Научная статья на тему 'О защите сознания и самосознания'

О защите сознания и самосознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATIONAL RESOURCES / ЗАПРОСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / BIBLIOGRAPHICAL RESOURCES / СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ / FREE COMMUNICATION / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ACCESS TO INFORMATION / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / DISSEMINATION OF INFORMATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / USERS DEMANDS / E-LIBRARIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дерендяева Наталия Степановна

Культура информационной безопасности. Деятельность библиотеки по формированию культуры информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О защите сознания и самосознания»

О ЗАЩИТЕ СОЗНАНИЯ и самосознания

Наталия Степановна Дерендяева,

аспирант Тобольского филиала Тюменского государственного университета e-mail: Tascha84@mail.ru

В настоящее время информация поступает на разных носителях огромными потоками. Библиотека как информационный, социальный, культурный, образовательный, воспитательный центр играет важную роль по сбору, хранению, обработке и распространению информации. Библиотеки могут формировать культуру информационной безопасности не только у школьников, но и у других категорий читателей независимо от статуса и социального положения.

• информационные ресурсы • запросы пользователей • библиографические ресурсы

• свободное общение • доступ к информации • распространение информации

• электронные библиотеки

Формирование культуры информационной безопасности школьников — одно из первоочередных направлений работы школы и библиотеки

Библиотеки — это важнейшие участники обеспечения информационной безопасности личности и общества в сфере духовной жизни, что прописано и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в 6-м её разделе, посвящённом особенностям обеспечения информационной безопасности в различных сферах общественной жизни .

Выделим основные аспекты деятельности библиотек в решении

1 Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. — 2000. — 28 сент.

проблемы информационной безопасности личности:

• Библиотеки накапливают (кумулируют) информационные ресурсы, создавая фонды.

В процессе комплектования фондов библиотекари, как известно, руководствуются двумя критериями — миссией библиотеки определённого типа или вида и информационными потребностями, интересами и запросами пользователей.

• Библиотеки создают полнотекстовые

и вторичные библиографические ресурсы.

Библиотеки могут активно влиять на ценностные ориентации пользователей при создании информационных продуктов, так и с помощью отбора документов для включения в информационные продукты.

• Библиотеки призваны распространять информационные ресурсы среди пользо-

вателей, то есть вести библиотечно-библио-графическое информирование.

Именно в библиотеке библиотечное обслуживание, построенное на свободном общении библиотекаря и читателя, на его явном стремлении к знаниям, позволяет моделировать педагогическую библиотечно-информа-ционную деятельность и с высокой степенью вероятности прогнозировать её результат — формировать культуру информационной безопасности. Задача библиотеки — помочь принять правильное решение2.

Под термином «средства библиотечной работы» понимаются приёмы, способы и инструменты библиотечной работы, формы и методы массовой работы по формированию культуры информационной безопасности.

Модель библиотечных средств, применительно к деятельности публичных библиотек, была предложена российским библиотековедом О.Л. Юшиной3. С опорой на неё и результаты анализа 6 web-сайтов библиотек Ямало-Ненецкого автономного округа, 17 web-сайтов библиотек Ханты-Мансийского автономного округа, 17 web-сайтов библиотек юга Тюменской области разработали модель использования библиотечных средств для формирования культуры информационной безопасности школьников. Что она включает?

1. Обеспечение свободного и беспрепятственного доступа личности к информации.

Реализация конституционных прав личности на доступ к информации. Исключение — информация, доступ к которой ограничен федеральным законодательством. Обеспечение доступа детей к информации и материалам из различных источников современным обществом возлагается на библиотеки.

2 Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность как инструмент формирования социального здоровья: к вопросу об актуализации содержания / Л.Е. Савич // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2012. —

№ 2. — С. 30.

3 Юшина О.Л. Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы) / О.Л. Юшина // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 11. — С. 32-45.

Средства библиотечной работы:

1) Правовые средства (соблюдение прав и свобод личности на доступ к информации, зафиксированных

в международных и государственных документах официального характера).

2) Организационно-технические средства (разработка, совершенствование и использование современных средств доступа к национальным и мировым информационным ресурсам, развитие библиотечных информационно-коммуни -кационных технологий).

3) Создание списков запрещённых книг для детей. Использование возрастной маркировки на книгах и журналах (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

У читателей Ямало-Ненецкого, Ханты -Мансийского автономных округов, юга Тюменской области есть возможность бесплатного доступа к ресурсам библиотек, бесплатного доступа в Интернет для тех читателей, у которых нет возможности поработать за компьютером и выйти в Интернет в домашних условиях. Приобрести книжные и периодические издания для домашнего прочтения. Для них открыты все библиотеки округов и области в целом.

Например: Централизованная библиотечная система города Ноябрьска, Централизованная библиотечная система город Салехард, Государственная библиотека Югры, Централизованная библиотечная система город Сургута, Централизованная библиотечная система город Пыть-Ях, Централизованная библиотечная система Сладковского района, Голышмановская централизованная библиотечная система, Централизованная библиотечная система Уват-ского муниципального района, Арома-шевская Централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека г. Тобольска, Библиотека семейного чтения им. А.С. Пушкина,

Тюменская областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева, Централизованная городская библиотечная система, Тюменская городская юношеская библиотека, Тюменская областная детская библиотека им. К.Я. Лагунова, Тюменская областная специальная библиотека для слепых, в которых имеются информационные ресурсы разнообразного содержания.

2. Совершенствование информационной культуры читателей и библиотекарей в реализации Государственной политики в области подготовки личности к жизни в информационном обществе. Ребёнок имеет право свободно искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ (осуществление этого права может подвергаться некоторым необходимым ограничениям ст. 13, п. 1, 2 Конвенции о правах ребёнка ООН)4. Развитие у детей информационной грамотности. Обучение правилам поведения в Интернете.

Средства библиотечной работы. Применение инновационных технологий формирования информационной культуры, посредством которых происходит обучение рациональным приёмам поиска, анализа, синтеза информации. Библиотечные уроки по совершенствованию информационной культуры, библио-течно-библиографические игры, выставки, презентации выставок, практикумы, экскурсии по библиотеке, выпуск библиографической продукции, памятки для детей. Индивидуальное информирование по вопросам чтения. Помощь в работе с библиотечными каталогами, картотеками, виртуальные справочные службы: библиогид «Книгопечатание и книгопечатники» (ЦБС г. Новый Уренгой), слайд-фильм «Путешествие по книге»

4 Конвенция о правах ребёнка [Электронный ресурс]: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 нояб. 1989 г. / ООН // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, 44 сессия : доп. № 49 (А/44/49) / ООН. — С. 230-239. — Электрон. дан. — URL: http: / / www.un.org/ru/documents / decl_conv / conventions / childcon.shtml. — (Дата обращения: 3.02.2015).

(Городская библиотека г. Покачи), литературное путешествие «У Мурзилки юбилей» к 90-летию журнала «Мурзил-ка» (Голышмановская ЦБС), литературный квест «Книжкины игры» (ТГЮБ).

3. Информирование читателей об угрозах информационной безопасности, направлениях защиты и возможностях библиотеки в решении этой проблемы.

Воспитание «информационного иммунитета» у различных групп населения. Предпринимать шаги по защите детей от вредной информации.

Средства библиотечной работы. Выставки, викторины, виртуальные квест-викторины, библиографические обзоры, читательские конференции, информационные стенды, круглые столы, семинары, совещания, беседы с читателями, памятки и пособия, как в виртуальных, так и традиционных формах. Консультирование детей и родителей по вопросам безопасности в киберпространстве. Родителям необходимы знания относительно защиты детей и их постоянное внимание к тому, что делает ребёнок или подросток в Интернете. Главное — это просвещение и обучение пользователей: информационный час «Наша безопасность в наших руках» (ЦБС г. Новый Уренгой), информационный час-презентация «Твой Интернет — твоя безопасность» (Губ-кинская ЦБС), мероприятие «Знатоки сказочной безопасности» по сказкам «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Петушок — золотой гребешок», «Морозко» и др. (ЦБС г. Но-ябрьск). Познавательно-развлекательные игры по культуре общения «Королевские манеры» (ТГЮБ). Медиа-урок «Океан Интернета — правила безопасного плавания», медиа-знакомство «Интересное знакомство Веб-ландия», познавательное онлайн-путешествие «Безопасный Интернет» (Городская библиотека г. Покачи), виртуальный навигатор «Путешествие по всемирной паутине» (Белоярская

ЦБС).

Обучающее занятие по компьютерной грамотности «Мой персональный друг помощник и друг» (Белоярская ЦБС).

Библиотечный урок-этикет, с элементами игры «Интернет-культура», библиотечный клуб «Культура чтения — культура познания» (Голышмановская ЦБС).

Информация по информационной безопасности в разделе «Советы от читателей», где содержится информация «Твоя школа безопасности», представлены правила поведения на улице, правила поведения дома, правила разговора по телефону, если ты подвергся насилию, службы доверия. На правовой страничке выложен закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который можно скачать (БСЧ им. А.С. Пушкина).

4. Библиотерапевтическая деятельность библиотеки. Адаптация читателей к новой информационной среде в значительной степени облегчается благодаря системе библиотера-певтических средств, активно используемых сегодня библиотеками.

Средства библиотечной работы. Система библиотерапевтических средств (беседы, чтения вслух, консультация, самопомощь, самоконтроль, творческое выражение, творческое самовыражение, отождествление с персонажем, расслабление, отвлечение, создание специальных списков и указателей литературы для библиотерапевтов, снабжённые пояснительными записками и информацией о предполагаемом эффекте от воздействия конкретного произведения, библиотерапевтические часы, часы творчества, выставки, клубная деятельность.

Библиотечное обслуживание читателей, которые не могут посещать библиотеку (инвалиды, люди с ограниченными возможностями, стационары больниц и диспансеров) (Губкинская ЦБС), передвижной пункт выдачи литературы и вне-стационарная форма обслуживания маломобиль ных граждан (ЦБС г. Новый Уренгой).

Конкурсно-развлекательная программа для инвалидов «И невозможное — возможно» (ЦБС г. Новый Уренгой).

Проекты: «Книга спешит на помощь» в педиатрическом отделении МЛПУ «Когалымская городская больница» проводятся театрализованные представления для детей (ЦБС г. Когалым), «Дети особой заботы» для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста (ТОСБС).

Детское творческое объединение «Фан-тазёрная страна», одно из направлений работы «Весь мир на кончиках пальцев» — занятия для детей и подростков с ограниченными возможностями (ЦБС г. Когалым). Цикл занятий с группами детей, находящихся в учреждении интернатного типа «Книжный остров», цикл внеурочных занятий по сказкотерапии для учащихся начальных классов, регулярно посещающих библиотеку «Сказка — лучший друг» (ТОДНБ им. К.Я. Лагунова).

Программа «Забота и милосердие» по содействию социальной адаптации инвалидов в обществе (ЦБС г. Урай).

Благотворительная акция «Сделай мир добрее», приуроченная к Международному дню инвалидов (ТОДНБ им. К.Я. Лагунова).

5. Хранитель и центр консолидации русского языка. Роль русского языка в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации велика. Русский язык в Доктрине информацион ной безопасности Российской Федерации рассматривается как фактор духовного единения народов многонациональной России5.

Средства библиотечной работы.

В этом аспекте значение библиотеки

5 Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М.Я. Дворкина. — Москва: ФАИР, 2009. — 256 с. (С. 14). — (Специальный издательский проект для библиотек).

исключительно. Во-первых, библиотека — хранитель эталонного русского языка, языка А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина и др. Во-вторых, библиотека может и должна стать центром консолидации для тех, кому не безразлична судьба русского языка.

Мероприятия «Лермонтовский бал-маскарад» (ЦБС г. Урай), «Пушкинская неделя» (Межпоселенческая библиотека Советского района), «День русского языка» (Голышмановская ЦБС), «Знатоки сказок Пушкина» (ЦБС г. Тобольска).

Встреча детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир сказок Пушкина» (Городская библиотека г. Покачи).

Литературно-познавательная игра — язык наш прекрасный, богатый и звучный «Родное слово, родная речь» (ЦБС Юргинского муниципального района). Игра-путешествие «Умники и умницы по сказкам А.С. Пушкина» (Заводоуковский библиотечный центр).

Вечер поэзии «Поэт в России больше, чем поэт» (Армизонская ЦБС).

Книжная выставка «Читаем классику» (Заводоуковский библиотечный центр), выставка-беседа для широкого круга читателей «Рыцарь и хранитель родной речи» (ТОДНБ им. К.Я. Лагунова).

Обзор у книжной выставки «Поэтесса Марина Цветаева» (Армизонская ЦБС).

Литературный факультатив для юношества «Учимся читать классику» (Заводоуковский библиотечный центр).

6. Развитие культурно-просветительной деятельности библиотеки. Удовлетворение национально-культурных потребностей представителей различных культурных, этнических, социально-демократических групп читателей, содействие диалогу культур, распространение традиционных культурных ценностей.

Средства библиотечной работы. Комплекс мероприятий, в том числе краеведческой тематики, в рамках массового и индивидуального обслуживания читателей (вечера книги, книжные выставки, встречи с деятелями культуры, беседы с читателями и др.). Нужно уважать и поощрять право ребёнка на участие в культурной и творческой жизни, содействовать предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Вся деятельность библиотеки построена на культурно-просветительской деятельности, чтобы она ни делала, какую бы работу она ни выполняла, она всегда направлена на просвещение, на развитие культуры читателей. Для примера приведём: «Пахнут мятой и травой песни Пахмутовой» музыкальный вечер (Заво-доуковский библиотечный центр); библи-оночь по сборнику Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (ЦБС Вагай-ского района).

7. Аналитико-синтетическая переработка традиционных и электронных сетевых документов. Для повышения эффективности ориентации в массивах документов.

Средства библиотечной работы. Описание, классификация, аннотирование, реферирование, определение ценностных свойств электронных сетевых документов в целях создания справочных пособий по ресурсам Интернета, обзоров интернет-ресурсов.

При анализе web-сайтов обращалось внимание на электронный каталог на сайте, возможности в нём работать и на выпуск библиографической продукции.

8. Участие библиотек в общественном контроле за распространением информации в Интернет. Отсутствие правового регулирования отношений в этой сфере уже привело к появлению в сети

огромных блогов маргинальной информации и игнорированию норм морали. Бесконтрольное, тотальное распространение глобальных компьютерных сетей создаёт угрозу культурной и нравственной самобытности народов, их интеллектуальной свободе и информационной безопасности.

Средства библиотечной работы: создание электронных библиотек, списков рекомендательной литературы, тематических списков, библиографических пособий, форумов.

Полезные ссылки на интернет-сайты (ЦБС г. Ноябрьска), Центр безопасного Интернета в России, Информационная грамотность и медиаобразование для всех и др. (Межпоселенческая библиотека Нижневартовского района); на краеведческие ресурсы России (Библиотечно -информационная система г. Нижневартовска), на познавательные сайты для детей и взрослых и др. (ЦБС г. Меги-она). Безопасные и полезные сайты (ЦГБС г. Тюмени).

Разделы «Советуем прочитать» (Межпоселенческая ЦБ МО Пуровский район). «Выбирай и читай», данный раздел содержит подразделы: малышам и родителям, девчонкам и мальчишкам, от 15 и старше, «Книга недели» (БСЧ им. А.С. Пушкина). «Книжные новинки», «100 книг для внеклассного чтения» (ТОДНБ им. К.Я. Лагунова). «Новинки для детей», «Новинки для юношества», «Новинки взрослым» (ЦГБС г. Тюмени).

Каталог детских ресурсов «Интернет для детей», каталог представляет ссылки на сайты о детях и для детей (Городская библиотека г. Нефтеюганска).

Виртуальная выставка «Виртуальное путешествие по детским сайтам» (Межпоселенческая библиотека Нефтеюганского района).

9. Фильтрация интернет-ресурсов при помощи специальных программ-фильтров (исключительно по согласованию с читателем). В этом случае необходимо обратиться в выработке обязательств провайдеров доступа по установке фильтров контента и мониторинга поддерживаемых ими информационных ресурсов. Фильтрация информа-

ции в электронных сетях считается одной из самых дискуссионных тем. С одной стороны, недопустимо нарушать права человека на свободный доступ к информации. С другой — некоторые теоретики и практики библиотечного дела считают, что библиотеки должны предоставлять читателю экологически чистую информацию.

Средства библиотечной работы: интернет-фильтры. Необходимо разработать «чёрные списки» сайтов, на которые можно было бы установить фильтры, с ограничением доступа к интернет-ресурсам, содержащим нелегальный и потенциально опасный контент. Сегодня в России многие фирмы предоставляют программы по фильтрации контента. Например, фирма А. Кас-перского разработала целый ряд программ для родительского контроля детей в Интернете6. Реальность такова, что в период повсеместной компьютеризации особенно таких социальных институтов, как школы, библиотеки, возникает острая потребность в разработке нормативно-правовых документов, ограничивающих доступ к интернет-ресурсам, содержащим информацию непристойного характера.

Организация специальных курсов для учителей, программы повышения квалификации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом. Проводить круглые столы, конференции, тематические информационные дни по проблеме безопасности в Интернете, беседы с целью воспитания личной культуры пользователей, независимо от возраста, виртуальные экскурсии, блиц-опросы.

О фильтрации интернет-ресурсов на сайтах библиотек ЯНАО нет упоминаний, также как и на сайтах

6 Викулин А.А. На страже информационной безопасности / А.А. Викулин // Независимый библиотечный адвокат. — 2001. — № 6. — С. 22.

библиотек юга Тюменской области. Только в двух библиотеках ХМАО, а именно на сайтах Государственной библиотеки Юг ры и Межпоселенческой библиотеки Нижневартовского района посетители сайтов знают, что ведётся фильтрация.

Интернет-фильтрация обеспечивается фильтрами: NetPolice, Internet Censor (Межпоселенческая библиотека Нижневартовского района).

Разработано программное обеспечение, которое решает такие вопросы, как запрет доступа сотрудников к нежелательной информации (развлекательной, социальным сетям и т.п.) в рабочее время, фильтрация электронной почты от спама и вирусов (ТОНБ им. Д.И. Менделеева).

10. Психологическая поддержка читателя. Побуждение читателей к оптимистическому, конструктивному решению информационных проблем.

Средства библиотечной работы: индивидуальные беседы с читателями, тренинги, клубная деятельность в библиотеке, книжные выставки, памятки, списки литературы, библиографические пособия.

Приведём примеры средств библиотечной работы, которые были выявлены при анализе web-сайтов библиотек.

Благотворительные акции:

• для многодетных, неполных, опекунских семей и воспитанников детского дома: праздничная программа, сувениры, лотерея (ЦБС г. Ноябрьска);

• новогоднее театрализованное представление для ребят из детских домов сел Борки и Успенка «От чистого сердца» (ТОДНБ им. К.Я. Лагунова).

Мероприятия «Телефон доверия — шаг к безопасности ребёнка» (ЦБС г. Лабыт-нанги), «Как устроен телефон доверия», «История телефона доверия». (Голышма-новская ЦБС).

Программа «Поколение NEXT» (Заводоуковский библиотечный центр). Познавательная программа «Ты не один в этом мире» — посвящённая Международному дню детского телефона доверия (ТОНБ им. Д.И. Менделеева).

Библиотечный урок-этикет, с элементами игры «Интернет-культура» и др. (Го-лышмановская ЦБС).

VI Международный детско-юношеский фестиваль-конкурс незрячих музыкантов-исполнителей (ТОНБ им. Д.И. Менделеева).

Психологическая помощь в социальной адаптации и развитие социальной активности пользователей (ТОСБС).

11. Создание электронной библиотеки.

Важную роль в обеспечении информационной безопасности играют электронные библиотеки, на которые возлагаются большие надежды, при условии, что в них будет включена ценная часть мирового культурного наследия. Её содержание составят наиболее спрашиваемые документы, которые будут доступны максимально большему числу пользователей. Электронная библиотека в будущем — это воплощение культуры и самобытности нации, высокого уровня зна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«7

ний .

Средства библиотечной работы: оцифровка документов.

Приведём примеры средств библиотечной работы, которые были выявлены при анализе web-сайтов библиотек.

На сайте есть электронная библиотека (ЭБ), которая работает и выходит на общий сайт библиотек ЯНАО «Корпоративный информационно - библиотечный портал Ямало-Ненецкого автоном-

7 Викулин А.А. На страже информационной безопасности / А.А. Викулин // Независимый библиотечный адвокат. — 2001. — № 6. — С. 22.

ного округа» (Межпоселенческая центральная библиотека МО Пуровский район). Электронная библиотека на сайте представлена изданиями краеведческого характера, в том числе газета «БЛИКИ», которую выпускает сама библиотека (Межпоселенческая библиотека Советского района). Электронная библиотека представлена несколькими разделами: Издания о крае, Периодические издания, Библиографические указатели, Югра литературная, Издания о библиотеке, Методические издания. В библиотеке открыт доступ к информационным ресурсам Президентской библиотеке им Б.Н. Ельцина (Государственная библиотека Югры). Электронная библиотека состоит из разделов: Коллекция Югры, Сургутская трибуна, История и современность (ЦБС г. Сургут). Рубрика «Оцифрованные книги» (ЦБС Юргинского муниципального района). На сайте есть ссылка на ЛитРес — лицензионные электронные книги «скачивай и читай книги бесплатно». Национальный библиотечный ресурс. Фотоальбом Д. Изоси-

мова «PANOMANIA» (ТГЮБ). На сайте в разделе «Краеведение» есть полнотекстовые ресурсы: альманах «ЛИК», журнал «Лукич», журнал «ЛУК&ЧОК», Ю.В. Бутаков «Меди-асборник стихов», С.В. Дюкалов (ЦГБС г. Тюмени). Раздел «Оцифрованный фонд», представлен книгами К.Я. Лагунова, В. Михайлова, О. Чу-вакина (ТОДНБ им. К.Я. Лагунова).

На web-сайте ЦБС г. Ялуторовска указано, что оцифровка пока не планируется в связи с существующими сложностями, связанными с авторскими правами на публикацию.

Таким образом, формирование культуры информационной безопасности школьников представляется возможным и необходимым с помощью средств библиотечной работы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.