УДК 612.821
Г.П. Юрьев
ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА ТРЕТЬЕГО СМЫСЛА: ДИАГНОСТИКА ГУМАНИТАРНЫХ РИСКОВ И САМОДОСТАТОЧНОСТИ СУБЛИЧНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЭГОСКОПИИ
Рассмотрено значение эгоскопии для практической биоэтики - новой мультидисци-плинарной технологии объективной диагностики гуманитарных рисков и этикосоматических паттернов личности.
Биоэтика; психологическое тестирование; психофизиология эгоскопия.
G.P. Yuryev PRACTICAL BIOETHICS OF THE THIRD SENSE: DIAGNOSTICS OF HUMANITARIAN RISKS AND SELF-SUFFICIENCY OF SUBPERSONS BY MEANS OF EGOSCOPY
Value egoscopy for practical bioethics - new multidisciplinary technology of objective diagnostics of humanitarian risks and etiko-somatic patterns persons is considered.
Bioethics; psychological testing; psychophysiology; egoscopy.
Актуальность заявленной темы предлагаю рассмотреть с позиций «практического биоэтика» и «эгоскописта». De ure таких специальностей в «Общероссийском классификаторе профессий...» пока нет, но de facto они развиваются с 1983 г., когда автор статьи, занимаясь эндоскопией (фиброгаст-ро/ректо/колоноскопией) эмпирически выявил и начал включать в план коррекции здоровья своих пациентов их этические компоненты [1]. Для этой цели понадобился надёжный инструмент диагностики биоэтических паттернов. В результате многолетних инициативных исследований, включая лонгитюдное биосоциальное и психофизиологическое обследование специалистов ВМФ в надводном и подводном походах, автор остановился на «Цветовом тесте отношений» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда (1985). Теория относительной устойчивости цветоассоциативных отношений подтвердилась при создании, апробации и многолетнем практическом использовании «Фломастерного теста Юрьева» [2], основные идеи которого расширились и обрели новое качество в методе синхронной пиктополиграфии - эгоскопии [3].
Эгоскопия пока ещё «диагностический слон» в метафоре «темноты знаний о ней» - каждый, кто с ней соприкоснулся, пытается понять её, сравнивая какую-то одну часть новой технологии с уровнем устоявшихся знаний, что методически недостаточно для проникновения в глубину метода. Эгоскопия по своей сути является примером мультидисциплинарного подхода, в рамках которого удаётся найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей для новых междисциплинарных исследований и дисциплин, например, таких, как биоэтика.
Биоэтика в общем плане - это соединение биологических знаний и человеческих ценностей, этическое отношение ко всему живому начинает свой отсчёт с 1971 г. после выхода в свет книги американского биохимика Ван Р. Поттера (1911-2001 гг.) «Биоэтика: мост в будущее». Создание способов объективной ди-
агностики смысло-физиологических паттернов обосновало переход от общих мультидисциплинарных дискуссий традиционной биоэтики на уровень «практической биоэтики». В настоящее время результаты этико-соматической диагностики позволяют аналитику и пациенту (клиенту) дискутировать на равных, потому что в сфере практической морали они горизонтально равноправны в отличие от вертикальной иерархии психологического консультирования в паре «специалист - клиент». Новая модель отношений вносит существенный вклад в успешность консультативной работы, а возможность выявления и документирования этических регулятивов телесного здоровья реально повышает авторитет специалиста.
Общеизвестно, что появление нового вида профессиональной деятельности всегда является практическим ответом на какие-то проблемы. Так, например, психосоматическая медицина (или психосоматика) зародилась в начале ХХ века как своеобразный протест против односторонних естественнонаучных и органоцентрических установок медицины той эпохи, и выделилась в самостоятельную специальность. Достойно внимания мнение Бройтигама и соавторов (1999 г.), считающих Фридриха Ницше одним из духовных отцов психосоматического подхода. Он (Ницше) создал философию, которая «исходит из тела и нуждается в нём, как в путеводной нити, говорил о «разуме тела», его «множественности с единым смыслом». Ницше предвосхитил ряд концепций Фрейда о бессознательном и даже дал много указаний врачам по этому вопросу. Но в то время не было ещё врачей, которые могли бы принять эту новую «практическую мораль» как «часть искусства и науки исцеления» [4].
Примерно так же на стыке естествознания и нравственности появилась биоэтика как биполярный мультидисциплинарный ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека в связи с бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Мнение многих специалистов нового научного направления о том, что защита фундаментальных моральных ценностей определяет человеческое существование и является условием выживания человечества в современной ситуации, поддерживает значительная часть жителей разных стран на разных континентах.
В контексте становления современной практической биоэтики примечательна деятельность известного русского врача, учёного и общественного деятеля
А.И. Яроцкого, который считал, что истинные причины заболеваний человека находятся в глубоких пластах духовной жизни. В работе «Идеализм как физиологический фактор» А.И. Яроцкий в начале XX века обосновал положение о важнейшей роли нравственности человека в развитии и течении болезни. Примечательно, что в эти же годы Р. Ассаджиоли, известный итальянский психиатр и психотерапевт, учёный, публицист, философ и создатель признанного в мире практического направления психологической работы с личностью - это «психосинтез», - в своей статье «Нервные заболевания при духовном росте» описал и теоретически объяснил феноменологию типичных случаев разного рода нервных заболеваний как неизбежном спутнике процесса духовного роста человека. Он же ввёл в психологию и психотерапию логически понятные и эмпирически верифицируемые термины «субличность» и «высшее бессознательное» и создал практически работающую концепцию, полноправно занявшую своё достойное место между теоретическими конструктами Фрейда и Юнга. Р. Ассаджиоли и А.И. Яроцкого можно, по моему мнению, с полным основанием считать родоначальниками современной практической биоэтики по результатам их выдающейся деятельности в медицине, биологии, философии, педагогике и публицистике [5].
Следующий важный шаг в инструментальной и вербально-рефлексивной диагностике биоэтических паттернов - это выявление виртуального третьего смысла. Он, третий смысл, в роли «нравственного начальника» появляется не вдруг, а имманентно присутствует в любой биполярной ситуации выбора в «био-этической трилемме», жёсткой по смысловой структуре и пластичной по диапазону биологических функций. Понятие трилемма объединяет в себе структуру и нелинейный (+)и(-)-образный процесс, смысл и актуальную функцию. Акцентирую внимание на том, что смысло-биологическая трилемма принципиально отличается от известной триады Гегеля по ряду признаков, аналогичных магниту как бы по умолчанию: сколько раз его не дроби, всё равно свойства полярности концов и нейтральность середины сохраняются и продолжают функционировать [6].
От материального перейдём к идеальному. Возьмём, например, категорию «справедливость». Вполне очевидно, что справедливость, как и иные категории этики, в частности милосердие, благо, добро, зло, толерантность, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, смысл жизни, счастье и другие абстрактные понятия как бы сверху организуют свою относительно автономную телесность так, что внутри её осуществляются непрерывные «дуэли» между поляризованными минисубъектами (самодостаточными субличностями) - это внутри индивидуума, а между субъектами - внутри любых организованных сообществ людей.
Указанный принцип трилемматической организации биоэтических категорий обусловливает необходимость гуманитарной экспертизы, для которой, по мнению П. Д. Тищенко «прежде всего, характерен "проблемоцентризм" и смена самой идеи "решения" проблемы. Оно заключается не в фальсификации одних моральных установок в пользу других и не в снятии их всех в некотором диалектическом синтезе на гегелевский манер. Решение заключается в двойном движении мысли. Во-первых, в прояснении всей глубины и парадоксальности встающих проблем за счет мультидисциплинарного обсуждения. Во-вторых, - в поиске таких идейно нейтральных «развязок», которые давали бы возможность каждому индивиду, оказавшемуся в ситуации выбора, поступить именно в силу своих особых предпочтений» [7].
Любое предпочтение означает, что существует некая градуированная шкала и какой-то инструмент, позволяющий измерить величину спорного параметра. Следовательно, для справедливой гуманитарной экспертизы желательно иметь измерительный инструмент, валидность и достоверность результатов которого признавалась бы всеми участниками конкурентного биоэтического процесса. Для этих целей созданы и апробированы два взаимодополняющих варианта измерительных инструментов практической биоэтики - цветография и эгоскопия. Основные локусы приложения новой мультидисциплинарной технологии представлены на схеме (рис. 1).
В.М. Сеченов писал в своё время (1863 г.), что мозг мыслит мускулами; он прогнозировал появление объективной психологии. Прошло почти 150 лет, и мы можем уверенно сказать, что его мечта воплощена в практическую технологию с местом приложения более высокого уровня, чем просто психика - это «биоэтиче-ский мускул» в соответствии с известным поэтическим выражением «добро должно быть с кулаками».
Эгоскопия - Цветография
Локусы измерения субличностей и гуманитарных рисков
Баллы Интуитивной Значимости
Баллы Рациональной Значимости
------------- ---------------у
Баллы Гуманитарного Риска
1. Структура
2.Биохимия
3.Физиология
4. Психофизиология
X
Логика рац^ональ-ная
\ \ & / иррациональная
'■■.Интуиция I \___________/
5.Коммуникации
6.Роли
7. Поступки
8.Этические оценки
)
Дивергенция от биологии к психике
Конвергенция от психики к этике
Рис. 1. Схема "биоэтического мускула". Локусы измерения параметров субличностных конструктов с помощью новой мультидисциплинарной технологии «цветография и эгоскопия». Новизна: психика в центре неразрывного конструкта. (Автор схемы Г.П. Юрьев, 2009 г.)
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Юрьев Г.П. Виртуальная этика здоровья и страданий человека / Г.П. Юрьев, Н.А. Юрьева, Е.И. Лебедь. - М.: Наука, 2004. - 359 с.
2. Заявка на изобретение «Способ диагностики психофизического состояния индивида» № 2009123124 от 18.06.2009 г., автор Юрьев Г.П.
3. Патенты № 2319444, 2289311, 2283670; патенты на полезную модель № 61111, 77149; свидетельство на товарный знак «Эгоскоп» № 314666.
4. Бройтигам В., Кристиан Р., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - С. 13.
3
7
2
8
1
5. Арететерапия Яроцкого // Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком,
1999. - С.34; Яроцкий А.И. Идеализм как физиологический фактор. Юрьев, 1908; А.И. Яроцкий (1866 - 1944) и его роль в становлении и развитии отечественной терапевтической школы (к 135-летию со дня рождения). Цит. по: 1) http://sgma.alpha-
design.ru/MMORPH/N-7-html/LITVINOV/litvinov.html; 2) http://i-psy.ru/content/view/90/94
6. Юрьев Г.П. Трилемматические миры // Философские науки. 2007. № 8; Юрьев Г.П. Дети отката // Философские науки. - 2008. - № 6; Юрьев Г.П. Виртуальная этика мировоззренческой травмы // Биоэтика и гуманитарная экспертиза: Проблемы геномики, психологии и виртуалистики [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2008.
- С. 195-206; Юрьев Г.П. Виртуальная триалектика коррупции и дедовщины // Рабочие тетради по биоэтике. Выпуск 7: Философско-антропологический анализ самоорганизации неформальных структур власти в закрытых коллективах (на примере дедовщины), часть 2: Сб. науч. ст. / Под ред. П. Д. Тищенко. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.
- С. 74-94.
7. Тищенко П.Д. Проблемы комплексного философско-антропологического анализа феномена власти в закрытых коллективах (вместо предисловия) Рабочие тетради по биоэтике. Выпуск 6: Философско-антропологический анализ самоорганизации неформальных структур власти в закрытых коллективах (на примере дедовщины), часть 1: Сб. науч. ст. / Под ред. П.Д. Тищенко. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. - 83 с.
Юрьев Георгий Петрович
Институт философии РАН.
E-mail: [email protected].
119992, г.Москва, ул. Волхонка, 14, тел.: (495)6243953.
Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики, главный научный сотрудник, д.м.н., к.психол.н.
Yuryev Georgy Petrovitch
Institute of philosophy of the Russian Academy of Sciences.
E-mail: [email protected].
119992, Moscow, Volhonka street, 14, Phone: (495)6243963.
Sector of humanitarian examinations and bioethics, the main scientific employee, doctor of medical sciences, candidate of psychological science.
УДК 612.821
Г.П. Юрьев, Н.И. Харламова
ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА ТРЕТЬЕГО СМЫСЛА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭГОСКОПИИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приводятся ключевые результаты исследований (2006-2008 гг.) по проекту РФФИ 07-06-12029-офи «Лабораторное социально-психофизиологическое и антропологическое исследование личности в контактной социальной группе (к разработке объективных методов гуманитарной экспертизы)».
Биоэтика; психологическое тестирование; психофизиология эгоскопия.