Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕКА КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА'

БИБЛИОТЕКА КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / INFORMATION SOCIETY / COMMUNICATION / SOCIAL-COMMUNICATIVE INSTITUTE / AUTOMATED LIBRARY SYSTEMS / SOCIAL PARTNERSHIP / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Румянцева Т.Е., Казакова С.П.

Раскрыта роль библиотек в формировании информационного общества. Библиотека представлена как площадка для общения и налаживания контактов. В качестве примера развития муниципальной библиотеки приведены основные направления работы муниципального учреждения «Боровская централизованная библиотечная система» Калужской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY AS A COMMUNICATION PLATFORM FOR THE LOCAL COMMUNITY

The role of libraries in the information society. Library is presented as a platform for communication and networking. As an example, the development of municipal library provides the basic directions of work of the municipal institution «Borovskaya centralized library system», Kaluga oblast.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕКА КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА»

УДК-02

Румянцева Т.Е. студент 3 курса Институт социальных отношений Казакова С.П., к.филос.н.

доцент

кафедра «Социальной работы и социальных технологий» Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга БИБЛИОТЕКА КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА

Аннотация: Раскрыта роль библиотек в формировании информационного общества. Библиотека представлена как площадка для общения и налаживания контактов. В качестве примера развития муниципальной библиотеки приведены основные направления работы муниципального учреждения «Боровская централизованная библиотечная система» Калужской области.

Ключевые слова: информационное общество, коммуникации, социально - коммуникативный институт, автоматизированные библиотечные системы, социальное партнерство, самопрезентация.

Rumyanceva T.E., 3-year student Institute of Social Relations Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia Kazakova S.P.

PhD (philos.), associate Professor of Department «Social Work and social

Technologies»

Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia

LIBRARY AS A COMMUNICATION PLATFORM FOR THE LOCAL COMMUNITY

Abstract: The role of libraries in the information society. Library is presented as a platform for communication and networking. As an example, the development of municipal library provides the basic directions of work of the municipal institution «Borovskaya centralized library system», Kaluga oblast.

Keywords: information society, communication, social-communicative Institute, automated library systems, social partnership, self-presentation.

БИБЛИОТЕКА КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА

К числу приоритетных задач человечества относится построение информационного общества. В настоящее время активно развивается сфера информационных услуг, они становятся более разнообразными и

доступными для широких слоев населения. Неотъемлемыми атрибутами современного человека, без которых невозможно представить нашу повседневную жизнь и профессиональную деятельность являются: мобильная телефония, цифровое телевидение, автомобильные спутниковые навигационные системы и многое другое. Быстрыми темпами совершенствуются средства информации и новые информационные технологии, которые открывают невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.

Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.

Библиотеки, располагая множеством разнообразных источников информации, являются непосредственными участниками в реализации поставленных задач по развитию информационного общества и, что очень важно, проявляют свою коммуникативность и позиционируют себя как социально- коммуникативный институт и субъект коммуникации.

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Другими словами, это процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Социальные потребности человека или группы людей являются основной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации. В целях удовлетворения тех или иных своих насущных потребностей (выживание, сотрудничество с другими людьми, убеждение других действовать так или иначе, осуществление власти, объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, проявление своих творческих начал) мы вступаем в коммуникативный процесс.

Если рассматривать коммуникации в таком учреждении как библиотека, то многие выше перечисленные цели могут быть достигнуты в ходе ежедневного кропотливого труда библиотекарей с помощью проведения различных библиотечных мероприятий.

Глобальная информатизация привела к изменениям социальной роли библиотек в обществе. К традиционным функциям просветительского характера и сохранения культурного наследия добавились функции общедоступных информационных центров, предоставляющих доступ к мировым информационным сетям.

Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, — все это обусловливает необходимость

владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией.267

Библиотекари обучают читателей поиску информации и навыкам работы с различными видами информации, в последние годы активно внедряют специальные обучающие курсы: «Основы библиотечно -библиографической грамотности», «Основы компьютерной грамотности». Информационная подготовка в библиотеках включает обучение грамотному поиску документальной информации, работе со справочными изданиями, традиционными и электронными библиотечными каталогами.

Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках России находится в стадии развития. В результате федеральные и крупнейшие региональные библиотеки имеют высокий уровень технической оснащенности, что делает их заметными участниками информационной инфраструктуры страны. Практически во всех библиотеках этого уровня созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы.

В небольших муниципальных библиотеках (городских, районных) ощущается заметное отставание процесса автоматизации. Но изменения, происходящие в целом в обществе и библиотечном сообществе в частности, влияют на все библиотеки без исключения и заставляют менять многие подходы в работе. Кроме того, остро стоит вопрос об основах существования традиционных библиотек, их функциях и задачах.

Однако в то время, пока ведущие специалисты библиотечного дела страны ведут дискуссии по поводу будущего «бумажных» книг и самого существования библиотек, муниципальные библиотеки работают над поиском новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института.

Централизованная библиотечная система Боровского района Калужской области представляет собой сеть общедоступных библиотек, в состав которой входят: центральная районная библиотека, центральная районная детская библиотека и 11 сельских библиотек - филиалов.

Ровно год назад Боровская центральная районная библиотека отметила свое 120-летие. Фонд библиотеки формируется на протяжении всех лет ее существования. Первые экземпляры книг, собранные общественностью города в год ее открытия, до сих пор занимают почетное место на библиотечных стеллажах. При поддержке администрации района мы имеем возможность ежегодно приобретать новую литературу на бумажных и электронных носителях.

Важным шагом в развитии библиотеки стало подключение к

267 Гендина Н.И. Информационная грамотность и медиакультура в России //Знание. Понимание. Умение. -2013.- №4

Национальной электронной библиотеке, что позволит минимизировать количество отказов нашим пользователям.

С 2003 года в библиотеке открыт Центр правовой информации, до сих пор успешно предоставляющий с помощью постоянно обновляемой справочно- поисковой системы «КонсультантПлюс» необходимую правовую информацию всем заинтересованным пользователям.

В настоящее время на территории области реализуется проект «Электронный гражданин». В библиотеку обращаются те, кто хочет идти в ногу со временем и научиться использовать компьютер в повседневной жизни. Кроме того, желающим оказывается консультационная помощь при регистрации на справочно-информационном интернет-портале государственных услуг Российской Федерации.

В двух сельских библиотеках - филиалах открыты удаленные рабочие места офиса «Мои документы» (МФЦ) для оказания государственных услуг населению.

С 2005 года библиотека формирует сводный электронный каталог ЦБС и краеведческую базу данных «Край». Приобретение в текущем году Системы автоматизации библиотек ИРБИС 64 позволит краеведческую базу сделать полнотекстовой. Таким образом, собранный и оцифрованный уникальный краеведческий материал будет систематизирован и представлен пользователям для изучения.

По заказу Правительства Калужской области в издательстве «Золотая аллея» в 2002 году были изданы альбомы «Летопись родного края» для того, чтобы все библиотеки области вручную записывали значимые события общественной и культурной жизни своих сел, деревень и городов. В юбилейный для нашего города год, 650 - летия с момента основания, администрация заинтересовалась этой работой районной библиотеки и помогла издать книгу «Боровск 1998-2008. Хроника десятилетия». Для этого сотрудники проделали огромную работу по переводу рукописной летописи в электронный вид. Ровно через десять лет, к следующему юбилею библиотека подготовила вторую книгу «Боровск 2008- 2018. Хроника десятилетия», и она вновь была издана. При активном участии библиотеки за последние три года в городе был издан и ряд других краеведческих книг.

Известный литературовед, библиограф и культуролог Екатерина Юрьевна Гениева утверждала, что библиотека «должна всемерно поддерживать и развивать в себе социализирующую функцию, функцию института, где не только собраны «ресурсы», но где обеспечивается непосредственный контакт и общение индивидов, обращающихся к «знанию», где происходит обучение тому, как воспринять и понять информацию, где осуществляется межкультурный тренинг, обеспечивающий ориентацию в сложном многополярном мире современной культуры».268

268 Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008

Библиотека сегодня тесно связана с окружающим социумом. Ей необходимо иметь множество социальных партнёров, создавать свой неповторимый имидж и разрабатывать новый формат общения с пользователями. Именно посредством связей с общественностью библиотеки рассказывают населению о себе, о возможностях, которыми они располагают, о многообразии различных изданий, находящихся в их фондах, о широком спектре библиотечно-информационных услуг.

Как же выстраивают своё общение, свои связи с общественностью наши библиотеки?

Сотрудничество с местными печатными органами - давняя традиция наших библиотек. Главной задачей сотрудников является формирование качественного информационного повода, интересного и актуального материала. Материал о крупных и значимых мероприятиях библиотек ЦБС (Всероссийские акции Библионочь и Ночь искусств, обучение населения ИКТ с помощью видеокурса «Электронный гражданин» и т.п.) имеет больше шансов быть опубликованным, так как он связан с направлениями и тенденциями, обозначенными первыми лицами государства или региона. Такие публикации способствуют повышению узнаваемости библиотеки и притоку читателей.

Традиционными формами самопрезентации библиотеки являются выставки - просмотры, оконные книжные выставки, обзоры литературы, тематические встречи, литературные вечера, презентации краеведческих книг, экскурсии в библиотеку и т.п.

Благодаря проекту Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал» у наших посетителей появилась уникальная возможность в стенах библиотеки услышать и увидеть лучшие филармонические концерты с участием российских и зарубежных звезд. Этот проект способствует созданию равных возможностей доступа к культурным ценностям для всех граждан страны.

Выпуск и распространение информационно-рекламной продукции разного рода: буклетов, брошюр, закладок, календарей направлен на популяризацию чтения и библиотеки. Эта форма работы известна давно и вполне традиционна, что, однако, не умаляет ее эффективности.

Наше учреждение имеет свой сайт, а библиотеки - страницы в социальных сетях. Таким образом, используя интернет - технологии, мы выстраиваем коммуникации с молодым поколением, постоянно находящимся в сети.

Библиотеки ЦБС активно сотрудничают с детскими садами, школами, другими муниципальными учреждениями культуры и социальной сферы, общественными организациями.

Мы убеждены, что успешность библиотеки и эффективность её работы напрямую зависит от интенсивности развития социального партнерства.

Но успех и популярность любой библиотеки напрямую зависит и от её сотрудников, от их умения наладить контакт с читателем, посетителем

мероприятий, спонсором, учредителем и потенциальным партнёром. Сотрудники наших библиотек стараются настроить доверительные отношения со всеми категориями нашего населения. Мы понимаем, что с социальными партнёрами необходимо выстраивать взаимовыгодные и дружеские отношения, а также не стесняться сообщать обществу о новостях библиотечной жизни через СМИ и выходя на мероприятия городского или районного уровня.

Успешная библиотека должна быть активной, участвовать в жизни общества, демонстрировать готовность библиотечных специалистов открывать для себя новые формы работы, активно включаясь в модные социальные тенденции.

Библиотека - это действительно то место, где происходит коммуникация между людьми во времени и пространстве, это площадка для общения и налаживания контактов. Здесь хранятся знания, накопленные столетиями, и любой человек при желании имеет возможность воспользоваться ими.

Являясь социально-коммуникативным институтом и субъектом коммуникации, современная библиотека будет оставаться необходимой и востребованной. А техническая и технологическая модернизация библиотеки позволит стать ей полноправным субъектом информационного пространства.

Использованные источники:

1. Арутюнов, В. В. Типология и особенности современных коммуникаций в работе библиотек : искусство и наука общения : учеб. -метод. пособие / В. В. Арутюнов .- Москва : Литера, 2009 .- 202 с.

2. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008.- 208 с.

3. Гендина Н.И. Информационная грамотность и медиакультура в России //Знание. Понимание. Умение.- 2013.- №4.- с. 77-83

4. Древетняк Е. В. Роль библиотеки в современном информационном пространстве// Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. -2013.- № 3, с. 101-106.

5. Нестеров А.К. Роль коммуникации в современном обществе [Электронный ресурс]// Образовательная энциклопедия ODiplom.ru -http://odiplom.ru/lab/rol-kommunikacii-v-sovremennom-obszestve.html

6. Рябов, М. А. Библиотека как коммуникационная система // Библиотековедение.- 2008. - № 2. - С. 28-31

7. Туева Л.М. Библиотека в контексте социальных коммуникаций [Электронный ресурс ]// Вестник КемГУКИ.- 2014.- №27.- с.211-216.-https://cvberleninka.ru/article/n7biblioteka-v-kontekste-sotsialnvh-kommunikatsiv

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.