ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ
УДК 336
2020.01.015. СЕМЕКО Г.В. ЕВРОПЕЙСКИЕ БАНКИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ И РИСКИ. (Обзор).
Ключевые слова: цифровая революция; банковская система; традиционные банки; финтех-компании; ЕС.
Четверть века назад Билл Гейтс, анонсируя наступление эры интернет-финансов, заявил, что миру нужны банковские услуги, а не сами банки («Banks - no, banking - yes»). В последующие годы многие эксперты предсказывали скорую кончину традиционных банков в результате развития финансовых технологий. Однако, вопреки такому сценарию, банки остаются востребованными и продолжают доминировать в сфере финансового посредничества Европы, указывает С. Теодор, финансовый аналитик Scope Insights GmbH (Берлин), дочерней компании Scope Group - ведущего в Европе провайдера кредитных рейтингов [5]. Однако новые финансовые технологии, несомненно, несут в себе угрозы традиционной банковской бизнес-модели. Вопрос в том, насколько они серьезны и смогут ли финтех-компании вытеснить банки. До сих пор этого не произошло, и, как считает автор, финтех-компании, в том числе такие высокотехнологичные гиганты, как Google, Amazon, Facebook или Apple (так называемая «Большая четверка», или GAFA), не смогут этого сделать и в ближайшем будущем [5].
Мнение о том, что банки неизбежно будут вытеснены с рынка высокотехнологичными компаниями, не подтверждается фактами, пишет эксперт английского журнала «The Banker» Б. Каплен [1]. В частности, данные последнего рейтинга 1000 ведущих банков мира (Top 1000 World Bank) свидетельствуют, что «банки на-
© Семеко Г.В., 2020.
ходятся в безопасности» и обладают достаточным потенциалом, чтобы противостоять конкуренции новых финансовых посредников.
В Великобритании, например, на рынке финансовых услуг по-прежнему доминируют шесть крупнейших банков, несмотря на негласную официальную поддержку более мелких банков. На эту «шестерку» приходится 90% прибыли банковского сектора. Конкурентами для них являются узкоспециализированные банки, занимающие небольшие ниши на рынке, а не финтех-компании. Примерами узкоспециализированных банков являются, в частности, банк Shawbrook (852-е место в рейтинге топ-1000 банков), который специализируется на сбережениях и кредитовании, Paragon (695-е место), занимающийся ипотекой и финансированием бизнеса. Metro Bank (597-е место), созданный в 2010 г., несмотря на заявления о введении новых форм обслуживания клиентов, в действительности использует традиционную бизнес-модель розничного банка [1].
Самые успешные финтех-компании, полагает Теодор, могут в конечном итоге войти в состав крупных банковских групп, которые осваивают цифровые технологии и придерживаются стратегии «Лучше сотрудничество, чем конкуренция». В Европе финтех-компании развиваются достаточно динамично, но этот сектор остается относительно раздробленным и занимает маргинальные позиции на рынке [5].
Сохранение банками сильных позиций на рынке финансовых услуг не означает, что они могут расслабиться, подчеркивает Каплен. Напротив, они должны приложить много усилий, чтобы успешно интегрировать свои учреждения в цифровую экономику. Если они это сделают, то смогут сохранить свой рынок в Европе [1].
Между тем опасения, что GAFA вскоре вытеснит европейские банки из сферы финансовых услуг, сохраняются. Этому способствуют, в частности, успешное развитие финтех-компаний и недавнее (в июне 2019 г.) сообщение компании Facebook о своем проекте выпуска в 2020 г. новой криптовалюты Libra, которая станет главным конкурентом биткоина. Теодор считает такие опасения необоснованными в силу следующих причин [5].
Во-первых, в Европе существуют давние традиции банковского бизнеса, и банки имеют прочные позиции на внутреннем европейском рынке, чего нельзя сказать о банковском секторе, на-
пример, Китая и других стран Восточной Азии, Восточной Африки или Латинской Америки. Показатель уровня финансового проникновения (degree of financial penetration)1 (в основном банков) в Западной Европе находится на очень высоком уровне - 94-96%. На развивающихся рынках он значительно ниже. Такая ситуация усложняет проникновение на рынок финансовых услуг нетрадиционных провайдеров. Это обстоятельство существенно затрудняет попытки финтех-компаний увеличить свою долю на рынке.
В Китае в отличие от стран Европы банковская культура не имеет таких глубоких корней: в условиях централизованной плановой экономики банки играли лишь символическую роль. Это частично объясняет тот факт, что внедрение интернет-платформ в сферу финансовых услуг (в том числе платежных, инвестиционных, кредитных услуг и т.д.) создает меньше проблем для банковской отрасли страны и проходит достаточно успешно.
В конкуренции с крупными финтех-компаниями у европейских банков более сильные позиции, чем у американских. В США с начала 1980-х годов посредническая роль банков снижается под влиянием ререгулирования рынков, и банки здесь имеют гораздо более узкую специализацию (например, инвестиционные банки, управляющие активами и т.д.). Примечательно и то, что, хотя уровень финансового проникновения в США примерно соответствует западноевропейскому (94%), здесь значительная большая его часть приходится на небанковских финансовых посредников.
Во-вторых, имидж GAFA в обществе меняется к худшему. Всего несколько лет назад GAFA находились на пике популярности, особенно среди миллениалов (поколение Y - поколение родившихся после 1981 г., встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, увлеченных цифровыми технологиями). Сейчас растущая озабоченность потребителей финансовых услуг относительно конфиденциальности операций, ненадлежащего использования персональных данных и другие социально-политические проблемы ослабили яркость имиджа «большой четверки». Это относится в основном к Facebook и Amazon, которые в меньшей степени
1 Проникновение на рынок - соотношение между объемом продаж продукта или услуги и общим теоретическим рынком для этого продукта или услуги. -Прим. авт.
опираются на высокие технологии, чем Apple или Microsoft (Google находится где-то посередине).
В такой ситуации неясно, насколько выгодной для этих технологических гигантов будет стратегия вытеснения (замещения) банков в Европе и смогут ли они сохранить свой имидж даже среди миллениалов. Усиливающееся негативное отношение к ним европейских регуляторов и политиков будет работать против них.
В-третьих, серьезное беспокойство вызывает рост доли теневых банков (как крупных финтехов, как других небанковских посредников) на финансовом рынке при отсутствии надлежащего их регулирования и в условиях значительного ужесточения регулирования банковской системы. В связи с этим вполне вероятно, что будущий финансовый кризис в Европе будет спровоцирован не банковской системой, как это было в прошлый раз, а небанковскими посредниками, осуществляющими кредитование как мелких и средних предприятий, так и физических лиц.
Данная тенденция создает угрозу перемещения финансовых услуг за пределы сегмента регулируемых банков и их сосредоточения в руках крупных финтех-провайдеров, что может привести к усилению риска финансовой дестабилизации.
Между тем европейские политики и регуляторы единодушны во мнении, что необходимо поощрять рост местных финтехов, регтехов, иншуртехов (fintechs, regtechs, insurtechs) и т.д., а не гнать их с рынка в связи с отсутствием надлежащего регулирования. Они отдают предпочтение сценарию присоединения местных финтех-компаний к крупным банкам [5].
По данным аналитической компании CB Insights (США), в период 2014-2018 гг. наблюдался стремительный рост инвестиций в венчурные финтех-компании по всему миру. В 2018 г. их объем достиг рекордной цифры 39,6 млрд долл., что в 2,2 раза больше, чем в 2017 г. (18 млрд) и почти в пять раз больше, чем в 2014 г. (8,34 млрд). Число сделок по привлечению инвестиций также выросло - почти в два раза в 2018 г. по сравнению с 2014 г. (с 885 до 1707) и на 15% по сравнению с 2017 г. [4].
Хотя первоначально лидером развития финтех-сектора выступали США, в настоящее время их опередил азиатский континент, где, по мнению многих экспертов, сформировался крупнейший в мире рынок финтех-компаний. В 2018 г. в финтех-стартапы
региона была инвестирована рекордная сумма в 22,65 млрд долл. Из них более 60% (около 14 млрд) приходится на единственную компанию - Alipay Ant Financial - «дочку» китайского лидера рынка интернет-торговли Alibaba Group. В Азии наблюдался и рекордный рост числа соответствующих сделок (на 38%). Азиатские инвестиции существенно превосходят вложения в финтех-сектор США, составившие в 2018 г. 11,89 млрд долл. В Европе инвестиции в венчурные финтех-компании также выросли (на 3,53 млрд долл.), однако количество соответствующих сделок сократилось [4].
Китайские технологические гиганты Alipay Ant Financial и Tencent, создав цифровые экосистемы, которые объединяют социальные сети, электронную коммерцию и платежи, фактически «перевернули финансовый истеблишмент» и оставили далеко позади традиционные банки. Например, Alipay Ant Financial, крупнейший китайский сервис онлайн-платежей, обрабатывает более половины онлайн-платежей в стране на сумму 15,5 трлн долл. и имеет около полумиллиарда активных пользователей [2].
Иная ситуация сложилась в европейских странах. Так, в Великобритании в течение нескольких последних лет эксперты уверено говорили о том, что вскоре финтех-стартапы, такие как Monzo, Revolut и Starling Bank, сравняются по доле на рынке с ведущими традиционными банками. Однако, как свидетельствуют факты, такого не случилось, несмотря на усилия ЕС и отдельных стран по поддержке новых финансовых игроков и технологий.
Так, регуляторы ЕС в последние годы активно обновляют правовое регулирование в сфере оказания платежных услуг. В 2015 г. они выступили с инициативой создания открытой банковской системы (Open banking standard) и приняли так называемую вторую директиву по оказанию платежных услуг (Revised payment services directive, PSD2). Этот документ вступил в силу с января 2018 г., однако странам было дано два года на адаптацию. Кроме того, ряд правил начали действовать с сентября 2019 г. [2].
Открытый банкинг (open banking) предполагает объединение продуктов разных поставщиков и основан на использовании интерфейсов прикладного программирования (application programming interfaces, APIs). Он дает третьим сторонам возможность получить доступ к банковским системам и данным, что позволяет улучшить обслуживание клиентов.
2G2G.G1.G15
Целями PSD2 являются содействие дальнейшей интеграции и оптимизации европейского рынка платежных услуг, обеспечение равных условий конкуренции для всех участников рынка, повышение защищенности платежной инфраструктуры, обеспечение защиты потребителей, содействие снижению тарифов и комиссий за оказание платежных услуг. Директива обязала банки предоставить финтех-компаниям доступ к информации о счетах своих клиентов через открытые APIs. Был установлен срок реализации положений PSD2 в национальном законодательстве стран - членов ЕС не позднее 13 января 2G18 г.
Первой страной ЕС, которая приступила к воплощению в жизнь концепции открытого банкинга, стала Великобритания. Развитие открытого банкинга получило одобрение британского Управления по защите конкуренции и рынкам (Competition and markets authority, CMA) и Банка Англии. К концу лета 2G16 г. CMA учредило специальный уполномоченный орган, ответственный за соблюдение положений PSD2, - Open banking implementation entity (OBIE). В сферу его ответственности входит контроль над процессом внедрения APIs в банках.
На сегодняшний момент концепция открытого банкинга уже начала работать и, по мнению экспертов, приносит результаты. Такие банки, как Barclays, Allied Irish Banks, Danske, Santander открыли доступ к своим APIs [2].
Несмотря на Брексит, Великобритания лидирует в Европе по количеству крупных стартапов, работающих в сфере финансовых технологий. По данным CB Insights за 2G18 г., пять из топ-Ю европейских «единорогов» базируются в Великобритании [3].
В других странах ЕС переход к открытому банкингу происходит медленнее. Предполагается, что в сентябре 2G19 г. банки других стран ЕС должны привести свою деятельность в соответствие с положениями PSD2.
Несмотря на успехи по развитию финтех-компаний и реализацию норм PSD2, которые улучшили рыночные позиции небанковских провайдеров, британские потребители остались лояльными по отношению к своим «старым добрым банкам» [2].
По данным экспертов аналитической компании Ogury, которые провели исследование банковских мобильных приложений, используемых потребителями финансовых услуг в Великобрита-
нии в период с 9 апреля по 1 июля 2019 г., в десятку наиболее часто используемых банковских приложений попали все мобильные приложения ведущих традиционных банков [2]. В первую пятерку (по доле в общей численности пользователей) вошли банки Halifax, Santander, Lloyds, Barclays и NatWest.
Доли финтех-провайдеров очень незначительны: лидирует сервис денежных переводов TransferWise, набравший 0,5% пользователей, далее идут онлайн банки Revolut (0,3%) и Starling Bank (0,2%).
Традиционные банки доминируют также в списке новых загрузок мобильных приложений: десятку лидеров возглавил традиционный банк Barclays, на который приходится 15,7% новых загрузок. В то же время цифровой банк Starling, единственный финтех-провайдер в топ-10, получил только 4,6% новых загрузок [2].
Технологии в финансовом секторе развиваются стремительно, и, чтобы идти в ногу со временем, банкам необходимо оперативно реагировать на изменения и не упускать возможности. Фин-тех-компании, первоначально воспринимавшиеся банками как агрессоры, стали полноценными участниками рынка, потому с ними следует сотрудничать, а не воевать.
Список литературы
1. Caplen B. Why Europe's banks will survive the big tech threat // The Banker. - L., 2019. - 09.07. - Mode of access: https://www.thebanker.com/Editor-s-Blog/Why-Europe-s-banks-will-survive-the-big-tech-threat?utm_campaign=The+Banker+e-newsletter+9+July&utm_source=emailCampaign&utm_medium=email&utm_con tent
2. Kelly J. Fintechs aren't eating the banks' lunch just yet. - 2018. - 25.07. - Mode of access: https://ftalphaville.ft.com/2018/07/25/1532517278000/UK-fintechs-aren-t-eating-the-banks--lunch-just-yet-/
3. The 31 European unicorns ranked by valuation. - 2018. - 06.11. - Mode of access: https://www.cbinsights.com/research/european-unicorns-valuation/
4. These are the most active fintech investors in 2018. - 2019. - 18.02. - Mode of access: https://www.cbinsights.com/research/top-fintech-investors-2018/
5. Theodore S. Big tech won't eat the banks' lunch in the foreseeable future. - 2019. -02.07. - Mode of access: https://www.scoperatings.com/index.html#study/list