Научная статья на тему 'Библиотековеды Украины и России вместе решают профессиональные вопросы'

Библиотековеды Украины и России вместе решают профессиональные вопросы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / РОССИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ANCIENT LITERATURE / PHILOSOPHY / MUSIC / MYTHOLOGY / ANTIQUITY / AESTHETICS / MUSIC AESTHETICS / PHILOSOPHY OF MUSIC / NEO-PLATONISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова Галина Алексеевна

Статья представляет собой обзор работы V Всеукраинской научно-практической конференции, прошедшей 7-8 ноября 2013 г. в г. Луганске. Отражено направление работы двух секций: «Современная краеведческая деятельность» и «Инновационные подходы в культурно-просветительной деятельности», и методического семинара «Обеспечение деятельности библиотек». Материалы V Всеукраинской научно-практической конференции в г. Луганске показали, что библиотека как социальный институт необходима обществу, она выполняет важную культурно-образовательную миссию в обществе, ее деятельность востребована населением и играет значительную роль в его развитии. Подготовленные вузами культуры специалисты нового профиля, прогрессивно мыслящие, обладающие научным и творческим потенциалом призваны вывести библиотеку на новый уровень развития и обогатить ее работу новыми способами предоставления знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтухова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is a review of V all-Ukrainian scientific-practical conference held on 7-8 November 2013 in Ukrainian, Lugansk. Reflected the direction of two sections: «Modern local lore activity» and «Innovative approaches in cultural-prosvetiteli of activity», and methodical seminar «support of activities of libraries». Materials of the V all-Ukrainian scientific-practical conference, Lugansk pokazali that the Library as a social institution necessary for society, it serves an important educational and cultural mission in obshestve, its activities demanded by the population and plays a significant role in its development. Prepared by the universities of culture assistants new profile, forward thinking, with scientific and creative potential are called to bring the library to a new level of development and enrich its work in new ways of providing knowledge.

Текст научной работы на тему «Библиотековеды Украины и России вместе решают профессиональные вопросы»

НАУЧНЫЕ ФОРУМЫ

библиотековеды украины и россии вместе решают профессиональные вопросы

Галина Алексеевна АЛТУХОВА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: altukhova@hotmail.ru

Статья представляет собой обзор работы V Всеукраинской научно-практической конференции, прошедшей 7-8 ноября 2013 г. в г. Луганске. Отражено направление работы двух секций: «Современная краеведческая деятельность» и «Инновационные подходы в культурно-просветительной деятельности», и методического семинара «Обеспечение деятельности библиотек». Материалы V Всеукраинской научно-практической конференции в г. Луганске показали, что библиотека как социальный институт необходима обществу, она выполняет важную культурно-образовательную миссию в обществе, ее деятельность востребована населением и играет значительную роль в его развитии. Подготовленные вузами культуры специалисты нового профиля, прогрессивно мыслящие, обладающие научным и творческим потенциалом призваны вывести библиотеку на новый уровень развития и обогатить ее работу новыми способами предоставления знания.

Ключевые слова: Украина, Россия, культурология, литературно-краеведческая деятельность, модернизация библиотек, новые информационные технологии, библиотечно-ин-формационное образование.

The article is a review of V all-Ukrainian scientific-practical conference held on 7-8 November 2013 in Ukrainian, Lugansk. Reflected the direction of two sections: «Modern local lore activity» and «Innovative approaches in cultural-prosvetiteli of activity», and methodical seminar «support of activities of libraries». Materials of the V all-Ukrainian scientific-practical conference, Lugansk pokazali that the Library as a social institution necessary for society, it serves an important educational and cultural mission in obshestve, its activities demanded by the population and plays a significant role in its development. Prepared by the universities of culture assistants new profile, forward thinking, with scientific and creative potential are called to bring the library to a new level of development and enrich its work in new ways of providing knowledge.

Key words: philosophy, music, mythology, antiquity, aesthetics, ancient literature, music aesthetics, philosophy of music, Neo-Platonism.

В сложной социокультурной и политической обстановке отношений Украины и России стабилизирующим фактором может стать их постоянное сотрудничество в области культуры и библиотечного строительства. Как показала практика, обе страны имеют многолетние связи, нерасторжимые традиции, которые не подвержены ни времени, ни политической конъюнктуре, ни социальным катаклизмам. Мы

вместе идем по пути преодоления трудностей, осваиваем новые направления развития культуры и образования.

Сегодня культурные институты, и в частности библиотеки, находятся в жестких условиях конкуренции со средствами массовой информации, электронными технологиями, новыми носителями информации (планшеты, ридеры, стремительно входящие в нашу жизнь мобильные устройства), которые изменили отношение к книге, традиционным методам работы с ней.

Информационные потребности пользователей меняются, наблюдается «бегство» особенно молодых читателей в Интернет. Чтобы укрепить свои позиции, библиотеки перестраивают, модернизиуют свою работу, пополняют фонд документов, обеспечивающих информационные, образовательные, культурные и другие потребности населения, разнообразят формы предоставления информации. Работа библиотек активно выходит за рамки библиотеки, организуются мероприятия, максимально приближенные к месту их работы и проживания населения. Одновременно с этим расширяется и модернизируется материально-техническая база библиотек, оснащается современной техникой, компьютерами, электронными носителями.

Сегодня как никогда остро стоят вопросы подготовки специалистов в сфере культуры и образования, отвечающих современным потребностям науки и практики, способных профессионально сохранять лучшие традиции профессии, накопленные веками, и активно включаться в процессы модернизации современного общества. Многие учебные заведения культуры перешли на систему подготовки специалистов по Болонскому процессу, в соответствии с которым осваиваются новые направления образовательного процесса, совершенствуется материально-техническая база вузов, внедряются передовые методы подготовки специалистов.

Поиск этих путей активно обсуждается в профессиональной среде. Подтверждением этому стала V Всеукраинская научно-практическая конференция, прошедшая 7-8 ноября 2013 г. в украинском г. Луганске.

Конференция носила международный характер. В ней приняли участие представители самых различных регионов Украины. С докладами выступили преподаватели, магистранты, студенты Луганской академии культуры и искусств, государственные служащие, работники органов местного самоуправления и сотрудники учреждений культуры и искусства Украины, руководители и сотрудники библиотек Луганска, Донецка, Харькова, Львова, Симферополя, Алчевска, Антрацита, Севе-родонецка, Гадяч, Лутугине и многих других регионов.

От России выступили с докладами представители Москвы - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения Г.А. Алтухова (почетный гость конференции, осветившая на пленарном заседании современные проблемы библиотечного образования и проведшая мастер-класс для участников конференции), доктор пед. наук, заведующий названной кафедрой М.Н. Глазков, докторант Е.В. Бруй и аспирантка кафедры Н.А.Медведева.

От Республики Дагестан на актуальные темы библиотечного строительства представили доклады Н.К. Аджаматова доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой библиотековедения и библиографии, декан факукльтета культуры, А. Р. Мирзаева кандидат пед. наук, доцент этого университета, Е.А.Суркова старший преподаватель кафедры библиотековедения и библиографии ДГУ.

От Республики Татарстан представили доклады по вопросам преподавания осовремененного курса «Информационные технологии» С.И. Сахаева кандидат

физико-математических наук, доцент кафедры информатики Казанского государственного университета культуры и искусств, аспирантка университета В. Суханова по вопросам сохранения документного фонда.

От Удмуртской Республики - кандидат технических и педагогических наук, заведующий кафедрой мультимедиа и интернет-технологий Удмуртского государственного университета С. Ю. Купчинаус и студентка Н.И. Калабукова осветили проблемы технологии мультимедиа в создании виртуального музейного пространства. И. Ф. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент ФГБО ВПО охарактеризовала программную и проектную деятельность Удмуртской Республики как средства стимулирования книгоиздания для детей и юношества.

На конференции от отдельных регионов России по актуальным проблемам модернизации библиотечного дела, подготовки библиотечных специалистов выступили с докладами высококвалифицированные специалисты, видные ученые обеих стран: Т.В. Бернгардт, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой библио-течно-информационной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Е.М. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности факультета филологии и медиа-коммуникативной деятельности ФГБУ ВПО; В.И. Ионесов, доктор культурологии, президент Самарского культурологического общества «Артефакт - культурное разнообразие», директор Международной школы Высших культурологических исследований Самарской государственной академии культуры и искусств; Л.К. Саги-това, кандидат педагогических наук, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры. В.Н. Шадрина, кандидат педагогических наук, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры, Е.А. Кучмурукова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ), А.Г. Трофимчук, кандидат педагогических наук, доцент (г. Новочеркасск). На конференцию также прислал доклад начальник учебной части Хошиминского университета культуры, кандидат педагогических наук Нгуенг Тхе Зунг (Вьетнам).

Большую помощь организации конференции оказала Луганская администрация Украины. Выступившие на пленарном заседании конференции представители Луганской областной администрации - директор департамента И. И. Цимбал и начальник управления культуры, национальностей и религии И. В. Григорьева подчеркнули важную роль библиотеки в образовании и просвещении населения, а также отметили значение науки и культуры для развития современного общества. В их выступлениях был также подчеркнут значительный вклад Луганской академии культуры и искусств в пропаганду культуры и образования, в подготовку кадров для культурного развития края.

На конференции работали две секции: «Современная краеведческая деятельность» и «Инновационные подходы в культурно-просветительной деятельности», был проведен методический семинар «Обеспечение деятельности библиотек», а также дана большая культурная программа силами преподавателей и студентов ЛГАКИ.

Ю.А. Горелкина (г. Луганск, Украина) показала роль литературно-краеведческих встреч в библиотеке как одной из эффективных форм работы библиотеки. В до-

кладе подчеркнута многофункциональность этих мероприятий, их высокий статус в обществе. Литературно-краеведческие встречи воссоздают традиции высокой культуры, способствуют развитию литературного краеведения, расширяют и обогащают знаниями о родных местах, прививает людям любовь и уважение к истории культуры родного края, помогают полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Л.Л. Шишкина (Белозерка, Херсонская обл., Украина), освещая вопросы современной краеведческой деятельности Белозерщины, подчеркнула, что краеведческая информация является источником формирования национального сознания, самосознания и воспитания патриотизма. Автор поделился опытом работы с краеведческой литературой: организация краеведческих уголков, оформление информационно-иллюстрированных выставок. Для расширения знаний о родном крае автор рекомендует шире использовать комплексные формы популяризации краеведческой литературы: краеведческие дни «Нет края без обычая», краеведческие чтения «Литературные изумруды Белозерщины», встречи с интересными людьми.

В докладе был также отражен опыт проведения библиотекарями края поисковой и исследовательской работы, создания коллекции уникальных

материалов по истории и современности родного края, организации краеведческих экскурсий, путешествий, рассказывающих о местных бытовых обычаях и обрядах, народных традициях и фольклорных праздниках.

В докладе И.В. Данильченко - библиотекаря 1-й категории Луганской областной универсальной библиотеки им. А.М. Горького поставлены проблемы формирования краеведческого библиографического репертуара. Библиотеки, по мнению автора, являются центрами формирования полного краеведческого библиографического репертуара и хранителями краеведческих документов, в том числе и местных изданий, призванных создавать мощный краеведческий справочно-библиографический аппарат, систему краеведческих библиографических пособий и баз данных - неотъемлемой частью формирования национальной библиографии Украины.

Роль библиотечного краеведения по патриотическому воспитанию старшеклассников как основы формирования национального образа страны была освещена в докладе А. Р. Мирзаевой, канд. педагогических наук, доцента кафедры библиотековедения и библиографии Дагестанского государственного университета. Автор отмечает, что в настоящее время библиотеки Дагестана решают комплексную проблему формирования у подрастающего поколения позитивного «образа страны», воспитания высоких нравственных, моральных и этических качеств, формируют личность патриота многонациональной Родины.

Автор статьи обоснованно утверждает, что общедоступные библиотеки Дагестана играют заметную роль среди других социальных институтов, в которых происходит духовно-нравственное становление старшеклассников под влиянием познавательного интереса к «малой родине». Основой патриотического воспитания выступает библиотечное краеведение, которое поддерживает в подрастающем поколении веру в достойное будущее, выступает хранителем духовного потенциала нации, культурного наследия, формирует в сознании детей и подростков позитивный образ страны, национальное самосознание и гражданскую принадлежность. Отмечая многогранность и определенные перспективы краеведческой деятельности библиотек, автор выдвигает конструктивные идеи в формировании и моделировании фонда краеведческих документов, развитии информационно-коммуникатив-

ного пространства по краеведению, использовании инновационных форм работы с читателями по формированию позитивного образа страны в многополярном мире и развитию патриотического сознания нового поколения.

И.Ю. царук, заведующая отделом методической информационной работы Кре-минской районной централизованной библиотечной системы, магистрантка ЛГАГИ, обозначила перспективные направления использования фонда краеведческих документов в цБС. Автор отмечает, что в настоящее время происходит совершенствование состава краеведческих ресурсов библиотек с помощью привлечения к краеведческому фонду электронных справочных, энциклопедических, редких краеведческих и местных периодических изданий, представленных библиотечными, книгоиздательскими, книготорговыми учреждениями в Интернете и традиционными (неэлектронними) и электронными (офлайн на CD-RОМ и онлайн) лицензированными документами. К эффективным мерам развития краеведческой деятельности библиотек автор относит создание электронных краеведческих библиотек и коллекций, селекцию Интернет-ресурсов, автоматизацию процессов формирования и использования (моделирование, комплектование, учет, расстановка, размещения, хранения) фондов краеведческих и местных документов, что приведет к формированию единого распределенного краеведческого фонда библиотек региона на базе интеграции ресурсов.

В докладах участников конференции важное место заняли материалы о знаменитых соотечественниках Луганщины. В докладе Л.П.Соколовой, директора Мемориального дома-музея В.Даля, И.В. Сухоносова было рассказано о видных людях Луганского края Х.Д. Алчевской и Б.Д. Гриненко.

На второй секции в докладах участников были широко освещены инновационные подходы в культурно-просветительской деятельности учреждений культуры.

В.И. Ионесов, доктор культурологии, президент Самарского культурологического общества «Артефакт-культурное разнообразие», директор международной школы Высших культурологических исследований Самарской государственной академии культуры и искусств, поставил важнейшие задачи экономических преобразований в обществе, которые неразрывно связаны с освоением новых культурных технологий, социального взаимодействия и межкультурной коммуникации. Обращая внимание на значимость управленческих технологий и механизмов оперативного реагирования на вызовы меняющейся социально-экономической среды, автор отмечает, что эти изменения обретают позитивную результативность лишь тогда, когда удаётся включить их в систему креативной общественной практики. Это происходит, по мнению автора, посредством внедрения новых технологий социокультурного проектирования и межкультурных коммуникаций.

Императивы современной культуры и образования, как считает ученый, эффективно проявляются в системе межличностных отношений, когда между человеком и окружающим его миром (природой) находится культура, а между культурой и человеком - знания и опыт. Образование - это способ оптимизации и гармонизации отношений между индивидуумами в многокультурном обществе. Оно даёт обществу мощный инструментарий по корректированию и управлению социокультурными процессами. Благодаря своей интегративной функции в глобальном мире, образование приобретает качество основного катализатора инновационной деятельности, остаётся при том важнейшим фактором социокультурной устойчивости глобализу-ющейся цивилизации.

Проблемы высшего профессионального образования в контексте инновационного развития библиотечной отрасли в Украине раскрываются в статье кандидата социальных коммуникаций, заведующей кафедрой библиотековедения, докумен-товедения и информационной деятельности ЛГАКИ, организатора конференции О.В. Бобрышевой, которая отмечает, что библиотечно-информационная наука и практика последнего десятилетия характеризуется качественными изменениями в организации работы с информационными ресурсами, с различными категориями пользователей, социальными партнерами, органами государственной власти, местного самоуправления, учреждениями науки, культуры и образования. Автор ищет причины возникших проблем в системе высшего профессионального образования в Украине, среди них О. В. Бобрышева отмечает отсутствие конкурса в вузы культуры и недостаточную подготовленность контингента студентов в области «Книговедение, библиотековедение, библиография» и не вполне отражают сущность знаний и навыков в тех видах деятельности, которые должен выполнять современный библиотекарь. Как в Украине, так и в России медленно происходит «омоложение» библиотечных кадров, что говорит о недостаточном внимании государства, руководства вузов и библиотек к перспективам развития библиотечного образования. Чтобы решить эти проблемы, О.В. Бобрышева рекомендует усилить консолидацию усилий вузов Украины, Министерства культуры Украины, Министерства образования и науки Украины для разработки отраслевого стандарта высшего библиотеч-но-информационного образования. Автор предлагает наладить системную работу образовательных учреждений, библиотек, правительственных и неправительственных организаций по развитию уровня информационной культуры населения, популяризации идей интеллектуализации нации, повышению статуса библиотечной отрасли и популяризации профессии библиотекаря среди молодежи.

В.И. Абакумова, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения, документоведения и информационной деятельности ЛГАКИ, характеризует электронные ресурсы библиотек вузов Украины с позиций информационно-библиотечного обеспечения сферы культуры и искусства. В статье отмечается, что важным вектором активности библиотек в сфере сетевого библиотечно-информационного обслуживания является сохранение культурного наследия, создания открытых виртуальных архивов и репозитариев. Сегодня библиотеки Украины в открытых сетевых проектах предоставляют доступ к своим фондам всем желающим. Библиотеки представляют читателям в сети Интернет полнотекстовые варианты книг, в том числе и редких изданий, проводится большая работа по оцифровке книг. Развиваются фонды электронных изданий культурно-художественного профиля библиотек творческих вузов, таких, как академии и институты культуры и искусств, сетевые ресурсы Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ).

В то же время автор отмечает слабую координацию информационно-обменных отношений в библиотечной сфере, недостаточную управляемость информационными потоками, невысокий уровень интеграции отечественной науки в международные информационные системы. Причиной этому, по мнению В.И. Абакумовой, в немалой стенени являются ограниченные средства для информационного обеспечения ученых. Это препятствует продвижению новых идей и знаний, их практического освоения, особенно в таких отраслях, как культура и искусство.

Современным информационным центром региона представила Н.В. Альжанова Луганскую областную универсальную библиотеку им. А.М. Горького - ресурсный и

просветительский центр населения Луганщины, один из самых востребованных социальных институтов в регионе. Все процессы в библиотеке автоматизированы и усовершенствованы, что обеспечивает оперативную и качественную помощь библиотечных специалистов. Библиотека открыла первый в городе Интернет-офис, работают виртуальная справочная служба, электронный читальный зал, службы электронной доставки документов. Читатели в библиотеке имеют доступ к Wi-Fi, пользуются ее собственным веб-сайтом.

Библиотека является информационным и духовным центром для жителей региона. В ней регулярно проводятся творческие акции: «круглые столы», презентации книг, экспозиции живописцев, графиков, фото-художников, кинопросмотры, литературные вечера, обзоры книжных новинок, конкурсы, викторины, флеш-мобы и др.

Библиотека постоянно обновляет свою работу, внедряет в практику новые проекты. Читателей привлекают в библиотеку Мобильная школа компьютерной и Интернет-грамотности для людей с ограниченными возможностями, клуб «Новая энергия: позитивная формула жизни» для людей третьего поколения, информационно-правовой сервис «Правовая площадка для каждого. Луганский вариант» и др. Библиотека развивается и все активнее содействует формированию единой культурной среды региона.

С. П. Боцула, С. П. Мосякина поделились опытом реализации программы практического обучения в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса на примере работы Гадячинского училища культуры им. И.П. Котля-ревского.

Украина, как и наша страна, присоединилась к Болонскому процессу, что вызвало существенную реорганизацию структуры обучения, выработку новых подходов в организации учебного процесса, применение новейших средств обучения: компьютерной техники, Интернета, различных информационных технологий. Преподавание библиотечных дисциплин по этой системе показало ее существенные преимущества, среди которых: активизация учебной деятельности студентов, повышение качества их самостоятельной работы и т.д. Преподаватели Гадячского училища особое внимание уделяют программе практического обучения и использования теоретических умений и навыков студентов, что обеспечивает комплексность и объективность оценки работы студента и показывает открытость системы контроля за качеством знаний и умений, а также обеспечивает возможность осуществления индивидуального, дифференцированного подхода к оценке объективности и уровня сформированности практических навыков участников педагогического процесса.

Библиотекарь Научной библиотеки ЛНУ имени Тараса Шевченко, магистрант-ка ЛГАКИ О.О. Вакуленко проанализировала задачи веб-сайта научных библиотек вуза. К его ключевым показателям автор относит электронные полнотекстовые коллекции. Пользователи должны беспроблемно входить на сайт библиотеки с разных поисковых систем, получать информацию о деятельности библиотеки, о событиях, которые происходят в научной библиотеке вуза (научные конференции, дни кафедры, день открытых дверей и др.). Автор отмечает важное звено сайта, от которого зависит обеспечение учебного процесса и научной деятельности вуза - справочно-библиографическое обслуживание, которое дает возможность расширить зону обслуживания удаленных пользователей, ознакомиться с библиографическими указателями, перечнем новых поступлений и т.п. На сегодняшний день, отмечается в статье, уже невозможно представить справочно-библиографическое

обслуживание без использования новейших технологий и внедрения новых форм и методов предоставления информации. Одной из главных форм информирования о деятельности библиотеки, а также обслуживания пользователей автор считает создание собственного веб-сайта, который должен способствовать повышению имиджа библиотеки, совершенствованию организации справочно-библиографиче-ского обслуживания пользователей, их доступ к электронным ресурсам научной библиотеки вуза.

Многие из актуальных, волнующих специалистов проблем современного библиотечного строительства: обеспечение отрасли кадрами, сохранение ценностей библиотечного дела, развитие его лучших традиций и новых методов работы, перспективы более тесного взаимодействия с дружественными странами и их населением обогатят работу всех стран, принявших участие в конференции, будут стимулировать ее во всех направлениях. Доклады на конференции наглядно показали, что новая социокульурная обстановка в странах- участницах конференции не разрушает библиотечное дело, а, напротив, развивает, обогащает его, укрепляет профессиональное сотрудничество, которое не только сохраняется, но и развивается, наполняется новым содержанием, реализуется в обстановке сотворчества и взаимообогащения.

V Всеукраинская научно-практическая конференция в г. Луганске показала, что библиотека как социальный институт необходима обществу, она выполняет важную культурно-образовательную мисси в обществе, ее деятельность востребована населением и играет значительную роль в его развитии. Подготовленные вузами культуры специалисты нового профиля, прогрессивно мыслящие, обладающие научным и творческим потенциалом призваны вывести библиотеку на новый уровень развития и обогатить ее работу новыми способами предоставления знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.