УДК 378:027.7
В. Григас Библиотекарь-педагог в контексте изменения парадигмы высшего образования1
Описаны основные направления деятельности библиотекаря-педагога, а также причинно-следственные связи между ними. Секторы деятельности очерчены при помощи теории полей. В рамках теории полей основные направления деятельности библиотекаря-педагога были разделены на 4 сектора: высшие учебные заведения, университетские библиотеки, учебные центры и информационная грамотность. Основные направления деятельности, равно как и причинно-следственные связи между ними, анализируются в контексте изменения парадигмы высшего образования.
Ключевые слова: библиотекарь-педагог, информационная грамотность, высшее учебное заведение, университетская библиотека, учебный центр, теория полей
Vincas Grigas
Librarian educator: in the context of foundation orientations of higher education paradigm variation
Foundation orientations as well as causative relations of space comprising the activity field of librarian educator are set in publication. The activity field and its comprising spaces conceptually are defined using the Field theory. Four essential formal spaces, comprising the activity field of librarian educator are identified, such as higher educational institutions, academic libraries, learning centers and information literacy. Causative relations of activity field as well as foundation orientations are analyzed in the context of higher education paradigm variation.
Keywords: librarian educator, information literacy, higher educational institution, academic library, learning center, Field theory
Введение. Недавние преобразования в европейской системе высшего образования стали концептуальной основой парадигмы высшего образования в целом. Начало преобразованиям было положено 25 мая 1998 г. принятием Сорбонской2, а затем Болонской декларации от 25 июня 1999 г.3, подписанной министрами образования и науки государств-членов ЕС. Основные принципы обеих деклараций пересматриваются каждые два года министрами образования и науки государств-членов ЕС (в Праге в 2001 г., в Берлине в 2003 г., в Бергене в 2005 г., в Лондоне в 2007 г.). Последняя встреча прошла в Левене в 2009 г. Глобализация и стремительное развитие технологий были объявлены основными трудностями, которые необходимо преодолевать путем вовлечения граждан в процесс непрерывного образования, а также создания курсов, ориентированных на выработку у навыков, необходимых для успешного функционирования на рынке труда4.
Преобразования в сфере профессионального образования изменяют и его роль, включая роль университетской библиотеки. Университетская библиотека формирует навыки по поиску и использованию информации. Это - часть образовательного процесса и научных исследований, которая напрямую участвует в создании знания,
следовательно, это важная составляющая успеха научного сообщества.
Исходя из сказанного выше возникает необходимость определить роль библиотекаря-педа-гога в контексте изменения парадигмы высшего образования. Отсутствие системы библиотечного образования в Литве заставило автора проанализировать основы библиотечного образования и связанных с ним аспектов. Термин «основы» в контексте данной работы трактуется как основной предмет деятельности, направленный в определенном направлении.
Методология определения сферы деятельности библиотекаря-педагога. В рамках данного исследования для определения базовых направлений и причинно-следственных связей деятельности библиотекаря-педагога использована теория полей, разработанная психологом-теоретиком Куртом Левином5. Данная теория основывается на том, что личности действуют в различных сферах (семья, работа, университет, библиотека), которые взаимодействуют между собой. Результатом такого взаимодействия становится появление причинно-следственных связей между различными областями человеческой деятельности. В данном исследовании теория полей использована для анализа причинно-следственных связей, а
также для определения основных ориентиров деятельности библиотекаря-педагога. Рамками исследования служит система факторов, связанных между собой причинными связями. Причинно-следственные связи, основанные на общепринятых положениях, ценностях и интересах, позволяют сузить рамки данной статьи до совокупности отдельных взаимосвязанных направлений.
Исходя из теории полей, можно определить направления деятельности библиотекаря-педа-гога следующим образом: высшие учебные заведения, университетские библиотеки, учебные центры и информационная грамотность.
Цель. В специальной литературе отсутствует концептуальное отношение к библиотечному образованию в контексте изменения парадигмы высшего образования. Зарубежные исследователи библиотечного дела и теории информации тщательно анализируют роль библиотекарей, их соответствие предъявляемым требованиям, выделяют наиболее важные педагогические навыки библиотекарей, освещают вопросы участия библиотекарей в образовательном процессе6. Исследования проводились с целью показать значимость библиотекаря как педагога7, проанализировать возможность обучения библиотекаря педагогическому мастерству8, а также стандартизировать деятельность обучающего библиотекаря9.
В данной статье предпринимается попытка систематизировать основные направления и причинно-следственные связи в деятельности библиотекаря-педагога.
Направления деятельности библиотека-ря-педагога. Деятельность может быть официальной и неофициальной. Неофициальная деятельность не имеет четкой формализованной структуры и осуществляется в основном в индивидуальном порядке, например, в семье, с друзьями, в клубе. Официальная деятельность обладает рядом специфических особенностей, таких как четкая структура, конкретные цели и задачи, которые ставятся в отношении определенной группы субъектов. Можно сравнить два раздела: высшее образование и основные направления, поскольку в основе официальных направлений деятельности лежит формальное структурированное описание. Под направлениями в данном случае понимается не только материальный объект, но и его формальное структурированное описание.
Формально к основным направлениям деятельности библиотекаря-педагога относятся высшие учебные заведения, университетские библиотеки, учебные центры и информационная грамотность.
Определение основных направлений деятельности библиотекаря-педагога. В ходе анализа вышеуказанных направлений были также проанализированы их одинаковые черты. Можно выделить различные возможные направления деятельности общественных учреждений, государственных учреждений и сферы развлечений. Данная статья охватывает основные направления деятельности, связанные с образованием и направленные на улучшения качества развития образовательного процесса.
Высшие учебные заведения. Сообщество высших учебных заведений требует не только научных исследований, но и высокого качества обучения. Изменения в системе европейского высшего образования, инициированные упоминавшейся Сорбонской декларацией, подписанной министрами образования и науки Франции, Италии, Соединенного Королевства и Германии, в итоге привели к появлению нового отношения к качеству образования. Основными направлениями улучшения качества образовательного процесса являются: 1) обучение, ориентированное на студентов; 2) управление учебным процессом; 3) соответствующее материальное обеспечение обучения; 4) поощрение целостности и сочетаемости; 5) внедрение модели длительного обучения; 6) изучаемый материал используется в качестве ресурса10.
Университетские библиотеки. Значительные изменения, внедряемые в высших учебных заведениях, напрямую сказываются на их неотъемлемой части - библиотеке, цели которой непосредственно соотносятся с нуждами учебного процесса и научных исследований. Для современной университетской библиотеки характерны следующие направления деятельности: 1) отбор информации; 2) удовлетворение информационных потребностей пользователей;
3) оценка источников информации; 4) обучение пользователей; 5) создание учебной среды; 6) формирование самостоятельных навыков обучения; 7) развитие образования в течение всей жизни11. Университетская библиотека отвечает требованиям 1, 2, 3, 4, 6 и 7, что вполне характерно для деятельности высшего учебного заведения в контексте образовательной среды.
Учебные центры. Изменение роли библиотекарей и библиотек выражается в появлении нового типа библиотек и новых подразделений в библиотеках, а именно собственных учебных центров или иных учебных центров12, которые объединяют ресурсы, предназначенные для обучения и для проведения научных исследований в одном месте. Учебные центры осуществляют следующие виды деятельности: 1) информационная поддержка процесса обучения и прове-
64
Вестник СПбГУКИ • декабрь • 2Û11
Библиотекарь-педагог в контексте изме нения парадигмы высшего образования
дения исследований; 2) внедрение инноваций в процесс обучения; 3) поддержка, оказываемая университету в управлении учебным процессом; 4) высококачественные услуги, оказываемые студентами, профессорско-преподавательскому составу и исследователям; 5) поддержка образования в течение всей жизни13. Учебный центр отвечает требованиям 1, 2, 5 и б, характерным для деятельности высшего учебного заведения.
Информационная грамотность. Информационная грамотность - это часть учебного процесса14. Согласно многочисленным определениям, информационная грамотность -это способность оценивать информацию из различных источников, понимать, когда ее использовать, эффективно ее обрабатывать и резюмировать с использованием современных информационных технологий15. Выработка информационной грамотности может осуществляться по следующим направлениям: 1) развивать навыки с целью находить и управлять информацией, используя информационные и коммуникационные технологии; 2) развивать навыки с целью интеграции нового знания в существующую систему знаний; 3) управлять, хранить и распространять знания, приобретенные из новых информационных источников; 4) творчески применять имеющиеся знания с целью решения неожиданных проблем, в нестандартных ситуациях; 5) выявлять и решить проблемы; б) критически оценивать информа-цию16. Информационная грамотность отвечает всем шести вышеупомянутым требованиям.
Подводя итог, можно сказать, что основными направлениями деятельности библиоте-каря-педагога могут стать: 1) развитие услуг и программ в поддержку процесса обучения в течение всей жизни; 2) развитие пользователей;
3) координирование (управление) обучения;
4) обучение (в качестве лектора); 5) развитие критического и творческого мышления.
Определение причинно-следственных связей в деятельности библиотекаря-педагога. Можно выявить причинно-следственные связи между различными направлениями деятельности библиотекаря-педагога, связанные с улучшением качества образовательного процесса.
Причинно-следственные связи анализируются в процессе формулирования требований и получения ответов на них в соотношении различных направлений деятельности библи-отекаря-педагога. Высшее учебное заведение формулирует требования к таким секторам, как университетские библиотеки, учебные центры и сектор информационной грамотности, и получает от них ответы. Университетская библиотека в свою очередь формулирует требования к
таким секторам, как учебные центры и сектор информационной грамотности, и получают от них ответы. Учебный центр формулирует требования к сектору информационной грамотности и получает от них ответы.
Обозначение причинно-следственных связей в деятельности библиотекаря-педагога позволяет назвать его одним из важнейших элементов процесса обучения в высшем учебном заведении. Можно утверждать, что библиотекарь-педагог участвует в интеграции процессов обучения и проведения научных исследований путем обучения информационной грамотности. В процессе обучения он следует теоретическим принципам информационной грамотности. Будучи частью учебного процесса а также процесса проведения научных исследований, он затрагивает аспекты, характерные для парадигмы современного высшего образования.
Выводы. В данной статье систематизированы основные направления и причинно-следственные связи в деятельности библиотека-ря-педагога. В рамках теории полей основные направления деятельности библиотекаря-пе-дагога были разделены на 4 сектора: высшие учебные заведения, университетские библиотеки, учебные центры и информационная грамотность. На деятельность библиотекаря-пе-дагога влияет изменение парадигмы высшего образования, когда усиливается использование информационных технологий, процесс изучения превращается в процесс обучения, поощряется долгосрочное обучение, применяются концепции обучения, ориентированные на студентов.
Подводя итоги, можно сказать, что основные направления деятельности библиотека-ря-педагога должны включать развитие услуг и программ в поддержку процесса обучения в течение всей жизни; содействие развитию пользователей; координирование обучения; обучение (в качестве лектора); развитие критического и творческого мышления.
Примечания
1 Пер. с англ. Анастасии Смирновой.
2 Joint declaration on harmonization of the architecture of the European higher education system by the four Ministers in charge for France, Germany, Italy and the United Kingdom. Paris, 1998. May 25. URL: http: // www. bologna. msmt. cz (дата обращения 26. 03. 2011).
3 The Bologna Declaration: Joint declaration of the European Ministers of Education. Bologna. URL: http: // www. bologna-bergen2005.no (дата обращения 12. 03. 2011).
4 Svarbiausi Bolonijos proceso dokumentai 2009-2010: Lietuvos Respublikos Svietimo ministerija. 2010.
5 Lewin K. Lauko Teorija Socialiniuose Moksluose: rink-
tiniai teoriniai straipsniai: Atviros Lietuvos knyga: ALK. Vilnius: Vilniaus univ. Specialiosios psichol. laboratorija, 2007. P. 11.
6 Bewick L., Corrall S. Developing librarians as teachers: a study of their pedagogical knowledge // J. of librarianship and inform. science. 2010; Botts C. B., Emmons M. Developing teaching competencies for instructors in the academic library - a case study // Public services quarterly. 2002. Vol. 1, № 3. P. 65; Bundy A. Information Literacy: The Key Competency for the 21st century // Proceedings of the IATUL Conference, Univ. Library of Pretoria, South Africa, 1-5 June, 1998. Pretoria, 1998; Kilcullen M. Teaching librarians to teach: recommendations on What We Need to Know // Reference services rev. 1998. Vol. 26, № 2. P. 7-18; Meulemans Y. N., Brown J. Educating instruction librarians: a model for libr. and inform. science education // Research strategies. 2001. Vol. 18, № 4. P. 253-264; Peacock J. A. Teaching skills for teaching librarians: postcards from the edge of the educational paradigm. [2001]. URL: http: // eprints. qut. edu. au (дата обращения 26. 03. 2011); Walter S. Librarians as teachers: a qualitative inquiry into professional identity // College & research libr. 2008. Vol. 69, № 1. P. 51-71.
7 Baruchson-Arbib S., Bronstein J. A View to the future of the library and information science profession: a Delphi study // J. of the Amer. soc. for inform. science and technology. 2002. Vol. 53, № 5. P. 397-408; Clyde L. A. An instructional role for librarians: an overview and content analysis of job advertisements // Australian acad. & Research libr. 2002. Vol. 33, № 3. P. 150-167.
8 Mbabu L. G. Curricula introducing information literacy courses alongside instructional classes. URL: http: // deepblue. lib. umich. edu (дата обращения 12. 03. 2011).
9 Standards of professional excellence for teacher librarians / Australian Libr. and Inform. Assoc. [2005]. URL: http: // www. asla. org. au (дата обращения 12. 03. 2011); Standards for Proficiencies for Standards for Instruction Librarians and Coordinators / Amer. Libr. Assoc. [2008]. URL: http: // www. ala. org (дата обращения 12. 03. 2011); Alvite L., Barrionuevo L. Libraries for Users: services in academic libraries. Oxford: Chandos publ., 2010. 204 p.
10 Alvite L., Barrionuevo L. Libraries for users: services in acad. librar. Oxford: Chandos publ., 2010. P. 21.
11 Ibid; Andretta S. Information Literacy: a practitionier's guide. Oxford: Chandos publ., 2005. 208 p.; Red J. R. G., Red J. C. Access, delivery, performance: the future of libraries without walls: a festschrift to celebrate the work of prof. Peter Brophy. London: Facet publ., 2009.
12 Jackson M., Shenton A. K. Independent learning areas and student learning // J. of librarianship and inform. science. 2010. Vol. 42, № 4. P. 215-223.
13 Peacock J. A. Op. cit.
14 Lupton M. The learning connection: inform. literacy and the student experience. [2004]. P. 89. URL: http: // eprints. qut. edu. au (дата обращения 07. 03. 2011).
15 Bruce C. The Seven faces of information literacy. Adelaide: Auslib Press Pty Ltd., 1997.
16 Lemke C. EnGauge 21st century skills: literacy in the digital age. Los Angles, 2002. URL: http: //www.metiri.com (дата обращения 11.11.2011); Catts R., Lau J. Towards Information Literacy Indicators. Paris: UNESCO, 2008; Alvite L., Barrionuevo L. Op. cit.; Lloyd A. Information literacy landscapes: inform. literacy in education, workplace and everyday contexts. Oxford [etc.]: Chandos publ., 2010. 192 p.
66
Вестник СПбГУКИ • декабрь • 2011