Научная статья на тему 'Библиотечно-просветительская деятельность попечительств о народной трезвости на Урале в конце ХIХ – начале ХХ века: борьба с невежеством и пьянством'

Библиотечно-просветительская деятельность попечительств о народной трезвости на Урале в конце ХIХ – начале ХХ века: борьба с невежеством и пьянством Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алкоголизм / пьянство / попечительства о народной трезвости / Урал / библиотеки / читальни / читатели / alcoholism / drunkenness / guardianship of people's sobriety / the Ural region / libraries / reading rooms / readers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казакова-Апкаримова Елена Юрьевна

В статье анализируется библиотечно-просветительская работа попечительств о народной трезвости на Урале в конце ХIХ – начале ХХ века, направленная на предоставление уральцам возможностей для культурного досуга с целью отвлечения их от пьянства. Автор показывает, что в начале ХХ века в Уральском регионе благодаря попечительствам действовало свыше 500 бесплатных народных библиотек и читален, наблюдался рост читательской аудитории, составлявшей примерно 2% уральского социума (преобладающими социальными категориями среди читателей при этом были крестьяне и рабочие). Специфика попечительских библиотек и читален на Урале заключалась в наличии литературы, направленной на борьбу с пьянством и алкоголизмом. Автор подчеркивает, что попечительствам о народной трезвости в конце ХIХ – начале ХХ века на Урале (как и в целом в России) не удалось остановить процесс алкоголизации, что не исключает вывода об их важном историческом значении, обусловленном вкладом попечительств о народной трезвости в развитие книжной культуры уральского социума. Благодаря попечительским библиотекам и читальням население Урала приобщалось к классической и иной литературе. Наряду с традиционными предпочтениями народа, отдаваемыми духовно-религиозной и исторической литературе, значительно возрос интерес к разным видам книжной продукции (естествознанию и другим наукам), а также периодике широкого спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казакова-Апкаримова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE GUARDIANSHIPS OF PEOPLE'S SOBRIETY IN THE URALS AT THE END OF THE XIX BEGINNING OF THE XX CENTURIES: THE FIGHT AGAINST IGNORANCE AND DRUNKNESS

The library and educational work of guardianships of people's sobriety in the Urals in the late 19th and early 20th centuries, aimed at providing the Ural residents with opportunities for cultural leisure in order to distract them from drunkenness is analyzed in the article. The author shows that there were more than 500 free public libraries and reading rooms, there was an increase in the readership, which accounted for approximately 2% of the Ural society (peasants and workers were the predominant social categories among readers) at the beginning of the 20th century in the Ural region, thanks to guardianships. The specificity of the libraries and reading rooms of the guardianships in the Urals was the availability of literature aimed at combating drunkenness and alcoholism. The author emphasizes that the guardianships of people's sobriety in the late 19th – early 20th centuries in the Urals (as well as in Russia as a whole) failed to stop the process of alcoholization, that does not exclude the conclusion about their important historical significance, due to the contribution of the guardianships of people's sobriety to the development of the book culture of the Ural society. The population of the Urals was introduced to classical and other literature thanks to the libraries and reading rooms of the guardianships. There had been a significant increase in interest in other types of book production (natural science and other sciences), as well as a wide range of periodicals along with the traditional preferences of the people given to spiritual, religious and historical literature.

Текст научной работы на тему «Библиотечно-просветительская деятельность попечительств о народной трезвости на Урале в конце ХIХ – начале ХХ века: борьба с невежеством и пьянством»

I

I

УДК 94(47)

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-53-58

Библиотечно-просветительская деятельность попечительств о народной трезвости на Урале в конце XIX - начале ХХ века: борьба с невежеством и пьянством

Казакова-Апкаримова Е.Ю.

Институт истории и археологии УрО РАН, 620990, Екатеринбург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7852-3539, E-mail: Apkarimova@mail.ru

Резюме: В статье анализируется библиотечно-просветительская работа попечительств о народной трезвости на Урале в конце XIX -начале XX века, направленная на предоставление уральцам возможностей для культурного досуга с целью отвлечения их от пьянства. Автор показывает, что в начале XX века в Уральском регионе благодаря попечительствам действовало свыше 500 бесплатных народных библиотек и читален, наблюдался рост читательской аудитории, составлявшей примерно 2% уральского социума (преобладающими социальными категориями среди читателей при этом были крестьяне и рабочие). Специфика попечительских библиотек и читален на Урале заключалась в наличии литературы, направленной на борьбу с пьянством и алкоголизмом. Автор подчеркивает, что попечительствам о народной трезвости в конце XIX - начале XX века на Урале (как и в целом в России) не удалось остановить процесс алкоголизации, что не исключает вывода об их важном историческом значении, обусловленном вкладом попечительств о народной трезвости в развитие книжной культуры уральского социума. Благодаря попечительским библиотекам и читальням население Урала приобщалось к классической и иной литературе. Наряду с традиционными предпочтениями народа, отдаваемыми духовно-религиозной и исторической литературе, значительно возрос интерес к разным видам книжной продукции (естествознанию и другим наукам), а также периодике широкого спектра.

Ключевые слова: алкоголизм, пьянство, попечительства о народной трезвости, Урал, библиотеки, читальни, читатели. Для цитирования: Казакова-Апкаримова Е.Ю. Библиотечно-просветительская деятельность попечительств о народной трезвости на Урале в конце XIX - начале XX века: борьба с невежеством и пьянством // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 53-58.

D0I:10.24412/2226-2296-2022-2-3-53-58

LIBRARY AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE GUARDIANSHIPS OF PEOPLE'S SOBRIETY IN THE URALS AT THE END OF THE XIX -BEGINNING OF THE XX CENTURIES: THE FIGHT AGAINST IGNORANCE AND DRUNKNESS Elena YU. Kazakova-Apkarimova

Institute of History and Archeology, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 620990, Yekaterinburg, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7852-3539, E-mail: Apkarimova@mail.ru

Abstract: The library and educational work of guardianships of people's sobriety in the Urals in the late 19th and early 20th centuries, aimed at providing the Ural residents with opportunities for cultural leisure in order to distract them from drunkenness is analyzed in the article. The author shows that there were more than 500 free public libraries and reading rooms, there was an increase in the readership, which accounted for approximately 2% of the Ural society (peasants and workers were the predominant social categories among readers) at the beginning of the 20th century in the Ural region, thanks to guardianships. The specificity of the libraries and reading rooms of the guardianships in the Urals was the availability of literature aimed at combating drunkenness and alcoholism. The author emphasizes that the guardianships of people's sobriety in the late 19th - early 20th centuries in the Urals (as well as in Russia as a whole) failed to stop the process of alcoholization, that does not exclude the conclusion about their important historical significance, due to the contribution of the guardianships of people's sobriety to the development of the book culture of the Ural society. The population of the Urals was introduced to classical and other literature thanks to the libraries and reading rooms of the guardianships. There had been a significant increase in interest in other types of book production (natural science and other sciences), as well as a wide range of periodicals along with the traditional preferences of the people given to spiritual, religious and historical literature.

Keywords: alcoholism, drunkenness, guardianship of people's sobriety, the Ural region, libraries, reading rooms, readers.

For citation: Kazakova-Apkarimova E.YU. LIBRARY AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE GUARDIANSHIPS OF PEOPLE'S SOBRIETY IN THE

URALS AT THE END OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES: THE FIGHT AGAINST IGNORANCE AND DRUNKNESS. History and

Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 2-3, pp. 53-58.

DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-53-58

Популярный в начале ХХ века юрист и политический деятель А.Ф. Кони, противник казенной винной монополии, известный своим скептицизмом в отношении итогов деятельности попечительств о народной трезвости в России, меньше критиковал их направление работы, связанное с созданием библиотек и читален. Кони не отрицал пользы и значения библиотек и читален, полагая тем не менее, что

лучше было сосредоточить их в руках земств и городов под надзором Министерства народного просвещения. По поводу попечительских библиотек проницательный общественный деятель писал, что библиотеки порой имели случайный характер. Первоначально Министерство народного просвещения рассылало списки книг для библиотек, в дальнейшем прекратило. Книги могли приобретаться случайно,

тогда как составление библиотеки требует системы, разумной обдуманности и педагогического опыта. Книги должны выполнять просветительскую, а не просто развлекательную функцию [1]. Заботясь о развитии библиотек и читален, попечительства о народной трезвости, учрежденные в конце XIX - начале ХХ века, должны были таким образом предоставлять населению альтернативу культурного разумного досуга, отвлекая население от пристрастия к спиртным напиткам.

Народное пьянство в России в конце XIX - начале XX века являлось, по справедливому замечанию Кони, истинным общественным бедствием. «Пьянство убивает душу народа, - писал знаменитый юрист, которому были прекрасно известны последствия народного пьянства, связанные с совершением преступлений, - оставляя за собой лишь низость и падение» [1]. Современник не был голословен: «Указание на сравнительно малое душевое потребление спирта в России не представляло ничего успокоительного, ибо важно не количество выпиваемого в год спирта, а способ его употребления, нравственно и физически разрушительный, легко и незаметно приводящий к пагубной привычке, для которой создавалась вполне благоприятная почва и против которой не принималось решительных мер борьбы. Среднее душевое потребление водки в 40% в России составляло 0,61 ведра в год на человека, и в ряде четырнадцати государств, где наиболее распространено употребление водки, Россия стояла на девятом месте» [2]. Смело критикуя государственную политику, Кони бил тревогу: «Положение вещей, при котором с 1896 по 1906 год население Русской империи увеличилось на 20%, а питейный доход на 133%, причем в последнее время народ пропивал ежедневно почти 2 млн руб., не могло быть признано нормальным» [2].

Начиная со второй половины XIX века ученые фиксировали рост алкоголизации населения в России. Исследуя физиологические процессы в организме употребляющего алкоголь человека, представители естествознания подчеркивали его пагубное влияние на здоровье человека и нации в целом. Алкогольный вопрос был весьма актуальным в научной литературе второй половине XIX - начала XX века. Передовая общественность (светская и церковная), обсуждая это социальное бедствие, искала способы борьбы с народным пьянством, периодически проводила съезды деятелей по борьбе с алкоголизмом [3].

Среди заводского населения на Урале в рассматриваемое время склонность к употреблению спиртных напитков была типичным явлением. Ю.Д. Коробков указывает на массовый характер потребления алкоголя, констатируя, что пьянство на горнозаводском Урале было привычным атрибутом повседневности [4].

Данный тезис находит подтверждение и в трудах известного специалиста по горнозаводской культуре Урала С.В. Голиковой. Так, жители Дедюхина издавна имели «сильное пристрастие к пиву»: «То с горя, то с радости пьет русский человек, то с жару, то с холоду пьет дедюхинский мастеровой». «Заводские работы, - пояснял далее свидетель данного явления, - обусловливают потребление пива». Сложилась своя особая «культура пития»: «Пиво пьется вовсе не вдруг, но с расстановкой». По расчетам священника И. Словцова, при таких темпах компании из четырех человек ведра хватало на час. По его данным, «хорошие питаки» к 12 часам ночи справлялись в одиночку с целым ведром. На закуску шли соленые сельди и протухшие сиги, вызывавшие жажду, что способствовало большему потреблению пива. Негативной чертой, по мнению духовенства Шайтанского завода, являлось сильное пьянство в храмовые праздники, когда «царил самый бесшабашный разгул», стихавший только в полночь, «чтобы с рассветом проявить-

ся с новой силой». Другой современник, указывая на сохранение в конце XIX века религиозности жителей Сысертского горного округа (к нему относились Сысертский, Полевской и Северский заводы), писал об одном лишь безобразии -«пьянстве в праздничные и воскресные дни» [5].

На распространенность страсти пьянства среди россиян сетовал святой праведный Иоанн Кронштадский: «Пьянство, братия, диавольская сеть, дьявольская отрава, ибо пьянство губит души человеческие, а вместе с душами и тела. Вино, не в меру принятое, - человекоубийственная вещь, а человек жаден, это его природная немощь, наследованная от первых людей» [6]. Популярный в России (и на Урале, в частности) пастырь призывал верующих: «А вы, люди Господни, немедленно перестаньте пьянствовать, разорять себя и свои семейства и губить свои души и тела. Именем Господним умоляю вас: бросьте пьянство и особенно по воскресным и праздничным дням. Дни Господни надо святить воздержанием, молитвой и добродетелью, а не осквернять пьянством, буйством, сквернословием и другими непотребными делами». Праведник предлагал пропагандировать идею трезвости: «Умоляю вас, братия, бросьте пьянство! Вразумляйте, просите, умоляйте друг друга не предаваться пьянству! Угрожайте пьяницам судом Божиим здесь и на том свете. Стыдите их; удерживайте их от пьянства, и Господь вас благословит здравием и миром и в делах ваших благопоспешением!» [6].

Популяризацией трезвости на Урале активно занимались Попечительства о народной трезвости, созданные первоначально (в 1895 году) в трех уральских губерниях (Пермской, Уфимской и Оренбургской), а в 1901 году и в Вятском крае. Знакомство с делопроизводственной документацией Вятского попечительства о народной трезвости начала XX века также позволяет установить факты алкоголизации городского населения. Так, в 1903 году Вятский уездный попечительский комитет свидетельствовал, что «алкоголики очень заметны в городе (Вятке. - Е.К.), где развит пролетариат и где к лечению их приступить следовало бы». «Что касается деревни, - писал современник, - то, к счастью народа, там алкоголиков почти нет, хотя немало привычных пьяниц, знаменующих свое появление в городе публичным пьянством, громкой руганью и дикими криками» [7]. В Гла-зовском уезде Вятской губернии наряду с русскими проживали вотяки, «преданные чрезмерному употреблению» своей национальной «кумышки» [7].

Справедливости ради важно рассмотреть позитивные плоды деятельности попечительств о народной трезвости. К ним, безусловно, можно отнести результаты библи-отечно-просветительского труда, сделав данное направление предметом специального научного исследования и используя региональный подход к изучению темы, к чему подталкивает и состояние современной историографии. В данной статье предполагается исследовать численность попечительских библиотек на Урале, показать специфику их работы и их вклад в формирование книжной культуры на Урале, оценить итоги данной культурно-просветительской деятельности в плане борьбы с невежеством и пьянством. Важно уделить внимание вопросу о читательских интересах провинциалов в рассматриваемое время.

Подобные немногочисленные исследования предпринимались преимущественно на примере других российских регионов или в общероссийском масштабе. Так, О.Г. Букре-ева в общероссийском формате исследовала деятельность бесплатных народных библиотек попечительств о народной трезвости, показав, что их работа была ориентирована на предотвращение «рецидива безграмотности» социальных низов, приобщение к чтению широких слоев населения. Исследователь уделила внимание правовому аспекту темы,

установив, что библиотеки попечительств о народной трезвости, были поставлены в наиболее жесткие законодательные и цензурные рамки по сравнению с другими народными библиотеками, попадая под действие правил 1890 года и Правил для устройства попечительствами о народной трезвости бесплатных библиотек-читален. Их создание требовало согласования вопроса с Министерством финансов, что фактически устанавливало за ними надзор со стороны трех министерств (Министерства внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства финансов) и духовного ведомства, что вдвое удлиняло процесс открытия библиотек, а также лишало попечительства возможности открывать их в населенных пунктах, где не было местного отделения [8].

Исследовав библиотечно-просветительскую деятельность попечительств о народной трезвости в Орловской губернии в конце XIX - начале ХХ века, исследователи показали их значительную численность в регионе (128 библиотек в начале ХХ века; для сравнения укажем, что в Пермской губернии численность попечительских библиотек достигала также немногим свыше сотни таких учреждений). Заслуживает внимание тезис о том, что в Орловской губернии, в отличие от ряда регионов, было налажено взаимодействие с земскими библиотеками, что нашло отражение в проведении совместных просветительских мероприятий [9]. А.А. Соловьев на материалах библиотек попечительств о народной трезвости в городах Владимирской и Костромской губерний в конце XIX - начале ХХ века доказывает, что, несмотря на недостатки в их работе, деятельность библиотек «положительно влияла на повышение нравственного уровня» провинциалов, способствовала приобщению их к классике, попечительские библиотеки вносили посильную лепту в просвещение городского населения рассматриваемого региона, «отвлекая его от асоциальных явлений через пропаганду книги и чтения» [10].

Л.М. Массерова обратилась к деятельности попечительских библиотек на Южном Урале, показав, что с 1895 года комитеты попечительств организовывали и финансировали в губернии широкую сеть общедоступных библиотек, формировали централизованное комплектование их книгами и периодическими изданиями; стационарная сеть библиотек дополнялась передвижными библиотеками в отдаленных населенных пунктах губернии. Историк подчеркнула востребованность библиотек в регионе: «Исследование показало, что вне земской Оренбургской губернии комитеты попечительств о народной трезвости выполняли значимую роль в организации и развитии планомерного библиотечного обслуживания инонационального населения. Во многих инонациональных селах и уездных городах комитеты открывали библиотеки-читальни, устраивали библиотеч-но-просветительные мероприятия, тем самым отвлекали население от антисоциальных явлений, способствовали приобщению к книге и чтению» [11].

«Существенным ограничителем роста читателей был еще довольно низкий показатель грамотности уральского населения, - справедливо подчеркивает О.В. Шабарши-на, - составлявший на рубеже Х1Х-ХХ веков от 16-17 % в Вятской и Уфимской до 19-20 % в Пермской и Оренбургской губерниях [12].

Согласно Уставу попечительств о народной трезвости, утвержденному императором 20 декабря 1894 года, попечительства о народной трезвости создавались для «ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками». В уставе прописывалась сфера их компетенции. В частности, говорилось, что попечительства призваны «распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного употребления крепких напитков, а также изыскивать

средства для предоставления ему возможности проводить свободное время вне питейных заведений и с этою целью устраивать народные чтения и собеседования, составлять и распространять издания, где разъясняется вред злоупотребления крепкими напитками, открывать чайные, народные читальни и т.п.» [13].

Попечительство о народной трезвости в Пермской губернии было создано 1 января 1895 года. По данным на 1909 год в губернии насчитывалось 3 604 000 жителей (из них 19,2% грамотных). Скромное количество библиотек попечительства в 1895 году постепенно возрастало и достигло 184 в 1905 году. Их посещали 585 000 читателей (86 000 абонентов). В последующие три года состояние библиотечного дела ухудшилось, «возвратившись по всем статьям к первым годам своего существования», являя «печальный вид вынужденного отцветания». С 1902 года на протяжении пятилетия в губернии функционировало до 40 книжных складов. Продажа книг в 1903 году достигла 17 290, в 1906-м году упала до 1 469. К 1909 году число книжных складов сократилось до 8, а количество проданных книг составляло мнее 400 [14].

Библиотеки Пермского попечительства о народной трезвости (по данным на 1903 год) часто располагались при чайных (29,8%), преимущественно в специальных комнатах, иногда при волостных правлениях (27%) и училищах (18%). Только 2,7% библиотек попечительства имели собственные здания (Верхне-Уфалейская в Екатеринбургском уезде, в Ирбитском уезде - Чернорицкая и Ирбитская (на Ирбитском заводе). Другие (20,7%) находились на частных квартирах (за плату и бесплатно). По сравнению с другими народными библиотеками (например, земскими) попечительские библиотеки с отдельными помещениями составляли значительный процент (61,2%) [15].

Библиотечный штат в попечительских библиотеках составляли: 12 волостных писарей (10,3%), треть библиотекарей были учителями (36,9%), из других категорий следует назвать крестьян (10,5%) и мастеровых (13%), незначительная часть библиотекарей составляла прочие социальные категории. Функции наблюдателей попечительских библиотек преимущественно выполняли священники (55,7%) [15].

Читателями народных библиотек являлись 51 638 человек (1,7% населения Пермской губернии, составлявшего в 1900 году 3 млн человек), при этом свыше 23 тыс. читателей (44% читателей народных библиотек) приходилось на пользователей библиотек Пермского попечительства о народной трезвости. Таким образом, одна попечительская библиотека в среднем имела 236 читателей, а земско-об-щественная - только 145 «подписчиков» [15].

В библиотеках попечительства о народной трезвости численность читателей чаще имела тенденцию к некоторому увеличению на протяжении времени, а иногда сохраняла традиционные показатели для того или иного уезда. Впрочем, бывали примеры сокращения численности читателей по причине недостатка книг, на что жаловались участковые попечители. Надо сказать, что выбор книг попечительских библиотек был ограничен каталогом, утвержденным министром народного просвещения. Читателями библиотек были преимущественно представители мужского населения, женщины составляли лишь 11%, при этом процент читающих девочек был выше по сравнению с читающими женщинами [15].

Интенсивность чтения в зависимости от рода занятий читателей заметно варьировалась. При сравнении двух социальных категорий (заводских рабочих и немногочисленных служащих с «хлебопашцами») выяснилось, что крестьяне-земледельцы читают значительно меньше заводских рабочих. Данный факт позволял современникам

делать вывод о том, что высокая потребность рабочих в чтении (соответствующий уровень культуры) опровергает мнение, что «заводская жизнь лишь развращает рабочего» [15].

Наряду с библиотеками, выдававшими книги только на дом, в Пермской губернии действовали библиотеки с читальнями, где книги выдавались для чтения лишь в самой читальне. Специфической чертой попечительских библиотек являлось то, что две трети их имели читальни (точнее 65,7%). Посещаемость читален при библиотеках Пермского попечительства о народной трезвости была выше средней по читальням народных библиотек губернии [15].

В 1903 году уездными комитетами Пермского попечительства о народной трезвости содержалось 167 библиотек и библиотек-читален. При этом наибольшее число библиотек (35) содержалось Шадринским комитетом, наименьшее число библиотек (3) - Камышловским комитетом. В делопроизводственной документации попечительства есть информация о том, что библиотеки и читальни посещались населением «весьма охотно», особенно в осенние и зимние месяцы. Заводские библиотеки посещались «ровно» на протяжении всего года. Летом в них читались главным образом периодические издания. В отчете говорилось: «Деятельность библиотек и читален, судя по числу посещений и абонентов... имела больший успех, чем в предшествовавшие годы. Несмотря на то что библиотеки и читальни ежегодно по возможности пополняются книгами и журналами, ввиду все увеличивающегося числа посетителей по Шадринскому, Екатеринбургскому, Оханскому и Осинскому уездам наблюдался недостаток книг и журналов. Библиотеки и читальни удовлетворяют, насколько возможно, потребность не только местных, но и окрестных жителей» [16]. Например, Вильгортской библиотекой Чердынскаго уезда выдавались для чтения книги 144 жителям окрестных селений. Район выдачи книг из этой библиотеки простирался до 30 верст. Библиотека содержалась при пособии самого населения и вообще пользовалась большими симпатиями населения; она не только «приохотила» весьма многих к чтению, а даже «побудила некоторых, более состоятельных, выписывать самостоятельно газеты и журналы». Помимо этого, благодаря этой библиотеке, в Вильгорте появилось «небольшое общество трезвенников, горячо ратующих за отрезвление местного населения». Подчеркивалось значение личностного фактора: «При этом нельзя, конечно, умолчать и о том, что эта библиотека открыта и пользуется таким успехом благодаря исключительно просвещенной и энергичной деятельности местного священника о. Василия Боголюбова [16].

Успешной была деятельность Оренбургского попечительства о народной трезвости по организации библиотек - их численность увеличилось с 9 (в первый год существования) до 146 в 1907 году. В начале ХХ века в губернии насчитывалось 12 книжных складов, продававших книжную продукцию (в 1903 году, например, было продано 33 842 книги) [14].

Г.Р. Рамазанова рассмотрела деятельность Уфимского попечительства о народной трезвости, по ее данным, к 1900 году в Уфимской губернии было создано 85 библиотек и читален. В Златоусте успешно действовал Демидовский народный дом. Кроме того, в этом поселении был построен ночлежный дом, чтобы сократить пьянство среди бездомных и нищих [17].

По более подробным статистическим сведениям можно представить динамику деятельности попечительства на Южном Урале. Библиотек-читален в Уфимской губернии в 1895 году благодаря его деятельности появилось 10, в 1899 году - уже 98, а к 1905-му - 129. По данным на 1902 -

1909 годы в них побывало свыше 1 млн человек (в 1905 году - 178 000). В начале ХХ века в губернии действовало от одного до трех книжных складов попечительства [14].

Что касается деятельности попечительства о народной трезвости на Северном Урале, то данный институт появился здесь только в начале ХХ века. Попечительство, учрежденное в Вятской губернии в 1901 году, также вело активную библиотечно-просветительскую деятельность. Вятский губернатор (председатель губернского комитета Вятского попечительства) полагал, что «первейшей» причиной пристрастия к спиртным напиткам являются «невежество народа и нужда, обусловленная, главным образом, тем же невежеством» [7]. Губернатор предлагал бороться с невежеством и пьянством путем приобщения населения к книге и чтению, другим видам «разумного» досуга [7].

Со времени создания Вятского попечительства о народной трезвости в 1901-м и в последующие годы его представители заботились об организации культурно-просветительских учреждений и мероприятий с целью «разумного заполнения досуга» населения (библиотек, читален, народных чтений, книжных лавок) [7]. В итоге этой работы библиотек-читален попечительства в Вятской губернии в 1903 году насчитывалось 38, библиотек - 14, из них при чайных действовали 36. Кроме того, попечительство поддерживало библиотеки других учреждений [7]. В дальнейшем 12 комитетов попечительства тщательно контролировали работу библиотек-читален, их количество увеличилось до 85 в 1906 году). С 1901 по 1909 год библиотеки-читальни посетило 969 000 человек [7].

По отзывам современников «наилучшим образом» функционировала библиотека-читальня при народном доме в Вятке, расположенная в двух специальных комнатах. Книги в ней выдавались бесплатно для чтения в самой читальне и на дом. Ее посещало в среднем до 79 человек ежедневно. За год в библиотеке-читальне побывало 28 857 человек. Посетителями являлись: крестьяне из ближайших к городу деревень и городские рабочие (23 994 читателя), мещане (2 535 человек), чиновники (563 человека), купцы (415), а также учащиеся в возрасте от 10 до 18 лет в количестве 1 350 читателей [7]. В самой читальне посетители предпочитали почитать книги по словесности или религиозного содержания, а также популярностью пользовались издания, направленные на борьбу с пьянством. Спросом пользовались книги по истории и биографические издания [7]. Выдача книг и периодических изданий на дом производилась с 8 утра до 8 часов вечера, за исключением праздничных дней и сред [7]. Другая читальня в Вятской городской чайной-столовой не предусматривала выдачу книг на дом [7]. Показательно, что уездные библиотеки также действовали регулярно, в источниках подчеркивается, что даже в летнее время библиотеки посещали и брали книги на дом [7].

Представление о читательских интересах и предпочтениях в Пермской губернии в начале ХХ века дают данные по распределению библиотечных книг по отделам. В библиотеках Пермского попечительства о народной трезвости чаще всего спросом пользовались издания беллетристические (свыше 40%), высоким спросом пользовались журналы (четверть выдач), исторические произведения также интересовали уральцев (11,5% выдач) почти наравне с духовно-нравственными (10,5%), затем по степени убывания читательских интересов шли сочинения «по естествознанию и прикладным знаниям» (6,2%), прочие издания составляли 5,1% книг [16]. Издания из отдела по естествознанию (к нему причислялись и книги по сельскому хозяйству) пользовались спросом читателей из разряда «простонародной» аудитории «слабо». Современники недоумевали: «По-видимому, спрос на эти книги должен быть особенно велик, межИстория и педагогика естествознания 2-3 ■ 2022

ду тем мы видим, что выдачи книг этого отдела не составляют и 1/10». Данная тенденция была типичным явлением не только для Пермской губернии, по народным библиотекам других губерний приводились подобные статистические данные. Данная картина объяснялась «малочисленностью» и «неудовлетворительным составом книг», одобренных ученым комитетом Министерства народного просвещения.

В рассматриваемое время интерес к естествознанию проявляла прежде всего учащаяся молодежь: значительное место в чтении молодых людей принадлежало наряду с философской и социально-политической литературой и естественно-научным изданиям (Ч. Дарвин, В. Лекки, Дж. Тин-даль, Т. Гексли и др.), при этом они интересовали читателей не чисто научным содержанием, а своим мировоззренческим аспектом [18].

Важно показать, что в некоторых библиотеках книги по естествознанию занимали солидную часть фондов. Так, в Вятской библиотеке-читальне примерно треть книг приходилась на художественную литературу. Другая часть самых представительных отделов распределялась таким образом: 196 - книги духовного содержания, 118 - по истории, 60 - биографическая литература, 140 - по географии, 171 - по естествознанию, 151 - периодика. Таким образом, по количеству книг отдел по естествознанию стоял на третьей позиции после художественной литературы и книг духовно-религиозного содержания [7]. Количество книг по естествознанию было существенным даже в библиотеках уездных городов и некоторых сельских. Так, в библиотеке-читальне Елабуги имелась 41 книга по естествознанию, а в сельской библиотеке-читальни Можги - 61 [7].

Что касается любимых уральцами авторов художественных произведений, то библиотекари указывали на А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, упоминался и М.Ю. Лермонтов, вообще доминировал интерес к творчеству классических писателей XIX века [16]. Уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в своем творчестве (этюд «Читатель») указывал на процесс формирования «читателя» в провинции в пореформенное время, выделяя тип любителя беллетристики. Другим типом читателя был человек активной гражданской позиции, интересующийся внутренней и внешней политикой. Указывал известный писатель и на страсть «мужиков» к чтению периодических изданий. Неудивительно, что попечительские библиотеки старались удовлетворить этот читательский интерес. Современники подчеркивали, что по сравнению с земскими библиотеками в Пермской губернии в попечительских библиотеках выбор журналов и прочих книг был шире [16].

Периодические журналы современники распределяли по отделам: 1) детские журналы; 2) духовно-нравственные журналы; 3) журналы педагогические; 4) популярные журналы по медицине и гигиене (включая, периодику, направленную на борьбу с пьянством: например, «Вестник трезвости», «Друг трезвости»); 5) так называемые толстые журналы («Мир Божий», «Научное обозрение»); 6) «Нива» и «Север», как весьма распространенные издания; 7) журналы «Вокруг света» и «Природа и люди»; 8) периодика, содержащая прикладные знания (по сельскому хозяйству, ремеслам); 9) другие журналы и 10) газеты. К слову сказать, периодика содержала немало знаний по естествознанию, несколько компенсируя недостатки в комплектовании книг по данному отделу [16].

В попечительских библиотеках Пермской губернии газеты составляли 13% периодики. Велик был спрос на журна-

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Г, щ " г

лы типа «Досуг и дело», «Новый мир». Легкость и доступность журнала «Нива» привлекала к нему провинциалов. Журналы «Нива» и «Север» почти по всем библиотекам составляли до 14% периодических изданий. Религиозно-нравственные журналы достигали 15% периодики в попечительских библиотеках Пермской губернии в рассматриваемое время. Периодические издания, направленные на распространение прикладных знаний (по сельскому хозяйству и ремеслам) составляли в народных библиотеках 10-ю часть периодики. Детские журналы также пользовались спросом, составляя до 8% периодических изданий; примерно такие же показатели были у журналов «Вокруг света» и «Природа и люди». Специфической особенностью библиотек Пермского попечительства о народной трезвости является наличие значительного количества изданий по борьбе с алкоголизмом, четвертый отдел периодики составлял соответственно 6,1% [16].

В целом подводя итоги деятельности попечительств о народной трезвости в России в конце XIX - начале XX века критически (не без оснований) настроенный современник с грустью констатировал: «Попечительства о народной трезвости, несмотря на некоторые несомненные достоинства этих учреждений, независимо притом от главной их цели по отношению к народному пьянству, осуществляли собою народную поговорку: «Под рублевый грех грошовой свечой подкатываться». И действительно, какое значение могли иметь для борьбы с пьянством ассигнования 4 или даже 5 млн при доходе от казенной продажи свыше 700 млн?! Эта милостыня, притом постепенно сокращаемая в сознании ее бесплодности, получала притом назначение, обратно пропорциональное силе проявлений народного пьянства» [2]. «И в остальных отраслях деятельности попечительств плоды ее были спорны, сомнительны и во всяком случае очень невелики» [2], - утверждал Кони.

Уральские источники позволяют сделать вывод о том, что попечительствам о народной трезвости в конце XIX -начале XX века не удалось остановить процесс алкоголизации в регионе, что невозможно было сделать паллиативными средствами. Данный тезис не исключает вывода о важном историческом значении культурно-просветительских начинаний попечительств о народной трезвости, обусловленном их вкладом в развитие книжной культуры уральского социума. В начале XX века благодаря работе попечительств о народной трезвости на Урале появилось свыше 500 бесплатных народных библиотек, наблюдался рост читательской аудитории, составлявшей примерно 2% уральского социума (на фоне в среднем 18% грамотных жителей в регионе). В значительной степени благодаря работе попечительских библиотек и библиотек-читален численность «простонародных» читателей (представителей крестьянства и рабочих) стала превышать численность читателей из высших слоев. На Урале стала формироваться та доля грамотного контингента, для которой чтение становилось неотъемлемой частью досуга, эта категория людей приобщалось к классической и иной литературе. Спецификой попечительских библиотек и читален на Урале было наличие востребованной литературы, направленной на борьбу с пьянством и алкоголизмом. Наряду с традиционными предпочтениями народа, отдаваемыми духовно-религиозным и историческим изданиям, постепенно формировался интерес к другим видам книжной продукции (естествознанию и иным наукам), а также периодике самого широкого спектра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кони А.Ф. Попечительства о народной трезвости: На жизненном пути: Из воспоминаний. Публичные чтения. В верхней палате. Т. 2. СПб.: Тип. Т-ва «Труд», 1912. 800 с.

2. Кони А.Ф. Избранное / сост., вступ. ст. и примеч. Г.М. Миронова и Л.Г. Миронова. М.: Советская Россия, 1989. 496 с.

3. Быкова А.Г. Алкогольный вопрос в Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ века: автореф. дис. докт. ист. наук: 07.00.02. Омск, 2012. 46 с.

4. Коробков Ю.Д. Пьянство как элемент повседневности на горнозаводском Урале в конце XIX - начале XX в. // сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Человек в российской повседневности: история и современность». Пенза, 2015. С. 47-50.

5. Голикова С.В. Культура горнозаводского населения Урала и духовенство: антропологический аспект // Известия УГУ. 2004. Вып. 15. № 29. С. 51-59.

6. Иеродиакон Питирим (Ануфриев). О блуде, пьянстве и курении: поучения св. прав. Иоанна Кронштадтского. URL: https://sdamp.ru/news/n7939/ (дата обращения 20.05.2022).

7. Отчет о деятельности Вятского попечительства о народной трезвости за 1903 год. Вятка, 1904.

8. Букреева О.Г. Библиотечно-просветительская деятельность попечительств о народной трезвости в России в конце XIX - начале XX в.: автореф. канд. пед. наук: 05.25.03. М., 2008. 18 с.

9. Борисова О.О., Меренкова Н.А. Библиотечно-просветительская деятельность попечительств о народной трезвости в Орловской губернии в конце XIX — начале XX века // Библиотековедение. 2015. № 2. С. 94-102.

10. Соловьев А.А. Просветительная деятельность библиотек попечительств о народной трезвости в городах Владимирской и Костромской губерний в конце XIX - начале XX века // Научные ведомости БГУ. 2012. № 7 (126). С. 169-176.

11. Массерова Л.М. Библиотечное обслуживание инонационального населения Оренбургской губернии: вторая половина XIX - начало XX в.: автореф. дис. канд. ист. наук: 05.23.03. Челябинск, 2014. 18 с.

12. Шабаршина О.В. Книжная культура населения Урала во второй половине XIX - начале XX века: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Екатеринбург, 2010. 24 с.

13. Устав попечительств о народной трезвости // Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1896 год. Пермь: типо-литография Губернского правления, 1895. С. 51-54.

14. Булгаковский Д.Г. Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их существования (1895-1909). СПб.: Отеч. тип., 1910. 240 с.

15.Бесплатная народная библиотека в Пермской губернии // Сборник Пермского земства. 1903. № 2. С. 1-102.

16. Отчет о деятельности Пермского попечительства о народной трезвости за 1903 год. Пермь, 1904. 79 с.

17. Рамазанова Г.Р. Социальные девиации в городах Уфимской губернии в конце XIX - начале XX века // Вестник ГУ. 2011. № 1 (216). С. 39-45.

18. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 448 с

REFERENCES

1. Koni A.F. Popechitel'stva o narodnoy trezvosti: Na zhiznennom puti: Iz vospominaniy. Publichnyye chteniya. V verkhney palate. T. 2 [Guardianship of people's sobriety: On the path of life: From the memories. public readings. In the upper chamber. Vol. 2]. St. Petersburg, Trud Publ., 1912. 800 p.

2. Koni A.F. Izbrannoye [Favourites]. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1989. 496 p.

3. Bykova A.G. Alkogol'nyy vopros v Rossiyskoy imperii vo vtoroy polovine XIX- nachale XX veka. Diss. dokt. ist. nauk [Alcohol issue in the Russian Empire in the second half of the 19th - early 20th centuries. Dr. hist. sci. diss.]. Omsk, 2012. 46 p.

4. Korobkov YU.D. P'yanstvo kak element povsednevnosti na gornozavodskom Urale v kontse XIX - nachale XX v. [Drunkenness as an element of everyday life in the mining Urals in the late 19th - early 20th century]. Trudy VIII Mezhd. nauch.-prakt. konf. «Chelovek v rossiyskoy povsednevnosti: istoriyaisovremennost'» [Proc. of VIII Int. scientific-practical. conf. "Man in Russian everyday life: history and modernity"]. Penza, 2015, pp. 4750.

5. Golikova S.V. Culture of the mining population of the Urals and the clergy: an anthropological aspect. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2004, vol. 15, no. 29, pp. 51-59 (In Russian).

6. Iyerodiakon Pitirim (Anufriyev). O blude, p'yanstve i kurenii: poucheniya sv. prav. Ioanna Kronshtadtskogo (Hierodeacon Pitirim (Anufriev). About fornication, drunkenness and smoking: teachings of St. John of Kronstadt) Available at: https://sdamp.ru/news/n7939/ (accessed 20 May 2022).

7. Otchet o deyatel'nosti Vyatskogo popechitel'stva o narodnoy trezvosti za 1903 god [Report on the activities of the Vyatka guardianship of people's sobriety for 1903]. Vyatka, 1904.

8. Bukreyeva O.G. Bibliotechno-prosvetitel'skuyu deyatel'nost' popechitel'stv o narodnoy trezvosti v Rossii v kontse XIX- nachale XX vv. Diss. kand. ped. nauk [Library and educational activities of guardians of people's sobriety in Russia in the late nineteenth and early twentieth century. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2008. 18 p.

9. Borisova O.O., Merenkova N.A. Library and educational activities of guardians of national sobriety in the Oryol province in the late XIX - early XX centuries. Bibliotekovedeniye, 2015, no. 2, pp. 94-102 (In Russian).

10. Solov'yev A.A. Educational activities of libraries of guardians of people's sobriety in the cities of Vladimir and Kostroma provinces in the late 19th -early 20th century. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 7 (126), pp. 169-176 (In Russian).

11. Masserova L.M. Bibliotechnoye obsluzhivaniye inonatsional'nogo naseleniya Orenburgskoy gubernii: vtoraya polovinaXIX - nachalo XX v. Diss. kand. ist. nauk [Library services for the non-national population of the Orenburg province: the second half of the 19th - early 20th centuries. Cand. hist. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2014. 18 p.

12. Shabarshina O.V. Knizhnaya kul'tura naseleniya Urala vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka. Diss. kand. ist. nauk [Book culture of the population of the Urals in the second half of the 19th - early 20th centuries. Cand. hist. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2010. 24 p.

13. Ustav popechitel'stv o narodnoy trezvosti (vysochayshe utverzhden 20 dekabrya 1894 g.) Adres-kalendar i pamyatnaya knizhka Permskoy gubernii na 1896 god (visokosnyy) [The charter of guardians of people's sobriety (the highest approved on December 20, 1894). Address-calendar and memorial book of the Perm province for 1896 (leap year)]. Perm, Tipo-Litografiya Gubernskogo Pravleniya Publ., 1895. pp. 51-54.

14. Bulgakovskiy D.G. Ocherk deyatel'nosti popechitel'stv o narodnoy trezvosti za vse vremya ikh sushchestvovaniya (1895-1909) [Essay on the activities of the patronage of people's sobriety for the entire time of their existence (1895-1909)]. St. Petersburg, Otech. tip. Publ., 1910. 240 p.

15. Free public library in the Perm province. Sbornik Permskogo zemstva, 1903, no. 2, pp. 1-102 (In Russian).

16. Otchet o deyatel'nosti Permskogo popechitel'stva o narodnoy trezvosti za 1903 god [Report on the activities of the Perm guardianship of people's sobriety for 1903]. Perm, 1904. 79 p.

17. Ramazanova G.R. Social deviations in the cities of the Ufa province at the end of the 19th - beginning of the 20th century. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 1 (216), pp. 39-45 (In Russian).

18. Reytblat A.I. Ot Bovy k Bal'montu i drugiye raboty po istoricheskoy sotsiologii russkoy literatury [From Bova to Balmont and other works on the historical sociology of Russian literature]. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2009. 448 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Казакова-Апкаримова Елена Юрьевна, д.и.н., доцент, в.н.с., Институт Elena YU. Kazakova-Apkarimova, Dr. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., Leading

истории и археологии УрО РАН. Researcher, Institute of History and Archeology, Ural Branch of the Russian

Academy of Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.