References
1. Baklanova N. K. Teoreticheskaya kontseptsiya professional'nogo masterstva spetsialista pedagogicheskogo profilya [Theoretical concept of professional skill of the expert of a pedagogical profile]. Uchenye zapiski Moskovskogo gumani-tarnogo pedagogicheskogo instituta [Scientific notes of the Moscow humanitarian teacher training college]. Moscow, Publishing house of Moscow State Pedagogical Institute, 2003. Pp. 153-156.
2. Baklanova N. K. Formirovanie tvorcheskikh kachestv lichnosti spetsialista sotsial'noi sfery v protsesse profession-al'noi podgotovki [Formation of creative qualities of the identity of the expert of the social sphere in the course of vocational training]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 181-185.
3. Baklanova N. K., Baklanov K. V. Model' vzaimodeistviya srednikh i vysshikh uchebnykh vedenii s pozitsii tselost-nogo podkhoda [Model of interaction between secondary and higher education of reference from the standpoint of a holistic approach]. Aktual'nye problemy razvitiya vertikal'noi integratsii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: eko-nomicheskie, pravovye i sotsial'nye aspekty. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (29 maya 2015 goda). T. 1 [Actual problems of development of vertical integration of an education system, science and business: economic, legal and social aspects. Materials of the III International scientific and practical conference (on May 29, 2015). Vol. 1]. Voronezh, Published by Voronezh Center of Scientific and Technical Information, 2015. Pp. 28-32.
4. Zotova L. V. Pedagogicheskie osnovy tselostnogo protsessa muzykal'noi podgotovki rezhisserov teatralizovan-nykh predstavlenii v vuze kul'tury. Diss. cand. ped. nauk [Pedagogical bases of the entire process of musical training Directors of theatrical performances in the University culture. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1993. 162 p.
5. Stepichev P. A. Formirovanie napravlennosti pedagoga na professional'noe tvorchestvo v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of orientation of the teacher towards professional creativity in the process of learning a foreign language. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2010. 25 p.
6. The foundations of the state cultural policy. Available at: http://base.garant.ru/70828330/
7. Yaroshenko N. N. Culture and education: the trend of scientific comprehension. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, № 4 (60), pp. 250-255.
8. Baklanova N. K., Stepichev P. A. Creative Orientation Development as a Requirement Training of a Teacher in The XXI Century. Paradigmata Poznany. 2016, No. 1, pp. 40-43.
Б
ИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 37.036:78
Э. Г. Воскобойни кова
Московский государственный институт культуры
В статье раскрывается исторический путь развития системы начального музыкального образования и основные принципы бифункционального подхода к музыкальному развитию ребёнка на уроках фортепиано в условиях учреждений системы дополнительного образования. Бифункциональный подход трактуется как необходимое педагогическое условие для приведения сложнейшей структуры детских музыкальных школ в соответствие с их подлинным двуединым назначением в социуме: воспитание высококвалифицированных музыкантов-профессионалов, а также формирование в обществе культурного слоя образованных любителей музыки. Автор даёт характеристику двум образователь-
ВОСКОБОЙНИКОВА ЭЛЕОНОРА ГРИГОРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
VOSKOBOINIKOVA ELEONORA GRIGORYEVNA - senior teacher of the Department of Music Education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Воскобойникова Э. Г., 2016
ным программам, недавно сформулированным в новых законодательных документах, — предпро-фессиональной и общеразвивающей, делает их сравнительный анализ. В статье подчёркивается необходимость реализации обеих программ на основе единого базового академического методического комплекса.
Ключевые слова: бифункциональный подход, музыкальное развитие, предпрофессиональная программа, общеразвивающая программа, единый методический комплекс, музыкальное развитие, двуединый фундамент.
E. G. Voskoboinikova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
BIFUNCTIONALITY AS A FUNDAMENTAL PRINCIPLE OF MUSIC EDUCATION OF CHILDREN IN MODERN CONDITIONS
In article the historical way of development of system of primary music education and the basic principles of bifunctional approach to musical development of the child at piano lessons in the conditions of institutions of system of additional education reveals. Bifunctional approach is treated as a necessary pedagogical condition for reduction of the most difficult structure of children's music schools in compliance with their original two-uniform appointment in society: education of highly skilled professional musicians, and also formation in the society of an occupation layer of educated fans of music. The author gives the characteristic to two educational programs which are recently formulated in new legislative documents, — preprofessional and all-developing, does their comparative analysis. In article need of implementation of both programs on the basis of a uniform basic academic methodical complex is emphasized. Keywords: bifunctional method, musical developing, before-professional program, general education program, unified methodical complex.
В системе учреждений начального музыкального образования детские школы искусств призваны выполнять две равнозначные социальные функции: формировать в обществе культурный слой образованных любителей музыки и осуществлять предпрофессиональ-ную подготовку наиболее одарённых детей, с тем чтобы они смогли продолжить обучение в музыкальных училищах и колледжах.
Идея бифункциональности начального звена музыкального образования в России вызревала в XIX веке в трудах выдающихся представителей мощного просветительского течения, во главе которого стояли В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов, М. А. Балакирев, Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский. Своеобразным манифестом двуединой системы музыкального воспитания явилась тогда книга В. П. Гутора «В ожидании реформы. Мысли о задачах музыкального образования» [6]. Видный российский просветитель, к сожалению, ныне малоизвестный, в своём труде,
по сути, изложил законченную и обоснованную концепцию музыкального образования в России того времени: «Музыкальное образование не может иметь единственной своей задачей - выработать композитора или виртуоза-исполнителя ... Задачи музыкального образования шире - дать музыкально образованных людей и в то же время профессиональных музыкантов - работников, на которых есть спрос в обществе» [6, с. 55].
На протяжении нескольких последующих десятилетий задача приведения данных важнейших функций музыкальных школ в единую образовательную систему фактически не была решена.
Идея дифференцированного начального музыкального образования, разделения его на специальное и общее музыкальное вновь прозвучала в 1919 году на I Московской конференции музыкантов-педагогов. В дальнейшем, вплоть до середины XX века, происходят серьёзные изменения в понимании приоритетов учебного процесса в ДМШ.
Музыкальные школы делают значительный крен в сторону профессионального музыкального обучения, на второй план отодвигаются задачи общемузыкального воспитания детей.
К сожалению, с 80-х годов XX века в образовательном процессе в детских музыкальных школах наблюдается постепенное вытеснение важнейшей задачи повышения музыкальной культуры в стране, подмена её узкоремесленническими задачами формирования инструментально-технических навыков и подготовки минимального количества произведений к очередному зачёту или экзамену. Репертуар учащихся ограничен, недостаточно внимания уделяется такой важной форме работы в инструментальном классе, как эскизное освоение произведения, не прививаются навыки ансамблевого музицирования, чтения с листа, подбора по слуху. Отмечалось также, что общие музыкальные способности детей в процессе занятий развиваются слабо, мало внимания уделяется формированию глубокого понимания музыки, возможностей её выразительных средств.
По статистическим данным, в те же годы в процессе обучения исполнительские отделения ДШИ к выпускному классу теряли порой до половины контингента, а полученные знания и исполнительские навыки практически оставались не реализованными выпускниками музыкальных школ.
Помимо общей социально-культурной ситуации в стране, на положение дел в музыкальном образовании детей повлияли и иного рода факторы. В 1995 году вышло в свет «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей», в котором,наряду с Законом «Об образовании», статус ДШИ приравняли к статусу кружков, студий, секций при Домах культуры или народного творчества, сведя социальную функцию музыкальных школ к общеэстетическому развитию детей. Однако отличие музыкальных школ от иных детских учреждений, реализующих программы обще-
эстетического развития, как раз и состояло в выявлении одарённых детей и дальнейшей профессиональной направленности их обучения. Квалификационный уровень педагогического состава, классический академический методический комплекс, в соответствии с которым осуществляется обучение детей музыке в ДШИ, позволяет утверждать, что музыкальная школа в состоянии заложить те основы музыкальной культуры, музыкальной образованности, которые так необходимы как эрудированному любителю музыки, так и музыканту-профессионалу. Тем не менее отсутствие определённости в трактовке задач музыкального образования, частая смена приоритетов создавали кризисную ситуацию в таком важном социальном институте, коими являются Детские школы искусств.
Начиная с 2008 года в нашей стране предпринимаются шаги по модернизации начального музыкального образования. 25 августа 2008 года распоряжением Правительства Российской Федерации была одобрена «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 гг.». В ней, в частности, говорится: «... развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач:
• выявление художественно одарённых детей и молодёжи;
• подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства;
• эстетическое воспитание подрастающего поколения;
• воспитание подготовленной аудитории слушателей и зрителей» [7, с. 4].
Сейчас, в условиях реформирования музыкального образования, подобный подход нашёл своё воплощение в дополнительных общеобразовательных программах в области искусства, которые содержатся в последних правовых документах (ФЗ от 17 июня
2011 года № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"», ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Данные программы - это программы предпрофессиональные и общераз-вивающие. «Предпрофессиональные программы - это дополнительные образовательные программы ДШИ, обеспечивающие целостное духовно-интеллектуальное, художественно-творческое развитие и самовыражение ребёнка средствами искусства, выявление одарённых детей в раннем возрасте, приобретение опыта творческой деятельности, формирование комплекса навыков, компетенций, необходимых для получения профессионального образования» [7, с. 4]. «Общеразвивающие программы - это дополнительные образовательные программы ДШИ, обеспечивающие развитие значимых для образования, социализации, самоопределения, самореализации духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств ребёнка» [7, с. 4]. Таким образом, в нашей стране созданы оптимальные условия для осуществления бифункционального подхода к музыкальному развитию детей в Детских школах искусств.
Бифункциональный подход в данном случае «трактуется как создание необходимых педагогических условий для приведения сложнейшей структуры музыкальных школ в соответствие с их подлинным двуединым назначением в социуме» [4, с. 2]. Это, в сущности, первый опыт совокупности альтернативных образовательных программ в едином учебном процессе, сориентированный на индивидуальный, личностный подход к развитию ребёнка. В каждой из этих программ верно определены специфика задач и целей образовательного процесса, принципиальное различие социальных функций обеих программ: общеразвивающие образовательные программы направлены на воспитание образованного, эрудированного любителя музыки, как слушателя, так и исполнителя на каком-либо инструменте, а дополнительные
образовательные предпрофессиональные программы - на создание педагогических условий, соответствующих ранней профессиональной ориентации талантливых детей и молодёжи.
Несмотря на реформистский и, безусловно, исторически и социально оправданный шаг, коим является выход в свет государственно-законодательного акта о бифункциональном принципе построения учебного процесса в ДШИ, он требует как обстоятельного теоретико-методологического анализа, так и всесторонней практической апробации в музыкальных школах. Это необходимо в силу того, что в ДШИ, в исполнительских классах, до сих пор господствует безальтернативная узкая направленность учебного процесса исключительно на формирование игровых навыков учащихся.
Насущным остаётся вопрос о «выходных» формируемых знаниях, умениях, навыках обеих образовательных программ, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать выпускник, обучавшийся по общеразвивающей и предпрофес-сиональной программам, необходимо также проработать вопрос о квалификации, присваиваемой выпускникам школы, обучавшимся по каждой из программ.
Автор статьи считает, что самой серьёзной доработки требует общеразвивающая программа для ДШИ, так как действующая общеразвивающая программа носит явно выраженный послабляющий характер. В существующем варианте данной программы отсутствует дифференциация на программы для учащихся - потенциальных слушателей музыки и образовательные программы для детей, обладающих потребностью в исполнительстве, любительском, сольном или ансамблевом музицировании.
Проведя сравнительный анализ профессиональных качеств, которыми должен обладать будущий образованный любитель (слушатель и исполнитель) и музыкант-профессионал, мы выявили следующие качества, которые являются общими для всех трёх
категорий выпускников:
• развитый музыкальный слух;
• развитое ритмическое чувство;
• умение читать с листа;
• сформированность игрового аппарата;
• опыт совместного музицирования;
• способность адекватно воспринимать музыку;
• предрасположенность к эмоциональному переживанию;
• умение эстетически осознать художественный уровень музыкальных произведений благодаря развитому слуху, мышлению и воображению;
• владение обширным репертуарным багажом различных эпох, стилей, жанров, форм;
• умение анализировать форму различных произведений.
Подобный перечень необходимых качеств, являющихся общими как для будущих любителей, так и для профессионалов, приво-
дит нас к важному выводу: их подготовка в музыкальной школе не должна принципиально отличаться. И в том, и в другом случае она должна представлять собой целостную систему, в которой обязательно содержались бы основные, принципиально важные компоненты академического методического комплекса. Разница в подходах к учащимся с разной мотивацией к занятиям музыкой должна проявляться «не в исключении из данной системы каких-либо компонентов, а в разном уровне овладения ими, в особенностях их фундаментализации, в частности, в различном масштабе владения репертуаром, специальными знаниями, навыками» [1, с. 151]. В основе подходов к обучению каждого ученика должно лежать глубокое понимание педагогом характера мотивации ребёнка и его родителей к занятиям музыкой, уважение выбора учащимися той или иной направленности в обучении.
Примечания
1. Барбазюк Т. О. Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания : дис. на соиск. учён. степ. кандидата искусствоведения : 17.00.02 - музыкальное искусство / Барбазюк Татьяна Олеговна ; Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Магнитогорск. 2008. 246 с.
2. Воскобойникова Э. Г. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства. Предмет «Фортепиано» для Детских школ искусств и Детских музыкальных школ. Москва, 2014. 112 с.
3. Воскобойникова Э. Г. Методические рекомендации к «Дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Предмет «Фортепиано» для Детских школ искусств и Детских музыкальных школ». Москва, 2014. 47 с.
4. Воскобойникова Э. Г. Бифункциональный подход к музыкальному развитию ребёнка в классе фортепиано [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. Электрон. дан. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/130-23891
5. Герасимова И. А. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в условиях современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 92-98.
6. Гутор В. П. В ожидании реформы : мысли о задачах музыкального образования. Санкт-Петербург : Типо-лит. Месника и Римана, 1891. 56 с.
7. Демчишин М. В. Влияние государства на процессы становления теории и практики внешкольного образования в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1 (39). С. 126-129.
8. Концепция начального музыкального образования в детской школе искусств // Играем с начала. 2010. № 10 (81). С. 4-5.
9. Кулов А. У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 169-172.
10. Любимов А. П. Государство и молодёжь: взаимные социальные обязательства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 28-33.
11. Ремизов В. А., Карпычева М. В. Метаморфозы статуса образования в сфере культуры и искусства в усло-
виях развивающегося рынка // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 138-142.
References
1. Barbaziuk T.O. Razvitie ojtechestvennogo nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya kak problema muzykoznaniya. Diss. kand. iskusstv. [The Development of national primary music education as a problem of musicology. Cand. history of arts sci. diss.]. Magnitogorsk, 2008. 246 p.
2. Voskoboinikova E. G. Dopolnitel'naya obshcheobrazovatel'naya programma v oblasti muzykal'nogo iskusstva. Predmet "Fortepiano" dlia Detskikh shkol iskusstv i Detskikh muzykal'nykh shkol [The additional general education program in the field of musical art. The subject "Piano" for Children's schools of arts and Children's music schools]. Moscow, 2014. 112 p.
3. Voskoboinikova E. G. Metodicheskie rekomendatsii k "Dopolnitel'noi obshcheobrazovatel'noi programme v oblasti muzykal'nogo iskusstva. Predmet "Fortepiano" dlia Detskikh shkol iskusstv i Detskikh muzykal'nykh shkol" [Methodical recommendations to "The additional general education program in the field of musical art. The subject "Piano" for Children's schools of arts and Children's music schools"]. Moscow, 2014. 47 p.
4. Voskoboinikova E. G. Bifunktsional'nyi podkhod k muzykal'nomu razvitiyu rebenka v klasse fortepiano [Bifunctional approach to the musical development of the child in the piano class]. Digital scientific magazine "Modern problems of science and education". 2015, No. 6. Available at: http://www.science- education.ru/130-23891
5. Gerasimova I. A. Formirovanie tsennostnykh orientatsii molodezhi v usloviyakh sovremennoi sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti [Formation of valuable orientations of youth in the conditions of modern welfare activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 4 (54), pp. 92-98.
6. Gutor V. P. V ozhidanii reformy: mysli o zadachakh muzykal'nogo obrazovaniya [Waiting for reform: thoughts of problems of music education]. St. Petersburg, 1891. 56 p.
7. Demchishin M. V. Vliyanie gosudarstva na protsessy stanovleniya teorii i praktiki vneshkol'nogo obrazovaniya v Rossii [Influence of the state on processes of formation of the theory and practice of out-of-school education in Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 1 (39), pp. 126-129.
8. Kontseptsiya nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya v detskoi shkole iskusstv [The concept of initial musical education at the children's school of the arts]. Igraem s nachala [We play since the beginning]. 2010, No. 10 (81), pp. 4-5.
9. Kulov A. U. K opredeleniyu ponyatiya "professional'naya napravlennost'" lichnosti [To the definition of "professional orientation" of the personality]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 3 (53), pp. 169-172.
10. Lyubimov A. P. The state and youth: mutual social obligations. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, № 1 (57), pp. 28-33. (In Russian)
11. Remizov V. A., Karpycheva M. V. Metamorfozy statusa obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva v usloviyakh raz-vivayushchegosya rynka [Metamorphosis of the status of education in the sphere of culture and art in an emerging market]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 4 (54), pp. 138-142.