Научная статья на тему 'Библиотека как институт культуры общества'

Библиотека как институт культуры общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
854
74
Поделиться

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвеева Елена Анатольевна

В статье приведен взгляд на библиотеку как социокультурный институт общества. Автор рассматривает функции, которые выполняет этот институт в социуме. Показана роль и значение библиотек для развития общества в целом, а также их вклад в сохранение национальной культуры и идентичности. Отражены новые тенденции и направления развития этих учреждений в эпоху перехода современного мира к информационному обществу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Матвеева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Библиотека как институт культуры общества»

7. То же за 1903 год//Ом. епархиал. ведомости. - 1904. — N0 10.-С. 6-24.

8. Тоже за 1904 год//Ом. епархиал. ведомости. - 1905 -

№5.-С. 8-22.

9. Тоже за 1910год//Ом, епархиал. ведомости. - 1911.— №5.-С, 8-9.

10. Тоже за 1912год//Ом. епархиал. ведомости. - 1913.— №22.-С. 13-20.

11. Правила об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам//Ом. епархиал. ведомости. — 1898. —№19. - С. 8-10,

12. То же. -№20.-С. 5-8.

13. То же. — № 21. — С. 6-7.

14. Руководящие начала для устройства приходских миссионерских кружков или обществ ревнителей православной веры в Омской епархии // Ом. епархиал. ведомости. - 1906.-№20. - С. 34-36,

15. Устав Омского Епархиального Братства ревнителей Православия, Самодержавия, Русской Народности и Христианского благотворения // Ом. епархиал. ведомости. — 1898 -№ 16.-С. 6-8.

16. Тоже. -№18.-С. 5-16.

ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, ассистент кафедры отечественной истории.

УДК 021 008 Е. А. МАТВЕЕВА

Омский государственный технический университет

БИБЛИОТЕКА

КАК ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

В статье приведен взгляд на библиотеку как социокультурный институт общества. Автор рассматривает функции, которые выполняет этот институт в социуме. Показана роль и значение библиотек для развития общества в целом, а также их вклад в сохранение национальной культуры и идентичности. Отражены новые тенденции и направления развития этих учреждений в эпоху перехода современного мира к информационному обществу.

Наряду с образованием и средствами массовой коммуникации в современном обществе одним из важнейших субъектов сбора, предоставления, трансляции и циркуляции культурной информации являются специальные, организационно оформленные структуры, называемые библиотеками.

Культурологический подход к библиотечным учреждениям оформился в середине 80-х годов и основан на традиционных представлениях о библиотеке как культурно-просветительском центре. Данный подход, в частности, представлен в работах В.Р. Фир-сова, по мнению которого определение содержательного смысла потребности общества в библиотеке позволяет установить показатели адекватности и реального статуса ее деятельности. В.Р. Фирсов подчеркивает, что библиотека как социальный институт — прежде всего механизм социализации человека, а не только средство организации информационных процессов в обществе. Исходя из этого, объясняется и становление библиотеки как социокультурного института, обусловленного необходимостью организации национальной документальной модели культуры общества [1].

Хочется подчеркнуть, что как социокультурный институт библиотека объединяет в своей деятельности два пласта существования цивилизации: социальный и культурный. В социальном плане библиотека является одним из средств обеспечения социальной коммуникации благодаря созданию, сохранности информации и обеспечения доступа к ней. В культурном — библиотека осуществляет историческую трансляцию

знания в рамках культурной коммуникации. Заметим, что вне зависимости от изменений в организации практической деятельности библиотеки, ее сущность как социокультурного института остается постоянной и представляет собой обеспечение равных возможностей для самостоятельного интеллектуального совершенствования каждого члена общества вне зависимости от его социальной принадлежности.

Велика роль библиотеки и в обеспечении социокультурной безопасности общества. Социокультурная безопасность заключает в себе в широком смысле понятие безопасности социокультурного процесса, то есть функционирования культуры как социального явления, представляющего собой переплетение двух основных противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости, преемственности и тенденцию к развитию, модернизации, изменениям. Само понятие социокультурной безопасности достаточно широкое, поэтому ее структурными элементами или видами являются: региональная безопасность; безопасность культурного развития; духовно-нравственная, этнополитическая, идеологическая (мировоззренческая) безопасность. А системообразующими ее факторами являются цивилизационный аспект развития общества, национальная и государственная мен-тальность, идеологическая парадигма, ее историческая преемственность, социографические особенности.

Основными угрозами социокультурной безопасности страны являются: уничтожение духовных корней, дискредитация общепринятых государственных и иных мировоззренческих ценностей, внедрение

другой цивилизационной культуры в ущерб национальным культурам государства, национальное обезличивание, разжигание межконфессиональной вражды, уничтожение (принижение) национального самосознания.

Этим угрозам способна противостоять библиотека с ее деятельностью, направленной на сохранение национальной культуры. Это обусловлено тем, что библиотека пронизывает все области и все этапы человеческой жизни — детство, школьное образование, профессиональное обучение, производство, науку, досуг. Она вездесуща, постоянна и общедоступна, обладает миллионами томов произведений письменности, аудиовизуальных, электронных материалов, которые с помощью современной техники способна предоставить миллионам читателей. Именно поэтому столь близка библиотеке «национализирующая» миссия, ее особая роль в сохранении и поддержании национальных ценностей. Эта роль уникальна и массова одновременно.

Стратегическое назначение библиотеки как института культуры заключается в том, что от ее состояния зависит не только экономическое благополучие государства (на Западе научились считать, какой экономический эффект приносят информационные и другие библиотечные услуги), но и национальная, и государственная идентификация каждой страны в современном глобальном мире.

Одной из основных проблем реализации государственной культурной политики была и до сих пор остается необходимость преодолеть глубоко укоренившийся в нашем обществе стереотип восприятия библиотеки прежде всего и даже Исключительно как куль-турно-досугового центра и побудить увидеть в библиотеке еще (или прежде всего) центр информационный, а в самой информации — основополагающий фактор развития общества, важную часть культурного наследия. Огромный накопленный российской культурой потенциал — это потенциал, в значительной степени книжный, информационный, материализованный как на традиционных (бумажных), так и новых (электронных) носителях, и заключающий в себе знания, опыт и мудрость, приобретенные многими поколениями россиян на протяжении всей истории страны. Сгустки этого потенциала находятся в библиотеках, там он наращивается или объединяется, в зависимости оттого, находится общество в состоянии подъема или спада. Сознательное наращивание этого потенциала означает сознательное усиление пассио-нарности народа, преодоление разрыва культурного взаимодействия между поколениями и между территориями, обогащение всех участников этого необходимого взаимодействия» [2].

Если мы хотим жить в стране, культурно осознающей себя единой нацией, то библиотека должна стать одним из главных ее институтов, приобщающих население к письменной, литературной, духовной традиции. Библиотека в современных условиях становится как бы формой генерации культурного фонда нации [3; С. 36].

Уже имеющийся опыт убедительно доказывает, что даже библиотеки малого города могут оказывать существенное влияние на формирование культурной среды, способствовать полноценной реализации общеобразовательных и культурных интересов населения, возрождению культурных традиций, успешно встраиваться в мультипроекты, которые выступают как социально-экономические программы развития малого города [4].

Нельзя отрицать, что судьба библиотек напрямую связана с судьбой письменности, Из трех существу-

ющих типов культуры — этнической (или народной), письменной и массовой письменная культура — это единственное условие существования нации. Нация складывается, прежде всего, через приобщение людей к письменной культуре, к письменной традиции. В свою очередь только гомогенное в культурном отношении общество может решать какие-то общественные задачи и проблемы. Единственный способ создания такой культурной гомогенности — это книжная, письменная культура. В этом смысле наряду со школой библиотека — один из институтов формирования, развития и сохранения национальной культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Культура» — широкое понятие. По существу, оно включает в себя все, что создано умом и руками человека. Именно это богатство фиксируется в документах, концентрируется и хранится в информационных учреждениях. Зафиксированная в документе информация вечна. О роли библиотеки как хранительницы культуры хорошо сказал Д. Лихачев. По его мнению, человечество, оставшись однажды без всего, что было создано им раньше, но сохранит библиотеки, возродит на их основе все потерянное. Эти учреждения — основа культуры, их надо беречь особо. Информация хранящаяся в библиотеках в виде документов на различных носителях информации, является национальным ресурсом. «В определенном смысле она подобна другим видам национальных ресурсов — недрам, воде, лесам и т.п. Сохранение, развитие и рациональное использование информации является задачей государственного значения.

Знания также являются неотъемлемой частью культуры. Они помогают личности в процессе созидательной деятельности, перед началом которой человек должен иметь идеальное представление о желаемых результатах своей работы. Это возможно при условии наличия определенного багажа знаний, т.е. при определенном уровне культуры. Во все большей степени прогресс народов определяют именно знания. И вперед вырываются те государства, те народы, где выше уровень образованности, степень накопления знаний и их использования. «Знания — это удивительный вид собственности, — писал академикН. Моисеев, — Прежде всего, это коллективная собственность и второе, может быть, главное, — чем больше эта собственность эксплуатируется людьми, тем богаче становится ее запас» [5; С. 8-9]

К сожалению, распространено мнение, что библиотеки затратны для общества, не приносят прибыли. На самом же деле это часть интеллектуального, информационного ресурса развития общества, чаще, к сожалению, потенциального, чем реального. Неадекватная оценка библиотеки, ее роли и места в обществе значительно тормозит развитие не только библиотеки, но и общества. Библиотечная система — это «системакровоснабжения», «информационное недоедание» или «информационный голод» ведут к всеобщей, в первую очередь интеллектуальной, дистрофии, отсутствие новых книг, журналов и газет в библиотеках чревато деградацией населения, усилением агрессии [6; С. 31]. Поэтому необходимо поднять статус библиотеки, превратить ее в одно из самых престижных учреждений нашего общества.

В сознании человека образ библиотеки чаще всего ассоциируется с чем-то прошедшим. Конечно, «библиотеки — наша общая память, но это отнюдь не означает, что они связаны только с прошлым, они — основа для инноваций и культурного развития, Нельзя двигаться вперед, не зная старого. Таким образом, библиотеки несут ответственность за хранение мате-

риалов о нашем прошлом и собирание информации о нашем настоящем. Оникаталагизируютвсе эти данные таким образом, чтобы их можно было быстро и легко отыскать и сделать доступными для тех, кто пользуется библиотекой в настоящее время, и тех, кто много веков спустя будет изучать информацию, собранную сегодня [7; С.28].

Именно на библиотеки возложена ответственность за регистрацию достижений человечества на его высшем уровне, равно как — и здесь мы должны согласиться — и за регистрацию некоторых периодов истории. Библиотеки представляют собой коллективную память. Но они не просто заботятся о прошлом, они являются фундаментом для стимулов новаторской деятельности и культурного прогресса. Все изобретения основаны на том, что было сделано раньше. Библиотеки — это хранилища информации, которые являются незаменимыми для любого научного работника в любой сфере исследований.

Эволюция человечества на сегодняшний день пришла к очередной фазе своего генезиса — информационному обществу, для которого характерно выдвижение на первый план знаний, опыта и системы ценностей личности. Внедрение новых технологий во все сферы жизни усиливает первичную роль импульсов в накоплении, упорядочении, распространении и использовании знаний. В этих условиях информация становится определяющим фактором развития, и, следовательно, жизненно важное значение приобретает доступ к информации, независимо от ее типа, места и времени, а также умение работать с ней. Во всем мире главным источником для пользователей информации, доступным для всех слоев населения, являются библиотеки, которые сочетают в себе наличие ресурсов, оказание услуг и индивидуальную поддержку, оказываемую пользователю.

Появление цифровых технологий в практике работы библиотек не меняет этих фундаментальных задач, но предоставляет возможности совершенствовать способ, которым многие из них осуществляются. Новая технология позволяет производить обработку, хранение и передачу информации быстрее, более гибко и требует при этом меньше физического пространства.

В период становления информационного общества роль публичных библиотек исключительно велика. С точки зрения содержания своей деятельности публичные библиотеки в информационном обществе должны стать:

— источниками знания, творчества и непрерывного образования для людей всех возрастов;

— инструментом активного участия граждан в общественной жизни и управления государством;

— информационной опорой экономики и бизнеса, подготовки и повышения квалификации кадров во всех сферах деятельности;

— хранителями и активными проводниками истории и культуры народа (местности, сообщества и т.п.) [8].

В то же время усиливается традиционно присущая библиотекам культурно-просветительская функция за счет увеличивающегося (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

В библиотеках сосредоточены уникальные фонды, обладающие с этой точки зрения безграничным потенциалом. В 90-е годы прошлого века начался перевод наиболее значимых документов из этих фондов в электронную форму. Этот процесс, с одной стороны,

направлен на обеспечение их сохранности, с другой — служит их широкому распространению. Локальные коллекции электронных документов должны стать неотъемлемой частью национальной электронной библиотеки, доступной в общенациональном и мировом масштабе. Кроме этого, использование в библиотеках сетевых технологий может помочь этническим, религиозным и другим меньшинствам приобщиться к своей культуре и поддерживать с ней постоянную связь [8; С.75].

Вместе с развитием телекоммуникационных технологий, расширением границ и открытости обществ, наравне с тенденциями глобализации в информационном обществе существует и играет огромную роль в различных процессах деятельности понятие «информационная безопасность».

Информационная безопасность — это способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, атакже на компьютерные сети и другие источники информации; вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, чем бы оно не было навязано.

Информатизация как глобальная техническая и социально-культурная революция оказывает значительное влияние на изменение сложившихся стереотипов отношений между библиотекой и обществом. В новых условиях библиотеки, являясь наиболее открытыми коммуникативными общественными структурами, выступают не только в качестве объектов информатизации, но и играют заметную роль как активные субъекты этого процесса.

Оснащаясь электронной техникой и осваивая новые библиотечно-информационные технологии, публичные библиотеки способствуют приобщению широких кругов читателей к работе в новом информационном режиме, включают их в новую систему общественных отношений, основанную на интенсивном коммуникативном взаимодействии, более широком использовании информационных ресурсов, эффективной циркуляции и генерации научных знаний, новых идей. Тем самым библиотеки активно влияют на формирование у различных слоев общества «информационного сознания», т.е. признания значимости информации для жизнедеятельности любого индивида, ее ведущей роли в поступательном развитии как отличительных характеристик информационного общества.

Во-вторых, участвуя в процессах сбора, хранения, производства, распространения и использования общедоступной информации, библиотеки содействуют превращению ее из вторичного фактора социально-экономического развития в фундаментальную основу материального производства, в ценнейший общественный продукт, национальный ресурс, от развития которого зависит дальнейший социальный прогресс. Причем роль библиотек в формировании национальных информационных ресурсов и в обеспечении общественного доступа к ним неуклонно возрастает.

И, наконец, вся современная система информационно-библиотечного обслуживания ориентирована на повышение уровня информированности всех

слоев населения — от высших управленческих структур до низовых сфер материального производства и конкретной личности. Уровень информированности общества — основной критерий характеристики его как информационного.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что уровень информационно-библиотечного обслуживания входит в число важнейших показателей, характеризующий общий уровень социально-экономического развития страны [9; 77]».

Однако сегодня социальная миссия библиотеки не сводится только к названным направлениям. В условиях информационного общества, для которого характерно господство технократической парадигмы в общественном сознании, очень важна самореализация библиотеки как гуманитарного института с широкими культурно-просветительными функциями. Роль библиотеки в гуманизации общественных отношений, в сохранении и ретрансляции духовной культуры в современном мире очень велика и по мере перехода от индустриального к информационному будет возрастать.

Отмеченные нами процессы обусловили изменение взглядов общества на библиотеку. Ее перестают воспринимать как учреждение, где хранятся и выдаются печатные издания. Для все более широкого числа пользователей библиотека сегодня - это информационный центр, где помимо первичных источников информации, т.е. книг и периодических изданий — можно получить «готовую» к использованию информацию — фактографическую, аналитическую, консалтинговую — по любому интересующему вопросу, осуществить поиск необходимой информации в отечественных и международных компьютерных сетях, включая Интернет.

В свою очередь, под воздействием происходящих социально-экономических перемен и в связи с внедрением новых информационных технолог ий библиотеки начинают пересматривать свои традиционные общественные функции, целевые установки, задачи, социальные ориентиры.

Новое звучание получает базовая социальная функция любой библиотеки — мемориальная, связанная со сбором и хранением информации на документальных носителях. Самая маленькая публичная библиотека выступает локальным хранителем коллективной памяти человечества и этим определяется ее роль в общекультурном процессе. При этом она не только хранит элементы культурного достояния, но и участвует в ретрансляции культуры, т.е. в передаче коллективной памяти от человека к человеку, от поколения к поколению, что во многом приближает библиотеку к сфере образования.

Библиотеки начинают осознавать себя навигаторами в безбрежном массиве информации, и это выгодно отличает их от других коммуникативных общественных структур. Таким образом, базовая информационная функция библиотеки связана сегодня не только с обеспечением доступа к информационным ресурсам общества, но и приобретает ресурсно-оценочный и ресурсно-ориентирующий характер. Ориентация в информационных ресурсах — оценка информационных ресурсов — доступ к информационным ресурсам — такова формула реализации информационной функции библиотеки в современных условиях.

Однако в эпоху электронных коммуникаций библиотека является не единственным каналом получения информации. Увидеть преимущества пользования библиотекой удается далеко не каждому из ее потенциальных потребителей, тем более что они смотрят на библиотеку «своими» глазами. Она может убе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дительно показать эти преимущества, только зная информационное поведение потенциальных потребителей: каналы, по которым они получают информацию, их качественный уровень, коммуникативные профессиональные контакты, наличие личных поисковых систем, умение работать с информацией, т.е. все, что характеризует уровень информационной культуры пользователей, тенденции и динамику развития их информационных потребностей.

Экстраполяция существующих тенденций в информационной области позволяет сделать вывод что библиотека как общественный институт имеет реальные шансы не только выжить, но и преуспеть в информационную эру, только сделав работу с цифровыми массивами данных неотъемлемой чертой своей деятельности. Работа эта, по нашему мнению, должна вестись одновременно в нескольких направлениях. Первое связано с предоставлением читателям доступа к цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки. Реализация его связана с обеспечением читателям доступа в Интернет и их квалифицированное консультирование при поиске информации в ки-берпространстве. В этом прослеживается продолжение роли библиотеки как информационного посредника в изменившихся условиях. Второе направление включает предоставление в сети собственных данных и налаживание обслуживания пользователей через Интернет. Эта линия получает воплощение в создании библиотечных web-cepвepoв, с размещением на них полезной информации, включая собственные электронные каталоги и полные тексты документов в цифровом виде. К этому же примыкает и развитие системы электронной доставки документов, когда разделы книг и статьи из периодики из фондов библиотек пересылаются удаленному пользователю по его требованию в электронном виде. Другими словами, услуги реальных библиотек в системе электронных коммуникаций должны быть востребованы и конкурентоспособны по сравнению с услугами, предоставляемыми чисто виртуальными информационными службами.

«Человечеству свойственны поиски совершенных способов сбережения накопленного столетиями социально-культурного опыта; оно мечтает о создании особых информационных «сейфов», способных на сколь угодно долгое время сберегать память и воспроизводить ее через столетия, тысячелетия. В этом — непреложное условие сохранения человеческого общества, ибо «гибель цивилизации проявляется в том, что на ее территории останавливается накопленное культурно-историческое время, девальвируется ценность общего сознания, разрушается целостное восприятие прошлого, настоящего и будущего. Нация, некогда составлявшая цивилизованное общество, как бы впадает в беспамятство и превращается в популяцию» [10; с. 52].

Именно поэтому общество, которое названо постиндустриальным, обусловило во второй половине XX века более интенсивное развитие библиотек, а в них — новых технологий. При этом основной предмет библиотек - книги приобретают новые формы: микрофильмы, компакт-диски и др. Значительное количество произведений печати стало публиковаться в электронной форме. Возник Интернет. Библиотечная профессия окончательно признана обществом специфической сферой деятельности. Это и многое другое влияет на судьбу этих учреждений, хотя она еще больше будет определяться общими социально-экономическими, политическими и другими условиями XXI века, в сочетании с многовековыми историческими и духовными традициями народов.

Так, в самой информатизированной стране — США, где больше всего компьютеров и пользователей Интерент, затраты на покупку книг из расчета на каждого жителя составляют в год до 90 дол. (в России — 6 дол).

Библиотеки мира в начале XXI века, если не на 9/10, то, по крайней мере, на 3/4 продолжают работать с произведениями печати, используя новейшую технику для быстрого поиска и воспроизведения данных. Подобное соотношение в будущем, конечно же, изменится, но, как считает большинство специалистов, печатная форма книги все же сохранится [6; С. 9-10].

Нам сегодня очень важно понять, что наше государство в XXI веке не сможет существовать без хорошо налаженного распространения информации и доступа к ней, который может быть полноценным не только через торговую сеть, но и через систему библиотечных и архивных фондов, других общедоступных хранилищ документов.

Библиотеки должны предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы общество перестало рассматривать их только как одну из подотраслей культуры, и увидело бы в них эффективный социокультурный институт, призванный прежде всего обеспечивать развитие интеллектуального потенциала страны, информационно-культурное сопровождение процесса ее политической и экономической модернизации, создание правового демократического государства, формирования гражданского общества, трансляцию новых идей, знаний, информации по всей территории страны, ее интеграции в мировое информационное сообщество» [2].

Библиографический список

1. Жадько Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института // Библиотековедение.

- 1996. - №3. -С. 54-64.

2. Кузьмин Н.И. Государственная информационная политика и библиотеки: К проблеме взаимодействия // Научные и технические библиотеки. — 2001. — № 1, — С. 27-46.

3. ЧурбановВ.Б. «Библиотечная доктрина России» как новая научная парадигма государственной политики в области библиотечного дела // Национальные библиотеки на пороге XXI века: Материалы Междунар. семинара, Санкт-Петербург. - СПб, 2000. - С. 29-30.

4. Злотникова З.И. Библиотека в системе социально-культурного программирования / З.И. Злотникова, И М. Суслова // Библиотековедение. - 2000. - N6 2. - С. 32-37.

5. Фонотов Г.П. Печатная продукция в современном мире: [О роли библиотек в XXI веке] // Библиотека. — 2000. - № 7.

- С. 8-10.

6. Манилова Т.Д. Информационные ресурсы российских библиотек: Социальный аспект//Научн. и техн. б-ки. - 2001.

- №8. - С. 12-16.

7. Брайен Л. Будущее библиотек // Научн. и техн. б-ки. -1996. - №4. - С. 27-37.

8. Ершова Т.В. Усиление роли публичной библиотеки в информационном обществе // Научн. и техн. б-ки. - 1999. — № 1. - С. 71-76.

9. Красильщиков В.М. Библиотеки в формировании единого информационного пространства страны //Научн. и техн. б-ки.

- 1999. - № 1. - С. 77-80.

10. Межуев В.М. Национальная культура как понятие и явление//Библиотековедение. - 1999. -№2. - С. 48-59.

МАТВЕЕВА Елена Анатольевна, аспирант кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства», главный библиограф научной библиотеки.

удк и 1.83 В. В. ИВАНОВА

Омская государственная медицинская академия

ПРАВДА-ИСТИНА И ПРАВДА-СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ЛИНИИ РАСХОЖДЕНИЯ И СХОЖДЕНИЯ

В статье рассматривается соотношение понятий правда-истина и правда-справедливость. Поиск оснований для выделения указанных понятий в различные стадии одного и того же процесса проведен на основе онтологического и антропологического подходов.

В определении понятия правды существуют два подхода, один из которых можно назвать онтологическим, другой — антропологическим. Согласно первому, понятие правды несет четко выраженную позитивную оценочную нагрузку и прямо отождествляется с источником витальных тенденций человеческого бытия и добром вообще, Источник объективно складывающихся в бытии человека закономерностей развития жизни выражает понятие «правда-

истина». Правда-истина образует идеальный мир, противопоставленный материальному миру или воплощающийся в нем. Мир правды-истины, понятый как духовно-идеальный, интерпретируется как мир идеальных сущностей, идеальных объектов и образцов, устойчивых по сравнению с лабильным и текучим миром явлений. Онтологический подход подчеркивает объективно-идеальный, духовный статус правды-истины, ее автономность относительно и психи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.