этика в качестве учения о должном практически всегда выступала как утверждение той или иной конкретной моральной системы в интерпретациях полярных понятий практической философии жизни. В постнеклассической культуре произошёл отказ от идеи бинарных оппозиций в пользу идей многозначности этических векторов и «веера возможностей» развития, в силу чего в ментальном пространстве постмодерна произошёл принципиальный отказ от дуализма или дихотомии, даже в примитивной форме «добра и зла».

Эмпирически понятно, что действительный «жизненный мир» человека составляют, прежде всего, отношения типа «я и другие люди». Поэтому всякая, в том числе и когнитивно-эмоциональная деятельность индивидуума всегда происходит в рамках конкретных социальных и культурных образований с постоянной «оглядкой» на мнения и реакции окружающих людей. Идеалы же рациональности, ориентированной на абстрактно-логические критерии истины «или - или» предполагает полное игнорирование всех коммуникационных отношений. Современная философия признает невозможность постижения человеческого бытия и общения исключительно средствами такого «идеального» логического противопоставления и стремится преодолеть монологизм классической традиции, обращаясь, прежде всего, к сфере межличностных коммуникаций. Это совершенно иная концепция. Вместо безличной логико-методологической процедуры установления истины, безразличной к индивидуальным особенностям человека, новая парадигма предполагает обращение к личностно модулированным структурам сознания и общения, т. е. именно к тому, что отличает одного человека от другого.

Но, принимая новые условия оценки отношений между «я» и «другие», следует задаться естественным вопросом и о новом типе операциональной (методологической) рациональности, т.е. об инструментальном измерении индивидуальной логики суждений. На основании изучения доступной нам литературы мы можем констатировать, что до появления метода синхронной пиктополиграфической диагностики и введения в аналитическую процедуру эгоскопии четырёхмерной логики биоэтических суждений сфера практического применения полиполярной логики была ограничена чисто рассудочными описаниями и предположениями типа «может быть так, но может быть и наоборот».

Эгоскопия позволяет оперировать измеренными пиктополиграфическими величинами в привязке к исследуемым темам, тем самым повышая объективность полученных результатов. Система регистрации параметров полимодальных и биполярных психофизиологических и рационально-этических координат в методе эгоскопии позволила создать технологию оценки результатов тестирования в парадигме квадраэтической логики суждений. Квадраэтика - четырёхмерная этика (лат. диаёгаш - четверть + йЫеа этика) - это нелинейная этика выявления истинности - ложности высказывания как варианта одного из четырёх возможных интуитивно-рационально-этических суждений по конкретной теме эгоскопического исследования. Ценность любого конкретного суждения - его экспрессивная выраженность, достоверность и вектор - определяется в локусе ортогонального синхронного взаимодействия двух бинарных полимодальных суждений: рациональноэтической оценки и интуитивно-этической реакции.

Квадраэтика - это полиполярная интуитивно-рациональная этика философии жизни в парадигме четырёх логических суждений рационального об иррациональном: «[+|+] хорошо о хорошем», «[+|-] хорошо о плохом», «[-|+] плохо о хорошем» и «[-|-] плохо о плохом». Каждое этическое суждение имеет своё психофизиологическое обеспечение от нейтральной индифферентности до максимального аффекта. Два полярных конечных суждения относятся к естественно порождённой норме, два центральных - к социально приобретённым биоэтическим ошибкам и му-

тациям. Понятие «квадраэтика» в научно-практический оборот ввёл Г.П. Юрьев. О других новых понятиях - практической биоэтике третьего смысла и биоэтиче-ских мутациях - мы сообщали ранее [1,2]. Биоэтика - в общем плане - это соединение биологических знаний и человеческих ценностей, этическое отношение ко всему живому.

Эгоскопия в силу своих диагностических возможностей позволила создать в структуре общей биоэтики самостоятельное научно-практическое направление -это практическая биоэтика со своим теоретическим описанием, инструментами междисциплинарных измерений и методиками биоэтической коррекции. Биоэт -это такая индивидуальная реальность, в которой актуализировано естественное и устойчивое соединение биологического с этическим в неразрывной связке конкретного смысла и психофизиологического действия. Философский термин «био-эт» введён В.И. Моисеевым [3] для обозначения таких изначально кентаврических сущностей, которые функционируют на пересечении биологической и этической реальностей как качественно новый неразрывный конструкт. В эгоскопии виртуал или биоэт рассматриваются как сформировавшийся интуитивно-рациональноэтический конструкт какого-либо привычного комфортного или дискомфортного (позитивного или негативного) субличностного состояния человека.

В основе эгоскопии лежит Я-концепция: в каждом из нас функционирует много разных «я», которые непрерывно общаются между собой в алгоритмах классической логики суждений "ума": (или "+"я - или "-"я), что формирует общее внутрииндивидное коммуникативное поле нелинейной трилемматической логики суждений "ума - разума" в поисках адекватного выбора общеиндивидного действия: ("+\-" ты <и> "+\-"я). Каждый из этих выборов проявляет себя после процедуры биоэтической калибровки, которая существенно повышает достоверность исследования сверх уровня, достигнутого другими способами [4].

Биоэтическая калибровка - это принципиально новая для психодиагностики дифференциально-диагностическая процедура определения этической полярности интуитивных и рациональных элементов отношений испытуемых к тестовым заданиям. Для этого в структуры профильных эгоскопических тестов включаются несколько многовариантных проективных заданий таким лингвистическим способом, который ненавязчиво понуждает испытуемых составлять как задания самим себе - это свободное творчество, так и пиктологические решения этих же заданий. Данный оригинальный этический подход уравнивает ответственность за результаты тестирования между испытуемым и исследователем: первый берёт на себя бремя искренности, а второй - достоверности результатов.

Логическое обоснование этого принципа исходит из того математического факта, что фоновые значения каждой модальности после статистической нормализации равны 0, следовательно, значения параметров отдельных модальностей приобретают знак "+" или "-" в соответствии с полярными сочетаниями интуитивной и рациональной составляющих индивидуальных решений. Биоэтическая калибровка включает в себя логическую процедуру установления соответствия (подобия) между (±) знаками интуитивно-этической (пиктографической) модальности (знаки шкалы Z) и рационально-этическим выбором (±) знака рабочего поля планшета (знаки рационально-этической шкалы R) в 3-х специально созданных для этого диагностических этапах. «Прямая» или «обратная» (±)ZR биоэтическая калибровка является основанием для последующего квадраэтического шкалирования, в котором реперной модальностью является R-шкала, т.е. рассудочный выбор испытуемого.

Логическая особенность биоэтической калибровки состоит в том, что величина Z-нормированного значения соответствует интегральной выраженности ре-

акции как косвенному указанию на индивидуальную социально-этическую значимость тестового стимула. Это сопоставимо с хорошо известными фактами того, что одни люди краснеют, а другие бледнеют при событиях, одинаково для них значимых. Поэтому одинаковые по статистической величине этико-

физиологические реакции характеризуются индивидуально разными по направлению: (+) или (-), сосудистыми реакциями.

На основе биоэтической калибровки производится квадраэтическая сортировка, цель которой разделить нормированные результаты по всем этапам на четыре блока логических суждений: «[+|+] хорошо о хорошем», «[+|-] хорошо плохом», «[-|+] плохо о хорошем» и «[-|-] плохо о плохом». В итоге шкалирования и сортировки знаки (+) и (-) перемещаются в формулы биоэтов, а все последующие вычисления и сравнения производятся с модулями значений. Следует специально подчеркнуть, что указанная дифференциальная диагностика биоэти-ческих суждений возможна только при использовании специальных алгоритмов тестирования. Для того, чтобы обоснованно судить о биоэтической полярности решений испытуемого, в начало каждого теста вводятся как бы нейтральные и малозначимые тексты калибровочных заданий двух типов - утверждения из серии «информированного согласия» и проективные задания, свободные для самостоятельного выбора, отражающие в графической форме, эквиваленты различных внутренних состояний (дискомфорта либо комфорта при воспоминании реального и значимого неприятного, либо приятного события). В результате статистической обработки каждое пиктографическое (2-шкала) и рассудочное (Я-шкала) решение попадает в один из восьми возможных оценочных кластеров биоэтической нормативности отражающих достоверные, виртуальные или мутированные признаки интерпретации.

Каждое биоэтическое суждение соответствует определённой стратегии жизненного поведения и обладает своей зоной комфорта или дискомфорта. Если я делаю благое дело и получаю от этого удовольствие, то это "хорошо", что принципиально отличается от ситуации, противоположной по этическому смыслу - я выполняю злонамеренное действие и при этом испытываю неприятные эмоциональные ощущения, что "плохо". Это 2 нормальные биоэтические логики нравственного человека. Они существенно отличаются от логики "мутированных" биоэтов: делаю как бы хорошее дело, но при этом испытываю неудовольствие, а когда делаю "пакости", то чувствую себя превосходно. Человек чаще всего использует ту стратегию, которая ему интуитивно наиболее комфортна, несмотря на то, что она становится автоматической и часто приводит к ошибкам. Переход на другое суждение меняет траекторию жизни. Но вначале нужно узнать, какие суждения управляют человеком при решении актуальных задач, например, при моделировании эгоскопических ответов.

Биоэтические мутации - это стойкое социально приобретённое и, возможно, виртуально наследуемое искажение биоэтической нормы, которая предполагает, что позитивные и негативные полюсы биоэтических диполей разводят их по разные стороны перпендикулярных рационально-интуитивных логических осей Я и

2. Если норма позитива [+|+] Я2 и/или негатива [-|-] Я2 в структуре биоэтов имеет одинаковые полярности, то не норма (мутация) имеет форму и свойства рационально-интуитивных перекрёстов полярностей. Это рациональные артефакты интуитивного позитива [-|+] Я2 и/или негатива [+|-] Я2

Из биологии известно, что мутация - это стойкие изменения генотипа, происходящие под влиянием внешней или внутренней среды. С точки зрения эволюции мутации обеспечивают достаточное генетическое многообразие, чтобы позволить видам приспособиться к условиям окружающей среды путем естественного

отбора. Как следует из новых данных, эволюция использует два самостоятельных механизма для внесения генетического разнообразия - более простой (физиологический) и более сложный системный (морфологический) [5].

Биоэтические мутации являются следствием природной социализации индивида, имеют двоякую онтогенетическую судьбу: могут исчезнуть или стать стереотипом поведения. Биоэтические мутации внутри контактных социальных групп многократно тиражируются, нарушая естественный эволюционный отбор и природное равновесие, ведут к социальным и природно-техногенным катастрофам. Однако, как бы потаённая опасность биоэтических мутаций имеет и свою полярную полезность: она стимулирует социум к созданию техноэтов для их адекватной диагностики и эффективных средств противодействия их влиянию на эволюционный процесс. С этих позиций эгоскопия реально помогает человеку убедиться в том, что у него действительно есть не только нормальные, но и мутированные биоэты, есть ошибки и есть умыслы. Эти интуитивно-рационально-этические рассогласования собственного этического позитива и/или негатива неявно мешают индивиду, и только тогда у него может появиться осознанная мотивация к их коррекции, когда он сам увидит своих внутренних «врагов».

Общие теоретические положения социальной философии в практической биоэтике и эгоскопии наполняются конкретными полутонами жизни - полимо-дальными и полиполярными моделями индивидуальных суждений, состояний и действий. Действительно, мы имеем дело с одновременно и поэтапно протекающими процессами разных мотиваций нескольких дискретно ролевых «я» в составе целостного индивидуума. Каждое из четырёх биоэтических суждений, упоминавшихся ранее, имеет свою энергетику, конкретное индивидуальное психофизиологическое обеспечение от минимальной реакции до максимального аффекта в соответствии со своей логикой внутренне-внешней согласованности: конгруэнтности и диссонанса. Это интуитивно-рационально-этическая (ИРЭЛ, IREL) логика, сокращённо "интрацэт" - логика индивидуальных мотиваций и поступков (деятельности). В эгоскопии согласованность внутренне-внешней логики с эмоционально-этическим содержанием измеряется и оценивается величиной индекса Q^n (QIREL) как имманентное свойство индивидуальности человека под общим названием "интрацэ-тивность". Qirel вычисляется как отношение компонент интуитивно-этической природы к рационально-этической социализации при решении тестовых заданий: Qirel = XY/RZ. Величина QIREL характеризует степень смысло-физиологического (виртуального) диссонанса по критерию преобладания интуитивно-этического над рационально-этическим или наоборот, т.е. между XY- и RZ-баллами. Логически следует, что чем выше индекс различий, тем выраженнее интрацэтивность как интегральный признак внутренне-внешнего когнитивного диссонанса и смыслофизиологического рассогласования в контексте индивидуальной биоэтики и, наоборот: чем меньше индекс рассогласования, тем ближе индивид к состоянию внутренне-внешней гармонии и конгруэнтности по тестируемой теме.

При биоэтической эгоскопии испытуемый изначально определяет своё отношение к исследуемой теме выбором рабочего поля по принципу «хорошо» или «плохо» в согласии со своей внутренней социальной мотивацией. Синхронное включение этической компоненты в привычное тестирование вводит в социальную философию, психологию и психофизиологию принципиально новый теоретический подход и практический инструмент, который позволяет конкретизировать диагностику мотиваций и иерархию поведенческих предпочтений человека на субличностном уровне. На рис. 1 показаны примеры теоретической «квадраэтиче-ской нормы» и биоэтическая патологии в проявлениях «синдрома жизненного истощения». Представлен вариант теоретической модели с разной степенью интра-

цэтивности (О,!,,,,): 21 балл (2,6 - среднее значение) у «здоровой» и 97 баллов (12,1 - среднее значение) у «больной» субличности. Первый вариант - это реальная "игра" без ущерба для психоэмоционального здоровья, а второй вариант - это виртуальный "внутренний конфликт" с возможными психосоматическими нарушениями. Условные биоэнергетические траты на поддержание психоэмоционального гомеостаза во втором случае увеличиваются в 4,6 раза (97/21 = 4,6), что реально соответствует «синдрому жизненного истощения» как этическому аналогу «синдрома хронической усталости».

Рис. 1. Варианты «квадраэтической» структуры мотиваций и поведенческих

реакций человека

Процедура квадраэтического шкалирования включает вычисление интегральных интуитивно-этических (ХУ) и рационально-этических (Я2) баллов, а затем их отношение, обозначенное термином «индекс ОХУ/Я2» или «индекс интрацэтивности О1ге1». ХУ-балл - это вторичный диагностический критерий полиграфической диагностики; он соответствует неуправляемому когнитивновегетативному обеспечению пиктологической деятельности. ХУ-балл высчитывается по принципу синергии модальностей как корень квадратный из суммы квадратов X- и У-баллов. В квадраэтической логике ХУ-балл имеет однополярное значение (+), потому что любая психофизиологическая реакция может иметь разные величины, которые всегда выше нулевого значения. Кроме того, ХУ-балл может быть акцентированным, т. е. достоверно отличаться от фонового значения, или быть дисперсивным в зависимости от использованных когнитивно-вегетативных моделей при решении экспертных задач. Значение ХУ-параметра характеризует степень выраженности психофизиологических реакций как эквивалентов эмоциональной значимости тестируемых тем для испытуемого.

Я2-балл - также вторичный диагностический критерий пиктологической диагностики; он соответствует управляемому действию в парадигме рационально-интуитивно-этического значения исследуемой темы для испытуемого. Я2-баллы высчитываются по принципу синергии модальностей как корень квадратный из суммы квадратов Я- и 2-баллов. Полярность формул соответствует знакам Я- и 2-баллов и трактуется в логике оценочных суждений «хорошо - плохо» соответственно как пиктологический негатив (плохо о плохом), позитив (хорошо о хорошем), пози-негатив (хорошо о плохом) и нега-позитив (плохо о хорошем). Также учитывается степень сформированности: достоверная (биоэтическая) или виртуальная (дисперсивная) модели эмоционально-логических суждений.

Для повышения степени адекватности аналитических интерпретаций дополнительно к знакам (-) или (+) вводится универсальная категория преобладания в системе отношений между ХУ (интуитивное - 1) и Я2 (рациональное - г) по альтерна-

тивному критерию «или - или». Например, если ХУ(1)>Я2(г) = О1/г>1, то это «интуитивное преобладает над рациональным» и наоборот: если Я2(г)>ХУ(1) = Ог/1>1, то это «рациональное преобладает над интуитивным». Я2-параметры относятся к «плавающим» диагностическим критериям: максимальная величина зависит от предустановленного выбора размерности Я-шкалы по модулю, а полярность этической оценки - от индивидуальной значимости тестируемой темы, что фиксируется в формуле биоэтической модели. В любом случае максимальная величина Я2-балла соответствует максимальной значимости тестируемого смысла.

В соответствии с предустановленным диагностическим стимулом о наличии в опыте испытуемого устойчивой поведенческой модели (мотивации) какого-либо конкретного однозначно трактуемого негативного умысла формула искреннего подтверждающего ответа выглядит так: [-/-]*, а все другие варианты эгоскопиче-ских решений являются неискренними по своей сути (* означает, что р-1еуе1<0,05). Формула и величина О,^ в этом случае имеет вспомогательное значение. При иных вариантах биоэтических суждений формула и величина О,^ - а это, как правило, интрацэтивная избыточность - приобретает статус дополнительного критерия неискренности испытуемого. Нормальная величина О,^ свидетельствует в пользу рационально-интуитивной равнозначности исследуемой модели для этого конкретного индивидуума. В соответствии с данным подходом, очевидно, что вариабельность моделей биоэтических структур и теоретически и практически может быть очень обширной, но все они доступны объективной инструментальной диагностике, сравнению и коррекции по конкретным результатам исследования.

Одна из главных задач квадраэтики заключается в адекватном доведении результатов эгоскопии до конкретного пользователя. Рассмотрим некоторые иллюстрации на примере клиентки "Л", которая обратилась за психологической консультацией по нескольким актуальным для неё темам, две из которых были основными - изменение профиля своей деятельности и желание создать семью. Эгоско-пическое тестирование выявило интуитивно-рационально-этическую рассогласованность в более чем 60 % смысловых кластеров испытуемой. После тестирования с ней была проведена аналитическая процедура оценки полученных результатов в парадигме нескольких основных теорий, как: "Я - ролевая организация жизни", "виртуалистика", "практическая биоэтика". Испытуемая согласилась с теоретикопрактической оценкой результатов тестирования и по результатам обучения и сама " Л", и её коллеги по работе отметили существенное изменение коммуникативного поведения сотрудницы в позитивную сторону. Однако через полгода "Л" вновь обратилась за консультацией. Мотивация женщины более конкретизировалась.

Для конструирования новых поведенческих моделей необходимо иметь представление о существующих моделях внутренних коммуникаций субличност-ных структур человека. С этой целью: увидеть то, что надо менять, - дважды, с перерывом в неделю, была проведена эгоскопия с помощью универсального теста «Практическая биоэтика жизни». Некоторые результаты первого и повторного тестирований представлены на иллюстрациях ниже.

На рис. 2,а представлены результаты первого тестирования, в нём полностью отсутствует биоэтический блок суждения «[-/-] плохо о плохом». Это своеобразный воспитательный дефект личности, на информацию о котором женщина вначале удивилась, а затем подтверждающе ответила: - Да, меня с детства приучили никогда не говорить ничего плохого, даже о плохом. Похоже, что это моя проблема, о которой я даже не задумывалась, но которая заставляет меня часто делать то, что мне потом мешает, а я себя оправдываю.

Рис. 2. Профиль биоэтических кластеров испытуемой "Л": а - 1-е исследование; б - 2-е исследование. Пояснения в тексте

Перед 2-м тестированием испытуемой была дана «терапевтическая установка» попробовать выйти из шаблонов мышления, сменить роль и решать тестовые задания без «интуитивно-рационального лукавства». Результаты второго тестирования изображены на рис. 2,б, в нём полностью присутствуют все блоки биоэтиче-ских суждений.

Формальное следование установке на как бы требуемую «норму» привело к значительному (в 4 раза с 1,4 до 5,6 баллов) увеличению общей интрацэтивности Юігеї) при этом тестировании (рис. 3). В этом примере объективно зафиксирован механизм развития психоэмоционального напряжения - увеличение интуитивнорациональной рассогласованности у испытуемой при попытке выхода за пределы стереотипов своих биоэтических суждений.

Рис. 3. Динамика интрацэтивности испытуемой "Л" при сравнении: 1-го и 2-го исследований. Пояснения в тексте

При этом сама испытуемая отметила, что труднее всего ей давались решения заданий на три групповых смысловых кластера (ГСК), которые составили кластер мутированных биоэтических суждений «И[+/-] хорошо о плохом» и «И[-/+] плохо о хорошем» с интуитивно избыточной интрацэтивностью во втором исследовании: «Я - плохая» - это сфера конкретных понятий, «душа - позитив и негатив» - сфера абстрактных понятий. Равенство значений интрацэтивности по темам АБСТРАКТНЫХ и КОНКРЕТНЫХ понятий, наблюдавшееся при 1-м исследовании, существенно изменилось при 2-м исследовании. Значительно увеличилась интрацэ-тивность биоэтических суждений по темам АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЙ (душа, судьба) по сравнению с аналогичным увеличением по темам КОНКРЕТНЫХ само-

идентификаций. Это феномен порождения виртуального диссонанса и виртуального конфликта внутри индивида при решении абстрактных понятийных задач. Эта неравномерность проявилась на фоне равномерного увеличения интрацэтивности в 2-х основных блоках: «биоэтическая норма» и «биоэтические мутации» (артефакты) при более выраженном уменьшении величины когнитивно-вегетативной реакции в био-этах «нормы» (рис. 4).

Рис. 4. Динамика пиктологических показателей когнитивно-вегетативного обеспечения (ХТ) и интрацэтивности ^ге1) испытуемой "Л" по двум ведущим критериям: «± норма» и «± артефакт»

После объяснения испытуемой сути её «квадраэтических проблем в логике мутированных суждений» она сказала: - Так оно и есть, и я знаю, почему я так поступаю. Но я не знаю, как поступать по-другому, чтобы изменить свою судьбу.

Обсуждение результатов тестирования закончилось принятием мотивированного решения на продолжение терапевтической работы для формирования и последующей инсталляции моделей новых жизненных достижений. Задача терапии: создать модели новых самоидентификаций.

Заключение. Новая технология позволяет оценивать человеческий потенциал и самоидентичность человека в парадигме квадраэтической логики суждений, количественно характеризовать степень когнитивного диссонанса и смыслофизиологического рассогласования в контексте индивидуальной биоэтики. Это инновационное направление имеет хорошую перспективу, а сам метод эгоскопии, как инструмент объективных биоэтических исследований, может использоваться во многих "человекоразмерных" научно-практических дисциплинах и сферах деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Юрьев Г.П. Практическая биоэтика третьего смысла: диагностика гуманитарных рисков и самодостаточности субличностей с помощью эгоскопии // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2009. - № 9 (98). - С. 230-234.

2. Юрьев Г.П. Биоэтические мутации в структуре III сигнальной системы // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 9. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009.

3. Моисеев В.И. Биоэтика - наука о биоэтах // Журнал «Трудный пациент». - 2007. - № 1.

4. Скоморохов А.А. Способы повышения достоверности эгоскопии // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2009. - № 9 (98). - С. 159-166.

5. Liaoa B-Y., Wenga M-P., Zhangb J. Contrasting genetic paths to morphological and physiological evolution: http://www.pnas.org/content/early/2010/03/25/0910339107.abstract.

Юрьев Георгий Петрович

Институт философии РАН.

E-mail: trilemma@mail.ru .

119992, г. Москва, ул. Волхонка, 14.

Тел.: 84956243953; +79055740394.

Скоморохов Анатолий Александрович

ООО НПКФ «Медиком МТД».

E-mail: anatol@medicom-mtd.com.

347900, г. Таганрог, ул. Петровская, 99.

Тел.: 88634626242.

Yuryev Georgy Petrovich

Institute of philosophy of the Russian Academy of Sciences. E-mail:trilemma@mail.ru.

14, Volhonka street, 119992, Moscow, Russia.

Phones: +74956243963; +79055740394.

Skomorokhov Anatoly Alexandrovich

Medicom MTD Ltd.

E-mail: anatol@medicom-mtd.com.

99, Petrovskaja street, 347900, Taganrog, Russia.

Phones: +78634626242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.