Научная статья на тему 'Бихевиоральный подход к изучению проблем сельской молодёжи'

Бихевиоральный подход к изучению проблем сельской молодёжи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бихевиоральный подход к изучению проблем сельской молодёжи»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Бихевиоральный подход к изучению проблем сельской молодёжи

47

Аннотация: В современных экономических исследованиях особое место занимают проблемы поведения человека в производстве и на рынке, что исключительно важно для конструирования новой модели личности в условиях модернизации и глобализации. Однако тема «бихевиоральной экономики» до сих пор не распространялась в аграрную сферу. Весьма интересно и практически полезно будет изучение поведения сельской молодёжи аграрных регионов России, в данном случае на примере Башкортостана.

Ключевые слова: бихевиоральная экономика, сельское хозяйство, сельская молодёжь, поведение, психология сельского работника.

Masalimov R. N. Bikhevioralny an approach to studying of problems of rural youth

Recently the problem of behaviour of man in production and market has attracted special attention in the economic theory which is of a paramount importance for constructing a new model of personality in the contemporary period of modernization and globalization. However, the theme of «behavioral economics» does not apply to the agriculture. The study of behaviour of young agricultural worker in a rural region of Russia - Bashkortostan - may be interesting and have practical importance.

Keywords: Behavioral Economics, Rural Economy, Rural Youth, Behaviour, Psychology of Young Agricultural Worker.

«Бихевиоральная», по-русски говоря «поведенческая», экономика начала развиваться на Западе не более 30 лет назад. Она призвана учитывать психологические особенности человеческого восприятия, суждения и действия в экономической деятельности и в рыночных отношениях. Учёт этих особенностей даёт возможность улучшить объясняющую способность экономической теории путём введения дополнительных предпосылок о поведении агентов, переходя от традиционных взглядов о рациональных агентах, максимизирующих полезность, как единственно возможной основы экономической теории, к более реальным ситуациям, и, следовательно, к построению моделей с более высокой объясняющей способностью [См.: 2; 7; 9].

В учебниках и энциклопедиях можно найти немало дефиниций понятия «экономическая наука» разной степени широты и определённости. Но не будет преувеличением сказать, что большинство современных корифеев экономической мысли в целом разделяют короткую и ёмкую формулировку, содержащуюся в опубликованной в 1932 г. работе британского экономиста Л. Ч. Роббинса «Трактат о природе и значении экономической науки» (Essay on the Nature and Significance of Economic Science). Роббинс определил экономику как «науку, которая изучает человеческое поведение в контексте связей между целями и способами их достижения с помощью ограниченных ресурсов, допускающих множество различных применений» (Цит. по: Washington ProFile, 2008, June 20). Выделенное слово - ключевое. Мечтания в постановке целей могут быть бесконечными, а ресурсов на всех не хватает. Экономическая наука, по идее, и должна найти рецепты их оптимального использования.

Это определение интересно копнуть и поглубже. Если экономика «изучает человеческое поведение», то, как она себе его представляет? Точнее, как она моделирует самого человека? Видит она в нём умницу или идиота, прагматика или авантюриста, ангела или дьявола? Ведь без выбора одной из таких гипотез логические схемы не заработают. На этом выборе экономическая наука неизбежно разветвляется. Доминирующая в мире неоклассическая концепция экономики рассматривает человека как логически мыслящий автомат, который точно учитывает доступную ему информацию и на её основе принимает решения, максимизирующие его собственную выгоду и, соответственно, минимизирующие степень риска при достижении поставленных целей. Такое поведение принято называть «рациональным». На основе этой ис-

Масалимов Рияз Ниязович

к.и.н., доцент Бирской академии (филиал) Башкирского государственного университета

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале ходной установки экономисты-неоклассики строят элегантные модели спроса и предложения, деловых циклов, работы налоговых систем, инфляции и т.п. и т.д.

Конечно, есть и несогласные. К ним, в частности, относятся сторонники довольно новой концепции с самоназванием behavioral economics - «экономика поведения», «поведенческая экономика» или «бихевиоральная экономика». Принято считать, что её идейные основы были заложены в статье двух американо-израильских психологов - лауреата Нобелевской премии по экономике 2002 г. Дэниэла Канемана и его многолетнего соавтора Амоса Тверски. Статья «Теория ожиданий: Принятие решений в рискованных ситуациях» (Prospect Theory: Decision Making Under Risk) появилась в 1979 г. в журнале Econometrica. Авторы этой работы в серии экспериментов продемонстрировали, что живые люди отнюдь не склонны поступать в соответствии с предписаниями неоклассической экономики. Они, оказывается, склонны к абсолютно нерациональному поведению, и что это не патология, а норма. Стоит отметить, что у Канемана и Тверски были предшественники (например, французский экономист Морис Аллэ), но статья этих учёных прозвучала сильнее - возможно, просто потому, что была опубликована в удачное время.

С тех пор подобные идеи обрели немало последователей, занявших очень престижные кафедры в университетах США. В частности, они установили, что якобы иррациональное поведение отнюдь не хаотично. Оно подчиняется определённым моделям и потому вполне предсказуемо - во всяком случае, в статистических терминах. Такой точки зрения придерживается и Дэн Ариели, профессор бихевиоральной экономики Массачусетского технологического института. И не просто придерживается, но и пропагандирует. Во всяком случае, именно этим он занимается в своей книге [8]. Весьма критические рецензии на эту книгу появились сразу же (например, Дирека Токаза в The Commentator, 2008, February 28 и Дэвида Берреби в New York Times, 2008, March 16). Ариэли подчёркивает, что человек вполне в состоянии преодолеть навязанную ему (кем или чем - это уже другой вопрос) систему типичных поведенческих реакций и научиться видеть экономические реалии в истинном свете. Для этого нужна самотренировка, основанная на понимании этой системы и её стимулов. Собственно говоря, книга и написана, чтобы помочь читателям обрести это понимание и с его помощью выбраться из плена предсказуемой иррациональности.

Человеку свойственно зацикливаться на своём начальном выборе и в дальнейшем принимать согласующиеся с ним решения. Психологически это вполне понятно - такое поведение служит самозащитой против признания (хотя бы и подсознательного) собственной ошибки. Сам по себе изначальный выбор может быть вполне случайным, но вот отходящая от него линия поведения уже вполне закономерна. Д. Ариэли называет этот эффект «произвольной когерентностью». Она тоже нередко заставляет людей вести себя в полном противоречии с предписаниями классической экономики - скажем, действовать против вроде бы очевидной собственной выгоды. В общем, здесь опять работает эффект предсказуемой иррациональности.

Слабое место поведенческих моделей традиционной экономики состоит в том, что они пренебрегают социальной (психологической) природой человека. Мы живём не только в мире рыночных отношений, но и в мире социальных норм, а между теми и другими возможны несоответствия и даже конфликты. Это означает, что классические экономические модели не только неточны, но и неполны. С точки зрения Д. Ариэля, рационального «человека экономического» не было, нет и, скорее всего, никогда не будет. Иррациональность глубоко и необратимо впечатана и в наше мышление, и в наше поведение. И самое главное в том, что она и не случайна, и не бессмысленна - напротив, вполне систематична и предсказуема. Мы постоянно отклоняемся от канонов рациональности даже в тех ситуациях, где они вроде бы должны править без всяких ограничений. Скорее всего, такое поведение глубоко и прочно запрограммировано в структурах нашего мозга, а возможно, что и в генах.

К сожалению, должны отметить, что тема «бихевиоральной экономики» до сих пор не распространялась на аграрную сферу, не исследовались поведенческие аспекты сельских работников, психологические проблемы сельской молодёжи. Между тем весьма интересным и практически полезным кажется изучение поведения молодого работника в рамках сельских территорий регионов России, в данном случае на примере Башкортостана.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Базовой территорией данного обзора были выбраны сельские районы Северной лесостепной зоны Республики Башкортостан, где были проведены социологические и экономические исследования. Основными методами исследования послужили социологические опросы путём анкетирования работников агроорганизаций, К(Ф)Х, ЛПХ, статистические методы анализа показателей агрохозяйств, индивидуальных вкладов работников в их деятельность, а также использовались эконометрические модели [3, с. 113-114].

Человек в центре сельскохозяйственного производства становится особенно важным и ценным в самом ответственном его этапе - в период весенних и летне-осенних кампаний. Именно в это время от аграриев требуется максимальная концентрация организационных, финансовых, технических и чисто человеческих ресурсов. Во сто крат возрастает необходимость собранности, дисциплинированности, сознательного трудового поведения работника. Человек и сельскохозяйственное производство, человека и климат, человек и природные условия - всё это и многое другое воедино связаны на наших географических широтах, где ведение аграрного хозяйства требует от человека практически экстремальных усилий.

В экономическом и социокультурном анализе проблемы социализации личности в системе подготовки человека к аграрному труду необходимо обратиться к такому инновационному, но практически неподъёмному социально-философскому проекту - так называемой «экстремальной антропологии». Данный проект призван исследовать формы существования, приближающиеся к пределу человеческого и даже преходящего его - проникающие на территории «демонического», «машинного» [4, с. 74-75]. Сельский труженик, занятый фактически экстремальным трудом в определённые сезоны, не может не действовать рационально. Однако наши исследования показывают, что сельскому работнику чаще приходится полагаться и на интуицию, на биологические инстинкты, а также обращаться к опыту предков, дедов, т.е. на традиции и национальную культуру.

Исторический Башкортостан всегда являлся и ныне продолжает быть пространством преимущественно аграрного хозяйства [1]. И ныне в условиях индустриальной модернизации аграрная сфера в республике является весьма значительной по своим показателям, влияющей на всю экономику и социальную сферу общества. Сельское население РБ, по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., составляло 1 610,6 тыс. чел., или почти 40% всего населения региона [5]. Аграрный сектор Республики в 2009-2010 гг. занимал 4-е место по объёму производимой сельскохозяйственной продукции среди регионов России, уступая только Краснодарскому краю, Республике Татарстан и Ростовской области [6, с. 8].

Взаимосвязь между показателями, выражающими экономическую эффективность аграрного производства и параметрами, отражающими развитие социальной сферы сельских территорий, может эффективно определяться с помощью использования эконометрических моделей. Так, проведённый нами корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи ряда показателей, определяющих социально-экономическое развитие сельской местности Республики Башкортостан за период с 1990 по 2010 гг. показывает ярко выраженную связь между социальными и производственными процессами, происходящими в аграрной сфере.

Наши исследования сельской молодёжи показывают, что любое решение, которое принимает человек, формируется тремя уровнями - биологическим (инстинкт), культурным (исторический опыт), сознательно-персональным (сознание). Биологический и культурный уровни, как мы выяснили, выполняют схожие функции. С одной стороны, они устанавливают цели, которые преследуются с помощью сознательного персонального выбора. С другой стороны, они устанавливают ограничения на определённые типы поступков, которые человек не должен совершать, или наоборот - предписывают жёстко заданные модели поведения в определённых ситуациях. Подобная модель человека крестьянского труда могла быть сформулирована и раньше, и в такой постановке не представляет особой новизны. Новое заключается в том, что биологический и культурный уровни тоже можно рассматривать как результат рационального выбора, который осуществляется в более длительной перспективе. Это означает, что всё содержимое представленной нами триады (инстинкты - культура - сознательный выбор) может стать областью единой теории, а не отдельных, не связанных друг с другом социальных дисциплин.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Литература:

1. Акманов А.И. Земельные отношения в Башкортостане и башкирское землевладение во второй половине XVI - в начале ХХ в. - Уфа, 2007;

2. Масалимов Р.Н., Масалимов И.Р. Понятие о бихевиоральной экономике // Человек и мир: Вторые Чудиновские чтения. - Уфа-Бирск, 2009;

3. Масалимов Р.Н., Мухаметшина Г.С., Стовба Е.В. Бихевиоральные проблемы работника сельской местности // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы III Международной научно-практической конференции. Том I. - Ульяновск, 2011;

4. Масалимов Р.Н., Назаров М.Г. Интеграция научно-технологического и личностного аспектов воспитания сельских школьников // Сельская молодёжь - проблемы и перспективы развития: Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2010;

5. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Республике Башкортостан // Республика Башкортостан. - 2011. - 5 апреля. - № 65;

6. Республика Башкортостан: социально-экономическое развитие на рубеже веков (статистический обзор) // Экономика и управление. - 2010. - № 5;

7. Сторчевой М. Новая модель человека для экономической науки // Вопросы экономики. - 2011.

- № 4;

8. Ariely Dan. Predictably Irrational: The Hidden Forces That Shape Our Decisions. - Harper Collins Publishers, 2008. - 304 p.;

9. Rubinstein A. Discussion of «Behavioral Economics» // www.arielrubinstein.tau.ac.il/papers/76.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.