Научная статья на тему 'Библиотеки дореволюционного Башкортостана: историко-культурологический аспект'

Библиотеки дореволюционного Башкортостана: историко-культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотеки дореволюционного Башкортостана: историко-культурологический аспект»

Т.М.Аминов

БИБЛИОТЕКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО БАШКОРТОСТАНА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Гильмиянова, Р.А. Библиотеки в социокультурном пространстве Башкортостана XVIII - начала XX веков: опыт исторической реконструкции (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний) : моногр. [Текст] / Р.А. Гильмиянова. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2010. - 260 с.

Сегодня, как и во все времена, идет активное переосмысление исторического прошлого. Надо сказать, что сейчас выраженной чертой этого процесса, является акцентирование

внимания чаще на нелицеприятных сторонах нашей истории. Такую позицию, на наш взгляд, занимают в первую очередь представители СМИ, а также отдельные авторы, для которых публикация важнее истины. Как же, без «жареных» или низменных фактов работа вряд ли будет продана. В таких работах история нашего народа преподносится фрагментарно, факты вырываются из контекста и подаются сугубо субъективно. Тут уместно вспомнить о том, что если выстрелить в прошлое из пистолета, оно ответит залпом из пушек. Очевидно, что к фактам и событиям прошлого необходимо относиться системно и объективно. Мы бы добавили, что к истории нужно относиться с осторожностью и проницательностью мудреца.

Можно рекомендовать нашим читателям, интересующимся историей Башкортостана и России, познакомиться с книгой, обозначенной в заглавии данной статьи. Увлекательное чтение - погружение в события, раскрывающие историю возникновения и становления системы библиотек в нашем регионе в дореволюционный период. Описания и размышления автора преподносятся так, что начинаешь реально ощущать дыхание этих «очагов знания и культуры». Библиотеки предстают живым действующим организмом, а не безликим, скучным, как это может иногда казаться, учреждением.

Монография основана на достаточно широком круге архивных материалов (архивы Уфы и Оренбурга), а также малоизвестных опубликованных работах дореволюционных, советских и современных авторов. Попутно надо отметить аккуратную систематизацию всех названных источников, что представляет для исследователей самостоятельную ценность.

Теоретическими основаниями работы служат такие взаимоувязанные между собой проблемы, как культура, национальная культура, социокультурное пространство, библиотека как социокультурный институт и многое другое. Анализ этих основ иллюстрирует авторскую позицию и предоставляет возможность дальнейших теоретических разработок проблемы социокультурного пространства, включающих и (или) другие атрибуты рассматриваемого феномена (например, школы

или СМИ). Ещё более интересной оказывается историческая часть данной книги, обусловленная не только событийной и фактологической насыщенностью, но и выделением множества специфических нюансов в становлении библиотечной сети региона. Особенным, к примеру, в этом процессе было то, что в Башкирии широкое распространение получили, кроме русскоязычных, библиотеки мусульманских учреждений (Духовного управления, медресе и мектебов, частных лиц). Также действовали так называемые «инородческие» библиотеки для других (иных, в отличие от русских) народов края.

В книге автор выделяет библиотеки учебных заведений, различных учреждений, публичные, народные и множество других. Знакомясь с тонкостями деятельности библиотек, их фондами, распространенностью, жертвенностью трудоголиков-библиотекарей и, главное, заинтересованностью читателей, ещё раз убеждаешься в том, что житель дореволюционного Башкортостана был не таким уж малограмотным, как это нам иногда кажется, или пытаются нам внушать. В качестве аргумента приведем следующий факт. Так, в 1916 году Уфимская мужская гимназия (по сегодняшним меркам это среднее общеобразовательное учебное заведение) выписывала двадцать пять периодических изданий, среди которых: «Вопросы философии и психологии», «Вестник воспитания», «Исторический вестник», «Вестник опытной физики и элементарной математики», «Физическое обозрение», «Экономическое обозрение», «Живая старина» и др. И, конечно, малоприметным, на первый взгляд, но связующим звеном книги являются люди. Целая плеяда людей, вдохновение, энтузиазм и подвижничество которых являлось главной основой жизнеутверждающей деятельности библиотек. Некоторые из этих подвижников известны (Р. Фахретдинов, М.В. Амиров, А.Д. и Д.Д. Дашковы, С.Р. Минцлов), большинство же из них (Г. Усманов, В.А. Кугушев, П.Н. Григорьев и др.) ещё ждут своих исследователей. Не сомневаюсь в том, что жизнедеятельность этих людей достойна изучения.

Одним из выраженных выводов всей работы является то, что в исследуемый период происходит достаточно динамичное развитие сети библиотек в регионе. Библиотеки активно влияют на становление и социализацию отдельной личности, также способствуют росту уровня образования и просвещения населения и в целом культуры нашего народа. С этим и многими другими идеями и выводами автора монографии сложно не согласиться. Но не будем в небольшой статье пытаться объять необъятное, ведь очевидно, что не в этом смысл рецензий. Если у читателя возникло желание приобщиться не только к интересному, но и весьма полезному, то ...в путь.

СНИМИ С ПОЛКИ ТЮТЧЕВА

Так бывает. На днях встретился со знакомым преподавателем университета физической культуры, с которым не виделся более двадцати лет, хотя живём в одном городе. Он начал вслух вспоминать, как в конце 80-х бывал на моих уроках физики, где звучали стихи и песни, а мне стало не по себе: ведь поэзия практически ушла из моей жизни вообще и из моих уроков в частности.

Пришёл домой. Разыскал старые тетради с конспектами уроков. А там. Тютчев, Заболоцкий, Баратынский, Волошин!!! И в памяти всплыли уроки по физике элементарных частиц на фоне поэмы «Путями Каина» Максимилиана Волошина:

Вначале был единый Океан,

Дымившийся на раскалённом ложе.

И в этом жарком лоне завязался

Неразрешимый узел жизни: плоть,

Пронзённая дыханьем и биеньем.

Потом вспомнились уроки астрономии: активность Солнца не могла быть раскрыта без стихов Семёна Кирсанова:

Беспокойное в этот год было Солнце.

Мы вставали не с той ноги полушалые.

после которых легко и непринуждённо можно было излагать теорию влияния солнечной активности на земные процессы Александра Чижевского, перемежая рассказ его стихами...

Космологические страницы учебника хорошо сочетались с эсхатологическими строками Владимира Соловьёва:

Преграды рушатся, расплавлены оковы Божественным огнём,

И утро вечное восходит к жизни новой Во всех и всё в Одном.

А как торжественно звучал на уроках физики или биологии Державин!

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайняя степень вещества,

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества.

...или Жуковский:

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и лёгкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила!

А Бунин?!

Мир - бездна бездн. И каждый атом в нём Проникнут Богом - жизнью, красотою.

Живя и умирая, мы живём Единою, всемирною Душою.

И как на уроках природоведения без Игоря Северянина?!

Познал восторг - познай страданье.

Раз я меняюсь - я живу.

Застыть пристойно изваянью,

А не живому существу!

Стоп! А то я перепишу целиком свою пожелтевшую тетрадку. Но вот в новых тетрадях почему-то всё больше прозы: то ли жизнь изменилась, то ли мы стали другими.

В своем журнале мы часто публикуем всякие рифмовочки для уроков, которые оживляют наши каждодневные педагогические будни. Но сегодня я не о них: я о поэзии, а не о рифмовочках. О настоящей Поэзии!

Физик! Сними с полки Тютчева - и ты сможешь провести настоящий урок о данных нам свыше законах тварного естества!

Биолог! Полистай Заболоцкого - и жизнь, которую ты изучаешь, заиграет настоящими цветами!

Математик! Ты не сможешь стать настоящим математиком без поэзии!

.и рискуешь остаться плесневелым сухарём без неё. Я чуть было не сделался таковым. Спасибо, знакомого встретил, так он мне напомнил о Настоящем.

Андрей Остапенко, учитель физики, а между делом редактор журнала «Педагогическая техника»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.