принципов, таких как запрет финансирования с помощью монетарных инструментов.
Ряд экспертов, в частности Эль-Эриан [2], считают, что проблемы зоны евро нельзя решить только путем изменения монетарной политики. Европейские страны нуждаются в глубоких структурных реформах, фискальном стимулировании экономики и урегулировании долговых проблем. Еще одна насущная задача -совершенствование политической архитектуры, прежде всего, завершение формирования банковского союза и преодоление различий между странами в процессе бюджетной интеграции.
Список литературы
1. Eijffmger S., Hoogduin L. ECB: Quo vadis? // Intereconomics. - 2018. - Vol. 53, N 3. - P. 170-173. - Mode of access: https://archive.intereconomics.eu/year/ 2018/3/ecb-quo-vadis/
2. El-Erian M.A. Lagarde's edge is Europe's opportunity // Project syndicate. - 2019. -26.09. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/lagarde-ecb-eurozone-economy-by-mohamed-a-el-erian-2019-09
3. Mersch Y. Challenges facing monetary policy in the euro area. Speech at the Schweizerisch-Deutscher Wirtschaftsclub. - 2018. - 19.03. - Mode of access: https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2018/html/ecb.sp180319.en.html
4. Mody A. Draghi's dangerous farewell // Project syndicate. - 2019. - 09.09. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/mario-draghi-ecb-monetary-stimulus-risks-by-ashoka-mody-2019-09
5. Praet P. Delivering on our mandate - 20 years of ECB monetary policy. Keynote speech at an event organised by the ECB's Representative office in Brussels. -2018. - 05.07. - Mode of access: https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2018/ html/ecb.sp180705.en.html
УДК 336
2020.02.014. СЕМЕКО Г.В. БИГТЕХИ - НОВЫЕ ИГРОКИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. (Обзор).
Ключевые слова: бигтех; финтех; рынок финансовых услуг; кредитный рынок; государственное регулирование.
Одним из наиболее заметных событий последних лет стал выход крупных высокотехнологических компаний: Google, Amazon, Facebook и Apple (группа GAFA) (США), Baidu, Alibaba и Tencent (BAT) (Китай) и др. на рынок финансовых услуг. Они пополнили группу нетрадиционных финансовых посредников, кон-
курирующих с традиционными кредитно-финансовыми учреждениями. Для обозначения таких компаний используется термин «бигтех» (от англ. BigTech), а также «техфин» (от англ. TechFin). Последний термин поддерживает Джек Ма - сооснователь и исполнительный директор группы Alibaba и ряд экспертов, которые ссылаются на их новую бизнес-модель, основанную на принципе «Перестроить [финансовую] систему с помощью технологий» [3].
Основная часть бигтехов сосредоточена в Азиатско-Тихоокеанском регионе (42,9%) и Северной Америке (37,0%). Далее идут Европа (13,8%), Латинская Америка (3,9) Африка и Средний Восток (2,3%) [2, p. 56]. Крупнейшие бигтехи (Google, Amazon, eBay / PayPal, Apple, Facebook, Microsoft, GAFA и др.) обслуживают потребителей по всему миру. Некоторые компании работают в рамках национальной юрисдикции (Orange во Франции, Line, Rakuten и NTT Docomo в Японии, Kakao Bank, KBank и Samsung Pay - в Южной Корее), некоторые присутствуют в определенных регионах мира. Так, M-Pesa (Кения) работает в странах Восточной Африки, Египте и Индии, Go-Jek and Grab - в Индонезии, Малайзии, Сингапуре и других странах Южной Азии, Mercado Libre - в Латинской Америке. Наиболее активны бигтехи в Китае, особенно Alibaba и Tencent, которые обслуживают в основном розничных клиентов и мелких предпринимателей [1; 3].
Бигтехи имеют особые характеристики, которые отличают их от финтех-компаний. Центральное место в бизнес-модели биг-техов занимают цифровые технологии, а не непосредственно финансовые операции. Если для финтех-компаний предоставление финансовых услуг является основным направлением бизнеса, то для бигтех-компаний финансовые продукты - это только часть их бизнеса, как правило, дополняющая основную деятельность.
По данным ежегодного экономического доклада Банка международных расчетов (BIS) за 2018 г., 46,2% доходов ведущих биг-техов (Alibaba, Alphabet, Amazon, Apple, Baidu, Facebook, Grab, Kakao, Mercado Libre, Rakuten, Samsung и Tencent) составили информационные технологии и консалтинг (например, облачные вычисления и анализ данных). На втором месте доход от торговли потребительскими товарами (21,6), на третьем - от услуг связи (14,8) и, наконец, на четвертом месте по доли в доходах были финансовые услуги (11,3%) [2, p. 56].
Главное преимущество бигтехов в конкуренции с традиционными финансовыми посредниками заключается в том, что они владеют сетевыми ресурсами и огромным количеством данных, генерируемых ими. Благодаря их цифровой сущности, услуги бигтехов могут быть предоставлены практически с нулевыми предельными издержками, т.е. они не имеют конкурентов. Предоставление кредитных линий и других услуг мелким производителям, как правило, осуществляется даже без вмешательства человека [1]. Но для государственных политиков этот аспект представляет собой одну из самых больших проблем.
Отличительной особенностью бигтехов является их высокая капитализация. Рыночная капитализация шести крупнейших бигтехов (Amazon, Google, Apple, Facebook, Alibaba, Tencent) превышает капитализацию крупнейших мировых финансовых групп (JPMorgan Chase, Industrial and Commercial Bank of China, Bank of America, Wells Fargo, China Construction Bank, HSBC). Среди биг-техов самую высокую капитализацию имеет компания Amazon. Капитализация Amazon, Google и Apple более чем вдвое превышает капитализацию банка JPMorgan Chase, который является лидером среди глобальных финансовых групп по этому показателю. Капитализация Alibaba, Facebook и Tencent примерно равна капитализации JPMorgan Chase [1, p. 22].
Бигтехи используют давно известную стратегию расширения деятельности в финансовой сфере. Первоначально они занимались оказанием платежных услуг, обычно чтобы облегчить ведение своего основного бизнеса (электронной коммерции, рекламы, консультирования и др.), а в дальнейшем стали предоставлять другие финансовые услуги, в том числе кредитные, сберегательные, страховые, инвестиционные и даже услуги по управлению капиталом розничных клиентов и мелких предпринимателей. Бигтехи предоставляют кредиты или продают страховые и сберегательные продукты напрямую, либо в партнерстве с финансовыми учреждениями.
Платежные услуги. Внедрение бигтехов в финансовую сферу началось с платежных услуг и увеличение объема этих операций происходило очень быстро. В сфере мобильных платежей объем операций бигтехов в Китае в 2017 г. достиг 14,5 млрд юаней, или 16% ВВП. Это значительно больше, чем в США, Индии и
Бразилии, где данный показатель колеблется в диапазоне 0,3-0,6% ВВП [1, p. б].
Китайские сервисы мобильных платежей Alipay, запущенный в 2004 г., и WeChat Pay, работающий с 2011 г., в настоящее время обслуживают ежемесячно в среднем соответственно более 500 и 900 млн активных пользователей, что составляет 36 и 65% всего населения страны. Вместе на эти два сервиса приходится 94% китайского рынка мобильных платежей. В США рынок мобильных платежей имеет меньшие размеры, чем в Китае, -112 млрд долл. У крупнейшей американской компании мобильных платежей Starbucks численность пользователей составляет 23,4 млн, а у Apple Pay - 22 млн [1, p. б].
В Восточной Африке и Индии M-Pesa обслуживает ежемесячно 32 млн активных пользователей, в Латинской Америке Mercado Libre - 12 млн [1, p. 7].
Платежные платформы бигтехов в настоящее время обрабатывают платежи либо через существующие платежные инструменты (банковские карты), розничные платежные системы (Apple Pay, Google Pay, PayPal), либо через собственную платежную систему (Alipay, M-Pesa, WePay).
В странах, где традиционная банковская платежная инфраструктура является доминирующей (например, в США, странах ЕС и Южной Корее), системы электронных платежей с мобильных устройств бигтехов (Google Pay, Amazon Pay, Apple Pay, Samsung Pay) опираются на имеющиеся платежные механизмы. Новый кредитный карточный продукт от Apple и Goldman Sachs, анонсированный в марте 2019 г., также будет работать через существующую инфраструктуру, обслуживающую банковские кредитные карты.
Собственные платежные системы больше распространены в странах, где население меньше использует безналичные способы оплаты, в том числе кредитные карты. Крупнейший китайский сервис онлайн-платежей Ant Financial, дочерняя компания Alibaba, платежная система WeChat Pay, «дочка» китайской холдинговой инвестиционной Tencent, и сервис мобильных платежей Mercado Pago аргентинской компании Mercado Libre тесно интегрированы с основными направлениями деятельности материнских компаний.
Часто бигтехи устанавливают более низкую плату за платежные услуги, чем традиционные провайдеры и работают с низкой рентабельностью в сфере платежей. Но компании идут на это, поскольку платежные услуги обеспечивают дополнительные преимущества для их основного бизнеса.
Кредитная деятельность. В этой сфере, как в платежах, активно работают китайские бигтехи. Так, Ant Financial через MYbank кредитует малые и средние предприятия на платформе Taobao группы Alibaba (в 2011 г. объем кредитов составил 31,6 млрд юаней, или 5 млрд долл.). Через Ant Credit Pay и Ant Cash Now предоставляются потребительские займы физическим лицам, например для покупки товаров длительного пользования. В целом в первом квартале 2011 г. через три сервиса Ant Financial предоставил потребителям (мелким т микропредприятиям, физическим лицам) займы на сумму 654 млрд юаней (95 млрд долл.). Однако это очень небольшая сумма, если сравнивать ее с кредитами, выданными традиционными банками Китая (120 трлн юаней, или 1 9 трлн долл.).
Компания Tencent также развивает кредитные услуги. Его дочерняя компания WeBank предоставляет потребителям микрозаймы и автомикрозаймы (в конце 2011 г. их сумма составила 4l млрд юаней, или 8 млрд долл.) [1, p. l].
Однако доля кредитов Ant Financial и WeBank в общем объеме кредитования в Китае составляет всего 1% [3, p. 2].
Кредитные операции осуществляют также и бигтехи других стран, создавая для этого специальные подразделения (дочерние фирмы). В Южной Корее Kakao Bank (принадлежит интернет-компании Kakao) и Kb Bank (Korea Telecom) в 2011 г. предоставил кредиты соответственно на 4,5 млрд и 1,3 млрд долл. В Юго-Восточной Азии кредиты малазийской компании Grab, специализирующейся на транспортных услугах, в 2011 г. составили 700 млн долл., а кредиты Mercado Libre через сервис Mercado Crédito в Бразилии, Аргентине и Мексике - 121 млн долл. [1, p. 8]. В Европе телекоммуникационная компания Orange имеет лицензию на банковские операции через своей Orange Bank.
Развитие кредитования через финтех-сектор, включая бигте-хи, как показал анализ, проведенный Банком международных расчетов (BIS), сильно варьирует по странам. В целом объем финтех-
кредита на душу населения выше в Китае, Великобритании и США. Тем не менее доля бигтех-кредита в общем объеме кредита финтех-сектора, выше всего в Аргентине (более 75%) и Бразилии (52%) [3, p. 4]. Однако рынки финтех-кредита в этих странах очень небольшие. Указанные различия в развитии финтех-кредита в отдельных странах отражают различия в темпах экономического роста, финансовом регулировании и уровне конкуренции в банковском секторе. Установлено, что смягчение регулирования и более низкий уровень концентрации в банковском секторе благоприятнее влияют на рост бигтех-кредита, чем финтех-кредита.
Доступ бигтехов к большим данным и их использование для онлайн скрининга и мониторинга операций заемщиков позволяет им сократить расходы, повысить эффективность и расширить доступ к финансированию [2]. Для оценки кредитоспособности заемщиков при выделении кредита многие бигтехи (Ant Financial, Mercado Libre и др.) применяют систему кредитного скоринга, которая основывается на анализе большого объема данных о клиентах. Часто на одного заемщика приходится более 1000 скоринго-вых баллов [1, p. 14].
Такой подход может обеспечить бигтехам значительное преимущество перед традиционными банками, в которых решение о выделении или отклонении кредита обычно в значительной степени опирается на суждение кредитного менеджера. Использование больших данных дает бигтехам определенные преимущества, поскольку прямая и быстрая оценка кредитного риска опирается на информацию о клиентах и ограничивает влияние предвзятого отношения кредитного менеджера к претенденту на заем при принятии решения о выдаче кредита. Большие ресурсы данных открывают бигтехам возможность финансирования заемщиков, для которых формальный рынок банковских кредитов ранее был закрыт.
Многие МСП в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах не отвечают минимальным требованиям для одобрения кредитной заявки. Они не могут предоставить полный пакет необходимых документов. Бигтехи способны преодолеть эти ограничения, используя информацию, полученную от их основного бизнеса (например, данные по транзакциям электронной коммерции). Объединение данных о транзакциях с алгоритмами ма-
шинного обучения помогает расширить круг потенциальных клиентов, которые могут получить кредит. Такое расширение пользовательской базы содействует финансовой инклюзии в тех рыночных нишах, где возможности финансирования ограничены или где процесс подачи заявки на кредит является слишком сложным для заемщика.
Хотя кредитная деятельность бигтехов быстро растет, на глобальном уровне ее доля в общем объеме операций кредитного рынка остается незначительной по сравнению с другими источниками финансирования. Общий объем финтех-кредитов в 2017 г. составил около 0,5% общего объема кредитов частного сектора на глобальном уровне (включая банковские кредиты) [1, p. 8].
Значительно выросла в последние годы активность бигтехов в инвестиционной сфере: бигтехи создают собственные онлайн-фонды денежного рынка (online money market funds, MMFs). Например, Ant Financial запустил в сентябре 2018 г. инвестиционный фонд Yu'ebao, который к концу года аккумулировал активы на сумму 1,3 трлн юаней (200 млрд долл.) и привлек 350 млн пользователей, что делает его крупнейшим в мире фондом данного типа. 99% клиентов Yu'ebao - это розничные клиенты. Его доходность выше, чем годового срочного депозита (более 3% против 1,3%) [1, p. 8; 2, p. 59].
Эти структуры в Китае развиваются быстрыми темпами, однако объем накопленных ими сбережений клиентов несопоставим с объемами банковских депозитов: в конце 2018 г. MMFs бигтехов сосредоточили на своем балансе около 2,4 трлн юаней (360 млрд долл.), что составило только 1% от суммы банковских депозитов [2, p. 60].
Увеличивая спектр финансовых услуг, бигтехи вступают в конкуренцию с действующими кредитно-финансовыми учреждениями. Но одновременно они развивают и различные формы взаимодействия с ними. Например, бигтехи являются важными внешними поставщиками услуг для финансовых учреждений. Amazon Web Services является крупнейшим поставщиком услуг облачного хранения данных в мире, в том числе для многих кредитно-финансовых учреждений. Microsoft и Google также являются крупными поставщиками облачных услуг, в то время как Ali Cloud (дочерняя компания Ant Financial) является доминирующим по-
ставщиком облачных услуг в Азии. Многие бигтехи предлагают корпоративным клиентам, в том числе кредитно-финансовым учреждениям, специальные инструменты, использующие искусственный интеллект и машинное обучение. Деятельность бигтехов как поставщиков услуг кредитно-финансовым институтам и конкуренция с ними создают возможность потенциальных конфликтов интересов.
А. Карстенс, генеральный директор Банка международных расчетов, указывает, что рост бигтехов вызывает множество вопросов [3]: ведет ли их проникновение на рынок финансовых услуг к повышению его разнообразия и конкурентоспособности или к новым формам концентрации, рыночной власти и системным рискам? Что лежит в основе укрепления позиций бигтехов: достижения в области эффективности (улучшение доступа к информации и снижение операционных издержек) или преимущество в издержках, полученное путем обхода существующих правил системы регулирования? Как должна адаптироваться к этим изменениям государственная политика, чтобы защитить данные о клиентах и помочь поддерживать сильный и сбалансированный экономический рост?
Бизнес-модель бигтехов существенно отличается от бизнес-модели традиционных банковских посредников. В отличие от банков бигтехи не имеют филиальной сети, через которую можно взаимодействовать с клиентами. Бигтех-кредиторы получают представление о своих клиентах и их запросах, используя данные своих онлайн-платформ и других источников, таких как социальные сети и «цифровые следы» клиентов. Принимая решение об удовлетворении заявки на кредит, бигтехи опираются на предиктивный анализ и технологию машинного обучения. Это позволяет им осуществлять скоринг (оценку) платежеспособности клиентов, что само по себе может создать им преимущество перед традиционными банками, которые обычно больше полагаются на мнение и оценки людей, когда принимают решение о предоставлении займа
[3, р. 6].
Инвестиционная деятельность бигтехов, считает Карстенс, создает потенциальные системные финансовые риски. Например, в Китае это связано с чрезмерными размерами некоторых MMFs. Эти фонды предоставляют долгосрочные, рискованные кредиты
используя средства на счетах клиентов, которые могут быть затребованы в любой момент. Возникает сразу риск ликвидности. Для бигтехов такие счета представляет собой крупный и контролируемый источник финансирования, который не предполагает никаких процентных платежей за использование денег клиентов. Известно, что финтехи размещают эти средства на текущих банковских счетах и зарабатывают проценты по вкладам. Поскольку бигтехи часто используют для хранения средств счета одновременно в нескольких банках, то возникают сложные и непрозрачные двусторонние отношения между платежными платформами и банками. При этом риски ликвидности MMFs могут быстро распространиться и на банки.
Эксперты сходятся во мнении, что финансовые технологии привели к снижению расходов как бигтехов на финансовое посредничество, так и их клиентов на приобретение финансовых продуктов. Однако, по мнению Т. Филиппона (Нью-Йоркский университет Школа бизнеса им. Л. Стерна), проблема состоит в том, как будут распределяться полученные от финансовых технологий выгоды [5]. Будут ли финансовые инновации демократизировать доступ к финансовым услугам или увеличат неравенство в доступе к ним? Дискуссии также вызывают две тенденции, связанные с внедрением финансовых технологий: рост эффекта от масштаба и использование больших данных и машинного обучения.
Филиппон иллюстрирует действие эффекта от масштаба в контексте управления активами и развития робо-консультиро-вания, когда на место финансового советника приходит робот-консультант. Инвесторы выбирают консультантов, которые помогают им осуществлять выгодные вложения, и при этом состоятельные домохозяйства имеют доступ к более квалифицированным и успешным консультантам. Робо-консультирование и связанные с ним технологии демократизируют доступ к финансовым услугам. Однако это же может привести к усилению неравенства между отдельными группами населения.
Влияние использования больших данных и машинного обучения автор иллюстрирует на примере потребительского кредита. Эти технологии, по его предположению, уменьшат необоснованные человеческие предубеждения в отношении некоторых заемщиков, но и одновременно снизят эффективность существующих норм ре-
гулирования. Таким образом, финансовые технологии могут принести масштабные социальные выгоды, но для реализации их потенциала нужны изменения в действующей системе регулирования.
Быстрый рост услуг бигтехов в области финансов, несомненно, ведет к изменениям на рынке - как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, бигтехи способствуют усилению конкуренции и финансовой инклюзии, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, а также повышению общей эффективности сектора финансовых услуг. С другой стороны, их проникновение на рынок финансовых услуг ведет к еще большей концентрации рыночной власти у небольшого числа компаний, что может вызвать появление новых системных рисков, несущих угрозу для всей финансовой системы.
Список литературы
1. BigTech and the changing structure of financial intermediation / Frost J., Gambacorta L., Yi Huang, Hyun Song Shin, Zbinden P. / BIS. - 2019. - 45 p. -(BIS working paper; N 779).
2. BIS annual economic report 2019: Promoting global monetary and financial stability. - Basel: Bank for international settlements, 2019. - 94 p. - Mode of access: https://www.bis.org/publ/arpdfar2019e.pdf
3. Carstens A. Big tech in finance and new challenges for public policy / SUERF. -2019. - 12 р. - (SUERF policy note; N 54). - Mode of access: https:// www.suerf.org/docx/f_ccb421d5f36c5a412816d494b15ca9f6_4287_suerf.pdf
4. From Ant Financial to Alibaba's Rural Taobao strategy - How fintech is transforming social inclusion / Ding G., Chong G., Kuo Chuen D.L., Cheng T.L. // Handbook of blockchain, digital finance, and inclusion. - Cambridge: Academic Press Elsevier Inc, 2018. - Vol. 1: Cryptocurrency, fintech, insurtech, and regulation / Ed. by: David Lee Kuo Chuen and Robert Deng. - P. 19-35.
5. Philippon T. On fintech and financial inclusion / NBER. - 2019. - 19 p. - (NBER working paper; N 26330). - Mode of access: https://www.nber.org/papers/ w26330.pdf
УДК 336
2020.02.015. СЕМЕКО Г.В. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. (Обзор).
Ключевые слова: финансовые технологии; рынок финансовых услуг; государственное регулирование; риски финансовых технологий.